Что делает учитель английского языка. Как не надо выбирать школу и преподавателя по английскому

Ожидание от учеников идеального поведения и успеваемости. Ожидание от родителей беспрекословного доверия и внимания к словам учителя

Принятие любых детских проделок и неуспеваемости на свой счет, чрезмерное переживание об успехах на работе

Если бы у врачей по поводу каждого рецидива болезни и летального исхода были непосильные душевные муки, они бы не смогли работать и не смогли бы приносить пользу тем, у кого есть надежда на выздоровление. Нужно принять как данность, что человек не властен над силами природы и не может излечить неизлечимого больного. Конечно, трудно пережить неуспех операции и жестокость жизни. Но сколько людей страдают от своих вредных привычек: алкоголизм, пьянство, наркомания, несоблюдение техники безопасности — за все это не может отвечать врач, которому доставили больного. Так и учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать. И не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы. И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще он опоздал, потому что переводил бабушку через дорогу.

Можно привести лошадь на водопой, но невозможно заставить ее пить.

Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания

Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю.

Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать.

Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них. То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей, многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения. На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят.

Невыполнение обещаний

Очень распространенная ошибка, но очень важная: по невнимательности, или из-за занятости или других причин учителя не выполняют собственные обещания. Раз-два, и дети перестают вам верить. Обещали сходить в кино? Сказали, что снизите оценку, если работа не будет сдана вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет. Разве что предоставить объективные причины, почему не смогли сделать обещание: например, заболели, отменили сеанс и т.д.

Чрезмерная подготовка к уроку

Многие учителя жалуются: ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Конечно, если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много. Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально?... Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?

Отсутствие планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы

Конечно, «бумажки» сейчас всех «достали». Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы — тоже не методисту нужен. Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.

Моя хата с краю

Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, монотонно читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение

Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать. Мозг должен трудиться: давайте средние по сложности задания и посложнее для тренировки мозга. Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.

Маятник — это штучка, подвешенная на ниточке и двигающаяся туда-сюда.

Дети тоже люди

И с ними нужно общаться уважительно, без шуток над именами и их ответами, чувствами и мнениями. Дети могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их и смеяться.

Профессиональная этика

Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.

Излишняя неуверенность или, наоборот, излишняя уверенность

И тому, и другому не место в школе. Боитесь работать и дрожат коленки? Не знаете, что сказать детям и как показаться им на глаза? Не работайте в школе. А лучше подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам. Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.

Есть только два мнения: мое и неправильное.

Но не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.

Книги Алины Бикеевой для учителей и родителей:

  • А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
  • А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
  • А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
  • А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
  • А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
  • А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.

В блоге я пишу в основном для преподавателей английского языка, а эту статью решила сделать для изучающих язык, потому что те, кто хочет прикоснуться к прекрасному изучению английского, похож на слепого котенка – покупается на хорошо, а иногда и не очень хорошо, составленный рекламный текст. No offence meant – никого не хочу обидеть, но это именно так. Поэтому в этой статье хочу дать несколько “инсайдерских” советов тем, кто выбирает преподавателя или школу для изучения иностранного языка.

Думаю, эта статья будет интересна и моим коллегам, но скорее с развлекательной стороны – примеры самопиара заставят улыбнуться своей абсурдности.

Сначала немного лирики. Обучение английскому языку массового розлива – дело прибыльное. Для организации школы нужно немного – самым затратным получается аренда помещения. Стулья и доска – вещи дешевые. Во многих школах даже парты сейчас не ставят – просто стулья с откидной доской для тетради и учебника. Ну и несколько плакатиков можно на стены для красоты наклеить, цветочки там поставить на подоконник. Учебники и тетрадки ученики покупают сами. Что говорить об онлайн-школах. Из затрат на оборудование – виртуальная доска или платформа. А многие даже этим не заморачиваются, по-старинке пользуют googledocs.

При всем при этом зарплата преподавателя даже в самых раскрученных школах – маленькая. Например, English First предлагает русскоговорящему учителю 200-350 рублей за академический час, в зависимости от его квалификации. А ученик платит за этот же урок около 700 рублей в группе и 1400 рублей индивидуально (в онлайн преподавании зарплатные цифры еще ниже). Понятно, разница идет на аренду помещения, зарплаты менеджеров, маркетинг, оборудование для школы и т. п. Но преподаватель в этой системе все равно остается недооценен и недооплачен. Вы никогда не задумывались, почему средний возраст учителя в частных школах – 25 лет? Учителей после 30 уже в них не берут? Учителя после 30 уже обзаводятся семьей и понимают, что на школьную зарплату обеспечить семью не получится. Поэтому уходят в частную практику или вообще другую сферу.

Теперь от теории к практике. Сейчас покажу ученикам примеры того, кого выбирать не надо. А учителям – неудачные примеры саморекламы коллег.

Анкеты преподавателей

Носители языка

Начнем с моей любимой категории учителей – носителей языка. Нейтивов нежно любят и выбирают ученики, потому что они-то точно знают язык лучше нашей Мариванны. Не спорю, язык, может, и знают. А как они преподают? Я вот люблю рисовать, например, и у меня это неплохо получается. А могу ли я научить рисовать другого человека? Сомневаюсь.

Посмотрим анкеты носителей с сайта онлайн школы. Из всех четырех я бы доверяла только Gerardy – у него в образовании написано “TEFL” – Teaching English as a Foreign Language, обучение английскому как иностранному. Как он знает этот предмет, что за университет выдал ему этот диплом и есть ли он у него вообще – вопрос другой. Но Джерард в этой компании – единственный преподаватель с заявленным высшим образованием в области методики преподавания.

John #1 (тот, что слева) имеет сертификат CELTA, Certificate of English Language Teaching to Adults. Сертификат этот – 4-х-недельный курс обучения, в котором всем желающим с уровнем языка не ниже Intermediate в теории и на практике объясняют, как надо обучать взрослых английскому языку, используя коммуникативный подход. То есть, дальнобойщик из США, которому на старости лет надоел крутить руль, пошел-отучился месяц, и теперь он – гордый преподаватель-носитель языка! Это реальная история, без улыбок. Есть ли у Джона еще какое-то образование, и сдавал ли он сам заявленные экзамены, к которым готовит, работал ли в сфере бизнеса, которому он снова учит – увы, мы не узнаем.

Karyn и John #2 (тот, что справа), обладатели степени по психологии/бухгалтерскому делу и лингвистике у меня доверия не вызывают вообще. У John #2, правда, написано TOEFL в образовании. Не совсем понятно, что за образование такое – сдан сертификат TOEFL? Несложный экзамен для нейтива, имхо.

В общем и целом, сомнительна мне радость образованного иностранца от зарплаты в рублях, особенно после её конвертации в доллары или евро.

Заглянем на сайт другой, уже очной школы обучения английскому языку. Вот скрин анкеты еще одного преподавателя-носителя английского:

После прочтения этого текста я пребывала в недоумении – настолько успешный бизнесмен с внушительным резюме все бросил и решил уйти в низкооплачиваемую во всем мире сферу преподавания? Да еще работает не на себя, а на школу, которая съедает процент от его заработка? Зачем? Ему во сне явился Иисус и сказал, что его миссия в этом мире – не продавать, а нести разумное, доброе и вечное?

Русскоязычные преподаватели

Теперь посмотрим на услуги, которые оказывают наши соотечественники.

Меня настораживают специалисты широкого профиля, они напоминают терапевта в поликлинике. Но терапевт после приема может послать к узкому специалисту, а вот этот товарищ вряд ли будут упускать клиента. Ну не может человек одинаково хорошо готовить к ЕГЭ по истории и преподавать английский сопливым детям, где-то он точно будет халтурить.

Даже если учитель не замахивается на подготовку к ЕГЭ по трем предметам, обучать языку для специальных целей – сложно. А по 4-5 направлениям – еще сложнее, потому что времени на подготовку к занятию по юриспруденции и изучению тонкостей каких-нибудь secured transactions уходит много. А тут одновременно – несколько специальностей. Я бы спала часов по 5 в сутки, если бы взялась преподавать все эти отрасли. Но автор этого текста даже правила русской пунктуации осилить не может, так что все приписываемые регалии под большим вопросом.

Ниже – посмотрите – просто песня! Учитель, который сдал FCE (при этом непонятно, на какой grade) учит других. Уровень FCE – B2 (Upper-Intermediate), с таким даже к ЕГЭ по английскому не подготовишь, потому что наш экзамен иногда грешит заданиями C1. Надеюсь, она учит только young learners, про которых написано в анкете.

Преимущества

Еще одна “замануха” – подтверждение успешности педагога. Для меня гарантия того, что учитель действительно может научить – отзывы клиентов на репетиторских базах вроде Вашрепетитор. Вы же, когда покупаете какую-то технику, читаете про неё отзывы реальных людей, а не полагаетесь на рекламный текст копирайтера на сайте?

В статье про я уже писала, что в начале работы методист мне приписывала стаж и пройденные семинары, чтобы я выглядела солиднее в глазах клиента. И это все происходило в весьма известной школе изучения английского, старше и раскрученней приведенных выше “профессионалов”.

Инновационная программа обучения, разработанная специалистами! ВЫ этого достойны! Наш Фейри моет в два раза лучше любого другого моющего средства! Странно, что в объявлении нет слова “эффективный” и “эксклюзивный”.

Копирайтер должен вернуть школе деньги за такой отвратительный текст (и пунктуацию!).

“93 процента учащихся переходят на следующий уровень” … уровень какой? чего? новый уровень силы джедая?

Остальное даже комментировать не буду – все заявления прекрасны в своей самобытности.

Вот еще интересное утверждение о гарантиях. Мистер Волшебник, наверное, писал. Забыл добавить пункт про 90+ баллов на ЕГЭ за 3 месяца.

Про официальный сертификат тоже смешно. Сертификат, на который обратит внимание ВУЗ или работодатель, вряд ли будет напечатан на принтере в России.

Программы обучения

Не все школы и репетиторы делятся своей сокровенной уникальной мега-эффективной программой обучения на своих сайтах. Но некоторые все-таки пишут про нее. За что им большое человеческое спасибо!

Сначала ребенок как попугайчик зубрит 1000 слов за 3 недели, потом на его уставшую голову падает грамматика, и после месяца вакханалии он вдруг берет и выводит все вместе в актив и отрабатывает! Все поют и со слезами радости пускаются водить хоровод.

Такой бред мог предложить только человек незнакомый с методикой. Потому что ни один подход к изучению языка (даже тот, по которому учили в советской школе) не занимался таким маразмом, после которого разве что голова разболится. Но никак в актив ничего не выведется.

К слову, об интенсивах. В этой статье я избегала переходить на личности, но вот про школу товарища Ягодкина Advance просто не могу промолчать. Сама фотография маэстро уже вызывает улыбку на лице, что уж говорить об этом интенсиве:

Пункт первый – чистая магия, очевидно, вам на первом же занятии дадут скушать волшебный пирожок.

Пункт второй – возможно, начнете. Но если не задумываясь, то потом вас придется долго переучивать от всех ошибок, которыми вы на таком интенсиве обрастете. Ученики с такими ошибками еще часто приходят от нейтивов – говорят абы как, зато говорят! Хотя, если вас не напрягает речь Кличко, то можно и на такой интенсив.

Пункт третий – где результаты исследований? На основании чего сделано это громкое заявление? И про возврат денег – погуглите отзывы про возврат денег в школе Ягодкина, результаты будут весьма предсказуемы.

Пункт четвертый… Даже не знаю… Ко мне ни разу не приходил ученик, который требовал “Грамматику мне! Паттерны! Майнд-карты! Заверните еще!” Все как-то хотят говорить, а грамматика – больше средство, нежели цель…

Резюмирую – курсы Ягодкина настойчиво советую обходить стороной, самый кричащий пример мошенничества на современным рынке образовательных услуг.

Вот еще пример от одного известного “коуча”обучения языкам, модная сейчас профессия. К слову, никаких сертификатов или любых других документов, подтверждающих ее знание языка или право это знание кому-то передавать, у этой дамы нет. Зато вот чему она берется учить:

Я так и вижу ученика, прошедшего эти тренинги и разговаривающего с иностранным коллегой. – Эээ … какой бы паттерн сейчас применить в разговоре? Ну-ка, вспомню глагол с предлогом… подождите…

Или вот курс, предлагающий полностью решить мою проблему с забывчивостью. Жалко, что проблемы с ипотекой и кредитами одновременно не решают, очень пригодилось бы.

Ну почему, почему в наших ВУЗах не учат преподавателей по этой методике? Что я делала в университете 5 лет, если можно было потратить всего 6 дней?!

Сбавим накал идиотии и прочитаем более осмысленный подход к обучению. Вроде все неплохо, кроме “развития всех органов восприятия”. Ну, и полное погружение в языковую среду возможно только в самой языковой среде, то есть в стране изучаемого языка. Но это если придираться. Текст ниже – один из самых здравых в статье.

Вот еще один талант постарался. Спасибо, капитан, почти все перечисленное есть в каждом учебнике иностранного издательства. Как и то, что написано под учебниками на картинке ниже. Учебники на картинках, кстати, так себе.

Не отрицаю, что в школах, чьи рекламные тексты мне попались на глаза при написании статьи, могут работать талантливые преподаватели, которые сумеют эффективно и увлекательно построить процесс обучения. Но маловероятно. Все самородки, которых я встречала, работают на себя.

Как же выбрать хорошего учителя?

Выше я привела примеры того, как не надо выбирать курсы или репетитора. А как надо? Что должно вызывать доверие в анкете у преподавателя? Я бы при поиске учителя обратила внимание на:

  1. Образование и сертификаты

Советы американских коллег или как стать хорошим учителем.

Я работаю учителем английского языка в сельской школе уже 23 года. Мне нравится моя профессия, нравится заниматься иностранным языком. Особенно приятно, что количество желающих стать учителем иностранного языка среди учащихся нашей школы из года в год увеличивается. Наверное, в этом есть и моя заслуга.

Давно известно, что английский язык в современном мире занимает ведущее место, и жизнь заставляет нас учить иностранный язык. Очень хотелось побывать в англо говорящей стране, реально понять, можешь ли ты общаться в чужой стране, на каком уровне твой иностранный язык.

Мне посчастливилось в 2000 году как участнику программы “Бизнес для России”- общественные связи посетить Соединенные штаты Америки.

Цель моего визита – обучение иностранным языкам за рубежом. Мне было интересно узнать, как учат там, какие применяют формы работы, какие требования предъявляются к учащимся и вообще, какой он американский учитель.

От всего увиденного мною за 5 недель осталось чувство удивления и уважения. Я побывала в Нью-Йорке, Цинциннате, Джексоне, Виксбурге, Новом Орлеане…

Я присутствовала на занятиях в государственном Университете Джексона, в частной школе, в компьютерном колледже. Я имела возможность рассказать студентам университета о традициях России. Я присутствовала на уроках, где преподавали учителя из разных стран – Мэй Чи из Японии, Карлос Дэй из США, Тинья из Бразилии, Оксана из Ташкента. Преподавателей зовут только по именам. Посетив многие уроки, я сделала вывод, что мы преподаватели иностранного языка, имеем много общего в преподавании нашего предмета. Урок идет строго на языке! Прослушивание записи, вопросы по прослушанному тексту, отработка фонетики, лексики, составление диалогов, чтение текста по ролям. На протяжении всего урока учитель находится в движении; подбадривает ученика, хвалит его, восхищается, даже хлопает его по плечу, хотя ответы учащихся не всегда были без ошибок. Одним словом, создавалась дружелюбная рабочая обстановка. Я не видела ни одного хмурого лица среди преподавателей. Всегда доброжелательная улыбка, интеллигентность, привлекательность.

Мне показался интересным тот факт, что студенты разных стран имели некоторые затруднения в произношении на английском языке. Например, city произносят , без [i]. Студенты Испании, бразильцы совсем не говорят окончание ing в конце слова, вместо говорят и т.д.

Посещая Hind Community College, мне была предоставлена возможность побеседовать с преподавателями этого учебного заведения Nell Ann Piekett и Ann H. Laster (на фото вверху). Эти женщины также являются авторами некоторых учебных пособий по техническим дисциплинам. Мы обсудили многие проблемы образования, они с интересом слушали, как мы обучаем детей английскому языку, какие требования предъявляем к учащимся начальных классов, к старшеклассникам. Два часа отведенные нам для беседы, пролетели очень быстро. А когда вопросы касались темы “ отцы и дети”, здесь у нас оказалось тоже много общего. Они также переживают за будущее своих детей, за распространение наркотиков, им совсем не хочется отправлять сыновей на войну, они также как и мы хотят спокойной старости.

И так, как же проходит урок в американской школе?

Урок начинается с гимна страны, рука учащегося лежит на сердце. Флаг США можно увидеть повсюду: на государственных учреждениях и на частных домах. Мне довелось видеть флаг даже в спальной комнате в одном частном доме. Надо отдать должное, американцы любят свою страну.

Вот их основные ценности:

  1. индивидуализм,
  2. патриотизм,
  3. честность, позитивизм,
  4. чувство времени (педсовет, совещание оплачивается дополнительно)
  5. игнорирование внешнего мира (Америка – прежде всего!)

В школах работает до 70% женщин, 80% белых, 7% афро-американцев. Учитель приходит на занятия в 7:15, дети в 7:45, перерыв на ланч 40 – 45минут. Обязательным на уроке должно быть чтение про себя минут 15, расписание уроков меняется через день, для учителя в расписании не более одного “окна”. Для укрепления дисциплины среди учащихся ведется тетрадь для опоздавших, если есть 5-6 замечаний, учащегося могут исключить из школы на 1 день. У учителя обычно 5-6 уроков, но не 7 и не 4. Если учитель хорошо исполняет свои обязанности, ему дополнительно оплачивается 20 долларов. Учитель решает сам, оставит он их школе или пополнит свой бюджет, Надо сказать, профессия учителя в США не высокооплачиваемая. Зарплата учителей точных наук выше, чем у гуманитариев. Социальная защита учителя зависит от того, в каком штате он живет. В Миссисипи, например, летом нет отпускных, оплата только за проработанное время. Я была на практике в июле, в университете шли обычные занятия.

Мне хотелось бы познакомить своих коллег с “советами для хорошего учителя”. С ними Вас знакомит администрация школы при поступлении на работу. Я считаю, что здесь есть много хороших советов, которые я взяла для своей педагогической деятельности.

  1. По доброму относитесь к учащемуся, не обсуждайте с ним один на один вопросы на темы морали, политики и религии.
  2. Разговаривайте на правильном английском языке, как в классе, так и на улице.
  3. Помогайте учащимся достичь знания путем практических примеров из жизни, Не читайте им нотации. Никогда не давайте уроки одной грамматики, формальных правил.
  4. Ведите уроки в форме беседы (т.е. вопросы и ответы).
  5. Во время беседы с учеником дайте ему возможность вести беседу в процентном отношении 50% - он; 50% - вы.
  6. Делайте одно дело, не беритесь за несколько сразу.
  7. Никогда не задавайте вопросов, предполагая, что на него будет трудно ученику ответить.
  8. Никогда не заставляйте ученика читать или делать упражнение, если он усвоил плохо устно.
  9. Никогда не спрашивайте ученика: “Ты понял?”. Лучше протестируйте его знания через вопросы.
  10. Избегайте монотонности в вопросах и ответах.
  11. Разговаривайте с учащимися на равных как с достойными собеседниками.
  12. Никогда не прерывайте ответ учащегося.
  13. Никогда не говорите: “Я не знаю” Лучше скажите” Давайте закончим на этом” или “Поговорим об этом на следующем уроке”. Дайте себе возможность найти ответы на все вопросы студентов.
  14. Гордитесь своей профессией, будьте профессионалом.

Я также обратила внимание, что пишут учителя на доске маркерами. Написанное легко стирается, в углу классной комнаты находится приспособление для заточки карандашей.

Во время обучения у меня была возможность приобрести книги, словари, различные учебные постеры для оформления кабинета в школе.

Расходы на покупку в сумме 100 долларов возместила организация, которая нас принимала. Все что я увидела и узнала, я стараюсь применять на уроках по теме “Welcome to America!”.

Русская пословица гласит: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Я увидела и очень рада, что мои впечатления, мои знания по страноведению США разнообразили уроки, сделали их более интересными, яркими. Много фотографий, видеофильм, масса впечатлений, адреса друзей – все это надолго останется в моей памяти.

Многие учителя наивно полагают, что звонок на урок – это момент, когда ученики должны усесться, успокоиться, замолчать и приготовиться внимать своему гуру. Может быть, так это и должно быть, однако добиться подобного эффекта практически никогда не получается. Как правило, ученики даже после звонка еще пару минут шумят. Хотите с этим бороться? Пожалуйста, но в этом случае вам лучше сразу уволиться из школы, потому что вы станете для учеников врагом. Никогда не пытайтесь заставить детей замолчать в начале урока! Даже если у вас это получится, вы не сможете установить хороших отношений между вами и классом. Неужели вам нечем больше заняться? Заполните документацию, откройте окно и проветрите помещение. Через минуту у детей так или иначе сработает понимание того, что вообще-то они на уроке и они переведут свое внимание с собственных дел на вас.

Я бы рекомендовал сразу избавиться от иллюзии, что вы способны научить абсолютно всех детей в классе английскому языку. Вы не научите даже большинство. Не потому, что вы плохой учитель, а просто такова реальность. Вы можете спорить с этим тезисом, но вспомните свои классы. Факт – успешны только немногие. Чтобы не распылять драгоценное время и не тратить энергию, работайте только с теми, кто способен и настроен работать. Тех, кто не рвется к английскому языку, пересадите на задние парты. Пусть просто слушают. Им и этого будет достаточно. На законную троечку они что-то усвоят.

Дети больше будут вас слушаться и уважать, если вы не только будете рассказывать им всякие правила, но еще и выдавать какую-нибудь страноведческую информацию. Учитель, который знает не только свой предмет, но также многое вокруг предмета, всегда на высоте! Например, проходя тему “Деньги”, вы не только учите детей употреблять слово dollar, но также упоминаете столь интересный факт, что любой доллар, выпущенный даже сто лет назад является законным платежным средством и до сих пор. Если вы мало что знаете о мире, то это минус вам как учителю. Работайте над собой.

Во время урока говорите преимущественно на английском языке. Разумеется, ваши ученики не знают всех слов, которые вы употребляете речи. Однако, скоро они будут понимать вас по интуиции. Языковая догадка и интуиция – замечательная штука, которой дети должны овладеть в первую очередь. Ведь в реальной жизни они не будут знать всех слов и правил, поэтому им придется вслушиваться догадываться. Здесь многое зависит от вашей языковой компетенции. Владеете ли вы английским языком на таком уровне, чтобы свободно говорить на нем? Если нет, то опять же работайте на собой.

Избегайте собственных долгих монологов. Нет ничего скучнее, чем слушать и слушать, что говорит учитель. Чем меньше вы говорите, тем лучше. Дайте возможность говорить детям. В конце концов, учатся они, а не вы. И их самая основная цель – научиться говорить на английском языке. Даже если вас просят повторно объяснить какое-нибудь правило, не делайте это сами. Наверняка у вас в классе найдется толковый ребенок, который сможет объяснить своему менее сообразительному товарищу неясные моменты. Попросите сильного ученика о помощи.

Не давайте уроку застревать. Например, в случае тех же непонятных моментов ученики могут мучить и мучить вас фразой “мы не понимаем”. Не зацикливайтесь на повторном объяснении слишком долго. Во-первых, ученики специально могут провоцировать вас на многократное объяснение одного и того же, чтобы затянуть урок и расслабиться. Во-вторых, даже если кто-то действительно не отличается особой сообразительностью, то это не должно мешать нормальному течению всего урока. Возможно, вам придется пожертвовать личным временем и уделить пару минут своему не особо способному ученику после урока либо в какой-либо следующий день. Да и вообще может получиться так, что все непонятные моменты прояснятся в дальнейшем ходе урока, например, при выполнении упражнений.

Перестаньте жаловаться на то, что вы не можете найти хорошие учебники. Их нет, и это еще один факт. Просто вы должны понять, что учебники – это не основной элемент урока, и они не должны учить. Учить должен учитель, т.е. вы. Учебник – это всего лишь один из инструментов, который вы можете использовать.

Самое главное – старайтесь подводить каждый урок к какому-либо результату. Т.е. в конце каждого урока ученики должны чувствовать, что урок прошел е зря: они выучили новые слова, научились употреблять какое-нибудь правило и т.п. Не планируйте слишком много результатов. Смотрите на вещи реалистично. Пусть итог будет скромным, но он будет настоящим. Если из урока в урок вы ничего не получаете, то скоро получите негативную реакцию от детей. Они первые вам скажут, что ваши уроки, пардон, фигня.

Алексей Ермаков

для достижения успеха в профессиональной деятельности

Статья адресована молодым специалистам, которые начинают работать в школе. Современные требования к учителю иностранных языков значительно возросли. Поэтому молодым учителям, которые в будущем желают найти свою формулу успеха, нужно стремиться соответствовать этим требованиям. Если с самого начала молодой специалист научится правильно планировать свою деятельность, соблюдая указанные рекомендации, то его всегда будут сопровождать уверенность и успех в работе, ощущение профессионального роста, чувство удовлетворенности и гордости за свой ежедневный труд, любовь и уважение к своей профессии - профессии учителя.

1.Эффективное и правильное применение учителем УМК в соответствии с утвержденной рабочей программой. На старте своей педагогической деятельности не следует пренебрегать книгой для учителя, ведь рекомендации к урокам, указанные в ней, тщательно разработаны ведущими методистами страны, которые провели не одно исследование, прежде чем подготовить издание. В обязательном порядке нужно использовать на уроках предусмотренные УМК аудиоприложения, а также находить время для работы с книгой для чтения (если она предусмотрена в комплекте). Практическое применение методических рекомендаций в книгах для учителя к УМК по иностранным языкам наилучшим образом способствует обретению профессионального опыта.

2.Применение на уроках современных образовательных технологий. О новых педагогических технологиях сегодня пишут и говорят очень много. Важно придерживаться современных требований и с удовольствием осваивать новые технологии, пополнять свой арсенал педагогических знаний и умений, которые послужат в дальнейшем залогом профессионализма.

3.Грамотно составленный план урока. Важно научиться регулярно составлять планы уроков, систематически писать их и продумывать значение каждого этапа урока, каждого упражнения или задания в формате формирования у учащихся умений к универсальным учебным действиям. Составление плана на основе предыдущих записей позволяет контролировать организацию универсальных учебных действий и хорошо отслеживать процесс формирования универсальных учебных умений учащихся. Данное условие выполнимо при совмещении двух вышеуказанных условий – учете рекомендаций книги для учителя и грамотных методических знаниях. Поначалу это может показаться сложным, но когда войдет в привычку, то не будет занимать много времени. К тому же чувство уверенности учителя на уроке, когда всё идет по плану, неоценимо.

4.Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством поэтапной работы над всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением и письмом. В план урока обязательно нужно включать разнообразные задания, способствующие последовательному развитию всех компетенций в рамках академического часа. У каждого учителя иностранного языка есть своя методическая копилка, которая с годами пополняется заданиями на все виды речевой деятельности с учетом работы с УМК и применением технологий. Данный критерий требует хороших методических знаний теории обучения иностранным языкам.

5.Воспитание любви к песням и стихам, к классической литературе. В процессе работы над фонетикой с начальной школы необходимо как можно больше учить песен и стихов, тренировать учащихся в их повторении в течение учебного года и устраивать выступления. Если в начале каждого урока повторять четверостишие и учить следующее, то даже самые слабые ученики смогут декламировать стихи на иностранном языке. При этом учитель должен хорошо знать технологию обучения песне и стихотворению.

6.Использование электронных образовательных ресурсов. ИКТ - компетентность учителя – это актуально на сегодняшний день. Но не следует злоупотреблять электронными образовательными ресурсами, так как от этого дети так же устают, как и взрослые. Разумное применение ресурсов сохранит не только здоровье учеников, но и учителя. Если есть задания, при выполнении которых учащиеся просят разрешения воспользоваться гаджетами, к примеру, электронным словарем в мобильном телефоне для перевода слова, то сегодня это вполне допустимо. Нужно идти в ногу со временем, ведь электронный словарь – это очень удобно и экономично. При этом учитель должен сохранять контроль над тем, как дети работают со словарем, какой объем информации вводят.

7.Организация внеурочной деятельности по предмету «Иностранный язык». Внеурочные мероприятия можно организовать в сотрудничестве с классными руководителями или коллегами. При проведении внеурочной деятельности учитель так же может получить огромное удовольствие, как и от своих уроков, к тому же сделать для себя неожиданные открытия. Как правило, во внеурочной деятельности раскрываются способности детей, неактивно работающих на уроках, а этот момент для учителя всегда приятен.

8. Дифференцированный подход к отдельным учащимся. В любом классе всегда будет учащийся, который испытывает трудности в освоении того или иного вида речевой деятельности. Учитель, готовя свой урок, должен продумывать индивидуальные задания для такого учащегося, чтобы ребенок смог выполнить это задание и почувствовать успех в изучении иностранного языка. От такого успеха учитель чувствует успех вдвойне.

9. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители всегда заинтересованы в успешности образовательного процесса, поэтому не следует избегать контактов с ними, наоборот нужно смело выходить на конструктивный диалог. Игнорировать моменты невоспитанности детей и бороться в одиночку не стоит, нужно ставить в известность родителей, так как образование включает в себя и процесс воспитания, соответственно, учитель как специалист образовательного учреждения обязан вести работу в таких ситуациях. Полезно проводить открытые уроки для родителей, обращаться к ним за помощью или самим помогать консультацией. Тогда благоприятные изменения в успеваемости и дисциплине учащихся не заставят себя ждать. При организации нетрадиционных форм уроков родители могут помочь с поощрениями. Полезно поощрять детей сладкими призами или заранее приготовленными сюрпризами. Главное – эффект неожиданности доставляет учащимся радость, а вместе с тем повышает и мотивацию к изучению иностранного языка.

10.Знание учителем педагогической психологии и создание благоприятной психологической атмосферы при осуществлении образовательного процесса, бесспорно, является показателем профессиональной компетентности учителя. Эмоциональная идентификация класса и учителя очень важна. Если устанавливается взаимопонимание, то, как следствие, повышается качество образовательного процесса. Важно не допускать так называемого «эмоционального сгорания учителя», сохранять бодрость духа и приходить на урок в позитивном настрое, тогда и психологическая атмосфера урока будет благоприятной.

11.Осуществление систематического текущего контроля. От того, как часто проводятся контрольные работы, так же зависит показатель успеваемости. Целесообразно после каждых пяти-шести уроков проводить письменную контрольную работу или тест. Это не считая диктантов и иных самостоятельных работ, которые могут быть включены в план любого урока. Благодаря контрольной работе вовремя удается отследить уровень усвоения учащимися лексического и грамматического материала. Соответственно последующая деятельность планируется таким образом, чтобы вторично закрепить темы, в изучении которых возникают трудности, и по возможности применить другие педагогические приемы в целях достижения планируемых результатов. Проверку теста можно проводить совместно с классом во фронтальном режиме, вспоминая правила, но после учитель должен ещё раз проверить все работы, чтобы отследить самоконтроль учащихся. Систематический текущий контроль как нельзя лучше готовит к итоговому контролю.

12.Организация научно-исследовательской и проектной деятельности. Как показывает практика, к научно-исследовательской деятельности тянутся одаренные дети, которые, проводя исследование под руководством учителя, способны удивить своими познаниями и трудолюбием. В проектной деятельности любой учащийся может иметь успех при условии ощущения поддержки со стороны учителя. Молодому специалисту, который сам недавно работал над дипломом, стать научным руководителем юного исследователя или разработчика проекта – это большая честь. Организация учителем научно-исследовательской и проектной деятельности – это важный критерий профессионального роста. Большой выбор тем, особенно в области страноведения, предоставляет учителю иностранных языков прекрасную возможность реализовать себя как руководителя в данном направлении.

13.Самосовершенствование. Молодому специалисту важно не только владеть академическими познаниями, но и применяя их на практике, уметь анализировать каждый проведенный урок с целью дальнейшего совершенствования своей работы и обмена опытом с коллегами. В процессе профессиональной деятельности не менее важно читать методическую и психологическую литературу, по возможности знакомиться с научными статьями, нормативными актами и новыми разработками в области образования, отслеживать новые тенденции.

В том, что в школе работают люди, любящую свою профессию, сомневаться не приходится. Но чтобы ощутить успех, нужно стать мастером своего дела. Придерживаясь этих рекомендаций в системе, можно достичь оптимальных результатов освоения школьниками образовательных программ по иностранному языку и со временем почувствовать свой профессиональный рост.