Что такое политический процесс обществознание. Политический процесс как совокупность политических решений

Лекция:

В динамично развивающемся обществе происходят различные процессы: экономические, правовые, политические и другие. Политический процесс представляет собой: цепь политических событий внутри политической системы; политическую деятельность, направленную на борьбу за власть и её реализацию; технологию принятия и исполнения политических решений.


В структуру политического процесса входят:

    политические акторы (субъекты политики) – граждане, партии и движения, СМИ, профсоюзы, органы государственной власти, элитарные слои общества и др.;

    объект политики – политические отношения, политические институты, индивиды и группы, включённые в политический процесс;

    средства и методы – законы, выборы, реформы, митинги, восстания;

    ресурсы – финансы, знания, идеология, поддержка народа.

Главной целью политического процесса является решение какой - либо политической проблемы. Достижение цели невозможно без постоянного взаимодействия политических акторов, одни из которых является инициаторами, а другие исполнителями. Существует несколько форм взаимодействия субъектов политики :

    конфронтация – открытое противоборство,

    компромисс, консенсус – взаимные уступки и согласие,

    союз – дружеские отношения.

Стадии политического процесса:

  1. Формирование политического процесса – непрерывное изменение, обновление, смена общественно - политических состояний.
  2. Воспроизведение устоявшихся элементов политической системы, например, выборы Президента, назначение Премьер - министра.
  3. Разработка, принятие и исполнение политических решений (законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов).
  4. Контроль политического процесса.

Классификация политических процессов:

  • внутриполитические (например, выборы депутатов ГД) и внешнеполитические (например, конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами 1992 – 1995 гг.);
  • легальные и теневые;
  • демократические и недемократические;
  • консенсуальные (реформы) и конфликтные (революция, бунт, мятеж).
Дополнительные материалы к уроку :

Интеллект-карта по обществознанию №58
Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм

Политические процессы в России

За последние годы в России стали активно развиваться такие дисциплины, как политология, социология, а также различные политические учения. Организуются различные конференции и семинары на политические темы, так как общество активно интересуется политикой и переменами в данной сфере.

На сегодняшний день накоплен богатый эмпирический материал, который относится к различным аспектам политического процесса. Вместе с тем ученые выделили и ряд проблем в функционировании политических процессов. Подобный анализ стал возможен на основании сравнительного исследования политики нескольких государств. Изучение подобного вопроса позволяет выявить пробелы в изучении политических процессов, а также предложить соответствующие пути решения данных проблем.

Необходимо отметить, что понятие политического процесса используется не только учеными, но также и субъектами политики, а также в обыденной речи граждан. Несмотря на то, что данные понятия ассоциируются именно с политикой и реализацией политической деятельности, в обыденном сознании долгое время данное словосочетание ассоциировалось именно со сталинским режимом, репрессиями в Германии, показательными судами над изменщиками и так далее. Подобный негативный опыт не всегда в полной мере позволяет гражданам оценить политическую обстановку правильно. С этой точки зрения необходимо развитие политической культуры.

Рисунок 1. Политические процессы в России. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Зарождающиеся направления политики

Учёные, которые на сегодняшний день изучают политику, говорят о появлении новых политических течений, которые пока что только зарождается и формируются. Кроме того, отмечается трансформация многих институтов власти, которые приспосабливаются к изменяющимся общественным отношениям.

Одним из новых, зарождающихся направлений политики является институционализм. Особый интерес к нему выражают учёные в междисциплинарных исследованиях. В частности, данное направление основано на понимание норм Конституции и их реализации на практике с учетом социального взаимодействия. Нередко данное направление предполагает избрание кандидатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления по территориальному признаку. Подобное направление накладывает определенный отпечаток на политические взгляды населения.

Институционализм как теория социальных основ также выступает в качестве одного из направлений развития политических институтов, однако в науке ему уделено недостаточное внимание. Между тем, именно данное направлен изучает возможность развития определенных институтов в контексте формирующийся социальной парадигмы, основанную на нормах Конституции. На сегодняшний день данная точка зрения оценивается в качестве одной из наиболее эффективных в политической сфере.

Следующий подход именуются как бихевиористский, в частности он рассматривает отдельных индивидов или группы людей в качестве субъектов политического процесса и ведущего вектора, объединяя их политические воли и интересы. Однако в рамках данного подхода не отражаются организационные моменты, структура и функционал политических процессов, а также явления, которые оказывают влияние на общественные отношения, что является значительным недостатком данного подхода. Также данный подход не способен учесть временные единицы измерения и изучить политический процесс в целом. Изучаемые в его контексте явления лишь вырываются из определённого момента и изучаются конкретно на данный момент времени.

Следующий подход именуются структурно-функциональным. Он анализирует поведенческие аспекты политического процесса, оценивая в том числе среду и систему, характер и способ взаимодействия субъектов в сфере политики. Основное внимание здесь также уделяется макроаспектам политического процесса. Сторонниками данного подхода используются более крупные временные единицы для анализа тех или иных политических явлений, что позволяет более полно определить специфику какого-либо направления развития политических отношений. В качестве недостатков данного подхода можно выделить следующие:

  • происходит занижение роли субъективных факторов в рамках политики,
  • поведение субъектов в чаще всего сводится к определению их ролей.

Замечание 1

Указанные подходы несомненно имеют право на существование, однако только их совместное использование позволяет создать целостную картину политики в определенном государстве.

Проблемы политического процесса

Основные проблемы, которые характеризуют политический процесс, касаются как сферы внешней политики, так и сферы внутренней политики. В частности, на сегодняшний день ведется достаточно жесткая внешняя политика со стороны многих государств.

Замечание 2

Несмотря на достижение определенных соглашений в данной сфере, далеко не все государства адаптировали свою политическую систему на вектор международного сотрудничества. А в качестве яркого примера такой страны можно выделить Украину, которая на сегодняшний день абсолютно не настроена на конструктивный диалог с другими странами. Подобное поведение стран можно также наблюдать в отношении России в форме выдвижения санкций против неё, прекращения дипломатических отношений, высылки дипломатов и т.д.

Что касается внутренних проблем, здесь можно назвать различные факторы и причины, способствующие их развитию. В частности, одной из важных причин, подавляющих веру народа ко власти выступает коррупция, которая активно процветает в различных сферах общества. Только комплексные меры ко всем сферам жизни общества способны предотвратить негативные явления, не позволяющие политической системе развиваться в полном объёме.

Социологический анализ отдельных политических явлений позволяет изучить субъекты, ресурсы, используемые имя, а также условия их взаимодействия, что является важным фактором анализа многих политических систем. Кроме того, определённого наблюдения требуют политические изменения и политические ситуации, анализ их динамики.

Рисунок 2. Проблемы политического процесса. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Поиск

"


Всего: 241 1-20 | 21-40 | 41-60 | 61-80 | 81-100 …

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем одного, от­но­сят­ся к по­ня­тию «субъекты по­ли­ти­че­ской деятельности». Най­ди­те один термин, «выпадающий» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Пояснение.

Политический про­цесс определяется как ди­на­ми­че­ская характеристика всей по­ли­ти­че­ской системы в целом, по­сле­до­ва­тель­ная смена ее состояний, ста­дий развития.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическое участие


Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных

организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

(по А. В. Петрову) )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1) ука­за­на причина:

государство и ра­бо­то­да­те­ли рас­по­ла­га­ют ши­ро­ки­ми политико-правовыми и эко­но­ми­че­ски­ми возможностями, чтобы эф­фек­тив­но от­ста­и­вать свои ин­те­ре­сы на всех уров­нях социально-трудовых отношений, а наёмные ра­бот­ни­ки от­ста­и­ва­ют свои ин­те­ре­сы самостоятельно;

2) ука­зан процесс:

распространение ин­ду­стри­аль­ных отношений.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

(В.Н. Суворов)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указана связь многопартийности с политическим поведением масс

Многопартийность способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения;

2. Приведены примеры взаимосвязи, например:

Каждая партия имеет свои печатные органы, выступает на телеканалах, комментирует политическую обстановку, формируя общественное мнение;

Могут быть приведены другие примеры.

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Политическое участие

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

− кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их соответствия

заданной теме;

− пол­но­та от­ра­же­ние ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

− со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) Де­мо­кра­ти­че­ский ме­ха­низм при­ня­тия по­ли­ти­че­ских решений

2) Из­би­ра­тель­ные права граждан:

3) Прин­ци­пы демократического из­би­ра­тель­но­го права:

а) всеобщность;

б) равенство;

в) тайна выборов;

4) Из­би­ра­тель­ные системы:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная

5) Роль выборах в политическом процессе:

б) общественный контроль за деятельностью государственной властью;

в) социальное представительство и т.д.

6) Пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны власти

7) Вы­бо­ры в не­де­мо­кра­ти­че­ских обществах

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и

подпунктов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие политические выборы, их роль в политическом процессе:

а) формирование представительных органов власти;

б) социальное представительство;

в) общественный контроль и т.д.

2) Избирательные права граждан:

а) активное избирательное право;

б) пассивное избирательное право.

3) Демократическая процедура выборов, признаки:

а) равные;

б) всеобщие;

в) тайные;

г) альтернативные и т.д.

4) Избирательные системы:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная;

в) смешанная.

5) Представительные органы власти.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 1-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Какую тенденцию политического участия автор называет наиболее актуальной? Какое влияние, с точки зрения автора, оказывает эта тенденция на политическую сферу общественной жизни? Какое условие высокого уровня участия граждан демократического государства в политической жизни он называет?


(К.И. Аринина )

Пояснение.

1. тенденция: отказ граждан от участия в политической жизни социума;

2. влияние: тенденция негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти;

3. условие: преобладание коллективистских настроений в обществе.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «политическое участие». Какие три точки зрения на причины кризиса политического участия приводит автор (изложите суть точек зрения)? В каких режимах и по какой причине явка на избирательные участки, как пишет автор, является почти сто-процентной?


В государстве, построенном на демократических принципах, гражданам предоставляется возможность участвовать в политическом процессе. Однако сегодня всё более актуальной становится тенденция отказа граждан от участия в политической жизни социума, что негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти, в связи с чем возрастает интерес к проблеме абсентеизма.

Сознательное уклонение избирателей от участия в выборах – распространённое явление в мировой избирательной практике, для демократических государств абсолютное участие в выборах не характерно. Стопроцентная явка типична для недемократических режимов, где используются различные методы принуждения к участию в голосовании.

Увеличивающееся количество людей, которые по тем или иным мотивам отказываются участвовать в выборах органов власти, поднимает проблему легитимности выбранной власти. Поэтому некоторые государства применяют различные меры для обеспечения явки: от введения минимального порога явки до штрафов. Установление юридической обязанности принимать участие в голосовании используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и др. Однако вряд ли это можно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от осуществления своего избирательного права различны и зачастую носят политический характер.

Высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе.

По мере роста индивидуалистических настроений появляются приоритетные для каждого человека сферы деятельности, связанные с его личными целями, политика же как сфера общественного и решение политических проблем уходят на второй план.

По мнению З. Баумана, кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам, размыванием политических убеждений. Э. Гидденс объясняет растущее число абсентеистов отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации. Р. Инглхарт считает, что простые формы политического участия, такие, например, как голосование, выборы, теряют свою действенность, и на смену им должна прийти гораздо более сложная система, обеспечивающая политическое участие. Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней.

(К.И. Аринина )

Пояснение.

1. объяснение: Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление;

2. три точки зрения: кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам; он вызван отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации; кризис вызван тем, что простые формы политического участия теряют свою действенность;

3. режим и причина высокой явки: высокая явка наблюдается в недемократических режимах по причине принудительных мер со стороны государства.

Может быть дана иная формулировка определения

Автор пишет, что уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Какие две группы граждан можно выделить по такому признаку, как отношение к политической системе? Приведите по два объективных и субъективных фактора, которые влияют на решение гражданина об участии в голосовании.


В государстве, построенном на демократических принципах, гражданам предоставляется возможность участвовать в политическом процессе. Однако сегодня всё более актуальной становится тенденция отказа граждан от участия в политической жизни социума, что негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти, в связи с чем возрастает интерес к проблеме абсентеизма.

Сознательное уклонение избирателей от участия в выборах – распространённое явление в мировой избирательной практике, для демократических государств абсолютное участие в выборах не характерно. Стопроцентная явка типична для недемократических режимов, где используются различные методы принуждения к участию в голосовании.

Увеличивающееся количество людей, которые по тем или иным мотивам отказываются участвовать в выборах органов власти, поднимает проблему легитимности выбранной власти. Поэтому некоторые государства применяют различные меры для обеспечения явки: от введения минимального порога явки до штрафов. Установление юридической обязанности принимать участие в голосовании используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и др. Однако вряд ли это можно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от осуществления своего избирательного права различны и зачастую носят политический характер.

Высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе.

По мере роста индивидуалистических настроений появляются приоритетные для каждого человека сферы деятельности, связанные с его личными целями, политика же как сфера общественного и решение политических проблем уходят на второй план.

По мнению З. Баумана, кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам, размыванием политических убеждений. Э. Гидденс объясняет растущее число абсентеистов отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации. Р. Инглхарт считает, что простые формы политического участия, такие, например, как голосование, выборы, теряют свою действенность, и на смену им должна прийти гораздо более сложная система, обеспечивающая политическое участие. Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней.

(К.И. Аринина )

Пояснение.

1. две группы: 1) группа граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение; 2) группа граждан, выражающих таким образом свой протест;

2. факторы:

– объективные: уровень выборов, активность информирования граждан о выборах и их значении;

– субъективные: уровень политической культуры избирателя, его личностные психологические качества.

Могут быть выделены другие группы и приведены другие факторы

Автор утверждает, что «Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих данную точку зрения.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13 Конституции РФ).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ).

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ)...

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита... Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ).

Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

(В.Н. Суворов)

Пояснение.

Могут быть приведены следующие аргументы, например:

Верховенство права во всех сферах жизни общества возможно только при высокой правовой культуре населения, его желания участвовать в политической жизни, отстаивать свои права.

Общероссийские общественные организации участвуют в выборах членов Общественной палаты РФ, которая осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти, находя компромисс, защищая права и свободы гражданина;

Формируя инициативные группы, граждане могут требовать проведения местных референдумов, проводит пикетирование, собирать подписи обращаться в суд или прокуратуру по вопросам нарушения экологических прав;

Могут быть приведены любые другие примеры.

Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство

Нередко высказывается мнение об особой значимости для развития общества ценностно-ориентированной общественно-политической вовлечённости людей. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого мнения.


Для социально-политической психологии наибольший интерес представляют два типа личного и группового выбора. Во-первых, выбор человеком уровня и форм своей вовлеченности в общественно-политическую жизнь. Крайние точки таких уровней и форм, с одной стороны, активное участие в этой жизни, осмысление её как главной сферы деятельности человека, с другой - полное отчуждение от неё, принятие роли пассивного объекта социальных и политических процессов... Второй выбор определяет конкретную общественно-политическую позицию или ориентацию человека, основанную на одной из систем идейно-политических ценностей, существующих в обществе. Оба эти выбора взаимосвязаны. Уровень психологической и практической вовлечённости людей в жизнь общества влияет на определенность и последовательность их идейно-политического выбора: чем меньше человек интересуется политикой, тем более аморфны, бессистемны, неустойчивы его политические взгляды. В то же время отчуждение от господствующих в обществе конвенциональных систем ценностей и форм политической жизни может означать психологическую готовность к активной альтернативной, вне- или антисистемной общественной деятельности (именно такими были психологические предпосылки так называемых неформальных движений в ряде стран)...

Уровень вовлечённости людей в общественно-политическую жизнь обусловлен достаточно сложной системой факторов. Обычно он возрастает в периоды бурного обновления общественных отношений... В периоды стабилизации системы, а также в трудные времена кризисов обычно происходит спад массовой политической активности...

В странах с развитым гражданским обществом широкое распространение получает вовлеченность, которую можно назвать ценностно-ориентированной. Ибо она направляется прежде всего теми ценностями, которые вырабатываются различными социальными группами в процессе осознания ими своих интересов и предпочтений. Самодеятельная, независимая от институтов власти активность таких социальных субъектов отличительная особенность гражданского общества. И хотя она чаще всего развертывается вокруг конкретных проблем - общенациональных или локальных и групповых - и не претендует на участие в «большой политике», даже противопоставляет себя ей, она так или иначе влияет на деятельность партий и органов власти. Данная форма социальной активности эволюционирует относительно независимо от уровня активности политической и представляет собой один из важнейших механизмов саморегулирования общества, связей между гражданами и органами власти.

(Г. Дилигенский )

Пояснение.

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) ценностно-ориентированная вовлеченность предполагает осознанную активность людей;

2) ценностно-ориентированная вовлеченность приводит к целенаправленному изменению общественной жизни;

3) ценностно-ориентированная вовлеченность позволяет организовать содержательный диалог различных социальных сил, достичь общественного согласия.

Могут быть приведены другие аргументы

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Целью всякой ___________(А) является власть - влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, сё стабильность и динамизм.»

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

А) - политическая деятельность.

Б) - социальная среда.

В) - ресурсы.

Г) - политические роли.

Д) - правомерность.

Е) - характер изменений.

Ответ: 529736.

Ответ: 529736

Предметная область: Политика. Понятие власти

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух являются характеристикой политического процесса. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

СМИ, государство - политические институты, а не процессы.

Ответ: 5, 7.

Ответ: 57|75

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Петр Дмитриевич Садовский

Модернизация - понятие многозначное. В целом − это обновление, изменение в соответствии с новыми требованиями и нормами как технических объектов и производственных процессов, так и социальной системы. Социальная модернизация – совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа. Как видим и политическая сфера общества тоже затрагивается модернизацией.

Станислав Валентинович Пчелинцев 14.02.2016 22:12

Добрый день! ПО учебнику Баранова СМИ являются одними из субъетов политического процесса.

Валентин Иванович Кириченко

Прочитайте внимательно задание. Необходимо выбрать характеристики, а не субъекты политического процесса.

Cat M 08.01.2019 17:47

почему 3 и 6 подходят?

Иван Хеорхе

Являются политическими процессами, то есть совокупностью действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими своих интересов и целей. Когда в среде чиновников начинает расти коррупция, кумовство и прочие негативные явления, это отражает дисфункцию институтов исполнительной власти, то есть пусть и негативный для общества, но все же полт процесс.

Цель политики современного государства в области развития политических процессов и институтов –

1) упрочение представительной демократии, расширение участия народа в подготовке и принятии законов.

2) защита наиболее неимущих, незащищенных слоев населения, целевая поддержка молодежи, лиц престарелого возраста.

3) осуществление защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей.

4) ослабление налогового бремени на мелкий и средний бизнес, льготное налогообложение небольших предприятий.

Пояснение.

Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;

2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности;

3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их);

4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения);

5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности).

Какие сферы общественной жизни (социальные процессы, явления), по вашему мнению, должны быть в наибольшей степени защищены от политического воздействия? Укажите три сферы (процесса, явления) и в каждом случае кратко поясните своё мнение.


Ответ на вопрос о распространённости политики в обществе прямо зависит от её трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. Из широкого понимания политики как любой деятельности и поведения, связанных с властью, авторитетом, организацией и управлением, логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.д. Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как государство и партии, но также профсоюзы, частные клубы, деловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи...

В то же время широкая трактовка политики таит в себе опасность затемнения её особенностей, растворения среди близких к политике по своей природе явлений - власти, социальной организации, управления, изучение которых - предмет специальных наук, соответственно: социологии власти, социологии организации, теории управления.

Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер. Он пишет: «Ассоциация может быть названа политической, если выполнение её распоряжений постоянно осуществляется на определённой территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа».

Таким образом, Вебер ограничивает критерии политического постоянством власти, её распространением на определённую территорию, наличием специальных органов принуждения. Нетрудно заметить, что политика связывается Вебером c общегосударственным (макро)уровнем её функционирования...

Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Политика - это инструмент сознательного саморегулирования общества. Поэтому она может распространяться на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования (например, охрана безопасности граждан‚ общественного порядка, развитие международных связей и т.д.), так и на те, которые временно приобретают политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий).

Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придаёт им особый аспект - делает их объектом воздействия публичной власти...

Многоаспектность различных общественных объединений объясняется в конечном счёте многообразием качеств и социальных ролей человека.

(В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны сферы (процессы, явления) и даны краткие пояснения, например:

1) религиозная сфера (вопросы религиозной веры - сфера свободного самоопределения человека, политическое принуждение не может привести человека к искренней вере или атеизму);

2) процессы, связанные с культурным творчеством (в культурном творчестве ценны свобода и разнообразие художественных идей, приёмов, а не пропаганда определённых политических идей);

3) экономические процессы (рынок должен оставаться преимущественно саморегулирующейся системой, следование политической конъюнктуре может привести к экономическому кризису, дезорганизации экономических связей).

Могут быть указаны другие сферы (процессы, явления), даны иные пояснения

Какие три субъ­ек­та исторического про­цес­са названы в тексте? Чем субъект, по мне­нию автора, от­ли­ча­ет­ся от участника?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Исторический про­цесс сам по себе весь­ма сложен и пред­став­ля­ет собой вза­и­мо­дей­ствие многих объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных факторов. К объ­ек­тив­ным факторам от­но­сят­ся природные усло­вия жизни общества, объ­ек­тив­ные потребности людей в обес­пе­че­нии необходимых усло­вий их жизни, а также со­сто­я­ние материального производства, су­ще­ству­ю­щая социальная струк­ту­ра общества, его го­су­дар­ствен­ный строй и т.д., ко­то­рые каждое новое по­ко­ле­ние застаёт уже сло­жив­ши­ми­ся и ко­то­рые в той или иной мере обу­слов­ли­ва­ют жизнедеятельность людей. Субъ­ек­тив­ные же фак­то­ры исторического про­цес­са - это раз­но­го рода спо­соб­но­сти людей сво­и­ми действиями вно­сить изменения в те или иные сто­ро­ны общественной жизни.

В ис­то­ри­че­ский процесс прямо или кос­вен­но включены все люди, по­сколь­ку они вклю­че­ны в про­цесс общественного производства, а также в по­ли­ти­че­скую и ду­хов­ную жизнь общества. В этом от­но­ше­нии все они яв­ля­ют­ся участниками ис­то­ри­че­ско­го процесса. Но его субъ­ек­та­ми они ста­но­вят­ся лишь в той мере, в какой дей­ству­ют сознательно: осо­зна­ют своё место в обществе, со­ци­аль­ное значение своей де­я­тель­но­сти и на­прав­лен­ность исторического процесса. Со­зна­тель­но участвуя, скажем, в со­вер­шен­ство­ва­нии экономических и со­ци­аль­ных отношений, по­ли­ти­че­ской системы общества, в раз­ви­тии его ду­хов­ной жизни, тот или иной че­ло­век или со­ци­аль­ная группа вы­сту­па­ет как субъ­ект исторического процесса.

В по­след­нее время в науке и по­ли­ти­ке всё чаще го­во­рят о че­ло­ве­че­стве как са­мо­сто­я­тель­ном субъекте ис­то­ри­че­ско­го процесса. Для этого име­ют­ся веские основания. В со­вре­мен­ных условиях че­ло­ве­че­ство всё более вы­сту­па­ет как еди­ное целое в силу рас­ши­ре­ния и упро­че­ния экономических, по­ли­ти­че­ских и куль­тур­ных связей на­ро­дов всех стран, уси­ле­ния их взаимозависимости. Имен­но в рам­ках человечества как еди­но­го целого долж­ны ныне ре­шать­ся проблемы обес­пе­че­ния всеобщего мира, со­хра­не­ния и раз­ви­тия природной среды, а также со­зда­ния условий для раз­ви­тия сотрудничества и вза­и­мо­по­мо­щи всех на­ро­дов и го­су­дарств нашей планеты.

И че­ло­ве­че­ство в той или иной сте­пе­ни решает эти проблемы, пре­жде всего, путём на­ла­жи­ва­ния всестороннего со­труд­ни­че­ства между на­ро­да­ми и государствами. На это на­прав­ле­на деятельность мно­гих международных организаций. Чрез­вы­чай­но важно, чтобы при на­ли­чии многих про­ти­во­ре­чий и кон­флик­тов между от­дель­ны­ми социальными группами, нациями, на­ро­да­ми и го­су­дар­ства­ми человечество как са­мо­сто­я­тель­ная целостность про­дол­жа­ло существовать и спо­соб­ство­ва­ло бы мир­но­му разрешению ука­зан­ных противоречий и кон­флик­тов - локальных, ре­ги­о­наль­ных и международных.

(В. Лавриненко )

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­ны быть указаны:

Субъекты ис­то­ри­че­ско­го процесса:

1) человек;

2) со­ци­аль­ная группа;

3) че­ло­ве­че­ство в целом.

Долж­но быть ука­за­но отличие:

Его субъ­ек­та­ми они ста­но­вят­ся лишь в той мере, в какой дей­ству­ют сознательно: осо­зна­ют своё место в обществе, со­ци­аль­ное значение своей де­я­тель­но­сти и на­прав­лен­ность исторического процесса.

Арендный блок

Основные понятия: политический процесс, виды политических процессов, субъекты политического процесса, стадии политического процесса.

Политический процесс – цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

Особенности политического процесса:

1) Складывается из бесконечной суммы политически значимых действий включённых в него участников – субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические

партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодёжные, женские и другие организации, СМИ).

2) Связан с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества.

3) Оказывает большое влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений.

4) Продолжается безостановочно с момента появления государства.

Классификация политических процессов (Основания для классификации. Виды политического процесса(:

1) Масштаб. Внутриполитический, внешнеполитический (международный).

2) Значимость для общества. Базовый, частный.

3) Публичность принятия решений. Открытый, скрытый (теневой).

Цель (объект) политического процесса – политическая проблема.

Субъекты (участники) политического процесса:

1) Инициаторы. Те, кто заявляет проблему.

2) Исполнители. Те, кто способен обеспечить последовательное решение проблемы (властные институты, наделённые властью должностные лица, назначенные для этих целей люди из неправительственных организаций). → Выбор средств, методов и ресурсов для реализации политического процесса.

Стадии политического процесса (Наименование стадии. Её сущность):

1) Конструирование политической системы общества. Создание в ходе выигранной политической борьбы качественно новой (по своей сути, целям развития, режиму функционирования, влиянию на общество) государственности, политической системы в целом. Конструирование – это и постоянный процесс. Он систематически возобновляется, идёт непрерывно, представляя собой выражение согласия людей с установившейся политической системой, её принципами, институтами, нормами и т. п. Методы осуществления: вооружённое восстание, победа на выборах и т. д.

2) Воспроизведение компонентов и признаков политической системы общества. Это и повторение всех установившихся элементов и параметров политической системы, а также их видоизменение, обновление (в рамках одного общественного строя). Методы осуществления: свободные, тайные и прямые выборы, избрание, назначение, конкурсы и др.

3) Принятие и исполнение политико-управленческих решений. Это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти. Возможность выхода политического процесса из-под контроля ставит проблему ответственности за принятие политического решения. От рациональности и эффективности принимаемых решений во многом зависит устойчивость политической системы общества.

4) Контроль над функционированием и направлением развития политической системы общества. Методы осуществления: выборы, референдумы, отчётно-перевыборные кампании, выявление общественного мнения и др., а также деятельность институтов, которые создаются специально для осуществления контролирующей деятельности (сеть государственных учреждений, структур партий, общественных движений и организаций, СМИ).

Стадия контроля над функционированием политической системы общества завершает определённый цикл политического процесса. Однако политический процесс на этом не кончается. Вслед за ним (а вернее, не дожидаясь его окончания) начинается другой цикл политического процесса, затем третий и т. д. – пока длится существование самой политической системы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Политика. Теория

Политика. Тематические элементы содержания: краткая характеристика. Политическая власть, признаки государства, политическая система, режим. Демократия, гражданское общество. Функции политической элиты. Функции политической партии. СМИ. Избирательная система.

Существует около 21 тысячи видов и 520 родов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ. Вопросы к тексту

Реформа местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы

Курсовая работа. Кафедра общественных дисциплин Дисциплина: Основы государственного и муниципального управления Специальность Государственное и муниципальное управление»

Экспериментальные методы в Психолингвистике

Метод дополнения языкового знака (завершения /восстановления/ речевого высказывания) Одним из очень распространенных в психолингвистических исследованиях является метод дополнения, называемый также методикой завершения.

Вища освіта в Україні

Система вищої освіти в Україні. Болонський процес і система вищої освіти в Україні. Кредитно-модульна система організації навчального процесу у ВНЗ

Осаждение из парогазовой смеси (ПГС)

Пример и Решение. Проводится осаждение реагента из парогазовой смеси, растворяемого в кислороде - газе-носителе. Определить число молекул. Изменение давления в процессе незначительно.

В данной статье рассматриваются вопросы содержательной линии «Политика».

Содержательную линию раздела «Политика» составляют следующие элементы: понятие власти; государство, его функции; политическая система; типология политических режимов; демократия, её основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; средства массовой информации в политической системе; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство; органы государственной власти РФ; федеративное устройство России.

Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» вызвали затруднения у выпускников вопросы, проверяющие знание функций государства, особенностей политической системы, признаков и взаимосвязи гражданского общества и правового государства.

Наиболее сложным для экзаменуемых оказалось задание, проверяющее знание темы «СМИ в политической системе». На результаты выполнения задания по этой теме повлияла также форма задания (задание на анализ двух суждений).Тема «Избирательная кампания в РФ» всегда была достаточно сложной для учащихся. Темы «Политические партии и движения», «Понятие власти», «Политическое участие», которые давали высокий результат на базовом и повышенном уровне сложности, на высоком уровне сложности вызывают затруднения у участников ЕГЭ.

Невысокие результаты получены при выполнении сложных заданий по теме «Политический процесс». Более низкие, чем в прошлом году, результаты были продемонстрированы при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6), а задания формата В6, направленные на проверку тем «Политическая система», «Государство и его функции», дали средний процент выполнения менее 10%. Результаты неудачно выполненного задания В6 соотносятся с показателями выполнения задания С5, проверяющего на другом уровне то же умение - применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

Сделаны выводы, что темы: «СМИ в политической системе», «Избирательная кампания в РФ», «Политический процесс», «Политическое участие», «Политическое лидерство» - требуют более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в данной статье.

1. Тема: «СМИ в политической системе»

План:
1. СМИ в политической системе общества:
а) понятие «средства массовой информации»;
б) функции СМИ;
в) роль и влияние СМИ в различных политических режимах.
2. Характер информации, распространяемой СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя:
а) способы воздействия на избирателя;
б) роль политической рекламы;
в) методы противостояния СМИ.

Основные положения темы:
Средства массовой информации - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определённом регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Функции СМИ: 1) информационная; 2) выбор и комментирование информации, её оценка; 3) политическая социализация (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения); 4) критика и контроль органов власти; 5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику; 6) формирование общественного мнения; 7) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям).

СМИ могут способствовать развитию демократии, участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.

Политическое манипулирование - процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону.
Цель манипулирования - внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.

2. Тема: «Избирательная кампания в РФ»

План:
1. Избирательная система:
а) понятие «избирательная система»;
б) структурные компоненты избирательной системы;
в) понятие «избирательное право»;
г) этапы избирательного процесса;
д) типы избирательных систем.

2. Избирательная кампания:
а) понятие «избирательная кампания»;
б) этапы избирательной кампании.

3. Политические технологии избирателя.

Основные положения темы:
Избирательная система (в широком смысле) - порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя.Избирательная система (в узком смысле) - способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Избирательное право - это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

Избирательное право (в узком смысле) - это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

В России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган - с 21 года, главой администрации субъекта РФ - по достижении 30 лет, а Президентом страны - с 35 лет. Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам.При выборах Президента РФ применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах 1) всеобщего, 2) равного, 3) прямого избирательного права при 4) тайном голосовании.

Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Стадии избирательного процесса:
1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
2) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;
3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
4) голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.
Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Типы избирательных систем:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

Мажоритарная система (от франц. majorite - большинство) - 1) избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное); 2) при её применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.

Виды мажоритарной системы:
1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);
2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);
3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.

3. Тема: «Политический процесс»

План:
1. Политический процесс:
а) понятие «политического процесса»;
б) этапы политического процесса.

2. Типологизация политического процесса:
а) в зависимости от сферы действия;
б) в зависимости от временных характеристик;
в) по степени открытости;
г) в зависимости от характера общественных перемен.

3. Особенности политического процесса в современной России.

Основные положения темы:
Политический процесс - 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Структура политического процесса:
1) субъекты процесса, действующее начало;
2) объект, цель процесса (решение политической проблемы);
3) средства, методы, ресурсы.

Политический процесс можно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
Инициирование (от лат. injicio - вбрасываю, вызываю, возбуждаю) - стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo - расчленяю) интересов и требований - механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов - это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
2) формирование политики (принятие политических решений);
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.

Классификация политических процессов:
1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

4. Тема: «Политическое участие»

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы:
Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:
1) самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия:
1) случайное (разовое) участие - личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» - человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие - человек делает политическую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens - отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

5. Тема: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства.
2. Функции политического лидера:
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы:

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства:
По масштабу лидерства:
1) общенациональный лидер;
2) лидер большой социальной группы;
3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический;
2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня - анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство - это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин - состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
Ответ: 2.

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Ответ: 2 (теорию см. выше)

3. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим - совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим - один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно.

Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Но в рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
Ответ: 1.

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________ (А) . Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ (Б) , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (В) , объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________ (Г) . Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________ (Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________ (Е) , отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство;
2) фракция;
3) выборы;
4) движение;
5) лидер;
6) социум;
7) партия;
8) группа;
9) членство.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


А Б В Г Д Е
7 5 8 3 1 4
Использованные материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
4. Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru
5.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/(Л.Н. Боголюбов, А.Н. Лазебникова, Н.М. Смирнова и другие.); под ред. Л. Н. Боголюбова (и др.) М.: «Просвещение». - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2010.