Дифференцированные налоговые ставки. Формирование системы налогов и сборов в россии Дифференцированных ставок налогов и сборов

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495 ) 649-41-49; (495 ) 649-11-65

Вопрос: Признаются ли налоговой льготой дифференцированные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому при применении УСН, установленные п. 2 ст. 346.20 НК РФ?
Вправе ли налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки истребовать у ИП документы, подтверждающие применение дифференцированных налоговых ставок по налогу, уплачиваемому при применении УСН?
Правомерно ли применить по аналогии разъяснения Министерства финансов от 17.08.2012 N 03-02-07/1-201, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20152, касающиеся других федеральных налогов?
Обязан ли налоговый орган выполнять предписания Конституционного Суда РФ (п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П, п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 24.02.2011 N 197-О-О)?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу отнесения дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, к налоговым льготам и сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае, если объектом налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.
Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 Кодекса).
Налоговые льготы являются необязательным элементом налогообложения, и любой налогоплательщик, относящийся к категории налогоплательщиков, для которых установлена налоговая льгота, вправе ее использовать либо отказаться от ее использования.
Установление субъектом Российской Федерации в пределах, предусмотренных Кодексом, пониженной налоговой ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не отождествляется с установлением налоговой льготы.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 Кодекса).
В соответствии с п. 6 ст. 88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке (ст. 93 Кодекса) у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 7 ст. 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Истребование налоговыми органами у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих применение дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ст. 88 Кодекса не предусмотрено.
Письма Минфина России, изданные в соответствии с полномочиями, закрепленными за Минфином России ст. 34.2 Кодекса, в которых выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов или налогоплательщиков правила поведения.
Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
При этом информируем, что вопрос обжалования действий налоговых органов по истребованию документов, подтверждающих применение налогоплательщиком дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не являлся предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации (Определения от 15.05.2007 N 372-О-П и от 24.02.2011 N 197-О-О).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке.

Вопрос. Имею на балансе предприятия транспортные средства (полуприцеп-цистерна) дата принятия к учету 1-я 12.04.2012; 2-я 31.05.2012. в 2012 году уплачивали налог на имущество по полной ставке в размере 2,2%. Могу ли я начиная с января 2013 года применить льготную ставку по налогу на имущество, согласно Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296" О налогооблажении в Пермском крае" (с учетом изменений), При этом не пересчитывая сумму налога на имущество и не меняя ставку примененную в 2012 году. Спасибо.

Налоговые ставки по налогу на имуществу установлены Законом Пермского карая от 30.08.2001 № 1685-296. В соответствии с эти законом установлены дифференцированные ставки для организаций, которые приобрели и ввели в эксплуатацию основные средства, фактически используемые в деятельности «Транспорт и связь».

Налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения и не относится к налоговым льготам. Соответственно, применение дифференцированных ставок обязательно.

В вашей ситуации Вы обязаны были применять ставку 0,6 % в течение первого года с момента ввода в эксплуатацию основных средств; 1,1 % в течение второго и третьего годов.

Следовательно, нужно подать уточенные декларации по налогу на имущество, налогу на прибыль за 2012г.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Закон Пермского края от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае (с изменениями на 11 декабря 2012 года)»

«Глава 5. Налог на имущество организаций*

Статья 18. Общие положения

Статья 19. Налоговые ставки

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 2,2% (пункт с изменениями на 23 ноября 2010 года, - см.предыдущую редакцию).

2. Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются для:

организаций, непосредственно осуществляющих виды экономической деятельности, указанные в настоящем пункте

организаций, предоставляющих основные средства за плату во временное владение и пользование или во временное пользование иным организациям и(или) индивидуальным предпринимателям для осуществления видов экономической деятельности, указанных в настоящем пункте.

Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются в отношении приобретенных за плату и введенных в эксплуатацию основных средств, за исключением указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, фактически используемых в следующих видах экономической деятельности (абзац с изменениями на 11 декабря 2012 года, - см.предыдущую редакцию):

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

рыболовство, рыбоводство;

добыча полезных ископаемых;

обрабатывающие производства;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

строительство;

транспорт и связь.*

Дифференцированные налоговые ставки, за исключением указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, устанавливаются в размере (абзац с изменениями на 11 декабря 2012 года, - см. предыдущую редакцию):

0,6 процента – в течение первого года с момента ввода в эксплуатацию основных средств;

1,1 процента – в течение второго и третьего годов эксплуатации основных средств.*

При выбытии основных средств, за исключением указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, в результате продажи, передачи по договору дарения, мены, внесения в виде вклада в уставный капитал, а также внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности в течение трех лет с момента начала применения по отношению к указанным основным средствам дифференцированных налоговых ставок сумма налога на имущество организаций (далее в настоящей главе – налог) подлежит уплате в бюджет в полном объеме, рассчитанном исходя из налоговой ставки, определенной в пункте 1 настоящей статьи, в срок, установленный для уплаты налога (авансовых платежей по налогу) за налоговый (отчетный) период, в котором произошло выбытие указанных основных средств (абзац с изменениями на 11 декабря 2012 года, - см. ).»

Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных Кодексом .*

Таким образом, установление налоговых ставок применительно к отдельным видам имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база по которому определяется Кодексом , находится в рамках полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закрепленных Кодексом .

Налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения и не относится к налоговым льготам.»*

Занижение налоговой базы

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен.* Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки. Об этом сказано в статьи 81 Налогового кодекса РФ. Например, уточненный налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям , нужно подавать лишь по тем налогоплательщикам, чьи данные в первоначальном расчете были искажены.

Переплата по налогам

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:*

  • подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать);
  • исправить ошибку, пересчитав налоговую базу и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка или нет;
  • не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Ситуация: обязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она подает уточненную декларацию по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу)*

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в декларацию по налогу на имущество (транспортному или земельному налогу).

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет ().

Сумма налога на имущество (транспортного и земельного налогов) включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен (если организация применяет метод начисления) или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174 .

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом* (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу). Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776 *.

Главбух советует: по мнению Президиума ВАС РФ, при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных декларациях по налогу на имущество, транспортному или земельному налогам отражено уменьшение налоговых обязательств.*

Организация не обязана подавать уточненные декларации по налогу на прибыль, если суммы налога на имущество (транспортного или земельного налогов) были уменьшены при следующих обстоятельствах:

  • организация подала уточненную декларацию на уменьшение налога;
  • налог был начислен в излишнем размере;
  • завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.*

Следует отметить, что, принимая такое решение, Президиум ВАС РФ отменил решения трех нижестоящих инстанций. По сути постановление от 17 января 2012 г. № 10077/11 является прецедентным. В нем сказано, что ранее принятые судебные акты по аналогичным делам могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (по вновь открывшимся обстоятельствам).*

Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

"Упрощенка", 2009, N 4

Интересные перемены произошли у "упрощенцев" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" в 2009 г. Если раньше для них была предусмотрена единая ставка налога в размере 15%, то теперь региональным властям предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.20 НК РФ, вступившие в силу 1 января 2009 г., и теперь ставка налога для "упрощенцев" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" может быть уменьшена. Что же это означает? Все довольно просто. С этого года региональные власти вправе принять решение о том, что некоторые налогоплательщики, применяющие "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", уплачивают налог не по единой, а по специальным сниженным ставкам (но не более чем на 10%). Для этого на уровне субъекта Российской Федерации должен быть издан закон.

Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были утверждены довольно поздно, практически в самом конце прошлого года. По этой причине не все региональные власти успели принять необходимые законы до начала 2009 г. Однако заметим, что даже если закон того или иного субъекта Федерации был принят уже в 2009 г., дифференцированные ставки для "упрощенцев" в данном регионе могут применяться с 1 января текущего года. И вот почему. В п. 4 ст. 5 НК РФ закреплено правило, согласно которому законодательный акт, улучшающий положение налогоплательщика, может иметь обратную силу, если это в нем прямо указано. Таким образом, если региональный закон принят в середине 2009 г. и в нем указано, что его действие распространяется на период с 1 января 2009 г., налог исчисляется по сниженным ставкам с этой даты.

Примечание. Подобный вывод содержится также в совместном Письме Минфина России и ФНС России от 02.12.2008 N ШС-6-3/881@.

На заметку. В Рязанской области закона нет, но он ожидается

УФНС по Рязанской области в Письме от 11.01.2009 N 12-18/00035@ поспешило успокоить рязанских "упрощенцев", сообщив, что отсутствие регионального закона, устанавливающего дифференцированные ставки на начало 2009 г., не исключает возможности более позднего принятия такого закона с распространением его на правоотношения, возникшие начиная с 1 января 2009 г. То есть если закон не появится до апреля, налогоплательщикам, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", придется перечислять авансовые платежи по ставке 15%. Зато после его издания лица, на которых будет распространена льгота, смогут скорректировать налог с учетом пониженных ставок. (Информация приведена на дату подписания номера в печать. - Примеч. ред.)

Кстати, многие региональные законодатели так и сделали. Например , в ст. 3 Закона Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ и в ст. 2 Закона Республики Мордовия от 04.02.2009 N 5-3 указано, что закон вступает в силу с момента его официального опубликования, но распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Понятно, что целью указанных нововведений стало желание законодателя облегчить участь малого бизнеса на фоне стремительно развивающегося мирового экономического кризиса, однако региональные власти не изъявляют особого энтузиазма по поводу снижения налогового бремени данной категории налогоплательщиков. В настоящий момент не наберется и двух десятков регионов, в которых введены дифференцированные ставки для УСН. Да и в принятых законах льготные ставки в основном распространены лишь на небольшую часть "упрощенцев", осуществляющих деятельность в наиболее актуальных для конкретного региона направлениях.

Так, в Законе Калужской области от 18.12.2008 N 501-ОЗ сказано, что ставка налога 5% устанавливается для тех "упрощенцев", которые осуществляют виды деятельности в соответствии с разд. D Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство и т.п.).

Примечание. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1) введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Принятие региональных законов, устанавливающих для "упрощенцев" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" различные налоговые ставки, вызвало довольно много вопросов у налогоплательщиков.

Так, многие не понимают, что означает формулировка "дифференцированные ставки будут применяться в зависимости от категории налогоплательщиков". Как налогоплательщики включаются в ту или иную категорию? Не будет ли являться установление льгот для одной категории "упрощенцев" дискриминацией по отношению к другим категориям и нарушением принципа равенства и справедливости налогообложения, продекларированного в ст. 3 НК РФ и ст. 19 Конституции РФ? Попытаемся разобраться в каждом из поставленных вопросов.

Права регионов

Прежде всего надо отметить, что снижение налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии со ст. 56 НК РФ признается налоговой льготой. Следовательно, дифференцированные ставки являются не чем иным, как льготами, предоставляемыми некоторым налогоплательщикам. Основное правило для льгот заключается в том, чтобы нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия их применения, не носили индивидуального характера. В п. 3 ст. 56 НК РФ сказано, что льготы по федеральным налогам должны быть указаны в Налоговом кодексе. А региональным властям предоставлено полное право устанавливать или отменять собственными законами льготы по региональным налогам, если такая возможность предусмотрена НК РФ. Налог при УСН не указан ни среди федеральных, ни среди региональных, ни среди местных (ст. ст. 13 - 15 НК РФ), он заменяет собой уплату трех федеральных налогов (НДС, ЕСН, налога на прибыль или НДФЛ) и одного регионального или местного (налог на имущество организаций или налог на имущество физических лиц).

Примечание. Об освобождении плательщиков налога при УСН от уплаты НДС, ЕСН, налога на прибыль (НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности) и налога на имущество говорится в п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ.

Однако в рассматриваемом случае право устанавливать льготы предоставлено региональным властям именно нормами Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.20), и право это не ограничено. Кроме того, регионам даны широкие полномочия в области определения категорий налогоплательщиков, подпадающих под льготы. При этом, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда РФ, конституционный принцип равенства всех перед законом не ограничивает законодателя в установлении льготы для одной категории налогоплательщиков и непредоставлении той же льготы другой категории. То есть обязательность их установления для тех или иных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов непосредственно из Конституции РФ не вытекает, а выбор категорий находится полностью на усмотрении законодательного органа (см., например, Постановление КС РФ от 14.07.2005 N 9-П и Определение КС РФ от 27.06.2005 N 232-О).

Что такое категория?

Что же понимать под категорией налогоплательщиков? Учитывая, что найти определение этого в действующем законодательстве нельзя, приходится обращаться к официальным разъяснениям уполномоченных органов и судебной практике.

Например , по мнению Минфина, выраженному в Письме от 27.02.2009 N 03-11-11/29, в каждой конкретной категории отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Сюда относятся вид экономической деятельности, размер предприятия, для кого выполняются работы или услуги, место расположения и др. Из Определения КС РФ от 25.03.2004 N 96-О следует, что для перевода налогоплательщика в иную категорию достаточно того, чтобы лицо имело иные условия и род деятельности.

Основной вывод, который можно сделать из сказанного, заключается в следующем. Для отнесения налогоплательщика к той или иной категории он должен соответствовать определенным критериям (признакам), установленным для данной категории.

Более подробно вопрос о критериях, по которым выявляется та или иная категория налогоплательщиков, рассмотрен в Определении Верховного Суда РФ от 17.05.2006 N 44-Г06-7. В частности, судебной коллегией был проведен системный анализ правовых норм ст. ст. 381 и 395 НК РФ, устанавливающих льготы для плательщиков земельного налога и налога на имущество. В результате такого исследования судьи пришли к выводу, согласно которому критериями для определения категории налогоплательщиков могут быть признаны отраслевая принадлежность организации, численность ее работников и размер произведенных капитальных вложений.

Из этого следует, что осуществление лицами различных видов деятельности позволяет относить их к различным категориям налогоплательщиков, для которых могут быть установлены различные налоговые ставки (льготы).

Таким образом, несложно ответить на последний вопрос, волнующий налогоплательщиков: является ли установление льгот для одной категории "упрощенцев" дискриминацией по отношению к другим "упрощенцам" и нарушением принципа равенства и справедливости налогообложения? Очевидно, что не является.

По мнению Конституционного Суда РФ, установление различных налоговых льгот для различных налогоплательщиков не нарушает конституционный принцип равенства перед законом (ст. 19 Конституции РФ). Данный принцип гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможности установления различных условий для различных категорий субъектов права. Однако такие различия не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов (Постановление КС РФ от 13.03.2008 N 5-П). В частности, в Определении КС РФ от 09.06.2005 N 287-О указано, что конституционный принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями налогоплательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них разное правовое регулирование.

Если категорий несколько

Итак, один налогоплательщик может заниматься несколькими видами деятельности и, соответственно, принадлежать двум или более категориям. Какие ставки применять в этом случае? Ответ на данный вопрос будет зависеть от того, каким образом сформулирована норма регионального закона.

Понятно, что если в законе субъекта РФ только установлена пониженная ставка и нет никакого указания на виды деятельности, то любой "упрощенец" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" сможет ее применять независимо от осуществляемых им видов деятельности.

Примечание. Пример подобного закона - Закон Псковской области от 18.12.2008 N 815-ОЗ.

Если же нормы регионального закона сформулированы таким образом, что применение льготной ставки по налогу при УСН зависит от того, какой вид деятельности осуществляет налогоплательщик, возможны два варианта.

Первый вариант. В региональном законе указано, что льготная налоговая ставка устанавливается для налогоплательщиков, основной вид деятельности которых входит в определенный перечень. Тогда налогоплательщику просто следует выяснить, поименован ли его вид деятельности в данном перечне. Если да, то все его доходы будут облагаться налогом по льготной ставке. При этом в законе обычно прямо указывается доля дохода от основного вида деятельности в общем объеме, то есть условие, при котором деятельность считается основной и, соответственно, предоставляется право применять пониженную ставку. Поясним сказанное на примере.

Пример 1 . ООО "Персей", зарегистрированное в Кемеровской области, применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Основной вид деятельности (85% от суммы выручки) - производство одежды, не основной (15% от суммы выручки) - сдача оборудования в аренду. Определим, по какой ставке должны облагаться полученные обществом доходы.

В Законе Кемеровской области от 26.11.2008 N 99-ОЗ указано, что пониженная ставка применяется только теми налогоплательщиками, у которых доход от определенных видов деятельности превысил 80%. Производство одежды является одним из льготируемых видов деятельности, упомянутых в п. 2 ст. 1 указанного Закона. Учитывая, что на этот вид деятельности приходится более 80% доходов, ООО "Персей" вправе ко всей налоговой базе применить ставку налога в размере 5%.

Примечание. Льготная ставка 10% по некоторым видам деятельности применяется также в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ).

Второй вариант. Региональный закон устанавливает возможность применения пониженной ставки налога для определенного вида деятельности и при этом не уточняется, является такая деятельность у налогоплательщика основной или нет. В данном случае получается, что пониженную ставку налога следует применять не ко всей налоговой базе, а именно к доходам и расходам по данному виду деятельности. При этом не имеет значения, какая доля доходов "упрощенца" приходится на льготируемый вид деятельности.

Пример 2 . ЗАО "Меркурий", зарегистрированное в Ханты-Мансийском автономном округе, применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Общество оказывает туристические услуги и имеет небольшую гостиницу. Доля дохода, получаемого от основного вида деятельности (туристические услуги), - 80%, от оказания гостиничных услуг - 20%. Определим, по какой ставке следует облагать доходы ЗАО "Меркурий".

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 166-ОЗ деятельность по оказанию гостиничных услуг является льготируемой. Для нее установлена налоговая ставка в размере 5%. Соответственно, часть налоговой базы, приходящаяся на доходы и расходы от оказания гостиничных услуг, будет облагаться по ставке 5%.

Туристические услуги к льготируемым видам деятельности не относятся, следовательно, в отношении доходов и расходов по данному виду деятельности применяется общая ставка 15%.

Как вы понимаете, в обоих случаях "упрощенцу" придется вести раздельный учет, хотя прямо об этом нигде не сказано. В первом необходим только учет доходов от различных видов деятельности - с целью выяснить, является ли льготируемый вид деятельности основным. Во втором следует вести раздельный учет и доходов, и расходов по видам деятельности, для которых применяются пониженная и обычная ставки. При несоблюдении раздельного учета налогоплательщик может лишиться права на льготу, тогда налог придется уплачивать по ставке 15%. Конечно, раздельный учет - это лишние хлопоты, однако их оправдает значительная экономия на налоге.

Подведем итоги. Для того чтобы "упрощенец" смог применять пониженную ставку налога, должны одновременно выполняться следующие условия:

  1. объектом налогообложения выбраны доходы за вычетом расходов;
  2. в регионе, где зарегистрирован налогоплательщик, принят закон об установлении дифференцированных ставок налога при УСН;
  3. деятельность налогоплательщика относится к льготируемым видам деятельности либо региональный закон не содержит специальных условий для применения пониженной ставки.

И последнее. Если в регионе льготные ставки введены только для определенных видов деятельности, то "упрощенцы" должны выполнить четвертое условие - вести раздельный учет.

Г.В.Беляйкина

Ведущий юрист

Консалтинговой группы "Экон-Профи"

Предлагая тот или иной способ погашения кредита, банк в первую очередь печется о собственной выгоде. Денежное выражение этой выгоды - проценты. Именно по способу начисления и взимания процентов кредитные платежи делятся на аннуитетные (равные) и дифференцированные (уменьшающиеся).

Справка сайт

  • Аннуитетный платеж - это представляет собой равные ежемесячные транши, растянутые на весь срок кредитования. В сумму транша включены: часть ссудной задолженности , начисленный процент, дополнительные комиссии и сборы банка (при наличии). При этом, в первые месяцы (или годы) кредита большую часть транша составляют проценты, а меньшую – погашаемая часть основного долга. Ближе к концу кредитования пропорция меняется: большая часть транша идет на погашение «тела» кредита, меньшая - на проценты. При этом общий размер транша всегда остается одинаковым.
  • Дифференцированный платеж - это представляет собой неравные ежемесячные транши, пропорционально уменьшающиеся в течение срока кредитования. Наибольшие платежи - в первой четверти срока, наименьшие - в четвертой четверти. «Срединные» платежи обычно сравнимы с аннуитетом. Ежемесячно тело кредита уменьшается на равную долю, процент же насчитывается на остаток задолженности. Поэтому сумма транша меняется от выплаты к выплате.

Большинство заемщиков, приходя в банк, куда больше «парятся» на тему одобрения кредитной заявки, чем по поводу вида платежей. Хотя некоторые продвинутые граждане, наслышанные, что на процентах можно сэкономить, и что есть вариант платить от месяца к месяцу все меньше, интересуются возможностью получить дифференцированный график платежей.

А ипотечные заемщики иногда даже специально ищут банк, который со 100% вероятностью предоставляет подобную услугу. Резон в этом есть, учитывая цены на жилье и размер ипотечных взносов, постепенное снижение платежа выглядит совсем не лишним. Но так ли это выгодно, как может показаться при первом знакомстве с темой?

Не по заемщику ипотека

Банки России не очень жалуют дифференцированные платежи, поскольку они подразумевают определенную тонкость, связанную с оценкой платежеспособности заемщика (т.е. соотношения дохода с ежемесячным платежом).

Дело в том, что при дифференцированном графике самую большую нагрузку на бюджет должника дают платежи первого года, и соотношение с доходом высчитывается именно для этого периода.

К примеру, заемщик указал в анкете доход в 60 000 рублей, а первый платеж по дифференцированной схеме составит 25 000 рублей, то есть «съест» почти половину дохода. А по закону, платежи по кредиту в любом случае не могут превышать 50% от уровня дохода. В результате банки вынуждены понижать максимальную сумму кредита, которую могут выдать при заявленном уровне дохода.

Положение действительно сложное, и для кредитора, и для заемщика, поскольку должник может либо «выпасть из графика», либо обидеться на недостаточную суму кредита и уйти в другой банк.

Некоторые заемщики, оформившие ипотеку с дифференцированными платежами, переоценивают свои возможности и в итоге не могут оплачивать кредит.

На риск спокойно идут только «монстры» с государственной поддержкой, такие как «Сбербанк», «Газпромбанк» и ряд других. Они могут позволить себе выдавать «дифференцированным» заемщикам почти такие же займы, как и «аннуитетным». Но в среднем дифференцированная схема гораздо менее популярна, и банки сознательно не пиарят ее, таковы российские реалии.

Аннуитетный платеж и дифференцированный: разница

Финансовые специалисты сходятся на том, что если заемщик рассчитывает расплатиться по кредиту за короткий срок (до пяти лет), то лучше отдать предпочтение аннуитету. Однако относительно среднесрочных и долгосрочных кредитов ведутся споры.

Например, если заемщик берет долгосрочный кредит , допустим 100 000 долларов на 10 лет с процентной ставкой по кредиту 10% годовых, то дифференцированный платеж выгоднее, причем значительно. В нашем условном примере, выплата процентов за десять лет при дифференцированных платежах составит 50 416,67 долларов, а при аннуитетных - 58 580,88 долларов. Соответственно и переплата при дифференцированной схеме будет меньше: на 8 447,53 долларов.

Но не будем забывать, что пример - условный, и на практике все выглядит не так уж однозначно. Ряд банковских экспертов не скрывает, что представление о значительном финансовом преимуществе дифференцированных платежей во многом является маркетинговым мифом. Банк никогда не упустит своей выгоды. Ему лишь важно убедить заемщика, что тот действительно может сэкономить, выбрав ту или иную схему выплат.

«сайт» отмечают: главное, что нужно понять, - метод начисления процентов при обеих формах платежей одинаков. Процент и в том, и в другом случае начисляется на остаток долга.

Давайте посчитаем

Так что же все-таки выгоднее? Давайте для начала взглянем на две таблицы: в них приводится сравнение для ипотечного кредита в размере 1 000 000 рублей при разных сроках. Процентные ставки - примерные и усредненные (чем больше срок кредитования, тем выше процент). Рекомендуем предварительно в режиме онлайн на кредитном калькуляторе рассчитать сумму ежемесячного платежа и переплату.

Таблица 1. Ежемесячные аннуитетные платежи по кредиту 1 млн рублей

Таблица 2. Ежемесячные дифференцированные платежи по кредиту 1 млн рублей

Срок кредтования Процентная ставка Платеж первый / последний Итоговая сумма выплат
5 13,75 28 125 / 16 857 1 349 500
10 14 20 000 / 8 430 1 706 000
15 14,25 17 430 / 5 621 2 074 700
20 14,5 16 250 / 4 217 2 456 000
25 14,75 15 625 / 3 374 2 850 000
30 15 15 277 / 2 812 3 256 000

Прямое сравнение показывает, что переплаты при аннуитетной схеме выше, чем при дифференцированной, а чем больше и срок кредитования, тем разница ощутимей. Иначе говоря, если вы взяли ипотеку на 30 лет, то разница в «цене» кредитов будет 1,29 млн рублей - мягко говоря, совсем немало!

Но не торопитесь кричать «Эврика!» и бежать в банк, чтобы оформить кредит с дифференцированной схемой. Да, «тридцатилетняя» ипотека с дифференцированным платежом будет дешевле. Но скажите, зачем «продаваться в рабство» на 30 лет, с процентной ставкой 15% и суммой выплат 4,5 миллиона, когда есть возможность взять кредит на 10 лет, со ставкой 14%, и суммой выплат 1,86 миллиона?

Если вы грамотно спланировали бюджет, то получите полную свободу от кредита и квартиру в собственность на 20 лет раньше. А время стоит дороже денег.

Подведем итоги

Простой математический расчет показывает, что при длительном сроке кредитования переплаты по кредиты с дифференцированной схемой выплат выгоднее, чем с аннуитетной (поскольку итоговая сумма выплат меньше). Однако более тщательное изучение вопроса показывает, что превосходство дифференцированного платежа зачастую оказывается призрачным и не дает реальной и ощутимой экономии для заемщика (ключевое слово - ощутимой).

Основной недостаток дифференцированной схемы - снижение максимальной суммы кредита, которую готов выдать банк, основываясь на оценке платежеспособности заемщика. Между тем, если вы в состоянии спокойно погашать дифференцированный платеж в течение первого, самого «дорогого» года, то на обслуживание аннуитетной схемы ваших доходов тоже хватит. Но максимальная сумма кредита при этом может быть выше, процентная ставка - ниже, а срок кредитования - меньше. То есть, аннуитетный платеж имеет стратегическое преимущество.

Анастасия Ивелич, редактор-эксперт