Презентация - сорные растения. Урок по агротехнике растениеводства (10 класс) «Сорные растения и меры борьбы с ними Задания по теме сорные растения

Цель : обобщить и систематизировать уж имеющиеся знания по сорным растениям, расширить и закрепить их.

Задачи:

  1. Содействовать уточнению представлений о сорных растениях.
  2. Способствовать развитию более глубокого понимания некоторых операций ухода за культурными растениями.
  3. Содействовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Способствовать развитию временных и пространственных представлений.
  5. Развивать связь между визуальным восприятием, активным мышлением и речевой деятельностью.
  6. Способствовать развитию таких мыслительных операций как: сравнение и сопоставление, развитию памяти.
  7. Содействовать развитию ассоциативного мышления.
  8. Способствовать расширению словарного запаса.
  9. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы:

  1. презентация,
  2. карточки с заданиями,
  3. пластиковые ёмкости с рассадой, заросшей сорными растениями.

Ход урока.

Сегодня мы проводим урок по теме: «Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними». Кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
Предполагаемый ответ . Мы будем говорить о сорных растениях.
Давайте разберёмся с целями урока, узнаем, что вы должны будете научиться?

Вы должны будете:

  1. Узнать какой вред приносят сорные растения.
  2. Научиться распознавать однолетние сорные растения.
  3. Понять и запомнить способы борьбы с сорными растениями.

Цели вывешиваются на доске.

И ещё я хочу, что бы вы сегодня научились дружить, помогать друг другу слушать друг друга, так как мы будем работать парами.
Итак, в теме урока прозвучало слово «однолетние». Скажите, какие растения мы называем однолетними.

Предполагаемый ответ . Однолетние растения живут одно лето.

Учитель: Правильно. Но давайте уточним, что происходит с однолетним растением.

Предлагается рисунок на слайде.

Однолетнее растение к концу лета начинает увядать и у него образуются большое количество семян, которые попадают в землю. К зиме у однолетнего растения отмирает и надземная и подземная часть. На второй год новое растение начинает своё развитие из семени.
Очень важно запомнить, что однолетние растения размножаются семенами.

Давайте познакомимся с некоторыми особенностями сорных растений.

  1. Образуют очень много семян , на одном растение мокрицы их может созреть 25 тыс.штук.(представляется слайд с иллюстрациями).
  2. Семена прорастают при холодной погоде и долго сохраняют всхожесть.
    Например: семена мокрицы сохраняют всхожесть на протяжении 30 лет и всходят при +2°,+3 ° (представляется слайд с изображением уличных термометров С разными показателями температур) Учитель предлагает найти нужные показатели.
  3. Выживают в самых суровых условиях. (Представляется слайд с иллюстрациями).

Давайте уточним, почему нужно уничтожать сорные растения, то есть какой они приносят вред.

  1. Сорные растения развиваются быстрее культурных растений и поэтому закрывают их от солнца. (слайд)
  2. Сорные растения высасывают из почвы влагу. (слайд)
  3. Сорные растения забирают из почвы элементы питания. (слайд)
  4. На сорных растениях поселяются вредители и болезни, которые могут перейти на культурные растения. (слайд)

Попробуем выполнить задание.
На экране появляются поочерёдно два ассоциативных рисунка, комментирующих вред сорных растений.

Поясните, пожалуйста, рисунки.

Ожидаемые ответы:

  1. сорные растения забирают у культурных влагу,
  2. на сорных растениях находятся болезни и вредители, которые могут передаться культурным растениям.

Загорается слайд «Задание»

А теперь посоветуйтесь и вместе выполните задание. У вас на столах есть карточки, там напечатаны начала предложений по вреду сорных растений, вам следует их продолжить.

Задания для каждой пары.

  1. Сорные растения высасывают из почвы …………… .
  2. Сорные растения отбирают у культурных …………. ……………
  3. Сорные растения являются разносчиками …………… и …………..

Ученики выполняют задания .

Учитель: Давайте познакомимся с самыми распространёнными, чаще всего встречающимися сорными растениями.

На экране попарно появляются изображения мокрицы и лебеды, а затем сурепки и пастушьей сумки. Учитель просит обратить внимание на форму листьев и плодов.

Загорается слайд «Задание».
Затем текст задания.

  1. Определите сорные растения и подберите к ним правильное название.

В различных местах мастерской, видимых для учащихся, расположены фотографии с изображением различных сорных растений. Обучаемым надо найти 4 растения, с которыми они познакомились, закрепить на доске, и подобрать к ним карточки с названиям.

Ученики успешно справляются с заданием.

Учитель: Попытайтесь определить сорные растения по форме листьев и по форме плода.

Предлагаются слайды с формой листьев мокрицы и лебеды; и с формой плодов пастушьей сумки и сурепки.

Ученики выполняют задание.

Учитель. Перейдём к самому главному, к способам борьбы. Выясним, что надо делать, что бы сорной растительности не было.

Загорается слайд.

Способы борьбы включают:
1. профилактику (предупреждение) появления сорных растений
и их
2. уничтожение.

Слово «профилактика» для вас уже знакомо, мы с ним встречались, когда изучали профилакторный период телёнка, и говорили, что в это время надо делать всё возможное, что бы телёнок не заболел, то есть предупредить заболевание.

Давайте разберёмся с профилактикой появления сорной растительности.
(Предлагается слайд)

Комментарии к нему:

Первое, чего не следует делать, это не использовать свежий навоз, так как семена, попадающие внутрь животного вместе с травой, имеют настолько плотную оболочку, что она не разрушается пищеварительными соками. Семена выходят наружу, вместе с навозом, сохраняя свою всхожесть. Внося, свежий навоз, мы высеваем в большом количестве семена сорных растений. Что бы этого не происходило, необходимо, что бы навоз перепрел в течение 2-х лет, в этом случае оболочка семян разрушится, внутрь семени попадёт инфекция, зародыш погибнет, семена потеряют свою всхожесть.

(Предлагается слайд)

Комментарии к нему:

Второе, что надо делать, это необходимо обкашивать межи до цветения трав. Что такое «межа». Вы видите 2 вскопанных участка, а между ними полоска с зелёной травой, она находится м е ж д у, отсюда слово межа. Вот эти полоски земли, вокруг вскопанного участка необходимо скашивать до цветения трав. Почему до цветения? Потому, что после цветения начинают быстро формироваться и созревать семена, которые ветром может занести на наш участок.

Загорается слайд. «Задание».
Затем текст задания: Ответь на прочитанные одноклассниками вопросы.

Ученики выходят к учительскому столу, на котором, как экзаменационные билеты разложены карточки. Суть задания заключается в следующем: Каждая пара выбирает по одной карточке, зачитывает её, и адресует вопрос к кому-либо из другой пары.

Вопросы к заданию.

  1. Почему внесение свежего навоза увеличивает количество сорняков на участке?
  2. Что такое межа?
  3. Почему обкашивать межи надо до цветения трав?

Ученики выполняют задание.

Загорается слайд «Уничтожение».

А сейчас, давайте разбираться, всё ли мы знаем об уничтожении сорных растений?

1-ый способ это перекопка . (Загорается слайд). Но обратите внимание, копать надо не как попало, а с обязательным оборотом пласта, аккуратно укладывая один пласт к другому. В этом случае сами сорные растения перегнивают и превращаются в перегной, а семена сорных растений с глубины 27см не могут прорасти.

2-ой способ. (Загорается слайд). Провокация роста сорных растений с последующей перекопкой. Что значит слово «провокация». Провоцировать, подразумевает заставлять кого-то делать то, чего он не хочет. Часто такие ситуации у вас возникают на переменах, когда один ученик не хочет ни с кем сориться, а его начинают дразнить, обзывать, то есть заставляют его начать конфликт. Вот такое поведение называется провокацией. Зачем же мы будем провоцировать сорную растительность, то есть заставлять её прорастать. Я уже говорила, что оболочка семян очень плотная, а семена сорных растений могут сохранять свою всхожесть на протяжении многих лет. А вот проклюнувшиеся семена, очень слабые. Мы этим и воспользуемся. Представим себе участок после схода снега: почва очень плотная, на поверхности почвы находится много растительных остатков, а на них как бы в подвешенном состоянии лежат семена сорных растений, и конечно прорасти в воздухе они не могут. Мы возьмём грабли, пробороним участок, после этого на поверхности почвы появятся свежие бороздки, куда в результате боронования попадут семена сорных растений и начнут прорастать. Нам как раз это и нужно. Подождём несколько дней и перекопаем почву, ослабленные проростки семян погибнут.

3-ий способ. Довсходовое боронование . (Загорается слайд)
Представьте себе, что на участке посажен картофель, он прорастает в течение 2-х недель. За это время на поверхности почвы появляется множество мельчайших всходов сорных растений. Необходимо взять грабли, выбрать солнечный ветреный день и пробороновать участок. Мелкие всходы сорной растительности зубьями граблей будут выдернуты из почвы, солнышко и ветер нам помогут их подсушить и они погибнут.

4-ый способ всем знаком – это прополка. (Загорается слайд). Только обязательно надо выдёргивать с корнем. Иначе, что произойдёт?

Ожидаемый ответ: Растение снова отрастёт из корня.

5-ый способ. Использование чистых паров. (Загорается слайд).
Чистый пар – это участок земли, на котором в течение лета не выращиваются культурные растения.

Новое словосочетание вывешивается на доске.

Казалось бы, как просто, ничего не надо делать и сорная растительность сама исчезнет. На самом деле, этот участок земли в течение лете необходимо перекапывать. При перекопке происходит послойное очищение пахотного слоя. Представим себе, что пахотный горизонт состоит из 3-х слоёв. Семена сорных растений прорастают в том слое, который находится ближе всего к поверхности. Мы подождём месяц и в конце июня перекопаем участок с оборотом пласта на полную глубину, на 27см. На этой глубине проросшие семена погибают. Теперь на поверхности оказался нижний слой, дадим возможность прорасти семенам и перекопаем участок на 2/3. В результате семена начинают прорастать в среднем слое, снова перекапываем на полную глубину. Таким образом, очищаются от семян все три слоя пахотного горизонта. Участок стал «чистым», а «пар», потому, что когда летом тёплую землю перекопаешь, от неё поднимается пар. Отсюда название способа «Чистый пар».

6-ой способ. (Загорается слайд). Химические средства борьбы . Но этот способ на своих приусадебных участках лучше не применять. Так как химические вещества являются сильнодействующим, очень ядовитыми и опасными для здоровья и жизни человека.

Загорается слайд. «Задание». Затем сам вопрос: К какому способу борьбы с сорными растениями относятся следующие изображения?

Поочерёдно появляются изображения: лопаты, граблей, косы, рук в перчатках, парящей кучи навоза, граблей и лопаты, 3-х лопат и опрыскивателя.

Ученики определяют по изображениям способ борьбы .

Учитель: Последнее задание. Я на доске по кругу размещу названия способов борьбы с сорными растениями. А в центре буду располагать слова или словосочетания, вы посовещавшись с напарником должны будете указать стрелкой к какому способу это выражение относится и пояснить почему.

Карточки в центре. «Оборот пласт», «благоприятные условия для роста сорняков», «респиратор», «полдень», «выдёргивать с корнем», «послойное очищение».

Карточки по кругу. «Химический способ», «перекопка», «провокация роста сорняков», «довсходовое боронование», «чистый пар», «прополка».

Ученики подходят к доске и выполняют задание.

Учитель: Молодцы, справились.

Весь урок мы боролись с сорняками, защищали от них культурные растения. В результате у нас выросли замечательные цветы, которые называются: цветок «Понимания», цветок «Памяти» и цветок «Лёгкости». Только они у нас какие – то невзрачные, я предлагаю сделать их яркими и красивыми. Кому было всё понятно предлагаю закрепить лепестки розового цвета на цветке «Понимания»; кто считает, что усвоил только половину материала –жёлтого цвета; кто ничего не усвоил белого цвета. (Лепестки на всех «цветах» разной формы).

Учащиеся закрепляют лепестки, почти все розового цвета, несколько штук – жёлтого и ни одного белого.

Учитель объявляет оценки и благодарит за работу.

Презентация “Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними”

Педагог . Что такое сорняки?

Дети отвечают.

Это растения, которые оказывают неблагоприятное влияние (воздействие) на соседние культурные растения: снижают их урожайность, затеняя всходы, отнимают питательные вещества — пищу и воду. Как бороться с сорняками?

Дети . Пропалывать.

Педагог . Когда лучше это делать?

Дети. После дождя, так как из влажной почвы сорняки легче удалить вместе с корнем.

Педагог . Какие растения относятся к сорным?

Дети называют растения. Правильно. Хлопушка, мокрица, пырей, пустырник, молочай и т.д.

Давайте опишем одно сорное растение, например, хлопушку. Она растет по лугам, полям, как сорняк встречается на пашнях, огородах. Цветки зеленовато-белые, днем закрыты, ночью открываются. Чашечки цветка вздуты и с шумом лопаются — отсюда название растения.

Какие у него листочки?

Дети . Продолговатые. Все растение покрыто волосками.

Педагог . Хлопушка — сорное растение, понижает качество кормовых трав на лугах, отнимает питательные вещества и воду у культурных растений, тем самым замедляя их рост.

Помните! Даже сорное растение имеет право на жизнь в естественных условиях, и относиться к нему нужно доброжелательно.

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Педагог называет несколько растений, дети определяют, какие из них сорные, какие — культурные.

Разработка открытого урока по предмету

«Основы агрономии»

в группе Т/М - 20 по специальности «Тракторист машинист сельскохозяйственного производства»

Тема урока:

«Сорные растения и меры борьбы с ними»

Разработала преподаватель

Д.А. Стрельцов

с. Боровской 2015

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством элементов модульной технологии и интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Цели:

  • сформировать понятие сорные растениях и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;
  • ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;
  • сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,
  • сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;
  • продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Планируемые результаты:

обучающиеся в ходе урока должны:

  • давать определение сорные растения и растения засорители;
  • уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;
  • делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;
  • иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и их классификации;
  • описывать способ учета сорных растений;
  • иметь представление о методах защиты культурных растений;
  • пользоваться различными источниками информации;
  • работать в парах.

Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение :

  1. Литература: учебник Третьяков Н.Н. “ Агрономия” стр. 133-134.
  2. Видеоролик «Сорные растения»
  3. Электронная презентация по теме в программе Netobook
  4. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
  5. Программные средства: Word, Nоtеbook
  6. Карточки-задания.

Х ОД У Р О К А

  1. 1. Организационный момент.

1.1. Проверка присутствующих.

1.2. Проверка готовности к уроку.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны сформировать знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

Задание №1,2,3 - выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы

Буква

Боронование

Культивация

Прикатывание

Дискование

Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем.

Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ – выполните тест.

Проверка результатов работы.

За каждый правильный ответ - 1 балл

Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

Вред причиняемый сорняками

Цель: сформировать понятие сорные растениях и растения

засорители сельскохозяйственных посевов;

  • доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

Задание: прочитайте текст учебного материала на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

  1. Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)
  2. Какой прямой вред, причиняют сорные растения культурным?
  3. Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

Работа самостоятельно с учебным материалом

Проверка выполнения работы

За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл выставить в оценочный лист.

Биологические особенности сорных растений.

Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68, ответьте на вопрос.

1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

Критерии оценки: 3 балла за правильный ответ

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Работа самостоятельно в тетради

Работа с группой, проверка выполнения задания.

За правильный ответ на вопрос - 3 балла.

Классификация сорных растений

Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

Задание: Заполните схему №1(на отдельном листочке)

Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом на доске.

За правильное

составление схемы - 3 балла выставить в оценочный лист.

Экономический порог вредоносности и способ подсчета сорных растений

Цель: иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и способе их подсчета;

Задание: пользуясь таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76 дайте ответ на следующий вопрос:

1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

2. Решите задачу:

Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га, при этом получены следующие значения

1. подсчет- 3 растения;

2.подсчет -5 растений;

3. подсчет -2 растения;

4. подсчет- 1 растение;

определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

Ответы написать в тетрадь.

За правильный ответ на вопрос - 1 балл.

При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи 1 балл.

Баллы выставить в оценочный лист.

Классификация способов борьбы с сорняками

Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

1.

2.

3.

4.

Самостоятельная работа с учебным материалом.

После изучения материала выполнить задание №2.

Работу выполнить в таблице.

Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов; 4 балла-8 правильных ответов; 3 балла-7 правильных ответов; 2 балла-6 ответов.

Подведение итогов урока.

Оценочный лист

Фамилия, имя

Критерии оценки: 20 баллов -5 оценка

14 баллов -4 оценка

8 баллов -3 оценка

3 балла -2 оценка

2. Домашнее задание стр. 140 – 146

Заполнить на отдельном листке, сдать преподавателю.

Задание на интерактивной доске по теме: «Приемы обработки почвы»

Задание №1 Игровой момент: «Черный ящик» (на интерактивной доске)

По нескольким предложениям угадайте, что спрятано в Черном ящике.

(проверка правильности ответа проводится удаление передней стороны черного ящика)

1. Это прием обработки почвы.

2. Он не является основным приемом обработки.

3. Этот прием проводят до посева культур, после посева и для ухода

за отдельными культурами.

4. Почву обрабатывают в основном на глубину до 8 см.

5. Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, уничтожить всходы сорных растений.

6. Когда этот прием проводят рано весной, то его часто называют

закрытием влаги.

7. Для проведение этого приема используют игольчатые, сетчатые и зубовые

Задание №2 Установите соответствие (на интерактивной доске)

Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

Задание №3 Установите соответствие приемов обработки почвы (на интерактивной доске)

Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

Задание №4 (индивидуальное)

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приемов.

Буква

Боронование

Выравнивает поверхность почвы, улучшает контакт семян с почвой и ускоряет их прорастание.

Культивация

Прием часто применяют на вспаханных полях для разделки крупных глыб, а также для измельчения корневищ сорных растений.

Прикатывание

Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, чтобы предотвратить капиллярное испарение влаги, уничтожить сорняки в фазу ниточки.

Дискование

Прием обработки почвы особенно необходим перед посевом, чтобы создать выровненное «плотное ложе» для семян культуры.

Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

ОТВЕТ на задание:

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приема

Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

5.Химические меры борьбы не безопасны для окружающей среды.

6. Удобрения увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

7. Гербициды бывают только сплошного действия.

8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы с сорной растительностью.

9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

Ответ на задание:

№ вопроса

Ответ (да или нет)

Фамилия, имя обучающегося______________________________________

Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий по каждому Учебному элементу, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

Критерии оценки по итоговому баллу: ОЦЕНКА 5 - 20 баллов

4 - 14 баллов

3 - 8 баллов

2- 3 балла

Оценочный лист

Фамилия, имя

Конспект занятия-наблюдения по родной природе в старшей группе детского сада, тема занятия: «Подмаренник цепкий»

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями.
Закрепить знания о понятие «сорняк».
Развивать мышление, вникая в смысл слов.
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Ход наблюдения:

Рассмотрите хорошенько это травянистое растение. Обратите внимание на стебли - они то стелятся по земле, то приподнимаются. Листья узкие, растут из одного места на стебле сразу по 6 штук. Пересчитайте сами и убедитесь. А какой формы плоды? (Ответы детей). Плоды имеют форму шара.

Называется это растение - подмаренник цепкий. Научное название произошло от слова «молоко», потому что у коров, поевших подмаренник, молоко становилось красноватым и быстро портилось. Именно поэтому подмаренник не поедается скотом, но используется человеком в народной медицине.

У этого растения очень много народных названий. И почти все они связаны со способностью подмаренника цепкого прилипать ко всему, к чему ему удается прикоснуться. А уж как прилипнет к одежде, например, длинный стебель с узкими листьями, так с трудом отдерешь, будто клеем намазан. А все потому, что стебель и листья этого растения покрыты мелкими загнутыми щетинками-крючками. (Можно рассмотреть листья и стебель в лупу, провести эксперимент на выявление липучих свойств растения).

Народные названия: липучник, царапница, цеплянка, липчица (Украина), дерябка, кошки-собаки, липкая трава, царапница, цеплянка, прилип, цап-царап, устели землю. Какое из этих названий вам понравилось? Показалось смешным? Непонятно?

Растет подмаренник цепкий повсеместно, вдоль дорог, на пустырях, среди кустарников, близ оград, по берегам рек, а также в посевах.

Это растение сорное, засоряющее посевы. Стебли подмаренника, усеянные зубчиками, такие хваткие и цепкие, что легко карабкаются по другим растениям. Заползает сорняк подмаренник на колос и, обвивает, опутывает его, а затем и подгибает к земле. Такие сорные растения, которые мешают расти и получать урожай культурных растений, называют - сорняки. От сорняков люди стараются избавляться.

У нас в Крыму на каменистых склонах и пустынных степях растет родственник подмаренника цепкого - подмаренник тончайший. Вот как он выглядит. (Показ картинки. Выяснение сходств и различий). Надеюсь, вам понятно происхождение названия подмаренника тончайшего? (Ответы детей). И стебли, и листья у него намного тоньше.

Вопросы на закрепление:

1. Какие народные названия подмаренника цепкого вам запомнились?
2. Почему это растение считают злостным сорняком?
3. Благодаря чему подмаренник цепкий прилипает к одежде?

Занятие позволяет ознакомить учащихся со следующим материалом: происхождение сорных растений; места распространения, приспособления к жизни рядом с культурными растениями; мимикрия; сорные растения -путешествинники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие на учебно-опытном участке по теме «Лекарственные свойства сорных растений»

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ГорСЮН

Цель: раскрыть учащимся ценность сорных растений для человека и для биосферы в целом.

Задачи:

  1. Раскрыть ценность сорных растений как источников лекарственного и пищевого сырья для нужд человека, ознакомить с результатами некоторых исследований агротехники в отношении взаимодействия культурных и сорных растений;
  2. Раскрыть ценность сорных растений для животного мира;
  3. Закрепить навыки распознавания лекарственных растений в ходе изучения разнообразия сорных растений;
  4. Способствовать дальнейшему развитью навыков экологической культуры;
  5. Совершенствовать умение работать в коллективе.

Оборудование: папки для сбора гербарного материала, лопатки для выкапывания растений, карточки с заданиями.

Ход занятия:

  1. Как вам известно, все растения на нашей планете можно разделить на две группы: культурные – их человек выращивает для получения пищи, для себя и домашних животных, сырья для различных производств – и дикорастущие – все растения, которые произрастают без участия человека. Ко второй группе относятся растения лесов, лугов, болот и т.д., а также … огородов. Да, именно огородов, ведь в любом огороде или саду всегда есть сорные растения.
  2. Инструкция по обращению с инвентарём.
  3. Инструкция по технике безопасности.
  4. Ознакомление с заданием, которое учащимся предстоит выполнить в ходе занятия. Учащимся предлагаются карточки, на которых изложены задания следующего типа:

Запишите названия известных вам сорных растений (выполняется в кабинете перед выходом на участок);

Запишите названия тех сорных растений (из уже перечисленных), которые обладают лекарственными свойствами;

Подчеркните названия тех из перечисленных растений, которые вы встретили на участке (выполняются по ходу занятия);

Аккуратно выкопайте и поместите в папку растения, изображения которых приведены на карточке;

Выкопайте и поместите в папке растения …. (приводятся названия);

Запишите названия новых для вас сорных растений (в завершении занятия).

  1. Ознакомление учащихся с историей возникновения сорных растений. Проходит при осмотре невозделанного уголка учебно-опытного участка. Учащимся предлагается пронаблюдать, какие растения занимают данный уголок. При этом даётся пояснение о том, что такое положение вещей сложилось задолго до того, как человек начал использовать данную землю в собственных целях.
  2. Демонстрируется обработанный уголок участка и предлагается назвать растения, появившиеся в ходе деятельности человека на участке, и дикие растения, оставшиеся с тех пор, когда участок был невозделан. Обсуждаются приспособления диких растений к сосуществованию рядом с человеком: мимикрия и т.д. Проводятся примеры расселения сорных растений при участке человека.
  3. Далее учащимся раскрывается сущность взаимоотношений человека и сорных растений. Предлагается вспомнить, как родители относятся к появлению сорняков на грядках и почему. Затем раскрывается вред полного уничтожения на грядках и других частях участка дикорастущих растений: низкорослые сорняки способствуют более длительному сохранению влаги в почве, препятствуют её испарению; островки дикорастущих растений на участке – место обитания насекомых, в том числе и полезных – питающихся вредителями культурных растений.
  4. Раскрывается относительность понятия «сорные растения» путём рассмотрения примера перехода растений из разряда диких в разряд культурных при обнаружении человеком их лекарственных, прямо-вкусовых или других полезных для него свойств.
  5. Раскрывается лекарственные свойства некоторых из наиболее распространенных сорных растений, учащимся поясняются особенности их заготовки.
  6. Предоставляется некоторое время для завершения выполнения заданий карточек.
  7. Производится закладка растений, собранных на участке для высушивания.
  8. Подводятся итоги.

Сегодня мы с вами изучали растения, которые по воле человека стали «сором». Да, эти растения называются сорными, но это неправильно и сегодня мы получили целый ряд подтверждений полезности растений для человека и всей природы: они задерживают влагу в почве, привлекают насекомых-защитников культурных растений, не позволяют исчезнуть этим насекомым, обладают лекарственной и пищевой ценностью для человека.

  1. Проводится закрепление в форме опроса:

Назовите растения, удерживающие влагу в почве;

Перечислите растения, обладающие лекарственными свойствами;

Какие из них человек выращивает специально для изготовления лекарств?

Какие из растений человек начал использовать в пищу? Почему?

Литература:

  1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. И. 2002
  2. Стрижёв А. Русское разнотравье. М., 1995
  3. Лавренова Г.В. Травы, дарующие здоровье. Донецк, 1994