Принципиальная схема унч радиотехника 101. Полная переделка усилителя Радиотехника У101

Сегодня я расскажу как мною восстанавливался усилитель Радиотехника У 101 1985 года выпуска.

Аппарат очень ремонтнопригодный, и в моём случае поломок не было никаких. Была сделана лишь небольшая модификация связанная с заменой разъёмов на современные, и замена всех электролитических конденсаторов.

Итак первое - это конечно же блок питания:

Меняем всё высохшие банки 50в 2000мкф современные 63в 6800мкф.

Главное соблюдаем полярность и тщательно пропаиваем контакты стараясь не перегревать конденсаторы.

Результат:

Правда с химией я чуть переборщил, и в результате потерял все надписи....

Но для меня это не критично, т.к. мне известны все крутилки. Далее на фото один из каналов усиления с полевыми транзисторами:

Позже будет заменена часть аудио проводки внутри усилителя, и приведены в порядок пучки проводов:

Тестирование. Акустическая система подключена прямо к проводам усилителя. Правда в обход реле защиты. Около 10 лет назад его я отключил, и теперь предстояло всё вернуть на свои места:

Поочерёдная проверка каналов:

Возвращаем лицевую панель на место, заодно и устанавливаем крутилки на место. Эдакий No Name усилитель получается:

К моменту когда все электролиты в усилителе были заменены, наступило время поработать напильником и ножовкой:

В этом мне очень помогли маленькие и очень удобные тисочки:

Деталь для крепления гнёзд входных джеков:

Установка входных разъёмов на свои места:

Это темброблок. Конденсаторы в нём как полярные, так и неполярные. Так же были обработанны хрустящие переменные резисторы ВДшкой:

И установка их на свои места:

Лицевую панель усилителя я сохранил, осовременив только разъёмы на задней панели. Так же был удалён за ненадобностью селектор входов, т.к. у усилителя будет всего 1 источник входа. А со входа сигнал идёт сразу на темброблок. В целом, на мой взгляд получилось классно:

В итоге усилителю предстоит некоторое время поработать с акустикой N-Monitors 100. Далее он отправится обслуживать восстанавлювающиеся сейчас акустические системы Амфитон 35ас-018. Посмотрим как он себя покажет в работе.

Спасибо за внимание!

Вот решил попробовать написать статью про переделку усилителя. Ну начну наверное с его истории, а именно почему же я решил его полностью переделывать. Во первых, всё старое, не соответствует современности. А во вторых, он трудился очень усердно, до того, как попал мне в руки, соответственно ломался не раз. Раз 6 ремонтировали оконечный каскад, ремонтировали темброблок 2 раза, со входным селектором что то непонятное было, и к тому же один раз сожгли индикатор, подключив его не правильно, но там поставили другой от другого усилителя, но я умудрился его тоже сжечь, когда сам ковырялся в усе. В общем, там сказать, передали по наследству мне этот усь. Решил с этими глюками покончить, переделав его полностью.

До переделки он выглядел вот так:

Оконечный усилитель. Хотел вставить туда что то поинтересней, не какую-то там 7294, а что-нибудь по серьёзней. Гуглив в течении недели я нашёл то, что мне нужно.

Усилитель , это усилитель АВ класса, он отлично мне подходил как по характеристикам, так и по себестоимости.

Параметры такие:

THD: ~0.005% (measured) sim’d: 0.002%
Power into 8ohm: 60 watts
Power into 4ohm: 100 watts
Gain: 32dB (~1:40) full output at 0.7v input (0.5v rms)
Feedback: 57dB
Phase margin: > 90°
Supply voltage: +/- 36v
Biasing: 55ma, 12.1mv across a single 0.22 ohm
Frequency response: 3.2hz to 145khz (-1db) using 4.7uf input cap
Phaseshift at 10khz: <3°

Не правда ли красивые характеристики? Не долго думая, я собрал 1 канал, а там уже и 2 доделал. Качество звука замечательное!
Огромный минус это то, что под него не было печатной платы в формате lay, а в других программах не умею пользоваться, поэтому пришлось наложить рисунок и перевести плату в лайт. Теперь другие люди, которые хотят собрать этот усилитель смогут повторить его без проблем. Плату смотрите в приложениях.

А главное это то, что мощность около 100Вт на нагрузку 4 Ома при питании +-33В. Это то что надо! Хоть я и собрался переделывать, но трансформатор решил оставить прежний. При выпрямлении в постоянку, там было подходящее напряжение. Ещё один плюс, 2 таких усилителя могут работать на родном радиаторе от у101, без перегрузки, проверено! Нагрев радиатора при полной выходной мощности у меня не превышал 70 градусов в течении часа, да я люблю очень громко слушать музыку


Небольшое руководство по сборке и настройке оконечного усилителя.

Транзисторы выходные пара 2SC5200/2SA1943, но в оригинальной схеме стояли MJL3281A/MJL1302A, а MJE15030/MJE15031 были заменены на 2SA1837/2SC4793. Транзисторы BC везде продаются, заменять их не на что не надо, они распространены. BD135 я заменил на BD139, работает так же. А вот с MPSA18 могут и быть проблемы, если не найдете их, то можно заменять спокойно на BC550, но при впайке в плату его нужно развернуть на 180 градусов, т.к. у него ЗЕРКАЛЬНАЯ ЦОКОЛЁВКА, в отличие от MPSA18.

Подстроечный резистор VR1 можно и вертикальный типа 3296 многооборотный, а можно и обычный однооборотный, я бы посоветовал 3296 брать, легче подстроить усилитель, при первом включении усилителя этот резистор должен иметь МАКСИМАЛЬНОЕ сопротивление.

Резисторы R24 R25 0.22 Ом на 5Вт цементные. Резисторы R22 R23 1.2 Ом по 1Вт. Резистор R26 4.7ом на 1-2Вт. Резистор R27 10 Ом 2Вт, поверх него намотана катушка 10 витков проводом 0.8мм. Все остальные резисторы по 0.25Вт.

Конденсаторы… Фуфло сюда лучше не ставить. Конденсаторы электролитические по питанию нужно брать с запасом по напряжению, у меня на 50В при питании +-33В.

Конденсатор C3 470мкФ от 16В. Конденсатор на входе усилителя C1 нужен плёночный, от 4.7мкФ на 63в, можно полипропиленовый жёлтый, вертикально поставить, идеально подойдёт. Очень желательно плёнку использовать, но если не найдёте, то включаем встречно 2 конденсатора по 10мкФ на вольт 50 минусами, а крайние плюсы впаиваем в плату, и желательно добавить параллельно сборному конденсатору плёночный конденсатор, хотя бы на 1мкФ.

C15 47нФ 63В кап плёночный, в питании C9 C11 C16 C17 тоже желательно плёнку поставить.

Остальные конденсаторы керамические, желательно NPO, но если не найдете, то можно и воткнуть китайские коричневые, но я бы поискал что получше.

Предохранители от 2.5А.

В принципе то и всё, можно идти собирать.

Транзисторы нужно устанавливать на радиатор через изолирующие прокладки, и не в коем случае не замыкать!

Правильно собранный усилитель сразу же включается и его можно слушать. Первое включение лучше делать через лампу, вставленную между 220в и первичной обмоткой трансформатора, если где то ошиблись, то лампа будет светиться, но детали у вас не сгорят.

Если вы бесстрашные, вы уверены в себе и вам ничему не помеха, то что ж, удачи, включайте без лампы, если что то фонит, гудит или горит сразу же выключаем его, и ищем ошибки. Но всё-таки лучше собирать без ошибок, гуглить тщательно по каждому затыку, ибо если ошибётесь, то ошибка может дорого выйти.

Настройка усилителя

Уже собрали? Вау! Поздравляю. Теперь осталось дело за малым.

Нужно выставить ток покоя в пределах 50-70мА. Я выставил 70мА.

Для успешной настройки, усилитель нужно прогреть, просто включаем его и слушаем музыку минут 30, дело в том, что пока мы его не настроили, он работает в режиме В, соответственно он сам не будет нагреваться.

Ну как звук? Отличный конечно же. Теперь нам нужен мультиметр. Выставляем в режим измерения милливольты, а щупы включаем между ЭМИТТЕРАМИ первого и второго транзистора, и выставляем нужный ток покоя, крутя не спеша резистор VR1. Для 70мА это 30,8мВ (U=I*R, U=70мА*(2*0.22 Ом)=30,8мВ).

Вот и всё, поздравляю! Со вторым каналом делаем аналогичные действия.


Чуть чуть переделанная схема:

Переменные резисторы отпаиваем из темброблока от у101, откусываем дополнительные выводы, и впаиваем в плату, предварительно вставив крепёжную плашку.

Операционный усилитель здесь нужен «музыкальный», рекомендован NE5532, но можно поискать аналоги, я например, использовал RC4580IP, был добыт из звуковой аппаратуры.

Все конденсаторы в звуковом тракте плёночные! А вот в питании электролиты по 470мкФ на 25В. Резисторы в питании 1кОм по 0.5Вт. Остальные резисторы по 0.25Вт. Стабилитроны использовал 1N4743, других менее мощных, к сожалению не было.

В настройке не нуждается, работает сразу.

Внимание! На плате имеется перемычка SMD, или резистор 0 Ом со стороны дорожек. Не забудьте поставить!

Плата в *.lay есть в приложениях.


Тут уже сами выбираете что предпочитаете. Я предпочёл капы по 22000мкФ, но здесь желательно запараллелить несколько конденсаторов, чтобы в сумме было около 20000мкФ, общий ESR конденсаторов будет меньше, чем у большого одного, следовательно при пике сможет отдать больше ток. Софт старт здесь оказался не нужным. У меня диоды КД2997. Пленочные конденсаторы на 1-4.7мкФ на 63В.

Плату блока питания смотрите в приложениях.

Как подключать трансформатор?

Выводы 2 и 2 соединяем между собой. А 220 подключать к выводам 1 и 1.

Теперь… Выводы 7 и 7 соединяем, а выводы 8 и 8 будем подключать к индикатору.

Хоть можно и оставить родную, но я всё же решил заменить. Использовал готовый от усилителя Оплеуха Микрухам, автор Илья С. (Nem0). Защищает от перегруза и от постоянки на выходе, причём от постоянки как от плюса, так и от минуса относительно земли.


Схема:


Все резисторы по 0.25Вт. Транзистор BD135 тоже можно заменить на BD139, необходимо установить на небольшой радиатор. Стабилитроны на 12В и 13В, сборный, получается на 25В. Реле на 24В.

Конденсаторы C1 C2 C3 C4 на 25В. С5 на 50В.

Плата тоже в приложениях. На одной плате уже расположена защита для двух каналов.

Тут бы я оставил родной индикатор, но так, как я его сжег при неправильном подключении, дело в том, что туда поставили другой индикатор, то схемы на него я не нашёл нигде, предположительно это был радиоконструктор.

Собрал на двух LM3915.

Все резисторы по 0.25Вт. Крайние светодиоды «100Вт» красные, остальные зелёные. Настраивается следующим образом: подключаем к выходу усилителя и крутим подстроечный резистор, при максимальной громкости, чтобы показывал всю шкалу индикации, а при минимальной громкости, чтобы светодиод «0.2Вт» подмигивал.

Тоже самое делаем и со вторым индикатором. При первом включении индикатора, выставите переменный резистор в среднее положение.

Монтаж

Теперь всё запихиваем в корпус.

Придумал такой крепёж для клемм подключения колонок. Вот так, вырезал из текстолита.


Покрашена плашка и завинчены клеммы.

Тоже самое сделал для крепления гнёзд подключения входа звука. Всё прикрутил и завинтил. Конечный вид:

Соединяем всё проводами.

Сначала питание. Питание усилителей подключаем к блоку выпрямителя, плату темброблока подключаем тоже к плате выпрямителя, и плату защиты подключаем к плате выпрямителя в плечо +33в и земля, по другому работать не будет!. А вот питание индикатора берём с выводов 8 от трансформатора, через диодный мост.

Выход от усилителей подключаем к плате защиты, а плату защиты соединяем проводами с клеммами для подключения колонок.

Трансформатор подключаем к выключателю на передней панели, а от неё к разъему питания сети 220в. Всё! Можно включать! :)

Вот такой вид изнутри у меня вышел:

Как примерно выглядит в полном сборе и работе:

Объявляю большую благодарность Лёхе () за помощь в сборке! Всем удачи!

Печатные платы зеркалить не нужно.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Усилитель
Q1, Q2 Биполярный транзистор

MPSA18

4 можно заменить на BC550, цоколёвка зеркальная В блокнот
Q3, Q4 Биполярный транзистор

BC546

4 В блокнот
Q5, Q6, Q7 Биполярный транзистор

2N5401

6 В блокнот
Q8, Q9 Биполярный транзистор

2N5551

4 В блокнот
Q10 Биполярный транзистор

BD139

2 В блокнот
Q11 Биполярный транзистор

2SC4793

2 В блокнот
Q12 Биполярный транзистор

2SA1837

2 В блокнот
Q13 Биполярный транзистор

2SC5200

2 В блокнот
Q14 Биполярный транзистор

2SA1943

2 В блокнот
R4, R6 Резистор

680 Ом

4 0.25Вт В блокнот
R1 Резистор

10 кОм

2 0.25Вт В блокнот
R2 Резистор

10 Ом

2 0.25Вт В блокнот
R3, R7, R9 Резистор

22 кОм

6 0.25Вт В блокнот
R5 Резистор

220 Ом

2 0.25Вт В блокнот
R8, R16 Резистор

510 Ом

4 0.25Вт В блокнот
R10, R14 Резистор

150 Ом

4 0.25Вт В блокнот
R11 Резистор

68 Ом

2 0.25Вт В блокнот
R12, R13 Резистор

47 кОм

4 0.25Вт В блокнот
R15 Резистор

2 кОм

2 0.25Вт В блокнот
R17, R18, R19, R20 Резистор

22 Ом

8 0.25Вт В блокнот
R21 Резистор

33 Ом

2 0.25Вт В блокнот
R22, R23 Резистор

1.2 Ом

4 1Вт В блокнот
R24, R25 Резистор

0.22 Ом

4 5Вт В блокнот
R26 Резистор

4.7 Ом

2 1Вт В блокнот
R27 Резистор

10 Ом

2 2Вт В блокнот
VR1 Подстроечный резистор 1 кОм 2 3296 В блокнот
C1 10 мкФ 63В 2 В блокнот
C2, C6 Конденсатор 100 пФ 4 NPO В блокнот
C3 Электролитический конденсатор 470 мкФ 50В 2 В блокнот
C4, C9, C11, C13, C14, C16, C17 Конденсатор 100 нФ 14 NPO В блокнот
C5 Конденсатор 22 пФ 2 NPO В блокнот
C7, C8 Конденсатор 330 пФ 4 NPO В блокнот
C10, C12 Электролитический конденсатор 100 мкФ 50В 4 В блокнот
C15 Конденсатор 47 нФ 2 NPO В блокнот
C18, C19 Электролитический конденсатор 1000 мкФ 50В 4 В блокнот
Операционный усилитель

NE5532

1 В блокнот
C1 C2 Конденсатор 1 мкФ 2 63В В блокнот
C3 C4 Конденсатор 3.3 нФ 2 63В В блокнот
C5 C6 Конденсатор 33 нФ 2 63В В блокнот
C7 C8 Электролитический конденсатор 470 мкФ 25В 2 В блокнот
Конденсатор 100 нФ 2 В блокнот
R1-R4 Резистор

4.7 кОм

4 0.25Вт В блокнот
R5-R10 Резистор

10 кОм

6 0.25Вт В блокнот
R11, R12 Резистор

1 кОм

2 0.25Вт В блокнот
R13 R14 Резистор

1 кОм

2 0.5Вт В блокнот
VD1 VD2 Стабилитрон 15V 2 1N4743 В блокнот
VR1-VR3 Переменный резистор 100 кОм 3 TEMBRE, BASS, BALANCE В блокнот
VR4 Переменный резистор 47 кОм 1 VOLUME В блокнот
LED драйвер

LM3915

2 В блокнот
Выпрямительный диод

1N4001

2 В блокнот
Диод Диодный мост 1 Любой на 1 В блокнот
Электролитический конденсатор 22 мкФ 16В 2 В блокнот
Конденсатор 100 нФ 2 В блокнот
Электролитический конденсатор 470 мкФ 16В 1 В блокнот
Переменный резистор 22 кОм 2 В блокнот
Резистор

510 Ом

2 0.25Вт В блокнот
Резистор

апгрейд радиотехника У101 Итак начнём! 1. Источник питания. Схемы источников питания, могут незначительно отличаться!(подключение трансформатора). Чтобы получить приличную выходную мощность надо иметь приличное питание. Воспользуемся подарком изготовителей трансформатора: вся вторичная обмотка выполнена одним толстым проводом (по моему 0,8мм). Следовательно, вполне можно переключить питание мощного выпрямителя VD5…VD8 с контактов 4 - 4* на 3 – 3*, что позволит поднять напряжение с +/-26В до +/-31В. При этом слаботочный выпрямитель VD1…VD4 становится не нужным и удаляется вместе с проводами, а его накопительные конденсаторы С2 и С7 подключаются параллельно соответствующим конденсаторам мощного выпрямителя. Но все связи с контактами 5,6 и 9,10 должны сохраниться. Я оставил эту схему и запитал ее от 25 вольт для питания стабилизатора преда, индикатора, защиты. Стабилизатор преда сделан на LM 7815-7915 на плате преда добавлены конденсаторы 220 мкф для сглаживания пульсаций.

Далее начинается колдовство. Определяем на плате конденсаторов фильтра геометрическую середину между земляными выводами конденсаторов С2,С3,С4 и С7,С8,С9, зачищаем и залуживаем её. Назначаем эту точку главной общей точкой всего усилителя. От неё пускаем 2 толстых провода на минусы выходных разъёмов. От неё пускаем общие провода на УМ и УП. От неё пускаем 2 провода на контакты 6 и 6* трансформатора, удалив перемычку между ними. Одновременно убираем связь платы выпрямителя с корпусом. Организуем связь общего провода с корпусом на входных разъёмах усилителя. И проверить – чтобы больше нигде не было контактов общего провода с корпусом. И напоследок подключаем параллельно первичной обмотке трансформатора конденсатор 0,047х630В для подавления импульсных помех из питающей сети. 2. Усилитель мощности. Если на месте VT1 стоит КТ315Д, то его надо заменить на КТ315Г для снижения уровня шумов. Если стоит КТ361Д, как в прилагаемой схеме, то трогать его не надо. Суть предлагаемых изменений: выковырять «изюм» разработчиков и вставить свой. После удаления VT6 и VT7, установки перемычки, замены R10 на диод D7 и закорачивания R15 цепь D7-VT5-R11 превращается в диодный стабилизатор для источника тока на VT8, уже на который работает раскачивающий транзистор VT10. Для снижения нелинейных искажений раскачивающий транзистор VT10 должен быть высоковольтным, мощным и с большим коэффициентом усиления. КТ961А как раз соответствует этим требованиям, поэтому заменяем исходный транзистор на более подходящий. Классическая схема. Идиллию нарушает только резистор R42. Он подпаивается со стороны печати в надрез печатного проводника около коллектора VT2. Введение этого резистора повышает устойчивость всего УМ и позволяет избавиться от компенсирующих конденсаторов С4,С5,С9,С10, а также резисторов R20,R21. Побочные эффекты введения R42 проявятся при прослушивании. Для нормальной работы электролитического конденсатора ему нужен зарядный потенциал от 0,6В, а на обкладке С3 его нет. Следовательно здесь должен стоять неполярный конденсатор, ограничивающий полосу пропускания в районе 5 Гц. Отсюда номинал 22мк НП. Настройка обычная: в разрыв питания подключить амперметр и выставить ток холостого хода около 40 мА. Затем восстановить контакт и запускать в работу. Красным цветом выделены вновь введённые или изменённые компоненты и перемычки, а синим цветом выделены удалённые компоненты.Нумерация соответствует штатной схеме.

3. Предварительный усилитель вариант с тремя микросхемами. Микросхема DA1 введена в предусилитель исключительно для согласования с пьезокерамическим звукоснимателем. Я думаю, что сейчас это уже не актуально, а шумы она добавляет, и потому смело выбрасываем микросхему DA1 вместе со всей обвязкой и кидаем перемычку, используя освободившиеся отверстия на печатной плате. Красным цветом выделены вновь введённые или изменённые компоненты и перемычки, а синим цветом выделены удалённые компоненты. Нумерация соответствует штатной схеме. На этом рисунке показана микросхема DA1 и компоненты, которые следует удалить вместе с ней на плате U5 УНЧ-П. Далее более точно подгоняем цепи тонкомпенсации под регулятор громкости. Затем расширяем полосу пропускания усилителей DA2.1 и DA3.1 как по ВЧ, так и по НЧ и корректируем параметры темброблока. Чтобы вернуть напряжение питания микросхем DA2 и DA3 в допустимое русло, надо подкорректировать R47 и R48. В составе предусилителя имеются подстроечные резисторы R24 и R26 для подстройки коэффициента усиления всего усилителя. Условия настройки: на входе – 0,5В 1кГц; регулятор громкости – на максимум; на выходе – 14В без нагрузки выставить резисторами R24 и R26. Красным цветом выделены вновь введённые или изменённые компоненты и перемычки, а синим цветом выделены удалённые компоненты. Нумерация соответствует штатной схеме. На этой схеме показана схема доработки УНЧ-П, микросхема DA1 не показана.

В предусилителе с 1 микросхемой ничего менять не надо. Единственное чтобы уже совсем заморочиться, добавить еще одну микросхему поверх первой с целью разделить каналы, отрезав ножки соответствующего канала. Практика и опыт показали что в этом опере каналы сильно влияют друг на друга.(переходные помехи) 4. Индикатор. В блоке индикации стоят встроенные параметрические стабилизаторы +15В и -15В. При увеличении напряжения с 26В до 31В резисторы R3 и R13 начинают сильно греться. Поэтому их надо заменить на 680 Ом мощностью 0,5 Вт. Если захочется снизить яркость свечения индикатора, то надо уменьшить ток накала, увеличив R14 и R15 до 20 – 30 Ом. 5. Корректор УПЗ-15. На сегодняшний день все известные магнитные звукосниматели с подвижным магнитом работают с корректирующей ёмкостью в 470пФ. Соответственно ёмкость конденсаторов С1 и С2 изменена до 470пФ. 6. Плата входов. Чтобы расширить полосу пропускания вниз с 20 до 7 Гц можно увеличить ёмкость конденсаторов С4,С5,С14,С15 до 0,33мк. Это в конце работы по мере надувания щёк. Мне в ходе доработок ни разу не попадался усилитель с фоном. Возможно просто повезло, фон устраняется легко при соответствующей разводке земли и экранизации шлейфа от переключателя входов к плате коммутации. Для этого снимаем разъем с платы коммутации, разбираем его и одеваем на шлейф подходящего размера экран. Конечно "Marantze", "Rotel", "Sherwood" из него наверно не получится, но с такими как "Dual", "Grundig", "Tandberg", "Technics", "Panasonic" того времени выпуска и в той же весовой категории по качеству звука доработанная "Радиотехника У-101" вполне может поспорить. Совершенно необходимо убрать ублюдочный умножитель напряжения для питания корректора и стабилизатор на микросхеме и транзисторе КТ815 (плата входов). Дело в том, что туда приходит переменный ток с вывода 5 трансформатора, значит обратный переменный ток идет по земле. Такая схема видимо разработана для проигрывателя ЭП-101, где более высоких напряжений нету. (в некоторых схемах, в большинстве что мне попадались питание на стаб попадает после фильтра) можно поставить стабилизатор на КР142ЕН9 с любой буквой) Заменяется резистором на 200...300ом (с шины +31) и стабилитроном на 24в. Еще при поднятии напряжения до +-31 греется реле (!) на плате защиты. Нужно или поставить другое реле, или подобрать резистор. В своем усилителе я оставил маломощный выпрямитель, переведя его на +-26в для защиты, предварительно и индикатора. А мощный +-31 на УМ. По поводу электролитических конденсаторов: Их в любом случае менять. Что здесь можно порекомендовать? И обязательно выбросте все глинянные флажки заменив их на пленку а из блока питания МБМ- заменив на соответствующие пленочные или керамику. Все ёмкости по питанию есть смысл увеличить в 40 - 100 раз. (на практике лучше поставить 2 по 4700) Блок питания: вместо банок по 2000 мкф можно спокойно поставить 10 000 мкф. размеры практически те же. Не лишним будет зашунтировать их плёночными по 1 мкф УНЧ: Ёмкости С14,С15,С16,С17 - 220мкф УНЧ-П: С37,С38 - 470 - 1000мкф Защита, блок индикации: там оставить номиналы как есть. К сказанному могу добавить следующее: 1. Плату входов неплохо заменить на релейный коммутатор. 2. Корректор УПЗ-15 есть смысл убрать, т к он вносит искажения в сигнал в т ч и на соседних входах. 3. Переключатель Стерео/Моно можно легко превратить в выключатель темброблока. Штука полезная. Сигнал "до темброблока" берётся с точек, где раньше были С23 и С24. Сигнал "после темброблока" соответственно с точек "4" и "6". Далее Сигнал поступает на вход УМ. Мной (Павел) неоднократно проверена данная переделка. Замеры на осциллографе показали увеличение мощности до 42 ВТ в канале. Анализатором проверена АЧХ УМ она стала более равномерна, пред после переделки расширил пропускную способности. Практически мы вносим не большие изменения- но поверьте усилитель запел!!!


Хочу рассказать о моей истории ремонта и модернизации усилителя «Радиотехника У-101-стерео». Вроде бы совсем обычный усилитель родом из СССР, но есть в нем некая необъяснимая привлекательность (для меня лично ), объяснить которую трудно.
Как описать чуства, когда встречаешь абсолютно незнакомую девушку, пересекаешься взглядом, а потом долго не уходят из памяти ее глаза и сулуэт?... Понравилась, красивая, но Вашим судьбам не суждено переплестись.

Когда я впервые увидел/услышал Радиотехнику уже и не вспоню. Но отложилось в памяти, и не то что бы дикое желание купить и слушать, нет - просто приятный образ.И вот на днях мысль материализовалась и судьба приподнесла мне в подарок РТ 101. Уставшую, замученную бытом и отсутствием внимания.
Хоть бы жена не прочла эти строки, а то приревнует и обьявит сумашедшим
:love: Мириться с неисправностями и ужасным техническим состоянием я не могу, нет мне покоя. Поэтому вместо цветов и конфет для жены регулярно покупаю конденсаторы, микросхемы, резисторы и прочее...

Надумал я РТ вернуть к жизни. Побороть, для начала, предстояло следующее:
1. Гул трансформатрора.
2. Такой же ужасный гул в АС.
3. Хлопок при включении и какой-то страшный звук при выключении.
4. Неработающий индикатор сигнала.
5. Шуршащие регуляторы.

Первым делом заменил все электролитические конденсаторы. Все согласно родных номиналов, единственно в БП немного увеличил емкость: 2х2200+ 2х4700 мкФ на питание оконечного каскада(С3, С4, С8, С9 на схеме). Диоды КД209А заменены на «ультрафасты» UF4007.


Скажу сразу - эта операция почти устранила первых три пункта проблем.

Реанимировать индикатор простой сменой конденсаторов не удалось, а так хотелось малой кровью... Он продолжал показывать полностью всю шкалу, не реагируя ни на что. В ходе выяснения причин на форуме, пришли к выводу (возможно ложному ), что вышла из строя микросхема К161ПП2. Найти такую, Вы сами понимаете, не просто. Проще полностью индикатор.

Мир не без добрых людей (верьте в это, сами делайте добро и результат не заставит долго ждать) и индикатор вместе с УНЧ-П последней ревизии, тот который на одной микросхеме, мне подарил широчайшей души человек Василий (Скиф на Вегалаб). За что ему низкий поклон и огромная благодарность!!! Правда работоспособность модулей была под вопросом.

В приобретенном индикаторе пришлось заменить подстроечные резисторы, которые были залиты лаком для ногтей и пришли в негодность. Заработала индикация одного канала!!! Но у нас ведь стерео... Долго я не мучался, а сразу решил заменить К157УД2. Операция увенчалась успехом и в глазах РТ снова появилась та незабываемая зеленая искорка.

Дальше - больше.
Звучание после востановления заворожило басом. Казалось бы, 2х 20 Вт, а такой бас, что окна дрожат, перегородочка гипсокартонная на кухе вибрирует, а вечером, во время просмотра фильма на уровне громкости ниже среднего, соседка снизу позвонила и милым сдержанным голосом попросила уменьшить громкость.

Но счастье длилось не долго. Начитавшись чужих мнений и отзывов о том, насколько одномикросхемный пред звучит лучше, меньше искажений и пр. , решил сменить родной. (Ради достоверности статьи сообщу, что заменен он был на этапе работ с индикатором. До этого УНЧ-П старой ревизии отслушивался пару недель .) И поначалу я действительно слышал (или хотел слышать ) все эти преимущества: «детальность на верхах», «более ясная сцена», «зернистая середина» и пр.

А в глубине души нет покоя, нет того наслаждения при прослушивании, лишь самообман вбитыми в голову ничего не значущими терминами. Это была уже не та девушка, которую я знал.

Недели прослушивания было достаточно для того, что бы понять, что нужно вернуть родной УНЧ-П на трех микросхемах. Но вот проблемка, я уже начал жечь мосты, когда выпаял одну К157УД2 (DA 1.* на схеме) из демонтированного предусилителя, которая и ушла на ремонт индикатора. Озадачился поиском информации, более подробно разобрался в устройстве и работе 101. Пришел к выводу, что исключение из схемы DA 1.* не приводит к негативным последствиям. (DA 1.* в предварительном усилителе служит для согласования с пьезокерамическим звукоснимателем, для меня это не актуально ).

Сигнал от источника после селектора входов подается на R9 и R10 соответсвенно. Межкаскадные емкости С23, С24 от греха подальше заменены на новые неполярные. Первый запуск после модернизации: много переживаний и одна маленькая надежда вернуть былой голос...

С первых нот знакомых композиций я понял, что цель достигнута, в 101 снова живут басы! Размашисто описывать звучание не умею, скажу просто: оно либо нравится, либо нет. Теперь мне нравится! Так, входе связаных событий, появилась третья версия предварительного усилителя РТ 101- двух микросхемная.

Хлопок в динамиках при включении был следствием неправильно работающей защиты. Посторонние звуки при выключении усилителя, ровно как и реакция на вкл/откл бытовых приборов в квартире, устранена установкой помехоподавляющего конденсатора емкостью 1мкФ и напряжением >280V на контакты сетевого выключателя.

Регуляторы громкости, балланса и тембра очищены от пыли потоком воздуха и смазаны (смазка Циатим 201).

Помимо предварительного усилителя в конструкции РТ 101 были сделаны следующие изменения:

Родной комутатор входов вместе с усилителем-корректором удален.


Взамен родному, селектор входов на три источника сделан на галетнике, который ранее в усилителе служил переключателем «Копир» (SA2 на ). Переключатель имеет 4-е пары контактов, так что позволяет разрывать даже земли входящих сигналов.

Разъемы для подключения источников стандартные RCA, две пары на задней стенке и одна для «горячего» поключения источников на передней панели (в местах, где ранее покоились «пятерки» подключения магнитофонов). Отверстия на лицевой панели после демонтажа неиспользуемых переключателей и разъемов закрыты загушками под аллюминий (материал Dubond).

В результате усилитель утратил ценность для музеев, зато совместим с современными источниками и рабочий.
На этом первая часть работ завершена. Вторая более сложная, так как решено облагородить корпус, придать окончательный «лоск». Планирую шпонировать верхнюю крышку, изготовить новое днище, правильно оформить заднюю панель с разьемами. О чем обязательно расскажу уважаемым читателям во второй части статьи.

Вроде бы время Страны Советов давно уже прошло, но многие энтузиасты до сих пор используют советскую технику и искренне считают, что лучше нее на свете нет ничего. Особенно это относится ко всякого рода усилителям, колонкам и проигрывателям. Дескать, только они обеспечивают самый "правильный", чистый и теплый (ламповый) звук. Спорить с этим не будем. Тем более что советская аудиотехника действительно была на высоте. Одним из "старичков", который может еще порадовать качественным звуком, является усилитель "Радиотехника У-101". Немаловажную роль играет и то, что собран он был не на российских просторах, а в союзной Латвии. Поэтому и качество соответствующее. Однако пора разобрать основные характеристики этого устройства и рассмотреть отзывы счастливых обладателей этого "чуда". Но сначала немного общей информации о производителе.

О производителе

Когда-то компания "Радиотехника" была дочерним предприятием небезызвестного завода "ВЭФ". Последний был упразднен в 1997 году. Но "Радиотехника" осталась и по сей день работает. Теперь это крупнейший производитель музыкальной аппаратуры в Восточной Европе. История компании началась в 1927 году. Тогда Абрам Лейбовиц основал небольшое предприятие по выпуску радиоприемников. Со временем фирма разрослась и начала выпускать огромное количество бытовой электроники: от радиоприемников и телевизоров до усилителей и акустических систем. Легендарные колонки S90 были сконструированы и выпущены в 1989 году. Примерно к этому же временному периоду относится и разработка такой вещи, как усилитель "Радиотехника У-101".

Стоит сразу отметить, что искушенные "аудиофилы" не ценят технику этого производителя. Они считают ее массовым "шлаком" и "хламом". Единственное, что признают эти товарищи из советских аудиосистем - топовые усилители от "Амфитон" и легендарный "Бриг". Но в любом случае усилитель "Радиотехника У-101" стерео в десять раз лучше того китайского хлама, который сейчас находится на прилавках магазинов электроники. Поэтому для озвучивания небольших помещений (таких как стандартная квартира) его можно и нужно приобрести. Тем более что на вторичном рынке этот аппарат стоит копейки. Однако перейдем к особенностям дизайна усилителя и его техническим характеристикам. Ибо это самое важное.

Внешний вид и дизайн

Итак, посмотрим на усилитель "Радиотехника У-101" стерео. Его дизайн, в принципе, стандартен для устройств этого производителя 80-х годов прошлого столетия. Тем не менее массивная передняя панель из шлифованного алюминия внушает определенное доверие. Чистое дерево, которым оформлена остальная часть корпуса, тоже навевает кое-какие положительные эмоции. Но больше всего порадовали кнопки переключения режимов работы и регуляторы громкости, баланса, НЧ и ВЧ. Они сделаны добротно (из того же алюминия), а размер такой, что точно не промахнешься. Все это отличительные черты советской аудиотехники тех времен. И "Радиотехника" тоже выглядит соответственно. Однако конструкторы не забыли и об охлаждении внутренних элементов устройства. Добротные решетки из металла располагаются и в верхней части корпуса, и в нижней. На задней панели имеется массивный рефрижератор блока питания и большое количество необходимых разъемов (в основном пятиштырьковых). Выполнена задняя панель тоже из металла.

Вес и габариты

Советская техника не отличалась компактностью. Не исключение и стерео-усилитель "Радиотехника". Размеры его довольно внушительные. Его ширина составляет 330 мм. Длина - 430 мм. А высота - 80 мм. Довольно объемный аппарат. Для его установки придется подобрать подходящее место. Идеальным вариантом была бы стойка под аппаратуру. Они выпускались (и были весьма популярны) в 90-х годах прошлого столетия. Но и сейчас есть такая мебель. Вот только сейчас габариты таких полок заточены под китайские "ресиверы". Но этот усилитель должен там поместиться. Что касается веса, то масса у этого усилителя внушительная - 10 кг. Такой вес получился из-за тяжести блока питания, отдельных компонентов и металлических элементов дизайна. Но зато сразу видно, что перед нами добротное, качественное советское устройство. Теперь перейдем к техническим характеристикам усилителя. Именно они определяют качество воспроизводимого звука.

Технические характеристики усилителя

Итак, перейдем к техническим характеристикам усилителя. Стоит отметить, что он не подойдет любителям громкой музыки. Его номинальная выходная мощность составляет всего 20 Ватт на канал. Для озвучивания стандартной комнаты вполне достаточно. Но не более того. Сопротивление равно 4 Ом для каждого канала. Это значит, что огромные напольные 8-Ом колонки (вроде "Амфитона") к нему подключить не удастся. Он просто не сможет их раскачать. Самый лучший вариант - полочные АС. Именно они более всего подходят к такой штуке, как усилитель "Радиотехника". Характеристики довольно скромные. Даже по советским меркам. Но зато обеспечивается высокое качество звука. Диапазон воспроизводимых усилителем частот колеблется от 20 до 20 000 Герц. Этого вполне достаточно для обеспечения качественного звука. Если подключать сей усилитель к компьютеру, то обязательно нужно использовать внешний ЦАП. Только он сможет раскрыть весь потенциал данного усилителя.

Работа с посторонними шумами

Активное шумоподавление - это очень хорошая штука в составе любого усилителя. К сожалению, усилитель "Радиотехника" лишен этой полезной опции. Шумы есть. Но они не настолько заметны невооруженным ухом. Отношение сигнала к взвешенному шуму - 83 децибела. А отношение сигнала к фону - 60 децибел. Это довольно хорошие характеристики. Коэффициент гармоник на низких частотах составляет не более 0.2 %. Для неподготовленного читателя эти цифры ничего не значат. Но можно объяснить их проще. Этот усилитель способен обеспечивать высококачественное звучание любой композиции даже на максимальной для него громкости с минимальными искажениями. А это самая важная вещь в любом усилителе. Хотя бы поэтому "Радиотехника У-101" намного лучше китайского ширпотреба, который сейчас заполонил прилавки магазинов. Поэтому, если есть возможность приобрести "Радиотехнику", не нужно терять шанс стать владельцем качественной аппаратуры.

Схема усилителя и его ремонтопригодность

Схема усилителя "Радиотехника" четко дает понять, что перед нами качественное устройство родом из Советского Союза. Так хорошо уже никто не делает. В Союзе технику создавали на десятки лет. Сейчас же все компании гонятся за прибылью. Поэтому современная техника работает до первой поломки. Потом нужно идти покупать новое устройство. Здесь же все детали взаимозаменяемы. Даже если какие-то компоненты уже прекратили выпускать, можно найти аналог, установить его, и усилитель снова будет работать еще десяток лет. По статистике, первое, что отказывает в усилителях "Радиотехника", - конденсаторы. Благо такого добра на радиорынках хватает. Также весьма часто летит защита от перегрузки. С этим посложнее, так как отдельные ее компоненты уже не выпускаются. Но нет никаких проблем с заменой, так как подходят современные с такой же емкостью.

Какие еще "болячки" имеет усилитель "Радиотехника У-101" стерео? Схема четко показывает, что львиную долю места в корпусе устройства (да и на печатной плате) занимает блок питания и его компоненты. Если он сгорит, тогда начнется головная боль. Таких уже не делают, а найти современные аналоги не так-то просто. Но есть один плюс: блок питания выходит из строя реже всего. Известно лишь несколько таких случаев. Дело в том, что данный блок снабжен отличными стабилизаторами. Поэтому его выход из строя случается очень редко. И в большинстве случаев достаточно будет заменить резистор сопротивления с идентичной маркировкой. Этот усилитель вполне ремонтопригоден. И это еще одно его преимущество. Починить его сможет практически любой человек с паяльником. Нужно только хоть что-то соображать в радиоэлектронике.

Сравнение с другими усилителями

Это очень ответственный шаг. Нужно учесть все нюансы и понять, усилитель "Радиотехника" лучше или хуже остальных. Первый конкурент - "Амфитон-001". При одинаковых условиях воспроизведения наш герой показал куда более полную сцену звука, чем "Амфитон". Дальше - больше. Бас "Амфитона" никак не мог стать таким же правильным и быстрым, как НЧ, созданные "Радиотехникой". Явный провал. Следующим испытуемым стал легендарный "Бриг У-001". Этот монстр звука запросто сделал простенький 101. У "Брига" получилось куда более качественное звучание. И с этим ничего нельзя было сделать. Хоть "Бриг" и годами старше, но намного лучше, чем "Радиотехника". Беда только в том, что найти адекватный "Бриг" на вторичном рынке очень трудно. Поэтому "Радиотехника" остается оптимальным вариантом. Да и неискушенный слушатель не заметит особой разницы между этими двумя усилителями.

Положительные отзывы о "Радиотехнике"

Что говорят те, кто успел уже приобрести предварительный усилитель "Радиотехника У-101"? Подавляющее большинство владельцев довольны тем звуком, который обеспечивает этот усилитель. Другие же отмечают, что после небольшой доработки аппарат стал звучать еще лучше. Но все меломаны сходятся в одном: этот усилитель прост в эксплуатации. Он прекрасно подходит для повседневного использования. Еще одним преимуществом люди считают простоту ремонта усилителя в случае его выхода из строя. В общем и целом, владельцы довольны устройством.

Отрицательные отзывы о "Радиотехнике"

Усилитель "Радиотехника" удостоился отрицательных отзывов только от тех, кто считает себя "аудиофилами". Самая частая жалоба от этих товарищей - недостаточная глубина сцены. Также жалуются на проработку низких и высоких частот. Но это не топовый усилитель. Если хотите такого звука, то нужно приобретать аппарат за несколько тысяч долларов. А "Радиотехника" - это усилитель начального уровня. Так что такие жалобы принимать во внимание не стоит.

Заключение

Итак, мы рассмотрели предварительный усилитель "Радиотехника У-101". Это качественное и надежное устройство, которое способно обеспечивать высококачественный звук при минимальных затратах. Приобрести этот усилитель на вторичном рынке можно за копейки. И в хорошем состоянии. Лишний повод обеспечить себя качественной аппаратурой. Хоть и родом из прошлого.