Электронный бюджет электронное планирование личный кабинет. Электронный бюджет

«Электронный бюджет» - интегрированная информационная система управления общественными финансами, за создание которой отвечает Минфин РФ .

Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Хроника проекта

2019: «БАРС Груп» создает цифровой инструмент для контроля за исполнением национальных проектов

Постановление было необходимо для наделения Федерального казначейства полномочиями по осуществлению координации работ в рамках создания государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

2011: Проектирование системы

В декабре 2011 г. казначейство объявило тендер на выполнение работ по комплексному проектированию государственной информационной системы «Электронный бюджет». Контракт стоимостью 119,8 млн руб. был заключен с компанией IBS , которая разработала системную архитектуру и техническое задание, а также спроектировала подсистемы и ИТ-инфраструктуру «Электронного бюджета».

Цели создания системы

Целевыми показателями создания и развития системы «Электронный бюджет» являются:

  • достижение значения интегрального показателя прозрачности информации о государственных финансах, составляющего не менее 70 баллов;
  • доведение доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 процентов;
  • сокращение времени обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 процентов;
  • сокращение сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза;
  • доведение доли информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в режиме реального времени, до 100 процентов;
  • обеспечение возможности доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 процентам муниципальных образований Российской Федерации;
  • доведение количества субъектов Российской Федерации, организации сектора государственного управления которых будут иметь аналогичные с федеральными организациями сектора государственного управления показатели в отношении доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в области финансово-хозяйственной деятельности, а также в отношении сокращения времени обработки финансовой и управленческой документации и сокращения сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности, не менее чем до 20.

Архитектура системы

В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:

  • бюджетное планирование;
  • управление доходами;
  • управление расходами;
  • управление долгом и финансовыми активами;
  • управление денежными средствами;
  • управление закупками;
  • управление нефинансовыми активами;
  • управление кадровыми ресурсами;
  • бухгалтерский и управленческий учет;
  • финансовый контроль.

При проектировании системы «Электронный бюджет» был проведен анализ существующих информационных систем, функционально связанных с ее подсистемами, по итогам которого информационные системы были классифицированы на подлежащие замещению подсистемами системы «Электронный бюджет» или интеграции с ней.

Архитектура системы «Электронный бюджет» включает в себя следующие элементы:

  • централизованные подсистемы, реализующие основные функции и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями;
  • сервисные подсистемы, обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;
  • единый портал бюджетной системы РФ, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.

Управление созданием системы

С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач по созданию и развитию системы «Электронный бюджет» предлагается многоуровневая система управления таким процессом:

  • Координировать работы, утверждать планы и контролировать их исполнение будет Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления ;
  • Министерство финансов РФ - обеспечивает создание и развитие системы «Электронный бюджет», в том числе разрабатывает необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к системе;
  • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ - обеспечивает проведение экспертной оценки документов по информатизации, формируемых при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию системы;
  • Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их функциями и полномочиями будут формировать требования к отдельным подсистемам, реализовывать взаимодействие ведомственных информационных систем с системой «Электронный бюджет», а также внедрение сервисных подсистем;
  • Оператором системы «Электронный бюджет» является Федеральное казначейство , обеспечивая реализацию планов по созданию и развитию системы, ее соответствие установленным требованиям;
  • Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляется возможность обеспечения информационного взаимодействия своих информационных систем с системой «Электронный бюджет» на основе утвержденных открытых стандартов и (или) внедрения сервисных подсистем.

План проекта

Создание и развитие системы «Электронный бюджет» предлагается реализовать в 2 этапа:

  • Разработка и внедрение первой очереди системы «Электронный бюджет» (2011 - 2012 годы);
  • Развитие системы «Электронный бюджет» (2013 - 2015 годы).

В части создания аппаратно-технического обеспечения предусматривается на первом этапе:

  • организация центра обработки данных и создание на его базе, а также на базе имеющихся центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти первой очереди технической инфраструктуры, обеспечивающей функционирование существующих информационных систем Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
  • организация интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие и объединяющей вычислительные мощности центра обработки данных и программно-аппаратные комплексы системы «Электронный бюджет».

На втором этапе:

Финансирование

На конец 2013 года суммарно на разработку системы «Электронного бюджета» было потрачено более 1,1 млрд руб .

В числе подрядчиков, занимавшихся разработкой системы, была компания ОТР . Она, в частности, разрабатывала подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров, обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов «Электронного бюджета». Сумма контракта Федерального Казначейства с этим разработчиком составила 410,2 млн руб.

Еще 575,2 млн руб. Федеральное Казначейство заплатило компании «Компьютел », которая в рамках заключенного контракта поставила ведомству оборудование, лицензии на ПО и выполнила работы по их установке и настройке для проведения опытной эксплуатации системы.

80 млн руб. ведомство заплатило за создание и актуализацию нормативной справочной информации, используемой в информационных системах Федерального казначейства в рамках государственной интегрированной системы «Электронный бюджет».

В 2015 году общий объем вложений в «Электронный бюджет», по подсчетам TAdviser, составил 1,17 млрд рублей, в 2016 – 1,08 млрд.

По данным ранкинга TAdviser «10 самых дорогих ИТ-систем в госсекторе России сегодня» , опубликованного в 2016 году, «Электронный бюджет» находится на 8 месте.

В 2019-2020 гг. продолжается развитие всех модулей ГИС «Электронный бюджет». С 2019 года размещение планов закупок проводится только с использованием системы "Электронный бюджет". Письмом Минфина России от 23.10.2018 № 21-02-04/75903 регламентирован порядок формирования, утверждения и размещения планов закупок, планов-графиков закупок в системе "Электронный бюджет". Постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1528 внесены изменения в состав ГИС "Электронный бюджет": введена подсистема управления национальными проектами, подсистема управления оплатой труда, дополнен функционал других подсистем, пересмотрен порядок совершения отдельных операций и предоставления доступа к ГИС.

Цель семинара разъяснить участникам бюджетного процесса порядок работы в системе «Электронный бюджет», дать комментарии к новым нормативно-правовым документам. На семинаре выступят специалисты Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, методологи и разработчики системы.

Семинар предназначен руководителей планово-экономических отделов, контрактных управляющих федеральных и региональных органов исполнительной власти, ГРБС и их подведомственных учреждений, федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, руководителей и специалистов тендерных и юридических отделов.

_____________________________________________________________________

  • Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации budget.gov.ru главными администраторами средств федерального бюджета, а также финансовыми органами субъектов РФ, в соответствии с положениями новых нормативно-правовых документов. Обзор изменений Приказов Министерства финансов РФ о составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. Общероссийские, федеральные и региональные Перечни государственных и муниципальных услуг и работ: изменение порядка формирования государственных и муниципальных заданий.
  • Управление закупками в системе "Электронный бюджет" (для заказчиков) формирование планов закупок и планов-графиков закупок. Порядок работы в ЕИС госзакупок. Общие вопросы по организации контроля: субъекты контроля (федеральные/ региональные/муниципальные, а также и их привязка к органу контроля, определение органа контроля для организации (заказчик, уполномоченный орган), размещение объектов контроля до прохождения контроля. Сроки проведения контроля. Изменение Правил контроля в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 17.01.2017 № 315 и от 20.03.2017 №443. Использование ЛК УЗ ЭБ или ЛК ЕИС при формировании ПЗ и ПГЗ разными типами заказчиков. Формирование ПЗ и ПГЗ филиалами. Возможность удаления размещенного ПЗ или ПГЗ. Возможность удаления строк из размещенных ПЗ и ПГЗ. Формирование ИКЗ (указание нулевых ОКПД, нулевых КВР, порядковый номер строки в ПЗ, ПГЗ), в том числе при изменении ПЗ, ПГЗ, при формировании приложения, содержащего сведения, составляющие государственную тайну. Формирование извещения о закупке без указания строки ПГЗ: как стандартный функционал и как временная мера – «обходной путь» при наличии проблем при формировании (изменении) ПГЗ.
  • Осуществление казначейского контроля по ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ: субъекты контроля, объекты контроля, сроки и порядок проведения контроля.
  • Особенности планирования лимитов бюджетных обязательств в 2019 г. на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждений. Формирование и утверждение бюджетных смет учреждения в соответствии с Общими требованиями, утвержденными приказом Минфина России 112н. Особенности отнесения расходов по разделам бюджетной сметы. Заполнение обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Порядок внесения изменений в бюджетную смету. Планируемые изменения в приказ Минфина России 112н.
  • Расходование бюджетных средств в 2019 г.: ограничения и возможности. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств: распределение (доведение), увеличение, перераспределение. Остатки: потребность, особенности использования, возврат. Заключение контрактов в 2019 году: принятие бюджетных (денежных) обязательств, авансирование.
  • Методические вопросы формирования и ведения плана ФХД в учреждениях. Особенности планирования в 2019 году . Порядок заполнения плана. Порядок заполнения показателей финансового состояния. Порядок заполнения показателей по поступлениям и выплатам. Порядок внесения изменений в План ФХД и в Сведения. Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете плановые показатели. Как учесть плановые назначения по доходам и расходам. Как учесть исполнение плана по доходам. Как исполнить План ФХД по расходам. Как принять обязательства. Как перенести обязательства в начале года. Приказ Минфина России от 13.12.2017 № 227н «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете плановые показатели. Практические вопросы распределения затрат и формирования себестоимости.
  • Приказ Минфина России от 31.08.2018 N 186н "О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" новые требования к Плану ФХД 2020 года, разбираем изменения: состав разделов – отличия от Приказа 81н; правила заполнения – новая бюджетная классификация и КОСГУ; расшифровки показателей поступлений и выплат – таблицы обоснований. План ФХД на 2019 год – какие изменения учесть.
  • Формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности в подсистеме Учет и отчетность системы «Электронный бюджет». Приказы Минфина России от 02.11.2017 №176н и от 14.11.2017 №189н. Порядок формирования, представления, свода и консолидации бюджетной (бухгалтерской) отчетности в подсистеме Учет и отчетность системы «Электронный бюджет». Настройка справочника согласования отчетных форм. Импорт отчетов. Ручной ввод информации. Проведение контроля и согласования. Принятие отчетности от нижестоящих организаций. Создание сводных отчетов, экспорт и отправка в вышестоящую организацию. Взаимодействие пользователей с органами Федерального казначейства в случае возникновения вопросов при работе в подсистеме Учет и отчетность системы Электронный бюджет.
  • Подходы к реализации национальных проектов, порядок формирования и заключения соглашений о реализации регионального проекта и о предоставлении межбюджетных субсидий. Методология и механизмы реализации на федеральном и региональном уровне: нормативное регулирование, бюджетная классификация, соглашения о реализации на территории субъекта РФ регионального проекта, межбюджетные трансферты регионам. Сквозное планирование целей и показателей (взаимосвязь стратегии, нацпроектов, госпрограмм и т.д.). Порядок формирования и заключения соглашений о предоставлении субсидий в информационной системе между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  • Ответы на вопросы слушателей и практические рекомендации.
____________________________________________________________________

На семинаре выступят:

Сиротенко Елена Львовна , начальник отдела Управления интегрированных информационных систем государственных финансов Федерального Казначейства России;

Маркова Кристина Анатольевна, заместитель начальника Управления финансовых технологий Федерального Казначейства России;

Приженников Николай Олегович, советник Отдела методологии казначейского обслуживания и казначейских платежей Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России;

Гусева Наталья Михайловна , к.э.н., государственный советник РФ 2 класса;

Очирова Бая Вячеславовна , начальник отдела методологии ООО «Р.О.С.Т.У.» (Группа компаний «Кейсистемс») разработчик комплексных автоматизированных систем в сфере управления финансами

Государственная информационная система «Электронный бюджет» создана Министерством финансов РФ. Что такое «Электронный бюджет», какова её структура и как с ней работать, расскажем в статье.

Что такое «Электронный бюджет»

Это государственная интегрированная информационная система. Её работе посвящено постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 658. Система была создана для того, чтобы обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. С помощью «ЭП» происходит управление государственными и муниципальными финансами.

Среди задач системы выделяют:

  • обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;
  • размещение информации о финансовых результатах в открытом доступе;
  • обеспечение связи между бюджетным процессом и планирование закупок.

Субъектами системы являются:

  • органы госвласти и местного самоуправления;
  • бюджетные учреждения;
  • прочие юрлица, которые получают бюджетные средства;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • иные участники бюджетного процесса;
  • заказчики по Закону № 223-ФЗ.

Структура

Разберем, из каких подсистем состоит система:

  • бюджетного планирования;
  • управления расходами и доходами;
  • управления денежными средствами;
  • управления закупками;
  • управления госдолгом, финансовыми и нефинансовыми активами;
  • управления оплатой труда;
  • финконтроля;
  • ведения нормативной справочной информации;
  • учета и отчетности;
  • информационного обеспечения;
  • управления нацпроектами.

Заказчики по 44-ФЗ размещают планы-графики при помощи подсистемы «Управление финансами». Бюджетные и автономные учреждения на федеральном и муниципальном уровне и другие заказчики могут формировать и публиковать планы-графики непосредственно в ЕИС. Но документы нужно дублировать в ЭБ и передавать в казначейство.

Предложения формируйте по карточкам укрупненных закупок. Для этого войдите в личный кабинет Электронного бюджета, в подсистему управления закупками. Предложения необходимо утвердить и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств – ГРБС.
Как сформировать предложение и что делать, если возникнут ошибки, читайте в рекомендации.

Что такое «Электронный бюджет» и как с ним работать

Регламент подключения смотрите в письме Минфина РФ от 17.06.2016 № 21-03-04/35490. В первую очередь в организации следует выпустить приказ о назначении лиц, ответственных за работу в системе «Электронный бюджет» и размещение документации. Далее по инструкции (которую можно найти на сайте Минфина) подготовьте рабочее место к работе с ГИИС «ЭБ». У каждого работника должен быть ключ ЭЦП. Если сотрудники работают в ЕИС, новые ключи не нужны. После установки драйверов и программ направьте заявку на подключение по специальной унифицированной форме (письмо Минфина № 21-03-04/61291 от 20.10.2016).

К заявке приложите приказ о назначении сотрудников, ответственных за работу в системе, файлы сертификатов ЭЦП, согласия работников на обработку персональных данных, а также доверенность по форме, утвержденной Минфином (письмо № 21-03-04/35490 от 17.06.2016). Заявка подается в Территориальный орган Федерального казначейства.

Дождитесь проверки документов, установите на рабочем месте СКЗИ, зарегистрируйте новых исполнителей в ЕИС, установить новые сертификаты ключей ЭЦП и определите роли каждого работника в системе.

Уполномоченных лиц в системе регистрируют по заявкам федеральных органов власти или органов власти субъектов.

Формирование плана-графика в системе «Электронный бюджет»

Зайдите в раздел, посвященный планированию, и выберите подраздел «План-график закупок». Нажмите на кнопку «Создать новый документ». Откроется формуляр в статусе «Черновик», содержащий следующие вкладки:

  • «Основные сведения»;
  • «Позиции плана-графика закупок»;
  • «Особые закупки»;
  • «Итоги по КБК»;
  • «Итоги КВР»;
  • «Итоговые показатели плана-графика закупок»;
  • «Обоснование закупок»;
  • «Лист согласования»;
  • «Ошибки и предупреждения».

На вкладке «Основные сведения» вносится общая информация о документе, сведения о заказчике, должностном лице, ответственном за формирование плана-графика, о руководителе и т.д. В общей информации указывают плановый период, номер документа, номер версии плана-графика, номер в ЕИС, дату создания, дату утверждения.

На вкладке «Позиции плана-графика закупок» видим таблицу с информацией о позициях, включенных в план-график закупок. Чтобы добавить новую, нажмите на кнопку «Включить позиции плана-графика закупок».

Чтобы получить сведения о бюджетных ассигнованиях в Электронном бюджете, авторизуйтесь и войдите в подсистему управления закупками. Если предложения по закупкам превысят предельные объемы ассигнований, система выдаст предупреждение – необходимо внести правки в укрупненные закупки.
Как сделать, чтобы предложения по закупкам соответствовали ассигнованиям, читайте в рекомендации.

Вкладка «Особые закупки» заполняется, если в плане-графике есть следующие виды закупок:

  • лекарственные препараты (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ);
  • ТРУ, не превышающие 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • ТРУ, не превышающие 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • содержание и ремонт нежилых помещений (п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • служебные командировки, проведение культурных мероприятий (п. 26 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • преподавательские услуги (п. 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • услуги экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • сбор и обработка первичных статистических данных (п. 42 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • услуги по предоставлению права на доступ к информации (п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Далее идет вкладка «Итоги по КБК». Там отображается информация о суммах позиций плана-графика закупок по КБК. Поля и таблицы на вкладке заполняются автоматически и недоступны для редактирования. Вкладка «Итоги по КВР» также заполняется системой автоматически.

На вкладке «Итоговые показатели плана-графика» указывается:

  • НМЦК всех позиций по контрактам, заключенными с единственным поставщиком, и особых позиций плана-графика (если информации нет, здесь и дальше проставляются нули);
  • сумма НМЦ контрактов, заключенных по итогам запроса котировок;
  • общая сумма планируемых платежей;
  • общая сумма планируемых платежей по закупкам путем запроса котировок;
  • совокупный годовой объем закупок.

Для отправки версии плана-графика в ЕИС выберите запись в статусе «Утверждено» и нажмите на кнопку «Направить на контроль и размещение в ЕИС».

Вложенные файлы

  • Инструкция по подключению к подсистеме.doc

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию на 2012-2014 гг. прозвучала такая важная задача, как утверждение и реализация Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет ». Концепция была разработана Министерством финансов РФ и 20 июля 2011 года одобрена распоряжением Правительства РФ.

Является составной частью электронной модели государственного управления и подчиняется общим принципам и основным направлениям реализации политики информатизации в сфере государственного управления.

Концепцией создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет » предусматриваются следующие направления :

– создание и внедрение единой системы формуляров , используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;

– переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами;

автоматизация учетной деятельности , а также интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности публично-правовых образований;

интеграция процессов управления общественными финансами публично-правовых образований;

– обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности;

– обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.

Функциональные возможности системы «Электронный бюджет» позволят использовать единые для всех пользователей портальные решения, систему формуляров, реестры и классификаторы, что в свою очередь создаст условия для централизованного ведения бухгалтерского учета в электронном виде в рамках публично-правового образования (формирование единой главной книги).

На основе перехода к электронной регистрации, учету и контролю исполнения документов появится возможность автоматически формировать управленческие документы и регламентную отчетность и предоставлять их различным категориям пользователей в соответствии с регламентируемым доступом к отчетности и первичным документам. Использование возможностей распределенного доступа позволит пользователям работать с отчетностью в интерактивном режиме, в том числе с использованием мобильных устройств.

Все органы государственной власти и федеральные государственные учреждения должны стать пользователями системы «Электронный бюджет ». Кроме того, система «Электронный бюджет » будет предоставлена на безвозмездной заявительной основе всем органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям сектора государственного управления, в том числе по модели «программное обеспечение как сервис ». Каждому пользователю (вне зависимости от его территориальной удаленности) будет предоставлен интерактивный доступ к информационным ресурсам, в том числе с мобильных устройств.

При проектировании и разработке системы «Электронный бюджет » соблюдаются следующие принципы создания технической архитектуры :

– централизованные или облачные технологии хранения и обработки информации;

– использование интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных;

– создание стандартных интерфейсов для взаимодействия информационных ресурсов с другими (внешними) системами в рамках системы «Электронный бюджет», основанных на открытых промышленных стандартах межсистемного взаимодействия;

– обеспечение готовности технической инфраструктуры к развитию в части расширения функциональности, увеличения числа пользователей и обслуживаемых организаций, повышения качества предоставляемых сервисов;

– унификация интерфейсов для обеспечения всех видов взаимодействия с системой и ее компонентами на основе единых унифицированных правил;

– обеспечение необходимого уровня отказоустойчивости и катастрофоустойчивости.

Полномасштабное внедрение системы «Электронный бюджет » планируется завершить к 2015 году.

Реализация основных направлений создания и развития системы «Электронный бюджет » будет способствовать координации деятельности органов государственной власти, достижению гармонизации и упрощению управленческих и учетных операций, повышению оперативности и прозрачности (открытости) деятельности организаций сектора государственного управления.

В Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года обозначена необходимость развития электронного бюджета, или интегрированной информационной системы управления общественными финансами. Электронный бюджет призван реализовать ряд новых требований к составу и качеству информации в сфере общественных финансов, в области государственных закупок, в сфере финансового контроля, свои требования предъявляет и Закон № 83-ФЗ. О том, что же сегодня понимается под «электронным бюджетом», рассказывает генеральный директор компании «Кейсистемс» Родион Владимирович ПЕТРОВ.

Главное, чем характеризуется электронный бюджет, - это новый уровень интеграции и централизации всех информационных потоков для формирования полного цикла финансового менеджмента в сфере общественных финансов. Причем сфера интересов электронного бюджета затрагивает все органы исполнительной власти, а не только финансовые. По нашим оценкам, финансовые информационные системы, применяемые в регионах, уже сегодня обеспечивают высокую степень интеграции: обеспечивается интеграция процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований. По уровню централизации информационных потоков ситуация в целом похуже, и в большинстве случаев централизация ограничивается одним уровнем бюджетной системы, однако имеются хорошие предпосылки для ее дальнейшего развития.

Основное новшество, предусматриваемое электронным бюджетом, заключается в формировании единого электронного цикла бюджетного процесса, который обязательно должен обеспечивать взаимосвязь стратегического бюджетного планирования с процессом бюджетного планирования, единый процесс исполнения бюджета с учетом положений Закона № 83-ФЗ, встроенные средства мониторинга достигнутых результатов по объему и качеству оказанных государственных и муниципальных услуг. Электронный бюджет должен включать специальные подсистемы для полной взаимосвязи с процессом государственных закупок, включая процедуры планирования закупок и исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Все процессы, представленные в электронном бюджете, должны покрываться подсистемой автоматизированного государственного (муниципального) финансового контроля.

Хочу обратить внимание на одну из главных целей электронного бюджета: информационные потоки должны стать строго электронными (бумажный документооборот исключается) с формированием единых учетных реестров и классификаторов с должной степенью открытости и прозрачности на базе публичных порталов электронного бюджета. Различные варианты многочисленных сверок финансовых показателей, применяемых сегодня между ведомствами и тем более внутри одного ведомства, противоречат принципу однократного ввода информации и должны быть замещены интегрированной информационной системой.

Нормативная база

Первая проблема, с которой сталкиваются разработчики электронного бюджета в регионах, - это создание полноценной нормативной базы для организации электронного взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями. Регламенты взаимодействия, стандарты качества - все это основа для создания электронного бюджета. Компания «Кейсистемс» имеет практический опыт разработки соответствующих нормативных документов.

Техническое перевооружение

Вторая задача - это техническое перевооружение и выравнивание информационно-технического уровня взаимодействующих органов власти и учреждений. Трудно представить полноценную интеграцию различных организаций в рамках построения электронного бюджета, если часть из них работает на современном оборудовании и современных программных продуктах, а другая часть использует устаревшую технику и программы прошлого века. Поэтому компания «Кейсистемс» перед внедрением своих решений всегда проводит обследование, результатом которого являются рекомендации по устранению информационно-технического неравенства.

Базовым блоком для организации электронного бюджета является программный комплекс «Бюджет-КС», который с помощью клиентских приложений «Бюджет-WEB» и «СМАРТ-Бюджет» позволяет подключить к единой базе данных неограниченное количество публично-правовых образований и государственных (муниципальных) учреждений для осуществления ими полномочий по проектированию и исполнению бюджета. Причем при достаточной мощности серверного оборудования и хороших каналах связи можно организовать работу всех бюджетов муниципальных образований в единой центральной базе данных, развернутой на уровне субъекта РФ. Благодаря этому работа финансовой системы региона становится полностью прозрачной и можно проводить анализ хода проектирования и исполнения консолидированного бюджета с любой степенью детализации в режиме реального времени, не дожидаясь сбора месячной отчетности. Кроме того, исключается дублирование процедур сбора, обработки данных и выполняется принцип однократного ввода информации, так как в единой системе объединены процессы:

  • прогнозирования доходов;
  • проектирования расходов;
  • расчета и ведения ВЦП и ДЦП, ДРОНД;
  • расчетов межбюджетных отношений;
  • учета государственных (муниципальных) заданий, расчета их финансового обеспечения;
  • исполнения бюджета по доходам и расходам;
  • многомерного анализа данных и т. д.

Интеграция исполнения бюджета и госзакупок

Следующим шагом к созданию электронного бюджета является интеграция процессов исполнения бюджета и государственных (муниципальных) закупок. В ряде регионов, таких как Калининградская, Мурманская, Сахалинская, Смоленская области, Республики Чувашия и Саха (Якутия), уже успешно используется автоматизированная информационная система управления государственными (муниципальными) закупками «WEB-Торги-КС» совместно с системой исполнения бюджета «Бюджет-КС» (более подробно об этом читайте в статье «Мурманская область. Госзаказ под особым контролем», «Бюджет» № 5/2011). В свою очередь интеграция «WEB-Торги-КС» с Общероссийским официальным сайтом (ООС) для проведения торгов еще больше расширяет границы электронного бюджета.

Финансовый контроль

Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг требуют комплексного реформирования системы финансового контроля. В рамках электронного бюджета целесообразно построить региональную систему финансового контроля, в которой финансовый орган является главным источником информации о контролируемых объектах. Программные комплексы «Ревизор-КС» применяются в финансовых и уполномоченных органах правительств 17 субъектов РФ (Чувашия, Тамбовская, Омская области и др.), на уровне главных распорядителей региональных органов исполнительной власти и в крупных муниципальных образованиях России (см. статью «Информационно-технологическое обеспечение финансового контроля», «Бюджет» № 4/2011).

Единый портал бюджетной системы региона

В рамках электронного бюджета необходимо создать единый портал бюджетной системы региона, на котором в доступной форме для всех категорий потребителей может находиться следующая информация:

  • о плановых и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы региона;
  • о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах, плановых и фактических результатах деятельности государственных (муниципальных) учреждений;
  • о государственных и муниципальных программах (подпрограммах);
  • об основных показателях государственных и муниципальных заданий применительно к каждому государственному или муниципальному учреждению;
  • об использовании государственными и муниципальными учреждениями переданного им в управление недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Преимущества

Что даст внедрение электронного бюджета?

Для главных распорядителей бюджетных средств:

  • возможность работы по проектированию и исполнению бюджета совместно со своими подведомственными учреждениями в единой базе данных;
  • возможность контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета подведомственных учреждений;
  • оперативный мониторинг хода исполнения бюджета подведомственных учреждений;
  • возможность применения ЭЦП для организации безбумажного юридически значимого документооборота.

Для руководителей и менеджеров:

  • возможность анализа хода проектирования и исполнения бюджета с любой степенью детализации в режиме онлайн;
  • контроль над деятельностью главных распорядителей бюджетных средств и государственных (муниципальных) учреждений в режиме онлайн.

Для бюджетной системы в целом:

  • применение единой для всех методологии проектирования и исполнения бюджета;
  • отсутствие дублирования информации. Любые справочные данные и документы вносятся в систему один раз;
  • экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на ИТ-специалистов.