История о всемирном потопе. Всемирный Потоп – библейская история Сказания о всемирном потопе

В нижеследующей статье я представлю вам сравнительное описание различных историй о потопе, существовавших у разных народов и мы попробуем понять откуда они берут свое происхождение.
Это отрывок из моей книги "Вера, Истина и Свобода."

По всему миру существует более 500 древних повествований о потопе, во многом схожих.
Существует древний шумеро-аккадский миф о потопе, где Бог Энки (Эа) предупреждает праведника Ут-напишти (аккадск., шумерск.-Зиусудра), мудрого и набожного правителя города Шуруппак, о том, что боги хотят наслать на землю потоп и тот спасается на построенном ковчеге с семьей, друзьями и животными от потопа, длящегося 7 дней и ночей. "Ты, человек из Шуруппака, сын Убар-Туту: брось свой дом и построй себе корабль! Откажись от имущества и спасай свою жизнь! Отрекись от добра и сохрани свою жизнь! Возьми с собой на корабль семя всех живых существ..."
По окончании потопа ковчег прибило к горам страны Урарту. (В библейском тексте то же самое слово - передано на русский в варианте Арарат. Урарту - древняя страна на указанной территории.) По окончании потопа богиня Иштар вознесла к небу дугу своего ожерелья (по видимому радугу) в знак того, что потоп больше никогда не повторится. Ему также было велено спрятать книги со знаниями в тайном месте. [Эпос о Гильгамеше.].

Схожая версия изложена и в Библии о Ное (Ноах евр.), где Бог насылает потоп за грехи человечества, но там дождь идет 40 дней, а всего усиление потопа простирается на 150 дней и еще потом несколько месяцев потоп сходит на нет.

В греческом сказании говорится о Девкалионе и его жене Пирре. Здесь Зевс, разгневанный на людей, решает утопить мир. На Земле находятся единственные праведники, правитель города Фтия Девкалион и его жена Пирра. По совету Прометея они строят деревянный ящик и спасаются от девятидневного потопа, уничтожившего все человечество. На десятый день они пристали к горе Парнас (или Этне), принесли жертвы Зевсу и стали родоначальниками послепотопного человечества. [Овидий, Аполлодор, Павсаний, Гигин, Гесиод].

Есть история о потопе у египтян

["Книга коровы"], а так как разливы Нила там постоянны, то здесь речь явно не об этом. Правда тут потоп не губит людей, а спасает от ярости богини Сехмет. Есть у египтян намек и на иной потоп. Вот что сказано в "Книге мертвых", слова произносит бог мудрости Тот: "Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение... Вот почему я собираюсь смыть все, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в прежние времена".

В тайских и мон-кхмерских сказаниях люди спасаются от потопа в гигантской тыкве, на севере Таиланда и в Лаосе рассказывают о спасении от потопа на плоте с домиком, построенном для людей некими сверхсуществами.

Во Вьетнаме есть предание о спасении от потопа брата и сестры вместе с парами животных всех пород в деревянном сундуке. У народа мео, живущего во Вьетнаме, брат и сестра спасаются в деревянном барабане, взяв с собой зерна и животных. Очень интересно, что по их преданиям потоп наступил за строительство башни, полностью идентичной Вавилонской из Библии, вплоть до смешения языков (!) - то есть слегка наоборот, также у них есть предание о Рае, грехопадении, поразительно сходное с библейским. Память этого народа заслуживает большого доверия, так как они описывают свою прародину, как место где пол года день и пол года ночь, холодно и одежду шьют из меха, растения и животные низкорослы - трудно представить более точное описание полярных областей Сибири. И тем не менее гарантировать, что сходство местных легенд с библейскими не проистекает из привнесенных источников, я не могу.

О потопе повествуют древнеиндийские сказания о Ману-Вайвасвате. Ману пощадил и спас маленькую рыбку, которая обещала спасти его от потопа. Ману вырастил ее, выпустил в море и снарядил по ее совету корабль. Вскоре начался потоп, Ману привязал корабль к рогу приплывшей рыбы и она привела его к возвышающейся над водами горе. Затем потоп схлынул, уничтожив все живое на земле. Ману остался один, но, принеся богам жертву, получил от них себе жену. От Ману и пошли все люди. Рыбу считаю аватарой Брахмы или Вишну, которая (который), кстати, как и Эа Ут-напишти, велит Ману сохранить книги с древнем знанием. (Аватара - др.инд., дословно "нисхождение" - земное воплощение божества в смертном существе ради спасения мира, верующих, или научения законам и добродетелям) ["Шатапатха-брахман", "Махабхарата", "Матсья-пурана"].

Упоминания про "допотопные" знания есть и у Иосифа Флавия.

В древнекитайском мифе потоп произошел в результате сражения бога огня Чжу-жуна и демона вод Гун-гуна. Гун-гун проиграл и, решив покончить с собой от огорчения, стал биться головой о гору Бучжоушань. Самоубийство не удалось, но земля и небо изменили свою первоначальную форму, и мир оказался перед угрозой гибели, поскольку эта гора была той опорой, на которой покоилось небо. Последствиями этой битвы были огромные катаклизмы: горные леса охватил страшный пожар, а воды, хлынувшие из земли, затопили сушу. Люди, которые успевали уйти от настигавшей их воды в горы, подвергались там нападению хищных животных и птиц. ("Шай хань цзин" - "Книга гор и морей".), затем с наводнением многие годы боролся божественный Гунь, строя дамбы и проводя другие ирригационные работы, а затем его сын Юй успешно завершил работы отца, попутно победив породившего потоп Гунгуна и других чудовищ. ["Шуцзин", "Шицзин"].

Есть легенда о потопе у ненцев (север России). Люди спасались от потопа на плоту, взяв с собой животных, за потопом последовала засуха и голод. У селькупов люди спаслись от потопа на лодке.

Среди Североамериканских племен инуитов, луизенов, гуронов, алгонкинов, ирокезов, сиу и других также известен миф о потопе.
Племя индейцев чикасо утверждало, что мир был погублен водами потопа, "но спаслась одна семья и по паре животных каждого вида".
У индейцев Южной и Центральной Америки, как и у Североамериканских, потоп также упоминается во многих, очень отличных друг от друга, легендах ("Ватикано-Латинский кодекс"), иногда встречаются сюжеты, очень даже сходные с библейско-шумерским вариантом - племена юнка и чоко, где спасшиеся от потопа люди выпускают животных для проверки пригодности земли к жизни после потопа.

Ковчег упоминается у индейцев Карибских островов.

Вот что говорят о потопе легенды инков: "За некое прегрешение люди, жившие в древнейшие времена, были уничтожены Создателем. После потопа Создатель явился из озера Титикака, создал Солнце, луну и звезды и возродил человечество."
Вот другой вариант мифа о создании и потопе: "Великий бог-создатель Виракоча создал мир для людей. Вначале он сотворил небо и землю. После вырубил из камня гигантов и оживил их. Сначала все шло хорошо, но после гиганты передрались и перестали работать. Виракоча решил их уничтожить и превратил одних в камень, а других утопил в великом наводнении" {Сравните с мотивом гигантов из Библии (Быт. 6, 1-7.) и из апокрифических иудейских и христианских преданий, приписывающих Адаму, Еве и допотопным людям огромный рост. Допотопные гиганты - довольно распространенный мотив в мифологии.}

А вот какое предание инков записал католический священник Кристобаль де Молина: "В потопе погибли все расы людей и их создания, ибо воды поднялись над высочайшими горными вершинами. Никто из живых существ не уцелел, кроме мужчины и женщины, которые плавали в ящике {в русской Библии слово ковчег передает еврейское слово тэйва, что и означает буквально ящик} . Когда воды отступили, ветер отнес ящик в Тиауанако {древний город и культовый центр доинкской цивилизации возле озера Титикака}, где создатель начал расселять людей разных народностей. ("Описание сказаний и образов инков", о. Кристобаль де Молина.)

По одному из вариантов мифа ацтеков в потопе уцелели только два человеческих существа: мужчина Коскостли и его жена Шочикецаль. Предупредил их о потопе, конечно же, бог и надоумил построить большую лодку, в которой они и спаслись от потопа. По окончании потопа они причалили к большой горе и стали родоначальниками человечества.

У Центральноамериканских индейцев мечоаканесек бог Тескатлипока решил погубить человечество при помощи наводнения, оставив в живых лишь Теспи с женой и детьми. Тот погрузился на большой корабль со всеми домочадцами, с животными, птицами и семенами растений. По окончании потопа корабль пристал к горе. Повторяется также мотив поочередного выпускания птиц, как и в Ближневосточных версиях. Потом, конечно, их дети населили всю Землю.

В эпосе киче-майя (Гватемала) "Пополь-Вух" {не путать с Вини-Пухом - принципиально различные концепции)))))} с неба льется не просто вода, но черная вода, смола, которая уничтожает человечество. В книге майя Юкатана "Чилам-Балам" (книга пророка ягуара) говорится следующее:«Неожиданно налетел исполинский ливень, шел дождь, когда тринадцать богов лишились своих жезлов, обрушились небеса, пали на землю, когда четыре бога, четыре бакаба сокрушили ее». {Бакабы - боги, держащие небеса над землей с четырех сторон, подобно столбам, на манер греческого Атланта (Атласа).}

В мифе тевтонов, перекликающемся со скандинавскими эддическими сюжетами и имеющим общую с Эддами терминологию и героев, повествуется о потопе, последовавшим за другими бедствиями, и в результате которого осталось лишь малое число людей.

Есть упоминания о потопе и в мифах Африки, Австралии и Полинезии.
{Кстати, греческое слово катаклизм (kataklysmos), которым мы описываем любое глобальное бедствие, в дословном переводе означает потоп.}

А вот какой оригинальный миф существует у дагонов, африканского племени, создавшем некогда довольно интересную цивилизацию и мифологию: "Амма (демиург, в переводе - создатель материального мира) воскресил Номмо в человеческом облике (прежде тот был принесен в жертву на небе). Номмо спустился с неба на землю в ковчеге вместе с предками людей, животными, растениями, минералами, а сам принял свою первоначальную форму - рыбы, и стал жить в воде. Спуск ковчега совпал с появлением солнечного светила и пролитием очищающего и животворящего дождя. На земле, снова ставшей чистой и плодовитой, появилась жизнь. Люди размножились." Не смотря на то, что ковчег здесь спускается с "неба", наличие очищающего дождя, омовения земли, самого ковчега, рыбы и других сходств с мифами о потопе, дают возможность предположить, что речь идет именно о потопе, лишь история о нем подверглась большим искажениям, чем вышеупомянутые. Предполагать в ковчеге космический корабль, на основании его спуска с "неба", я не вижу никаких оснований, из-за столь сильного сходства с другими мифами о потопе. "Небом" могло быть нечто более высокое - возвышенности, горы, или водная поверхность времени потопа. (Правда, некоторые другие части мифологии дагонов, как, например их знание о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, Солнца вокруг своей оси, Луны вокруг Земли; о двойной (или даже тройной) природе звезды Сириус, вплоть до точного описания звезды-спутника и ее периода вращения, о четырех крупнейших спутниках Юпитера, кольцах Сатурна, о спиральных галактиках и многих других астрономических реальностях, которые стали известны современной науке лишь относительно недавно, так просто не объяснить, но это уже другая история. Они также верят в множественность населенных миров во вселенной, но это как раз не представляется чем-то особенным и непонятным.)

Но были ли все эти потопы одним Всемирным или многими локальными? Если судить только по данным раскопок, то все возможно.

О многократности Потопов свидетельствует в частности и Платон: "...За девять тысяч лет случилось много великих наводнений {а именно столько лет прошло с тех времен (со времен Атлантиды) до сего дня}, земля не накапливалась в виде сколько-нибудь значительной отмели, как в других местах, но смывалась волнами и потом исчезала в пучине. ...Прежде всего акрополь выглядел совсем не так, как теперь, ибо ныне его холм оголен и землю с него за одну необыкновенно дождливую ночь смыла вода, что произошло, когда одновременно с землетрясением разразился неимоверный потоп, третий по счету перед Девкалионовым бедствием." (Платон "Критий".)

В легендах ацтеков также упоминается несколько потопов, что косвенно свидетельствует о локальном характере описываемых потопов, хоть в мифах им придается всемирный характер.

Но откуда такое сходство многих версий, причем на разных концах планеты? Это заимствование образов через культурные контакты или независимые описания единого события? Одна ли группа людей спаслась или их было много в разных странах? Тут можно долго спорить, а вот произошел ли потоп по велению Бога (богов) или по естественным причинам - это уже вопрос более значимый. От чего же зависит принятие или не принятие той или иной точки зрения, если обе (или многие - с промежуточными), потенциально, имеют шанс на правоту? Ведь не от количества же фактов?! Да и как их считать - на вес или на штуки?))) Это зависит только от уже существующей веры.

А кто же были эти таинственные существа, предупреждавшие людей о потопе? Просто выдуманные личности? Возможно, это были сверхъестественные боги или единый Бог и его ангелы? Возможно, это были просто более развитые существа - или из древней и неизвестной нам цивилизации, если таковая была, или, как бы это не прозвучало фантастично, они были представителями инопланетной цивилизации.

Эта тема поднималась в огромном количестве публикаций - как серьезных, так и предвзятых и бездарных. Нижеследующий текст приводится полностью из работы А. Склярова "Миф о потопе: расчеты и реальность", так как в данном отрывке господин Скляров четко и сжато скомпоновал различные аспекты и взгляды на данную теорию, проработав исходные публикации, упоминаемые в тексте, за что выражаю ему глубокую признательность. Данная гипотеза является именно гипотезой и ни Скляров, ни я не утверждаем, что это правда, это лишь возможный вариант:

"Почти все версии мифа о Потопе указывают на участие в описываемых событиях неких разумных существ, резко отличающихся от людей, как по способностям, так и по уровню развития. Чаще всего они фигурируют под названием "боги", но надо учитывать, что за исключением более поздних версий истории Потопа (вроде Ветхого завета) под данным термином подразумевается иное содержание, нежели в наши дни. Боги древних мифов больше похожи на людей, чем на некое всепроникающее, всепорождающее и всеопределяющее непознаваемое существо современных религий. Конечно, можно остаться на позиции официальной истории, категорически отвергающей восприятие всерьез описаний существ, обладающих в том числе и "сверхъестественными" (с точки зрения современной науки) способностями, и продолжать считать таких существ лишь порождением религиозных фантазий наших предков. Это личное дело каждого читателя... Во множестве версий мифа о Потопе указывается на то, что перед самым катаклизмом боги предупреждают людей о надвигающейся беде и подсказывают им способы спасения. Как из самого этого факта, так и из деталей описания этих событий уже можно сделать несколько выводов. И, прежде всего: боги знали о катаклизме заранее. По одной из версий (довольно распространенной) боги сами сознательно вызвали Потоп, чтобы уничтожить провинившихся перед ними людей. Такой антигуманный поступок выставляет представителей высшего разума (т.е. богов) в весьма неприглядном виде, но в их "оправдание" можно сказать то, что данная версия преобладает лишь в более поздних вариантах мифов, в которых очень велика вероятность искажения событий, имевших место в столь отдаленной действительности. И хотя сам автор относится весьма скептически к данной версии причин катаклизма XI тысячелетия до н.э., следует отметить, что и она достаточно корректно может быть совместима с "метеоритной природой" Потопа. Ведь в качестве инструмента реализации недобрых намерений боги, будь они хоть сверхъестественными существами, хоть просто представителями высокоразвитой цивилизации, вполне могли выбрать астероид соответствующих размеров и подкорректировать его орбиту... По другой версии катаклизм явился лишь побочным результатом внутренних разборок самих богов между собой (что тоже не исключает метеоритной причины Потопа). Автору же больше всего импонирует одна из наиболее ранних версий: боги не имели никакого непосредственного отношения к причинам катастрофы. "...В эпической поэме "Атрахасис" говорится, что библейский "бог" был в действительности не "единым Богом", а "многими богами". Далее, в этом повествовании, подробно изложенном на табличках, говорится, что "они эти боги" не насылали Потоп намеренно. В действительности на совете богов было принято решение, что от людей следует держать в тайне приближение Потопа, который боги были не в состоянии предотвратить" (А.Элфорд, "Боги нового тысячелетия"). "В "Поэме о Гильгамеше" содержится живое и драматическое описание последних приготовлений, и герою велено наблюдать за отъездом самих богов [из-за Потопа]... После того как... воды успокоились, боги возвратились на Землю" (там же). Оказавшись невольными свидетелями встречи Земли с астероидом, боги по каким-то причинам не смогли (а может быть, и не захотели) предотвратить данное космическое событие. Но, будучи существами весьма образованными (на что указывают практически все мифы), они оказались способными предугадать или просчитать его последствия. Обращает на себя внимание факт практически полного соответствия "божественных" предупреждений тем последствиям, которые реально имели место. Так, скажем, для районов, расположенных поблизости от морского побережья или в низменностях, наибольшую угрозу представляла водная стихия (цунами и/или подъем уровня моря). Жители этих районов получили предупреждение от богов именно о "потопе" вместе с рекомендацией спасения на плавсредствах. В Индии "Вишну [бог] предупредил Ману [человека] о грядущем потопе. (То же самое и в других версиях потопа с постройкой плавсредства.) В некоторых предгорных районах Южной Америки, близких к морю, корабли и лодки были не нужны, и люди получали от богов совет спасаться от Потопа на высоких горах. Для регионов, расположенных в глубине материка или высоко над уровнем моря, водная стихия была не страшна; гораздо более опасные последствия могла иметь "ударная зима". Именно здесь (по мифам Южноамериканских Анд и Иранского плоскогорья) боги предупреждают людей о приближающихся холодах, рекомендуют построить теплые укрытия и запастись провизией. В районе же падения метеорита (регион вокруг Филиппинского моря - {по расчетам автора}) упоминаний о каких-либо предупреждениях людей со стороны богов в мифологии практически не встречается. Оно и понятно: шансов выжить здесь у кого-либо было очень и очень мало... Подобная "прозорливость" богов не требует наличия у них каких-либо сверхъестественных способностей, поскольку даже современные знания нашей цивилизации вполне позволяют рассчитать время и место падения метеорита при его (не дай Бог!) приближении к Земле на опасное расстояние, а также оценить возможные последствия подобного события. Боги же, судя по мифам, в целом ряде позиций намного превосходили наш уровень развития... Таким образом, наличие в мифологии о Потопе дополнительных действующих лиц не противоречит логике реалистичности исторической картины. Даже упоминание о том, что боги после катаклизма "вернули воды на место", "разогнали тучи", "поместили вновь на небо Солнце, Луну и звезды" не требует в обязательном порядке наличия у богов сверхъестественных способностей. Если обладать развитой системой наблюдения и прогнозирования геологических и климатических процессов, то, просчитывая заблаговременно какие-либо события (скажем, прекращение "проскальзывания" земной коры или наступление ясной погоды), можно представить их в глазах примитивных зрителей "результатом" собственных действий и использовать это в своих интересах. А факт того, что деяния богов в древних мифах зачастую весьма далеки от бескорыстных поступков, вряд ли возьмется кто-либо серьезно оспаривать."

И ЛИЛСЯ НА ЗЕ МЛ Ю Д ОЖ ДЬ

Кому неизвестна история о всемирном потопе из Ветхого Завета! Но кто бы мог подумать, что она распространена во всем мире и изложена более чем в 250 версиях? Не выяснено происхождение мифа о Ноевом ковчеге. Был ли изначальной версией эпос о Гильгамеше из страны шумеров, записанный почти на 1000 лет раньше, чем Ветхий Завет? И что это — только миф, или Месопотамию действительно постигло разрушительное наводнение? И был ли потоп ограничен каким-то регионом, или это была вселенская катастрофа?

О Господь раскаялся, что создал людей, в которых так много зла. «Я истреблю их с земли».

Все источники великой бездны... и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

«Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле», — сказано в Ветхом Завете.

Земля погрузилась во мрак, и все люди потонули в потоках ливня.

Доисторические корабли, подобные спасительному Ноеву ковчегу, строятся и ныне на Тигре.

Задачей Ноя было вернуть разрушенной потопом почве плодородие.

В одной мексиканской долине жил богобоязненный человек по имени Тапи, которому однажды явился творец. — «Построй ковчег, — сказал ему господь, — и сделай его своим жилищем. Приведи туда свою жену и по паре всех животных, какие только есть. Но поспеши, потому что час уже близок!» Тапи послушался, не обращая внимания на оскорбления и насмешки соседей. Едва закончил он свое дело, как начался дождь. Шел он долго и беспрерывно, долина скрылась под водой, люди и животные искали убежища в горах, но вода захлестнула и их. Лишь ковчег Тапи укрыл живых существ в бескрайнем океане. Когда ливень прекратился, снова засияло солнце и вода пошла на убыль, человек выпустил с ковчега голубя. Тот не вернулся, и сердце Тапи исполнилось радости, ибо это означало, что птица нашла клочок земли, на который смогла опуститься».

Если в этом рассказе на место Тапи поставить Ноя, то получим краткое изложение трех ветхозаветных глав «Первой книги Моисеевой», за исключением слов «в одной мексиканской долине». Однако эти слова не должны удивлять, потому что речь идет не об отрывке из Ветхого Завета, а о религиозном предании майя, народа, населявшего территорию нынешней Мексики. Примерно за 1200 лет до открытия Нового Света Колумбом народ майя создал в древней Америке высокую культуру, просуществовавшую более 1000 лет. В священных книгах майя, главной из которых является «По-Вух» (что значит «Книга господства»), подробно рассказывается о сотворении мира и содержится приведенное выше описание великого потопа.

Удивительным образом в «По-Вух» есть и новозаветные элементы, например, символ креста или вера в божественного, мессианского спасителя, который назывался здесь Кукулькан и изображался в виде змея с человеческой головой.

А вот и сокращенный библейский рассказ о потопе («Первая книга Моисеева», 6—8): «И увидел Господь, как велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа... И сказал Бог Ною: ...сделай себе ковчег из дерева гофер... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре... Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все; как повелел ему Бог, так он и сделал... В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле; и ковчег плавал по поверхности вод... На пятнадцать локтей поднялась... вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди... Остался только Ной, и что был с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Ной же обрел благодать пред очами Господа

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах... и перестал дождь с неба... И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских... По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег... И помедлил еще семь дней других; и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других, и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему... И открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли...»

Этот ветхозаветный рассказ появился между X и V вв. до н. э. в Иудее. Через Атлантический океан он едва ли мог попасть в Америку, но, может быть, через Сибирь и Аляску? Если бы это было так, то сказание о великом потопе оставило бы на своем пути следы и в других местах. Впрочем, в них-то как раз и нет недостатка.

Звезда в страшном блеске

Видимо, в конце IX в. появился персидский «Бундахишн», книга, название которой можно перевести как «Творение основы», то есть как история сотворения, и тем самым вполне сопоставимая с «Первой книгой Моисеевой». «Бундахишн» в значительной части основывается на «Авесте», священной книге парсов (огнепоклонников), письменно зафиксированной с 226 по 642 г. О всемирном потоме «Бундахишн» сообщает: «Когда воевали Ахура Мазда (верховное божество, буквально «господь мудрый») и Ангро-Майнью (дух зла), над землей появилась звезда Тистар в страшном блеске; последовательно обращаясь в человека, в быка, в коня, она вознамерилась потопить землю в потоках дождя, потому что землю населяли тогда несущие зло существа. В каждом своем облике звезда Тистар проливала дождь десять дней...»

В этом тексте, записанном через полтора тысячелетия после «Первой книги Моисеевой», привлекает внимание связь всемирного потопа с появлением на небосводе яркой звезды.

Следуя дальше на восток, задержимся в Индии, где о великом потопе сообщается в «Ригведе». Этот священный для индусов текст — как и другие веды — веками передавался из уст в уста и был создан за тысячу лет до н. э. Он гласит: «О, святой, ты всегда оберегал меня, теперь послушай, что ты должен сделать, когда придет час. Недалек тот день, о святой человек, когда все живое и неживое на этом свете погибнет. Близится роковое время, когда род людской канет в воду, и потому я хочу поведать тебе, как можно спастись.

Ноев ковчег всегда был одной из излюбленных тем христианского искусства. Ковчег выступает как символ церкви, где Христос найдет наконец благодать, которую тщетно искал в суете и пагубе грешного мира.

О всемирном потопе еще задолго до Библии поведал шумерский эпос «Гильгамеш».

Голубь с оливковой ветвью возвращается на ковчег как вестник новой жизни на земле.

Ковчег является символом заботливой любви Бога, призывающей к вере и послушанию.

Семь понимается здесь не как конкретное число, а носит символический характер. Оно считается мистическим и религиозным, символизируя стремление к познанию и интуитивной мудрости. Семь дней заняло сотворение мира. Это число священно для Вселенной.

Магическое число семь

Однако продолжим движение на восток. В Китае тоже был известен миф о великом потопе. Он впервые позволяет датировать эту катастрофу, поскольку как раз во время потопа началось объединение китайцев в одну великую империю на берегах рек Хуанхэ и Янцзы. А империя эта возникла в III тысячелетии до н. э.

Перенести легенду из Азии в Северную Америку могли эскимосы. Их древние предания рассказывают о ковчеге с семью мостами, на котором во время потопа спаслись от гибели тлинкиты, крупное индейское племя на Аляске.

Если исходить из того, что легендарное предание о доиудейских временах распространилось по Азии и в конце концов достигло Америки. На протяжении многих веков то тут, то там в текст вплетались новые мотивы, такие, например, как рог, выросший на голове индусского бога, или семь мостов эскимосского ковчега. В мифе индейцев хайда, аборигенов островов Королевы Шарлотты у западного побережья Британской Колумбии, место Ноя занимает человек со стальной головой, которого боги превращают в лосося, чтобы спасти во время потопа. Помимо катастрофического наводнения, уничтожающего все живое, об исходном мифе здесь напоминает поставленная всевышним задача обновить род человеческий, о чем говорится и в древнекитайской легенде. Девятая глава «Первой книги Моисеевой» начинается словами: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

Далее мы встречаем предание на широко распространенном у североамериканских индейцев алгонкинском языке, которое тоже очень близко к библейскому: «Маниту (верховное божество, олицетворяющее магическую власть, сверхъестественные силы) очень любил людей. Однако они сильно провинились. И тогда великий дух послал человека, который должен был предостеречь людей: вас постигнет страшная кара, если вы не сделаетесь лучше. Но народ продолжал упорствовать в своих заблуждениях. Тогда осенью стряслось нечто невероятное: днем не взошло солнце, ночью не показались луна и звезды. Мир погрузился в непроглядный мрак. Стало очень холодно, и звери покинули свои леса, чтобы найти тепло и свет у огня, который развели люди. Голоса потеряли свое звучание. Все тонуло в тишине и холоде, пока страшный удар грома не потряс землю. Тогда голоса снова обрели звучание, и отовсюду послышался великий вопль ужаса, потому что потоки ливня обрушились на мир.

Из всего рода человеческого спасся лишь один человек, и это был пророк. Последовав совету Великого Духа, он соорудил огромный плот из древесных стволов».

Мир погрузился в непроглядный мрак

Подобные предания находим у множества других индейских племен Северной Америки. Легенды о всемирном потопе существуют и в Мексике, об этом уже говорилось. Удивительным образом потомки перуанских инков тоже рассказывают о потопе, который разразился вслед за 5-дневным мраком и страшным землетрясением. Эти индейские племена жили в Андах на высоте нескольких тысяч метров, где подобных разрушительных наводнений просто быть не могло.

У индейского племени Угха-Монгулала, живущего на границе Венесуэлы и Бразилии, есть предание о появлении «огромной звезды, красный след которой протянулся по всему небу». После этого космического явления 13 месяцев шел проливной дождь, который затопил мир и уничтожил все живое. Лишь одному человеку по имени Мадус удалось спастись на построенном им плоту, там же пережили потоп и многочисленные животные, по паре каждого вида.

Учитывая это поразительное совпадение сюжетов Ветхого Завета и предания майя из книги «По-Вух», многие этнологи продолжают придерживаться мнения, что легенда о всемирном потопе, передаваемая из уст в уста, проделала путь через всю Азию на западное побережье Америки. Впрочем, эта версия весьма спорна, поскольку на сегодня в мире насчитывается не менее 250 местных версий о великом потопе! Непосредственно к ветхозаветному сюжету восходят разве что древнегреческая и римская легенды.

Вот что рассказывали древние греки. «Все нечестивей становились люди. Зевс созвал богов и держал с ними совет. И тогда решил он уничтожить весь род людской и послать на землю такой сильный ветер, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках поднималась все выше и выше, заливая все кругом. Скрылись под водой города со своими стенами, домами и храмами, не видно было уже и башен, которые высоко подымались на городских стенах. Постепенно вода покрывала все — и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась под бушующими волнами моря. Одиноко подымалась средь волн вершина двуглавого Парнаса... Лишь двое спаслись среди этой общей гибели — Девкалион, сын Посейдона, и жена его Пирра. По совету отца своего Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него с женой своей. Девять дней и ночей носился ящик по морю, пока волны не пригнали его к вершине Парнаса. Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу».

Зевс держал с богами совет

А вот римское предание. «С давних времен зло на земле так расцвело, что Юстиция помчалась на небо, и царь богов приказал истребить род человеческий... Гнев Юпитера распространился на все небесное царство. Брат его Нептун, властелин морей, послал на помощь ему свои волны. Нептун воткнул трезубец в землю, и земля стала дрожать и сотрясаться... И скоро уже невозможно было различить, где суша, а где море... Почти все люди утонули. Те немногие, которым удалось спастись от наводнения, не нашли себе пропитания и умерли от голода».

Невыясненным, исходит ли древнегерманское предание непосредственно из ветхозаветного греческого или римского источника.

«И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского». Художник Даниэль Феррара изображает выгрузку Ноевого ковчега как райскую картину, как возрождение мира. Предания, подобные тому, какое содержится в Ветхом Завете, находим также в мифологии разных народов Африки, Азии, Австралии и Америки. Однако происхождение и широчайшее распространение предания о всемирном потопе до сих пор окутано тайной.

Причудливый, рассеченный ущельями ландшафт — словно иллюстрация к Ветхому Завету: на Ноев ковчег похожи доисторические природные сооружения из песчаника каньона Валтарка-Кинг в Австралии.

Построй корабль и спаси свою жизнь

В 1864—1865 гг. его бывший помощник Хормузд Рассам, родившийся в Мосуле халдейский христианин, всего в 14 км севернее Нимрудского холма нашел многочисленные глиняные таблицы с клинописью. Это оказались большие куски эпоса о Гильгамеше. Находка так увлекла хранителя Британского музея Джорджа Смита, что он не только расшифровал клинопись, но и сам отправился в Месопотамию и предпринял поиски недостающих частей эпоса.

Как ни странно, ему сопутствовала удача. Он нашел 384 фрагмента глиняных таблиц, и ему удалось реставрировать знаменитую эпическую поэму о Гильгамеше в 12 песнях, из которых 11-я содержит историю потопа. В ней повествуется об Утнапишти, добиблейском аналоге Ноя. Он сообщает шумерскому царю Гильгамешу, как «господин с сияющими глазами, бог Эа», предупредил его о решении совета богов затопить землю: «О, человек из Шуруппака, сын Убара-Туту, ломай свой дом, построй корабль, оставь свои богатства и спаси свою жизнь! Возьми с собою в корабль всякие семена жизни, всю свою семью и всех домочадцев, ремесленников, домашний скот, зверей полевых и зеленого корма вволю...»

Затем Утнапишти рассказывает о строительстве корабля и наконец о самом потопе: «Я вошел в ковчег и запер за собою дверь... Когда стало рассветать, появилось на горизонте черное облако... Внезапно дневной свет угас во мраке. Один не видел другого, люди не узнавали друг друга. Боги в небесах испугались потопа и пятились назад, карабкались по небосклону к обители Ану. Люди припадали к земле, как собаки, жались у стен... Шесть дней и шесть ночей свирепствовал ветер; потоп и гроза опустошили землю. На седьмой день стихла гроза, и ливень, и буря, бушевавшая подобно вражескому войску. Море успокоилось, вода пошла на убыль. Я посмотрел на море: на нем лежала тишина, весь род человеческий снова превратился в глину! Там, где были поля, простирались болота... Я смотрел на мир: везде было море. Вдали показался остров. Корабль приплыл к земле Низир, и гора не отпускала корабль... На седьмой день я выпустил голубя. Но голубь полетал немного и, не найдя нигде приюта, вернулся назад. Тогда я выпустил ласточку, и дал ей улететь.

На горе Арарат, в восточной Анатолии, согласно Ветхому Завету, опустился наконец на землю Ноев ковчег.

Была ли Месопотамия, лежащая между Тигром и Евфратом, родиной преданий о всемирном потопе?

Впечатляющие памятники истории Земли: вначале были моря и вулканы.

Ласточка покружилась немного и вернулась назад. Затем я выпустил ворона. Он улетел и увидел, что вода спала; он клевал пищу, летал вокруг, каркал и назад не вернулся».

Не это ли прообраз всех легенд о всемирном потопе? «Первая книга Моисеева» была записана в первой половине I тысячелетия до н. э., а цикл эпических сказаний о Гильгамеше почти на тысячу лет раньше! Но, возможно, и это сообщение тоже было мифом? Никто не может сказать, когда жил царь Гильгамеш и существовал ли он вообще. Правда, были составленные около 2100 г. до н. э. в древнем Вавилоне царские списки, согласно которым история шумеров уходит в глубь веков вплоть до сотворения первых людей. Десять древнейших царей упоминаются в списках со времен праотца человечества. Затем случился великий потоп и уничтожил всех людей. В этом отрезке времени Библия упоминает десять «праотцов». После потопа, как сообщают древние царские списки, появился новый род человеческий, на этот раз — потомство Утнапишти.

Сказание о Гильгамеше — основа преданий о потопе?

Историки вплоть до XX в. отказывали этим «царским спискам» в какой бы то ни было достоверности. Настоящая сенсация появилась в 1920-е гг., когда английский археолог Чарльз Леонард Вулли приступил к раскопкам в древ-нешумерском Уре, библейском Уре в Халдее, на родине Авраама. Он систематично вскрывал все более глубокие пласты земли, обнаружил доисторические захоронения и извлек множество глиняных черепков. Затем, на глубине 12 м от поверхности земли, он наткнулся на слой глины, не содержавший никаких признаков человеческой деятельности. Однако Вулли продолжал копать. Углубившись на 2,5 м, снова обнаружил культурный слой. Жена археолога первой высказала предположение, что нетронутый слой может быть грунтом, который нанесен потопом. Позднее геологи подтвердили, что это и в самом деле намытая глина. И это означало, что здесь имело место катастрофическое наводнение. Его можно датировать IV тысячелетием до н. э. По всей видимости, это и было тем самым великим потопом, описание которого содержится в эпосе о Гильгамеше и в Ветхом Завете.

Такое объяснение не устраивает исследователей Библии: катастрофа в царстве шумеров, естественно, не могла охватить весь мир, а мощные намытые пласты глины были обнаружены и в Мексике. Причем там они оказались даже древнее.

А еще была яркая звезда, которая присутствует в некоторых преданиях о потопе, возникших в разных частях земного шара. Среди ученых нашлись любители сенсаций, которым открытие Вулли показалось недостаточно фантастическим, они полагали и продолжают полагать, что речь идет о глобальной, всемирной катастрофе. По их мнению, 5 июня 8496 г. до н. э. с Землей столкнулся гигантский метеорит диаметром около 10 км и массой около триллиона тонн. Он словно встряхнул нашу планету и наряду с другими катаклизмами вызвал и катастрофическое наводнение.

Всемирный потоп — 4000 лет до н.э.

Однако вернемся к реальности. Исторический потоп постиг Месопотамию — как это соотносится с библейским указанием, что Ноев ковчег опустился в конце концов на Арарат? Гора Арарат, как известно, находится в Анатолии, на крайнем востоке сегодняшней Турции, в 1000 км от древнего Ура. В принципе, корабль может преодолеть такое расстояние. После того, как турецкий крестьянин нашел ветхие бревна на вершине Арарата, в 1949 г. первые 3 экспедиции отправились на этот погасший вулкан высотой 5165 м — на поиски остатков ковчега. Однако все усилия были тщетны: никаких доказательств того, что Ноев ковчег некогда опустился именно здесь, получено не было. Причиной может оказаться невольная ошибка историков. Дело в том, что во времена, когда создавался Ветхий Завет, Араратом называли всю горную страну к югу от озера Ван. Арарат всемирного потопа — это горная страна, а не конкретная вершина.

Тут на помощь приходит Коран, где, как и в Ветхом Завете, повествуется о событиях доиудейской эпохи. Хотя канонический текст Корана сложился лишь в VII в., но базируется он на многочисленных древних списках. Так вот, в сюжете о всемирном потопе (сура 11, стихи 36-48) Ноев ковчег (в Коране библейского Ноя зовут Нух, и он один из мусульманских пророков) очутился на горе Джуди, в горной стране Арарат, на территории нынешней Сирии.

Вполне возможно, что будущим исследователям всемирного потопа именно здесь и удастся найти остатки легендарного Ноева ковчега.

Миф о потопе

Третий из наших основополагающих мифов – это миф о потопе. В рассматриваемом случае несколько фрагментарный шумерский миф был значительно расширен, и вавилонский вариант мифа о потопе стал частью «Эпоса о Гильгамеше». Непосредственно вавилонским вариантом «Эпоса о Гильгамеше» мы займемся несколько позже, однако миф о потопе связан с «Эпосом о Гильгамеше» как часть приключений героя.

Проблема смерти, болезней и поисков бессмертия практически отсутствовала в шумерской мифологии, но она очень заметна в семитских мифах. В «Эпосе о Гильгамеше» она возникает перед Гильгамешем, когда умирает его друг Энкиду, о котором мы еще поговорим при рассмотрении других частей эпоса. Сейчас нас больше интересует связь между эпосом и мифом о потопе. После описания смерти Энкиду и скорби Гильгамеша по другу миф рассказывает нам, что Гильгамеша потрясла мысль о том, что он тоже смертен. «Когда я умру, разве я не буду подобен Энкиду? Страх поселился во мне.

Страшась ее, я странствую по пустыне». Единственным смертным, которому удалось избежать смерти и найти тайну бессмертия, был предок Гильгамеша Утнапиштим. Это вавилонский аналог Зиусудры, шумерского героя сказания о потопе. Гильгамеш решает отправиться на поиски своего предка, чтобы раскрыть секрет бессмертия. Его предупреждают об опасностях, подстерегающих в пути. Ему говорят, что прежде, чем он доберется до цели, ему надо будет перейти горы Машу и реку смерти. Подобное оказалось под силу только богу Шамашу. Тем не менее, Гильгамеш преодолевает все препятствия и приходит к Утнапиштиму. Текст прерывается как раз в том месте, где описывается их встреча. Когда текст снова становится разборчивым, мы читаем, что Утнапиштим рассказывает Гильгамешу о том, что боги сохранили для себя секрет жизни и смерти. Гильгамеш спрашивает у него, как же ему удалось достичь бессмертия. В ответ Утнапиштим рассказывает ему историю о потопе. Она записана на одиннадцатой табличке «Эпоса о Гильгамеше». Это самая полная и хорошо сохранившаяся часть эпоса, который зафиксирован на двенадцати табличках. Этот миф был широко известен на Древнем Востоке. Подтверждают это недавно обнаруженные фрагменты хеттского и хурритского вариантов этого мифа.

Утнапиштим предупреждает Гильгамеша о том, что история, которую он собирается поведать ему, – это «тайна богов». Утнапиштим говорит о себе как о человеке из Шуруппака, древнейшего из городов Аккада. Эа тайно сообщает ему, что боги решили уничтожить все ростки жизни на земле, наслав на нее потоп. При этом о причинах такого решения ничего не говорится. Эа велит Утнапиштиму построить ковчег, на который он должен принести «потомство всего живого на земле». В мифе приводятся размеры и форма корабля. Судя по этому описанию, корабль имел форму куба. Утнапиштим спрашивает Эа, как ему объяснять жителям Шуруппака свои действия, и Эа говорит, что он должен сказать, якобы он прогневал Энлиля, и тот изгнал его со своей земли. Утнапиштим говорит им: «Теперь я отправлюсь вниз, на самое дно, где буду жить со своим повелителем Эа». Затем он говорит, что Энлиль ниспошлет на них изобилие. Таким образом, жители обмануты относительно намерений богов. Далее следует описание процесса строительства корабля и его погрузки:

‹Все, что я имел› погрузил я туда:

Все серебро сложил на корабль;

И золото все принес;

И всех божьих тварей согнал я туда.

А также семью и родных.

И с полей, и из степи

Всех букашек принес я туда;

И всех мастеровых привел на корабль.

Затем в красках дается описание бури. Адад гремит раскатами грома; Нергал сносит створы ворот, которые сдерживают напор вод верхнего океана; Ануннаки поднимают свои факелы, чтобы «воспламенить землю от их огня».

Сами боги встревожены происходящим и, как собаки, трусливо жмутся к стене небесного дома. Иштар, которая, очевидно, и подговорила богов погубить людей, сожалеет о содеянном, и боги вторят ей. Буря бушует шесть дней и ночей. На седьмой день она стихает. Утнапиштим выглядывает наружу и видит перед собой опустошенную равнину: «Все люди превратились в глину».

Корабль причаливает на горе Низир. Утнапиштим выжидает семь дней и посылает голубя, который возвращается, не найдя пристанища. Затем он отправляет в полет ласточку, но и она возвращается. Наконец, он высылает ворона, который находит пищу и не возвращается обратно. Утнапиштим выпускает с корабля всех собравшихся там и приносит жертву богам. Боги чувствуют аромат и, словно мухи, слетаются к месту жертвоприношения.

Приходит Иштар, дотрагивается до своего ожерелья, сделанного из ляпис-лазури, и клянется никогда не забывать случившегося. Она упрекает Энлиля за то, что он решил уничтожить ее людей. Затем появляется Энлиль. Он в ярости оттого, что кому-то из людей было позволено избежать смерти. Нинурта упрекает Эа в том, что он выдал секрет богов. Эа спорит с Энлилем, защищая Утнапиштима. Энлиль уступает и дарует Утнапиштиму и его жене бессмертие, которым обладают боги. Он повелевает, что отныне они будут жить далеко у устья рек. На этом заканчивается повествование о потопе. Оставшаяся часть этой таблички и вся двенадцатая табличка посвящены истории о Гильгамеше. Хотя раскопки в Месопотамии доказали, что в древности Ур, Киш и Урук не раз страдали от страшных наводнений, все же нет никаких оснований полагать, что какое-то из этих наводнений затопило всю страну, кроме того, наводнения случались в разное время и были различной силы. Тем не менее, этот миф основан на факте необычайно сильного наводнения, хотя он и был связан с погребальными ритуалами и идеей поиска бессмертия. Однако нет убедительных доказательств, что миф о потопе, подобно мифу о творении, стал обрядовым мифом. Сейчас мы перейдем к описанию других ассиро-вавилонских мифов, которые обнаружены в различных захоронениях, открытых археологами в последние годы.

«Всё то, что есть на земле, лишится жизни». Когда Ною было уже 600 лет, и в его семье выросли три сына — Сим, Хам и Иафет, на земле случилось страшное бедствие.

К тому времени людей было уже очень много, и вели они себя плохо: обманывали, грабили, убивали друг друга. Только Ной и его семейство жили честно и ничем не провинились перед Богом. А Бог смотрел-смотрел на дурные дела людей и раскаялся в том, что создал их. Решил он уничтожить весь род людской, пощадив только Ноя и его семью. Должны были погибнуть и остальные живые существа на суше.

Ною же Бог сказал: “Сделай себе ковчег [что-то вроде корабля, но без мачт] из дерева гофер [вероятно, кедр или кипарис] ; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега - триста локтей [локоть — около 50 сантиметров] , ширина его - пятьдесят локтей, а высота его - тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчеге сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни [то есть всякое живое существо] . Все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет [заключу союз] , и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею”.

«Из обитателей земли уцелели только те кто был в ковчеге». Ной построил ковчег, и за семь дней до начала потопа Бог приказал ему начать погрузку. Когда ковчег был наполнен пищей и живыми существами, Ной с женой и его сыновья со своими женами вошли туда, и Бог плотно закрыл за ними дверь.

Тогда сразу же “открылись окна небесные” и из них на землю хлынули потоки воды. Дождь продолжался сорок дней и ночей. Ковчег всплыл, а вода поднималась все выше и выше, пока не покрыла на пятнадцать локтей вершины самых высоких гор. Из обитателей земли уцелели только те, кто был в ковчеге.

Вода продолжала прибывать сто пятьдесят дней (кроме “окон в небе”, Бог открыл все водные источники на земле) и только потом пошла на убыль. Через пять месяцев после начала потопа ковчег остановился на горе Арарат. Прошло еще сорок дней, и Ной решился открыть окно и выпустить на волю ворона. Но тот даже не отлетел далеко, а стал кружить у ковчега, временами присаживаясь на него: вокруг был виден лишь бескрайний водный простор. Потом Ной выпустил голубя, но и голубь вернулся к окошку.

Прошло еще семь дней. Ной опять выпустил голубя. Тот вернулся только вечером, держа в клюве свежий лист оливкового дерева. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Но из осторожности он подождал еще семь дней, вновь выпустил голубя, который на этот раз не вернулся. Тогда Ной выпустил на волю всех обитателей ковчега, а сам построил из камней на вершине горы жертвенник и принес жертву Богу. Бог почувствовал приятный запах сжигаемой жертвы и сказал себе, что не будет больше посылать потоп на землю для уничтожения человечества. В знак того, что Он воздвигает завет (заключает союз) с Ноем и его потомками, Бог поставил радугу между облаком и землей и сказал Ною, что теперь радуга будет каждый раз напоминать о конце дождя и о том, что после потопа был заключен союз между Богом и всеми живыми существами.

Ной и его сыновья стали хозяйничать на опустевшей земле. Они научились выращивать виноград и делать вино. Однажды в летнюю жару Ной выпил вина и уснул без одежды в своем шатре. Это увидел Хам, его младший сын. Очень смешным показалось ему такое зрелище, и он рассказал об этом братьям. Но Сим и Иафет взяли одежду, отвернувшись, вошли в шатер и набросили ее на спящего отца. Когда Ной проснулся и узнал о случившемся, он проклял Хама и его сына Ханаана и предсказал, что их потомки будут рабами потомков Сима.

Потомство Ноя. Ной прожил после потопа еще 350 лет и умер, когда ему было 950 лет. Потомки его постепенно заселили всю землю. Иафет стал родоначальником северных народов, от Хама произошли народы Африки, а от Сима — семиты, жившие в Азии. Одним из семитских народов были евреи, и дальше Библия рассказывает главным образом о них.

Великий потоп в мифах разных народов.

Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда - не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов. Мне показалось интересным изучить самые известные мифы о потопе и понять, появился ли этот миф в одном месте, а затем распространился на другие территории или в разных уголках земного шара были свои предания, отразившие природные катастрофы местного масштаба.

Еврейский миф

Бог Яхве, чтобы покарать людей за грехи, решил устроить потоп на земле и уничтожить все живое. Он пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению бога, Ной построил трехпалубный корабль - ковчег. В ковчеге спрятались Ной с женой, тремя сыновьями и их женами. На корабль взяли и «всякой твари по паре». Напрасно грешники бросились к ковчегу: он не мог всех вместить.

Потоп длился сорок дней (по другой версии 11 месяцев, по третьей - 150 дней) и ночей, и вода покрыла всю землю. Все, кроме спрятавшихся в ковчеге, погибли. Спустя много дней, бог закрыл «шлюзы небесные» двумя звездами из созвездия Большая Медведица. Ковчег прибило к вершине горы Арарат. Ной выпустил ворона в поисках в поисках земли, пригодной для жизни. Но ворон не хотел лететь, а когда он все же полетел, то решил не возвращаться в ковчег, а принялся клевать трупы утопленников. За это он стал черным.

Выпущенный следом голубь нашел землю, на которой успело распуститься оливковое дерево. Оливковая ветвь, принесенная голубем в клюве, стала символом спасенного мира. Ной вышел на землю и стал сооружать алтарь из камней, чтобы принести благодарственную жертву Яхве. Бог, видя преданность спасенных людей, дал завет не посылать больше потопа на землю и в знак завета повесил в облаках свой лук - радугу. После потопа потомки Ноя стали прародителями многих народов .

Вавилонский миф

От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Прошло еще 12 тысяч лет. Энлиль не может выдержать людского шума и напускает на землю засуху. Но Энки опять спас людей, сказав им: чтобы прекратить засуху, нужно принести жертву богу грома Ададу. Энлиль, не примирившись с тем, что люди уже дважды спаслись, наслал на землю потоп. Но Энки смог спасти единственного человека с именем Мудрейший (Утнапишти). Утнапишти сделал корабль, на который он взошел сам, вместе со своими родственниками, а также различными животными и птицами, дикими и домашними. Буря ревела, как разъяренный бык.

Буйство природы прекратилось лишь через неделю. Корабль Утнапишти прибило к горе, выглянул он наружу - ни единого клочка земли не виднелось из-под воды. Спустя семь дней выпустил Утнапишти голубя, а тот вернулся обратно, не найдя сухого клочка земли. Тогда Утнапишти отправил ласточку, но и она вернулась ни с чем. Тогда он послал ворона, и тот нашел не покрытую водой сушу. Сошел Утнапишти с корабля и принес жертву богам. Когда вся вода ушла, Энлиль заметил, что один человек и его родственники спаслись, однако, Энлиль больше не пытался их уничтожить, а сам стал восхвалять мудрость Энки и храбрость Мудрейшего и даровал ему бессмертие .

Греческий миф

Согласно греческому мифу, первое поколение людей перестало верить в богов, за это Зевс решил покарать их, послав на землю потоп. Люди, звери, растения - все скрылось под водой. В живых остались лишь двое праведников: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. По совету Прометея они построили корабль и спаслись на нем .

Девять дней плыли они по безбрежной воде, пока не увидели гору Парнас и не высадились на ней. Зевс, зная, что Девкалион и Пирра вели праведную жизнь, пощадил их, приказав воде отступить. Тогда спросили они у Зевса: «Как нам вновь создать людей?» Зевс ответил: «Кидайте за спину кости вашей праматери». Девкалион и Пирра подумали и решили, что Зевс назвал матерью землю, а кости земли - это камни. Они шли и кидали за спину камни. Камни, брошенные Девкалионом, становились мужчинами, а камни, брошенные Пиррой, - женщинами. Так возродился земной род, и появилось новое поколение людей. А сын Девкалиона и Пирры Эллин, согласно легенде, стал родоначальником всех греков .

Индийский миф

Бог Вишну превратился в маленькую рыбку Матсья. Мудрец Ману, прародитель людей, совершал ритуальное омовение в реке и поймал эту рыбку. Рыбка попросила Ману: «Спаси меня от тех, кто хочет меня съесть, а я спасу тебя. Налей в кувшин воды и возьми меня с собой». Ману забрал рыбку, кормил ее, пока она не выросла, а потом отпустил в море. И тогда она сказала Ману: «Скоро будет страшный потоп. Снаряди корабль, возьми с собой детей, по одному животному каждого вида и семена растений». Манну так и сделал. Когда начался потоп, у рыбы вырос рог, к которому Ману привязал корабль, и рыба привела его в безопасное место - к высокой горе.

Согласно другой версии, Ману был на корабле один, и после спасения в награду за почитание богов он получил жену и вместе с ней вновь создал человеческий род .

Китайский миф

Это самый распространенный сюжет в китайской мифологии. Жители Поднебесной не воспринимали его как наказание за грехи, а видели в нем просто хаос водной стихии. В давние времена воды потопа обрушились на землю, неся неисчислимые беды и разрушения. Верховное божество Ди велело Гуню укротить потоп. Гунь - герой китайской мифологии, аналог греческого Прометея, его имя переводится как «огромная рыба». Возможно, рыба - это его животное воплощение. Гунь должен был спасти землю от потопа, девять лет он возводил дамбы, но безуспешно. Тогда он похитил у Верховного Владыки волшебную землю сижан, способную увеличиваться в размерах, чтобы построить из нее плотину, но опять не справился с наводнением. Верховный Владыка, узнав о похищении, разгневался (как посмел Гунь ради людей посягнуть на то, что принадлежит богам!) и приказал казнить Гуня .

Спустя три года, из мертвого тела Гуня родился Юй (по другой версии - из лежащего рядом камня). Юю боги тоже поручили спасти землю от потопа. И ему это удалось. Он приказал дракону Ин-луну хвостом прокладывать каналы. За ним шла черепаха, которая несла зеленую глину на своей спине. Похожая история есть в славянской мифологии (Никита Кожемяка делает межу с помощью змея). Много лет трудился Юй и, в конце концов, отвел воды в море, а заодно выгнал из ям и низин всех змей и драконов, сделал землю пригодной для земледелия и научил людей выращивать рис. За эти заслуги император сделал Юя своим преемником. Когда Юй умер, престол занял его сын Ци, дав начало правящей династии Ся .

Австралийские мифы

У аборигенов Австралии есть сразу несколько мифов о потопе. Один из мифов рассказывает о тех далеких временах, когда единственными живыми существами на земле были птицы. Они были разумными, как люди, и самым мудрым среди них был Сокол. Вторым по мудрости считался Ворон. Однажды Соколу нужно было куда-то слетать по делам, а за своим маленьким сыном он позвал присмотреть Ворона. Соколенку захотелось пить, он попросил у Ворона: «Дай мне попить». Ворон привел его к реке и сказал: «Выпей всю реку». Соколенок пил-пил-пил, пока не выпил всю реку, а потом лопнул. От этого и случился потоп.

Другой миф повествует о том, как исполинская лягушка выпила все водоемы на свете, и наступила чудовищная жара. Рыбы били хвостами о землю, но воды не было. Тогда животные принялись смешить лягушку, чтобы она рассмеялась, и вода вылилась у нее изо рта, но лягушка, как царевна Несмеяна из русской сказки, не хотела смеяться, а только отворачивалась, пучила глаза и раздувала щеки. Удалось рассмешить лягушку угрю, который стал перед ней извиваться. Это показалось лягушке забавным, и она захохотала. Из ее глаз брызнули слезы, а изо рта фонтаном полилась вода, и от этого случился потоп.

Еще один австралийский миф про потоп говорит о человеке Каране Каменном Кроншнепе, обладающем способностью оборачиваться птицей. Случился потоп. Каран Каменный Кроншнеп превратился в огромную птицу, на него сели все люди, и он взлетел на гору. Приплыли змеи, валлаби, дикобразы и динго. Они были пищей для людей, пережидающих потоп. Каран Каменный Кроншнеп совершил магический обряд, и вода начала отступать, буйство природы закончилось. После этого все люди стали птицами и улетели в свои родные страны, а сам Каран улетел на Луну .

Финно-угорский миф

Этот миф связывает потоп с концом света. Правда, у финно-угорских народов потоп не совсем привычный - он огненный. Главный бог Нуми-Торум решил уничтожить человечество, послав на землю потоп из огня. Но сын Нуми-Торума Мир-сусне-хум на время отговорил отца губить вселенную. Однако конец света неизбежен, огненный потоп все равно настанет. И спасутся в нем только те люди, которые сделают семислойные плоты. Шесть слоев сгорят в огне, а седьмой останется. Спасшиеся проживут еще столько же, сколько жили до потопа, потом они станут водяными жуками и, наконец, обратятся в прах. Это и будет концом света. В верованиях народа ханты говорится, что после огненного потопа последует и водный: вода все смоет, и начнется новая жизнь .

Выводы

  1. Мифы о потопе распространены у разных народов, причем не всегда можно видеть заимствования. Например, финно-угорский и австралийские мифы не похожи ни на какие другие, скорее всего они местного происхождения. Но в некоторых случаях сюжеты мифов практически повторяются и, скорее всего, заимствованы (вавилонский, иудейский и греческий).
  2. Не во всех мифах потоп рассматривается как божье наказание. Иногда потоп воспринимается просто как буйство водной стихии (в индийском, китайском и австралийских мифах потоп возникает как бы сам по себе, а не как кара за грехи людей).
  3. Почти во всех мифах спасается сам и спасает землю праведник. Только в австралийских мифах спасение от потопа и сам потом не связывается с человеком (Карана Каменного Кроншнепа можно рассматривать как птицу), там действуют тотемные животные. К тотемным животным можно отнести и дракона с черепахой из китайского мифа (с черепахой китайцы связывают появление иероглифов, которые император Фу-си прочитал на ее панцире, а дракон Ин-лун считался богом южных морей, также как Гоу-лун - богом земли, Куй-лун - грома, Фуцан-лун - подземных богатств, а Шень-лун - погоды). Рыбка Матсья - воплощение бога Вишну - возможно, тоже отголосок тотемных представлений. Поэтому можно предположить, что китайский, индийский и австралийский мифы - самые древние.
  4. Часто в мифах потоп воспринимается как рубеж, конец одной эпохи и начало другой. В финно-угорском мифе конец света прямо связывается с потопом, после которого должна начаться новая жизнь. Потопом во многих мифах объясняется появление нового поколения людей (греческий, индийский мифы) и некоторых народов. В иудейском мифе сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет стали прародителями целых племен. Вариантом этого представления является вера в то, что Юй стал основателем правящей династии в Китае.

Литература:

  1. Баландин Р. К. 100 великих богов. М.: Вече, 2014.
  2. Мифы и легенды народов мира. М.: «Махаон», 2013.
  3. Мифы народов мира. Энциклопедия ОЛМА. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
  4. Эсхил. Прометей Прикованный. Мифы Древней Греции. Приключения Тесея. М.: Стрекоза, 2013.