Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушки. Конспект занятия по развитию монологической речи Средства развития монологической речи дошкольников

Щербина Юлия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №4
Населённый пункт: Калининградская обл., г.Балтийск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие монологической речи дошкольников
Дата публикации: 15.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г.Балтийск КОНСУЛЬТАЦИЯ «Развитие монологической речи дошкольников» Воспитатель высшей категории МБДОУ д/с №4 Щербина Ю.В.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения

родному языку:
1.Словарную работу; 2.Формирование грамматического строя речи; 3. Воспитание звуковой культуры речи. Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Монологическая речь
как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, образно.
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У младших дошкольников совершенствуется понимание речи. Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.
Для детей 3 – 4
лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета.
В младшем возрасте особое внимание уделяется развитию навыков разговорной

речи.
К каждому высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что – то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть понятными и конкретными для ребенка. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие станет основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте
большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные, наречия. Появляются первые обобщения, выводы. Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями.
Структура речи еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда). Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного.
У детей старшего дошкольного возраста
развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы. Появляется умение последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе, еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
ПЕРЕСКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Пересказ
– это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текс или отдельное слово.
С детьми младшего дошкольного возраста
проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения.
Перед воспитателем стоят две задачи:
1.Научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка; 2.Подвести к воспроизведению текста. Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок»). Наиболее эффективным методическим приемом обучения пересказу является такой, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя одно – два слова или целое предложение. После пересказывания коротких народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов(Л.Н.Толстого). Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, проводимая в утренние и вечерние часы.
При обучении пересказу детей среднего возраста
решаются более сложные задачи: детей учат рассказывать не только короткие сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Произведения, рекомендуемые для пересказа в средней группе, отличаются по тематике, содержанию, форме. Наряду с рассказами и сказками с ярко выраженной моралью даются и произведения, где мораль скрыта. Поэтому, главное в обучении пересказу в средней группе – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. В средней группе, как и в младшей, большое значение имеет опора на опыт ребенка, что способствует более осмысленному восприятию и запоминанию произведения.
Также широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка. Помощь педагога заключается в напоминании фразы, подсказе забытого слова. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные фразы.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставятся задачи:
1.Уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Детям предлагаются более сложные произведения. В старшей группе проводится пересказывание сказок о животных, рассказов Л.Толстого, К.Ушинского, С.Баруздина и др.
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ
Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. Это: 1.Составление описательного рассказа по предметной картине; 2.Составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3.Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4.Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5.Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения

рассказыванию по картине.
Основные
задачи
таковы: 1.Обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2. Постепенный переход к занятиям, упражняющим в связной речи – ответы на вопросы и составление небольших рассказов. Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Они включают две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ – образец педагога. Дети учатся рассказывать по картине предложениями из 2 – 3 слов. Воспитатель добивается, чтобы дети правильно называли предметы и действия в соответствии с изображенными на картине. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя. Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, ясной, выразительной. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Можно загадать загадку, спеть песенку. В младшей группе очень важно использовать различные игровые приемы: «Расскажи кукле», «Что мы расскажем собачке» и др.
Можно выделить следующие характерные особенности непосредственной

образовательной деятельности по картине с детьми младшего возраста:
чередование хоровых и индивидуальных ответов; обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов; использование литературных и художественных вставок. Первые картины для детей младшего возраста это картины, изображающие отдельные предметы, домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни. После проведения непосредственной образовательной деятельности картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, начнут высказываться. Воспитатель уточняет высказывания детей, поощряет и поддерживает их.
В средней группе
уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце – педагог показывает образец своего рассказа. Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. Следующий этап – самостоятельное рассказывание.
В среднем возрасте можно подводить детей к составлению описательных рассказов по предметным или сюжетным картинкам. Когда дети научились составлять небольшие рассказы описательного характера, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин.
В старшем дошкольном возрасте
в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. На занятиях с использованием картины ставятся
задачи
, зависящие от содержания картины: 1.Учить детей правильно понимать содержание картины; 2.Воспитывать любовь к природе, уважение к данной профессии; 3.Активизировать и расширять словарный запас. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются требования: точная передача сюжета; самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств.
В старшей группе используются все виды рассказов по картине
: описательный сюжет по предметной или сюжетной картине, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно предлагать рассказ по серии картинок, где требуется не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. В старшей группе можно использовать и серии картинок на юмористические темы.
В старшем дошкольном возрасте дети впервые учатся составлять

повествовательный рассказ.
Очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Можно составить и коллективный рассказ по картине. Один ребенок придумывает, что происходило с героями раньше, другой излагает события, изображенные на картине, третий придумывает последующие действия, поступки и приключения героев. Необходимо детям напомнить, чтобы они не повторяли уже рассказанных событий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом ставить разные задачи, постепенно усложняя их.
В старшей группе также продолжается работа по развитию умения характеризовать

самое существенное в картине.
Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название» и др. Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать пейзаж, состояние погоды и др. Необходимо учить детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. К восприятию пейзажных картин дети подводятся постепенно, через опору на эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы: восход солнца, гроза, сумерки, пасмурная и ясная погода, метель и т.д. Для лучшего понимания художественного замысла той или иной картины уместно использовать музыку, поэтические произведения.
Помогает понять настроение картины и такой методический прием:
воспитатель спрашивает у детей о том, какое бывает у них настроение, когда они играют в снежки, когда мамы нет дома, когда пришел врач делать укол и др.
Большое значение имеет рассказ
– образец воспитателя или литературный образец. Широкие возможности предоставляют поэтические произведения о природе М.Пришвина, Г.Скребицкого и др. Постепенно у детей формируется умение правильно чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его в своем рассказе. При этом заметно развивается образность речи.
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ИГРУШКЕ

Одно из самых любимых занятий детей по развитию речи – рассматривание и описание игрушек.
В младшей группе это простые дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Кто это?» и др. Подбор игрушек имеет некоторые особенности: они могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки – цвет, форма, материал. Описание идее по вопросам педагога. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагает послушать рассказ про игрушку. Это рассказ является образцом. Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Использование литературных вставок оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи.
В средней группе
дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом обучения является образец воспитателя.
Во второй половине года
дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала небольшой план – 2 – 3 вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней. Когда дети достаточно хорощо научатся составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы можно было наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его: «Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?» Используется и рассказ – образец педагога. Он должен давать примеры речевых конструкций – в рассказ необходимо вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания.
Занятия по составлению сюжетных рассказов по набору игрушек состоят из 2 – х

частей:
1.Рассматривание игрушек; 2.Составление рассказов.
В старшем дошкольном возрасте занятия разнообразны: описание игрушки,

сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке.
Необходимо использовать занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажи о своей любимой игрушке». Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, выбирая самостоятельно игрушку. Можно составлять рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа, сопровождая его действиями игрушек. Особое внимание необходимо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа – форму, в которой передано содержание. После занятия игрушки оставляют для последующих игр и упражнений в составлении различных инсценировок. Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Темы могут быть как реалистические, так и фантастические: «Что случилось со слоненком в зоопарке?» и др.

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ИЗ ОПЫТА

Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи.
Основа развития этого вида рассказывания – содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, труд, праздник.
Рассказы из опыта вводятся в средней группе.
Предлагаются темы о недавно пережитых ярких событиях: «Как мы готовили подарки маме», «Где работает моя мама». И др. Прогулки, труд детей дают материал для составления небольших рассказов о природе. Сначала им легче составить сюжетный рассказ о предметах или явлениях природы. Трудность вызывает составление описательного рассказа, так как в нем отсутствует ярко выраженная сюжетная ситуация, и от ребенка требуется передача своего отношения к событию, что ему очень трудно. Лучше предложить темы рассказов, в которых четко выделялась бы сюжетная линия, ярко вырисовывалась бы последовательность действия: «Как мы сажали огород» и др. Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится во время экскурсии, наблюдения. Закрепляя впечатления, воспитатель проводит дидактическую игру, рассматривание картинок, читает поэтические произведения. Обучение рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного рассказа. Педагог начинает и и в основном ведет рассказ. Дети дополняют его деталями, небольшими описаниями. Важным методическим приемом является направление внимания детей на то, чтобы они вспомнили какие – то события и передали их в рассказе. Установлению последовательности, четкости повествования способствуют и указания воспитателя, которые даются коротко, четко и быстро, чтобы не разрывать повествование. В этом виде рассказывание большое значение имеет рассказ – образец педагога, который должен подчиняться требованиям: 1.Тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту; 2.Четкость построения, отсутствие излишних деталей, динамичность действия, ясная концовка; 3.Язык рассказа должен быть приближен к разговорному: эмоционален, лишен сухости и однообразия. В конце года, учитывая умения детей, вводится образец в виде начала рассказа:воспитатель дает только завязку и намечает путь развития сюжета. Такой образец помогает развитию у ребенка умения довести начатое повествование до логического конца.
В старшей группе повышается роль занятий
, на которых составляют рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказа по памяти: из индивидуального, коллективного опыта, дидактические игры на описание без наглядного материала. Расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом людей. Поэтому и темы их рассказов могут быть усложнены: «Кто построил этот дом?», «Как шьют одежду». Усложняются темы рассказов о природе. Наряду с сюжетными рассказами, предлагаются темы для составления описательных рассказов: «Наш участок зимой и летом» и др. Широко распространенным приемом в этих видах рассказывания являются образец воспитателя и его указания., которые могут даваться в виде вопросов. Образец должен помочь детям отобрать случай из их опыта, использовать образные слова и выражения и дать им большой эмоциональный настрой. Рассказывание из личного опыта оказывает на детей большое воспитательное воздействие. Можно составить красочный альбом с детскими рассказами о празднике и рисунками к этим рассказам.
К этому виду рассказывания относится и составление коллективного письма заболевшему товарищу. Составление писем, помимо развития связности изложения, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у детей дружеские отношения к сверстникам.
ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить. Для того, чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию, владеть большим запасом слов.
Существуют различные варианты творческих рассказов.
Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет сверстников и придумывали свой вариант. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Самый сложный вид рассказывания – это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе
. На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание детей на последовательность передачи содержания в рассказе. Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений: «Зима и лето», «Зимой и летом в лесу». В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия. Таким образом, обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

По данным школьной статистики, показатель уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста стал заметно ниже. Учителя это связывают с развитием информационных технологий, где общение вслух занимает незначительное место. А так как у детей дошкольного возраста опора на зрительный ориентир обусловлена психологическими особенностями этого периода жизни, использование разных методов и приемов на занятии способствует развитию монологической речи.

Программное содержание : формировать умение детей составлять рассказы, сказки, загадки о комнатных растениях, используя знания и представления об окружающем мире;

  • закрепить знания детей о способах размножения комнатных растений, об условиях необходимых для их роста и развития;
  • развивать креативное мышление дошкольников посредством использования на занятиях элементов ТРИЗ-РТВ, моделирования и схем;
  • воспитывать у детей навыки экологически грамотного поведения в процессе повседневной жизни, приобщая к ценностям сотрудничества друг с другом.
  • Методы и приёмы:

    • музыкальное сопровождение;
    • беседа;
    • вопросы к детям;
    • рассказы детей;
    • игровой момент (“выполнение заданий от Дюймовочки”);
    • загадки;
    • физ. минутка “Тюльпан”;
    • подвижная игра “Волшебные круги”.

    Материал:

    • жетоны для всех детей;
    • схема составления рассказа;
    • макет цветка с семью лепестками;
    • домик “Дюймовочки”;
    • дидактическая игра “Собери цветок” (разрезные картинки);
    • обручи 3 шт.;
    • иллюстрации с изображением комнатных растений;
    • мячик.

    Словарная работа:

    • активизация словаря: размножение растений, черенкование.

    Звуковая культура речи:

    • упражнять детей в отчётливом произнесении сонорных звуков.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Дети входят в группу с воспитателем, в центре группы домик (оформленный цветами, маленькой мебелью), в домике никого нет, но оставлена записка и макет цветка.

    Воспитатель читает записку: “Я очень люблю цветы и очень многое знаю о них. А вы тоже имеете представление о комнатных растениях или нет? Чтобы это проверить, я приготовила для вас задания на цветке. Выполнить задания по Цветам радуги. Дюймовочка.”

    Дети вспоминают стихотворение, проговаривают его: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В каждом слове первый звук определяет цвет лепестка и номер задания.

    Задание 1. “Лепесток красного цвета”.

    “Рассказать о своём любимом растении”

    Для выполнения этого задания дети вытягивают жребий. У кого жетончик с изображением цветка, те дети и рассказывают о комнатном растении. (3 ребёнка)

    Задание 2. “Оранжевый лепесток”.

    Воспитатель загадывает загадку о цветке:

    Зеленые листочки,
    А на кусточках ярко-красные комочки. (Ангинник)

    Ребята делятся на пары. Каждая пара придумывает загадку для других детей.

    Физкультурная минутка. “Тюльпан”. Музыка К. Черни

    И.п. – руки перед собой, соединить средние пальцы.

    Вырос тюльпан

    Задание 3. “Жёлтый лепесток”.

    Дидактическая игра “Собери цветок” (из 6-8 частей).

    Дети называют и находят то комнатное растение в группе, которое получилось из пазлов.

    Задание 4. “Зелёный лепесток”.

    Подвижная игра “Волшебные круги”.

    Дети раскладывают фотографии комнатных цветов по заданию: в зелёный круг – цветущие с листьями; в синий – растения с листьями, но не цветущие; в желтый круг – остальные (кактусы). Объяснить свой выбор (так как кактусы не относятся в два предложенных круга, но они тоже комнатные растения).

    Задание 5. “Голубой лепесток”.

    “Расскажи о цветке по схеме” (3 ребёнка).

    Подвижная игра: “Цветы и пчёлы”.

    Дети делятся на две команды: “пчелы”, “цветы”. Играет музыка - “пчелы летают”; музыка замолкает – “пчелы садятся на цветы” (кладут руки на кисти других детей). Затем дети меняются ролями.

    Задание 6. “Синий лепесток”.

    “Путешествие цветка” - коллективное составление сказки.

    Начало сказки говорит воспитатель: “В цветочном саду у Дюймовочки вырос цветок…”. Дети передают мяч друг другу и говорят предложение для составления коллективной сказки.

    Задание 7. “Фиолетовый лепесток”.

    Дюймовочка за правильно выполненные задания, оставила для детей призы: разукрашки и печенье “Розочки”.

    Ещё конспекты занятий в детском саду:
    Выпускной вечер "Фабрика звезд"
    Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися классов компенсирующего обучения начальной школы
    Об актуальности применения технологии проблемного обучения в детском саду в условиях ФГТ (Федеральных государственных требований)

    Проектная деятельность в работе с дошкольниками и их родителями
    Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
    | занятие | конспекты занятий | развитию | монологической | монологическая речь | речи | части речи | страна | страны мира | цветов | цветы | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | детский | детский сад | Страничка психолога | Занятие по развитию монологической речи Страна цветов в подготовительной группе Детский сад

    Конспект занятия по развитию монологической речи
    с использованием модели
    (старшая группа группа)

    Обучение пересказу сказок «Репка», «Теремок»

    Цель. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность; развивать умение отбирать условные заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
    Материал: сказки «Репка» и «Теремок» (обработка О. Капицы), бандероль; на каждого ребенка - конверты с набором условных заместителей к сказкам, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок.
    Ход занятия: Заходит почтальон и вручает воспитателю бандероль. С ребятами вскрывается бандероль, достается книжка «Репка».
    - Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.
    Детям читают письмо: «Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки или нет? Кот Леопольд».
    - Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами её читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за столы и возьмите конверт. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания).
    - Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером). Чем они похожи? (Цветом). Какого они цвета? (Оранжевого). Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг). Какого цвета? (Желтого).
    - У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска. Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную - дед самый высокий). Какую возьмем по размеры полоску для бабки? (Покороче, чем у деда - бабка ниже ростом). Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).
    Воспитатель рассказывает детям сказку, а они её составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску - деда, полоску - бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.
    - Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбирается желающий. Один ребёнок рассказывает, а все ребята следят по своим полоскам и помогают). Хорошо, молодцы ребята, сказка получилась интересная.
    2. Ребята, а теперь посмотрите вот на эту книгу (из бандероли достаётся сказка «Теремок») и скажите, знакома она вам или нет? (Да, знакома! Называют сказку). Да, действительно, вы все знаете сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик - «Теремок»).
    - Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха - горюха, комар - пискун и т.д.).
    - А теперь подойдите к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки - заместители. (Дети выполняют). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе). Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера). Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).
    - Теперь будем составлять и рассказывать сказку «Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку). Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).
    Когда дети закончат рассказывать и составлять сказку, спрашиваем, понравилось ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).
    Вспоминаем с детьми концовки к сказкам: «Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал - молодец!» А еще, какие концовки знаете? (Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот капли не попало»).

    13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

    Рис.4. Сериационный вид модели к сказке «Репка»


    Приложенные файлы

    Департамент образования города Москвы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) г. Москва, 2017

    Актуальность проекта:

    Во все времена для образования развитие речевых способностей детей всегда имело значение. С каждым годом увеличивается число детей страдающих недоразвитием речи. Речь детей становится бедной, мало понятной. А не ясная речь ребёнка затрудняет его общение, и он будет нуждаться в помощи специалистов. Для успешной подготовки ребёнка к школе в образовательные Программы воспитания и обучения дошкольника включена задача по формированию умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. При планомерной работе дошкольники способны составлять рассказ по определенной картине, и у них это не вызывает сложности. Рассказы носят творческий, оригинальный характер.

    Проблема: Не секрет, что данный вид работы является не интересным как для детей, так и для педагогов. Но ведь такой вид работы необходим! Как заинтересовать ребёнка! Рассказы детей не должны являться вариантами образца рассказа воспитателя, ребёнок не должен терять интерес к рассказу своих сверстников.

    Цели проекта:

    1. Усвоение способов для создания собственного речевого продукта по сюжетной картине.
    2. Формирование у дошкольников интереса к созданию собственного речевого продукта.

    Задачи проекта:

    • Развивать связную речь.
    • Составлять рассказы по предложенной картине.
    • Учить излагать связно, последовательно.
    • Учить выражать своё отношение к качествам разных персонажей.

    Участники: Дети старшего возраста (5-7 лет) , воспитатель, учитель-логопед, родители.

    Материалы: Методическая литература, подборка картин по возрасту, оформление картотеки «Дидактические игры по развитию речи» .

    Основные направления работы с детьми:

    1. Обогащение словаря.
    2. Учить подбирать наиболее точные определения при описании картин.
    3. Знакомство с различными видами картин, просмотр слайдов (действие происходит вне помещения, действие происходит в помещении, пейзажи, без действующих лиц) .
    4. Знакомство с принципами составление рассказа (у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой) .
    5. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
    6. Отличать рассказ от простого набора предложений.
    7. Составление рассказа по картине с использованием наглядного моделирования.
    8. Учить придумывать свой рассказ по предложенной картине, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
    9. Инсценировка сюжета картины.
    10. Самостоятельная речевая деятельность детей.
    11. Воспитывать внимание к своей речи и речи товарищей.
    12. Создание речевых подарков в виде картины.

    Работа с родителями:

    1. Консультационный материал для родителей (перечень картинных галерей для совместного посещения с ребенком) .
    2. Посещение картинной галереи родителей с детьми (фотовыставка) .

    Методическое сопровождение:

    1. Конспекты занятий.
    2. Игры.
    3. Творческие задания.

    Этапы реализации:

    1. этап - определение темы и цели, создание методической базы (январь-февраль)
    2. этап - составление конспектов занятий, схем для наглядного моделирования (февраль-март)
    3. этап - проведение занятий, игр (апрель-июнь)
    4. этап – презентация - проведение итогового занятия (июнь) .

    Планируемые результаты от реализации проекта:

    Для воспитанников:

    • Внимательно выслушивают вопрос и развернуто отвечают.
    • Составляют рассказы.
    • Объясняют содержание картины.
    • Выражают своё отношение.

    Для педагогов:

    • Накопление педагогами практического опыта работы.
    • Составление картотеки дидактических игр.
    • Создание материала для педагогов и родителей.

    Продукты проекта:

    • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах совершенствования связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам.
    • Создание сборника речевых, дидактических, имитационных игр.














    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: Создать условия для формирования лексико-грамматических категорий языка и совершенствования связной выразительной диалогической и монологической речи при составлении описательного рассказа от первого лица с элементами драматизации.

    Коррекционно- образовательные:

    • активизировать и обогащать словарь по теме.
    • посредством приёма обобщения группировать насекомых по способу передвижения; подбирать к глаголу существительные.
    • отрабатывать навык согласования имени существительного с прилагательными.
    • учить согласованию количественных числительных с существительными (два муравья, пять бабочек).
    • упражнять в употреблении сослагательного наклонения глаголов (превратилась бы…, угостил бы…); отработать умение выразительно задавать вопросы.
    • составлять описательные рассказы от 1-го лица (с использованием опорной схемы).
    • закреплять умение правильно употреблять существительные в родительном падеже.

    Коррекционно-развивающие:

    • способствовать развитию слухового внимания
    • развивать зрительное внимание и зрительную память.
    • развивать связную диалогическую монологическую речь.

    Коррекционно- воспитательные:

    • воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям
    • формировать навыки сотрудничества, общения, взаимодействия, чувство доброжелательности

    Целевая группа: дети 5-6 лет с ОНР III уровня.

    Оборудование:

    • Мультимедийная презентация «Путешествие в мир насекомых».
    • Иллюстративное панно «Весенний луг».
    • Иллюстрации к творческой работе на тему «Путешествие в мир насекомых».
    • Игрушка- пчела.
    • Аудиозапись «Полёт шмеля» Н. Римский- Корсаков.
    • Калейдоскопы для физкультминутки.
    • Игрушечные подносы для «угощения насекомых».
    • Нагрудные знаки- медальоны с изображением насекомых.
    • Дидактическое пособие «2-5».
    • Опорная схема для составления описательного рассказа.
    • Предметные картинки с изображением насекомых.
    • Магнитная доска, магниты.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Посмотри - весенний луг!
    Приглядись внимательно,
    Ты поймешь, что жизнь вокруг очень занимательна
    И зеленая картинка сразу оживает:
    Сел кузнечик на травинку,
    Бабочка порхает,
    Полосатый шмель гудит Радостно и звучно...
    Целый день здесь жизнь кипит,
    Здесь совсем не скучно!

    Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать?

    О насекомых.

    Давайте скажем красивые слова про насекомых, которые собрались на нашем весеннем лугу.

    Игра «Подбери признак». (Отрабатывать навык согласования имени существительного с именами прилагательными.)

    Бабочка (какая?) красивая, разноцветная, пестрая, порхающая, нежная.

    Стрекоза (какая?) ловкая, подвижная, длиннохвостая, шустрая, большеглазая.

    Муравей (какой?) трудолюбивый, работящий, хлопотливый, проворный.

    Гусеница (какая?) длинная, медлительная, прожорливая, вредная.

    Кузнечик (какой?) зеленый, длинноногий, стрекочущий.

    Муха (какая?) назойливая, вредная, прожорливая, увертливая, большеглазая.

    2. Сообщение темы занятия.

    Послушайте, мы забыли про одно насекомое. Догадайтесь, кто это?

    Домовитая хозяйка. Пролетает над лужайкой.

    Похлопочет над цветком - он поделится медком! (пчела).

    Музыкальное сопровождение: «Полёт шмеля» Н. Римский- Корсаков

    Вот она сама к нам явилась.

    Пожалуйста, скажите про пчелу красивые слова.

    Пчела (какая?) хлопотливая, трудолюбивая, разноцветная, мохнатая, полосатая, полезная.

    Дети, она сегодня именинница и приглашает к себе на праздник других насекомых.

    Как вы думаете, кто первым из насекомых поздравит пчелу с Днем. Рождения! Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, кто как передвигается?

    Игра « Летают, бегают, ползают, прыгают» . (Посредством приёма обобщения группировать насекомых по способу передвижения)

    Летают… бабочки, стрекозы, жуки, пчелы.

    Ползают…муравьи, тараканы, пауки, гусеницы.

    Прыгают… кузнечики, сверчки

    Бегают… тараканы, муравьи.

    3. Закрепление изученного материала.

    Пчелка приглашает вас на волшебный карнавал. Но, чтобы попасть на карнавал, нужно превратиться в насекомых.

    А) Игра «Скажи, в какое насекомое ты превратился бы?» (Упражнять в употреблении сослагательного наклонения глаголов, закрепить употребление имён существительных ед. числа вин. падежа с предлогом «в»).

    Я превратилась бы в разноцветную бабочку.
    Я превратился бы в трудолюбивого муравья.
    Я превратилась бы в ловкую стрекозу.
    Я превратилась бы в мохнатую пчелу.
    Я превратился бы в майского жука.

    На носочки становись, вокруг себя повернись, в насекомое превратись.

    (На столе лежат нагрудные знаки-медальоны с изображением вышеуказанных насекомых, надевают на грудь).

    Б) Составление описательных рассказов о насекомых от первого лица с использованием опорной схемы. (Развивать связную выразительную монологическую речь).

    Одной из первых на карнавал прилетела бабочка-махаон.

    Я крупная бабочка-махаон с черными пятнами. У меня продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, шелковистые крылья с разноцветными узорами, покрытые пыльцой. Я живу и летаю над лугами и питаюсь цветочной пыльцой, нектаром, который достаю хоботком.

    Ох, устала! С цветов пыльцу собирала!

    Я мохнатая полосатая пчела . У меня два прозрачных крыла, тонкий хоботок. Я тружусь целый день, собираю сладкий нектар с цветов, из нектара делаю мед. Живем мы пчелы в ульях большой семьей, в которой у всех свои обязанности.

    Летит - жужжит,
    Упадет - землю роет.

    Я майский жук . На голове у меня глаза, ушки, рот, усики. Тело мое овальное, покрыто жесткими крыльями. Прозрачные тонкие крылья спрятаны, видны, когда я летаю. Мы летаем над землею и жужжим.а питаемся соком травы.

    Чей домишко из иголок На земле из старых елок?

    Я муравей «санитар леса» . За один день мы уничтожаем много вредных насекомых. У меня есть голова, грудь, брюшко и шесть лапок. Мы очень маленькие, но трудолюбивые. У нас у муравьев очень интересный дом: муравейник-это верхний этаж, а остальная часть глубоко под землею.

    Я стрекоза изумрудные глаза . Я хищное насекомое с длинным и тонким телом.

    У меня большие прозрачные крылья, которые при полете издают шум. Глаза у меня необыкновенные. Каждый глаз состоит из маленьких глазков. Оба выпуклые, большие. Я все вижу и справа, и слева, и вверху, и внизу, и спереди, и сзади. Питаюсь я мошками, комарами.

    В) Физкультминутка. (Координация речи с движением).

    Вот какая стрекоза- очень круглые глаза.
    Вертится как вертолет- вправо, влево, взад, вперед.
    Поднимайте плечики- прыгайте кузнечики,
    Прыг-скок, прыг-скок.
    Сели, травушку покушали, тишину послушали,
    Выше, выше, высоко.
    Прыгай на носках легко!

    Г) Игра «Угощение для гостей» (Отработать умение выразительно задавать вопросы, вести диалог; упражнять в употреблении сослагательного наклонения глаголов).

    Пчела приготовила угощение для своих гостей.

    А чем ты пчела угостила бы разноцветную бабочку?

    Я пчела угостила бы бабочку земляничным соком. А ты, бабочка, чем угостила бы муравья?

    Я бабочка угостила бы муравья зернышком. А ты, муравей, чем угостил бы стрекозу?

    Я муравей угостил бы стрекозу мошками. А ты, стрекоза, чем угостила бы майского жука?

    Я стрекоза угостила бы майского жука соком травы. А ты, майский жук, чем угостил бы пчелу?

    Я майский жук угостил бы пчелу нектаром цветов.

    Пчелка с нами прощается, спешит за нектаром, а мы с вами возвращаемся в детский сад.

    Вокруг себя вращайтесь, в детский сад скорее возвращайтесь. (снимают нагрудные знаки-медальоны с изображением насекомых).

    На карнавале у пчелы веселились еще насекомые. Посчитайте сколько!

    4. «1-2-3 - картинку поверни, сколько насекомых на карнавале веселились, подскажи».

    (учить согласованию количественных числительных с существительными).

    На карнавале веселились две бабочки, пять ос.

    На карнавале веселились три кузнечика, пять муравьёв.

    На карнавале веселились две гусеницы, пять кузнечиков.

    На карнавале веселились три стрекозы, пять шмелей.

    На карнавале веселились три мухи, пять бабочек.

    5. Игра «Запомни. Повтори»; « Кого не стало?»

    (Развивать зрительное внимание и зрительную память; закрепить навык употребления имени существительного в родительном падеже).

    На сегодняшнем занятии мы говорили о насекомых. А сейчас, посмотрим, как вы их запомнили. (картинки с изображением насекомых ребёнок называет каждого из представленных, затем поворачивается спиной к иллюстративному материалу и воспроизводит запомнившихся насекомых)

    Называй, (перечисляй). А, вы, дети внимательно следите, всех ли насекомых назовет ваш друг.

    Кого забыл назвать? Кого не стало?

    6. Итог занятия.

    Наше занятие было посвящено насекомым.

    Что вам больше всего понравилось?

    Оценка собственной деятельности.

    Словесная характеристика учителем-логопедом деятельности детей.

    Занятие окончено.

    Используемая литература:

    1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с ОНР) Книга для логопеда, М. Просвещение 1985г. 112с.
    2. Селехова Л.Г. ознакомление с природой и развития речи. Интегрированные занятия для работы с детьми 5-7 лет; Издательство «Мозаика- синтез» 2006г. 160с.
    3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. М: «Мозаика-синтез», 2006г. 80с.
    4. Рубенштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. СПб: «Питер» 2002 720с.
    5. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития детей дошкольного возраста. Учеб. М: «Владос» 2004г. 288с.
    6. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь под редакцией Л.В. Щербы СПб 1987г. 259с.