Калмыки что за нация. Народ Калмыкии: культура, традиции и обычаи

На территории бывшего СССР была, наверное, единственной республикой, где фактически отсутствовали религиозные организации.На территории республики действовали всего 2 православные церкви, которые ютились в неприспособленных ветхих помещениях. Культурообразующий народ республики - калмыки, исповедующий буддизм и несущий в себе синтез многоцветья уникальной восточной культуры, вообще не имели к этому времени ни молельного дома, ни хурула. Несколько поколений калмыцкого народа, в том числе и те, кто прошел через невзгоды сибирской ссылки 1943-1956 годов, выросли без духовного ориентира, не имели возможности познания своих национально-культурных истоков.

Уже к 1940 году все хурулы в Калмыкии были закрыты и уничтожены, духовенство репрессировано. Попытки общественности по возвращении из Сибири восстановить хотя бы маленькую частицу былого - открыть молельный дом для верующих - заканчивались неудачей.

Неудивительно, что после этого вскоре были закрыты национальные школы и классы, постепенно разрушалась система национально-культурного воспитания и образования, а следствие этого - потеря народом духовности, родного языка.

Либерализация отношения государства к религиям и буддизму в частности начавшаяся в конце 80-х годов и начале 90-х не вызывала доверия в своей необратимости и именно сомнение в этом оказало замедляющее воздействие на возвращение религии в жизнь современного общества.

Только в 1988 году в г. Элисте образовалась первая буддийская община, у населения республики стал появляться интерес к буддизму как религии, увеличилось количество людей, участвующих в обрядах. В общественном мнении, в средствах массовой информации пропагандировались идеи о положительной роли религии для современного общества. Она рассматривалась как одно из эффективных средств выхода общества из состояния духовного кризиса. Эта позиция все больше и больше начинает проявляться и среди людей, которые считали себя неверующими.

Широкому распространению росту популярности религиозных взглядов среди населения республики способствовал идеологический вакуум, образовавшийся после ухода со сцены коммунистической идеологии.

Несмотря на некоторое оживление религиозной жизни в республике кардинальных изменений не наблюдалось. Кардинальные изменения в религиозной жизни Калмыкии произошли, начиная с 1993 года.

В рамках действующих федеральных и республиканских законов были предприняты действенные меры по реализации прав граждан на свободу вероисповеданий. Позитивное отношение к религии со стороны руководства республики имело самый положительный резонанс. Именно на период с 1993 года приходится пик активизации религиозной деятельности. Повсеместно в селах, городах республики образовываются религиозные общины, строятся хурулы, православные церкви, направляются на учебу в буддийские монастыри Индии и Бурятии юноши из Калмыкии. Вся эта работа не носила стихийный характер, а направлялась государством. Для координации этой работы в республике Указом Президента республики н Департамент по делам религии, преобразованный впоследствии с Министерством культуры в Министерство культуры, национальной политики и по делам религии. При вышеназванном министерстве на общественных началах действует Совет по делам религии, в состав которого входят главы религиозных конфессий, которые на своих заседаниях обсуждают насущные проблемы религиозной жизни в республике.

Работа данного Совета способствовала взаимопониманию и веротерпимости между различными религиозными организациями.

В настоящее время в республике 79 зарегистрированных религиозных организаций и около двух десятков религиозных групп. Свободно, в рамках законов действуют не только религиозные общины буддийской, православной, мусульманской конфессий, но общины католиков и протестантов.

Возрождение традиционных религий по сути дела начиналась с нуля. Вообще отсутствовала материальная база. В связи с этим основной упор на начальном этапе развития традиционных религий, особенно буддизма, был сделан на материальной базе, а именно строительстве хурулов, православных церквей.


Поистине всенародной стало строительство буддийского храма , одного из трех главных храмов хурульного комплекса "Геден Шеддуб Чойхорлинг ". Данное культовое сооружение было построено в оптимально короткие сроки - за 1 год. На строительство хурула государство выделило более 2,5 млрд. рублей, около 1,3 млрд. рублей (в ценах 1996 года) внес из своих личных средств Президент республики. Новые хурулы за счет местных бюджетов и спонсорских средств были построены в г. Лагань, в поселках Цаган-Аман, Ики-Чонос, Бага-Чонос, Цекерта, Яшкуль, Аршань-Зельмень. Завершается строительство хурулов в поселках Большой Царын и Улан Хол. За счет личных средств Президента республики была построена Крестовоздвиженская православная церковь села Приютное. В настоящее время во всех районах действуют православные религиозные общины, для их работы местными органами власти выделены помещения, в которых открыты церкви.

Как видно из этих примеров органы власти, несмотря на имеющиеся трудности, изыскивают возможности для развития материальной базы религиозных организаций. Развитие материальной базы буддийской и православных конфессий будет и впредь, несмотря на имеющиеся финансово-экономические трудности, продолжаться, и государство намерено здесь играть ведущую роль.

Особая роль в возрождении традиционных религий отводится буддийскому и православному духовенству. Из нашей недалекой прошлой истории нам известно что в хурулах Калмыкии в начале 20 века служили несколько тысяч буддийских священнослужителей. Участь подавляющего большинства из них печальна. Во время массовых репрессий 20-30 годов многие из них были расстреляны, часть была сосланы в лагеря где многие из них умерли от болезней, холода и голода. Только единицы представителей того поколения буддийского духовенства дожили до наших дней, где в быту, тайком от официальных властей, проводили религиозные обряды.

То, что произошло с буддийским духовенством - это трагедия калмыцкого народа.

Но несмотря на все это, в период возрождения буддизма, когда начался первый набор юношей в буддийские духовные учебные заведения Монголии и Бурятии 15 юношей решили связать свою судьбу с буддизмом. Несмотря на материальные трудности, часть из них завершила учебу и в настоящее время успешно работают в хурулах и пользуются уважением и авторитетом среди верующих. К ним можно по праву отнести Ринчен Дагву - ламу Союза казаков Калмыкии, Бальжиниму ламу - настоятеля Цаганаманского хурула, Луузнг ламу - настоятеля Яшкульского хурула, Агван Ишея ламу - настоятеля Троицкого хурула,

Санж ламу - настоятеля хурула "Сякюсн Сюме" и некоторых других. Наиболее широкий размах подготовка священнослужителей получила в 1993 году. В феврале 1993 года на учебу в монастырь " Дрепунг Гоманг " было направлено 16 юношей из Калмыкии, в последующие годы выехали на учебу еще 10 человек.

В настоящее время завершили учебу и работают в хурулах республики 7 юношей, еще 7 юношей продолжают свое обучение. кроме того в высшем духовном учебном заведении Бурятии в настоящее время обучается 3 юношей из Калмыкии. Несмотря на то, что церковь отделена от государства, органы власти изыскивают различные возможности из внебюджетных средств и оказывают помощь обучающимся за пределами республики. Эта планомерная работа дает свои положительные результаты. В настоящее время в хурулах республики работают 27 буддийских священнослужителей, в их числе 7 тибетских лам, которые оказывают самую существенную помощь в возрождении буддизма. Для буддийского духовенства созданы все необходимые условия. Все они имеют хорошие жилищные условия. В частности, для монахов хурула "Сякюсн Сюме" правительство республики выделило новый двухквартирный жилой дом со всеми удобствами.

Много делается Элистинской и Калмыцкой православной епархией для подготовки священнослужителей. Епископом Зосимой за 1996 - 2002 годы направлено на учебу в духовные учебные заведения городов Москва, Белгород 11 юношей, некоторые из них завершив учебу работают в православных церквях республики. В настоящее время подавляющее большинство церквей республики укомплектовано местными священниками.

Тяга к буддийской религии как к философскому воззрению очень велика. Учитывая большой интерес к буддизму, в Элисте в 1995 году был открыт филиал международного буддийского института Кармапы (Нью-Дели Индия) . Этот единственный институт такого направления в Российской Федерации готовит буддологов, переводчиков. Кроме того несколько человек обучается в буддийском институте в городе Варанаси (Индия) . Такая инициатива молодых людей изъявивших желание изучать философию буддизма только приветствуется нами и государство оказывает всяческое содействие в их учебе.

За последние годы значительно расширились связи традиционных конфессий с религиозными центрами России и дальнего зарубежья. Традиционными стали посещения республики религиозных делегаций из различных стран мира. Только за последние годы Калмыкию с дружественными визитами посетили Государственный Оракул Туптен Нгодруб, министр культуры и религии Центральной Тибетской Администрации Кирти Ринпоче, президент Ассоциации буддистов Синьцзяна (КНР) Шальван Гегян, Его Преосвященство Халха Джепцун Дамба (Богдо Гегян) и многие другие. По линии православной церкви республику посетил в 1997 году Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 , в июне текущего 2002 года состоялся визит митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла. Регулярные посещения Калмыкии иерархов буддийской религии дали импульс в образовании Дхарма-центров -центров по изучению основ буддизма. За небольшой отрезок времени успеть получить признание у верующих Дхарма-центр (руководитель Элистаев Б) , Тилопа-центр (руководитель Мангаев Б.) . Именно по их инициативе и при помощи органов государственной власти организовываются визиты высоких буддийских лам, проводятся религиозные молебны. Так например, в июле 1999 года в городе Элисте в торжественной обстановке с участием более 3 тысяч верующих буддистов из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья открылась буддийская Ступа Просветления. Местными органами власти была оказана существенная помощь буддийской общине Карма Кагью в отводе земли, решении многих организационных вопросов при строительстве и открытии данной Ступы. Аналогичные ступы построены в поселках Цаган-Нур, Бага-Бурул, Овата, Аршань-Зельмень, Годжур, Шееринг. Завершено строительство ступы при хуруле " Сякюсн Сюме " . Оно посвящено памяти калмыцких и тибетских лам.

Азы традиционных религий постигаются и посредством их преподавания в школах в рамках факультативного курса " История родного края " в историко- информационном аспекте. И все это проводится в рамках как федерального так и республиканского законов по вопросам религии.

Большое место в средствах массовой информации отводится религиозно-просветительским передачам. Регулярными стали на радио и телевидении передачи "Ясный свет" , "Срединный путь" , "Беседы о религии" . Охотно выступают перед телезрителями и радиослушателями буддийские, православные священнослужители по разъяснению тех или иных положений традиционных религий. В целом эти передачи пользуются популярностью среди верующих республики.

Большая роль по распространению буддизма отводится печатным средствам информации. В этом деле наиболее конструктивную позицию занимают республиканские газеты " Известия Калмыкии " и " Хальмг унн ". Любой визит высоких буддийских лам не остается без внимания республиканских газет, постоянно на их страницах появляются интервью с ними, что вызывает у читателей большой интерес. Газета " Хальмг унн " много внимания уделяет вопросам национальных религиозных праздников, в частности Цаган-сар, Зул, Урс-Сар. В последние годы в редакции данной газеты были проведены несколько круглых столов с приглашением ученых, священнослужителей. Для более углубленной информации по буддизму религиозными буддийскими организациями, учеными Калмыкии издаются журналы " Мандала " и " Шамбала " , газеты " Дыхание лотоса " и " Падма " .

Калмыкия - единственная республика не только в России но и во всей Европе, где титульная калмыцкая нация относится к группе монгольских народов. Но к сожалению во внешнем облике городов и сел республики не было заметно национального восточного колорита. Даже столица республики - город Элиста по внешнему облику и архитектуре ничем не отличалась от городов, например, центральной России. Руководством республики при всенародной поддержке была проведена большая работа по приданию облику нашей столицы национального восточного колорита. В 1997 году в центре города была установлена Ротонда с памятником Будды. Стало нормой для горожан посетить это место, помолится перед Буддой, возложить цветы к его подножию. По проектам народных умельцев построены две прекрасные арки в восточном стиле, которые украшают центр города и являются его визитной карточкой. И таких прекрасных памятников архитектуры и строительства в г. Элисте становится все больше и больше. Темой буддизма серьезно заинтересовались наши деятели искусства, в частности, в 1999 году к юбилею калмыцкого просветителя и духовного лидера Зая Пандиты была поставлена одноименная пьеса, которая вызвала среди общественности большой интерес.

Возрождение традиционных верований - не самоцель. Все, что делается в этой духовной сфере, имеет конкретную цель и задачу - привить подрастающему поколению, которая растет в условиях засилья западной массовой культуры, любовь к родному краю, любовь к национальным традициям, обрядам, языку.

Уже сегодня можно заметить, что народ раскрепостился, обрел уверенность и чувство национального достоинства.

Через возрождение религии можно возродит национальный дух народов проживающих в Калмыкии. Только уверенный в себе человек, опирающийся на национальные корни, традиции и обычаи может решать те задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Информация и фото с сайта.

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 - 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

По данным всероссийской переписи населения 2010 года, в России живут более 183 тысяч калмыков. Основная часть – на территории национальной республики, расположенной в Северном Прикаспии. Являясь единственным народом Европы, исповедующим буддизм, калмыки веками сохраняют традиционный уклад жизни и самобытную культуру степных кочевников. И некоторые факты из истории данного этноса способны по-настоящему шокировать.

Очень воинственные

Калмыки – потомки представителей ойратских племен монгольского народа, которые мигрировали на юг России из Джунгарии (Центральная Азия) на рубеже XVI-XVII веков. Эти люди всегда считались очень воинственными, вся их история – практически не прекращающиеся столкновения с соседями, стычки с вооруженными отрядами тюркоязычных народов, захватнические набеги.

Киргизы, татары, казахи, башкиры, ногайцы были вынуждены практически постоянно противостоять калмыкам, которые не случайно вошли в пятерку самых воинственных народов мира, уступив лишь новозеландским племенам маори, гуркхам из Непала и даякам с острова Калимантан.

Верность русскому царю

Свою присягу российской короне калмыки подтверждали в боях. Так, в 1778 году они в составе армии Александра Васильевича Суворова разгромили крымских татар. В следующем году представители монголоязычного народа защищали русские крепости в Приазовье от набегов кабардинцев, затем участвовали в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов.

Кроме того, калмыки жестоко подавляли все попытки ногайцев, башкир и казахов добиться права на национальное самоопределение.

Единственным народом, с воинами которого предпочитали не сталкиваться в бою гордые чеченцы, являлись именно калмыки – прирожденные кавалеристы, чья легкая конница наводила ужас на врагов своими стремительными атаками.

Красноармейская свастика

Примечательно, что с древних времен одним из религиозных символов, почитаемых калмыками, является свастика. Она даже «украшала» военную форму красноармейцев, служивших в национальных частях. Приказ об утверждении такого опознавательного знака 3 ноября 1919 года подписал командующий Юго-Восточным фронтом Василий Иванович Шорин.

Солдаты и офицеры Калмыцкой дивизии носили нарукавные нашивки в виде красного ромба, в центре которого была изображена желтая свастика с надписью «РСФСР». В самом верху этого необычного знака располагалась пятиконечная звезда.

Вероятно, руководство Красной Армии при разработке символики национальных частей учло тот факт, что в буддийской религиозной традиции свастика имеет исключительно позитивное значение.

Калмыцкий легион СС

Гражданская война разделила калмыцкий народ, советскую власть поддержали далеко не все жители юга нашей страны. Было немало людей, сохранявших верность российской короне и считавших своим долгом борьбу с коммунистами. Небольшая часть калмыков перешла на сторону немецко-фашистских захватчиков, которые пообещали им освобождение от «красной тирании».

И хотя большинство представителей этого народа защищали СССР с оружием в руках, совершая настоящие военные подвиги, были и такие, которые влились в ряды вермахта. Это позволило фашистским пропагандистам объявить о создании Калмыцкого легиона СС. Нацисты утверждали, что многие народы СССР поддерживают их борьбу против коммунистов.

Как пишет доктор исторических наук Уташ Борисович Очиров, в период оккупации на стороне вермахта сражались около 3 тысяч калмыков, это были и кавалеристские эскадроны, и сельские отряды ополченцев, и местные полицаи.

В результате в декабре 1943 года решением советского правительства весь народ был депортирован в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, что стало настоящей национальной трагедией.

Лечат герпес огнем

Несмотря на приверженность буддизму, калмыки сохраняют древние верования, основанные на шаманизме. Эти люди поклоняются огню. Его считают универсальным средством для освобождения от всякого негатива: порчи, сглаза. До сих пор здесь принято лечить герпес и другие кожные заболевания двумя способами: прижиганием раскаленным металлом; окуривание дымом.

Согласно официальной медицине, эти методы не могут повлиять на возбудителей герпеса и другие микроорганизмы, а ожоги – это в любом случае вред здоровью.

Впрочем, калмыки настолько поклоняются огню, что они его и «поят», и «кормят». Открывая бутылку с любым алкогольным напитком, эти люди обычно брызгают несколько капель в огонь, тем самым задабривая древнее божество. А во время религиозных праздников, свадеб, похорон и других важных событий совершается жертвоприношение, когда в огонь бросают кусочки бараньего жира и три вида костей этого животного.

И «поят», и «кормят» огонь исключительно мужчины. Причем делают это только правой рукой.

Запекают мясо в навозе

Калмыцкие чабаны придумали блюдо, которое готовится на открытом воздухе. Оно называется «кюр». Мясо барана режут на мелкие кусочки, добавляют специи и соль. Все это помещают в желудок животного, который затем зашивают.

Готовят кюр в яме, куда предварительно закладывают навоз и поджигают. Огонь раскаляет землю, а потом в еще не остывшую золу чабаны закапывают бараний желудок со всем его содержимым. Иногда сверху еще и разводят костер.

Мясо медленно печется при невысокой температуре, пропитываясь специями и солью. В зависимости от времени года и других обстоятельств (погода, возраст животного, наличие костра сверху) кюр готовится от 10 до 24 часов.

Все, кто пробовал, утверждают, что это очень вкусно.

Потеряли нетленного ламу

Калмыки утратили нетленные останки местного ламы, которого называли Кекш Бакш, хотя настоящее имя этого буддийского религиозного деятеля по преданию было Шивн Давг. Он умер в районе калмыцкого поселка Яшкуль в середине XIX века.

Согласно рассказам местных жителей, труп ламы Кекш Бакш покоился в специальной усыпальнице до 1929 года. Его останки сохранялись нетленными, что поражало многочисленных паломников. Люди поговаривали о необычных исцелениях, которые происходили у саркофага.

В один прекрасный момент решено было создать специальную комиссию, которая должна была исследовать тело ламы. А комиссию входили партийные руководители и даже врач, ведь в народе считалось, что лама не умер, а впал в особый транс и однажды проснется. Не желая религиозной шумихи, местные атеисты куда-то вывезли останки человека, почитавшегося святым. И теперь неизвестно, что с ними стало.

Покойников оставляли в степи

Особая традиция захоронения покойников, распространенная среди калмыков вплоть до начала ХХ века, возникла еще во времена шаманизма. Они просто оставляли трупы в степи, немного в стороне от мест кочевых стоянок и жилищ.

Дело в том, что у монгольских племен издревле не было времени на погребение усопших. Особенно в ходе военных походов. Конница постоянно перемещалась, то преследуя врагов, то ускользая от них. Какие уж тут похоронные обряды?

Впрочем, ритуал воздушного погребения был принят у многих народов, исповедующих шаманизм. Так хоронили своих родственников представители некоторых народов Сибири и Северной Америки, дабы душа покойного беспрепятственно отправлялась на небо.

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 — 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.