Библия онлайн. Яков II — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Яков 2 стюарт краткая биография

2:1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
В свете Божьей славы - Христос отдал свою жизнь без лицеприятия за всех - богатых и бедных, авторитетных и не очень, не глядя на положение в мире или в народе Божием, на благосостояние или этническую принадлежность, на образование или внешние данные и т.д. Пред Богом - мы все равны, и кто подражает Христу - тот так же, как и он должен думать.

А потому поведение верующего христианина не должно зависеть от того, КАКОЕ ЛИЦО стоит перед ним и КТО наблюдает его поведение. Верующий человек должен ВСЕГДА вести себя одинаково правильно и по Божьим принципам со всеми независимо от их веса в обществе – в согласии со своими убеждениями.

2:2,3 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -
Н о может быть и явление лицеприятия в собрании: поведение христианина может попасть в сильную зависимость от того, КТО его видит. Пред кем-то он будет заискивать – как правило, пред влиятельными в Церкви или богатыми лицами, от которых можно в перспективе за свою услужливость что-то получить для себя лично. А теми лицами, с кого взять нечего – он может и пренебречь и даже унизить. Это неправильно.

2:4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Е сли кто заметит такое явление в себе - нужно немедленно с ним бороться, чтобы не оказаться в роли судей, оценивающих по своим меркам приходящих в собрание. ВСЕ приходящие в собрание - привлечены Богом, значит ВСЕ достойны доброго к себе отношения.

2:5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
тем более, что Бог оценивает бедность иначе: бедные с точки зрения мира – оказались богаты верою и будущим наследством в Царстве Бога потому, что возлюбили Бога и приняли Его Христа. Его наследство – побольше золота и серебра будет, значит, ЕГО бедные – богаче миллиардеров мира.

2:6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? так что смотрите - ПРЕЖДЕ, чем начать угождать лицу богатому и презирать лицо нищего - не просчитайтесь в выборе того, пред кем заискивать (утрируем немножко) . А лучше – вообще оставьте эти мирские привычки заискивать пред сильными мира сего – всё равно ведь Бог даст вам больше, чем любой из них. А они – заискивающих и сами презирают, хотя и любят, чтобы пред ними пресмыкались и раболепствовали. К тому же, именно богатые и авторитетные - христианам проблемы по жизни и создают. Не забывайте об этом и будет легко дышать к ним ровно.

2:7
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
ещё вспоминайте, что эти самые богатые поносят имя Христово – образ жизни христианина, при котором богатые не могут иметь возможности достичь высот Маммоны, стало быть, и образ жизни христианский - они принять не могут. Ну и в оправдание для себя - этот путь им проще поносить, чем принять. Воспоминание об этом - тоже охлаждает желание заискивать пред ними.

Богатый, впрочем – не обязательно означает бесчинный. Просто в мире сатаны система приобретения богатства устроена так, что для добывания богатства и успешного ведения бизнеса во многих странах зачастую нужно удерживать плату работников или самому проделывать незаконные действия, или нанять кого то из мирских, чтобы проделывать нечестие его руками, самому при этом по букве оставаясь чистым. Поэтому у богатого

века сего - гораздо меньше шансов принять путь Христов, путь самоотречения и мало комфортного существования.

Но ещё не помешает помнить и о лицеприятии к духовно «богатым»: раболепствовать и лицеприятствовать пред теми, кто считает себя богатым в духовных познаниях - также не стоит, ибо в современных собраниях верующих, к сожалению, и такой вид лицеприятия встречается.

2:8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете
Закон ЦАРСКИЙ - в том, чтобы возлюбить ближнего как самого себя независимо от того, выгодный ли пред тобой ближний или не очень.

2:9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
а если любить исключительно по выгоде с лицеприятием – то этот закон любви по-царски – нарушаем и превращаемся в преступников за такую малость, ибо Иисус не выбирал, кто достоин его любви, а кто - нет, умирая за ВСЕХ вообще.Ну а с преступниками, понятно, возиться никто не станет.

2:10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем
если из перечня в 100 пунктов нарушить хотя бы один – всё, в исполнителя ВСЕГО закона – не впишемся. Разницы нет – один ли пункт или 90 не исполнил – всё равно НАРУШИТЕЛЬ закона.

Не может Христианин произвольно выбирать для себя, что он будет исполнять из заповедей Божьих, а что - нет. И для того, чтобы попасться в сети сатаны - не обязательно быть нечестивцем во всём, достаточно в чем то одном выбрать путь непослушания Богу.

Можно представить себе дорогу, на которой водители сами на выбор решили по одному всего лишь правилу не соблюдать, а в остальном - ездить по правилам. Один решил на красный свет ездить, другой - по встречной полосе, третий - на поворотах не сигналить и т.д. Что будет твориться на дороге в таком случае? Приведёт ли эта дорога кого-нибудь в рай?

Вот так и народ Божий: что из него при таком варианте выборочного исполнения заповедей Бога получится? Легко и приятно будет жить в нём? Нет, живи среди него и бойся, ибо не знаешь, какой закон Бога брат или сестра в сердце своем выберут для непослушания и как он на тебе отразится.

2:11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона
Ибо все пункты закона установлены ОДНИМ АВТОРОМ. И ни одним из них пренебрегать нельзя. Если я не прелюбодействую, но убью кого-нибудь - я по - любому буду ВИНОВНОЙ пред Законодателем

2:12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
а потому, мы должны вести себя так и говорить между собой с таким расчётом, что за каждый свой поступок и слово – будем судимы судом свободы: если вы сами в свободе воли выбрали исполнения Царского закона любви к ближнему, то и несите ответственность за свой выбор поступать правильно по собственному выбору.

2:13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Апостол Иаков сказал, что если усердный в труде для Бога христианин не оказал милости кому-то – то и он будет судим Богом не по милости: милосердие в христианине должно быть больше желания осудить кого-то и потребовать наказания (милость превозносится над судом).
Насколько мы готовы прощать тех, кто обидел нас? Насколько мы милосердно стараемся поступать с ближними нашими? Поступаем ли так, как, например самарянин, который не по пунктам закона раненому иудею помог, но по милосердию своему - когда священник и левит такого пункта в законе не нашли?

Если мы, пребывая в законе Царском, считаем, что не нужно оказывать милость ближнему, то и к нам на суде по этому же закону милость можно будет и не оказывать - по нашему же представлению об этом законе. Всё просто.

2:14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Вера в то, что дела пути Божьего – все правильные, но не подтверждённая этими делами – бесполезна. Если вы не делаете дел своей веры – то как же можете верить в то, что их делать необходимо? Это невозможно

2:15,16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?
Видимо, может быть с нами и так: пообещав сделать что-нибудь для соверующего, мы уже «умиротворяемся» (думаем, ну я же захотел помочь, значит, это хорошо), и бывает, что спустя какое - то время сделать то, что мы пообещали - уже напрягает. В таком случае продолжать успокаивать себя мыслью, что «я же хотел помочь» - это просто самообман, одни лишь желания помочь - «не засчитываются»
Если мы голодного не накормим, а нагого не оденем, ограничиваясь лишь своим сочувствием им на словах – ну кто поверит нам, что мы действительно верим в то, что милость оказывать - необходимо? Никто. И пользы нам от ТАКОЙ странной милости, не проявленной на деле – от Бога не будет никакой.

2:17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
если вера не подтверждается живыми делами – она мертва, то есть ПО ФАКТУ мы – неверующие. Даже если считаем себя верующими и в собрании Божьем числимся..

2:18 Но кто-нибудь скажет: У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне свою
веру без дел, а я покажу тебе свою веру своими делами

Иаков призывает задуматься христиан над тем, чтобы вера имела возможность подтверждаться и делами Божьими. Зачем? Затем, что сама по себе вера - ещё не гарантия тому, что дела будут совершаться непременно праведные. Показывает это Иаков на примере веры дьявола.

2:19,20 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
например, ты веруешь в то, что есть один Бог – молодец, это замечательно. НО!!! И бесы веруют, и даже трепещут пред Богом. ЧТО ПОЛЬЗЫ в их ТАКОЙ сильной вере? Если они ничего для Бога не делают? Так как – может ли вера в Бога - без дел для Него быть? Может. Но только у дьявола и иже с ним.

2:21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
а вот пример дел в связи с сильной верой в Бога: Авраам веру свою в то, что Бог даст ему семя и размножит его – делом подкрепил и своего единственного Исаака в жертву Богу принести согласился без разговоров. Хотя, казалось бы – где логика? Откуда - размножение семени Авраама, если оно на костре сожжено будет? Авраам просто верил в то, что Бог силён и из мёртвых его воскресить –Евр.11:19. Потому и согласился сделать для Бога - по слову Его. Хотя и нелегко было такое решение принимать.

2:22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
Видно ли различие между просто верующим дьяволом и Авраамом, доверяющим Богу в абсолюте (полностью, в совершенстве)? Видно, несомненно? Между тем, чтобы верить в Бога и тем, чтобы верить Богу - огромная разница: в существование Бога верят многие, но лишь единицы верят Ему и слову Его.

2:23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
в результате веры, подкреплённой праведными делами – исполнилось слово Писания о том, что Авраам другом Божиим за полное доверие Ему – наречён.

2:24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
вот и выходит, что праведный не только верит в Иегову, но и дела по вере своей - праведные делает. С одной верой - праведником стать невозможно – дьявол с бесами хоть и верят в Бога, но неправедными являются.

Так что вариант «домашнего» христианства - не подходит для Божьего служителя. Ибо наипаче своим по вере мы помогать должны. Но как это возможно, если сидеть дома и не общаться с ними?

2:25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
пример Раави - тоже пример праведного, ибо веру свою в Бога – делами подкрепила, отпустив служителей Его и доверившись на слово служителям Божиим.

2:26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
А потому невозможно отделять веру от дел. Как тело без духа жизни мертво и нет от него никакой пользы человеку, так и вера без дел веры – мертва. И от такой веры человеку – пользы никакой.

Реферат на тему:

Яков II (король Англии)



План:

    Введение
  • 1 Герцог Йоркский
  • 2 Царствование
  • 3 Свержение и эмиграция
  • 4 Потомство
  • 5 В культуре

Введение

Яков II Стюарт (англ. James II , 14 октября 1633(16331014 ) - 16 сентября 1701) - король Англии, Шотландии и Ирландии, как шотландский монарх носил династический номер Яков VII (1685-1688), внук Якова I, второй сын Карла I и младший брат Карла II. Последний британский король-католик; свергнут в результате «Славной революции» 1688 года.


1. Герцог Йоркский

Получил от отца титул герцога Йоркского (1644). Во время гражданской войны после взятия г. Йорка парламентским войском в 1646 Яков с братьями и сёстрами был заключён под стражу; в 1648 году бежал на континент. Служил под знамёнами французского маршала Тюренна (1652); позже сражался против него в рядах испанской армии.

После реставрации Стюартов носил также шотландский титул герцог Олбани (1660). Получил, в качестве генерал-адмирала, под командование морские силы Англии; в 1665 году одержал победу над голландским флотом у Гардвича. Вместе со склонностью к католицизму у Якова крепла дружба с Людовиком XIV, ненависть к Голландии и намерение установить абсолютную монархию.

Яков был душой министерства Кабаль, которое с 1670 года преследовало эти цели. После смерти первой жены, Анны, дочери Кларендона, Яков перешёл в католицизм. В разразившейся затем войне против Голландии он командовал флотом в двух больших морских битвах.

Усилившееся в результате неудачной войны влияние парламента, выразившееся в издании «Акта о присяге», заставило Якова удалиться от государственных дел. Вопреки его желанию, старшая из его двух дочерей от первого брака, Мария (предполагаемая наследница престола, так как Карл II был бездетен, а у Якова не было ещё в то время сыновей), была выдана за Вильгельма Оранского (1677).

Вторая жена Якова, Мария Моденская, ревностная католичка, сделала Якова ещё более усердным приверженцем католицизма. Когда в 1679 году разнеслась молва о католическом заговоре во главе которого якобы стоял Яков, то он вынужден был покинуть Англию; возник даже вопрос об устранении его от престолонаследия, но именно это вызвало реакцию против вигов, и после смерти Карла Яков беспрепятственно вступил на престол.


2. Царствование

Без труда были подавлены и со страшной жестокостью наказаны восстания Монмута в Англии и лорда Аргайла в Шотландии. Особое изуверство в судебных процессах над бунтарями проявил судья Джеффрис. Ободренный успехом, Яков задумал с помощью широкого толкования и применения диспенсивной власти (см. Диспенсация) заместить все главные должности (военные и гражданские) лицами неангликанского вероисповедания. При этом он возлагал особые надежды на доктрину безусловного повиновения, которую исповедовало тогда значительное большинство англиканского духовенства.

Протестующее духовенство Яков смирял посредством так называемой «высокой комиссии», покровительствовал всем направлениям, враждебным господствующей церкви, и поставил своей целью установление абсолютной католической монархии путём почти нескрываемой пропаганды католицизма и тесного союза с Людовиком XIV. Даже вернейшие слуги короля, англиканские епископы, были привлечены к судебной ответственности, но оправданы присяжными. Надеясь, что после смерти Якова при отсутствии мужского потомства, правление перейдёт в руки его дочери, верной протестантизму, народ сдерживал своё негодование и до восстания дело не доходило.

Когда 10 июня 1688 года было объявлено о рождении принца Уэльского, многие не хотели верить в действительность этого факта и подозревали подлог. Потеряв надежду на мирную перемену к лучшему, вожди обеих главных партий, вигов и тори, пригласили нидерландского принца Вильгельма Оранского занять трон в Англии. Яков хотел пойти на уступки, но было уже поздно.


3. Свержение и эмиграция

В ноябре 1688 года принц Оранский высадился в Англии, и в декабре король с незаконным сыном, герцогом Бервиком, покинутый дочерью Анной и ближайшими советниками, бежал во Францию, где Людовик XIV предоставил в его распоряжение Сен-Жерменский дворец. В феврале 1689 года парламент провозгласил королём и королевой Англии Вильгельма и Марию. Яков из Франции поддерживал постоянные отношения со своими приверженцами (якобитами), готовившими заговоры в Англии и открыто восстававшими в Шотландии и Нормандии. В 1689 году Яков прибыл в Ирландию и стал во главе заговорщиков, поддержанных французскими войсками, но был в 1690 году разбит при Бойне.

Его потомки (сын, Яков «Старый претендент», и внуки, Карл «Молодой претендент» и кардинал Генрих Стюарт) продолжали претендовать на английский и шотландский престолы и возглавлять партию якобитов вплоть до пресечения дома Стюартов (1807).


4. Потомство

Яков был женат дважды: на Анне Хайд (1638-1671), дочери государственного деятеля и историка графа Кларендона, и на Марии Моденской (1658-1718), дочери моденского герцога Альфонсо IV. От первого брака у него было 8 детей, из которых выжили две дочери, будущие королевы Мария II и Анна, а все 4 сына и еще 2 дочери умерли в детстве. От второго брака родилось 7 детей, из которых также выжили двое: сын Яков «Старый претендент» и родившаяся уже во Франции дочь Луиза Стюарт (умерла в 19 лет от оспы). Законное потомство Якова II пресеклось в 1807 году.

Помимо потомства от двух законных жён, Яков (в бытность герцогом Йоркским) имел детей также от двух любовниц. От Арабеллы Черчилль, сестры знаменитого полководца Джона Черчилля, герцога Мальборо, у него родились два сына, Джеймс и Генри, последовавшие за отцом во Францию, и две дочери, Генриетта и Арабелла; все они носили фамилию Фицджеймс, с приставкой фиц, традиционной для внебрачных детей знати. От Кэтрин Седли, которой Яков после вступления на престол дал титул графини Дорчестерской, у него была дочь, также Кэтрин, в первом браке маркиза, а во втором - герцогиня. Потомство внебрачных детей Якова II существует до настоящего времени; в частности, потомками Генриетты Фицджеймс (через свою мать Диану) являются внуки Елизаветы II принцы Уильям и Гарри.


5. В культуре

Яков II является персонажем многих исторических романов и фильмов, в частности, романа Ричарда Блэкмора «Лорна Дун». В экранизациях романа его роль исполняли Джордж Кёрзон (1934), Хью Фрэйзер (1990), Роберт Эдди (2000). В сериале 2000 года «Карл II» Якова играл Чарли Крид-Майлз.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

  1. По-английски его имя звучит как Джеймс , в российской исторической традиции встречается вариант Иаков .
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 08:41:15
Похожие рефераты: Яков I Стюарт , Род Стюарт , Стюарт , Иэн Стюарт , Боб Стюарт , Стюарт Йен , Пол Стюарт ,

Как второй сын короля Англии, Яков носил титул герцога Йоркского. Годы его детства и юности пришлись на эпоху Английской революции . Во время Первой гражданской войны принц находился рядом с отцом. После поражения роялистов (1646) Яков оказался под надзором парламента, но позднее удалось организовать его побег в Голландию. Герцог Йоркский, его сестры и королева Генриетта-Мария нашли приют во Франции. Повзрослев, Яков поступил на военную службу к королю Франции. Он проявил себя отважным воином, под началом маршала Тюренна участвовал в подавлении Фронды , а позднее - в войне с Испанией. В 1655 году правительство Мазарини заключило соглашение с Кромвелем и члены английской королевской семьи были вынуждены покинуть Францию. Герцог Йоркский поступил на испанскую службу: он командовал полком английских и ирландских эмигрантов, расквартированном во Фландрии.
В 1660 году в Англии была восстановлена монархия и королем стал Карл II Стюарт. Герцог Йоркский вернулся на родину и возглавил английское адмиралтейство. Под его руководством были предприняты меры по реорганизации морского ведомства. Обновленный британский флот неплохо проявил себя в ходе англо-голландских войн . Сам герцог участвовал в морских сражениях в ходе войн с голландцами. Командуя флотом, он в 1665 году он разбил адмирала Ондама, в 1672 году сражался со адмиралом Михиелем де Рейтером . Личное участие в военных действиях снискало Якову популярность в Англии.
В то же время верность герцога Йоркского католической религии отталкивала от него англичан, в большинстве своем протестантов. Его преданность католицизму объясняется и воспитанием, и обстоятельствами жизни. Яков был убежден, что ужасы революции покарали Англию за измену католицизму, был благодарен католической церкви и католическим державам за приют, который они оказали изгнанным Стюартам. Еще находясь в изгнании, Яков тайно обручился с католичкой Анной Хайд (1638-1671), дочерью графа Кларендона - ближайшего советника, а впоследствии и министра Карла II. Анна была одной из придворных дам Марии Стюарт, жены правителя Голландии Вильгельма II Оранского. Вернувшись в Англию, герцог Йоркский женился на ней, хотя король Карл II возражал против этого брака. У Якова Стюарта и Анны Хайд родилось две дочери – Мария (1662-1694), впоследствии ставшая женой Вильгельма III Оранского, и Анна (1665-1713), вышедшая замуж за датского принца Георга. В 1668 году герцог Йоркский официально перешел в католичество, но по настоянию короля обе его племянницы - Анна и Мария - воспитывались в англиканской вере. В 1671 году Анны Хайд умерла, но Яков вновь женился на католичке - дочери моденского герцога Марии (1658-1718).

Восшествие на престол

Существенным ударом по репутации герцога Йоркского стало раскрытие заговора 1679 года, в ходе следствия по которому виги обвинили его в подготовке убийства Карла II. Король был вынужден приказать брату покинуть Англию, в которой началась кампания за лишение Якова права унаследовать престол. Несколько месяцев герцог Йоркский был вынужден провести в Брюсселе; затем Карл II вернул младшего брата из изгнания, но, не решившись позволить ему жить в Лондон, назначил Якова своим наместником в Шотландии. В 1681 году страсти немного улеглись, опальный герцог вернулся в Лондон и фактически возглавлял правительство в последние годы правления Карла II. Именно с влиянием герцога Йоркского связывают роспуск парламента 1681 года, отказавшегося признать Якова наследником престола. Ко времени смерти старшего брата все рычаги власти находились в руках герцога Йоркского и он беспрепятственно взошел на престол под именем Якова II Стюарта.
В целом английское общество негативно отнеслось к новому королю - известному поборнику абсолютной монархии и преданному паписту. Однако вступление Якова II на престол не встретило противодействия. Вновь созванный парламент, в большинстве своем состоял из тори, которые были готовы оказать королю поддержку в борьбе с оппозиционно настроенными вигами. Пользуясь поддержкой парламента, Яков II провел решение о создании регулярной армии, рядом указов ограничил свободу печати, что должно было сдержать влияние вигов.
Спустя всего несколько месяцев после восшествия на престол в Британии начались вооруженные выступления против власти Якова II. Первыми против нового короля в мае 1685 года поднялись шотландцы во главе с графом Арчибальдом Аргайлем (1629-1685). Повстанцы надеялись поднять против короля-католика и английских властей всю Южную (долинную) и Северную (горную) Шотландию. Однако всеобщего выступления не произошло, силы восставших оказались слишком слабыми и быстро были разгромлены. Заговорщики, в том числе и Аргайль, были схвачены и казнены.

Кризис царствования

В июне 1685 года в юго-западных английских графствах Девоншире, Сомерсетшире и Дорсетшире вспыхнуло восстание под руководством герцога Монмаута - внебрачного сына Карла II. Еще при жизни отца виги прочили Монмаута на престол. На его сторону, кроме вигов, в большом количестве перешли местные крестьяне и ремесленники. Как вождь восстания Монмаут проявил нерешительность, упустил время похода на Лондон и дал возможность Якову II собрать превосходящие военные силы. 6 июля 1685 года в сражении близ города Бриджуотера в Сомерсетшире повстанцы потерпели сокрушительное поражение. Монмаут попал в плен и вскоре был казнен.
Успешное подавление мятежей прибавило королю уверенности в своих силах. Яков II открыто начал проводить абсолютистскую политику. Волна террора настигла бывших повстанцев, более ста человек было казнено, восемьсот - отправлено в Вест-Индию на плантации. Опорой власти короля стала постоянная тридцатитысячная армия, численность которой вскоре была увеличена до 40 тысяч человек. Служили в ней не только англичане, но и иностранные наемники. В ноябре 1685 года был распущен парламент.
Во внешней политике Яков II старался проводить самостоятельную политику и, в отличие от своего старшего брата, не оглядывался на могущественную Францию. Будучи тестем голландского штатгальтера Вильгельма III Оранского и рассматривая его как будущего наследника, он опасался французских завоевательных планов в Нидерландах. Отмена Нантского эдикта была использована Яковом II в прагматических целях. Невзирая на недовольство Людовика XIV Бурбона, предоставил убежище в Англии многим богатым французским гугенотам, покинувшим Францию после 1685 года.

Декларация веротерпимости

Будучи ревностным католиком, король стремился уравнять в правах своих подданных - протестантов и католиков. Он добился от судей признания за собой права приостанавливать действие законов, запрещавших католикам занимать официальные должности. В результате католики начали занимать армейские и судейские должности. Король не жалел сил и средств на католическую проповедь в стране: в Англию возвращались католические священники, в Лондоне появились иезуитские школы. Яков II не стремился к немедленному и полному обращению страны в католичество, его отношения с папой Иннокентием XI были прохладными, но распространение католицизма воспринималось его подданными с подозрением.
«Декларация веротерпимости» от 2 апреля 1687 года отменила репрессивные законы, которые ранее были изданы в Англии против всех диссентеров , в том числе и католиков. В английском обществе акт был воспринят как очередной шаг к восстановлению господства римско-католической церкви, к превращению католицизма в государственную религию. Декларация, повторенная в 1688 году, вызвала волну протеста по стороны дворян-тори, по большей части принадлежавших к англиканской церкви. Епископы англиканской церкви обратились к королю с петицией, где было выражено их несогласие с религиозной политикой монарха. В ответ Яков II приказал арестовать семерых епископов и обвинил их в распространении антикоролевских памфлетов. Это дело сплотило против короля и тори и оппозиционеров-вигов. Протест охватил не только Лондон, но и графства.
Восстановлению католицизма противились широкие слои английского общества, прежде всего священники англиканской церкви и пуританская буржуазия, в течение десятков лет боровшиеся с римской курией. Даже консервативные лендлорды опасались, что им придется вернуть секуляризованные земли католических монастырей. Католицизм для англичан был чужеземной религией - религией французов и испанцев, с которыми Англия враждовала в течение столетий. Таким образом на антикатолической почве сложился союз против короля, который объединил представителей самых различных политических и религиозных течений. Все желали как можно быстрее избавиться от короля-паписта.

Свержение с престола

10 июня 1688 года королева Мария Моденская родила Якову II наследника - принца Джеймса (Якова). Это событие серьезным образом изменило политический расклад сил. Если раньше наследницей престола считалась старшая дочь Якова II - протестантка Мария и ее муж протестант Вильгельм Оранский, то с появлением наследника, воспитанием которого занялись бы католики, перспектива возвращения Англии к католицизму стала казаться вполне реальной. Летом 1688 года против короля ополчилось почти все дворянство, за исключением небольшой прослойки католиков. Яков II пытался достичь компромисса с оппозицией, объявив о свободных выборах в парламент, и примириться с англиканскими епископами, но его усилия оказались запоздалыми.
З0 июня 1688 года предводители партий вигов и тори обратились к зятю Якова II принцу Вильгельму III Оранскому, штатгальтеру Голландской республики и приглашением прибыть в Англию с войском и вместе с женой Марией - дочерью Якова II занять королевский престол, гарантировав подданным сохранение религии и прав парламента. Этот план государственного переворота предполагал смену монарха с максимальным соблюдением легитимных форм, путем «семейной перестановки» царствующих лиц. Набрав двенадцатитысячное наемное войско, в начале ноября 1688 года принц Вильгельм высадился в Торбее - одной из гаваней на юго-западе Англии. 8 ноября он вступил в город Экзетер и оттуда направился на Лондон.
Оофицеры и солдаты королевской армии переходили на сторону Вильгельма, так же поступали и придворные. Принцесса Анна поддержала претензии сестры Марии и ее супруга. На севере, в Чешире и Ноттингемшире, начались восстания против власти Якова II. Все крупные города Англии оказали поддержку вторжению. В декабре 1688 года Яков II был вынужден бежать во Францию, куда заблаговременно были отправлены его жена и сын. Людовик XIV предоставил изгнаннику Сен-Жерменский дворец и выделил щедрое содержание. Новыми королями Англии и Шотландии стали Мария III Стюарт и Вильгельм III Оранский.
Свергнутый с престола Яков не оставлял надежд вернуть власть. Франция, которая вела с Англией войну за Пфальцское наследство, оказала свергнутому королю поддержку. В 1689 году Яков II отплыл в Ирландию и поднял католическое население страны против Вильгельма III, но в 1690 году его войска потерпели поражение. В 1691 году попытка Франции поддержать Якова II высадкой десанта закончилась разгромом французского флота. Впоследствии бывший английский король пытался организовать общеевропейский союз против Вильгельма III, но Людовик XIV, заключивший в 1697 году Рисвикский мир с Англией, отказался от поддержки претензий Якова II.
В последние годы жизни Яков II полностью обратился к религии, большую часть времени проводил в парижских монастырях. Его отличал суровый и властный характер. Во время военных кампаний он проявлял личное мужество. В отличие от своего старшего брата Карла II, готового идти на компромиссы ради сохранения власти, Яков II при любых обстоятельствах оставался верен своим принципам, убеждениям, слову и друзьям. После смерти он был похоронен в приходской церкви Сен-Жермена. Во время Великой французской революции захоронение Якова II было уничтожено.

ЯКОВ II (James II) (1633–1701), в 1685–1688 король Англии, Ирландии и (как Яков VII) Шотландии, последний английский монарх из династии Стюартов по прямой мужской линии. Сын короля Карла I и Генриетты-Марии, младший брат будущего Карла II, Яков родился в Сент-Джеймсском дворце в Лондоне 14 октября 1633, получив в январе 1634 титул герцога Йоркского.

После сдачи Оксфорда в 1646 он попал в плен к парламентским войскам, но в 1648 ему удалось бежать. Вначале Яков находился в Гааге, а в 1649 воссоединился в Париже с матерью. В 1652 Яков вступил во французскую армию, но в 1657 был вынужден перейти на службу к испанцам, поскольку этого потребовал брат Карл, заключивший союз с Испанией. Яков командовал английским контингентом, стойко сражавшимся с французами и не сдавшим свои позиции в т.н. Битве на дюнах (близ Дюнкерка) 14 июня 1658.

Он вернулся в Англию в 1660, когда произошла Реставрация, вместе с взошедшим на престол братом Карлом II и был назначен лордом-адмиралом. На этом посту Яков проявил большое усердие и искреннее желание улучшить состояние военно-морского флота. Он оказался также и хорошим флотоводцем, о чем свидетельствуют его победы над голландцами при Лоустофте в 1665 и в Саутволд-Бэй в 1672. Новый Амстердам, который англичане отобрали у голландцев в 1664, был назван в его честь Нью-Йорком.

В 1660 Яков женился на Анне Хайд, дочери графа Кларендона. Незадолго до своей смерти в 1671 она перешла в католицизм, что, вероятно ускорило обращение в католицизм самого Якова, о чем он открыто объявил в 1672. Яков был сторонником тесного союза с католической Францией и естественно одобрил Декларацию о веротерпимости, изданную Карлом в 1672. В 1673, в соответствии с Тест-актом (Test Act, закон о присяге в отречении от признания папской власти и догмата пресуществления), был вынужден оставить все свои государственные должности. Истерия, которую вызвал в обществе мнимый «Папистский заговор», сделала положение Якова в Англии очень непростым, и хотя он удалился в Нидерланды, палата общин приняла в 1679 т.н. «Законопроект об отстранении», который должен был не допустить его восхождения на трон. Однако этот законопроект был отвергнут палатой лордов, и когда в 1685 Карл умер, Яков стал королем (как Яков II) при парламенте, который был готов сотрудничать с ним во всех вопросах, кроме одного: послабления для католиков и допуск их на государственные должности.

Однако Яков, искренний, но упрямый и прямолинейный по характеру, решил покровительствовать католикам всеми средствами, находившимися в его распоряжении. Репрессивная политика и рождение сына (Якова Стюарта) второй женой Якова, католичкой Марией Моденской, после чего многие стали опасаться, что английская корона перейдет к католической династии, ускорили приглашение, направленное группой заговорщиков его зятю, Вильгельму Оранскому, прибыть в Англию и управлять ею в качестве короля. Вильгельму как будущему королю симпатизировали немногие, но своим нежеланием отказаться от покровительства католикам Яков упустил шанс примирить с собой английскую знать и был вынужден бежать во Францию.

При поддержке Франции он попытался вернуть себе трон, высадившись в Ирландии и опершись на здешних католиков, но потерпел поражение на реке Бойне 1 июля 1690. Людовик XIV отвел Якову резиденцию в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа, где он и оставался до своей смерти 6 сентября 1701. Мария и Анна, дочери Якова от первой жены (обе они были по настоянию брата Карла воспитаны как протестанты), стали королевами Англии, первая правила совместно с мужем Вильгельмом III. Его сын Яков (Джеймс Стюарт), претендовавший на престол как Яков III, известен в истории как Старый Претендент.