История и этнология. Факты

Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен (при рождении Фабиан Готлиб Тадеус фон Беллинсгаузен, нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen; 9 (20 сентября) 1778, остров Эзель - 13 (25 января) 1852, Кронштадт) - знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды . Происходит из остзейских немецких дворян.

Биография

Беллинсгаузен родился 18 августа 1779 года на острове Эзель (ныне остров Сааремаа, Эстония). Близость моря, общение с моряками и рыбаками с раннего детства привили мальчику любовь к флоту. Десяти лет он был отдан в Морской корпус. Будучи гардемарином, Беллинсгаузен совершил плавание в Англию. Окончив корпус в 1797 году, он в чине мичмана служил на кораблях Ревельской эскадры в Балтийском море.

В 1803-1806 годы Беллинсгаузен принял участие в кругосветном плавании И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Это плавание было отличной школой для молодого моряка. По возвращении на родину Беллинсгаузен продолжал служить на Балтийском флоте. В 1810 году его перевели ".. на Черноморский флот, где он командовал фрегатом "Минерва", а затем фрегатом "Флора"". За время службы на Черном море Беллинсгаузен проделал большую работу по уточнению морских карт Кавказского побережья, провел ряд астрономических наблюдений, точно определил координаты главнейших пунктов побережья. Таким образом, к руководству экспедицией Беллинсгаузен пришел уже опытным ученым, моряком и исследователем.

Открытие Антарктиды

Беллинсгаузен получил назначение на должность начальника экспедиции лишь незадолго до ухода в плавание, поэтому заботы о снаряжении экспедиции и комплектовании команд шлюпов легли на Лазарева . Пользуясь правом набирать людей по своему усмотрению, Лазарев укомплектовал экипажи шлюпов бывалыми моряками, добровольно пожелавшими отправиться в неведомые края. В дальнейшем это немало способствовало успеху плавания.

Экипаж "Востока" состоял из 117 человек. Экипаж "Мирного" - из 73 человек. "Все офицеры и чиновники... были русскими, - писал участник экспедиции профессор И.М. Симонов. - Некоторые носили немецкие имена, но, будучи дети российских подданных, родившись и воспитавшись в России, не могут назваться иностранцами".

Шлюпы "Восток" и "Мирный", на которых совершалось плавание, были построены на отечественных верфях почти одновременно.

Ледяной берег желанного Южного материка увидели впервые в истории человечества русские моряки - спутники Беллинсгаузена и Лазарева 16 января 1820 года. Но вид берегов был слишком необычен. Туман и снег помешали морякам определить, что находится дальше, за бугристыми льдами. Это, по-видимому, и заставило тогда Беллинсгаузена воздержаться от заключения, что перед ним материк. 16 января 1820 года шлюпы достигли самой южной точки за первый год плавания - 69°25" южной широты и 2° 10" западной долготы.
В течение четырех суток шлюпы плыли вдоль выступавшего к северу ледяного барьера, а затем снова повернули на юг.

К исходу января "Восток" и "Мирный" выбрались на чистую воду, а уже 2 февраля Беллинсгаузен вновь отдал распоряжение изменить курс.

Вечером следующего дня шлюпы в третий раз пересекли Южный полярный круг.
В своем предварительном донесении, посланном позже из Австралии, Беллинсгаузен сообщал на родину: "Здесь за льдяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрении, возвышаясь к югу подобно берегу. Плоские льдяные острова, близь сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломка сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность подобную материку".

Русские моряки видели ледяные берега Южного материка и 16, и 21 января, и 5-6 февраля 1820 года, но они решили еще раз убедиться в том, что открыли материк, хотя и Беллинсгаузен, и Лазарев, и их спутники были твердо убеждены в том, что перед ними земля.

4 марта 1820 года на 90° восточной долготы Беллинсгаузен повернул к берегам Австралии. Несмотря на очевидную опасность раздельного плавания кораблей (в случае гибели одного корабля второй не мог бы прийти на помощь его экипажу), Беллинсгаузен и Лазарев все же решились на это, чтобы осмотреть возможно большее пространство океана. Шлюпы взяли курсы, параллельные курсам, которыми некогда шли корабли Кука "Резольюшен" и "Эдвенчер". "Мирный" пошел на 5-3° южнее пути "Эд-венчера", Лазареву надлежало разрешить одну географическую загадку: попытаться отыскать остров Компании, якобы виденный испанскими мореплавателями.

30 марта 1820 года на 132-е сутки после выхода из Рио-де-Жанейро "Восток" бросил якорь в Порт-Джексоне. Через семь суток сюда же благополучно прибыл и "Мирный", экипаж которого удостоверился в том, что остров Компании существовал лишь в воображении его "открывателей".

О существовании в южных широтах большого материка догадывались еще средневековые географы (рисовавшие Антарктиду без ледяного покрова).

Карта мира Герарда Меркатора. 1569 год


Карта Антарктиды Оронтеуса Финиуса. 1531 год.

Во второй половине XVIII века английский мореплаватель Джеймс Кук несколько раз пытался достичь его.

Однако после безуспешных попыток преодолеть сплошные льды Кук оповестил весь мир, что он «неоспоримо опроверг возможность существования материка в южном океане».

Экспедиции Кука

Оспорить столь авторитетное мнение решились нескоро. И сделали это русские моряки. В начале 1819 года император Александр I одобрил план экспедиции к Антарктиде. Для путешествия были подготовлены два шлюпа «Восток» и «Мирный» (под командованием М.П. Лазарева). Возглавил экспедицию капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

Это был выходец из балтийских немцев, жителей острова Сааремаа. Море манило его к себе с раннего детства. «Я родился среди моря, — говорил он. — Как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». В 1789 году, 20-ти лет от роду, он поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте. После его окончания в 1797-м шесть лет плавал по Балтике на судах Ревельской эскадры.

В 1803-1806 годах молодым мичманом он принял участие в первом кругосветном путешествии русского флота под командованием Крузенштерна. Это плавание стало отличной школой для молодого офицера, который продолжил службу на кораблях Балтийской и Черноморской эскадр.

При подготовке новой кругосветной экспедиции Крузенштерн рекомендовал в качестве ее руководителя капитана 2-го ранга Беллинсгаузена: «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном».

Команды «Востока» и «Мирного» были укомплектованы русскими моряками. «Мне советовали принять несколько и иностранных матросов, — вспоминал Беллинсгаузен, — но я, зная преимущественные свойства российских, коих даже и английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме ученых Горнера, Тилезиуса и Либанда, в путешествии нашем ни одного иностранца не было».

Шлюп "Мирный" и его командир лейтенант М.П. Лазарев

Шлюп "Восток" и его командир капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен. Источник http://www.pretich2005.narod.ru

Морское министерство поставило перед экспедицией научную задачу: «открыть Антарктический полюс с целью приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре». В июле 1819 года «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта и 3 января 1820 года подошли к Южному Туле — самому южному из открытых Куком островов. Обилие айсбергов наводило на мысль, что ледовый материк совсем близко. Русские моряки трижды за это антарктическое лето пересекали Южный полярный круг, но, подобно Куку, так и не смогли прорваться за гигантские льдины.

В ноябре 1820 года, с началом антарктической весны, Беллинсгаузен вновь повел свои корабли сквозь айсберги. В середине декабря они выдержали жестокую бурю. «Порывы ветра набегали ужасные, — вспоминал Беллинсгаузен, — волны подымались в горы». Наконец, 15 января 1821 года, в ясный солнечный день, с кораблей увидели вдалеке большую землю. Беллинсгаузен назвал ее «Берегом Александра I». Благодаря беспримерному мужеству русских моряков на картах мира появились первые реальные контуры ледового материка.

Источник http://www.pretich2005.narod.ru

По возвращении из плавания Беллинсгаузен в 1826 году возглавил флотилию в Средиземном море, участвовал в осаде и штурме Варны. В 1831−1838 годах руководил флотской дивизией на Балтике, с 1839 года и до кончины был военным губернатором Кронштадта, а на время летних плаваний ежегодно назначался командующим Балтфлотом. В 1843 году получил звание адмирала. Беллинсгаузен многое сделал для укрепления и благоустройства Кронштадта; основал морскую библиотеку. В 1845 году Ф.Ф. Беллинсгаузен был избран действительным членом Русского Географического общества. В 1848 году он был назначен почетным членом Морского ученого комитета.

Ф.Ф. Беллинсгаузен умер 25 января 1852 года.
В 1869 году ему воздвигли памятник в Кронштадте.

P.S.
Путешествие Ф.Ф. Беллинсгаузена в Антарктиду описано в его книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819−1821 гг., совершенные на шлюпах "Восток" и "Мирный"», которая впервые была издана в 1831 году, через 10 лет после окончания экспедиции.

Адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился на острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония) 9 (20) сентября 1778 года. Происходил из остзейских немецких дворян.
Его первое знакомство с Кронштадтом было связано с учёбой в Морском кадетском корпусе в 1789-1897 годах, а в дальнейшем – со службой офицером на Балтийском флоте. В 1803 году из Кронштадта ушёл в составе первой русской кругосветной экспедиции Ивана Фёдоровича Крузенштерна, а в 1819-м сам возглавил экспедицию на кораблях «Восток» и «Мирный», результатом которой стало открытие Антарктиды.
В 1839 году судьба окончательно свяжет адмирала с Кронштадтом — он займёт должность военного губернатора и главного командира Кронштадтского порта. В доме № 2 по улице Княжеской (ныне — Коммунистическая), — сейчас этот дом называют «домом Маринеско», — находилась служебная квартира военного губернатора Феддея Фаддеевича Беллинсгаузена.

Сделал Кронштадт зелёным

В начале деятельности Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена на посту губернатора Кронштадт представлял собой неустроенный в бытовом и в культурном отношении город. Единственными городскими садами были Романовский (ныне — Садик Металлистов), Инженерный (на углу улиц Восстания и Зосимова), а также Общественный сад на месте современного Летнего сада, с примыкающими к нему жилыми постройками эпохи Петра I.
Известно, что Фаддей Фаддеевич был большим любителем садоводства, продолжателем идей своего предшественника адмирала П. М. Рожнова по озеленению города. Эта его увлечённость преобразила город: первые деревья были посажены адмиралом на Александровском бульваре (улица Зосимова), в Инженерном саду и на первой аллее у решётки Петровского парка; были разбиты парки на Большой Екатерининской (ныне — улица Советская), Северном бульваре (ныне — улица Восстания), расширен Летний сад.
Поскольку наблюдением за состоянием садов и парков занимался сам военный губернатор, многие деревья сохранялись в нашем городе долгое время. И надо отметить, что многие из последующих военных губернаторов города весьма ревностно относились к озеленению Кронштадта. В итоге в 1875 году в городе даже учредили отделение Императорского общества садоводства. Большим любителем садоводства был впоследствии военный губернатор вице-адмирал Н. И. Казнаков, который воспитывал в горожанах любовь к растениям и вообще к природе.

Не только сажал,
но и строил

Ещё до своего назначения военным губернатором Беллинсгаузен вместе с капитан-лейтенантом И. Н. Скрыдловым на частные пожертвования основал в 1832 году библиотеку и стал первым её директором, а книги, собранные адмиралом, стали основой первого фонда библиотеки.
Одновременно исполняя должность военного губернатора и главного командира Кронштадтского порта, Беллинсгаузен был председателем «Комитета по устройству города», который фактически занимался еблагоустройством Кронштадта и территории острова Котлин. Под его наблюдением были выстроены новые и перестроены старые форты, доки, гавани; рассматривались планы по строительству новых жилых зданий, здания администрации города, Пароходного завода, расширению Лютеранского кладбища и другие проекты. По настоянию Беллинсгаузена на кораблях устраивались госпитали, улучшалось питание для матросов.

Нашёл
достойную супругу

Лютеранин по вероисповеданию, он являлся почётным прихожанином церкви Св. Елизаветы в Кронштадте. Интересно, что семья его была многоконфессиональной. Жена Фаддея Фаддеевича — Анна Дмитриевна (урождённая Байкова, родилась 6 марта 1808 года) была православной. Анна Дмитриевна происходила из семьи секунд-майора Дмитрия Федосеевича Байкова, командира сапёрного батальона, служившего в нашем городе и строившего здания Военного ведомства в Петербурге и Кронштадте. С семьёй своей будущей жены Беллинсгаузен впервые познакомился, когда готовил поход к Южному полюсу, а венчание 18-летней Анны Байковой и 48-летнего Фаддея Беллинсгаузена состоялось в Кронштадте уже после похода — в 1826 году.
Из семи детей Анны Федосеевны и Фаддея Фаддеевича двое сыновей и дочь умерли в грудном возрасте; на воспитании остались Елизавета, Екатерина, Мария и Елена. Анна Дмитриевна не только воспитывала дочерей, но и активно занималась общественной и благотворительной деятельностью: много лет была попечительницей кронштадтской церковно-приходской школы, организовала столовую для детей погибших флотских нижних чинов, устраивала благотворительные вечера. За свои труды ей был пожалован «меньший крест ордена Святой Екатерины», на оборотной стороне которого по латыни было выбито: «Трудами сравнивается с супругом». После смерти мужа Анна Дмитриевна уехала в Псковскую губернию, в своё небольшое имение. Она умерла 16 декабря 1892 года и похоронена на погосте Горки Новосокольнического района Псковской области. Могила Анны Дмитриевны сохранилась и благодаря деятельности краеведческого музея города Новосокольники содержится в надлежащем виде.

Потомки помнят

О кончине адмирала Беллинсгаузена в 1852 году скорбел весь Кронштадт и Флот. «Морской сборник» напечатал некролог.
Его могила находилась на лютеранском (немецком) кладбище в Кронштадте, но, к сожалению, была утрачена. Уже в наше время на месте предполагаемого захоронения установили кенотаф.
11 сентября 1870 года в Екатерининском (Советском) парке был открыт памятник с надписью «Нашему полярному мореплавателю Фаддей Фаддеевичу Беллингсгаузену. 1870 г.». На открытии памятника состоялся торжественный церемониал с освящением и прохождением маршем кронштадтских моряков и подразделений кронштадтской артиллерии. Впоследствии церемония открытия памятника Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену легла в основу торжественных открытий двух других памятников: Петру Кузьмичу Пахтусову в Кронштадте и Ивану Фёдоровичу Крузенштерну в Санкт-Петербурге.
Именем Беллинсгаузена на карте мира названы 13 географических пунктов, в том числе гора в Антарктиде, мыс на Сахалине, острова, море и котловина в Тихом океане у берегов Антарктиды. В состав ВМФ СССР долгое время входило экспедиционное океанографическое судно «Фаддей Беллинсгаузен», которое в 1983 году повторило вместе с судном «Адмирал Владимирский», хорошо известным кронштадтцам, маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева 1819-1821 годов. Имя Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена ныне особо чтят в Детском морском центре «Юный моряк». Ежегодно в сентябре в Советском парке у памятника Беллинсгаузену проходит праздник посвящения в юнги.
Так в нашем городе стараются сохранить связь времён.

Светлана Кислякова,
Музей истории Кронштадта

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Основные события

Открытие Антарктиды

Вершина карьеры

Орден Владимира I ст., орден Белого орла, орден Святого Александра Невского с пожалованием через два года алмазных знаков к нему, орден Святого Георгия IV степени

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (при рождении Фабиан Готлиб Тадеус фон Беллинсгаузен, (нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen ; 20 сентября 1778 - 25 января 1852(73 года)- российский военно-морской деятель, мореплаватель, адмирал (1843). В 1803-1806 гг. участвовал в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна . Вернувшись в Россию, служил на Балтийском и Черноморском флотах. В 1819-1821 гг. возглавлял на шлюпах «Восток» и «Мирный» кругосветную экспедицию, во время которой 28 января 1820 г. был открыт «льдинный материк» - Антарктида и ряд островов в Тихом океане.

Биография

Детство

С раннего детства хотел связать свою жизнь с морем: "Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря". В 1789 поступил в Кронштадтский морской кадетский корпус. Стал гардемарином и в 1796 совершил плавание к берегам Англии.

Служба до кругосветного плавания

В 1797 стал мичманом - получил свой первый офицерский чин. В 1803-1806 Беллинсгаузен служил, который вошел в состав экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, совершившей первое русское кругосветное плавание.
Способности Беллинсгаузена были замечены командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим его Крузенштерну , под руководством которого в 1803-1806гг., на корабле "Надежда", Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание, составив почти все карты, вошедшие в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».
В 1810-1819 командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях.

Кругосветное плавание. Открытие Антарктиды

Маршрут Беллинсгаузена и Лазарева Из «Атласа истории географических открытий и исследований». 1959 г.

При подготовке второго русского кругосветного плавания, организованного с одобрения императора Александра Первого, Крузенштерн рекомендовал сделать Беллинсгаузена её руководителем. Главная цель похода обозначалась морским министерством как чисто научная: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о земном шаре».

Летом 1819 капитана 2-го ранга Фаддей Фаддеевича Беллинсгаузена назначили командиром парусного шлюпа «Восток» и начальником экспедиции для открытия шестого материка. Вторым шлюпом - «Мирный», командовал молодой ещё тогда лейтенант Лазарев Михаил.

Выйдя 4 июня 1819 из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг и, обогнув юго-западный берег острова Новая Георгия, открытого Куком, около 56° ю. ш. открыл 3 острова маркиза де Траверсе, осмотрел южные Сандвичевы острова, пошёл к востоку по 59° ю. ш. и два раза отправлялся далее на юг, насколько позволяли льды, достигнув 69° ю. ш.

«Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды

В январе 1820 корабли экспедиции подошли к берегу Антарктиды и был исследован прибрежный ледяной шельф по пути на восток. Так был открыт новый континент, который Беллинсгаузен назвал “ледяным”. Открыли Антарктиду приблизившись к ней в точке 69° 21" 28" ю. ш. и 2° 14" 50" з. д. (район современного шельфового ледника), 2 февраля с кораблей во второй раз видели побережье. А семнадцатого и восемнадцатого февраля, экспедиция подошла к берегу почти вплотную.

После этого, в феврале и марте 1820, корабли разделились и отправились в Австралию (Порт-Джексон, сейчас это Сидней) по водной глади Индийского и Южного океанов (55° шир. и 9° долг.), ещё никем не посещённым. Из Австралии шлюпы экспедиции отправились в Тихий океан, где были открыты ряд островов и атоллов (Беллинсгаузена, Восток, Симонова, Михайлова, Суворова, Россиян и другие), другие посетили(Остров Великого Князя Александра), когда вернулись в Порт-Джексон.

В ноябре корабли экспедиции вновь пошли в южнополярные моря, посетив остров Маккуори под 54° ю. ш., к югу от Новой Зеландии. От него экспедиция отправилась прямо на юг, затем к востоку и три раза пересекла Полярный круг. 10 января 1821 под 70° ю. ш. и 75° з. д. мореплаватели наткнулись на сплошной лёд и вынуждены были отправиться на север, где были открыты между 68° и 69° ю. ш. остров Петра I и берег Александра I, после этого пришли к островам Новой Шотландии. В августе 1821, после 751-дневного похода экспедиция вернулась в Кронштадт.

Значение экспедиции

Плавание Беллинсгаузена по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных. Ещё в 70-х годах XVIII века, знаменитый Кук первым достиг южнополярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, заявил невозможным дальнейшее проникновение на юг. Ему поверили на слово, и сорок пять лет не было походов в южнополярные широты.

Беллингсгаузен сумел доказать ошибочность этого мнения и сделал очень много для исследования южнополярных стран посреди постоянных трудов и опасностей, на двух небольших шлюпах, не приспособленных для плавания во льдах.

Также, Беллинсгаузен пытался найти возможность прохода в реку Амур морских кораблей. Попытка была неудачной. Он не смог обнаружить фарватер в Амурском лимане. Кроме того из-за погоды не получилось развеять ошибочное мнение Лаперуза о том, что Сахалин является полуостровом.

Всего, за 751 день плавания экспедиции, были открыты 29 островов и 1 коралловый риф в Тихом и Атлантическом океанах. Было пройдено 92.000 км. С собой экспедиция привезла ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции.

После кругосветного плавания

По возвращении из плавания Беллинсгаузен был произведён в чин капитана 1-го ранга, через два месяца в чин капитан-командора и награждён «за беспорочную выслугу, в офицерских чинах, 18-ти шестимесячных морских кампаний» орденом Св. Георгия IV степени. В 1822-1825 годах командовал 15-м флотским экипажем, а затем был назначен генерал-цейхмейстером морской артиллерии и дежурным генералом Морского министерства. В 1825 году награждён орденом Св. Владимира II степени.

После восшествия на престол императора Николая I Беллингсгаузен был назначен членом комитета для образования флота и в 1826 году произведён в чин контр-адмирала.

В 1826-1827 году командовал отрядом судов в Средиземном море.

Командуя Гвардейским экипажем, Фаддей Фаддеевич участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 и за отличие при взятии Мессеврии и Инады был награждён орденом Святой Анны I степени.

6 декабря 1830 года произведён в чин вице-адмирала и назначен начальником 2-й дивизии Балтийского флота. В 1834 году пожалован орденом Белого орла.

В 1839 году заслуженный моряк был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным генерал-губернатором Кронштадта. Ежегодно на время морской кампании Беллингсгаузен назначался командующим Балтийским флотом, за свои заслуги в 1840 году награждён орденом Св. Александра Невского с пожалованием через два года алмазных знаков к нему. В 1843 году произведён в чин адмирала и в 1846 году награждён орденом Св. Владимира I степени.

Умер в Кронштадте в возрасте 73 лет.

В 1870 г. ему воздвигли памятник в Кронштадте.

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Во время поисков лидера второй русской кругосветки Крузенштерн рекомендовал капитана 2-го ранга Беллинсгаузен следующими словами: "Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном."

Влияние на потомков

Книга Беллинсгаузена: "Двукратные изыскания в южно-полярном океане и плавание вокруг света" (СПб., 1881) не потеряла актуальности до сих пор, хотя уже стала редкой.

Увековечивание памяти (памятники, места и т.п. названные именем героя и т.п.)

  • Именем Беллинсгаузена названы:
  • Море Беллинсгаузена в Тихом океане,
  • мыс на Сахалине
  • остров в архипелаге Туамоту,
  • острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых,
  • ледник Беллинсгаузена,
  • лунный кратер
  • научная полярная станция Беллинсгаузен в Антарктиде.
  • В 1870 году ему воздвигли памятник в Кронштадте.
  • В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».
  • Барельеф на станции метро Адмиралтейская в городе Санкт-Петербург.
  • Изображен на почтовой марке Венгрии 1987 года.
  • Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (Фабиан Готлиб) (1778-1852), российский мореплаватель.

    Родился 20 сентября 1778 г. в родовом имении Пилгузе на балтийском острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония). С детства Беллинсгаузен мечтал стать моряком: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря».

    В 1789 г. поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте. По его окончании (1797 г.) шесть лет ходил по Балтике на судах Ревельской эскадры.

    Способности Беллинсгаузена были замечены командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим его И. Ф. Крузенштерну, под руководством которого в 1803-1806 гг. Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание на корабле «Надежда», составив почти все карты, вошедшие в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».

    При подготовке новой кругосветной экспедиции, организованной с одобрения Александра I, уже Крузенштерн рекомендовал Беллинсгаузена в качестве её руководителя. Основная задача экспедиции определялась морским министерством как чисто научная: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о земном шаре».

    16 июля 1819 г. шлюпы «Восток» под командованием Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием М. П. Лазарева покинули Кронштадт, а 28 января 1820 г. достигли берегов Антарктиды. Беллинсгаузен повёл корабли к востоку, стараясь при каждой возможности продвинуться дальше к югу, но, не доходя до 70° южной широты, неизменно встречал «льдинный материк». Трижды за это антарктическое лето русские моряки пересекали Южный полярный круг. 11 февраля, когда выяснилось, что «Восток» дал течь, Беллинсгаузен повернул на север с остановками в Рио-де-Жанейро и Лиссабоне. 5 августа 1821 г. прибыл в Кронштадт. За 751 день плавания экспедиция открыла 29 островов в Тихом и Атлантическом океанах и 1 коралловый риф, прошла 92 ООО км.

    В 1826 г. Беллинсгаузен возглавил флотилию в Средиземном море, участвовал в осаде и взятии крепости Варна во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

    С 1839 г. до конца жизни (скончался 25 января 1852 г.) Беллинсгаузен был военным губернатором Кронштадта и много сделал для его укрепления и благоустройства. В 1843 г. мореплаватель получил звание адмирала. В его честь названы море в Тихом океане, мыс, остров, котловина, шельфовый ледник.