Жилье на воде в нидерландах. Голландия глазами очевидцев Страна которая поставляет пресную воду в нидерланды

Отдыхая в Голландии, вы будете использовать наши сети энерго-, газо- и водоснабжения. Они могут отличаться от тех, к которым вы привыкли дома. На этой странице вы найдете всю необходимую информацию, чтобы обеспечить себе приятное пребывание.

Электричество

Напряжение в нидерландской сети – 230 вольт. В гостиничных номерах часто есть розетки на 110 и 120 В для электрических бритв, но рекомендуется брать с собой адаптер для штепселей с двумя штырями, а также штепселей с круглыми штырями и контактом заземления сбоку.

Если вы остаетесь в Нидерландах на длительный срок, возможно, вам стоит приобрести на месте такие приборы, как фен или бритва. Или же вы можете пользоваться приборами, работающими от батареек, если вас не обременяет их замена.

Вода

Водопроводная вода в Нидерландах – замечательного качества. Если не указано иное, вы можете везде пить воду из-под крана. Воду в бутылках и бутылочках можно приобрести в супермаркетах, закусочных и киосках.

Газ

В большинстве нидерландских домов готовят на газу. Газ также используется для отопления и нагрева воды.

Единицы измерения

В Нидерландах принята метрическая система, и, соответственно, единицей измерения длины является метр, объема жидкостей – литр, а веса - килограмм. Эта отличает Голландию от стран, в которых принята британская система мер и весов. Пересчет между двумя системами осуществляется следующим образом:

Километры и мили
1 миля = 1,609 километра
1 километр = 0,621 мили

Литры и галлоны
1 галлон = 4,546 литра
1 литр = 0,220 галлона

1 фунт = 0.453 килограмма
1 килограмм = 2,204 фунта

Первое время моего пребывания в Голландии мне и в голову не приходило, что здесь может быть пляжный отдых или его подобие. В стране, где часто идут дожди, сильные ветра, Северное море, мало солнца и почти не бывает жаркой погоды, какой пляжный отдых? Но приближалось лето, а знакомство с Голландией проходило все ближе. Так выяснилось, что голландцы очень жаркий народ, жаркий в том смысле, что даже в +10 градусов могут ходить в одних кофтах, и дети поздней осенью у них гуляют без шапок и в куртках нараспашку. Чуть солнце выглядывает из-за туч, голландцы высыпают на улицы, в открытые террасы кафе - пить кофе и в свои дворики - жарить барбекю и наслаждаться солнцем. Оказалось, что местные жители очень любят проводить время на пляжах. Поэтому я тоже как большой любитель морских прогулок, решила изучить этот вопрос и побывать на голландских пляжах в разные времена года, летом мне даже удалось искупаться на одном из них.

Общая протяженность голландских пляжей на Западном побережье и Западно-Фризских островах больше 280 километров. На некоторые пляжи сложно попасть ввиду их удаленности от населенных пунктов, поэтому я расскажу о 3 самых популярных и легкодоступных пляжах Голландии.

Особенности голландских пляжей

Но для начала остановлюсь на характерных особенностях отдыха на голландском побережье Северного моря. Собираясь провести время на голландском пляже, не забывайте, что:

  • В Голландии очень сильные ветра. В летнее время вы можете не заметить, как припекает солнце, и сгореть. Кстати, для защиты от ветра на пляжах стоят мини-палатки-ширмы. Я такие больше нигде не встречала. В другие же времена года вас может просто продуть во время прогулок. Каждый раз, собираясь на Северное море, я смотрю прогноз погоды, вроде бы достаточно тепло, не беру с собой теплые вещи, в надежде, что в этот раз будет по-другому, и каждый раз я уезжаю оттуда вся продрогшая, ветер сильнейший! Даже если обещают достаточно теплую погоду, возьмите с собой не продуваемые и теплые вещи.
  • Северное море на то и Северное, чтобы температуры воды в нем была невысокая, в самые жаркие дни температура не превышает 20 градусов. Но с другой стороны и остывает она куда медленнее, поэтому можно попробовать искупаться там и не в самый сезон. Но весной вода казалась очень холодной, возможно, из-за сумасшедшего ветра. А так купальный сезон в Голландии с июля по конец августа.
  • Все пляжи объединяет чистота, протяженность и мелкий песок.
  • На всем побережье красивейшие закаты.
  • Все городские пляжи с хорошей инфраструктурой - кафе, ресторанчики, фудтраки.
  • На пляжах есть все морские развлечения, начиная от прогулок на катере и заканчивая кайт-серфингом.

Пляж в Гааге – Схевенинген

Мое знакомство с пляжами Голландии началось с поездки в Гаагу. Чем ближе подходишь к морю, тем больше ощущается морской воздух, даже строения вокруг меняются на типичные курортные домики. Когда я первый раз оказалась на пляже в Гааге, у меня перехватило дух от такой красоты. На улице стоял май, бескрайний песчаный пляж, люди гуляют по песку около воды, жуткий ветер, сильные волны, вдалеке Англия, спортсмены в гидкостюмах на досках, дети с воздушными змеями и по колено в воде, милые кафешки на берегу и рыбные ларьки, где можно отведать разных морских гадов. Когда попадаешь на этот пляж, сразу возникает ощущение морского курорта. Пляж Схевенинген является самым большим на территории Голландии. Он имеет протяженность до 3 километров (!) оборудованной территории. Пляж очень чистый, специальные машины очищают территорию 2 раза в день. Конечно, не в летний период никто не купается, но приехать туда стоит обязательно даже для того, чтобы просто прогуляться у воды, полюбоваться песчаными дюнами, посидеть в одном из уютных кафе и отведать голландской рыбы, которую вылавливают прямо здесь же.

Проходя по бульвару около пляжа нельзя пройти мимо работ американского скульптора Тома Оттернесса, которые являются экспозицией современного музея, расположенного недалеко от пляжа. Это забавные человечки разных размеров и в разных позах заполонили часть набережной.

Этот пляж не только самый большой, но и самый популярный, туда приходят и местные жители, и туристы. В летнее время, когда погода все-таки радует голландцев, на пляже не протолкнуться, весь пляж усыпан загорающими, в море плещется куча людей – от самых маленьких до людей почтенного возраста. Но если голландцы привыкли к такому морю, то для приезжих оно может показаться холодноватым. Но помимо спокойного отдыха на пляже есть еще и масса развлечений. Для детей да и для взрослых самый большой аквапарк в Голландии – Дуинрел. Он соединен вместе с зоопарком морских обитателей Северного моря. Кстати, для детей на пляже есть детские зоны, а еще оборудованные площадки для игры в волейбол, баскетбол и футбол.

О, кстати, будьте аккуратны, чайки на пляжах прямо-таки атакуют людей с едой. Они пикируют прямо к вам руки и пытаются ухватить кусочек. Здесь они не из стеснительных обитателей, а настоящие хозяева пляжа.


Как же добраться до Схевенингена? Самый простой и удобный вариант из 2 видов транспорта:

Сначала нужно преодолеть путь от Амстердама до Гааги (Amsterdam Centraal- Den Haag Centraal), который составляет всего 46 минут. Билет на поезд стоит 11,2 евро в одну сторону. Но чтобы сэкономить деньги, перед поездкой не забудьте посетить 2 сайта Spoordeelwinkel и Treinreiziger , где собраны все предложения на транспорт. Так, например, в одном из магазинов Амстердама (Hema, Albert Heijn, Kruidvat и др.) в дни акций можно купить дневной билет на поезда за 14 евро в 2 стороны. Существенная экономия!

Приехав в Гаагу, нужно пересесть на трамвай № 1 или №9 по маршруту Station Den Haag Centraal - strand Scheveningen Noorderstrand, Den Haag, который и довезет до пляжа. Трамваи ходят достаточно часто, а на электронном табло можно посмотреть время ожидания. Стоит проезд в одну сторону 1,76 евро, купить билет можно у водителя. И вот через 20 минут вы на пляже.

Мы же решили не садиться на трамвай, а отправиться смотреть город, посетить парк миниатюр Мадуродам, а дальше уже подойти к морю, поэтому мы выбрали пеший маршрут до пляжа. Ради чудесной прогулки вдоль живописного канала и знакомства с городом можно выбрать этот вариант, но только если вы рассчитываете свои силы. Потому что обратный путь до вокзала мы были уже не в состоянии преодолеть и выбрали поездку на трамвае. Ради экономии времени и сил вполне оправдано.

Пляж Зандворт: 30 минут на поезде и мы у моря!

Второе место, где мы оказались на голландском побережье - это Зандворт, а рядом с ним и Блоемендааль (в 20 минутах ходьбы от Зандворта). Это местечко находится всего в получасе езды от Амстердама. Пляж даже иногда называют амстердамским из-за близости к столице. Что может быть лучше: стоимость проезда в одну сторону от Амстердама до Зандворта (Amsterdam Centraal- Zandvoort aan Zee) – 5,4 евро. И идти до пляжа здесь всего 7 минут. Территория пляжа чуть меньше чем в Гааге, но из-за близости к столице и маленьких тратах на дорогу, можно выбрать этот вариант.

На этом пляже нам удалось искупаться и немножко погреться на солнышке. Море было холодное и очень мутное, вероятно, из-за сильных волн и большого количества народа в воде. Но пляж в Зандворте идеально подходит для детей, потому что береговая линия здесь очень ровная, долго-долго идешь вперед, а вода все равно тебе по колено. В подтверждение слов о чистоте голландского побережья пляжи Зандворта и Блоемендааля отмечены Голубым флагом.

На пляже ездят фудтраки с едой: сначала подъезжает с мороженым, потом с рыбой, потом с напитками, вам даже не надо никуда бежать. Но, конечно, в Зандворте есть и приятные кафешки на берегу, которые с радостью встречают своих посетителей. Кафе работают круглый год, разница только в том, где вы будете сидеть: в летнее время можно расположиться на террасе или под зонтиком, а зимой насладиться приятными интерьерами. Летом на пляжах регулярно проводятся разные вечеринки, тусовки, музыкальные фестивали и диджей-сеты.

Оказалось, что здесь же находится главный нудистский пляж, мы правда его не видели.


На пляж в Зандворт лучше отправляться, если у вас не так много времени: шаговая доступность от вокзала и близость к Амстердаму - главные козыри этого местечка. Не так масштабно как в Гааге, но тоже довольно мило, можно прогуляться вдоль берега, побегать босиком и насладиться морским воздухом.

Остров-мечта Тессель

Пляжи острова Вессель – где солнце садится на воду, где бескрайние просторы, а морская гладь сливается с горизонтом. Все это было показано в фильме «Достучаться до небес». Именно на этот пляж Западно-Фризских островов Голландии приезжали главные герои фильма. Там были показаны потрясающие виды, поэтому очень хочется побывать на этом острове, но моя мечта пока еще не осуществилась. Связано это, прежде всего, с непростой дорогой:

  • Сначала нужно добраться на поезде от Амстердама до Ден Хелдера (Amsterdam Centraal- Den Helder), время в пути 1 час 14 минут, стоимость проезда в одну сторону - 14,1 евро.
  • От станции Ден Хелдера на автобусе до места отправления парома.
  • И затем уже на пароме до острова. Билет продается в обе стороны и стоит 2,5 евро.
  • От порта Тессела отходит маршрутка или автобус 28, который отвозит в столицу Ден Бург или к морю в город Де Коог.

Это экологически чистый район, где вся территория острова занята полями, пастбищами и туристическими зонами. Самое популярное место на острове - город Де-Коог, где проходили съемки фильма. Когда просматриваешь фильм и фотографии оттуда, хочется обязательно оказаться там во время заката. Говорят, что на острове много велосипедных и пеших маршрутов, поэтому можно выбраться туда и не на один день. И главное, опять не забыть теплые и не продуваемые вещи!

Аннотация

Инженерная история Нидерландов, насчитывающая более 2000 лет, – это непрекращающаяся борьба с гидрогеологическими угрозами. На протяжении веков море наступало на территорию Королевства, а со стороны материка речные паводки «подмывали» экономику страны. В данной статье рассматривается летопись инженерных изысканий и решений в вопросе защиты от наводнений, описываются самые значимые проекты, прослеживается путь от стихийного берегоукрепления к интегральному подходу к работе с водными ресурсами в XX – XXI веке, когда вопросы экономического освоения территорий, жилого строительства, экологии и туризма стали нераздельно связаны.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и речных наводнений, а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны.

География

Нидерланды расположены в нижнем течении трёх крупных европейских речных бассейнов: Рейна, Мааса и Шельды. Площадь европейской части страны (без зависимых территорий в Карибском регионе) составляет 41,5 тысяч км², население – 16,5 млн. человек. Около 30% поверхности Нидерландов расположены ниже уровня моря и защищены с запада и севера комплексом дюн и водозащитных дамб.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и , а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны. Сочетание физических условий и целенаправленных действий человека привело к созданию уникальной системы управления водными ресурсами: уровень воды практически в каждом водоёме находится под человеческим контролем.

При достаточно высоком количестве атмосферных осадков (769 мм в год) летом в Нидерландах ощущается дефицит водных ресурсов. Около 10% территории страны подвержены частому снижению уровня грунтовых вод, что делает истощение водных ресурсов серьёзной проблемой для сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Ситуация осложняется необходимостью масштабного использования грунтовых вод для ирригации и получения питьевой воды. Только с 1950 года обеспечение водой сельскохозяйственных территорий привело к увеличению зон, страдающих от нехватки воды, на 25%.

Две трети населения Нидерландов проживает в зонах с высоким риском наводнений: территории, находящиеся ниже уровня моря, требуют постоянной защиты, как и более высокие территории, подверженные периодическим паводкам.

Нидерланды сталкиваются не только со значительной нехваткой питьевой и сельскохозяйственной воды, но и с дефицитом территории. Пространство вокруг рек необходимо не только для обеспечения безопасности при наводнениях, но и для поддержания экологической устойчивости и сохранения у речных бассейнов их транспортных функций.

Королевство Нидерланды состоит из 12 провинций, разделённых на 647 муниципалитетов (здесь и далее мы не рассматриваем владения Королевства Нидерландов в регионе Карибского моря). В области управления водными ресурсами функционирует 55 водных комитетов, управляющих территориями различных муниципалитетов. Управление водными ресурсами в Нидерландах осуществляется на национальном, провинциальном уровне и на уровне водных комитетов.

История

Ранний этап

Первые дамбы на территории Нидерландов появились более 2 тысяч лет назад. В тот период уровень моря был примерно на полтора метра ниже современного. Его постепенное неуклонное повышение обусловило постоянное строительство и разрушение защитных сооружений вдоль морских и речных берегов. Активное сельское хозяйство, осушение болот и разработка торфяных месторождений привели к изменениям в водном режиме территорий и вызвали усиление и учащение наводнений, регулярно повреждавших защитные дамбы.

В период между 800 и 1250 годом значительная часть территории Северных и Юго-Восточных Нидерландов была потеряна из-за наступления моря, чему способствовали активная разработка торфа в прибрежных зонах и серия сильных штормовых приливов.

В XII столетии речные наводнения были относительно редки в Нидерландах, но при этом приливы значительно изменили форму берега. Количество наводнений постепенно увеличивалось в течение XIII века, а в XIV веке они стали представлять серьёзную проблему.

Средневековый климатический оптимум стимулировал активный рост населения и городской ремесленной и торговой экономики Нидерландов. Повышение уровня грунтовых вод привело к переносу пахоты на более высокие территории вглубь страны и переводу прибрежных территорий в пастбищные угодья. Орошение новых пашенных земель, вместе с обезлесением соседних германских территорий, привело к повышению риска наводнений. Рост стоимости земли, активная урбанизация и общее увеличение благосостояния населения формировали необходимость в развитии средств защиты от наводнений.

Высокое и позднее средневековье

В XIII веке в Голландии и Утрехте была создана первая современная система дамб. Были сформированы первые водные комитеты (нидерл. «waterschap»), в сферу ответственности которых входило обеспечение дренажа, строительство и эксплуатация защитных дамб. Наиболее старые (до 1250 года) водные комитеты появились в южной части Утрехта, южном Горинхеме и северном Лейдене. Многие из старинных водных комитетов функционируют до сих пор.

Водные комитеты являлись относительно независимыми сельскими органами, подчинявшимися графу Голландии и епископу Утрехта. Формирование водных комитетов в XIII веке стало первым проявлением влияния природных рисков на формирование центральных органов государственной власти в Нидерландах. Законы, правила и распределение обязанностей по содержанию защитных дамб с 1273 года кодифицировались в “дамбовых грамотах” (нидерл. «dijkbriefis»).

Начало четырнадцатого столетия было временем масштабных бедствий на территории всей Европы. Нидерланды не стали исключением: в 1313 и 1315 годах страну поразили крупные наводнения, а в 1314 – 1317 годах серьёзные неурожаи привели к голодной смерти каждого десятого жителя страны. Реакцией на разрушения 1313 – 1315 годов стало создание к 1350 году в дельтах всех крупных голландских рек системы защитных дамб. Организационная структура управления гидрогеологическими рисками, основанная на местных органах власти, оставалась неизменной до середины XVIII века, когда была создана должность генерального инспектора дельты Рейна.

Малый ледниковый период (с 1480 года) также привёл к ухудшению природных условий во всей Западной Европе. Со второй половины XV века в Нидерландах частым явлением стали ледовые заторы, с которыми жители региона столкнулись впервые. Песчаные отмели и защитные дамбы вдоль берегов рек мешали стоку льда – в результате образовывались огромные ледяные плотины, перегораживающие реки.

Серия крупных штормовых нагонов воды в XV – XVII веках привела к масштабной потере прибрежных земель и изменению строения дельты Рейна. Штормовые нагоны со стороны моря сопровождались крупными наводнениями. Постепенное обмеление привело к снижению пропускной способности рек и общему увеличению гидрологических рисков. Опускание почв, защищаемых дамбами, особенно после внедрения новых технологий дренажа, вызвало необходимость усиления защитных конструкций за счёт строительства дополнительных малых дамб и отводящих каналов.

Новое время

В XVI-XVII веках Соединённые провинции стали крупнейшим мировым экономическим центром. Тому было несколько причин. Нидерланды перехватили лидерство в посреднической океанской торговле у Португалии, что позволило голландцам получать колоссальные доходы за счет неравенства цен в различных регионах мира. В течение долгого времени Нидерланды обладали монополией на торговлю индонезийскими пряностями – исключительно дорогим товаром того времени. Нидерланды также являлись лидером во многих отраслях промышленности, в частности, в кораблестроении. Городская популяция страны уже к XVII веку составляло около 60% населения.

Вплоть до XVII века борьба с водными угрозами в низколежащей территории Нидерландов носила чисто оборонительный характер. Если дамба разрушалась, то на её месте возводилась новая. В ряде случаев требовалось строительство дополнительных дамб позади ранее построенных сооружений, причём жителям приходилось оставлять освоенные земли между двумя дамбами. Иногда из-за наступления моря или изменения русел рек приходилось покидать целые деревни.

Однако после изобретения ветряной мельницы, способной перекачивать воду на более высокий уровень, а также серии усовершенствований в конструкции защитных дамб появилась возможность обратить этот процесс вспять и перейти в «наступление на море». Экономический рост и увеличение численности населения Соединённых Провинций стимулировали расширение сельскохозяйственных угодий. За счёт инвестиций амстердамских купцов осуществлялось осушение и освоение прибрежной полосы. К концу XVIII столетия значительная часть приморской территории была превращена в высокопродуктивные сельскохозяйственные районы. Строительство плотин и польдеров на территории наиболее экономически развитых провинций – Голландии и Западной Фрисландии – за относительно короткое время значительно изменило внешний вид этих земель. Города были связаны плотной сетью коммуникаций в рамках единого рынка сельскохозяйственной продукции. Осушение прибрежных зон осуществлялось за счёт возведения польдеров – окружённых дамбами зон, на которых контроль за уровнем грунтовых вод осуществлялся за счёт работы насосных станций.

В 1795 году закончила своё существование крайне децентрализованная Республика Соединённых Провинций, сменившаяся сначала Батавской Республикой (1795 – 1806), а позже Королевством Нидерланды. Страна подпала под значительное влияние французского центризма, что повлияло и на сферу управления водными рисками. В 1798 году появился первый орган центрального управления водными рисками – Совет по управлению водой (Rijkswaterstaat). В XIX веке были внесены значительные изменения в законодательство, позволившие центральным властям вмешиваться в вопросы строительства и содержания защитных сооружений на местах.

Распространяющиеся по европейскому континенту паровые машины были практически сразу после своего появления внедрены в систему управления водными ресурсами: в 1820 году по приказу короля Вильгельма I при помощи энергии пара был осушен Зюйдпласпольдер (Zuidplaspolder), ставший наиболее низкой точкой Нидерландов (на 7 метров ниже уровня моря). С 1820-х по 1850-е годы прежние специалисты по дамбам из числа ремесленников были заменены профессионалами, подготовленными в Корпусе инженеров, на который с 1849 года была возложена функция надзора над защитными сооружениями.

Распространение использования энергии пара во второй половине XIX века позволило осуществлять более точный контроль над уровнем грунтовых вод на глубине 0,5 – 1 метр, что заметно увеличило производительность земель. Впоследствии, дизельные и электрические насосные станции позволили контролировать уровень грунтовых вод на глубине более одного метрах, следствием чего стала возможность перейти к более продуктивному сельскому хозяйству.

XX век

XX век стал временем реализации огромных транспортных, энергетических и инженерных проектов во всех регионах мира. Не обошла эта тенденция и Нидерланды, в которых начиная с 1920 года было осуществлено множество крупных инженерных решений в сфере инженерной защиты территорий и управления водными ресурсами.

Проект Южного Моря (Зейдерзе).

В 1891 году министр Корнелис Лели предложил между провинциями Северная Голландия и Фрисландия. Согласно проекту, внутреннее Южное Море превращалось в озеро Эйсселмер.

План Лели включал в себя создание многочисленных польдеров. Значительный стимул к реализации проекта был придан крупным наводнением 1916 года, а также опытом чрезмерной зависимости Нидерландов от импорта продовольствия во время Первой Мировой Войны. Новые польдеры должны были обеспечить необходимое расширение сельскохозяйственных земель и увеличить производство продовольствия.

Строительство дамбы началось в 1920 году и было закончено в 1932. К тому времени уже два года функционировал крупный польдер Верингермер в северной части будущего озера. В дальнейшем были сооружены оставшиеся запланированные польдеры: Северо-Восточный (48 тыс. гектар, 1942 год), Восточный Флеволанд (54 тыс. гектар, 1957 год) и Южный Флеволанд (43 тыс. гектар, 1968 год).

Проект Дельта

Вторым важным и символически значимым проектом в сфере управления водными ресурсами стал проект Дельта – комплекс работ по защите Юго-Восточной части Нидерландов от наводнений и засоления почв.

После нескольких десятилетий исследований и подготовительного проектирования в 1940 году государственная комиссия пришла к выводу о плохом состоянии дамб в Зеландии и других провинциях. 29 января 1953 были представлены две проектные концепции работ. Всего через два дня сильный шторм привел к наводнению в провинции Зеландия, в результате которого погибло более 1800 человек. Необходимость нового строительства стала очевидной и начало грандиозного проекта было ускорено.

Важной частью проекта было фундаментальное исследование проблемы наводнений, результатом которого стало создание концепции “Норма дельта”, описывающей основные принципы : Вместо того чтобы подробно анализировать опыт предыдущих наводнений и проектирования средств защиты от угроз прошлого, специалисты комиссии проекта Дельта выпустили прорывную концепцию, описывающую процесс осуществления инвестиций в защиту от наводнений.

Рамочная концепция была названа “Нормой дельта” и включала в себя следующие принципы:

  • Были определены основные зоны, нуждавшиеся в защите от наводнений; им дали название “зоны круговой дамбовой защиты”.
  • Была разработана статистическая модель, по которой рассчитывалась стоимость возможного наводнения, включая ущерб для частной собственности, потери в промышленном производстве и стоимость человеческих жизней. В рамках данной модели стоимость человеческой жизни, утерянной из-за наводнения, расценивается в 2,2 миллиона евро (на 2008 год).
  • Для всех территорий страны на компьютере “Deltar” (Delta Getij Analogon Rekenmachine) был подсчитан риск речных наводнений и морских штормов.

Наиболее важной зоной круговой дамбовой защиты стало побережье Южной Голландии, население которой составляет более четырёх миллионов человек. Большая их часть проживает ниже уровня моря. В данном регионе людские потери в случае катастрофического наводнения могли стать исключительно высокими из-за крайне незначительного времени на предупреждение о штормах в Северном море. При этом невозможна была бы для побережья Голландии и полномасштабная эвакуация населения.

Первоначально комиссия установила уровень допустимого риска прорыва для всех “зон круговой дамбовой защиты” как 1 раз в 125 тысяч лет. Но такой уровень защиты подразумевал строительство циклопических сооружений, которые были не по карману даже достаточно богатым Нидерландам. Поэтому для различных регионов были установлены следующие допустимые риски:

  • Северная и Южная Голландия – 1 прорыв раз в 10 тысяч лет
  • Другие зоны риска прибрежных наводнений – 1 прорыв раз в 4 тысячи лет
  • Остальные территории, находящие в зоне риска наводнений – 1 прорыв раз в 2 тысячи лет

Территории, подверженные речным наводнениям, получили более высокий уровень допустимого риска, в силу более длительного времени предупреждения об опасности и возможности провести масштабную эвакуацию населения:

  • Территории Южной Голландии, находящиеся в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 1250 лет
  • Другие территории в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 250 лет

Уровень приемлемого риска наводнений был закреплён в “Законах Дельты”, согласно которым соблюдение заданных параметров, поддержание в порядке и, при необходимости, обновление защитных сооружений стало обязанностью правительства Нидерландов. Уровни риска были также включены в последнюю редакцию Законов о воде, действующих с 2009 года.

С 1953 по 1997 год было возведено 13 огромных дамб, значительно увеличивших безопасность всего региона. Всего было построено более 2,4 тысяч км основных дамб и 14 тысяч км вспомогательных дамб. Такой масштаб работ делает проект «Дельта» одним из крупнейших в мире.

Новые концепции управления водными ресурсами в XXI веке

В конце 1990-х был организован Комитет по управлению водными ресурсами в XXI веке, выпустивший в 2001 году доклад “Иной подход к управлению водными ресурсами”. Ключевой новаторской идеей доклада стал акцент на создании дополнительного пространства для движения водных масс при наводнениях, а не на механическом укреплении берегов. По замыслу авторов, это привело бы к сокращению вероятности разрушений из-за наводнений, затоплений местности во время проливных дождей и стало бы способом хранения воды на период засухи. В целом, новый документ означал переход от подхода “выкачивать и дренировать как можно быстрее” к стратегии “удерживать, хранить и дренировать”.

Примерами новой стратегии управления водными ресурсами стало развитие региональных водохранилищ, проект Маас и национальный проект “Пространство для рек”.

Проект «Маас»

В 2006 году Генеральный директорат гражданского строительства и управления водными ресурсами и региональные власти Лимбурга приступили к крупном инфраструктрурному проекту, ставшему известным как “Проект Маас” (Maaswerken). Задачей проекта стало уменьшение рисков наводнения в регионах Лимбург, Северный Брабант и Гелдерланд.

Для этого было запланировано расширение и углубление русла реки Маас, что не только сократило бы риск наводнения, но и увеличило бы судоходность рек на протяжении 150 километров и удовлетворило бы спрос на гравий. Проект включал в себя создание сотен гектар новых сельхозугодий и создание двух судоходных каналов в Северном Лимбурге. Также недалеко от Рурмонда началась разработка водозадерживающей зоны с двумя водохранилищами и укреплённой набережной длиной 40 км. Завершение проекта назначено на 2015 – 2017 годы. Общий бюджет работ составил 500 млн евро.

Проект «Пространство для рек»

Территории, непосредственно прилегающие к речным дамбам, становятся всё более заселёнными и насыщенными сельскохозяйственными и промышленными объектами, что заметно повышает сумму ущерба в том случае, если защитным сооружениям не удаётся справиться с наводнением. Для того чтобы значительно снизить риск наводнения на этих территориях, а также повысить их населённость и инвестиционную привлекательность, правительство Нидерландов в 2006 году приступило к реализации проекта “Пространство для рек”.

Для проекта было обозначено три ключевые цели:

  • К 2015 году все протоки Рейна должны пропускать 16 тыс. м3 воды в секунду
  • Следует улучшать качество прилегающего пространства
  • Нужно сохранить дополнительное пространство для будущего расширения русла рек

Работы по проекту начались в 2007 году и включали в себя ряд мер:

  • создание специальных пойм, заполняемых водой в случае наводнений;

  • дноуглубительные работы;

  • создание новых водохранилищ;

  • строительство запасных речных русел;

  • отдаление дамб от русла реки;

  • углубление волноломов;

  • уменьшение площади польдеров;

  • устранение препятствий для водного потока;

  • укрепление дамб;

Завершение проекта запланировано на 2015 год.

Значение нидерландского опыта

За восемь столетий Нидерланды . За тот же период у моря было отвоёвано 520 тысяч гектаров. Соответственно, территория страны сократилась на 50 тысяч гектаров по сравнению с 1200 годом. Проект, способный свести этот баланс к нулю – польдер «Markerwaard» – был закрыт в 1991 году по причине снижения темпов роста населения страны, сокращения потребности в сельскохозяйственных землях и высоких экологических рисков. Многие старые методы работы гидрогеологическими рисками в настоящее время отошли на второй план.

Важным аспектом нового подхода к строительству систем инженерной защиты в Нидерландах является придание им значительной эстетической функции. Многие дамбы и иные защитные сооружения становятся бульварами и парками. Управление водными рисками стало рассматриваться в качестве элемента пространственного планирования. В результате симбиоза последних достижений науки в сфере управления гидрогеологическими рисками и новейших разработок современного дизайна, создание безопасных пространств для экономической деятельности и проживания воспринимается не только как инженерный, но и как архитектурный проект. В программах национальной значимости – таких, как «Пространство для рек» – прямо обозначается, что именно вода делает Нидерланды красивыми. Приоритетным стал интегральный подход к работа с водными ресурсами – не разделяемыми с вопросами экономического освоения территорий, жилищного строительства, экологии и туризма. При создании новых защитных сооружений учитываются не только прямые финансовые затраты, но социальная стоимость строительства.

Нидерландская история взаимодействия человека и воды крайне интересна во многих отношениях. Немногие страны мира были столь тесно связаны с водой, как Нидерланды. И тот факт, что страна, имеющая опыт и локальной, децентрализованной работы с природными рисками, и опыт государственного строительства колоссальных защитных сооружений, в настоящий момент переходит к нетривиальным, интегральным подходам, указывает инженерам и планировщикам всего мира, что является наиболее прорывным направлением.

В чистом виде нидерландский опыт безусловно мало где возможно воспроизвести, особенно на территории таких крупных стран, как Россия. Однако существующие в настоящее время проекты освоения новых экономических зон в прибрежных регионах России делают нидерландские практики обязательными к изучению для отечественных специалистов.

Справка

Традиция согласований

Одной из типичных черт Нидерландов является долговременная традиция правительственных консультаций с различными группами в обществе. Корни этой традиции лежат в периоде 1917 – 1967 годов, когда государству требовалось осуществлять режим так называемой “демократии замирения” для достижения согласия между различными группировками в голландском обществе (хотя следует отметить, что метод коллективного принятия решений было основным для Республики Соединённых Провинций и столетия назад). В тот период общество Нидерландов состояло из католиков, протестантов, социалистов и либералов – причём каждая группа обладала сильной корпоративной структурой и имела свои средства массовой информации, школы, спортивные клубы и т.д. Сосуществование в политической и общественной жизни нескольких организаций со сходными целями, но различными идеологиями привело к необходимости проведения взаимных консультаций и постоянной выработке консенсуса. Несмотря на то что жёсткое разделение нидерландского общества на группы несколько ослабилось после 1967 года, традиция постоянных согласований осталась неизменной.

Есть в мире одно государство, территория которого постоянно расширяется, и вовсе не за счет захватнических войн, а за счет кропотливого ежедневного труда по отвоевыванию земли у моря. Это государство - Голландия! Французы говорят: «Всем народам землю подарил Бог, а голландцы землю добыли сами».


Оказывается, Голландия опускается под воду со скоростью 1 метр за сто лет. За последние 700 лет она опустилась на 7 метров ниже уровня моря, и все эти 700 лет голландцы вели упорную борьбу за сохранение своей земли.
Когда в 16-м веке Голландия поднялась на борьбу за свою независимость от Испании, там не только "земля горела под ногами захватчиков", там земля буквально исчезала из-под ног испанцев, потому что голландцы открывали шлюзы и обрушивали на испанцев многотонные массы воды. В итоге после изнурительной 80-летней войны, понеся колоссальные потери, Голландия добилась свободы и стала первым государством в мире, осуществившим на практике принцип свободы и равенства. И это без всяких высокопарных деклараций, которым грош цена! Так что голландцы заслужили право жить хорошей жизнью, пролив моря крови, в основном своей.
Голландия начиналась: море воды на месте нынешних городов, поселений, лугов и пашен. Суша - только на юге.
За жизненное пространство голландцы начали борьбу более семисот лет назад - осушали сначала болота, обнажая двухметровые толщи торфа, и постепенно шаг за шагом, год за годом стали отвоевывать землю у моря.


Вода - сильнейшая из стихий. Мощь ее непомерна. А человек поначалу выступал с лопатой и тачкой. Отсыпал камни в основание дамб, наращивал их землей, армированной прутьями лозняка, рыл канавы для стока воды. А как отвести воду в магистральный канал, идущий к морю? Для этого приспособили мельницы.

С одного горизонта на другой передавая друг другу, днем и ночью они поднимали воду. Бывали случаи, она возвращалась при натиске с моря, и все начинать приходилось заново - семьсот лет непрестанно длилась эта работа. Сначала у моря отнимались небольшие заливы, потом приблизились к дюнам, лежавшим по всему фронту морской воды и не дававшим ей изливаться в низины. Но цепь песчаных наносов сплошной не была. В таких местах люди стали строить дамбы.


Тысячи километров дамб охраняют эти земли от водной стихии.

Огромных затрат и усилий требовала эта работа. Но от моря отгородились, а воду из-за ограды в море стали откачивать первоначально с помощью всё тех же мельниц.
Бесконечную войну с водой пришлось к тому же вести на два фронта. Затопляло землю не только море, но и с юга большие разливы Рейна. Пришлось искусно регулировать (опять же с дамбами и каналами) всю огромную дельту большой европейской реки. А за века война с водою стала философией жизни голландцев. С детства человеку внушали опасную близость воды. Помню школьный хрестоматийный рассказ о мальчике, который, увидев, как вода прососала щель в дамбе, заткнул её пальцем и стал звать взрослых к месту грозной опасности. Учительница рассказала нам, что это было в Голландии, которой вода всегда угрожает. В этой легенде заключена мудрость жизни: каждый голландец должен усваивать с детства опасность воды.


Вот он, неутомимый голландский рабочий.


Такой автобан идет по дамбе

Голландия - страна ВЕТРЯНЫХ МЕЛЬНИЦ, ДЕРЕВЯННЫХ БАШМАКОВ, СЫРА и ТЮЛЬПАНОВ.
По крайней мере, это то, что поначалу бросается в глаза всем туристам. Итак, прежде всего давайте познакомимся со всеми основными достопримечательностями.

ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ распространены в Голландии, так как страна расположена в низине и ничто не преграждает путь многочисленным ветрам, приходящим сюда с Северного моря. Это бесспорный факт. Ветер - дешевый источник энергии, который никогда не иссякнет. Кроме того, жители Нидерландов много веков подряд используют мельницы, чтобы их земли не уходили под воду. Расположенные на дайках (дамбах) мельницы приводят в движение насосы. Поскольку максимальная высота подъема воды для насоса, приводимого в движение ветром, составляет 1,5 метра, на одной дамбе зачастую можно увидеть вереницу, состоящую из двух-трех мельниц. Постепенно ветряные двигатели начали вытесняться сначала насосами с паровым двигателем, а затем с электродвигателем.

В настоящее время ветряные мельницы вызывают всеобщее восхищение. Если только вы не являетесь любителем карабкаться по узеньким лестницам с бесчисленными ступенями, да к тому же не имеющим перил, поверьте, ветряными мельницами лучше любоваться снаружи!



По сей день некоторые голландцы носят ДЕРЕВЯННЫЕ БАШМАКИ, но, чтобы это увидеть, вам придется проехать в музей под открытым небом, например, такой как Фолендам или на ферму.

Однако, несмотря на то что башмаки нынче уже не в моде, крылатых выражений со словом «башмак» множество. Например, выражение „Now that breaks my klomp (clog)”, что буквально означает «От этого и башмак может сломаться», употребляется, когда человек сталкивается с чем-то очень необычным, из ряда вон выходящим, ведь деревянные башмаки настолько прочные, что вряд ли могут сломаться. Или „You can feel it though your klompen!” (букв. - «Вы почувствуете это, несмотря на то, что в башмаках!») используется, когда что-то настолько очевидно, что вы можете это почувствовать «не снимая башмаков», которые на самом деле всегда отличались хорошими защитными качествами.


Тюльпаны, еще один символ Голландии, в шестнадцатом веке обычно ввозились в Голландию из Турции. Даже само слово «тюльпан» имеет турецкое происхождение (от turban - тюрбан, чалма). Торговля луковицами до сих пор остается очень выгодным бизнесом. Сами же цветы расцениваются как побочный продукт выращивания луковиц и сбываются в Голландии по очень низким ценам.

ЦАРСТВО ТЮЛЬПАНОВ


Красота. Поля тюльпанов в Голландии




Голландия с высоты птичьего полета.


Парк тюльпанов Койкенхофф (Голландия).

Территория парка расположена на 32 гектарах. Одних тюльпанов там высаживают каждый год порядка 4 миллионов штук, более чем 100 разновидностей!

Сочетание тенистых деревьев, изумрудных лужаек и прекрасных чистых водоёмов создают удивительную атмосферу


Тысячи тюльпанов различной окраски покрывают прихотливым ковром лужайки парка.


Бельгийцы называют голландцев «СЫРНЫМИ ГОЛОВАМИ», так как последние едят очень много сыра. А экспортируют еще больше. Будучи очень практичными людьми, голландцы давным-давно усвоили, что из быстропортящегося молока нужно делать сыр, который долго не портится, и к тому его можно перевозить на дальние расстояния.




Города Голландии - шедевры средневековой архитектуры. Здесь соседствуют старинные купеческие дома, величественные соборы, ратуши и современные здания.


Голландия подарила миру целую плеяду выдающихся художников: Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Франса Халса, Рембрандта Харменса ван Рейна, Винсента ван Гога. Музеи двух последних находятся в Амстердаме



Амстердам — город свободы





Королевский дворец в Амстердаме

Как только не называют Амстердам! Одни величают его Северной Венецией, другие Новым Вавилоном. Однако ни то ни другое название не передает всю его красоту и восхитительную притягательность. Амстердам, столица Голландии это уникальный и неповторимый город, равного которому нет во всем мире. Поэтому, если вы еще не бывали в Амстердаме, то поторопитесь посетить его и насладиться дивным великолепием водных каналов, старинной архитектурой и другими красотами.


Амстердам - музеи: Ван Гога, Рембранта





Парковка для велосипедов


Роттердам - это название означает "Дамба на Ротте".

Голландия, королевская и сказочная, с мирным спокойствием цветов и летящим под парусником воздухом, с учтивым радушием и корректностью голландцев меня просто очаровывает.
Ведь это страна, куда, только уехав, мечтаешь вернуться. Страна, из мира которой трудно уезжать, потому что он наполняет тебя почти счастьем - светлым морским воздухом, который хочется вздохнуть и улыбнуться.

“Половина территории Нидерландов лежит ниже уровня моря, так Амстердам от затопления защищают многочисленные дамбы и плотины. Даже название города произошло от двух слов: Амстел и дам. Амстел - название реки, на которой расположен город, а дам обозначает в переводе «дамба». Сотни лет голландцы отвоевывают у моря землю. Строительство на дефицитной земле становится очень затратным – болотистые почвы требуют забивать большое количество свай.

Со временем появились альтернативные виды жилья – дома на воде. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю”.

В целях сохранения исторического облика городов, фантазии архитекторов принято жестоко отрезвлять бюрократическими требованиями, иногда абсурдными. Обладатели ключей от новых плавучих вилл в амстердамском районе Зеебург уже не рады, что ввязались в строительство экспериментального микрорайона Айбург. В Айбурге планируется установить более ста домов на воде, однако многие из этих домов никак не могут доехать до Амстердама, потому что не соответствуют строгим правилам по глубине или высоте плавучих строений.

Небольшая предыстория про плавучие дома в Амстердаме.

В Голландии водные дома появились довольно давно, а распространились в прошлом веке. После второй мировой войны жилья катастрофически не хватало. В это время голландский флот модернизировался, и люди, лишенные «сухопутного» жилья, стали обживать старые списанные корабли, оказавшиеся на приколе. Сейчас в стране насчитывается около 10 тысяч водных домов, из них около 2,5 тысячи пришвартованы в Амстердаме и окрестностях. Раньше плавучие дома считались очень неудобными и покупали их пенсионеры-шкиперы, потому что это был дешевый способ поселиться в центре Амстердама. Старинная баржа – это, как правило, две, максимум три, комнаты, малюсенькая кухня, туалет и душ, в котором надо стоять «по стойке смирно». Плюс плохая вентиляция и повышенная влажность. В Амстердаме до сих пор можно встретить старинные баржи 19 века, которые все еще неплохо служат по прямому назначению. Со временем такие дома вошли в моду, и сегодня иметь такой очень престижно.

Баржи-дома, расположенные в центре, стоят огромных денег, так как места на каналах больше не осталось. Средняя цена на жилую баржу около 500 тысяч евро. Еще примерно 1 тысяча евро в год уходит на ремонтные работы. Сюда добавляются плата за швартовку, водный налог и обязательная отправка на удаление ржавчины с корпуса каждые 5 лет. Кроме того, для «людей в лодках» существует множество других законодательных ограничений. Ипотечный кредит на покупку плавучих домов выдает всего лишь один голландский банк – ING. Лицензия на швартовку именная, и при продаже жилой лодки власти вправе не переписывать лицензию на нового владельца.

Расстояние между лодками должно быть не меньше 2 метров, а от моста они должны находиться минимум в 7 метрах. При этом внешний вид лодок менять нельзя без разрешения местных властей. Места для домов на воде в центре давно закончились, и сейчас в Амстердаме, одним из немногих мест, где можно пришвартовать свой дом, является район Айбург, который начали строить в 1996 году.

Многие выступали против строительства, утверждая, что оно нарушит природный баланс озера Ijmeer. Местным властям пришлось провести референдум в 1997 году: 60 процентов проголосовавших высказались против. Но из-за низкой явки (всего 41 процент) результат не был признан, и строительство продолжилось. Айбург состоит из 3 островов, район будет полностью готов в 2012 году. 18 000 домов вместят жителей и дадут работу более 10-ти тысячам человек. План предусматривает дома, школы, магазины, спорт центры, рестораны, пляж и кладбище.

После того, как у воды отвоевали немного площади для дорог и домов, в новом районе образовалось озеро. С одной стороны искусственного озера расположился плавучий квартал, спроектированный архитектурным бюро Марлиеса Ромера. Здесь есть разные дома, и большие с бассейном и дома на несколько семей.

Плавающий дом состоит из бетонного поддона высотой около полутора метров, на нем ставят деревянный каркас, который облицовывают стендовыми панелями. Бетонные коробки пришвартованы к пирсам.

У этих домов есть одна особенность, они могут изменяться и передвигаться по желанию хозяев. Например можно к своему дому пришвартовать пантон с теплицей или лужайкой, или расширить существующий дом, купив модуль с дополнительными комнатами. Дома собираются как конструктор.

Проект архитектора Marlies Rohmer (www.rohmer.nl). Дома были спроектированы в 2001 году, а квартал доставили с верфи в 2009. Стоимость строительства 1000 евро за кв. метр.

Вот так уже полностью готовые дома с отделкой плывут на свои места.

Обычно плавучий дом имеет 3 этажа. К дому подведены все необходимы коммуникации.

Плавучий дом

Дом с лужайкой

Сейчас в Нидерландах проходят испытания плавучие дома нового поколения. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю.

Плавучий дом.

На государственном уровне была создана структура по поддержке строительства экспериментального жилья. В будущем, когда плавучие дома закрепятся на рынке недвижимости, планируется строить целые плавучие районы и маленькие города.

Плавучий дом в Амстердаме.

Вдоль другого берега единственное место в Амстердаме, где можно поставить дом по своему проекту.

Плавучая вилла не должна погружаться в воду на более, чем полтора метра. Ее высота от уровня воды не должна превышать семь с половиной метров. Чтобы подогнать свои дома под эти требования, владельцы вилл тратят десятки тысяч евро, но идеального результата достичь не удается.