Как узнать склонение существительных во множественном числе. Склонение существительных во мн числе

Число_______

Класс_______

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Знакомство учащихся со склонением имен существительных во множественном числе.

Задачи:

Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.

Развивать мышление, память.

Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Ход урока

    Орг. момент

Сегодня мы познакомимся со склонением имен существительных во множественном числе и узнаем какие окончания бывают у имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Индивидуальная работа (у доски работают два ученика)

1-й ученик обозначает склонения сущ. (друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, тетрадь, дружба)

2-й ученик разбирает предложения по членом и частям речи (За окном лежит пушистый снег).

- Откройте пожалуйста тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте.

- А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

2.Чистописание.

На доске написаны слова существительные в единственном и во множественном числе: (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки)

Как назвать одним словом? (животные, сущ.)

Какое слово лишнее ? (мышь)

Почему ?(животное луга, а все остальные животные леса)

Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа. (клб) и пропишите в тетрадях до конца строчки.

На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.

- Назовите эти слова одним словом . (Существительные )

Что заметили ? (лишнее слово)

Почему оно лишнее? (имя прилагательное)

На какой вопрос отвечает? (какой)

Чем является в предложении? (определением)

Как подчеркиваем? (волнистой чертой)

- Пропишем слово вокзал в тетрадях до конца строки.

Послушайте как возникло это слово . ( рассказ учителя).

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.

ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.

После рассказа, показываю слово (о, об) вокзале.

Скажите пожалуйста какой предлог мы употребим со словом вокзал? Почему?

(предлог о , так - как слово вокзал начинается с согласной буквы)

А в каких случаях пишется предлог (об)?(если слово начинается с гласной буквы)

3. Работа над новым материалом

Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?

- Что общего ? (Сущ. , все сущ. в Им падеже)

В чем разница? (Ед. число, Мн. число)

Составьте пары слов.

(Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)

Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)

А теперь выделите окончания существительных второго столбика.

Что изменяется при изменении по числам ? (Окончания)

Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? (По значению, по окончанию).

Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?

(Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в И.п. сущ множественного числа имеют окончания - а, - я, - и, - ы.)

- Тема нашего урока: “ Множественное число имен существительных).

- А теперь давайте откроем учебники на стр. 94 и прочитаем вывод который дается в правиле.

Упр.258 (устно,коллективно).

Просклоняй имена существительные муравьи,дятлы,гнезда,дни.

- Упр.259 (письм).

Прочитай пословицы.Объясни их смысл.Спиши.Подчеркни имена существительные во множественном числе.Обозначь окончания,определи падеж.

1.Чудеса в решете:дыр много,а вылезти негде.2.Поживешь подольше-узнаешь побольше.3.Грибов ищут-по лесу рыщут.4.Видна печаль по ясным очам.5.Жизнь измеряется не годами,а трудами.

ФИЗ - МИНУТКА

- Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе -стоим, если во множ.- приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

- Упражнение “Просклоняйте”.

У доски работают 2 ученика,склоняют существительные во мн.числе по падежам и выделяют окончания .(березы,ели).

Остальные работают в тетрадях (склоняют слово: города)

Можем ли мы определить склонения этих слов ? (береза, ели, города)

Вывод: (предлагаю сделать детям)

- ( При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.)

Упр.263 Работа по рядам.

Прочитай слова.Есть ли среди них лишнее слово? Обоснуй свой выбор.Просклоняй это слово.Обозначь окончание.

1 ряд- Лес,зима,мороз,снег,сторожка,лесник,печь,дрова,метель.

2 ряд-Город,улица,машина,автобус,дороги,вокзал,поезд,перрон,билет.

3 ряд- Село,деревня,домик,огороды,поле,пшеница,лошадь,корова,коза.

Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

(Оценивание учащихся проходит во время работы)

Домашнее задание.

Упр.261 стр.96 (заранее записано на доске)

Прочитай текст.Озаглавь его.Спиши.Вставь пропущенные буквы и окончания.Определи падеж имен существительных во множ.числе.

На б…ерегу ручь… было сыро и росли какие-то растени… с желтыми цв…т… .Кроме цв…т… на этом растении в…сели маленькие плодик…,похож…е на бутылочк… .Стоит д…тронуться до бутылочк…,как п…слышится слабый выстр…л.И в руке окажется пучок з…леных стружек. Это «стреляющее» растени… народ называет «недотрога». В…д…т оно себя так не случ…йно. В бутылочк… н…ходятся с…мена этого растения.Как только кто-нибудь заденет бутылочку,она « взрывается», и с…мена л…тят в разные стор..н… .

1. Падеж имён существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж - форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж - категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи : родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение - это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён ): имена - имён, знамени - знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен ): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин , -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин : горожанин - горожане .

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя .

Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл. ж. р. аббревиатуры , армии , м. р. мужчины , юноши
2-е скл. м. р. малыши , отцы ср.р. поля , стекла
3-е скл. ж. р. степи , дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега , века , города, штемпеля , якоря .

3. Различаются по значению существительные:

4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний.

Склонение имен существительных во множественном числе

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.

Цели: Продолжить знакомство учащихся со склонением имен существительных во множественном числе; совершенствовать практические умения и навыки грамотного письма; упражнять в склонении существительного множественного числа, упражнять в написании по образцу; развивать связную речь, орфографическая зоркость; воспитанность; бережное и заботливое отношение к домашним животным; воспитанность самостоятельность; внимательность; активность.

Ход урока:

Орг.момент

Зовет на палубу свисток

Команду на линкоре.

А вас, ребята на урок

Зовет заливчатый звонок,

Звенящий в коридоре.

II.Проверка д/з

Не отправится охотник без ружья стрелять гусей,

Не оставит дома плотник молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять дома книжку и тетрадь.

Упр. 44 спиши, раскрывая скобки, определить падеж существительных.

III работа по теме урока

1. Сообщение темы и цели урока.

Не зная языка во всем великолепии,

Не ощутишь его волшебных чар,

Мы будем помнить каждый миг,

Наш лучший друг – родной язык.

Сегодня мы продолжим работу по теме; познакомимся с особенностями падежных окончаний у существительных во множественном числе, будем писать разговаривать.

Выставка словарей: «Словарь – это вселенная в алфавите»

2. Минутка чистописания. «Родник»

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Родники всегда пользовались почитанием, за ними смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливали навесы. Родниковая вода самая чистая и целебная. Там, где родники погибали земля сиротела.

2. блиц – опрос: Есть много интересных слов, их знаете давно

вот, например, собака, стол, часы, жираф, кино.

И долго можно говорить про разные предметы,

Возьмем слова утюг, пенал, котенок и конфеты.

Что объединяет слова: утюг, пенал, собака, стол, часы, конфеты, жираф?

Что такое имя существительное?

1.Какая форма слова для имени существительного является начальным? 2.Сколько падежей в русском языке?

3.Как распределить имя существительное по склонениям?

4.Изменение по падежам – это словообразование или словоизменение? 5.Как пишутся существительные 2 и 3 склонений с основой на шипящий?

Где женский род - там есть мягкий знак,

Печь и речь она моя.

Ну, а ключ и мяч – он мой, значит это ряд мужской.

4. У меня обложка синяя, на любой странице линия, чтобы помочь ученику ровно вывести строку.

Работа в тетради: Запись даты, вид работы.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

5. Работа у доски: просклонять. Дети

И. Кто? Сестры (одуш) Что? облака

Р. Кого?сестер чего? облаков

Д. Кому? Сестрам чему? облакам

В. Кого? сестер что? облака

Т. Кем? Сестрами чем? облаками

П. о ком? О сестрах о чем? Об облаках

Проблемный вопрос: Каковы особенности падежей у существительных во множественном числе.

6. Возможность говорить – это уникальнейший дар Природы человеку. Способность говорить правильно, красиво дарит человеку развить в себе ум, любознательность, пытливость.

Языковая разминка: У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

Назовите имя существительное во множественном числе?

7. Работа в тетрадях (стр. 108, упр. 242).

Самостоятельная работа (частичное комментирование).

Коней – конь, лебедей – лебедь.

Коней (В.п.), коней (В.п.), лебедей (Р.п.)

Воспитательный момент

8. Физминутка: Два прихлопа, два притопа

Ежики, ежики.

Бег на месте, бег на месте,

Ножницы, ножницы.

Наковальни, наковальни,

Зайчики, зайчики.

Ну – ка дружно, ну – кА вместе

Девочки, мальчики!

9. Работа в парах:

Лучистое солнце не делится на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям своим подарить.

Стр. 109, упр. 243

Запиши данные существительных в Р.П множественного числа по образцу составить несколько предложений сделать разбор 1 – 2 существительных.

10. Работа у доски (упр. 244)

Запиши ответы, исполняя существительных во множественном числе.

Земляника любит расти на Пригородках (П.п). Шампиньоны растут в полях. Опят можно встретить на пнях.

11. развитие речи: стр 110 , упр. 245

Загадка – шутка.

Как правильно сказать?

IV. Д/з: стр. 110, упр. 248

V. Итог; выставление оценок

Когда конфеты кончаются –

Очень все огорчаются,

И когда апельсины кончаются -

Тоже все огорчаются

А когда уроки кончаются редко кто огорчается

Скорей во дворе встречаются,

В доспехи свои облачаются,

Друг на друге скакать обучаются,

В общем много чего приключается,

Когда, уроки кончаются.

Тема. Склонение существительных во мн. числе.

Цель: закрепить знания учащихся о склонении имен существительных во множественном числе. Закрепить знания особенностей окончаний имен существительных в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа.

Задачи:

    Обобщение знаний об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в д.п., т. п., п.п. множественного числа. Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных.

    Развивать мышление, память.

    Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Ход урока

I Орг. момент.

II Сообщение целей.

Учитель : сегодня мы продолжим работу со склонением имен существительных во множественном числе и повторим, какие окончания бывают у имен существительных в Д.п., Т.п. и П.п. множественного числа.

III Ход урока

1.Массаж рук.

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.(Хлопки в ладоши)
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

2 Запись числа, темы.

Учитель: А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

3.Чистописание.

Учитель: Вывешиваю таблицу с именами существительными в единственном и во множественном числе. (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки)

Как назвать одним словом? (животные, сущ.)

Какое слово лишнее? (мышь)

Почему?(животное луга, а все остальные животные леса)

Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа.

(клб) – до конца строчки.

На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.

- Назовите эти слова одним словом.

Ученик : Существительные

Учитель :

    Что заметили? (лишнее слово)

    Почему оно лишнее? (имя прилагательное)

    На какой вопрос отвечает? (какой)

    Чем является в предложении? (определением)

    Как подчеркиваем? (волнистой чертой)

4. Словарная работа.

Загадка.

Получается новое слово (вокзал)

(Записываем новое слово в словарик)

Учитель: - Послушайте как возникло это слово. (рассказ учителя).

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.

“ ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.

5. Работа над новым материалом.

А) актуализация знаний.

- Учитель : Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?

Что общего? (Сущ. , все сущ. в Им падеже)

В чем разница? (Ед. число, Мн. число)

Составьте пары слов.

(Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)

Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)

А теперь выделите окончания существительных второго столбика.

Что изменяется при изменении по числам? (Окончания)

Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? (По значению, по окончанию).

Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?

Б) Сообщение темы.

Учитель: Тема нашего урока: « Склонение имен существительных во мн. ч. Закрепление»).

В) ФИЗ – МИНУТКА

Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе стоим, если во множ. приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

Г) - Упражнение “Просклоняйте”.

К доске приглашаются два ученика. Им предлагаю просклонять на доске слова во множественном числе: березы, ели.

Остальные работают в тетрадях (склоняют слово: города)

Можем ли мы определить склонения этих слов? (береза, ели, города)

Д) Вывод: (предлагаю сделать детям)

При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.

Е) Работа по учебнику. Упр. ________

Ж) Самостоятельная работа в тетрадях(на печатной основе)

IV Итог урока.

Что повторяли на уроке?

Что понравилось?

V Оценивание.

VI Домашнее задание.


Во множественном числе существительные всех типов склонения и дательном, творительном и предложном падежах имеют одинаковые окончания (см. таблицу склонения на стр. 97-98).
В именительном, родительном и винительном падежах окончания не совпадают.
  1. Именительный падеж. 1. Существительные женского рода имеют окончания -ы, -и: нора - норы, тень - тени.
  2. Существительные мужского рода имеют, как правило, окончание -ы, -и: пол - полы, нуль - нули, домишко - домишки. Некоторые существительные имеют окончание -а, -я: сорт - сорта, thm - дома, учитель - учителя. Разные окончания нередко указывают на различие в значении слов. Ср.: цветы (растение) - цвета (юна, расцветка), мехи (кузнечные) - меха (изделия из меха).
  3. Существительные мужского рода на -анин, -янин оканчива- ЮІСЯ на -ане, -яне, т. е. имеют окончание -е: горожанин - горожане, крестьянин - крестьяне.
  1. Существительные мужского рода на-онок, -ёнок оканчиваются на -ат-а, -ят-а, т.е. имеют окончание -а: медвежонок - медвежата, чертенок - чертенята.
  2. Существительные среднего рода имеют окончание -а, -я: дело - дела, поле - поля, решение - решения. Некоторые существительные имеют окончание -и: плечо - плечи, ухо - уши (чередование согласных х: ш), яблоко - яблоки.
  3. Существительные среднего рода небо, чудо имеют наращение -ес: небеса, чудеса.
  1. Родительный падеж. 1. Существительные женского рода 1-го склонения на -ия, -ья имеют на конце основы -ий: армия - армий, гостья - гостий (но под ударением: семья- семей). В существительных на -ня мягкий знак не пишется; башня-башен, вишня - вишен (появляется беглый е).
Исключения. Барышень, боярышень, деревень, кухонь.
Если в существительных перед суффиксом -ня находится гласный, то в род. пад. пишется ь: яблоня - яблонь, пустыня - пустынь, простыня - простынь.
  1. В именах существительных (всех трех родов) после шипящих ь в род. пад. не пишется: удача - удач, роща - рощ, сеча - сеч; училище - училищ, плечо - плеч, сапожищ, ручищ.
  2. Существительные 2-го склонения мужского рода с основой на твердый согласный или -ой оканчиваются на -ов, -ев: столов, героев.
  3. Существительные мужского рода на -ий в род. пад. оканчиваются на -ев. Например: гений - гениев, пролетарий - пролетариев. Это же окончание имеет и существительное мужского рода подмастерье - подмастерьев.
  4. Слова с основой на мягкий согласный и на шипящие имеют окончание -ей. Например: коней, ножей.
  5. Существительные мужск. рода на -ане, -яне, -ата, -ята не имеютгокончания. Например: граждан, крестьян, медвежат, ребят. Не имеют окончания в род. пад. множ, числа еще несколько слов: глаз, чулок, сапог, волос, солдат, драгун, турок, болгар, грузин, цыган, осетин.
Слова апельсины, мандарины, помидоры, огурцы и др. имеют в род. пад. множ, числа окончание -ов: апельсинов, мандаринов, помидоров, огурцов.
  1. Существительные среднего рода обычно не имеют окончания. Например: дел, окон. Некоторые слова имеют окончание -ей: морей, очей, полей, ушей.
  2. Существительные среднего рода на -ье оканчиваются в род. пад. на -ий. Например: копье - копий, ущелье - ущелий. Однако несколько слов имеют окончание -ев. Например: платьев, звеньев перьев, поленьев, низовьев, верховьев, а также остриёв.
  3. Существительное ружье оканчивается в род. пад. множ* числа на -ей: ружей.
  4. Существительные среднего рода на -ико, а также слова облако, очки в род. пад. имеют окончание -ов. Например: плечиков, колесиков, облаков, о^/соя.
  5. Существительное среднего рода щупальце склоняется по типу слов на -це (зеркальце и др.). В род. пад. оно оканчивается на -ец: щупальца - щупалец.
  1. Творительный падеж. В творительном падеже множественного числа наряду с обычным окончанием -ями существительные с основой на шипящий имеют окончание -ами. Например: пустошами, мышами. Некоторые существительные могут иметь двоякие окончания: -ями и -ьми. Например: лошадями- лошадьми, костями - костьми, дверями - дверьми, плетями - плетьми. При этом наблюдается перенос ударения на окончание. Их употребление характерно для разговорной речи.

Еще по теме § 64. Особенности склонения имен существительных во множественном числе:

  1. §5.Категория рода имен существительных и ее предметно-смысловое содержание
  2. §26.Общие выводы из обзора основных морфологических типов имен существительных
  3. §28.Виды грамматического соотношения между формами единственного и множественного числа имен существительных