Картины собаки(154). Верные четвероногие друзья: Портреты братьев наших меньших в мировой живописи Незаконченные картины с собаками художников

Подумалось, что простое размещение фоторепродукций анималистических картин, посвященных образу собаки, будет слишком примитивным решением. Пост будет восприниматься гармоничнее, если добавить немного поэзии, музыки и видео.
Но главным образом, конечно, основу поста составляют фоторепродукции картин и замечательные стихи, раскрывающие образы наших четвероногих друзей - собак.

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Офицер с собакой (В интерьере). 1886

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.


Максимов Василий Максимович. Все в прошлом. 1889


Райски Луис Фердинанд фон. Портрет девушки. 1860


William Hogarth


Р.К.Жуковский. Служанка прогуливает собачек. 1843. Государственный музей А.С.Пушкина, Москва


Arthur Wardel. A comforting friend

ПЕСНЬ О СОБАКЕ


Edmund Caldwell. Ready for the Run (Hounds)

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.


Briton Riviere. Requiescat


Джордано Лука. Смерь Адониса, фрагмент


Albrecht Schenck. Found


C H Blair. So Near yet so Far (Jack Russell Terrier)

САША ЧЕРНЫЙ

ЩЕНОК


John Carter. First Taste of the Whip (Fox hounds)

В углу сидит в корзинке фокс -
Пятинедельный гномик.
На лбу пятно блестит, как кокс.
Корзинка - теплый домик.
С любой туфлей вступает в бокс
Отважный этот комик.

В корзинке маленький апаш
Зарыл свои игрушки:
Каблук, чернильный карандаш,
Кусок сухой ватрушки,
И, свесив лапки за шалаш,
Сидит, развесив ушки.

Понять не может он никак, -
Притих и кротко дышит:
Там у окна сидит чудак
И третий час все пишет
Старался фокс и так и сяк,
Но человек не слышит:

Рычал, визжал, плясал у ног
И теребил за брюки,
Унес перчатку за порог
И даже выл от скуки,
Но человек молчит, как дог,
К столу приклеив руки.

Как глупо палочкой водить
По беленькой тетрадке!
Во всю помчался б лучше в прыть
До кухонной площадки.
Над печкой солнечная нить,
Полы вокруг так гладки.

Блестит солидный, темный шкаф.
Сиди и жди. Ни звука.
На печке бронзовый жираф -
Таинственная штука.
Фокс взвизгнул с болью в сердце: «Тяф!»
Молчать - такая мука.

И вдруг серьезный господин
Вскочил, как на резинке,
Швырнул тетрадку на камин
И подошел к корзинке.
И фокс, куда девался сплин,
Вмиг оседлал ботинки.

Как дети оба на ковре,
За лапы рвут друг дружку.
Фокс лезет в яростной игре
На самую макушку.
На лай, как эхо, во дворе
Дог гулко рявкнул в пушку.

Лучи сползаются в пучки.
Стрекочет сердце глухо.
Щенок устал. Закрыл зрачки,
Лизнул партнера в ухо.
Застыли строгие очки,
Трамвай жужжит, как муха.

Щенок в корзинке так похож
На карлика-лощадку.
По тельцу пробегает дрожь,
Врозь лапки, нос - в лопатку.
И человек вздохнул: «Ну что ж»
И снова за тетрадку.


James Yates Carrington. Such a Getting Downstair (Hounds)


John S Hayes. African Explorers (Terriers)


Edmund Caldwell. Day"s Work Done (Hounds)


Thomas Earl. Bed of Roses (Yorkshire Terrier)


William Weekes. An Appeal to the Benevolent

Мультфильм "Пудель" со стихами С.Я. Маршака :

Саша Чёрный

К пуделю

Черный пудель, честная сoбака!
Незнаком тебе ни Кант, ни Лев Толстой,
И твое сознанье полно мрака.
Кто учил тебя быть доброй и простой?
Любишь солнце, человека, игры,
К детворе во всю несешься прыть.
Если люди стали все, как тигры,
Хоть собаке надо доброй быть.
Ведь никто не драл тебя дубиной
И брошюр партийных не давал, -
Но спеша вдоль стен домой с корзиной,
Не сбежишь ты с хлебом, как шакал.
И когда на шум собачьей драки
Сквозь забор ты мчишься через жердь,
Не грубишь ты сбитой с ног собаке,
Не визжишь, как бешеная: "Смерть".
Ты чутка, полна ума и чести,
Не протянешь лапы наглецу,
И значок собачий твой из жести
Многим людям более к лицу.
«Человек - звучит чертовски гордо» -
Это Горький нам открыл, Максим.
Ты не веришь? Ты мотаешь мордой?
Ты смеешься, кажется, над ним?


Sir Edwin Landseer. Laying down the Law (humorous)


Н.Е.Сверчков. Любимый пинчер. Частное собрание


Н.Е.Сверчков. Мопс. Одесский художественный музей, Одесса


Н.Е.Сверков. Собака с бантиком. Частное собрание


Н.Е.Сверчков. Собака. 1881. Частное собрание

Даниил Хармс

Бульдог и таксик


George Smith. Lucy (Bulldog)

Над косточкой сидел бульдог,
Привязанный к столбу.
Подходит таксик маленький
С морщинками на лбу.

«Послушайте, бульдог, бульдог», -
Сказал незванный гость.
«Позвольте мне, бульдог, бульдог,
Докушать эту кость!»

Рычит бульдог на таксика:
«Не дам вам ничего!»
Бежит бульдог за таксиком
А таксик от него.

Бегут они вокруг столба,
Как зверь бульдог рычит,
И цепь гремит вокруг столба,
Вокруг столба гремит.

Теперь бульдогу косточку
Не взять уже никак.
А таксик, взявши косточку
Сказал бульдогу так:
«Пора мне на свидание,
Уж восемь без пяти,
Как поздно,
До свидания
Сидите на цепи».


Henriette Ronner-Knip. While Masters Away


Настоящий джентльмен. 2006


Stanley Berkeley. The Voyage Of Discovery


Stanley Berkeley. Nemesis

Т. и С.Никитины - Собачий секрет
стихи - Юнны Мориц, музыка - Сергея Никитина
3:12 мин, 1.29 Мб.

Юнна Мориц

Собачий секрет


Briton Riviere. Envy, Hatred, Malice (Pugs, setters, terriers, King Charles Spaniels)
Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей
Собака бывает кусачей -

William Henry Trood. Forgive and Forget (cat and dogs)

Собака хватает зубами за пятку,
Собака съедает гражданку лошадку
И c ней гражданина кота,
Когда проживает собака не в будке,
Когда y нее завывает в желудке.
И каждому ясно, что эта собака - круглая сирота.


Н.Е.Сверчков. Лошадь с собакой. 1875. Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана, Бишкек

Никто не хватает зубами за пятку,
Никто не съедает гражданку лошадку
И c ней гражданина кота,
Когда y собаки есть будка и миска,
Ошейник, луна и в желудке сосиска.
И каждому ясно, что эта собака - не круглая сирота.


Edwin Landseer.There"s No Place Like Home (Terrier)

Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей
Только от жизни, от жизни собачей
Собака бывает кусачей -


James Yates Carrington. Insubordination (Bull Mastiff)

Собака несчастная очень опасна,
Ведь ей не везет в этой жизни ужасно.
Ужасно как ей не везет -
Поэтому лает она как собака,
Поэтому злая она как собака.
И каждому ясно, что эта собака всех без разбору грызет.


Lucy Leavers - Startled

Прекрасна собака, сидящая в будке,
У ней расцветают в душе незабудки,
В желудке играет кларнет -
Но шутки c бродячей собакой бездомной
Опасны, особенно полночью темной!
Вот самый собачий, вот самый огромный,
Огромный собачий секрет!

Sir Edwin Landseer. Impudence (Skye Terrier)

Завершаю этот пост еще рядом фоторепродукций картин на "собачью" тему:


Lucien Davis. Love Me, Love My Dog (Jack Russell Terrier & doll)


Декамп Александр-Габриель. Охотничьи собаки


Eugene Petit - On the Scent

Продолжение предполагается...

Императрица Екатерина II просто обожала собак, и на портрете она изображена с одной из своих левреток - Земирой или Герцогиней (мнения исследователей относительно «личности» собаки расходятся).

Музей-заповедник Царское Село в одной из своих инсталляций даже шутливо переиначил название картины: «Екатерина II и левретка Земира, дочь сэра Тома Андерсона и леди Андерсон рассуждают о геополитическом значении Чесменской битвы»

Слева - Земира, фарфоровая статуэтка по эскизу профессора Императорской Академии художеств Ж.-Д. Рашетта

О собаках Екатерины II известно многое - императрица постоянно писала о них в письмах. Особенную ее любовь снискал пес по имени Том Андерсон - царица даже просила придворных называть его сэром. Сэр Том Андерсон прожил 16 лет, оставив множество потомков, некоторых из которых императрица отдала в семьи Волконских, Орловых, Нарышкиных, а «двое отпрысков обосновались в Версале».

«Я всегда любила зверей... животные гораздо умнее, чем мы думаем, и если было когда-нибудь на свете существо, имевшее право на речь, то это, без сомнения, Том Андерсон» - писала Екатерина II о своей любимой собаке.

За «маленькими живчиками» наблюдал специальный паж. Собачки спали в обитой розовым атласом корзинке-колыбели, которая обычно стояла в опочивальне императрицы. В Царском Селе она каждое утро гуляла вместе со всеми Андерсонами, которые носились вокруг нее по лужайке.

Своим питомцам императрица позволяла многое: «Вы простите меня, - замечала Екатерина в одном из своих писем, - за то, что вся предыдущая страница очень дурно написана: я чрезвычайно стеснена в настоящую минуту некой молодой и прекрасной Земирой, которая из всех Томассенов садится всегда как можно ближе ко мне и доводит свои претензии до того, что кладет лапы на мою бумагу».

Валентин Серов «Портрет князя Феликса Юсупова», 1903

Феликс Юсупов известен прежде всего как убийца Григория Распутина. На портрете шестнадцатилетний князь изображен вместе со своим любимым французским бульдогом по кличке Клоун. Вот что сам он пишет о собаке в «Мемуарах»: «Однажды мы с матушкою оказались на рю де ля Пэ и встретили торговца собаками. Рыжый песик с черной мордочкой по кличке Наполеон так мне понравился, что я стал упрашивать матушку купить его. Матушка, к моей радости, согласилась. А вот собачью кличку я счел кощунственной и переименовал его в Клоуна.

Справа – Феликс Юсупов позирует для портрета художнику Валентину Серову

Восемнадцать лет Клоун не расставался со мной, был мне верным товарищем. Очень скоро он стал знаменит. Все, от членов императорской фамилии до последнего нашего холопа, знали и любили его. Он был как уличный парижский мальчишка, любил пофрантить и принимал важный вид перед фотографами. Обожал конфеты и шампанское. Когда пьянел, становился уморительным.

У Клоуна были свои симпатии, а также свои антипатии, совершенно неодолимые. Не любил - непременно задирал ногу на брюки или юбку врага. К примеру, так возненавидел одну матушкину приятельницу, что пришлось его запирать, когда та приходила к нам. Однажды она явилась в восхитительном вортовском платье розового бархата. К несчастью, Клоуна запереть забыли. Едва приятельница вошла, он бросился к ней и облил ей весь подол. С дамой случилась истерика.

Клоун мог бы выступать в цирке. В жокейском костюмчике он забирался на пони и с трубкой в зубах изображал курильщика. Был он и охотником неплохим и приносил дичь, как настоящая охотничья собака.

С Клоуном мы не разлучались. Он ходил за мной всюду, а ночью спал рядом на подушке. Когда Серов писал мой портрет, то просил, чтоб и Клоун сидел при мне непременно: говорил, это лучшая его модель.

Прожив восемнадцать лет, Клоун умер, и я похоронил его в саду нашего дома на Мойке».

Борис Кустодиев «Портрет Ф.И. Шаляпина», 1921

Этот знаменитый портрет Шаляпина был написан с натуры: сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Сам художник ходить не мог - последние 15 лет жизни был прикован к инвалидному креслу, и поэтому Шаляпин сам приходил в мастерскую. Комнатка была настолько маленькой, что картину приходилось писать по частям, и Кустодиев с трудом верил, что она будет удачно завершена.

Шаляпин же прилагал все усилия, чтобы подбодрить художника во время сеансов. Сын Кустодиева позже вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом:

«Любопытно было смотреть, как «позировала» любимая собака Федора Ивановича - черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее. Собаку отец рисовал дней пять, по в день. Она была дрессированная, когда Федор Иванович говорил: «Городовой!» - бульдог падал «замертво».

Изображенный на картине пес по имени Ройка принадлежал младшей дочери Шаляпина от второго брака Марине - он подарил ей его на день рождения. Кстати, хозяйка пса тоже есть на картине - это та девочка в черном пальто (в левом нижнем углу), идущая по заснеженной ярмарке вместе со своей старшей сестрой Марфой и шаляпинским секретарем, бывшим хористом Мариинского театра Исаей Дворищиным, с которым до революции певец ездил на гастроли по всему миру.

О любви Федора Шаляпина к собакам красноречиво говорит и подпись, которую он оставил на одной из своих фотокарточек, подаренной А. Маршаку: «Эх, как бы мы тоже были настоящими собаками!!!»

Портрет же был написан за два с половиной месяца, после чего Шаляпин купил его и увез в Париж.

Федор Решетников «Опять двойка», 1952

«Опять двойка» - это вторая часть «художественной трилогии»: первая - «Прибыл на каникулы», третья - «Переэкзаменовка». Сюжет картины прост: мальчик вернулся из школы с двойкой, укоризненно смотрит на него старшая сестра-пионерка; весело и немного с издевкой - младший брат-дошкольник, еще не знающий трудностей получения образования; и совсем тяжело - мать. И только один член семьи искренне рад приходу мальчика из школы - верный пес.

На заре истории собака стала самым близким к человеку животным – другом, помощником, спутником. Неудивительно, что изображения собак испокон веку встречались в изобразительном искусстве самых разных эпох, народов и стилей.
Одни из самых ранних изображений четвероногих питомцев оставила нам цивилизация Древнего Египта.

В то время образ собаки носил сакральный смысл – с собачьей головой представляли бога загробного мира Анубиса.


Искусство Древней Греции и Древнего Рима тоже не обходило вниманием псов – охотничьих, сторожевых, пастушьих и просто домашних любимцев. В период древности и античности появление собак в композиции носило символический характер. Их изображали графично, а моделями чаще всего служили гончие и сторожевые псы.


На другом конце света, в Древнем Китае, собаки тоже были частыми гостями на картинах старых мастеров. Тут спутники человека изображались в более реалистичной манере. Художникам удавалось передать не только внешний вид и естественность позы, но даже характер собаки.

В период Средневековья лейтмотивом европейской живописи стали религиозные сюжеты. Мохнатые любимцы крайне редко, как бы по ошибке, «забегали» на полотна и фрески, не играя в композиции существенной роли. Бытовые сюжеты, а вместе с ними и собаки, снова появляются на картинах эпохи Возрождения.

Антон Ван Дейк. Дети короля Карла I

Мощные бойцовские псы появляются на портретах королей и принцев, пушистые комнатные собачки составляют компанию знатным дамам. Но везде – и в жанровых сценах, и на портретах знати, они являются лишь деталью обстановки, а не полноправными участниками событий.

Питер Брейгель. Охотники на снегу

Только к XVII веку художники перестают видеть в собаках лишь предмет интерьера. На полотнах теперь отражается общение человека и животного, но главный акцент все равно делается на людях.

Мурильо. Мальчик с собакой

Еще столетие спустя англичане одни из первых стали смещать акценты в живописи с человека на животное. Впервые появляются портреты собак и полотна, на которых собаки играют ведущую роль.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки

Дальше – больше. Двести лет назад появились художники, в работах которых собаки не только играют главную роль, но и приобретают почти человеческие черты. Теперь четвероногим друзьям не отказывают в праве на характер, эмоции и даже мысли.

Эдвин Ландсир. Спасенная

Одновременно в искусстве становится все более и более популярной тема детей и животных. Набирающий силы средний класс хотел видеть сюжеты, близкие по духу и понятные каждому. Появляются художники, все творчество которых посвящено сценам из домашней жизни. Манера изображения становится сентиментальной, призванной вызывать умиление.

Артур Элсли. Спокойной ночи!

Артур Элсли. Вечерний чай

Не смотря на огромную популярность у современников, подобные полотна считаются некоторыми критиками не столько искусством, сколько тиражированием лакированных картинок. Впрочем, о вкусах не спорят.

Чарльз Бартон Барбер. По пути из школы

В отечественной живописи изображения собак прошли тот же путь, что и в европейском искусстве. Русские художники классической школы подарили миру множество драгоценных полотен, на которых запечатлены собаки-охотники, собаки-пастухи, собаки-компаньоны.

Особенно выделяются сцены, изображающие русскую псовую охоту, которая в то время была важной частью жизни дворянства.

П.П. Соколов. Охота на волка

К.П. Брюллов. Всадница

Только с XIX века в русской живописи начинают появляться портреты собак самих по себе – настолько же тонкие и психологичные, насколько может быть внутренний мир верного четвероногого друга.

И.Е. Репин. Друг человека

Специально для тех, кто хочет научиться рисовать лучших друзей человека, у нас скоро стартует курс:

Собаки и волки

Собаки - наши преданные друзья, а их собратья из дикого леса - страшные, но такие стильные и харАктерные серые волки. Они такие разные внутри, и такие, порой, похожие снаружи. Мы приглашаем вас на новый полный курс, чтобы пройти путь от беглых эмоциональных набросков до создания живого яркого образа.

– Зачем здесь дикая собака? Жена ответила: Этот зверь уже не называется дикой собакой. Его имя – Первый Друг. Собака станет нашим другом всегда, всегда, всегда. Когда ты пойдёшь охотиться, позови её с собой. (Р. Киплинг) В зороастризме собака – по значимости и святости – следующее после человека существо. Особенно было важно кормление собаки. Всю п

ищу, которую получает собака, получают и умершие предки. Поэтому собак кормили исключительно хорошо, они питались наравне со своими хозяевами. Собака – спутник. И потому она ведёт человека при сете дня его жизни, и сопровождает после смерти. Символов и ассоциаций, связанных с собаками – великое множество. Столь же разнообразны и картины с собаками, представленные в данном разделе. Тут вы найдёте и охотничьих собак на картинах. Они отдыхают после тяжкого трудового дня, или, напротив, находятся в пылу погони за зверем. Такие картины – идеальны для мужской «берлоги» или для охотника. Любители маленьких декоративных собачек тоже могут подобрать картину по вкусу. Тут вам и померанцевые шпицы, и карликовые пудели, и царственные левретки. Деткам наверняка понравятся картины с щенками. Холст маслом, собаки на котором ведут свою привычную жизнь – это весомая деталь интерьера в любом стиле – от хай-тека и модерна до классического и стиля кантри.

Наши четвероногие друзья часто служат музами для художников. На протяжении всей истории искусства они появлялись на портретах с представителями аристократии, с известными креативами и были увековечены как воздушные шары - и это всего лишь небольшая часть искусства, в которой собаки играют значимую роль. Они - живые символы защиты, верности и безусловной любви, поэтому так легко понять, почему их милые морды сияют рядом с людьми в длинной и красочной визуальной истории.

Собаки в истории искусств


Они найдены даже в древнем искусстве. В Помпее была обнаружена мозаика собаки. Слова внизу, Cave Canem , переводят как «остерегайтесь собаки». Считается, что это должно было предупредить посетителя.

Изображение собак было еще в первом веке нашей эры. Один очаровательный пример - парочка, найденная около Чивиты Лавинии, Италия, в 1774 году. Художник-художник и арт-дилер Гэвин Гамильтон раскопал место, названое Dog Mountain, и обнаружил, среди прочего, мраморный портрет двух гончих. По данным Британского музея, они были созданы где-то между 1 г. н.э. до 199 г. н.э.


На картине, написанной Лавинией Фонтана около 1580 года, юная болонская дворянка, которая только что вышла замуж. Богато одетая и увешанная изысканными драгоценностями, она кажется одинокой и грустной, но на темном фоне и темно-красном платье выделяется светлым радостным пятном ее крошечная собачка.

«Охотники в снегу» Питера Брейгеля Старшего, 1565 год.

За эпохой Возрождения в 18 веке собачьи породы стали стандартизованными. Это привело к созданию картин, где животные были звездами композиций. Натюрморт - давняя традиция в искусстве, и Пол Гоген создает свой в 1888 г, названный «Натюрморт с тремя щенками».

Вскоре после Гогена, одной из самых известных коллекций картин, на которых были написаны собаки, стала - Dogs Playing Poker. Эта знаковая работа американского художника Кассиуса Марцелла Кулиджа началась с «Покер-игра» в 1894 году, а потом в 1903 году появилась серия из 16 картин, заказанных для рекламной кампании сигар, она была завершена в 1910 году.
В каждой из них группа собак, играющих в покер. Они стали невероятно известными в Соединенных Штатах и продолжают появляться в современной культуре .