Библиотека как социокультурный центр. Проект "школа, как социокультурный центр развития"

Сельская школа была, есть и будет важной составляющейобразовательной системы. Она призвана всемерно содействовать сохранению и развитию национальных традиций, нравственных ценностей, росту уникального потенциала отечественной культуры. В России сельская школа занимает особоеместо, прежде всего благодаря той роли, которая традиционно ей отводится в социальной жизни села.

Изменения приоритетов в образовании, переход на ФГОС нового поколения ставит перед образовательными организациями новые задачи.Выпускники сельских школ на равных конкурируютс городскими школьниками при поступлении в высшие и средние учебные заведения. Как и их городские сверстники, они должны уметь быстро адаптироваться к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям, испытывать потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, иметь активную жизненную позицию, строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических реалий, обладать устойчивой мотивацией к высокопроизводительному труду в разныхсферах деятельности.

Новый образовательный заказ общества станет реально выполним, если сельская школа научится максимально использовать не только свой потенциал, но и кадровый, материальный потенциал социальных партнёров (сельского Дома Культуры, библиотеки, ФАП, сельской администрации). Одной из перспективных моделей такого взаимодействия может быть социокультурный центр.

Социокультурный центр представляет собой образовательнуюорганизацию, интегрирующую общеобразовательную школу, Дом Культуры, сельскую библиотеку, ФАП иреализующую программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования и обладающую разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, спортивное, художественное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии.

Предлагаемая инновационная модель социокультурного центра представляет собой социально-педагогическую, социокультурную систему, создаваемую для обеспечения более полноценного образования и разностороннего развития детей и молодежи, а также для вовлечения в образовательный и воспитательный процессывзрослых.

В отличие от традиционной школы сельский социокультурный центр объединяет всех, кто непосредственно занимается вопросами детства, юношества, семьи, социальной работы: школу, семью, детский сад, дом культуры, библиотеку, ФАП, администрацию сельского поселения,производственные предприятия.

Социокультурный центрна основе объединения образовательных ресурсов создает благоприятные возможности для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, её самоопределения в новых социально-экономических условиях.

Важнейшая задача реализуемой модели – защита интересов детей, молодежи, семьи, в связи с этим социокультурныйцентр создает систему социально-педагогической деятельности в деревне, помогает преодолеть существующие противоречия между семьей и школой и психологические барьеры между взрослыми и детьми.

Традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», заботао развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Наш ребенок естественным образом связансо своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств.

Сельский социокультурный центр призван заботиться о будущем деревни, поскольку готовить подрастающее поколение к жизни и труду невозможно без четкого представления перспективы развития деревни и обучения людей, которые в ней живут. В связи с этим выстраивается система образовательно-культурной деятельности, нацеленная на развитие личности и еёуспешную самореализацию. Особую значимость приобретает задача подготовки личности современного жителя деревни – человека с широким кругозором, культурного, рачительного хозяина, готового успешно трудиться в новых экономических условиях, активного гражданина, способного на коренные преобразования общественной жизни в деревне.

Поэтому администрация и педагоги нашей школы проанализировали потенциал развития школы, в результате были выявлены следующие проблемы:

· Недостаточно полно разработана нормативно-правовая база деятельности школы.

· Отношения с социальными партнерами не оформлены договорами.

· Инновационная деятельность школы не носит систематический характер.

· Недостаточный уровень владения всеми педагогическими работниками современными образовательными технологиями (информационно-коммуникативные, технология портфолио, метод проектов, обучение в сотрудничестве).

· Спектр образовательных услуг в рамках дополнительного образования, которые может предложить школа, ограничен возможностями педагогического коллектива школы.

· Из-за малой наполняемости классов отсутствует здоровая интеллектуальная конкуренция, что составляет проблему мотивации участия обучающихся в школьных и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Внеклассная работа по предметам недостаточно ориентирована на подготовку обучающихся к олимпиадам.

· Работаорганов ученического самоуправления неэффективна, низка активность обучающихся в работе детских общественных организаций и объединений.

· Недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания обучающихся.

· Устарела материальная база учебных лабораторий.

· Недостаточно оснащены кабинеты мультимедийным оборудованием.

· Количество спонсоров, с которыми налажено эффективное сотрудничество, невелико.

На основании выявленных проблем были поставлены следующие задачи:

1. Привести нормативно-правовую базу школы в соответствие с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Заключить договоры о сотрудничестве ссоциальными партнерами.

3. Обеспечить оптимальный уровень владения всеми педагогами современными образовательными технологиями (информационно-коммуникативные, технология портфолио, метод проектов, обучение в сотрудничестве) и участие в инновационной деятельности.

4. Привлечь социальных партнеров (сельский Дом культуры, сельская библиотека, ФАП) для развития системы дополнительного образования

5. Ориентировать внеклассную работу по предметам на подготовку обучающихся к олимпиадам, разработать индивидуальные траектории развития одаренных детей.

6. Активизировать работу органов ученического самоуправления за счет участия обучающихся в общественной жизни ближайшего социального окружения, создать условия для самоопределения и самореализации в социальных сферах проживания: в семье, коллективе, деревне, районе, области, России.

7. Организовать здоровьесберегающую образовательную среду с учетом индивидуальных особенностей здоровья обучающихся.

8. Обновить материальную базу учебных лабораторий, фонд библиотеки электронными образовательными ресурсами, методической, художественной литературой и периодикой, укомплектоватькабинеты мультимедийным оборудованием, в том числе и за счет привлеченных спонсорских средств.

9. Планировать деятельность социокультурного центра на основе имеющегося опыта сотрудничества с социальными партнерами и привлечь кадровыйи материально-технический потенциал социума для расширения образовательной среды.

Решение этих задач возможно при интеграции имеющихся в селе культурно-образовательных ресурсов и создании социокультурного центра, который можетстать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка. Таким образом, целью создания социокультурного центра, является формирование средствами совместной работы школы и социальных партнеров образовательной среды для интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития личности воспитанников и обучающихся.

В основе деятельности социокультурного центра лежат следующие идеи:

· Социокультурный центр позволяет открыть двери образовательного учреждения для всех граждан села, которые нуждаются в саморазвитии и самореализации.

· Социокультурный центр оказывает социально-педагогическую помощь семье и детям.

· Социокультурный центр открывает жителям села доступ к многообразию современной информации, включая Интернет, дает возможность создать на базе общеобразовательного учреждения собственные средства массовой информации (радио,газету).

· Социокультурный центр помогает объединить жителей деревни в сельские сообщества для решения образовательно-культурных, благотворительных, воспитательных, этнокультурных и других проблем и способствует приобщению сельских граждан, включая детей, к общественной жизни школы и села.

· Социокультурный центр помогает создать систему оздоровительной деятельности с различными категориями сельского населения и приобщить значительную часть детей и молодежи к занятиям физкультурой и спортом.

· Социокультурный центр дает возможность осуществления комплексного подхода к развитию художественных способностей и формированию эстетических вкусов детей, молодежи и взрослых. Общими силами педагогов, родителей, детей создается эстетически привлекательная образовательно-культурная среда. Одна из главных задач образовательного процесса – совместное облагораживание окружающего пространства, включая благоустройство школы, деревни и её окрестностей.

· Социокультурный центр ориентирует на организацию наиболее значимой системной деятельности по изучению истории и традиций своей школы, малой и большой Родины, по увековечению памяти погибших защитников Отечества.

· Социокультурный центр позволяет объединить носителей родного языка и традиций приобщить подрастающее поколение к изучению, сохранению и развитию народной культуры и населения.

Образовательная среда социокультурного центра будет развиваться на основеследующих принципов:

1) Принцип природосообразности предполагает, что образование должно согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части. Этот принцип требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия учителей и обучающихся учитывали необходимость определенной половой и возрастной дифференциации, вплоть до индивидуализации, учитывали состояние здоровья ребенка и его физический потенциал.

2) Принцип культуросообразности . Он заключается в том, что образование должно открывать ребенку дверь в мировую культуру через постижение ценностей и норм конкретной национальной культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы образования будут культуросообразными только в том случае, если отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму родного села, его различных социальных групп и учитывают сложившиеся местныекультурные традиции. Тем более что сельской школе в значительной мере присуще бережное сохранение культуры и народных традиций.

3)Принцип системности требует рассматривать школу как систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, это преемственность ступеней обучения, знаний, комплексность в их усвоении, это система отношений социального партнерства всехорганизаций, заинтересованных в воспитании будущего поколения.

4) Принцип деятельностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Деятельностный подход создает такие условия, которые способствуют раскрепощению в каждом ребенке творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей среды и самого себя, позволяет строить образовательный процесс не на пассивно – созерцательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ребенка.

Школа как социокультурный центр должна обеспечить доступность всех уровней (дошкольное, начальное, основноеобщее, дополнительное) образования в соответствии с потребностями и возможностями обучающегося и независимо от его социального и материального положения. Она может обеспечить организацию здоровьесберегающейсреды и статьцентром пропаганды здорового образа жизни на селе.

Мы сможем повысить качество образования за счет разработки единой логики дошкольного, начального, основного образования, предпрофильной подготовки, дополнительного образования, а также освоения и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий.

На базе социокультурного центра будет организован воспитательный процесс не как однонаправленнаяпередачаопыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Воспитание ориентировано на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

Работа социокультурного центра поможет согласовать действия всех сторон, участвующих в образовательном процессе для успешного решения поставленных задач.

Таким образом, школа-социокультурный центр даёт возможность максимально развивать способности каждого ученика, формировать физически здоровую, творчески мыслящую, духовно богатую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, ориентированную на высокие нравственные ценности, интегрированную в систему национальной и мировой культуры, способную в последующем на участие в развитии общества.

Заведующая городской библиотекой №1 - Наталья Юрьевна Старостина, отчиталась перед аудиторией о деятельности библиотеки в 2014 году.

Из её отчета следовало, что в прошлом году читателями библиотеки стали 14 730 жителей микрорайона, им выдано 243 590 экз. документов, а общее число посетителей составило 101 679 человек.

Основными направлениями деятельности учреждения является: культурно-просветительская работа, развитие сервисных услуг для населения, работа с персоналом и многое другое.

Стоит отметить, что городская библиотека №1, являясь культурным центром микрорайона, проводит активную работу с категорией самых маленьких любителей книги – детьми дошкольного возраста, сотрудничая с детскими садами. Так, сотрудниками библиотеки организовано тесное культурно-просветительское партнерство с ДОУ № 137 и с ДОУ № 103, в котором уже несколько лет работает передвижная библиотека.


Особой популярностью у маленьких читателей пользуются встречи с детскими пензенскими писателями.

Известно, что 2014 год прошел под эгидой 200-летнего юбилея со дня рождения известного русского классика М. Ю. Лермонтова, этой памятной дате было посвящено внушительное количество мероприятий как для юных, так и для взрослых читателей библиотеки.

Всего для юных жителей микрорайона библиотекой было проведено 592 мероприятия.



Для молодежной категории читателей библиотекой систематически проводятся мероприятия по продвижению здорового образа жизни. Для категории подростков с девиантным поведением в библиотеке действует программа «Право на радость», в рамках которой проводиться культурно-просветительская работа не только с детьми, но и с их родителями.

Для взрослых читателей городская библиотека №1 предлагает не только полный спектр библиотечных услуг, но и проведение приятного интеллектуального досуга. На протяжении нескольких лет в библиотеке работает клуб любителей книги «Общение», объединяющий людей не равнодушных к литературе, искусству, происходящим в обществе событиям.

При клубе организована творческая мастерская и «литературная гостиная», читатели встречаются с интересными людьми, пензенскими писателями, творческими деятелями.


Впрочем, любому проявлению творчества в городской библиотеке №1 всегда рады. В рамках творческого отчета библиотеки перед слушателями выступил вокальный детский коллектив школы № 52 под руководством преподавателя Евгения Чепурина с песнями о родном городе Пензе.


Наталья Лобода, преподаватель школы № 52:

- Нашему сотрудничеству с библиотекой совсем скоро исполнится 20 лет! За эти годы изменилась не только библиотека, но и несколько поколений наших учеников.

Современных детей трудно оторвать от компьютера, но библиотекарям это удаётся. Они учат их главному – искренне любить книгу, уметь пользоваться знаниями, которые они получают. Библиотеки для нас, учителей, настоящие помощники!

Открывают для себя новые возможности не только дети, но и взрослые. Для пенсионеров здесь проводятся занятия по азам компьютерной грамотности, благодаря которым пожилые люди учатся осваивать современные средства Интернет-связи – общаются с близкими по скайпу, находят в социальных сетях своих друзей и одноклассников, разбросанных по всему свету.

Галина Осипова, постоянная читательница библиотеки:

- В библиотеки мы спешим, словно на встречу с добрым другом. Всегда можно быть уверенным в том, что тебя поймут, подскажут необходимое, посоветуют хорошую и добрую книгу. Городские библиотеки всегда будут для пензенцев центрами информации и интеллектуального досуга.

В рамках творческого отчета также были обсуждены перспективы дальнейшего продвижения культуры чтения среди детей дошкольного возраста, возрождения традиций семейного чтения.

Татьяна Доронкина, воспитатель ДОУ № 103:

- Наш детский сад сотрудничает с городской библиотекой № 1 более 4лет. «Передвижка» работает постоянно, проводятся книжные выставки, конкурсы, совместные тематические мероприятия, викторины и литературные часы. Библиотека детским садам просто необходима. Приятно замечать, как вслед за нашими подопечными детской литературой начинают интересоваться родители – спрашивают о современных авторах, с радостью отмечают, что еще популярны журналы их детства – «Мурзилка» и «Веселые картинки».

Приобщение детей к культуре чтения – трудоемкий и очень захватывающий процесс, ключевую роль в котором играют муниципальные библиотеки.

Роль библиотек в интеллектуальном и нравственном развитии школьников отметила заведующая школьной библиотекой гимназии № 42 Людмила Куболина:

- У своих юных читателей я все время спрашиваю – где именно они предпочитают брать книги для внеклассного чтения, кто-то пользуется домашней библиотекой, программную литературу дети предпочитают брать у нас, а за новинками и художественной – только в городскую библиотеку. Вообще радует, что дети читают. В основном, конечно, младшие школьники. Именно они посещают пришкольные лагеря в летний период. Так вот основную культурно-просветительскую программу для школьников летом обеспечивают городские библиотеки. Это очень выручает педагогов.

Дети с удовольствием принимают участие в библиотечных акциях и конкурсах. На мой взгляд, подобные партнерские отношения идут на пользу обеим сторонам. В 2015 году у нас запланирован проект «Читающая школа», надеюсь, библиотека поможет нам в его реализации.


Много добрых слов от постоянных читателей прозвучало в адрес сотрудников городской библиотеки № 1, которые всегда рады приветствовать не только новых пользователей учреждения, но завсегдатаев читального зала и абонемента, которые давно стали для библиотеки по-настоящему добрыми друзьями.

Закончился творческий отчет решением всех собравшихся тем, что в новом году необходимо усилить совместную работу по продвижению чтения и книги среди жителей микрорайона. Данное решение закрепили голосованием в поддержку Плана работы городской библиотеки №1 на 2015 год.

Главной приметой настоящего времени во многих сферах деятельности человека являются перемены. Особенно подвержена им сфера образования. Развивая школу, мы развиваем всю систему в целом. Школьная Библиотека - есть структурное подразделение данной системы, поэтому, сегодня как никогда актуален вопрос о модернизации традиционной библиотеки образовательного учреждения в современную, активно развивающуюся службу. Модернизация, инновационные подходы в работе, трансформация и автоматизация библиотечных процессов… Вокруг этого должна выстраиваться повседневная работа школьного библиотекаря. Школа переживает непростое время перемен и библиотека - вместе с ней. В числе причин, позволяющих рассматривать современную школьную библиотеку как центр информационной подготовки участников образовательного процесса, прежде всего, следует назвать два тесно взаимосвязанных фактора: во-первых , вхождение человека в новую стадию своего развития - информационное общество и общество знаний, во-вторых , коренные изменения в мировой системе образования. Одним из проявлений этой взаимосвязи стало усиление резкого разрыва между возрастающими потоками информации, являющимися, наряду с информационно-ко ммуникационными технологиями (ИКТ), атрибутами информационного общества, и возможностями получения необходимых человеку знаний для успешной учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности. Этот разрыв, это противоречие как раз и определяет важность особой - информационной подготовки всех участников образовательного процесса.

В Проекте Манифеста ИФЛА (Международной федерации библиотечных ассоциаций), в качестве одного из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки названа информационная подготовка юных граждан. Соответственно, школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счёт превращения библиотеки в особый центр информационной подготовки подрастающего поколения. Специфика такого центра определяется тем, что учащиеся получают в нём особую - информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска с использованием как традиционной (ручной), так и новой информационной (информационно-к оммуникационной) технологии: анализа и синтеза найденной информации, самостоятельной подготовки необходимых информационных продуктов - конспектов, докладов, рефератов, обзоров и т.п. Информационно грамотный человек умеет учиться, т.е. понимает, как организовано знание, где и как найти информацию. «Информационная грамотность — способность знать, когда информация необходима, уметь ее идентифицировать, получить доступ, оценивать и эффективно использовать информацию для решения вопроса или жизненно важной проблемы самостоятельно, поэтому такая грамотность — это ключевой компонент непрерывного образования, достижения экономического успеха и высокого качества жизни. В сегодняшнем информационном обществе обладание информационной грамотностью важно для достижения индивидуального успеха и национальной конкурентоспособ ности» [ От информационной грамотности - к информационной культуре: Методическое пособие для библиотекаря и учителя по использованию информационного интегрированного продукта «КМ-Школа». Часть1:Роль библиотеки в формировании информационной культуры ] . [ Концепция формирования информационного общества в России ].

В нашем ОУ процесс преобразования школьной библиотеки в информационный центр начался в декабре 2011 года, когда, по рекомендации администрации ОУ и МОУО, было принято решение о выдвижении ПРОЕКТА « » () на Региональный конкурс культурно-образо вательных инициатив. По итогам этого конкурса нашей библиотеке был присвоен статус « Региональная инновационная площадка » (Приказ Мин. образования, науки, и молодёжной политики Забайкальского края №1437 от 30 декабря 2011 года ). Срок реализации проекта - 3 года (2012-2014).

Уже на стадии подготовки проекта, анализ имеющихся на тот момент ресурсов школьной библиотеки показал, что материально-техн ическая база недостаточна для реализации некоторых поставленных в проекте задач. Но для того и ставятся задачи, чтобы их выполнять. «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ…».

Фундамент любой библиотеки - это её фонды. Школьная библиотека - это особая структура, её фонды делятся на 2 части: основные фонды и учебники .

Ф онд учебников комплектуется в соответствии образовательной программой ОУ и Федеральным перечнем учебников. Финансирование осуществляется за счёт средств федерального бюджета и региональных субвенций. А вот, что касается основных фондов , то, ни для кого не секрет, что они пополняются крайне редко, что приводит как к физическому (ветхость), так и моральному их устареванию. Для пополнения этих фондов. кроме централизованног о комплектования, мы используем различные методы, например:

    участие ОУ в благотворительны х акциях, например « КНИГА - СЕЛУ » (акция была организована в 2012 году Забайкальской краевой УНБ им. А.С. Пушкина, получено 65 детских книг), « БИБЛИОТЕЧКА К 1 СЕНТЯБРЯ » (получено 19 художественных книг краеведческого характера);

    пожертвования жителей села (81 художественная книга);

    формированиеи накопление тематических папок.

Особенно хочется отметить, что за последние два года значительно увеличился фонд литературы по краеведению. Это произошло частично за счёт централизованног о комплектования, частично за счёт участия в благотворительны х акциях, а так же за счёт создания и оформления тематических папок из материалов периодических изданий, переданных из фонда библиотеки МОУО.

Формирование фонда ЭОР (электронных образовательных ресурсов) осуществляется за счёт:

    централизованног о комплектования библиотеки ОУ материалами на электронных носителях информации;

    использования материалов Федерального центра информационно-об разовательных ресурсов http :// fcior . edu . ru ;

    создания и пополнения банка данных работ преподавателей и учащихся на электронных носителях (CD-ROM);

    участия образовательного учреждения в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» в 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014 учебных годах (участие продлено на 2014/2015 год) https://my.1sept ember.ru .

Фонд собственной печатной продукции формируется за счёт:

    создания буклетов и памяток тематического, рекомендательног о и справочного характера;

    выпусков школьной газеты «Портфельчик».

Оснащение библиотеки необходимым для полноценного функционирования оборудованием, было осуществлено за счёт победы в октябре 2013 года в Региональном конкурсе социальных Проектов Забайкальского Гражданского форума.

(http://biblio18h aragun.ucoz.ru/i ndex/nashi_dosti zhenija/0-7)

На реализацию проекта « Школьная библиотека - центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса » был выделен Грант в размере 58 000 рублей. 24 000 выделил Забайкальский филиал ОАО РЖД и 34 000 - операционный офис в г. Чите филиала ОАО Банк ВТБ в г. Красноярске. Согласно заявленной в проекте смете, нами было приобретено:

    3 ноутбука с лицензионным программным обеспечением;

    струйный цветной принтер с СНПЧ;

    Wi - Fi роутер.

Это позволило оборудовать рабочую зону для пользователей и обеспечить доступ к локальным ресурсам ОУ и библиотеки (тематическим папкам, электронным библиотекам), а так же ресурсам сети Интернет.

Улучшение материально-техн ической базы школьной библиотеки позволило значительно продвинуть работу по реализации основных направлений РИП. Появилась достаточно хорошая база для обучения школьников по программе «Основы информационной культуры» . В настоящее время обучение ведётся в соответствии с программой, выложенной на сайте школьной библиотеки (http://biblio18h aragun.ucoz.ru/i ndex/informacion naja_kultura/0-9) , но начата разработка и апробация учебного курса « Основы информационной культуры личности », на основе программы, составленной доктором пед. наук, профессором Гендиной Н. И.; кандидатом пед. наук, доцентом Стародубовой Г. А. и старшим преподавателем Уленко Ю. В. В 2013-2014 году мы начали апробацию этой программы в 1-3 классах (обучающихся по ФГОС НОО). Естественно, невозможно начать обучение с середины программы, поэтому учащиеся 2-3 класса обучаются по программе 1 класса, с корректировкой на их возрастные особенности, знания, навыки и умения.

Техническое оснащение библиотеки позволило вывести на более качественный уровень работу творческого объединения «Издатель» - была решена проблема с помещением для работы, имеющим необходимое оборудование и доступ ко всем информационным ресурсам (на традиционных и электронных носителях, ресурсам удалённого доступа, локальной сети и сети Интернет), решена проблема распечатки номеров школьной газеты «Портфельчик», которая издаётся с 2006 года. Обучение по программе дополнительного образования является одним из направлений работы Региональной инновационной площадки.

Реализация программы «ИЗДАТЕЛЬ» осуществляется на базе нашей школы от Муниципального учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества «Вдохновение» г. Хилок. На сегодняшний день объединение посещают две группы учащихся: первого и второго года обучения. С программой можно ознакомиться на сайте школьной библиотеки

http://biblio18h aragun.ucoz.ru/i ndex/schcolnaya_ gazeta/0-8

Издательство зарегистрировано на образовательном портале «Школьная пресса» и включено в реестр школьной прессы России (RSPR )

Ежемесячно выпускается 1-2 номера школьной газеты «Портфельчик», в которых мы пишем о событиях, происходящие в школе, об успехах наших учащихся и педагогов, публикуем творческие работы учащихся и жителей села. В ноябре-декабре 2013 года члены творческого объединения «Издатель» стали участниками муниципальной заочной олимпиады школьников «Неболит» в рамках антинаркотическо й акции «Классный час»; в рамках акции «Забайкалье против наркотиков», мы выпустили специальный тематический номер газеты, в который были включены творческие работы членов кружка. Этот тематический выпуск был отправлен МОУО на 3-й региональный творческий конкурс «Забайкалье против наркотиков»

Результатом работы объединения стало: повышение уровня компьютерной и информационной грамотности ребят; развитие их творческих способностей; сотрудничество с творчески одарёнными жителями села; регулярный выпуск школьной газеты «Портфельчик» (с публикацией на сайте школьной библиотеки http:// biblio 18 haragun . ucoz . ru и на странице МБОУ СОШ №18 во Всероссийской школьной образовательной сети http :// dnevnik . ru , размещением на стендах в зданиях школы, здании сельской администрации, конторе ПЧ-2 и СКЦ «Энергия жизни»).

В мае планируется выпуск сборника стихотворений одной из жительниц села, к изданию его готовит один из членов объединения - внучка автора. ;

Ведётся работа по организации и проведению курсов «Основы компьютерной грамотности» для жителей поселения. За два года реализации проекта РИП мною были проучены 4 группы (40 чел.). Курсы проводились в соответствии с договорами, заключёнными с ГОУ компьютерный колледж г. Чита (10 человек) и НОУ «Открытый молодёжный университет» г. Томск (30 человек) по программе «Пользователь ПК». Все обученные получили свидетельства государственного образца.

В первый же год реализации проекта РИП был создан новый сайт школьной библиотеки http://biblio18h aragun.ucoz.ru/ , для создания которого был использован бесплатный конструктор сайтов http://www.ucoz. ru/ . Об эффективности работы сайта можно судить по его посещаемости - за небольшой период его существования, посещаемость составила более 4000 человек .

Создание электронной базы данных на платформе 1С Школьная библиотека - находится сейчас в начальной стадии. В феврале 2014 года я прошла курсовую подготовку в ЗабКИПКРО по дополнительной профессиональной программе «Информационно-т ехнологическое сопровождение библиотечно-инфо рмационной деятельности». В сентябре 2014 года на рабочий компьютер будет установлено необходимое программное обеспечение и начнётся работа по созданию электронной базы данных.

Таким образом, в рамках реализации проекта РИП, были полностью выполнены 4 из 6 поставленных задач. Задача по созданию базы данных на платформе 1С Школьная библиотека находится в стадии реализации и её выполнение будет продолжено в соответствии с программой развития библиотеки на 2015-2018 год. Кроме того, созданы все условия для реорганизации структурного подразделения «школьная библиотека» в структурное подразделение «библиотечно-инф ормационный центр (БИЦ)». В настоящее время осуществляется работа по внесению изменений в Устав ОУ (ОО - образовательной организации) и подготовка локальных актов и нормативных документов, регламентирующих работу нового структурного подразделения МБОУ СОШ №18 - БИБЛИОТЕЧНО-ИНФО РМАЦИОННОГО ЦЕНТРА.

За период с 2011 по 2014 год заведующая школьной библиотекой имеет следующие достижения в профессиональной деятельности: http://biblio18h aragun.ucoz.ru/i ndex/nashi_dosti zhenija/0-7

в 2011 году:

    участник международной научно-практичес кой конференции « Образовательная среда как фактор повышения качества образования » в секции 4 « Информационно-об разовательная среда как фактор повышения качества образования »

    Победитель Всероссийского конкурса « Школьный библиотекарь года 2010 » (очный этап проведён в рамках V Всероссийского форума школьных библиотекарей в ноябре 2011 года)

    участник V Всероссийского форума школьных библиотекарей . Тематическая программа форума содержала около 40 лекций, круглых столов, мастер-классов, специальных докладов, презентаций, лекций.

    Победитель Всероссийского конкурса « Лучшая школьная библиотека » в номинации « Библиотека как социокультурный центр жизни села, посёлка, малого города. Социальное партнёрство » http://rusla.ru/ rsba/help/itogi_ konkyrs

    лауреат Всероссийского конкурса проектов Intel® « Образование вне стен классной комнаты » по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразователь ных школ России http://edugalaxy .intel.ru/index. php

    Школа цифрового века »

    Победитель Х регионального конкурса культурно-образо вательных инициатив. ОУ присвоен статус РИП « Школьная библиотека - центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса »

    дипломант 3 степени краевого конкурса учебных проектов программы Intel® « Обучение для будущего » в программе «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения» http://chipkro.r u/sight/articles /76/3443

в 2012 году:

    администратор и участник Всероссийского проекта « Школа цифрового века »

    участник II Краевого форума инновационных проектов . Мастер-класс « Формы и методы работы школьной библиотеки при выполнении ФГОС второго поколения »

    участник краевого конкурса «Лучший библиотекарь образовательного учреждения Забайкальского края

    участник 4-го конкурса проектов Intel « Школа будущего вместе с Intel - 2012 » среди общеобразователь ных школ России.

в 2013 году

    Победитель Всероссийского конкурса для библиотекарей «Точка пересечения» в рамках IV Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна» (Грамота №Ф01589/12 от 28.02.2013) http://festival. nic-snail.ru/

    лауреат конкурса « Школьная библиотека как центр интернет развития школы » VII

    участник конкурса « Методическая мастерская » VII Всероссийского форума школьных библиотек «Михайловское 2013»

    администратор и участник Всероссийского проекта « Школа цифрового века »

    Победитель Регионального конкурса социальных Проектов Забайкальского Гражданского форума (получен Грант в размере 58 000 руб.)

    Победитель II Краевого конкурса «Библиотека - информационный центр школы» http://ipk.zabed u.ru/sight/artic les/76/3478 ;

в 2014 году

    участник всероссийского конкурса школьных изданий http://portal.lg o.ru/dosie/izdat elstvo.htm?rn=20 58

    Победитель III Краевого конкурса школьных библиотекарей Краевого конкурса «Школьная библиотека - территория сотрудничества»;

    администратор и участник Всероссийского проекта « Школа цифрового века »;

    участник 3-его Регионального творческого конкурса «Забайкалье против наркотиков»

Библиотека в контексте культуры

УДК 021 ББК 78.30

РОЛЬ И МЕСТО БИБЛИОТЕКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© В. Л. Бенин, Р. А. Гильмиянова, 2011

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы 450077, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а

Рассмотрены функции культуры и сущность социокультурного пространства, показаны роль и место библиотеки как социокультурного института в формировании национально-культурной идентичности личности.

Ключевые слова: функции культуры, социокультурное пространство, социальные коммуникации, этнос, нация, национальная культура, национальная книга.

The functions of the culture and the essence of the social and cultural environment are treated, the role and place of a library as a social and cultural institution in forming the national-cultural identity of a personality are shown.

Key words: functions of the culture, social and cultural environment, social communications, nation, national culture, national book.

Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» -природному, «дикому» и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственное от естественного. Культура включает в себя не только накопленные людьми материальные и духовные ценности, но также и способы их приумножения. Здесь следует оговориться. «Способы их приумножения» стоят в нашем перечне последними по соображениям стилистики, но не по значимости. По значимости же равных им нет. Во-первых, потому что «материальные и духовные ценности» есть не что иное, как результат человеческой деятельности. Во-вторых, потому что именно «способами их приумножения» - ручными, механизированными, компьютеризованными - определяются исторические типы культуры. Поэтому не будет ошибкой, если культуру мы определим как освоенный и вещественный опыт человеческой жизнедеятельности.

Функции культуры

Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый пласт культуры - зарождение языка и речи -послужил той разграничительной линией, которая раз и навсегда отделила мир животных от мира людей, мир биологический от мира социального.

Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует и людей, способных по-

треблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она - окаменевшие формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей.

В функциях культуры сокрыта та роль, которую играет она в жизни общества. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре путем воспитания, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из нее вытекают и ею определяются остальные функции - передачи социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая. Связывая старших и младших в единый поток истории, культура выступает действительной связью поколений, передавая от одних другим социальный опыт. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает как бы концентрированный опыт прошлого. Но культура не только приобщает человека к аккумулированным в опыте достижениям предшествующих поколений. Одновременно она довольно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем и проявляется ее регулятивная функция. Следующая функция культуры - знаковая. Человечество фиксирует и передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики

специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки - ноты, для языка - слова, буквы и иероглифы, для библиотечного дела - коды информационно-поисковых языков, например, ББК, УДК, ДКД. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Наконец, последняя из основных функций культуры - ценностная. Она тесно связана с регулятивной функцией, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой. Разумеется, описанные функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, ибо нет более ошибочного представления о культуре, чем рассмотрение ее в статичности и неизменности. Культура - всегда процесс. Она находится в вечном изменении, динамике, развитии.

Сущность социокультурного пространства

Термин «социокультурное пространство» означает некое освоенное социумом (а не просто географическое) пространство распространения конкретного ареала культуры. Суть социокультурного подхода к нему, в данном случае, может быть воспринята через концепцию П. Сорокина, который считал, что структура социокультурного взаимодействия включает три неотделимые друг от друга составляющие: личность как субъект взаимодействия; общество как совокупность взаимодействующих индивидов с социокультурными отношениями и процессами и культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, объективирующих, социализирующих и раскрывающих эти значения .

Взаимосвязь культуры и пространства, опосредуемая деятельностью субъектов, рождает особую реальность, которую можно обозначить понятием «социально-культурная деятельность». Можно выделить два подхода к определению сущности пространства. Первый предполагает наличие четко обозначенных границ (внешних и внутренних), которые могут изменяться во времени. Это географическое пространство, которое формируется различными факторами, например, требованиями административно-территориального устройства государства, и имеет фиксированные границы. Второй подход предполагает установление экономического, политического, правового, культурно-национального пространства, имеющего не границы территорий, а границы эко-

номических, политических, правовых, культурно-национальных интересов.

Предметно-пространственная среда окружает человека на протяжении всей его жизни. Взаимодействия человека с окружающими предметами прямо или косвенно опосредовано пространством. Как отмечает А. В. Бабаева, «внутреннее отражение этого взаимодействия имеет характер пространственных образов, в них так или иначе фиксируются и хранятся базовые категории культуры» . Артефакты и явления культуры существуют в пространстве, в котором осуществляется и движение культурных смыслов.

Человек погружен в окружающее его культурное пространство. Во многом именно оно создает человека. Посредством пространственных форм восприятия он активно осваивает и преобразует мир. «При освоении пространства, - отмечает Н. А. Симбирцева, - индивидом осваиваются нормы и роли. Приобретая опыт в повседневной жизни, получая информацию о различных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, адекватная обществу» .

Именно пространственные представления создают общее мировоззрение, на основе которого возникает общая картина мира. Каждая эпоха создает свое культурное пространство, наполнение которого духовным содержанием осуществляется человеком. Проблема культурного пространства имеет междисциплинарный характер. Оно тесным образом связано с географическими, политическими, экономическими, региональными, этническими особенностями территории, где проживает то или иное население - носитель определенной культуры (культур).

Ближе всего к понятию «культурное пространство» находится категория культуры. Рассмотрение данной категории представляется сложным, так как трудно дать ему одно исчерпывающее определение. Многочисленность ее толкований свидетельствует не только об активном обращении ученых к проблемам культуры, но и об объективной сложности, многогранности данного явления. Мы будем опираться на информационно-семиотическую модель культуры. В соответствии с таким подходом, культура рассматривается как мир артефактов - продуктов человеческой деятельности; мир знаков (кодов), с помощью которых в человеческом обществе сохраняется, накапливается и передается во времени и пространстве социальная информация; мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения, действия.

Информация как продукт отражения в сознании объективного мира в целом или его элементарных единиц обладает идеальным свойством передавать содержание, смысл познанного. Материальным носителем смысла информации стано-

вится знак. Наиболее распространенной знаковой системой выступает язык. Через смыслы проявляется уникальность, индивидуальность, неповторимость личности. Человек черпает смыслы из культуры и наделяет ими свою жизнь. Смыслы существуют не столько как фрагмент идеального мира, но как действия и коммуникации. Как «движение смыслов в социальном времени и пространстве» определяет сущность социальной коммуникации А. В. Соколов . Но смыслы принадлежат не материальной, а идеальной реальности, поэтому их движение нельзя проследить «в земной атмосфере» или измерить сверхточным хронометром. Они фиксируются не материальными, а идеальными «инструментами». Такими «идеальными инструментами» служат понятия «социальное пространство» и «социальное время».

Социальное пространство - это «интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними» . Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в определенных социальных отношениях с коммуникантом. Социальным временем А. В. Соколов называет интуитивное ощущение социальной жизни, переживаемое современниками и зависящее от интенсивности социальных изменений. Смыслы, движущиеся в социальном времени и пространстве от коммуниканта (отправителя сообщения) к реципиенту (получателю сообщения) представляют собой, по его мнению, знания, стимулы, эмоции. Для того чтобы началась социальная коммуникация, человек должен определить, осуществить свои смыслы, то есть воплотить их в содержание коммуникационного сообщения.

С точки зрения семиотического подхода, тексты представляют собой закодированную социальную информацию, создаваемую для циркуляции в обществе. «Будучи основными каналами трансляции культуры, тексты способствуют сохранению культурного наследия, так как заложенная в структуре текста многозначность позволяет им приспосабливаться к изменяющемуся социокультурному контексту» . В тексте отражается актуальное переживание мира, его действительное состояние, атрибутивное человеку и ни в одной ситуации не противопоставленное ему. Бытие в тексте дается как участие в мире. И так как текст становится материальным эквивалентом человеческой сущности, соответственно устанавливается эквивалентность между человеком, культурой и социальностью. Общественные отношения, которые формируют человека в процессе социализации, переходят через акт опредмечивания в предметный мир культуры.

Социокультурное пространство, по мнению И. В. Колинько, - это «важный аспект формирова-

ния модели мира, обладающий характеристиками протяженности и структурности, сосуществования и взаимодействия, координации элементов культуры и смысловой наполняемости структурной организации. Категория «социокультурное пространство» предстает как связка понятий, что превращает ее в универсальную общесоциологическую категорию и включает в себя экономическое, политическое, педагогическое, физическое, туристическое и т. п. пространства» . Социокультурное пространство - это пространство распространения идей и взглядов, языков и традиций, верований и норм. Освоение человеком пространства для выживания принесло определенное понимание сторон света, осмысление места, понимание далекого и близкого. «Социокультурное пространство имеет особую конфигурацию, территориальную протяженность. В нем очерчены контуры культурных центров и периферии, столицы и провинции, городские и сельские поселения» . Определенную специфику имеет и «геометрия» социокультурного пространства. Его характеризуют не только внешние контуры, но и то, что расположено внутри духовного мира личности. «Пульсация» этого внутреннего духовного пространства личности зачастую определяет основные векторы ее самореализации в различных сферах жизни.

Анализируя особенности социокультурного пространства, Б. Г. Мосалев отмечает, что в этом пространстве живут и взаимодействуют между собой различные культурные традиции, образцы, культурные смыслы, ценности, инновации. «Пространственный аспект культурного многообразия предстает в масштабах человечества, общества, нации, региона, различных социальных общностей» . О. В. Естрина и Н. В. Дулина определяют социокультурное пространство как специфическую пространственно-временную целостность, являющуюся результатом генезиса и функционирования культуры во взаимосвязи с социальными параметрами . А. В. Соколов определяет социокультурное пространство как материально-пространственное образование, дислоцированное в природном географическом пространстве в качестве среды жизнедеятельности, формируемое культурными потоками, исходящими из всех социокультурных институтов и включающее также социально неорганизованную культурную деятельность людей .

Таким образом, социокультурное пространство достаточно сложно структурировано. В нем присутствуют не только нормативно-правовые информационные ресурсы, отражающие цели и интересы государственных властных структур в формировании культурной политики, но и информационные ресурсы, отражающие бытование всех

подсистем культуры, в том числе неинституциональных. К ним относятся: пространство макро-и микросоциумов; информационно-знаковое пространство; культурные ценности, возникающие в результате целенаправленной деятельности по освоению различных пластов культуры; различные субкультуры; социальные институты культуры (библиотеки, музеи, театры, иные культурно-досуговые учреждения); кадровый потенциал; материально-техническая инфраструктура учреждений культуры и искусства.

Библиотеки как составляющая социокультурного пространства

Как уже отмечалось, социокультурное пространство структурировано на ряд полей (подпространств), определяющих особенности его функционирования в целом. Одним из важных элементов выступает информационное пространство. Информационное пространство социума всегда коммуникативно, поэтому данное понятие близко понятию «коммуникативное пространство». Возникнув и развиваясь одновременно с устной коммуникацией (словом), информационное пространство стало одним из условий успешности преобразующей деятельности человека и формирования социокультурного пространства того или иного региона или эпохи. Фиксация социальной информации на материальном носителе с помощью знаков породило документ. «Документом может считаться семантическая информация, созданная человеком специально для обеспечения социальной коммуникации и зафиксированная любым способом на любом носителе» .

На определенном этапе развития социокультурного пространства возникла необходимость появления посредника между документом и потребителем, что было вызвано ростом количества документов как тенденции развития цивилизации. Таким посредником стал особый социокультурный институт - библиотека.

На основе структурно-функционального подхода, Ю. Н. Столяров определил библиотеку как структурное единство четырех компонентов: документа, абонента, персонала (библиотекаря) и материально-технической базы. Лишь «неразрывный сплав всех названных элементов порождает библиотеку как социальный институт, обеспечивает возможность ее успешного функционирования в обществе» . Исходя из сущности библиотеки, можно утверждать, что цели существования библиотеки задаются информационным пространством. Цель существования библиотеки вытекает из ее включенности в разные виды деятельности, поэтому правомерно рассматривать библиотеку как инструмент удовлетво-

рения информационных потребностей читателей в различных видах деятельности. Из этого вытекает сущность библиотеки как социального института.

Библиотека отражает жизнь общества, его потребности в той или иной социальной коммуникации, поскольку существует с ним в одном культурном пространстве. «Библиотека - это культурный институт, соединяющий прошлое и настоящее, сознательное и бессознательное, телесное и духовное, а также воспроизводящий обыденную жизнь в ее различных проявлениях» .

Специфику библиотечного пространства определяет библиотечно-информационная деятельность, ее культурные смыслы. По концепции В. П. Леонова библиотечное пространство можно рассматривать как сложную систему, которая включает множество элементов: ценности и традиции, материальные объекты, взаимодействие персонала и пользователей, библиотеки и общества . Такое понимание позволяет учесть самые различные аспекты деятельности библиотеки.

«Библиотечно-культурное пространство, - пишет С. А. Езова, - это территория библиотеки и всех мест, где она реализует свои контакты с пользователями, где проводятся библиотечные мероприятия» . Оно состоит из совокупности культурных смыслов, вложенных в материально-техническую базу библиотеки; документные ресурсы; произведения искусства (картины, эстампы, антикварные предметы и др.); растительный мир (цветы, зимний сад); музейные экспонаты; животный мир (аквариум, живой уголок); предметы рукоделия, различные поделки; памятники архитектуры на территории библиотеки; духовные ценности: знания, навыки, вкусы, интересы библиотекарей и читателей.

Отношения между субъектами библиотечно-информационной деятельности - носителями культурных смыслов - реализуются в социальном пространстве библиотечной деятельности, поэтому их совокупность, по мнению С. А. Езовой, можно представить как социобиблиотечное пространство, в котором присутствуют социальные отношения между библиотекарем и читателями разных социальных групп; между читателями разных социальных групп; в библиотечном коллективе как малой социальной группе; библиотекаря с населением; библиотекаря с представителями разных социальных групп, субкультур .

Движение культурных смыслов с помощью общения происходит в коммуникативном пространстве и также обусловлено спецификой той или иной деятельности. Библиотечно-коммуника-тивное пространство включает обмен культурными смыслами между библиотекой и органами государственной власти различного уровня; рели-

гиозными учреждениями; другими библиотеками; органами и учреждениями культуры (помимо библиотек); организациями и учреждениями (кроме учреждений культуры); средствами массовой информации; спонсорами, меценатами, волонтерами; коллегами в библиотеке; читателями (межличностное общение).

Можно говорить о библиотечно-коммуника-тивном пространстве в масштабе государства, конкретного региона, какой-либо локальной местности. Библиотека участвует в формировании социокультурного пространства территории и включена в межинституциональные связи. Деятельность библиотеки, направленная на воспитание, образование, развитие личности читателя и осуществляемая специфическими профессиональными средствами библиотечной работы, не будет иметь высоких результатов, если ее ограничивать только рамками библиотеки.

Этнос, нация и библиотека в социокультурном пространстве

Становление и развитие личности происходит в социокультурном пространстве. Данный процесс, именуемый инкультурацией, можно рассматривать как присвоение личностью ценностей исторически конкретного социокультурного пространства.

Люди - существа социальные, и потому объединяются в различного рода агломерации - семьи, кланы, общины, корпорации и другие общественные структуры. Существует еще одна общность, объединяющая людей через их культуру и историю - национальность или этнос. Этнос не связан с государством непосредственно. Этнос часто является компонентом нескольких наций, то есть нации могут быть полиэтничны . Терминологический словарь «Культура и образование» определяет «народ» как «большую группу людей, связанных главным образом местом своего пребывания: простая толпа и жители целого государства. В науке термин «народ» употребляется в двух основных значениях: 1) в социально-политическом смысле - слои и классы общества, которые на данном историческом этапе участвуют так или иначе в решении задач общественного развития; 2) в этническом смысле - для обозначения всех исторически сложившихся типов этнических общностей: племен, народностей и нации, то есть в значении этноса» . Понятие «этнос» означает устойчивое человеческое сообщество, объединенное общим происхождением, кругом брачных связей, стереотипом поведения, языком и культурой и осознающее свою общность. У этносов биосоциальная природа, что означает их биологическое и социальное происхождение одновременно.

Трудность анализа этих понятий состоит в их неоднозначности, поскольку значения слов «этнос», «народ», «нация» пересекаются, а в некоторых контекстах оказываются практически тождественными. Обратимся к примерам толкования термина «этнос» в отечественной литературе. В Большом российском энциклопедическом словаре интересующий нас термин определен следующим образом: «Этнос, этническая общность - исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим самосознанием и самоназванием (этнонимом), общностью происхождения и культуры (чаще всего языка)» . Термины «этнос» и «этническая общность» здесь полностью отождествлены.

Более развернутое представление об этносе дано в исследовании видного специалиста по этому вопросу академика Ю. Бромлея, отмечавшего, что понятие «этнос» и «этническая общность» в научном языке замещают обыденное понятие «народ». В понятии «этнос» наука должна отразить некоторые специфические свойства названного типа человеческого сообщества, и Ю. Бромлей указывает на общие признаки этих свойств. К их числу он относит устойчивость и наглядность. Перечень характерных свойств этноса ученый-этнолог составляет на основе имеющихся в литературе концепций: «Так, одни авторы в качестве главных признаков этого рода называют язык и культуру; другие добавляют к этому территорию и этническое самосознание; третьи указывают, кроме того, на особенности психического склада; четвертые включают также в число этнических признаков общность происхождения и государственную принадлежность; пятые усматривают сущность этноса в особенностях психических стереотипов» .

Короткий и в силу этого упрощенный путь обсуждения всего предложенного набора характеристик этноса может быть следующим. Отталкиваясь от попыток теоретической реконструкции этноса, мы будем иметь в виду те смыслы, которые задаются контекстом употребления термина «этнос», в отличие от употребления более общего и менее определенного термина «народ». В таком случае можно согласиться, что этнология при определении этноса никакими политическими признаками не пользуется, не вводит их в число его сущностных признаков. Этнические признаки указывают на культурно-историческое и антропологическое происхождение той или иной социальной общности. Проанализировав перечисленные выше определения термина «этнос», возьмем за основу определение Л. Н. Гумилева: «"Этнос" - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами: стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных

образований, фиксированным в самоназвании.

Признаки этноса, отличающие его от других этносов, - это язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, то есть то, что образует этническую культуру, обладающую специфическим для нее стилем» .

Этническая культура выступает в качестве структурообразующей основы этноса, обеспечивающей его целостность и способность к автономному устойчивому развитию. В рамках этнической культуры формируется этническое самосознание и историческая память, способность воспринимать собственный мир как уникальный и неповторимый, стремление сохранить этот мир через систему традиций .

В Новое и последующее время для жизни и самосознания народов большое значение приобрело понятие «нация». В представлениях, свойственных формационному подходу, нация есть высшая стадия развития этнических общностей, отвечающая условиям индустриального общества. Б. Андерсон предложил радикальное объяснение понятия «нация»: «Нация - это воображаемая политическая общность, причем воображаемая как необходимо ограниченная и суверенная» . Имеется в виду, что любая общность, не основанная на непосредственных межличностных контактах, есть общность воображаемая. Но человек вообще живет в воображаемом мире, его воображение создает реальность. Поэтому нация есть реальная общность. Ведь, несмотря на неравенство и противоречия внутри нее, принадлежность к нации порождает реальное «горизонтальное товарищество».

Вариантом гражданской концепции нации является территориальная концепция. Здесь нация -это «население, имеющее общее имя, владеющее исторической территорией, общими мифами и исторической памятью, обладающее общей экономикой, культурой и представляющее общие права и обязанности для своих членов». Напротив, этническое представление нации «стремится заменить обычаями и диалектами юридические коды и институты, которые образуют цемент территориальной нации» .

Историки отказали нации в признании ее общественной естественности, утверждая, что нация -это искусственно созданное, воображаемое сообщество, человеком сотворенная традиция, в рамках которой и на благо которой осуществляется политическая власть, всеобщее образование, массовые коммуникации .

По мнению, В. С. Хазиева, в ХХ в. нации из категории «социальная реальность» перешли в категорию исторической памяти. Нации не исчезают из истории человечества совсем. Они перестают

быть как наличные социальные феномены и продолжают существовать в людях, в новой социальной жизни как дух, как историческая память, как часть нашей индивидуальной души, нашего мировоззрения, нашего «Я» .

Каждая нация отличается только ей присущим сочетанием и соотношением темперамента, типом мышления и мировосприятия. «В уникальности внутреннего мира нации, в устойчивости ее внутреннего склада, - отмечает Ф. Файзуллин, - определенным образом организующего получаемую информацию, и состоит ценность любой нации как биосоциального сообщества людей и одновременно культурного феномена» .

Мы будем придерживаться трактовки нации как гражданского сообщества. Поэтому нацию можно рассматривать как совокупность граждан одного государства, то есть территориально-политическую общность; искусственно созданное, воображаемое сообщество, традицию, сотворенную человеком, в рамках которой и на благо которой осуществляется политическая власть, всеобщее образование, массовые коммуникации. Важнейшим условием формирования национального самосознания, по мнению С. Н. Иконниковой, является отношение к культурному пространству . Пространство, реально существующее в системе координат, тесным образом связано с пространством ментальным, отражающим самобытность, неповторимость той или иной национальной культуры.

«Национальная культура» - термин, применяемый для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране либо государстве. По мнению Д. Хелда, Д. Гольдблатта, Э. Макгрю, Д. Перратона, социальными предпосылками возникновения национальных культур можно считать рост власти и значения государства, все более переплетающегося с обществом, повышение грамотности во всех классах, что облегчило межклассовую коммуникацию, разрушение сословной дифференциации общества, доминирование общенациональных социокультурных стандартов .

В однородном (лингвистическом и этническом отношении) государстве может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран имеется несколько различных национальных культур. В качестве специфического признака национальной культуры А. В. Костина и Т. М. Гудима выделяют наличие письменности, позволяющей фиксировать значительные объемы информации и обеспечивающей циркуляцию ценностей, смыслов и значений в рамках данной культуры . Овладение кодами национальной культуры происходит не автоматически в процессе жизне-

деятельности индивидуума, как в рамках этнической культуры, а осуществляется в процессе образования. Появление книги в культуре того или иного народа говорит о его вступлении на новый этап развития - этап формирования нации. Закрепляясь преимущественно в знаковой форме, национальная культура обретает способность жить и накапливаться не столько в естественной памяти народа, сколько в искусственно созданных хранилищах - коллекциях, архивах, библиотеках и т. п. Следовательно, национальная книга - тот элемент, который хранит, накапливает и отражает своеобразие национальной культуры, служит средством приобщения к своей и другой национальной культуре, генерирования новых знаний. Национальная книга функционирует в определенной этнокультурной среде, являясь органической частью той или иной национальной культуры. «Бытие национальной книги, - по мнению В. В. Добровольского, - постоянно зависит от характера взаимодействия культур» .

Вопросы изучения национальной книги поднималась в работах Н. Ф. Авериной, И. В. Гудов-щиковой, А. Н. Веревкиной, Е. А. Динерштейна, А. Г. Каримуллина, В. Е. Леончикова, М. В. Машковой, А. С. Мыльникова, Г. Д. Фроловой. Тем не менее, в современном книговедении проблема дефиниции понятия «национальная книга» все еще остается актуальной. Трудности с определением концепта «национальная книга» обусловлены сложностью определяемого объекта, представляющего собой синтез материального и духовного, с присущими им национальными особенностями. В отечественной научной и общественной мысли именно книга, библиотека неизменно предстают символом традиционной культуры и одновременно средством «воскрешения национальной памяти, спасения, просвещения рода человеческого», способным «помочь воскресить те ценности, которые отличают единый архетип человечества», реконструировать «как некую целостность социокультурное пространство, в котором жили и творили наши предки» .

Еще одно свойство придает библиотекам особую значимость: «Уникальность библиотек как социального института состоит в том, что они осуществляют комплексное положительное воздействие на культуру, науку, образование. Особая миссия российских библиотек - обеспечение сохранности историко-культурной памяти народа и укрепление единого культурного пространства» . В Манифесте ИФЛА о поликультурной библиотеке (2008) отмечается, что, поддерживая культурное и языковое разнообразие, библиотеки обеспечивают как предоставление информации на доступных языках всем пользователям без дискриминации, так и предоставление услуг, предна-

значенных специально для культурных и языковых групп . Таким образом, можно утверждать, что библиотечно-коммуникативное пространство представляет собой часть социокультурного пространства, движение культурных смыслов в котором направлено на удовлетворение разнообразных информационных потребностей читателей, независимо от их конкретного вида деятельности и других сущностных характеристик личности, обретение, тем самым, личностью культурно-национальной самоидентичности.

Список литературы

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма -М. : Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 288 с.

2. Бабаева А. В. Человек в городском культурном пространстве // Философия ХХ века: школы и концепции: науч. конф. к 60-летию филос. фак. СПбГУ, 21 нояб. 2000 г. - СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2001. - C. 26-28.

3. Большой российский энциклопедический словарь. -М. : Большая Рос. энцикл., 2003. - 1888 с.

4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М. : Наука, 1983. - 412 с.

5. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. - М. : Космо -Психо - Логос, 1994. - 480 с.

6. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура / Д. Хельд [и др.]. - М. : Праксис, 2004. -576 с.

7. Гумилев А. Н. Этносфера: история людей и история природы. - М. : Экопресс, 1993. - 365 с.

8. Езова С. А. Дискурс о библиотечном пространстве // Науч. и техн. б-ки. - 2006. - № 9. - С. 5-10.

9. Естрина О. В., Дулина Н. В. Социокультурное пространство: определение понятия // Человек. Культура. Общество. - Волгоград, 2007. - Вып. 5. -С. 13-15.

10. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. - СПб. : Питер, 2005. - 474 с.

11. Колинько И. В. Социологические основы развития социокультурного пространства [Электронный ресурс]. - URL: http://test23.ru/index.php?stat=1190032772 (дата обращения: 12.10.2009).

12. Костина А. В., Гудима Т. М. Культурная политика современной России: соотношение этнического и национального. - М. : Изд-во ЛКИ, 2007. - 238 с.

13. Культура и образование: терминол. слов. / сост. В. Л. Бенин. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - 206 с.

14. Леонов В. П. Пространство библиотеки: библиотечная симфония. - М. : Наука, 2003. - 123 с.

15. Манифест ИФЛА о поликультурной библиотеке // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - №7. - С. 5-9.

16. Матлина С. Г. «Понять пространства внутренний избыток...» // Публичная библиотека: пути инновационного развития / С. Г. Матлина. - СПб. : Профессия, 2009. - С. 100-107.

17. Мосалев Б. Г. Социокультурное многообразие: опыт целостного осмысления. - М. : МГУК, 1998. - 261 с.

18. Нации и этносы в современном мире: словарь-справочник. - 2-е изд., доп. - СПб. : Петрополис, 2007. - 378 с.

19. Национальная книга: трактовки понятия: научный семинар в РГБ // Библиотековедение. - 2000. - № 2. -С. 54-61.

20. Никонорова Е. В. Память России как ценность культуры: сохранение и актуализация // Библиотековедение. - 2001. - № 5. - С. 8-9.

22. Симбирцева Н. А. Культурное пространство как фактор формирования личности // Человек в мире культуры. - Екатеринбург, 2008. - С. 182-193.

23. Соколов А. В. Метатеория социальной коммуникации. - СПб. : Рос. нац. б-ка, 2001. - 352 с.

24. Соколов А. В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003.

25. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М. : Политиздат, 1992. - 543 с.

26. Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. - М. : Книга, 1981. - 270 с.

27. Столяров Ю. Н. Онтологический и метонимический смыслы понятий информации // Библиотеки и ассо-

циации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: тр. междунар. конф. «Крым - 2001». - М., 2001. - Т. 1. - С. 277-281.

28. Суртаев В. Я. Социокультурное пространство как ресурс формирования информационной культуры личности [Электронный ресурс]. - URL: http:// confifap. cpic. ru/upload/2006/reports/tezis_689. doc (дата обращения: 08.10.2009).

29. Файзуллин Ф. Национальные ценности и современные ориентации современного поколения // Ватан-даш. - 2009. - № 1. - С. 3-10.

30. Хазиев В. С. Истины бытия и познания. - Уфа: Ки-тап, 2007. - 288 с.

31. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. -СПб. : Алетейя, 1998. - 305 с.

32. Щербакова И. В. Социокультурное пространство текста: концептуальные основания и компаративистский подход: дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2004. - 162 с.

Материал поступил в редакцию 02.08.2010 г.

заведующий кафедрой культурологии, заслуженный работник образования

Казахстан находится на стадии формирования мощной информационной инфраструктуры, в которой библиотеки являются органичной и существенной составляющей, выполняют большую информационную, образовательную, культурную и социальную функции. Сегодня библиотеки переживают поворотный момент своей истории, происходяший под влиянием изменения социально-экономического развития общества. Новое время является переломным для библиотеки как культурного и социального института (6, С. 325).

Максимально приближенная к населению, сельская библиотека является центром общественной и культурной жизни, единственным учреждением, предоставляющим бесплатное пользование книгой, обеспечивающим конституционное право жителей села на свободный доступ к информации. Именно сюда сельские жители идут за любой справкой, консультацией, да и просто за советом (19).

Сельская библиотека ответственна как за будущее, за сохранение и развитие социально-культурной сферы местного сообщества, так и за предоставление полноценных, качественных услуг в настоящем.

Значение сельской библиотеки как социального института особенно велико, ведь её читателями являются практически все жители села, и взрослые, и дети (14).

Основные функции и категории пользователей

Основные функции.

В современном российском библиотековедении существуют различные подходы к определению функций библиотек, разделяющихся на внутренние (технологические) и внешние (социальные). Внутренние функции являются сущностными, независимо от исторического периода и условий существования библиотек они остаются неизменными. Как утверждает А.В. Соколов, число социальных функций не ограничено, они вторичны и направлены на удовлетворение потребностей социума. По мнению А.И. Пашина, социальные функции библиотек проявляются в конкретных исторических условиях, а их содержание зависит от задач, которые решает общество. Перечень социальных функций библиотеки обширен. В "Библиотечной энциклопедии" выделяются информационная, просветительная, образовательная, досуговая (рекреационная, гедонистическая), воспитательная, ценностно-ориентирующая, социализирующая. Именно внешние функции должны интересовать нас при изучении сельской библиотеки как агента социокультурного развития села (3, С. 26).

Тикунова И.П. в своей статье "Сельская библиотека - центр жизни местного сообщества" выделяет такие функции сельской библиотеки как:

  • - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций;
  • - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры;
  • - содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории;
  • - опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения;
  • - социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию (20, С. 112-116).

Мне больше нравится, как определяет основные функции сельской библиотеки - Бражникова С. в 3 главе статьи "Моя многофункциональная профессия...: Деятельность сельских библиотек на современном этапе" (7, С. 15-17). социокультурный библиотека книжный

Она говорит, что увеличилось не только количество функций сельской библиотеки, но и изменилось содержание традиционных.

Функции, которые реализуют массовые сельские библиотеки, и соответствующие им основные направления работы, следующие:

Информационная:

  • * сельский информационный центр - собирает, хранит исходные документы местных органов власти, связанные с деятельностью местного сообщества;
  • * деловая библиотека - информационное обеспечение и поддержка деятельности специалистов различных профилей;
  • * справочная библиотека - обслуживание фактографических запросов;
  • * центр правовой информации;
  • * центр социально-бытовой информации - реализуя этот и предыдущее направление, библиотеки часто выполняют консультативную функцию;
  • * центр экологической информации;
  • * доступ в Интернет (одновременно выполняет посредническую роль);
  • * информационный центр защиты прав потребителей.

Образовательная:

  • * центр поддержки систематического образования;
  • * центр самообразования;
  • * центр компьютерной грамотности;
  • * центр обучения

Культурная (шире - культурологическая):

  • * библиотека популярной литературы;
  • * центр продвижения чтения;
  • * центр межкультурной коммуникации;
  • * центр межличностного общения;
  • * центр досуга;
  • * центр меценатства и культуротворчества (библиотека ищет талантливых людей, предоставляет им площади для выставок и выступлений, выдает на собственные средства произведения местных авторов, делая их творчество общественным достоянием).

Мемориальная:

* хранение документального наследия (книжных памятников).

Аналитическая:

* аналитико-синтетическая обработка информации по заявленным темам и ее предоставление потребителям информации.

Краеведческая:

  • * центр летописания территории;
  • * лингокраеведческий центр (словарь местного говора, словарь местной топонимики);
  • * центр возрождения и сохранения народной культуры (музейная функция);
  • * центр местной генеалогии.

Идеологическая:

  • * центр, что способствует реализации государственной политики и идеологии (по реализации национальных проектов, федеральных, региональных, муниципальных социальных программ);
  • * центр формирования гражданского общества (общественные форумы);
  • * связующее звено между властью и населением, особенно если библиотека собирает вопросы от населения к власти и ответы на них, организует встречи населения с руководителями; виртуальная приемная;
  • * социологический центр - изучает проблемы и перспективы развития местной власти.

Педагогическая:

* воспитательно-образовательная деятельность с детьми и подростками.

Социальная:

  • * центр поддержки незащищенных слоев населения (социальные центры типа "Милосердие", "Забота" и т.д.);
  • * центр социальной коррекции (работа с подростками девиантного поведения, в том числе с колониями для несовершеннолетних);
  • * центр социокультурной реабилитации для незащищенных слоев и особых групп местного населения (пенсионеры, участники войны, дети из малообеспеченных семей, переселенцы, инвалиды);
  • * библиотерапевтический центр;
  • * центр поддержки семьи;
  • * библиотекарь как социальный работник (книгоношество, доставка на дом продуктов, лекарств и т.д.);
  • * консультационный психологический центр.

Разрешительная:

  • * центр сельских мероприятий;
  • * клубы, гостиные, встречи.

Просветительская (традиционные направления работы).

Коммуникативная:

* развитие социального партнерства.

В материалах Международной библиотечной ассоциации (ИФЛА) говорится, что нет ни одного человека, который был бы слишком молод или слишком стар для пользования библиотекой. Задача публичной библиотеки - оказывать услуги всем гражданам и социальным группам.

Потенциальными читательскими группами публичной, в том числе и сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются следующие: дети, молодежь, взрослые, среди которых выделены следующие подгруппы: люди, представляющие различные культуры и этнические группы; люди, имеющие инвалидность; люди, помещенные в специальные учреждения - больницу, тюрьму; группы и учреждения, представляющие другие структуры общины: местные бизнесмены, руководство местного самоуправления, учебные и культурные организации и т.п.

Значительную часть основных пользователей современных сельских библиотек составляют, как и прежде, дети и учащаяся молодежь (в совокупности до 60-65%), сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.

Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы. В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п. Значительной читательской группой на селе стали фермеры, предприниматели.

Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам-заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников сельской школы.

Сегодня среди жителей села сегодня довольно много безработных. Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.

Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки.

Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, "Крестьянка", "Ваши 6 соток" и др. (13, С. 30-43).

Таким образом, наибольшие изменения претерпели функции именно сельских библиотек, даже в большей степени, чем городских. Именно на селе библиотека остается единственным реально действующим институтом, способным удовлетворить различные запросы граждан. Благодаря такой полифункциональности, библиотека выступает сегодня как фактор создания единого социокультурного пространства (7, С. 15-17).

На сегодняшний день существенно меняется функция библиотек. Они трансформируются в своеобразные "центральные зоны современного общества", где одно из ведущих мест занимает образование на протяжении всей жизни. Это продиктовано требованием высокой конкурентоспособности и профессиональной компетенции, для которых необходимы навыки поиска, быстрого отбора и использования качественной информации. Библиотека выполняет также важную социальную функцию: она предоставляет равный доступ к информации всем гражданам, независимо от социального положения, расовой, этнической и религиозной принадлежности, в том числе лицам с ограниченными физическими возможностями. Для последней категории населения библиотеки подчас являются единственным каналом социальной мобильности (6, С. 310).

Современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида, охватывает своей деятельностью, по сути, все социальные группы жителей села, помогая им решить свои многочисленные, образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям к публичным библиотекам, которые предъявляет Международная библиотечная ассоциация (ИФЛА) (13, С. 30-43).