Николай гоголь. «Ганц Кюхельгартен» первое произведение Гоголя Как называлось первое произведение н в гоголя

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(200 -летию со дня рождения посвящается)

« …Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить…»

Н. В. Гоголь

Хронология произведений Н. В. Гоголя:

1809 , 20 марта (1 апреля) - родился Н. В. Гоголь.
1829 - стихотворение «Италия » (без подписи).
поэма «Ганц Кюхельгартен», вышла под псевдонимом В. Алов.
1830 - повесть «Бисаврюк , или Вечер накануне Ивана Купала» (вышла в «Отечественных записках» без подписи).
1831 - 1-я часть повести «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Майская ночь, или Утопленница», повесть; «Сорочинская ярмарка», повесть; «Глава из исторического романа»; «Учитель » из малороссийской повести «Страшный кабан»; «Женщина », первое произведение, вышедшее под настоящей фамилией автора.
1832 - 2-я часть повести «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Страшная месть», повесть.
1834 - «Невский проспект», повесть; «Портрет », повесть; «Записки сумасшедшего», повесть; «Женитьба », комедия.
1835 - «Арабески » (сборник статей); «Миргород » ( «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий », «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»); написан «Нос », повесть; написан «Ревизор », комедия; начаты «Мертвые души», поэма.
1836 - выход в свет первого номера «Современника », где напечатаны «Коляска », «Утро делового человека» и статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году».
1841 - «Шинель », повесть.
1842 - вышли «Мертвые души»; Издание сочинений Н. В. Гоголя, где впервые напечатаны «Шинель » и «Театральный разъезд».
1843 - «Сочинения Николая Гоголя» в 4-х томах,
1846 - написаны «Развязка Ревизора» и предисловие ко второму изданию «Мертвых душ».
1847 - «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь».
1852 , ночь с 11 на 12 февраля (по ст. ст.) - сожжение второго тома «Мертвых душ».
1852 , 21 февраля в 8 часов утра Н. В. Гоголь умер.

2009 год объявлен ЮНЕСКО годом Н. В. Гоголя

«Гоголь должен быть признан родоначальником нового, реального направления русской литературы: к нему, волею-неволею, примыкают все позднейшие писатели, какой бы оттенок ни представляли собой их произведения».

М. Е. Салтыков-Щедрин

«Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом; никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества; лучшие современные деятели нашей литературы могут быть названы последователями Гоголя…»

Д. И. Писарев

« …Ни в ком из наших писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а Отечеству, он думал о себе: «Я не поэт, я гражданин».

Н. Г. Чернышевский

«Гоголь - человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство… Чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом - человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства. Ко всему этому он имеет доброе сердце».

А. А. Иванов

« …Ирония его и смех его повсюду горьки, однако не надменны. Смеясь, Гоголь страдает. Обличая порок, он, прежде всего в себе его обличает, в чем и признавался не раз, страдал и плакал, мечтая приблизиться к «идеалу ». И дано ему было не только приблизиться к великим художественным открытиям, но и мучительно постигать истину бытия, величие и расхристанность человеческой морали».

В. П. Астафьев

«Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним… Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина… Ничего не предпринимал, ничего я не писал без его совета. Все, что у меня есть хорошего, я обязан ему».

Н. В. Гоголь об А. С. Пушкине.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Н. А. Некрасов на смерть Н. В. Гоголя

Афоризмы Гоголя…

«Обращаться со словами нужно честно».

«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

«Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят».

«Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее».

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, — забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!»

«Слава не может насытить и дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил, она производит постоянный трепет только в достойном ее».

«Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот - лень».

«Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его».

«Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека».

«Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это - огни, из него же излетающие, передовые вестники его сил».

«Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?»

Экранизация произведений Н. В. Гоголя:

1. Биографии писателей: видеоэнциклопедия на 2-х касс. Касс. 2: Грибоедов, Лермонтов, Гоголь. - М.: (Центрнаучфильм ; Видеостудия «КВАРТ »).
2. Вечера на хуторе близ Диканьки: по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» - 1961. - (Киностудия Горького / ООО «Горький филмс», 1999 / ООО «Мастер ТЭЙП». - Авт. сцен. и реж. А. Роу.
3. Вий: по мотивам одноименной повести Н. В. Гоголя. - 1967. - (К /ст. «Мосфильм » / «Крупный план», 1999) - (Литературная классика на экране). - Сцен. А. Птушко, К. Ершова, Г. Кропачева. Пост. К. Ершова, Г. Кропачева.
4. Игроки: по одноименной комедии Н. В. Гоголя. - 1978. - М.: (Гостелерадиофонд СССР / Гостелерадиофонд, 1995; ООО «Мастер ТЭЙП», 2001). - (Театр на экране).
5. Ревизор: по одноименной комедии Н. В. Гоголя. -1982. - (Гостелерадио СССР. / Гостелерадиофонд, 1995. / ООО «Мастер ТЭЙП», 2000. - (Театр на экране). - Реж.-пост. В. Плучек.
6. Ревизор: по одноименной комедии Н. В. Гоголя. - 1952. - (К /ст. «Мосфильм » / ООО «Престиж Студия-М», 2004). - (По страницам литературной классики). — Сцен. И пост. В. Петрова.
7. Мертвые души: сатирическая комедия по поэме Н. В. Гоголя. - 1960. - (К /ст. «Мосфильм » / «Крупный план», 2002). - (Из собрания фильмов Госфильмофонда России. Литературная классика на экране). - Сцен. разработка и пост. Л. Трауберга.

МУК Мясниковского района
«Межпоселенческая центральная библиотека»

346800, Россия, Ростовская область,
Мясниковский район,
с. Чалтырь, 6 линия, 6.
тел./факс: 2-34-58

&

Обличитель страстей и заблуждений [Текст]: информационно - биобиблиографический альманах к 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя / МУК МР «МЦБ »; сост. А. А. Барашян, комп. набор К. В. Хаспекян. - Чалтырь: МУК МР «МЦБ », 2009. — 6 с. - (10 экз.).


Несмотря на то что творческая жизнь писателя была недолгой, а некоторые периоды жизни вовсе покрыты тайной, имя Николая Васильевича Гоголя знают все. Быстро прославившись, молодой автор удивлял современников своей одарённостью. Удивляет он и нынешнего читателя.

Те пятнадцать лет, которые литератор посвятил писательству, явили миру гения самой высшей пробы. Отличительная особенность - это многогранность и творческая эволюционность. Поэтика, ассоциативное восприятие, метафоричность, гротеск, интонационное многообразие, чередование комичного с патетикой. Повести, пьесы, даже стихи.

Новоселье (1826)

Вся жизнь писателя была полна борьбы и внутренних переживаний. Возможно, ещё учась в Нежине, юноша чувствовал, что к смыслу жизни у него будет много вопросов.

Там, будучи гимназистом, для школьного рукописного журнала Коля написал стих, название которого принято считать «Новоселье». Но точно известно, что в чистовом оформлении с автографом автора оно называлось «Непогода».

Юный поэт уже в свои семнадцать лет имел сомнения в правильности названия своего стихотворения. Эти сомнения, по поводу правильно выбранного стиля, правильно вставленной реплики, и даже слова, автор пронесёт через всё своё творчество, безжалостно расправляясь с неудавшимся, по его мнению, текстами.

Юноша словно пророчил сам себе:

Светло ль, темно ли - всё одно,
Когда в сем сердце непогода!

Кроме стихотворения «Новоселье», Гоголем было написано ещё четыре стихотворения и поэма «Ганц Кюхельгартен».

Ганц Кюхельгартен (1827-1829)

Первая публикация не оправдала ожиданий Николая - это было жестокое разочарование. Надежды, возлагаемые на эту повесть, не были оправданы. Романтическая идиллия в картинах, написанная ещё в Нежинской гимназии в 1827 году, получила отрицательные отзывы, и заставила автора пересмотреть свои творческие возможности.

В это время Гоголь скрывался за псевдонимом А.Алов. Писатель скупил все нераспроданные экземпляры и уничтожил их. Теперь Николай решил писать о том, что ему хорошо знакомо - о прекрасной Украине.

Вечера на хуторе близ Диканьки (1829-1832)

Книга вызвала живой интерес читателей. Исторический экскурс по Малороссии, изображавший картины украинского быта, блиставший весёлостью и тонким юмором, производил большое впечатление.

Было бы совершенно логично, если бы рассказчик использовал украинский язык для своих творений. Но русским языком Гоголь словно стёр грань между Малороссией и Великороссией. Украинские фольклорные мотивы, где основной язык русский, щедро усыпанный украинскими словами, сделали весь сборник «Вечеров» совершенно изысканным, абсолютно не похожим на всё, что было в то время.

Начинал свою работу молодой писатель не с чистого листа. Ещё в Нежине он вёл тетрадь, которую сам назвал «Всякая всячина». Это была тетрадь на четыреста девяносто листов, в которую гимназист записывал всё, что ему казалось занятным: исторические и географические справки, высказывания знаменитых писателей, пословицы и поговорки, придания, песни, обычаи, собственные мысли и сочинительства.

Этим юноша не ограничился. Он пишет письма своей матери и сёстрам, и просит их присылать ему различную информацию на тему: «жизнь Малороссийского народа». Он хочет знать всё. Так началась большая работа над книгой.

«Вечера» имели подзаголовок: «Повести изданные пасичником Рудым Паньком». Это вымышленный персонаж. Он понадобился для придания достоверности повестям. Автор словно уходит в тень, пропуская вперёд образ простого, добродушного, весёлого пасечника, позволяя ему смеяться и шутить над односельчанами. Так, через рассказы простого крестьянина передаётся колорит украинского быта. Этот персонаж словно подмигивает читателю, лукаво оставляя за собой право на вымысел, но выдавая его за чистую правду. И всё это с особой приподнятой интонацией.

Различия между фантастикой и историями писателя в том, что в сказках действуют волшебные персонажи, а у Гоголя религиозные. Здесь всё пропитано верой в бога и в дьявольскую силу.

Действие всех повестей, входящих в сборник, связано с одним из временных хронологических пластов: древность, недавние легендарные времена Екатерины Великой и современность.

Первыми читателями «Вечеров» стали типографские рабочие, которые завидев зашедшего к ним Гоголя, начали посмеиваться и заверили, что его «штучки» очень забавны. «Так! - подумал писатель. - Черни я понравился».

Первая книга

И вот дебют состоялся. Вышла первая книга. Это: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота».

И всем вокруг стало понятно - это Талант! Все известные критики единогласно высказали свой восторг. Писатель заводит знакомства в литературных кругах. Печатается у барона Антона Антоновича Дельвига, узнаёт мнение, на то время уже признанного критика Василия Андреевича Жуковского. Сдружившись с Жуковским, Николай попадает в литературно-аристократический круг.

Прошёл год и вышла вторая часть сборника. Простота, разнообразие, пестрота народности выплеснулись историями: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».

У праздничной, красочной стороны есть и другая - ночная, тёмная, греховная, потусторонняя. Правда соседствует с ложью, ирония с серьёзностью. Нашлось место и любовным историям, и неразгаданным тайнам.

Ещё на заре кинематографа произведения Гоголя стали привлекать режиссёров. В начале XX века экранизация «Ночи перед Рождеством», «Страшной мести», «Вия», были восприняты публикой на «Ура», несмотря на то, что на экране в немом кино пропала та поэтика и образность сюжета, которую так старательно вкладывал рассказчик в каждую фразу.

Фильмы по мотивам гоголевских «Вечеров» выходили и позже, а «Вий», по сути, - это первый Советский фильм ужасов.

Арабески (1835)

Это был следующий сборник, частично составленный из статей, опубликованных в 30-34 годах XIX века, а частично из произведений, публиковавшихся впервые.

Рассказы и литературные тексты, вошедшие в этот сборник, широкому читателю малоизвестные. Здесь Гоголь вёл рассуждения о русской литературе, искал её место в истории, и намечал для неё задачи. Говорил об искусстве, о Пушкине, как о величине народного поэта, о народном творчестве.

Миргород (1835)

На этот период приходится пик славы Гоголя, а все его произведения, вошедшие в сборник «Миргород», только подтвердили гениальность автора.

Для редакции сборник разделили на две книги, по две повести в каждой.

Тарас Бульба

После выхода «Тараса Бульбы» Белинский сразу заявил, что это «поэма великих страстей».

Действительно: война, убийства, месть, предательство. В этой истории нашлось место и любви, да такой сильной, за которую герой готов отдать всё: товарищей, отца, Родину, жизнь.

Рассказчик создал такой сюжет, что оценить однозначно поступки главных героев невозможно. Тарас Бульба, так жаждущий войны, в итоге теряет двух сыновей и погибает сам. Предательство Андрия, так полюбившего прекрасную полячку и готового на всё ради этой роковой страсти.

Старосветские помещики

Это произведение было многими не понято. Мало кто увидел в рассказе о старой супружеской паре историю любви. Той любви, которая не выражается бурными признаниями, клятвенными заверениями или изменами с трагическим концом.

Простая жизнь старых помещиков, которые не могут друг без друга, потому что они одно целое в этой жизни - вот что пытался донести до читателя рассказчик.

Но публика по-своему поняв повесть, тем не менее выразила одобрение.

Современники Николая Васильевича были удивлены знакомству со старославянским языческим персонажем. В народных украинских сказках этого персонажа нет, его Гоголь «привёл» из исторических глубин. И персонаж прижился, устрашая читателя своим опасным взглядом.

Повесть имеет колоссальную смысловую нагрузку. Всё основное действие разворачивается в церкви, где идёт борьба добра со злом, веры и безверия.

Финал печален. Нечисть победила, главный герой погиб. Вот повод для раздумий. Человеку чтобы спастись не хватило веры.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Это замыкающее произведение сборника «Миргород», в котором все страсти носят иронический характер.

Человеческая природа в лице двух помещиков, которые от нечего делать затеяли многолетнюю тяжбу, показана со всех сторон, обличая их худшие черты. Элитарное светское общество показано в самых неприглядных картинах: глупость, тупость, дурость.

А концовка: «Скучно на этом свете, господа!» - пища для глубоких философских рассуждений.

Записки сумасшедшего (1835)

Первое название повести «Клочки из записок сумасшедшего».

Это история о безумии, выдержанная в гоголевском стиле, не имела аналогов. Здесь Николай Васильевич к остроумию и оригинальности добавил хорошую порцию жалости.

Страдал герой не напрасно. В этом странном гротеске многие увидели и поэзию слова, и философию мысли.

Невский проспект (1835)

Писатель много лет прожил в Петербурге и не описать место, которое было центральным в жизни многих горожан, он просто не мог.

Чего только не происходит на Невском проспекте. И рассказчик, словно сделав главным героем Невский проспект, показывает его жизнь, на примере двух, совершенно случайно выхваченных из толпы персонажей.

Ревизор (1835)

Бессмертная пьеса, которая принесла Николаю Васильевичу огромную славу. Он создал ярчайшие достоверные образы провинциального чиновничества, казнокрадства, взяточничества и глупости.

Считается, что идея этой пьесы родилась в голове Пушкина, но проработка сюжета и создание характеров героев - это всё заслуга Гоголя. За фарсом и натурализмом скрывается философский подтекст, ведь за самозванцем стоит наказание для чиновников уездного города.

Добиться постановки пьесы удалось не сразу. Убеждать в том, что пьеса не опасна, что это просто насмешка над плохими провинциальными чиновниками пришлось самого императора.

Комедия Утро делового человека (1836)

Изначально произведение задумывалось как большой труд, который должен был носить название «Владимир третьей степени», и «Утро» - это только часть большой задумки.

Но по разным причинам, в том числе из-за цензуры, состоятся большому произведению было не судьба. Слишком много в комедии «соли, злости, смеха». Даже начальное название «Утро чиновника» цензор заменил на «Утро делового человека».

Остальные рукописи несостоявшегося большого труда, были переработаны и использованы Гоголем в других произведениях.

Тяжба (1836)

Незаконченная комедия - часть пьесы «Владимир третьей степени». Несмотря на то что «Владимир» рассыпался и не состоялся, и «Тяжба» осталась не оконченной, отдельные сцены получили право на жизнь и ставились в театре ещё при жизни автора.

Отрывок (1839-1840)

Первое название «Сцены из светской жизни» - драматический отрывок. Ему не суждено было увидеть свет - так решила цензура.

Николай Васильевич включил этот отрывок в «Драматические отрывки и отдельные сцены» в своё издание в 1842 году.

Лакейская (1839-1840)

Ещё один драматически отрывок из несостоявшейся пьесы «Владимир третьей степени», самостоятельно опубликованный в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 году.

Нос (1841-1842)

Абсурдная сатирическая работа не была понята. Журнал «Московский наблюдатель» отказался её печатать, обвинив писателя в глупости и пошлости. Но Пушкин нашёл в ней много неожиданного, весёлого и оригинального, разместив в своём журнале «Современник».

Правда, не обошлось без цензуры, которая вырезала целые куски текста. Но образ пустого амбициозного человека, стремящегося к статуарности и преклонению перед вышестоящими чинами удался.

Мертвые души (1835-1841)

Это самое фундаментальное творение, с непростой судьбой. Задуманный трёхтомник не смог увидеть свет, в том варианте в котором хотел Николай Васильевич - ад, чистилище, рай (так считают многие филологи).

В 1842 году вышел первый том, строго отредактированный цензурой. Но смысловая нагрузка сохранилась. Читатель мог увидеть всё: соблазн, зло, динамическое начало. И распознать дьявола в том, кто покупает души - в Чичикове. А все помещики - это целая разнотипная галерея, каждый из которых олицетворяет какое-нибудь свойство человеческого характера.

Книга получила достойную оценку. Её переводом на другие языки занялись уже в 1844 году, и очень скоро её можно было читать на немецком, чешском, английском, польском. Ещё при жизни автора, книга была переведена на десять языков.

Задумки третьего тома так и остались задумками. Для этого тома писатель собирал материалы, но не успел ими воспользоваться.

Театральный разъезд после представления новой комедии (1836-1841)

Писатель всю жизнь искал подлинные чувства, разбирал душевные качества, вкладывал определённую философию в свои творения.

По сути, «Театральный разъезд» - это пьеса о пьесе. И вывод напрашивается сам собой. То количество шутов, которое необходимо обществу, непропорционально разного рода стяжательству и стремлению к наживе. «Мнений много, а главного никто не понял», - сетует автор.

Шинель (1839-1841)

Считается что эта повесть родилась из анекдота. Смешав сострадание с раздражением вдруг вышел Акакий Акакиевич. И грустная смешная история о маленьком ничтожном человеке вдруг оказалась интересна.

А посмеявшись над гоголевским персонажем, приходит время задуматься не вложен ли библейский смысл в этот рассказ. Ведь душа хочет любить одно прекрасное, а люди так не совершенны. Но Христос призывает всех быть добрыми и кроткими. По-гречески «не делающий зла» - Акакий. Вот мы и получаем Акакия Акакиевича, образ мягкий и ранимый.

«Шинель» понималась по-разному, но полюбилась. Она нашла своё место и в кинематографе. Фильм «Шинель», вышедший в 1926 году, и восторженно принятый публикой, в 1949 году цензура запретила. Но к 150-летию со дня рождения писателя был снят новый фильм «Шинель» режиссёра Алексея Баталова.

Портрет (1842)

В первой части писатель затрагивает отношение окружающих к искусству, ругая однообразие и недальновидность. Автор осуждает обман на полотнах, так нравящийся публике, призывая служить настоящему искусству.

Во второй части Гоголь копнул ещё глубже. Объясняя, что цель искусства - служение богу. Без озарения художник просто делает бездушные копии, и в этом случае ликование зла над добром неизбежно.

Повесть подверглась критике за излишнее поучительство.

Пьеса Женитьба (1842)

Пьеса с полным названием «Женитьба, или Совершенно невероятное событие в двух действиях» написана она была ещё в 1835 году, и имела название «Женихи».

Но Николай Васильевич ещё восемь лет вносил корректировки, и когда, наконец, спектакль был поставлен многие его не поняли. Даже сами актёры не понимали, что они играют.

Но время всё расставило на свои места. Мысль о том, что брак - это союз двух душ, а не поиски призрачного идеала, много лет заставляет зрителей идти на этот спектакль, а режиссёров ставить его на разных сценах.

Комедия Игроки (1842)

В царской России тема азартных игр витала в воздухе. Её затрагивали многие литераторы. Своё видение выразил на этот счёт и Николай Васильевич.

Писатель так закрутил сюжетную историю, сдобрив всё шикарными оборотами, включая сленговые выражения азартных игроков, что комедия превратилась в настоящую замысловатую матрицу, где все герои, выдают себя за кого-то другого.

Комедия имела успех сразу. Актуальна она и в наши дни.

Рим (1842)

Это не самостоятельное произведение, а отрывок из незаконченного романа «Аннунциата». Этот отрывок достаточно ярко характеризует авторскую эволюцию в творчестве, но достойной оценки он не получил.

Выбранные места из переписки с друзьями (1845)

Душевный кризис подталкивает писателя к религиозно-философской тематике. Плодом этой работы стала публикация сборника «Выбранные места из переписки с друзьями».

Эта работа, написанная назидательно-проповедническим стилем, вызвала бурю в кругах критиков. Во всех литературных кругах шли споры и зачитывались отрывки из этой книги.

Страсти были нешуточные. Виссарион Григорьевич Белинский написал критический отзыв в виде открытого письма. Но письмо запретили к печати, и его стали распространять рукописями. Именно за распространения этого письма к смертной казни был приговорён Фёдор Михайлович Достоевский. Правда, «смертной казни расстрелянием» не случилось, приговор был смягчён на наказания в виде каторжных работ.

Гоголь же выпады против книги объяснял своей ошибкой, считая, что выбранный назидательный тон всё испортил. Да и те места, которые изначально не пропустила цензура, окончательно погубили изложенный материал.

Всё творчество Николая Васильевича Гоголя - это страницы изумительной красоты русского слова, когда читая радуешься и гордишься тем, что можешь говорить и думать на том же языке.

"Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным". Н. В. Гоголь.

Гений классической литературы

Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру. Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже. Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

«Вий» - самое мистическое творение Гоголя

В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

Отзывы о произведении «Вий» - сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия». Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они - типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые. Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина - и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже - кадры из одноименного фильма 1967 г.

Сатирическая комедия «Нос»

«Нос» - потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев - человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа - на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности. Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно. Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными. Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события. Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей. Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей - они не могут оставить читателей равнодушными. Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность - удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии... Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы. Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе. Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить. Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

«Мертвые души»

Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже - в людские души. Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем. Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.

Николай Васильевич Гоголь - классик, известный каждому из нас со школьных времен. Это гениальный писатель и талантливый публицист, к чьему творчеству не ослабевает интерес по сей день. В этой статье мы обратимся к тому, что успел за свою недолгую жизнь написать Гоголь. Список произведений автора внушает уважение, рассмотрим же его более подробно.

О творчестве

Все творчество Николая Васильевича Гоголя представляет собой единое неразрывное целое, объединенное одними темами, мотивами и идеями. Живой яркий слог, неповторимая стилистика, знание характеров, встречающихся в русском народе, - вот чем так знаменит Гоголь. Список произведений автора очень разнообразен: здесь есть и зарисовки из жизни хуторян, и описания помещиков с их пороками, широко представлены характеры крепостных, показана жизнь столицы и уездного городка. Поистине Гоголь описывает всю картину русской действительности своего времени, не делая различий между сословиями и географическим положением.

Гоголь: список произведений

Перечислим главные произведения писателя. Для удобства рассказы объединены в циклы:

  • цикл «Миргород», куда входит и повесть «Тарас Бульба»;
  • «Петербургские повести» включают в себя рассказ «Шинель»;
  • цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда входит одно из известнейших произведений Гоголя - «Ночь перед Рождеством»;
  • пьеса «Ревизор»;
  • цикл «Арабески», разительно выделяющийся на фоне всего написанного автором, так как сочетает в себе публицистику и художественность;
  • поэма «Мертвые души».

Теперь более подробно разберем ключевые произведения в творчестве писателя.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Этот цикл стал Николая Васильевича и выходил в двух частях. Первая была опубликована в 1831-м, а вторая только через год.

В рассказах этого сборника описываются истории из жизни хуторян, произошедшие в разные временные отрезки, например, действие «Майской ночи» происходит в XVIII веке, а «Страшной мести» - в XVII. Объединены все произведения образом рассказчика - дядьки Фомы Григорьевича, который пересказывает услышанные им когда-то истории.

Самой известной повестью этого цикла является «Ночь перед Рождеством», написанная в 1830 году. Действия ее происходят во времена правления Екатерины II на Украине, в селе Диканька. Повесть полностью выдержана в романтической традиции с ее мистическими элементами и необычайными ситуациями.

«Ревизор»

Данная пьеса считается самым известным произведением Гоголя. Связано это с тем, что с того момента, как она впервые была поставлена в театре (1836 г.), она и по сей день не сходит с театральных подмостков не только в нашей стране, но и за рубежом. Это произведение стало отражением пороков, произвола и ограниченности уездных чиновников. Именно такими видел провинциальные городки Гоголь. Список произведений автора невозможно составить, не упомянув эту пьесу.

Несмотря на социально-нравственный подтекст и критику самовластия, которые хорошо угадываются под покровом юмора, пьесу не запретили ни при жизни самого автора, ни позднее. А ее успех можно объяснить тем, что Гоголю удалось необычайно точно и метко изобразить порочных представителей своего времени, которые, к сожалению, встречаются и сегодня.

«Петербургские повести»

Повести Гоголя, вошедшие в этот сборник, были написаны в разное время - примерно с 30-х по 40-е годы XIX века. Объединяет же их общее место действия - Петербург. Уникальность этого сборника состоит в том, что все рассказы, вошедшие в него, написаны в духе фантастического реализма. Именно Гоголю удалось развить этот метод и так блестяще воплотить его в своем цикле.

Что же такое Это метод, который позволяет использовать в изображении действительности приемы гротеска и фантастики, сохраняя злободневность и узнаваемость образов. Так, несмотря на абсурдность происходящего, читатель легко узнает в образе вымышленного Петербурга черты настоящей Северной Пальмиры.

Кроме того, так или иначе, героем каждого произведения цикла является и сам город. Петербург в представлении Гоголя выступает как сила, уничтожающая человека. Это разрушение может происходить на физическом или духовном уровне. Человек может погибнуть, может утратить свою индивидуальность и превратиться в простого обывателя.

«Шинель»

Это произведение входит в сборник «Петербургские повести». В центре повествования на сей раз оказывается Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник. О жизни и мечте «маленького человека» рассказывает в этом произведении Н. В. Гоголь. Шинель - вот предел желаний главного героя. Но постепенно эта вещь разрастается, становится больше самого персонажа и в конечном счете поглощает его.

Между Башмачкиным и шинелью образуется некая мистическая связь. Герой словно отдает часть своей души этому предмету гардероба. Именно поэтому Акакий Акакиевич погибает через несколько дней после исчезновения шинели. Ведь вместе с ней он утратил и часть себя.

Основной проблематикой рассказа является пагубная зависимость людей от вещей. Предмет стал определяющим фактором суждения о человеке, а не его личность - вот в чем ужас окружающей действительности, по мнению Гоголя.

Поэма «Мертвые души»

Изначально поэма по замыслу автора должна была делиться на три части. В первой описывается своеобразный «ад» действительности. Во второй - «чистилище», когда герой должен был осознать свои прегрешения и ступить на путь раскаяния. В третьей - «рай», перерождение персонажа.

В центре повествования оказывается бывший таможенный чиновник Павел Иванович Чичиков. Этот господин всю свою жизнь мечтал только об одном - заработать состояние. И теперь, чтобы осуществить свою мечту, он пустился в авантюру. Смысл ее заключался в скупке умерших крестьян, числящихся по последней переписи живыми. Заполучив определенное число таких душ, он мог бы взять взаем у государства приличную сумму и уехать с ней куда-нибудь в теплые края.

О том, какие приключения ждут Чичикова, и рассказывает первый и единственный том «Мертвых душ».

Разделы: Литература

Цель:

  • создать условия для повторения изученного ранее с включением новых фактов из биографии Н.В.Гоголя;
  • способствовать формированию у школьников образа писателя;
  • познакомить с историей создания поэмы, дать представление о жанровой специфике;
  • воспитывать бережное отношение к произведениям русских классиков.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Эпиграфы:

Соотечественники, я вас любил…

(Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями».)

Начало, корень и утверждение всему есть любовь к Богу».

(Н.В.Гоголь «Правило жития в мире».)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка индивидуальных заданий.

1. Составить викторину по произведениям Н.В.Гоголя, изученным ранее.

Вопросы викторины.

  1. Где и когда родился Н.В.Гоголь?
  2. Какое образование получил Н.В.Гоголь?
  3. Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Н.В.Гоголь?
  4. Какую женскую роль играл Н.В.Гоголь в ученическом спектакле?
  5. Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?
  6. Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?
  7. В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»?
  8. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»?
  9. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
  10. В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?
  11. Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?
  12. Назовите авторов памятников Гоголю в Москве.

Ответы.

  1. На Украине, 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
  2. С 1818 по 1820 гг. Учился в городе Нежине, в Гимназии высших наук князя А.А. Безбородко.
  3. «Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы».
  4. Роль Простаковой в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
  5. В 1829 году, идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В.Алов.
  6. Рудый Панько.
  7. В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александрийском театре.
  8. Императору Николаю I.
  9. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
  10. В 1831 г. в первом действии Ляпкин-Тяпкин говорит о том, что 15 лет сидит в судейском кресле, а в четвертом – рапортует Хлестакову, что избран в 1816 году.
  11. Город находится где-то между Пензой и Саратовом.
  12. Скульпторы: Н.А.Андреев и Н.В.Томский.

Учитель: Давайте обратим внимание на портрет Н.В.Гоголя. Что особенного заметили вы в нем, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты?

И.С.Тургенев: «Его белокурые волосы… от висков падали прямо…от его покатого, гладкого, белого лба так и веяло умом. В его небольших карих глазах искрилась по временам веселость – именно веселость, а не насмешливость, но вообще взгляд их казался усталым… Какое ты умное, и странное, и больное
существо! – невольно думалось, глядя на него».

И.С.Аксаков: «Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был человек самого самого серьезного характера, самого строгого настроения духа… Как на нравственный подвиг, требующий чистого деятеля, смотрел он на свои литературные труды и неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием».

Г.П.Данилевский: «Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в темно-коричневое длинное пальто…Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие, губы под которыми была крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-нибудь смешное. Длинный сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдавшее и вместе добродушно-горделивое…Какое ты умное, и странное, и больное существо! – невольно думалось, глядя на него.»

III. Слово учителя.

В один из жарких дней августа тысяча восемьсот … не будем уточнять какого именно года на мосту через реку Псел появился воз, груженный пенькою и полотном, на верху которого сидели две женщины – одна уже немолодая, с неприятным и «диким» лицом, другая - совсем еще молоденькая, « с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками». Воз направлялся на ярмарку.
По этому мосту въехала когда-то в Сорочинцы и облепленная грязью карета с Марией Ивановной Гоголь. Существует предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя поспеть в Сорочинцы.
Но родиной Гоголя все равно считают Сорочинцы. Даже если права легенда, то ехала – то Мария Ивановна сюда, здесь ждал ее доктор Трохимовский, к которому она направлялась и который сказал свои знаменитые слова о новорожденном: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России. Мария Ивановна Гоголь ехала к Трохимовскому, чтобы спасти дитя, - ведь двое ее предыдущих детей родились мертвыми. Мальчик выжил, трех недель от роду он был отправлен вместе с матерью в Васильевку.
Николай Васильевич Гоголь вышел из духовного рода.
Несколько поколений его предков получали духовное образование. Прадед, выпускник Киевской Духовной Академии, служил Богу в сане священника. Дед также закончил Киевскую Духовную Академию, а отец, Василий Афанасьевич, учился в Полтавской Духовной Семинарии.
Отец будущего писателя еще молодым совершил паломничество для поклонения чудотворной иконе Божией Матери Ахтырской. Во время этого паломничества явилась ему во сне Пречистая Богородица, указала на маленькую девочку, сидящую у Ее ног, и сказала: «Вот твоя жена».
Через 13 лет после этого опять явилась Василию Афанасьевичу Пречистая Богородица и вновь указала ему на будущую супругу. Послушный воле Божией, Василий Афанасьевич просит руки девушки, совершается помолвка, а через год и венчание.
Мария Ивановна, будущая мать писателя Николая Васильевича Гоголя, пережила вместе с мужем смерть двоих детей, едва успевших появиться на свет. И тогда перед иконой Святителя Николая Чудотворца она дала обет: если Бог даст ей еще сына, то назовет его Николаем. Спустя год, 20 марта (по новому стилю 1 апреля) 1809 г., родился Николай Гоголь.
Супруги Гоголи были людьми глубоко верующими, а потому, воспитывая сына Николая, стремились дать ему больше знаний о святой вере, нежели о чем-то другом.
Именно вера и дала ему силы в детстве перенести тяжелые испытания: в 1819 г. умер его младший брат Иван (долгие часы проводил он на могиле брата), а через 6 лет он потерял и отца.
В письме матери он написал тогда: «Благословляю тебя, священная вера! В тебе только и нахожу источник утешения и утоления своей горести… прибегните так, как я прибегнул ко Всевышнему».

С этого времени память смертная уже никогда не покинет Николая Васильевича Гоголя.

Учитель: Обратим внимание на второй эпиграф. В чем его суть, что этим хотел сказать Гоголь?

Добро и зло… Они так переплетены в нашей жизни, что сложно человеку найти путь ко спасению.
Ищет этот путь и Гоголь.
Гоголь прилежно и постоянно читает Евангелие. Молитва живет в душе Гоголя, душа живет богомыслием. Мир, с его тягостными заботами, все больше тяготит Николая Васильевича. Он все чаще начинает думать о монастыре…
В 1842 г. в Москве вышел первый том поэмы Гоголя «Мертвые души». Это – отражение душевных пороков. Сохранились молитвы Николая Васильевича, составленные им во время работы над «Мертвыми душами». Вот одна из них: «Влеки меня к Себе, Боже мой, силой святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня: соприсутствуй мне в труде моем, для него же и произвел меня на свет. Да совершая его, пребуду весь в Тебе. Отче мой! Тебя единого представляю день и ночь перед мысленные мои очи».

Учитель: «Я почитаюсь загадкою для всех». Именно так однажды сказал о себе Н.В.Гоголь. Его жизненный путь был довольно извилист и даже противоречив: стремление мгновенно покорить столицу и незаметная служба писцом в одном из петербургских департаментов; страстное желание учительствовать и оставление кафедры в Московском университете, всепоглощающая любовь к России и многолетняя жизнь вдали от нее; стремление нести свое слово людям и сожжение второго тома «Мертвых душ».
В этом уникальном художнике воплотились такие черты, которые давали право одним людям изображать его беззаботным весельчаком, озорным и чудаковатым оригиналом, другим – мистиком, мучеником христианской веры.

IV. Составление краткой летописи жизни и творчества Н.В.Гоголя.

(Одно из домашних заданий.)

  • 20.03.1809 г. – родился в местечке Великие Сорочинцы.
    Отец – Василий Афанасьевич Гоголь, мать Мария Ивановна.
  • 1818 – 1819 гг. – учеба в Полтавском училище.
  • 1821 – 1828 гг. – учеба в Нежинской гимназии высших наук. Увлечение театром, живописью. Первые литературные опыты.
  • 1828 г. – отъезд в Петербург.
  • 1829 г.– появление в печати стихотворений «Италия», «Идиллии в картинках», «Ганц Кюхельгартен».
  • 1830 г. – первая повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».
  • 20.05.2831 г. – встреча с А.С.Пушкиным
  • 1831 – 1832 гг. – выход в свет книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  • 1834 г. – публикация «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  • 1835 г. – выход в свет сборников «Арабески» и «Миргород».
  • 1836 г. – напечатана повесть «Нос», премьерные постановки «Ревизора» в Москве и Петербурге.
  • 1837 г. – отъезд за границу.
  • 1839 г. – чтение первых глав «Мертвых душ».
  • 21.05.1842 г. – публикация поэмы «Похождения Чичикова или Мертвые души».
  • 1843 г. – выход в свет «Сочинений Николая Гоголя» в четырех томах.
  • 1842 – 1845 гг. – работа над вторым томом «Мертвых душ».
  • 1845 г. – сожжение второго тома поэмы.
  • 1847 г. – опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями».
  • 12.02.1852 г. – уничтожение беловой рукописи второго тома «Мертвых душ».
  • 21.02.1852 г. – умирает в Москве. Похоронен в Даниловом монастыре, в 1931 г. перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

V. Учитель.

Н.В.Гоголь – писатель критического реализма, продолживший традиции Пушкина.

Что вы можете сказать о творчестве Гоголя, исходя из тех произведений, с которыми мы знакомы?

Первые повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» написаны в духе романтизма с его увлечением фантастическими сюжетами, экзотической природой, сильными и яркими характерами людей, обращением к народному творчеству.
Сборник «Миргород» хотя и имел подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки, но наряду с романтическими («Вий», «Тарас Бульба») включал и реалистические произведения («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
Углублением критического реализма отмечен третий цикл – «Петербургские повести», в которых нашла отражение «пошлая действительность», давящая маленького бесправного человека. Повесть «Шинель» стала этапным произведением русской литературы, открывавшим тему «маленьких» людей и положившим начало натуральной школе.

Второй этап открывает комедия «Ревизор», а заканчивает поэма-эпопея «Мертвые души».

Третий этап – работа над вторым томом «Мертвых душ», глубокий кризис мировоззрения писателя.

VI. Обобщение материала.

Оставаясь загадкой для всех, Н.В.Гоголь тем не менее был очень цельной личностью, и цельность его натуре придавало в первую очередь отношение к своей жизни, к своему делу как к служению, поприщу. Если принять это за отправную точку, то станут совершены понятны метания писателя в юности:
Он не просто меняет место службы – он ищет дело жизни. Н.В.Гоголь верит в это искренне: «Если только поможет Бог произвести все так, как желает душа моя, то, может быть, и я сослужу земле своей службу не меньшую той, какую ей служат все благородные и честные люди на других поприщах. Многое нами позабытое, пренебреженное, брошенное следует выставить ярко в живых, говорящих примерах, способных подействовать сильно. О многом существенном и главном следует напомнить человек вообще, и русскому в особенности».
И действительно, предназначение писатель свое выполнил. Его смерть вызвала у читающей публики состояние шока.
И.С.Тургенев писал: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна…»

Это свидетельство того, что Служение состоялось в полной мере.

VII. Сообщение учащегося «История создания поэмы «Мертвые души».

VIII. Рефлексия.

Что нового открыл (а) сегодня на уроке?

Домашнее задание.

  1. Прочитайте 4-6 главы.
  2. Составьте план описаний поместий и их обитателей.
  3. Напишите сообщение на тему: «Роль художественной детали для характеристики помещиков».