Кто ввел термин рекомендательная библиография. Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития

Ну, вот она - та самая статья, что вошла в учебник. Напечатана она была в № 5 журнала "Мир библиографии" за 2000 год. Вызвала на себя критику - справедливую, а потом внезапно попала в учебник! После разгона, устроенного мне за неё, я сделала главный вывод: перед отправкой в журнал статью надо проверить и перепроверить раз десять, и никогда не принимать на веру чьи-то слова (даже, если это говорит очень компетентный человек), чтобы случайно не "закрыть" пока ещё работающий отдел. Тут исправлена одна единственная ошибка - инициалы человека указаны правильно (в публикации неверно). А в остальном, набирая заново обнаружила ещё несколько ошибок - стилистических.

В настоящее время складывается мнение, что рекомендательная литературная библиография является отмирающим видом отрасли. Основанием для этого служат утверждения ряда специалистов о её сближении с популярным литературоведением и научно-вспомогательной библиографией.
Давайте рассмотрим сложившуюся ситуацию. И для начала уточним значение некоторых понятий.
Литературоведение определяется как «наука о художественной литературе. В задачи литературоведения входит изучение произведений прошлого, анализ и оценка художественного творчества писателей настоящего и, наконец, определение перспективы развития литературы в будущем. Литературоведение состоит из теории литературы, истории литературы и литературной критики» (1). В качестве вспомогательной дисциплины литературоведения рассматривается библиография.
Определение термина «популярное литературоведение» нам найти не удалось. Ни один известный нам литературоведческий словарь, справочник или энциклопедия его не содержат. Основываясь на умозаключениях, мы можем предположить, что популярное литературоведение – это:


Литературоведение, изложенное доступно для понимания малоподготовленного читателя;
Литературоведение, цель которого – популяризация художественной литературы.

Популяризацией художественной литературы, в свою очередь, называют представление читателю знаний об определённом круге произведений лучших писателей и поэтов. Это представление может происходить в любой форме: устной, печатной, электронной; на массовом или межличностном уровне.
Говоря о слиянии литературной рекомендательной библиографии с литературоведением, подразумевают сближение в области истории литературы и литературной критики. Если история литературы связана с прошлым, то литературная критика оценивает главным образом современное литературное развитие, истолковывает художественное произведение с точки зрения современности и существует преимущественно в журнальной форме. Критические материалы могут быть представлены в виде статьи, рецензии, отзыва и т.п.
Грани соприкосновения рекомендательной библиографии и популярного литературоведения рассматривались в работах С.А.Трубникова и А.П.Куликовой (2, 3) применительно к периодическим изданиям. Разграничение проводилось на функциональном уровне. В задачу рекомендательной библиографии входит пропаганда произведений для чтения широкими кругами читателей. За литературной критикой закреплён анализ произведения, содействие развитию теории литературы, воздействие на ход литературного процесса. Помимо этого, рекомендательная библиография должна отражать только лучшие произведения, тогда как литературная критика может быть негативной.
После бурной дискуссии специалистов о рекомендательной библиографии и руководстве чтением на первое место в ней вышел принцип популяризации, вследствие чего произошли большие изменения в жанровом составе рекомендательной литературной библиографии с популярным литературоведением. М.И.Давыдова (4, 5) назвала следующие его признаки:
Увеличилась роль анализа литературного произведения в рекомендательных пособиях;
Преобладающими стали сопоставления различных точек зрения на одно литературное явление;
Исчезла строгая адресность пособий определённому потребителю литературно-художественной и литературоведческой информации;
Проявилась тенденция самодостаточности рекомендательного библиографического пособия;
Происходит заимствование рекомендательно-библиографических методов представления информации популярным литературоведением.
С.П.Бавин (6), автор и составитель ряда указателей, отмечает, что в 1983 г. при подготовке справочника «Литература и искусство» было использовано всего 20 % литературоведческих работ, а 80 % составляло мнение библиографа. С проявлением библиографических очерков серии «Процесс осмысления» (РГБ) нарушились многие традиции рекомендательной библиографии: доступность, адресность, рекомендательность и т.д. В очерки включалась информация о произведениях и критических материалах, вышедших как в России, так и за рубежом. Согласно законам жанра в них проводились обобщения, сопоставления, анализировались художественные произведения. Однако выводов не было. Читатель волен был делать их сам, а также решать, достаточно ли ему полученной информации или необходимо обратиться к названным источникам. В приложения к отдельным очеркам вошли небольшие поэтические произведения (миниатюрные антологии стихов).
Популярная библиографическая энциклопедия А.М.Горбунова «Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до ХХ века» (М.: Кн.палата, 1991) разрушила ещё один барьер, разделявший рекомендательную библиографию и популярное литературоведение: содержанию произведений уделено меньше внимания, основной упор сделан на раскрытие значения отдельного произведения в творчестве конкретного автора или в мировом литературном процессе. Количество библиографической информации соответствовало её объёму в «Краткой литературной энциклопедии». Сведения об изданиях оказались далеко не на первом месте. Это придало энциклопедии более справочный и менее библиографический характер.
Однако, как уже упоминалось ранее, не только рекомендательная литературная библиография заимствует приёмы и методы популярного литературоведения. В литературоведческих изданиях активно используется метод библиографической характеристики. Применяются прямые рекомендации. Например, в томе «Литература» детской энциклопедии «Я познаю мир» приводятся отрывки из художественных произведений и популярных биографий. Некоторые из них прерываются на самом интересном месте и читателю предлагается обратиться к первоисточнику. В «Энциклопедии для детей» (Аванта+) после указателя имён литераторов следует библиографический список «Советуем почитать» (Т.9 «Русская литература»), по структуре повторяющий издание. Библиографические списки (примечания) стали неотъемлемой частью «пособий для поступающих в вузы» Л.Я.Шнейберга и И.В.Кондакова «От Горького до Солженицына» (М.: Высш. шк., 1994), а также справочных пособий серии «Школьная программа» (М.:Дрофа), в конце которых приводится «Краткая библиография» - около 10 названий с аннотациями.
Таким образом, рекомендательная литературная библиография встала перед вопросом: быть или не быть ей отдельным явлением библиографической деятельности или перейти в разряд вспомогательных элементов популярного литературоведения.
Изменение функционального назначения рекомендательной библиографии существенно повлияло почти на все её виды.
Бесспорно, смена принципов принесла положительные плоды – рекомендательные пособия стали более популярны в читательских кругах. Энциклопедия А.М.Горбунова «Панорама веков», библиографические очерки серии «Процесс осмысления» используются и студентами, и преподавателями в учебных, профессиональных и самообразовательных целях. Но всё-таки они проигрывают по сравнению с литературоведческими изданиями. Причин тому много, но основные из них:


  • Малый тираж библиографических пособий;

  • Скудное оформление (даже иллюстрированная «Панорама веков», несмотря на обилие портретов, рисунков, миниатюр и гравюр, представляет собой двухцветное издание);

  • Неудобство использования в качестве первичного источника при поиске читателем фактографической информации, как ни парадоксально это звучит, и т.д.

Отказ от принципа рекомендательности помог в популяризации самой рекомендательной библиографии. Читателя больше не отпугивает от пособия кажущаяся обязательность прочтения, он с удовольствием листает его, извлекая интересные факты. Однако принцип рекомендательности не исчез бесследно. Теперь его активно использует издательско-книготорговая библиография. Только на первый план вместо художественных достоинств произведения вышло описание библиографической базы, факторы «моды» и «сенсации». Ныне этот принцип помогает в распространении любой печатной продукции, без учёта её художественной ценности, в целях коммерческой выгоды. К сожалению, только этот вид библиографии известен и реально доступен широкому кругу читателей. Что касается рекомендательных библиографических пособий, то они предназначены читателям, имеющим стойкий интерес к теме или проблеме и некоторую подготовку. Современные рекомендательные библиографические пособия тяготеют к справочности, энциклопедичности, что требует большой доли научности с расчётом на долговечность. Таким образом, намечается слияние рекомендательной и научно-вспомогательной литературной библиографии. Не грозят изменения, пожалуй, только государственной библиографии.
На наш взгляд, настало время пересмотреть функциональное назначение рекомендательной библиографии, учитывая социально-экономические факторы и современный рынок информационных продуктов. В настоящее время в этой области определились противоречия. С.П.Бавин и М.И.Давыдова отмечают увеличение фактографического материала и анализа произведений, превращение рекомендательных пособий в самодостаточные издания, использование принципов популяризации. А.Н.Дулатова (7) высказывается за сохранение функций пропаганды книги, чтения первичных художественных произведений, а не за популяризацию знаний о них. По её мнению, это помогает рядовому читателю видеть грань между библиографическим пособием и литературоведческим изданием. Одновременно она предупреждает: перенасыщение рекомендательного библиографического пособия познавательным материалом приводит читателя к непониманию сути библиографической информации, а, следовательно, к информационной неграмотности.
Так как создание рекомендательных библиографических пособий до сих пор остаётся прерогативой библиотечных работников, поиски функционального назначения рекомендательной библиографии необходимо связывать с деятельностью и функциями публичных библиотек. В настоящее время это также больной вопрос. На стыке двух веков многое подвергается критике и отрицанию. И мнения о будущем библиотек кардинально расходятся: от полного их отрицания как учреждений до конкретного изменения их социальных функций (8).
В связи с возникшим в обществе расслоением населения на богатых и бедных высшее образование становится привилегией преимущественно обеспеченных людей. Социально необеспеченные слои реально могут обучаться непрестижным специальностям в непрестижных вузах или ограничиться средним специальным образованием. В связи с этим нам представляется интересной версия К.Бэтта о библиотеках будущего, которые он видит как «виртуальные университеты». В их задачу должно входить предоставление пакетов учебных материалов учебных курсов для тех, кто по каким-либо причинам не может обучаться в вузах. Это было бы возможно, если бы университеты предоставляли такие пакеты библиотекам бесплатно. Не стоит объяснять, что большинство библиотек будет не в состоянии их оплатить. Таким образом, одной из функций библиотек должна стать функция социальной адаптации необеспеченных слоёв населения. А в задачу рекомендательной библиографии, на наш взгляд, должно войти создание аналогов пакетов университетских учебных материалов. При их составлении следует учитывать, что они рассчитаны на студентов, посещающих занятия. У пользователей библиотек таких возможностей не будет. Следовательно, библиографическое пособие должно содержать либо большой объём фактографической информации, либо отсылки к популярным изданиям по основам данной дисциплины (если таковые имеются).
В самообразовательных целях представляется интересным создание библиографического пособия-игры с элементами теста-диагностики. Например, персональная глава начинается с теста. Предлагается ответить на вопрос: «К какому литературному течению можно отнести творчество Вальтера Скотта?» Ниже приводятся ответы: а) романтизм; б) классицизм; в) реализм. Читатель выбирает ответ и определяет для себя «маршрут» путешествия по главе. Если ответ неверен, ему будет предложено начать изучение творчества писателя с популярной биографии. Правильный ответ предполагает более высокий уровень подготовки и, следовательно, более сложный маршрут. Несомненно, пособия такой формы предназначены детской и юношеской аудитории. Это позволит глубже заинтересовать их библиографическим поиском рекомендованных книг и чтением названных произведений.
Отказываться от рекомендательной библиографической информации, на наш взгляд, рано. Хотя стоит признать, что настало время выбора: популяризировать или рекомендовать и пропагандировать художественную литературу. От этого зависит дальнейшая судьба рекомендательной библиографии.
В 1921 г. из России отправился в изгнание целый корабль с философами. Таким образом была репатриирована целая наука. Не повторить бы этот печальный опыт в современной ситуации. Рекомендательная библиография в той или иной форме существует в Англии, США, Болгарии и некоторых других странах. В России её «закрывают» силовыми методами. Не так давно закрыт отдел рекомендательной библиографии в РГБ (некогда – Всероссийском центре рекомендательной библиографии). Между тем выпущенные им энциклопедии А.М.Горбунова «Панорама веков» и «Поэты Серебряного века» являются бестселлерами!
На, наш взгляд, настало время для проведения широкомасштабного исследования по применению рекомендательных библиографических пособий в публичных и учебных библиотеках, стоило бы получить отзывы о них от обыкновенных читателей. Ведь ни для кого не секрет, что во многих публичных библиотеках ведётся разработка собственных рекомендательных пособий за неимением выпущенных централизованно. На страницах журналов продолжают публиковаться библиографические списки и обзоры литературы.

Литература (приводится в соответствии с ГОСТом, действовавшем в 2000 году):

1. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся. – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1985. – 207 с.
2. Трубников С.А. Основные вопросы идейно-эстетической характеристики произведений художественной литературы в рекомендательной библиографии: Дис. .. канд. пед. Наук. – М., 1956. – 216 с.
3. Куликова А.П. Некоторые особенности рекомендательной библиографии в периодической печати // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии: Сб. статей. – М.: Книга, 1973. – С. 131 – 146.
4. Давыдова М.И. Литературная библиография на этапе обновления // Библиография. – 1998. - № 4. – С. 133-139.
5. Давыдова М.И. В мире художественной литературы // Мир библиографии. – 1999. - № 4. – С. 71 – 74.
6. Бавин С.П. Литературная рекомендательная библиография: динамика основных функций и жанрово-типологическая структура в современной социокультурной ситуации: автореф. дисс. …канд. наук. – М., 1996. – 24 с.
7. Дулатова А.Н. Рекомендательная характеристика в литературном библиографическом пособии как носитель первичной информации // Человек в мире искусства: Информационные аспекты. – Краснодар, 1994. – С. 351-353.
8. Багрова И. Есть ли у библиотек будущее в ХХI веке // Библиотековедение. – 1999. – № 1. – С. 138-151.

Детской литературы:

история и современность

Прежде, чем обратиться к истории и современному состоянию рекомендательной библиографии детской литературы, хочется сказать о ее роли в обществе. Ее роль заключается в том, чтобы помогать детям и взрослым ориентироваться в книжном потоке, содействовать обучению и самообразованию, самовоспитанию, формированию читательской культуры и в целом - развитию личности. Рекомендательную библиографию детской литературы можно назвать инструментом для реализации важной функции детской библиотеки - руководства и педагогического сопровождения детского чтения.

Рекомендательная библиография литературы для детей и юношества возникла во 2-й половине XIX в., когда вместе с развитием капитализма России требовалось больше образованных людей. Тогда еще не было самого понятия «рекомендательная библиография», но уже составлялись пособия, призванные влиять на чтение детей и молодежи. Первые библиографические пособия по детскому чтению создавались разными обществами, комиссиями и персонально библиографами. Назовем несколько известных библиографов конца XIX - начала XX в.: Феликс Густавович Толль и его указатель «Наша детская литература», Николай Александрович Рубакин и указатель «Среди книг», Игнатий Владиславович Владиславлев и указатель «Что читать?». составил и первый советский указатель под названием «Избранная литература для юных читателей по темам».

Рекомендательная библиография изначально имела ярко выраженный педагогический характер . В первые годы советской власти ее использовали при ликвидации неграмотности. Например, при участии Надежды Константиновны Крупской Наркомпрос составил так называемую «Грамоту гражданина». Эта программа занятий с неграмотными включала в себя рекомендательные списки. А известный педагог Василий Александрович Сухомлинский выдвинул тогда идею, как отбирать литературу для «Золотой библиотеки отрочества».

Тем не менее вплоть до 1930-х годов рекомендательная библиография в России не получала должного развития. Потом большой удар ей нанесла Великая Отечественная война. В то время рекомендательная библиография, как могла, содействовала военно-патриотическому воспитанию. В основном выходили пособия оперативных «малых форм».

А «золотой период» развития рекомендательной библиографии наступил лишь в 1960-1980-х годах . Перечислим некоторые замечательные библиографические работы того времени. Во-первых, в 1970-х годах это были путеводители Государственной Публичной библиотеки имени М. Салтыкова-Щедрина «Что читать?» для 5-6-х классов и для 7-8-х классов. Путеводители предлагали школьникам лучшие книги по всем областям знаний, включая художественную литературу . Авторы путеводителей - группа библиографов под руководством Инессы Николаевны Тимофеевой. Инесса Николаевна работала в этой библиотеке с середины 1950-х годов, с момента открытия научно-методического отдела. В те годы в отделе была создана группа по библиотечной работе с детьми и руководству детским чтением. Молодой кандидат педагогических наук Инесса Тимофеева возглавляла эту группу. Интересные издания серии «За страницами вашего учебника» выпускали сотрудники Государственной республиканской детской библиотеки РСФСР. Существовали и серии бесед «Советские писатели - детям» и «Прочти эти книги», которые создавались силами Государственной библиотеки СССР имени Ленина. И, конечно, стоит вспомнить разные издания Домов детской книги в Москве и в Ленинграде. А в 1987 г. вышел указатель Инессы Николаевны Тимофеевой «100 книг вашему ребенку», который до сих пор считается в детских библиотеках классическим.

В каком положении находилась рекомендательная библиография в 1990-х годах? Распад СССР и кризис в стране не лучшим образом отразились на состоянии и финансировании библиотек. Тогда сам термин «рекомендательная библиография» считался идеологическим штампом, от которого стремились освободиться. Термин «руководство чтением» тоже был неприемлем. И на смену понятию «рекомендательная библиография» приходят слова «продвижение чтения». О том, что происходило в детской литературе, можно было прочитать в единственном специализированном журнале «Детская литература». Но он в конце 1990-х годов прекратил свое существование. Основная работа по информированию детей о новой литературе и разработка рекомендательных пособий легла на плечи детских, юношеских и школьных библиотек . Библиография и издательское дело стали жертвами хозрасчетных отношений. Когда комплектование огромного числа детских библиотек свелось к нулю, создавать рекомендательные пособия стало бессмысленно. Ребенок мог узнать о книге, но никогда ее не прочесть. Выход из тяжелейшей ситуации оставался один - использовать информационные технологии , подключать библиотеки к Интернету, чтобы создавать информационные ресурсы. В то время появились две самостоятельные версии программы «Ликс-Изборник», созданные сотрудниками Российской государственной детской библиотеки. «Ликс» расшифровывается как «Локальная информационная компьютерная система». Что представляла собой программа «Ликс-Изборник»? Это был записанный на диске, структурированный по темам, любимым героям, отраслям знаний путеводитель для детей разных возрастных групп. В 1998 г. появился вариант мультимедийной версии программы под названием «Час книги». В нашей библиотеке программа активно использовалась в работе.

Несмотря на все проблемы того времени, появлялись интересные библиографические издания. Назовем некоторые: энциклопедия для родителей «Что читать Вашему ребенку от года до десяти» Инессы Николаевны Тимофеевой и трехтомный словарь «Писатели нашего детства. 100 имен», созданный Российской государственной детской библиотекой.

Как обстоят дела с рекомендательной библиографией детской литературы сейчас? Компьютеризация и освоение интернет-пространства детскими библиотеками начались в конце XX – начале XXI вв. Это были уже инновационные методы донесения библиографической информации до пользователей. С развитием компьютерных технологий особую значимость приобретает проблема отбора и оценки изданий. Ведь книжное пространство напоминает океан, в котором запросто утонуть. Рекомендательная библиография становится главным путеводителем в океане информации. Она развивается сегодня параллельно и на бумажных, и на электронных носителях. Главное - это неравнодушие библиографов, желание фантазировать, привлекать детей к книге.

Несколько слов о «малых» (традиционных) формах рекомендательной библиографии. «Малые» формы оперативны и мобильны. К ним относятся закладки, памятки, списки литературы, буклеты . Произвести впечатление на современного читателя - задача не из легких, поэтому пособия «малых форм» должны быть оригинальны по оформлению и по содержанию. Наша Псковская областная библиотека для детей и юношества имени выпускает множество таких пособий.

Теперь об электронных ресурсах . Сегодня один из самых крупных центров рекомендательной библиографии детской литературы - это Российская государственная детская библиотека (РГДБ), выпускающая значительную часть всех пособий для детей и организаторов детского чтения. РГДБ - научно-методический и исследовательский центр по вопросам библиотечной работы с детьми и подростками.

Какие же существуют интернет-ресурсы в области рекомендательной библиографии детской литературы? В 2002 г. сотрудники РГДБ создали авторитетный интернет-ресурс, навигатор в мире книг - «БиблиоГид». Главная его задача - выбрать для детей лучшее из издательской продукции. Причем на сайте отмечены и те книги, которые, по мнению авторов сайта, не заслуживают высокой оценки. Аннотации, обзоры на сайте пишут ведущие литературные критики и библиографы детской литературы Ксения Молдавская, Алексей Копейкин, Мария Порядина.

Второй интернет-ресурс - «Детям и о детях», созданный РГДБ. Он представляет собой ежеквартальный аннотированный каталог современной детской литературы. Каталог помогает библиотекарям комплектовать библиотеки качественными современными изданиями. Каждая его позиция содержит библиографическое описание книги, аннотацию, изображение обложки, возраст читателя, которому адресована книга, и разную другую информацию. В 2012 г. появился еще один каталог, созданный РГДБ, - «Вебландия - лучшие сайты для детей». Он объединяет более 1000 сайтов познавательного и развлекательного характера для детей. Отбор сайтов идет с учетом «белых списков» (перечень веб-адресов, разрешенных для посещения) и согласно Федеральному закону № 000 о безопасности информационной продукции для детей. И, конечно, важным критерием отбора служит наличие интересного, написанного литературным языком контента. Кроме библиотекарей, материал сюда может прислать любой пользователь, если предложенный им сайт соответствует критериям.

Нельзя обойти вниманием еще один интернет-ресурс - «Папмамбук», адресованный родителям. Многие родители понимают значимость чтения для развития детей и очень заинтересованы в том, чтобы привлечь своего ребенка к чтению. Сайт поднимает две важные темы: «Что и как читать ребенку» и «Как вырастить из ребенка читателя». Родители узнают о психологических закономерностях развития ребенка , о способах обучения малыша самостоятельному чтению, о книжном рынке. А гости проекта - писатели, художники, издатели - вспоминают о своих любимых детских книгах.

Теперь расскажу о сайте Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. . Много лет отдел информационно-библиографической деятельности ведет на сайте раздел «Книжный фарватер» из семи рубрик. Рубрика «Библиопремии» ведется недавно. Мы считаем, что информация о премиях в области детской литературы очень важна. Ведь лауреаты премий - те самые лучшие детские писатели, чьи книги с полным правом можно рекомендовать читателям, информировать о них руководителей детского чтения. Рубрика «Библионовинки» посвящена новым книгам для детей и юношества, а в «Библиоретро» мы вспоминаем книги прежних лет и тех авторов, на чьих произведениях выросло не одно поколение читателей. В рубрике «Библиокалендарь» мы рассказываем о книгах, которые тематически связаны с разными календарными датами. Можно сказать, что рубрика «Библиотекарю понравилась книга» - самая эмоциональная в разделе «Книжный фарватер». Это своеобразный читательский дневник библиографов, которые выражают свое личное впечатление о прочитанном. Рубрика «Памятники литературным героям» приглашает читателей в воображаемое путешествие по разным уголкам Земли, где стоят памятники героям детских книг. А в рубрике «Издания библиографов» мы помещаем разные обзоры литературы, которые готовит наш отдел. Прежде всего это ежегодный обзор новинок художественной литературы для детей и юношества «Ни дня без книги!».

Раздел «Книжный фарватер» - один из самых посещаемых на сайте нашей библиотеки. К нему обращается примерно 60% пользователей сайта.

Хотим мы того или нет, но способы общения и детей и взрослых за последнее десятилетие очень изменились. Дети и взрослые стали активными пользователями социальных сетей. Учитывая это, наша библиотека ведет несколько страничек «В контакте». Страничка «Два капитана»: роман, музей, библиотека» объединяет группу, посвященную жизни и творчеству писателя и его родному городу Пскову. Именно в нашей библиотеке, носящей имя, работает уникальный музей одного литературного произведения - романа «Два капитана». Вторая страничка - «Книжные дети», связанная с детской литературой. Она может быть полезна детям, их родителям и всем, кто любит детские книги. Третья - «Таланты и поклонники». Девиз этой группы: «Открой в себе талант! Найди своих поклонников!» Проект «Таланты и поклонники» программы «Перезагрузка» успешно совместил реальную работу в библиотеке с виртуальной версией, которая расширила возможность общения с пользователями. Участники группы представляют свои творческие работы в виртуальном пространстве.

С рекомендательной библиографией в некоторой степени связана и работа издательств, хотя это делается ими, конечно, в коммерческих целях. Например, издательство детской литературы «Розовый жираф» публикует рекомендательные списки литературы.

Любопытно, что дети и подростки нередко становятся участниками жюри премий в области детской литературы. Например, существует знак под названием «Нравится детям Ленинградской области ». Знак присуждается книгам, изданным в текущем году. Детские библиотеки области активно участвуют в проведении открытого голосования детей и подростков. Заключительный этап голосования и торжественное присвоение Знака авторам книг-победителей традиционно проходит в Ленинградской областной детской библиотеке.

Пожалуй, самый интересный из конкурсов в области детской литературы - это «Книгуру». Произведения, выдвинутые на участие в конкурсе, рассматриваются двумя инстанциями - Советом экспертов и Жюри. В Совет входят писатели, критики, педагоги, библиотекари, психологи, то есть взрослые. А Жюри состоит из детей и подростков в возрасте 10-16 лет. Чтобы стать членом Жюри, любому читающему ребенку этого возраста достаточно зарегистрироваться на сайте конкурса. Причем окончательный выбор победителей определяет именно Жюри в Интернете.

Рекомендательная библиография детской литературы прошла интересный путь становления и развития. Сейчас существует социальная потребность в ней, что диктуется и состоянием книжного рынка, и плохим комплектованием детских библиотек, и постоянно меняющимся содержанием школьного образования. А есть ли у рекомендательной библиографии будущее? Думается, что по крайней мере в ближайшее время сохранится социальная потребность в ней. Рекомендательная библиография, конечно, будет развиваться и приобретать новые формы вместе с идущими вперед информационными технологиями. Возможно, ее задачи будут связаны с какими-то эффективными проектами. Так, например, на одной из конференций детских библиотекарей рассматривался вариант прямой отправки информации о книгах прямо на мобильный телефон читателя (в рамках договора с читателем). Все эти проекты будут направлены на достижение глобальной цели - на сплочение нации посредством книги.

При подготовке материала использована литература:

Рыбина, Е. Библиография литературы для детей и юношества: учебник / Е. Рыбина. - М.: Московский государственный университет культуры, 1994. - 240 с.

Рыбина, Е. Библиография литературы для детей: учебник / Е. Рыбина, Е. Томашева. - М.: Книга, 1984. - 256 с.

https://fni-talya.

https://kaverin. ru

https://pedagogie. ru

Рекомендательная библиография

отрасль научной и практической деятельности, один из видов библиографии (См. Библиография). Главное общественное назначение Р. б. в СССР и др. социалистических странах - содействовать общему и профессиональному образованию и самообразованию, пропаганде политических, научных и эстетических знаний, в целях всестороннего развития личности и воспитания её в духе принципов коммунизма. Р. б. выступает как одно из основных средств пропаганды книги, метод руководства чтением. На Р. б. распространяются главные ленинские принципы пропаганды: партийность, научность, связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Пропаганда книг средствами Р. б. осуществляется различными каналами массовой коммуникации: библиотеками, периодической печатью, радио, телевидением. Система рекомендательно-библиографических пособий представляет собой комплекс изданий, охватывающий все важнейшие отрасли знания и обслуживающий различные сферы общественной практики. Имеются 3 главные отраслевые ветви пособий: общественно-политической тематики; естественнонаучной и технической; художественной литературы, литературоведения и искусства; составляются также пособия, отражающие межотраслевую проблематику. Пособия Р. б. дифференцируются в соответствии с социально-демографическими и др. признаками читательских групп и по целевому назначению (овладение определённой отраслью знания, расширение политического, общенаучного и культурного кругозора, повышение квалификации и т.д.). В зависимости от назначения в основе пособия лежит определённый идейно-педагогический замысел, диктующий проблематику пособия, отбор литературы, композицию и форму подачи материала. Пособия Р. б. используются пропагандистами и лекторами в пропаганде знаний, библиотекарями в различных формах индивидуальной и массовой работы с читателями. В создании системы пособий участвуют центральные, республиканские и областные (краевые) библиотеки. Значительная роль в развитии советской Р. б. принадлежит Н. К. Крупской. Разработка теории Р. б. ведётся по следующим проблемам: социальные функции Р. б., психолого-педагогические проблемы Р. б., содержание, формы и методы пропаганды книги средствами Р. б. и др. Координационный и методический центр в области Р. б. - Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 111-14; Крупская Н.К., О библиотечном деле, М., 1957; Рекомендательная библиография и руководство чтением, Сб. статей по теории и методике, М., 1967; Современные проблемы развития рекомендательной библиографии, Сб. статей, М., 1973.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλίον книга и γράφω пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… … Православная энциклопедия

    - (от греч. biblion kнига и...графия) отрасль научной и практической деятельности, в задачи которой входят информация о произведениях печати и их активная пропаганда в определенных общественных целях. Дисциплина, которая изучает… … Большая советская энциклопедия

    БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - раздел библиографии, в задачи к рого входят учёт и информация о произведениях печати для детей и юношества. Такая информация направлена в два осн. адреса: взрослым (учителям, родителям, воспитателям, специалистам, профессионально связанным с… … Российская педагогическая энциклопедия

    Библиография детской литературы - раздел библиографии, в задачи которого входят учёт и информация о произведениях печати для детей и юношества. Б.д.л. предназначается взрослым (педагогам, другим специалистам, работающим с детьми, родителям) и детям и помогает ориентироваться… …

    БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ - БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ, отрасль научной и практической деятельности, основными задачами которой являются информация о художественной литературе и трудах по литературоведению, пропаганда и рекомендация лучших произведений литературы, помощь… … Литературный энциклопедический словарь

    Recommendatory bibliography - Рекомендательная библиография … Краткий толковый словарь по полиграфии

    Коммунальное учреждение культуры «Днепропетровская областная универсальная научная библиотека имени Первоучителей славянских Кирилла и Мефодия» … Википедия

    Внеклассное чтение - педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению в соответствии с их индивидуальными интересами и потребностями. Термин предложен В.П. Шереметевским в 1886. В.ч. расширяет кругозор учащихся, помогает… … Педагогический терминологический словарь

    - (от лат. nota знак, нота и греч. grapo пишу). 1) Пособия (указатели, обзоры, списки, каталоги), в к рых описаны, перечислены и систематизированы в определ. порядке (алфавитном, хронологич., тематич. и др.) нотные издания и… … Музыкальная энциклопедия

    Женщины в зарубежной популярной музыке Женщины в зарубежной популярной музыке (НОТА Р, 2004) Жанр: энциклопедический справочник Автор … Википедия

Книги

  • Творчество Чюрлёниса (соната весны) , В. Ландсбергис , Настоящая монография, подготовленная к столетию литовского художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875-1911), является переизданием книги, имевшей прежде несколько иное… Категория: Биографии, мемуары Издатель: Музыка ,
  • Очерки истории советского искусства ,

Рекомендательная библиография, отрасль научной и практической деятельности, один из видов библиографии . Главное общественное назначение Р. б. в СССР и др. социалистических странах - содействовать общему и профессиональному образованию и самообразованию, пропаганде политических, научных и эстетических знаний, в целях всестороннего развития личности и воспитания её в духе принципов коммунизма. Р. б. выступает как одно из основных средств пропаганды книги, метод руководства чтением. На Р. б. распространяются главные ленинские принципы пропаганды: партийность, научность, связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Пропаганда книг средствами Р. б. осуществляется различными каналами массовой коммуникации: библиотеками, периодической печатью, радио, телевидением. Система рекомендательно-библиографических пособий представляет собой комплекс изданий, охватывающий все важнейшие отрасли знания и обслуживающий различные сферы общественной практики. Имеются 3 главные отраслевые ветви пособий: общественно-политической тематики; естественнонаучной и технической; художественной литературы, литературоведения и искусства; составляются также пособия, отражающие межотраслевую проблематику. Пособия Р. б. дифференцируются в соответствии с социально-демографическими и др. признаками читательских групп и по целевому назначению (овладение определённой отраслью знания, расширение политического, общенаучного и культурного кругозора, повышение квалификации и т.д.). В зависимости от назначения в основе пособия лежит определённый идейно-педагогический замысел, диктующий проблематику пособия, отбор литературы, композицию и форму подачи материала. Пособия Р. б. используются пропагандистами и лекторами в пропаганде знаний, библиотекарями в различных формах индивидуальной и массовой работы с читателями. В создании системы пособий участвуют центральные, республиканские и областные (краевые) библиотеки. Значительная роль в развитии советской Р. б. принадлежит Н. К. Крупской. Разработка теории Р. б. ведётся по следующим проблемам: социальные функции Р. б., психолого-педагогические проблемы Р. б., содержание, формы и методы пропаганды книги средствами Р. б. и др. Координационный и методический центр в области Р. б. - Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 111-14; Крупская Н.К., О библиотечном деле, М., 1957; Рекомендательная библиография и руководство чтением, Сб. статей по теории и методике, М., 1967; Современные проблемы развития рекомендательной библиографии, Сб. статей, М., 1973.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

А. 20-30-е годы. 11

Б. 30-40-е годы. 16

В. Послевоенный период. 20
Заключение. 25
Список использованной литературы. 26

ВВЕДЕНИЕ

Первые пособия рекомендательной библиографии, то есть библиографические пособия, содействующие общему и профессиональному образованию, самообразованию, пропаганде научных и политических знаний, появились в конце XIX века. Тогда еще не было термина "рекомендательная библиография", но уже составлялись пособия, которые были призваны оказать влияние на читателя. В одних случаях указатель должен был привлечь внимание к монархической литературе, "оградить" читателя от идей и произведений, не угодных правящим классам, в других - заинтересовать передовых рабочих, учащуюся молодежь прогрессивной литературой. К последним относится, например, указатель Н. А. Рубакина "Среди книг".

Еще в первую русскую революцию появились пособия большевистской рекомендательной библиографии. В целом же в дореволюционной России рекомендательная библиография не получила большого развития. Положение резко изменилось после Великой Октябрьской Социалистической революции.
Культурная революция, осуществлявшаяся в нашей стране, резкое возрастание роли книги, тяга миллионов к образованию привели к тому, что значение рекомендательной библиографии как важного средства в приобщении к книге и образованию советских людей неизмеримо повысилось. К середине тридцатых годов рекомендательная библиография получает общее признание как один из основных видов библиографии по общественному назначению. В семидесятых годах рекомендательная библиография быстро развивается и совершенствуется.
Ее центром является Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Она ежегодно выпускает много рекомендательных библиографических пособий, ведет большую научную и методическую работу в этой области, помогает другим библиотекам подготавливать рекомендательные указатели, списки и обзоры литературы. Рекомендательные библиографические пособия составляют все крупные библиотеки Советского Союза

Пособия рекомендательной библиографии составляются для читателей с разной общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Без четкого читательского назначения рекомендательный указатель не может быть полноценным. От такого назначения зависит отбор литературы для указателя, методы ее рекомендации. Иногда используется выражение "для широкого круга читателей". Оно слишком неопределенно. Молодые рабочие, только вчера ставшие к станку; студенты вузов; преподаватели литературы и истории, интересующиеся проблемами современных естествознания и техники, - широкий круг читателей.

Библиографоведы пришли к выводу, что пособия рекомендательной библиографии надо составлять с учетом потребностей четырех основных читательских групп.

К первой группе отнесены школьники (1 - 3-х классов, 4 - 5-х классов,
6 - 8-х классов).

Вторую группу составляет юношество (учащиеся 9 - 10-х классов; учащиеся средних специальных учебных заведений; учащиеся других учебных заведений).

Третья группа включает рабочих, колхозников, служащих малой и средней квалификации, в том числе рабочую молодежь.

Четвертая группа состоит из квалифицированных специалистов всех областей народного хозяйства, рабочих высокой квалификации, кадров управления.

Установив читательское назначение составляемого рекомендательного указателя, определяют его целевое назначение. Так, рекомендательный указатель для учащегося техникума может содействовать его самообразованию, расширить его профессиональные знания, быть подспорьем в его общественной работе и т.п.

Когда решается, на какую тему составлять пособие рекомендательной библиографии, какую литературу в него включать, как ее охарактеризовать, обязательно учитывают читательское и целевое назначение подготовляемого издания.

Рекомендательные указатели, списки, обзоры литературы предназначаются в основном для библиотек. Именно на библиотеки возлагается помощь в выборе книги, квалифицированная консультация читателей. К тому же только в библиотеках можно найти публикации за прошлые годы, предлагаемые в рекомендательных библиографических пособиях. Эти пособия - основа для комплектования массовых библиотек, изучения их фондов, работы на абонементе и в читальном зале, ведения справочно-библиографической работы и т.д. Роль пособий рекомендательной библиографии в книжной торговле скромнее. С точки зрения книготорговца, у этих пособий есть два недостатка. Во-первых, в пособиях отражены не все книги, а только часть их. В ассортименте книжного магазина много изданий, которые по различным причинам в пособиях не отражаются. Во-вторых, пособия отстают от ассортимента магазина. Как правило, новая книга попадает в пособие спустя несколько месяцев, а то и лет, после ее выхода. В библиотеке эта книга сохранилась, в магазине она давно уже распродана. На этом основании книготорговцы считают, что рекомендательные библиографические пособия не представляют для них интереса. Но это не так. В книжной торговле использование методов рекомендательной библиографии дает хорошие результаты. Эти методы применяют в рекламно-библиографической работе.

Пособия рекомендательной библиографии полезно использовать в книготорговой пропаганде, в работе с изданиями прошлых лет, распространение которых требует дополнительных усилий. Следует также учитывать, что книги, включаемые в рекомендательные пособия, тщательно отбираются. Естественно, что многие из них систематически переиздаются. Это произведения политической и художественной литературы, научно-популярные книги. Таким образом, рекомендательные пособия облегчают изучение значительной части ассортимента, его книготорговую пропаганду.

Особенно много рекомендательных пособий по художественной и политической литературе. Растет число пособий (это все 70-е годы), посвященных естественнонаучной тематике, актуальным проблемам промышленного и сельскохозяйственного производства ("В боях за Великий Октябрь", "Солдаты
Дзержинского Союз берегут", "Советский Союз - друг народов Востока",
"Воспитание детей в семье", "Эстетика и труд", В помощь садоводу",
"Достижения советской архитектуры", "Физика для всех", "Рабочему о научно- техническом прогрессе", "Экономика сельскохозяйственного производства" и др.).

Среди пособий, в которых преобладают тематические издания, отражаются книги и статьи за ряд лет, и, стало быть, они имеют ретроспективный характер.

По структуре рекомендательные пособия также разнообразны. Преобладают рекомендательные указатели литературы. В них приводится аннотированный перечень литературы по определенной теме, отрасли знания, или художественной литературе. Чаще всего в указатель включаются произведения, рассчитанные на читателей второй, третьей и четвертой групп. Названия указателей достаточно точно раскрывают их содержание, а объем позволяет сделать вывод о числе включенных книг и статей.

Не всегда указатели, выпущенные пять и больше лет назад, сохраняют свою ценность. Необходимо дифференцированный подход, умение оценить, можно ли использовать определенный указатель в условиях конкретного книжного магазина.

Рекомендательный обзор - "В глубине микромира" знакомит с научно- популярной литературой об основных идеях и экспериментах в области ядерной физике, об удивительных закономерностях, управляющих жизнью микромира, о достижениях физики элементарных частиц и ее загадках, над решением которых работают ученые. Всего в обзоре рекомендуется 21 книга и статья, значительно меньше, чем в большинстве указателей.

Обзоры интересны, но в работе с покупателями их использовать сложно.
Тема их обычно узка - по теме каждого обзора в магазине часто вообще нет ни одной книги или есть одна - две (но можно подготовить "Новинки").

От перечисленных пособий отличается круг чтения. По содержанию он, как правило, значительно шире указателей и обзоров. Круг чтения должен помочь читателю приобрести разностороннее и широкое представление о литературе основных разделов ассортимента.

В первые послевоенные годы вышло два издания "Библиотеки.
Самообразование" - многотомного круга чтения. Однако, "Библиотека" быстро устарела и не стала использоваться.

Четыре крупнейших библиотеки страны - Государственная библиотека СССР имени Владимира Ильича Ленина, Государственная Публичная библиотека имени
М. Е. Салтыкова-Щедрина, Государственная публичная историческая библиотека и Центральная политехническая библиотека подготовили, а издательство
"Книга" выпустило капитальный трехтомник "Книга о книгах". Это свод лучших книг, изданных в стране за последние годы, и составляющие основу круга чтения нашего современника.

Библиотека имени в. И. Ленина издает серию "Круг чтения молодежи".
Один из выпусков серии назван "Знать, соблюдать, охранять". В него вошли книги и статьи, знакомящие молодежь с социалистической законностью и советскими законами. В условиях библиотеки такое пособие незаменимо: ведь в библиотеке могут быть если не все, то большая часть рекомендуемых здесь книг и статей. Для книжного магазина такое пособие полезно для расширения кругозора самого продавца

Широко распространяются так называемые малые формы пособий рекомендательной библиографии. Эти пособия рекомендуют лишь несколько книг и статей для точно установленной категории читателей.

Планы чтения - представляют собой списки книг в наиболее целесообразной последовательности. Обычно списку литературы предшествует краткая характеристика темы, указывается значение той или иной проблемы или вопроса.

Беседы о книгах - связный рассказ о книгах и проблемах, которым они посвящены. Беседы могут быть о нескольких или об одной книге.

Малые формы рекомендательной библиографии применяются в библиотеках в целях раскрытия фондов. Малые формы оперативны, удобны для индивидуальной работы. Их можно составлять непосредственно в библиотеке с учетом конкретного фонда и конкретного читателя. Они хорошо помогают формированию интересов читателей.

А. 20-30-е годы.

С первых лет Советской власти партия и правительство проявляли особую заботу о развитии рекомендательной библиографии, призванной помочь в возможно короткие сроки приобщить массы трудящихся к культуре. Одной из первоочередных задач рекомендательной библиографии было оказание помощи в обучение грамоте взрослого населения. При непосредственном участии Н. К.
Крупской Наркомпросом была составлена "Грамота гражданина" - программа занятий в школах неграмотных и малограмотных, включающая рекомендательные списки для преподавателей и учащихся. В задачи рекомендательной библиографии первых лет Советской власти входило оказание помощи библиотечному строительству. Некоторую помощь комплектованию библиотек оказывали примерные списки, регулярно составлявшиеся библиотечным подотоделом Наркомпроса для библиотек разного типа, изб-читален, сельских и рабочих библиотек.

Новые задачи поставила перед культурно-просветительной работой гражданская война, которая, по словам Н. К. Крупской "повернула все дело на другие рельсы. Она потребовала прежде всего ответа на вопросы момента; нужна была агитация сильная, яркая. Это было орудием борьбы".

В Красной Армии складывался аппарат политической и культурно- просветительной работы. Велась активная пропаганда книги. В частности здесь зародилась новая форма пропаганды в виде настенных списков-плакатов на остроактуальные темы, например: "За что мы воевали прежде и за что воюем сейчас", " Правда и ложь про коммунистов", "Орудие борьбы с голодом в наших руках".

Требование политически активизировать рекомендательную библиографию наталкивалось на сопротивление части библиотечных работников. Многие крупные дореволюционные авторитеты библиотечного дела и библиографии продолжали отстаивать теорию надклассовости и аполитичности библиотечного дела.

Новый этап развития рекомендательной библиографии начался после окончания гражданской войны, когда страна приступила к мирному строительству. Основным государственным учреждением, проводившим систематическую работу в области рекомендательной библиографии с 1920 по
1929 г. был Главполитпросвет, а в 1930 г. - Отдел массовой работы
Наркомпроса.

В 1921 году в Главполитпросвете был создан программно- библиографический отдел, в дальнейшем реорганизованный в библиографическое бюро. Возглавил его крупнейший советский библиограф-коммунист Лев Наумович
Троповский (1855 - 1944 гг.). В задачи Главполитпросвета входило составление библиографических списков и программ по отдельным предметам для совпартшкол и в помощь самообразованию, а также указателей и списков к агитационным компаниям.

Важнейшие агитационные компании были посвящены прежде всего вопросам экономического строительства. Автором многих указателей была Н. К.
Крупская. Крупская Н. К. мастерски умела давать в аннотациях острую политическую оценку содержания, выделять самые важные положения и говорить о них предельно сжато. Методика аннотирования, разработанная Н. К.
Крупской, сыграла большую роль в создании советской методики рекомендательной библиографии.

Становлению и развитию рекомендательной библиографии. Расширению ее тематики, пропагандистских возможностей в немалой степени способствовали библиографические журналы Главполитпросвета. Первым из них был "Бюллетень книги" (1922 - 1923 гг.), в программной статье которого (№1) говорилось:
"Библиография - не просто культурническое дело. Каким оно было до революции… Библиография имеет теперь строго определенные цели. Основываясь на идеологии коммунизма, она становится политпросветбиблиографией". Журнал заявил: "Мы хотим стать регулятором книжного пользования в нашей
Республике".

За время издания "Бюллетеня книг" сложился тип рекомендательного библиографического журнала, направленного, в первую очередь, в помощь библиотекарю. Он сочетал широко поставленную информацию о новых книгах, публикацию разнообразных библиографических материалов по актуальным темам политико-просветительной работы и пропаганды с задачей ограждения библиотек от идейно-порочной литературы, что было важно в связи с деятельностью частных издательств в период НЭП.

В результате осуществления программы культурного строительства усилилась тяга все более широких слоев трудящихся к самообразованию. Новые задачи рекомендательной библиографии решались рекомендательным библиографическим журналом Главполитпросвета "Вестник книги" (1924 - 1925 гг.). Редакция "Вестника книги" писала в первом номере журнала: "Какой круг вопросов будет освещаться в нашем журнале? Все, что может служить для коммунистического просвещения".

"Вестник книги", рассчитанный на всех культпросветчиков - от библиотекаря до работника ликбеза, ставил своей задачей помочь им ориентироваться в возрастающем потоке новых изданий. Много внимания журнал уделял работе деревенских политпросветов и библиотек.

Рекомендательно-библиографический журнал "Что читать деревне" (1925 -
1928 гг.) целиком и непосредственно адресовался читателю-крестьянину, агроному, учителю, избачу. В журнале печатались списки на темы, интересовавшие крестьян. В задачи журнала входили также отбор и публикация отзывов крестьян о книгах.

Библиографы Главполитпросвета кроме библиографических периодических изданий готовили к печати разнообразные по тематике рекомедательно- библиографические пособия, рассчитанные на малоподготовленных читателей. В этих пособиях получали отражение вопросы советского строительства, сельского хозяйства, художественная литература. При их создании было проявлено много творческой инициативы в разработке типов пособий, их оформления, в составлении методических указаний и т.п.

В 1922 - 1923 гг. было выпущено рекомендательно-библиографическое пособие в помощь марксисткому образованию: "Программа по основным вопросам марксизма". Пособие в помощь общему самообразованию молодежи было составлено при совместной работе Н. К. Крупской и А. К. Тимирязева ("Какие знания нужны каждому молодому рабочему, крестьянину и красноармейцу", 1922 г.). рекомендательным библиографическим материалом в помощь самообразованию отводилось значительное место в журналах "Помощь самообразованию", "Красный библиотекарь", "Книгоноша", помещавших рекомендательные списки литературы по актуальным общественно-политическим вопросам, о Ленине и ленинизме, антирелигиозной тематике, по естествознанию, сельскому хозяйству, темам красного календаря, наиболее злободневным вопросам текущей политики.

Библиотечная общественность предлагает издавать в централизованном порядке аннотированную печатную карточку на новые книги. Использование таких карточек в каталогах должно было активизировать деятельность библиотек по раскрытию книжных фондов и руководству чтением. В 1925 году при Главполитпросвете организуется Бюро центральной каталогизации (БЦК), которое приступило к выпуску аннотированных карточек для каталогов массовых библиотек. С ноября 1925 г. начали выходить аннотированные печатные карточки, в каждой из которых приводились описание книги, краткая аннотация и индекс по таблицам десятичной классификации.

В 1928 г. было принято постановление ЦК ВКПб "Об обслуживании книгой массового читателя". Библиографию партия рассматривала как "важнейшее орудие пропаганды массовой книги и помощи читателю".

Массовым газетам и журналам постановлением вменялось в обязанность
"регулярно печатать рекомендательные списки вновь выходящих книг, снабжать актуальные статьи указателями литературы и развернуть распространение массовой книги в качестве своих приложений. Наркомпочтелю организовать по радио библиографическую работу".

Важную работу сыграло постановление ЦК ВКП(б) "Об улучшении библиотечной работы" (1929 г.). Требования ЦК партии превратить библиотеки в опорные базы повышения политического и культурного уровня читателей, их самообразования имели непосредственное отношение к развитию рекомендательной библиографии в условиях социалистического строительства.

Б. 30-40-е годы.

Признанная выполнять сложные задачи, рекомендательная библиография нуждалась в серьезной перестройке. Отказ от элементарной агитации, свойственной рекомендательной библиографии 1920-х гг., требовал решения ряда вопросов методики, повышения квалификации кадров библиографов и т.д.

Возникла необходимость в создании центра рекомендательной библиографии. В 1930-х гг. на базе бывшего библиографического отдела
Главполитпросвета открывается Институт рекомендательной библиографии. Новый институт начал издание библиографического бюллетеня "Книга строителям коммунизма", выпускал аннотированные печатные карточки и рекомендательные указания.

В 1931 г. Институт рекомендательной библиографии реорганизуется в
Критико-библиографический институт и передается в систему ОГИЗа. Впервые в одном центре были объединены рекомендательная библиография и критико- библиографическая деятельность. Институт продолжал выпускать аннотированные печатные карточки и рекомендательные пособия к политическим компаниям и в помощь самообразованию. С 1934 г. вместо издания "Книга строителям коммунизма" начали выходить отраслевые критико-библиографические бюллетени
"Общественно-политическая литература", "Художественная литература",
"Техническая литература" и т.д. Справочно-библиографическое Бюро института составляло по заявкам библиотек тематические списки и выдавала справки о рецензиях на новые книги. В институте складывался квалифицированный коллектив специалистов. Однако институту не удалось превратиться в центр библиографической работы в стране. Влияние ОГИЗа, контроль со стороны
Наркомпроса и других учреждений, руководивших библиотечным делом в стране, оказались недостаточным для решения задач, стоявших перед рекомендательной библиографией.

Бюллетени запаздывали, отбор литературы в них не всегда был достаточно мотивированным. Институт сузил критико-библиографическую деятельность до потребностей издательств. Читатели и библиотекари необходимой помощи не получили. В 1935 г. он был закрыт. В 1932 г. начал выходить новый критико- библиографический журнал "Книга и пролетарская революция". Деятельность одного этого журнала превосходило по результатам все усилия Критико- библиографического института, успешно выполнялись задачи, сформулированные редакцией журнала в программной статье (1932 г., № 1). В "Книге и пролетарской революции" публиковались рецензии на книги по всем отраслям знания, критико-библиографические обзоры, а также статьи по проблемам теории и практики библиографии. Но решить все задачи, он конечно, не мог. В начале 1936 г. на базе Института библиотековедения и рекомендательной библиографии. Задачи, которые ставились перед этим учреждением, отражали основные направления развития рекомендательной библиографии второй половины
1930-х гг. Институт выпускал разнообразные тематические библиографические пособия рекомендательного характера, расширил издание аннотированных печатных карточек. На карточках указывались читательское назначение книги и предметная рубрика.

С 1936 г. институт начал издание журналов: "В помощь сельскому библиотекарю и читателю" и "Что читать?". В 1938 г. эти журналы были объединены в один журнал "Что читать", выходивший до 1940 г. В нем сотрудничали видные ученые, педагоги, партийные и комсомольские работники, агрономы, врачи, работники издательств, критики, литературоведы. Журнал оперативно информировал библиотекарей и широкие круги читателей о новых книгах, помещал тематические рекомендательные списки и обзоры, методические материалы в помощь самообразованию.

К редактированию и составлению библиографических пособий широко привлекались специалисты, институт внимательно прислушивался к отзывам библиотекарей. Однако потребности в рекомендательной библиографии продолжали возрастать и изданий института (15 - 25 названий в год) не хватало. Не справлялся институт и с разработкой теоретических и методических проблем рекомендательной библиографии, ослабевала его связь с практической работой библиотек по обслуживанию читателей. Стало очевидным, что решение в полном объеме новых задач рекомендательной библиографии не под силу одному учреждению. В 1940 году Научно-исследовательский институт библиоведения и рекомендательной библиографии был реорганизован в
Центральный научно-методический кабинет Наркомпроса. Основная составительская и методическая работа в области рекомендательной библиографии постепенно переходила к государственным публичным библиотекам, которые начали выпуск рекомендательных библиографических пособий - сначала от случая к случаю, а затем все более систематически. Особую активность проявила Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Она приступила к подготовке многоотраслевого капитального библиографического труда "Книга о лучших книгах" в 60 выпусках, предназначавшегося в помощь самообразованию широких кругов читателей. В 1939 - 1941 годах вышли выпуски, посвященные античной литературе, астрономии и биологии. Другие библиографические издания в этот период предназначались в основном в помощь справочно- библиографической работе. Государственная Публичная библиотека имени М. Е.
Салтыкова-Щедрина выпускала рекомендательные библиографические пособия по актуальным темам, в которых широко отражалась общественно-политическая и художественная литература.

Государственная научная библиотека Высшего Совета Народного Хозяйства
(ГНБ) в 1937 году предприняла выпуск серии рекомендательных брошюр "Что читать рабочему о своем производстве". Аналогичную работу проводила
Государственная политехническая библиотека, которая кроме рекомендательных пособий для рабочих, выпускала указатели, рассчитанные на широкие круги читателей, интересующихся техникой в порядке самообразования.

В. Послевоенный период.

В послевоенные годы рекомендательная библиография играла исключительно важную роль как одно из действенных средств политико-воспитательной работы.
Сложилась определенная система учреждений в области рекомендательного библиографирования во главе с Государственной библиотекой СССР имени В. И.
Ленина. Она разрабатывала новые типы пособий, оказывала методическую помощь библиотекам, выпускавшим рекомендательные указатели, издавала методические материалы, проводила совещания и семинары.

В частности, большое значение для развития рекомендательной библиографии имели совещания библиотечных работников, проведенные в 1948 и
1952 годах. На них были заслушаны доклады ведущих сотрудников библиотеки имени В. И. Ленина. После совещания 1952 года наметились существенные сдвиги в издании рекомендательных пособий. В работу включились областные, краевые и республиканские, а также крупные универсальные и отраслевые библиотеки. Ряд пособий был издан Библиотекой имени В. И. Ленина совместно с крупными отраслевыми библиотеками. Важным мероприятием явилось издание типового "Каталога районной библиотеки", которое имело важное значение для восстановления библиотек, разрушенных и пострадавших в годы войны.

Рекомендательная библиография вступила в более высокий этап своего развития. Постепенно складывается теория рекомендательной библиографии, обновляется ее методика, расширяется тематика. ЦК КПСС уделяет большое внимание развитию библиотечного дела в стране. В 1959 году выходит постановление "О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране"; проводятся ряд совещаний и конференций в 1960-х - начале 70-х годов. В 1961 году проводится совещание по рекомендательной библиографии; в 1965 году - научная конференция по рекомендательной библиографии; в 1972 году - совещание "Современные проблемы рекомендательной библиографии". В 1964 году вопрос о состоянии и задачах рекомендательной библиографии рассматривался на коллегии Министерства культуры СССР. В 1965 году была создана Проблемная комиссия по рекомендательной библиографии, задачей которой стало планирование и координация научных исследований. Все эти мероприятия способствовали развитию теоретической, методической и материальной базы рекомендательной библиографии. Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-
Щедрина приступила к широкому изданию рекомендательных указателей по технике для рабочих и инженерно-технических работников. Библиотека издала несколько крупных рекомендательных пособий художественной литературы, а также выполняла функции методического центра для библиотек РСФСР.

Целый ряд рекомендательных указателей был издан Публичной исторической библиотекой РСФСР, Центральной политехнической и Центральной научной сельскохозяйственной библиотеками, Государственной библиотекой по народному образованию, Государственной Публичной научно-технической библиотекой СССР.
Нередко были случаи содружества этих библиотек с крупными универсальными библиотеками.

Рекомендательная библиография - важное звено в системе идеологической, идейно-воспитательной работы, орудие формирования всесторонне образованного. Гармонически развитого человека, средство пропаганды книги и руководства массовым чтением.

Рекомендательная библиография как область библиографической деятельности включает 2 основных компонента. Рекомендательное библиографирование - создание рекомендательно-библиографических пособий и их использование в процессах пропаганды книги и руководстве чтением.

Рекомендательность - это целенаправленная выборочность, избирательность по отношению к объектам библиографирования, четкая ориентированность библиографической информации на потребности конкретных читательских групп или отдельных читателей, активное влияние на содержание, структуру и цели чтения.

Рекомендательная библиография является сегодня непременным элементом всех форм и этапов организованного обучения. Она содействует организации самостоятельной работы студентов над изучаемыми дисциплинами, обеспечивает внеклассное чтение школьников, какую бы подготовку ни получил человек в процессе организованного обучения, она не может быть достаточной. Жизнь требует постоянного обновления полученных в учебном заведении знаний. Речь идет о непрерывном образовании на протяжении всей жизни человека, которая во многом зависит от правильной организации самообразовательного чтения. В решении этой важной социальной проблемы активно участвует рекомендательная библиография. Задачи профессионального самообразования вытекают из необходимости постоянно повышать уровень подготовки кадров современного производства, работников науки и культуры, сферы обслуживания.

Задачи рекомендательной библиографии в помощь общему самообразованию
(политическому, политехническому, эстетическому) состоят в формировании, развитии и удовлетворении потребностей и интересов в углублении знаний по основам науки и техники, литературы и искусства, расширении кругозора.

Во-вторых, рекомендательная библиография в помощь пропагандисткой, педагогической деятельности, которые сами ведут воспитательную работу в массах. Это лекторы, агитаторы, библиотекари, учителя. Рекомендательно- библиографические пособия играют здесь двойную роль: способствуют росту педагогического мастерства, расширению и углублению знаний своих непосредственных потребителей. Таким образом, эти группы потребителей, с одной стороны, используют библиографическую информацию в своих собственных целях, с другой - выступают в качестве посредников между рекомендательно- библиографическими материалами и читателями. В практике современной рекомендательной библиографии создано значительное число разнообразных рекомендательных пособий этого направления. Например, для библиотекарей - типовые каталоги библиотек, сборники методических и библиографических материалов; для лекторов и пропагандистов - серия указателей "В помощь лектору"; для учителей средней школы - указатели по школьным курсам истории, обществоведения, по актуальным проблемам современности.

Заключение.

Необходимыми предпосылками успешной реализации этих целей является:
> общая положительная оценка произведений печати, выделяющая его из всей массы печатной продукции для первоочередной пропаганды;
> выяснение интересов и потребностей читателя;
> установление соответствия произведения возможностям читательского восприятия.

В конкретной работе по руководству чтением библиотекарь опирается на непосредственное, живое общение с читателем. Исходя из конкретных потребностей читателя, использует методы рекомендательного библиографирования.

Рекомендательные пособия не несут перспективной информации и не могут использоваться в текущем комплектовании. Их роль велика в докомплектовании фондов. Рекомендательные пособия помогают выявить пробелы в комплектовании, степень актуальности состава и содержания фондов; разработать конкретный тематический план и картотеку докомплектования. Таким образом, использование рекомендательной библиографии помогает сформулировать полноценный по содержанию активно действующий фонд библиотеки.

Список использованной литературы.

Осипов В. О. Основы библиографии и изучения книги. - М.: "Книга".
1976. С 62-69.

Библиография. Общий курс. /Под ред. доктора педагог. наук проф. О. П.
Коршунова. Учеб. Для ст-тов библиотечных фак-тов ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов. - М.: "Книга", 1981. - С. 187-194; С. 207-212; С. 227-229;
С. 298-322, С. 462-471.
-----------------------
Новейшая история. Рек. указ. лит. для учителей сред. школы. М.,
"Книга", 1974. 172 с. (Гос. публ. ист. б-ка РСФСР). 35 000 экз. 44 к. и др.
Успенская Г. В. В глубине микромира. Рек. обзор лит. М., "Книга", 1974.
16 с. (Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Новое в науке и технике).
Гурболикова О. А., Зятькова Л. И., Прохоров В. П. Знать, соблюдать, охранять. М., "Книга", 1971. 144 с. (Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Круг чтения молодежи).
Крупская Н. К. Перспективы политпросветработы. - Пед. соч. 10-ти т. М.,
1959, т. 7. с 105.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.