Российский предприниматель парфюмер и меценат французского происхождения. Анри брокар - история парфюмерной империи

17.10.2017 0 4418

Франция, начиная со второй половины прошлого тысячелетия, была законодателем в производстве «цветочной воды», именуемой духами и одеколонами.

Сначала это новшество появилось потому, что дамы и кавалеры брезговали водными процедурами, а резкий аромат немного маскировал запах немытых тел.

В начале 1861 года в Москве появился коммивояжер из Парижа. Несмотря на молодость, 25-летний Генрих Брокар сразу же приглянулся владельцу «мыльной фабрики» Константину Гику, который, ознакомившись с рекомендательными письмами, сразу же предложил гостю занять место «заведующего парфюмерными работами» на его производстве сроком на три года.

«Мыло черно, но моет бело»

Определенный опыт у молодого предпринимателя был - его отец Атанас Брокар еще в начале XIX века основал в Париже парфюмерное производство, продукция которого пользовалась неплохим спросом у местных модников.

Впрочем, Генрих Афанасьевич (так Брокара стали называть на русский манер) не торопился. Прирожденный маркетолог, он внимательно изучал российский рынок.

За время работы у Гика Брокар не только занимался непосредственными обязанностями, но и экспериментировал с рецептами духов. Одна из комбинаций оказалась настолько удачной, что ее формулу приобрела французская парфюмерная фирма, выплатив изобретателю 25 тысяч франков.

Этой суммы хватило для того, чтобы организовать небольшое предприятие по производству мыла, на котором, кроме владельца, трудились еще мастер и рабочий. А еще верной помощницей Брокара стала молодая жена Шарлотта. Именно она обратила внимание супруга на востребованность «народного мыла».

Шарлотте хорошо была известна любовь русских к помывкам в бане. Но если знать использовала дорогое мыло, привезенное из Европы, то простолюдины пользовались «черным», основным компонентом которого была щелочь, приготовленная из печной золы.

Шарлотта безапелляционно заявила: «Предметы личной гигиены могут и должны быть не роскошью, а средством, доступным для всех слоев населения».

«Цветочный» и другие

Продукция имела успех, поэтому барыши, полученные от продажи мыла, Брокар пустил на покупку новых производственных мощностей, Вскоре Брокар составил рецепт одеколона «Цветочный», известный не одному поколению российских и советских людей.

Его он представил на Российской промышленной выставке 1882 года оригинальным способом: построил фонтан, который вместо струй воды извергал одеколон, и любой посетитель мог набрать в емкость ароматную жидкость.

Чуть позже Брокар создал не менее известную «Персидскую сирень», которая получила золотые медали на выставках в Париже, Брюсселе и Чикаго.

С этого момента парфюмер становится официальным поставщиком дочери императора Александра II великой княгини Марии (герцогини Эдинбургской), испанского королевского и российского императорского дворов.

Но для отечественных монархов Брокар приготовил отдельный сюрприз. Во время одного из приемов он преподнес герцогине Эдинбургской букет цветов, выполненных из воска и украшенных полудрагоценными камнями. Причем каждый из цветков - роза, ландыш, фиалка и нарцисс - источал свой аромат.

На этой основе вскоре появились на свет уникальные духи «Букет императрицы», а с 20-х годов прошлого столетия долгое время они выпускались под названием «Красная Москва».

Популярность товарищества «Брокар и Ко» росла, скоро его магазин открылся на Красной площади. Стены магазина-салона украшали картины, приобретенные Брокаром у антикваров или на Сухаревском рынке, которые по своей ценности могли бы пополнить коллекцию Эрмитажа или Третьяковской галереи.

Друзья часто спрашивали Генриха Афанасьевича: не хотел бы он вернуться на родину? На что парфюмер отвечал: «Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России».

Эти слова оказались пророческими. Постоянно лично соприкасаясь с химическими реактивами, Брокар получил болезнь легких. В декабре 1900 года он отправился на лечение в Канны, где и скончался. А похоронили «русского парфюмера» в местечке Провен, неподалеку от Парижа.

Сергей УРАНОВ, журнал "Загадки истории", №16, 2017

Пожалуй, каждый отец мечтает о том, чтобы сын продолжил его дело. В 1836 году в городке Ландревилль появился на свет Анри Брокар. В этот день родилась мечта у Атанаса Брокара, отца мальчика и владельца парфюмерной лавки в самом центре Парижа. По мужской линии в этой семьи были люди с изысканными вкусом, дед Анри был виноделом, этой мечте суждено было сбыться.

Хронология развития Брокаръ и Ко

  • 1861 год – Анри Брокар приезжает в Москву, ему 24 года, из знакомых у него только друг отца. Бизнес Атанаса в Париже не выдержал высокой конкуренции, он отправил своих сыновей осваивать рынки: младшего в Россию, старшего в США.
  • 1864 год – открыто первое предприятие Брокара, которое располагалось по адресу: г. Москва, Хамовники, Теплый переулок, до этого помещение использовалось под конюшни. К работе приступили всего двое рабочих: Герасим и Алексей, но Генриху Афанасьевичу (имя Брокара, под которым он жил в России) еще предстояло зарегистрировать предприятие. На тот момент профессия парфюмера не значилась в разрешительных документах, поэтому чиновники зафиксировали в нужной графе «фельдшерский цех».
  • 1872 год – на улице Никольской открываются двери первого магазина. Дело растет и спустя шесть лет появляется второй – на Биржевой площади.
  • 1 of 2

  • 1884 год – продукция Брокара получила Гран-при в Бостоне, в 1885-м – золотые медали в Антверпене и Париже, в 1893-м – вновь Гран-при на Всемирной выставке в Чикаго.
  • 1889 год – на Всемирной выставке в Париже духи «Персидская сирень» получают золотую медаль. Предприниматель не забывает о мужской части аудитории и воссоздает одеколон наполеоновской армии под названием – «Тройной». Это был первый российский одеколон для мужчин.
  • 1896 год – в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке компания получает награды высшей пробы, в этом же году на продукции компании «Брокар и Ко» появилось изображение государственного герба Российской империи.
  • 3 декабря 1900 года в Москве скончался Генрих Афанасьевич Брокар.
  • 1912 год – штат фабрики Брокара насчитывает 1200 рабочих.
  • 1913 год – в честь 300-летия дома Романовых компания выпускает аромат «Любимый букет Императрицы», их продолжают выпускать и сейчас только под названием – «Красная Москва». Брокар удостаивается звания – «Поставщик двора его Императорского величества».
  • 1917 год – национализация компании и обязательная для тех времен смена названия на «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5». Последующее изменение наименования на более благозвучное удалось реализовать в результате переговоров сына Генриха Афанасьевича — Анри Мишеля, в 1922 году компанию переименовали в «Новую зарю», в 1925-м возобновился выпуск «Букета императрицы».

Февраль 25, 2012

Работа маркетолога сродни труду волшебника. Сделать так, чтобы люди узнали, полюбили и регулярно покупали то, что им, возможно, вовсе не нужно – разве это не чудо? При этом «маг» остается в тени – редко кто может назвать хоть бы одно имя специалиста по маркетингу – если, конечно, сам не трудится в этой сфере. Давайте исправим эту несправедливость. Вспомним женщину, которая, вероятно, первая в нашей стране открыла и успешно применила хитроумные рекламные технологии.

Конечно, ее очень условно можно назвать русской. Однако так уж вышло, что дочка бельгийского предпринимателя Шарлотта Брокар прожила всю жизнь в Москве, занимаясь тем, что сегодня бы назвали «повышением лояльности» к отечественному бренду. А точнее – ломая стереотипы. А если еще точнее – доказывая самым взыскательным покупателям, что российские духи лучше французских. Скажете, это невозможно? Только не для Шарлотты Брокар.

Эта история началась в 1862 году. Девятнадцатилетняя Шарлотта вышла замуж за начинающего парфюмера Генриха Брокара, перебравшегося в Россию из Парижа. Там конкуренция была слишком высока – он решил попытать судьбу в стране, где ароматный бизнес был развит крайне слабо.

Казалось: это огромный рынок, который так и ждет, чтобы его завоевали. Кто бы мог подумать, что главные сражения будут разворачиваться вовсе не в химических лабораториях, а на огромных не паханых полях маркетинга?

Генрих и Шарлотта Брокар

Брокар взял в аренду заброшенную конюшню на Пресне и нанял двух подручных. В их задачу входило варить, сушить, резать, а затем развозить по лавкам товар – ароматное мыло. Но спроса не было. Составляя «бизнес-план», Брокар не принял в расчет особенности русского менталитета: простые люди не использовали мыло вовсе, предпочитая париться в бане. А аристократы выписывали его из Парижа.

Положение спасла коммуникабельная и предприимчивая Шарлотта. Стремясь помочь мужу, она провела «маркетинговое исследование» — расспросила торговцев и покупателей об их нуждах и предпочтениях. И в результате предложила гениальный план: продавать мыло не в лавках, а на ярмарке.

А чтобы привлечь целевую аудиторию – правильно позиционировать товар. Пусть это будет не просто мыло, а гостинец. Детям – «Детское» мыло в форме зайчика или рыбки. Взрослым – мыло в форме овоща: моркови, огурца, свеклы. И самое главное, пусть оно стоит всего одну копейку.

Шарлотта предчувствовала: с этой копейки соберутся миллионы.

Так и произошло. Мыльные гостинцы пошли на «ура», и уже через несколько лет Брокар стал первым мыловаром России. Параллельно с мылом на его фабрике начали выпускать помаду, пудру и духи. Справиться с многочисленными конкурентами и отвоевать львиную долю рынка удалось опять-таки благодаря Шарлотте. Именно она придумала продавать косметику в особой, привлекательной упаковке и размещать рекламные объявления в газетах.

Сегодня многие фирмы тратят круглые суммы на соцпакет для своих сотрудников. Но в 19 веке подобные вещи были, мягко говоря, не распространены. Все мы помним страшные истории из советских учебников, описывающие, в какой нищете и убожестве жил угнетаемый рабочий класс. Если бы авторы этих учебников заглянули на фабрику Брокара, они бы не поверили своим глазам. Потому что в этом месте творились немыслимые по тем временам вещи. По инициативе Шарлотты Брокар были построены чистые и просторные дома для рабочих, открыта школа для их детей и большая библиотека. А вокруг фабричных корпусов она приказала вырыть озеро и запустить туда лебедей. Другие фабриканты недоумевали: зачем это все нужно? Шарлотта отвечала: «Мы создаем для людей красоту, хочу, чтобы и в жизни рабочие такую же красоту видели!»

Несмотря на то, что Брокары уже добились немалых успехов, главная битва за потребителя была еще впереди. Гордостью их производства были духи, завоевавшие немало наград, признанные во всем мире. Кроме, пожалуй, России. Здесь все еще бытовал стереотип: хорошие духи делают только во Франции. Знакомо, не так ли? Сегодня маркетологи осознанно вводят покупателя в заблуждение: маскируют отечественный товар под импортный. Но в те времена подобный прием был неизвестен…

Шарлотта придумала хитрый ход. Она купила ящик французских духов и перелила их в брокаровские флаконы, а свои духи поместила в парижские пузырьки. Последние ушли нарасхват, зато от настоящих французских духов покупатели морщились и воротили нос. Каково же было всеобщее удивление, когда через неделю в газете Шарлотта раскрыла свой обман.

Вот это был скандал и… успех! Самая взыскательная публика стала регулярно отовариваться у Брокаров, предпочитая их парфюмерию импортной.

…После смерти мужа управление империей Брокара перешло к Шарлотте. Вместе с сыновьями она довела годовой оборот фирмы до 8,5 миллионов, привлекая к работе самых талантливых парфюмеров мира. Под ее руководством в 1913 году к 300-летию царствования дома Романовых были созданы духи, покорившие императрицу Александру Федоровну. Тогда они получили название «Любимый букет императрицы» и стали одним из самый популярных парфюмов Европы. Мы все знаем этот запах. Ведь после революции он стал называться «Красная Москва». А фабрика Брокара была национализирована и превратилась в «Новую зарю».

Первый парфюмер России

В первой половине XIX века во Франции родился тот, кому предстояло стать одним из самых известных, а потом совершенно забытых дамских угодников. Он угождал и продолжает угождать решительно всем дамам и девицам, вдовам и даже императрицам, невзирая на их возраст, семейное положение и, мало того, даже никогда с ними не встречаясь.

Еще в детстве у Анри Брокара обнаружился невероятный дар, однажды папа Брокар с большим удовольствием подбрасывал вверх своего румяного карапуза, а тот смеялся на руках отца и неожиданно спросил:

Папа, чем от тебя так восхитительно пахнет?

Нежным ароматом духов твоей матушки, - отвечал отец.

Милая, - обратился он к жене, - посмотри, какой у нашего малыша нос! Непременно он станет парфюмером!

Кем же еще ему стать, если все в роду Брокаров были отличными парфюмерами? - заметила тетка Брокара, до того тихонько сидевшая в уголке в кресле.

Вот только как добраться к вершинам парфюмерной славы и хорошим доходам во Франции, где парфюмеров не меньше, чем ёлок в лесу?

Старший Брокар поставил сына на пол, и лицо его помрачнело. Конечно, у мальчика, несомненно, есть талант, да и отец непременно передаст ему некоторые секреты их тонкого, изящного искусства составления изысканных ароматов. Но тётя Жанель, как ни крути, права: парфюмеру пробиться во Франции, считающейся ведущей парфюмерной державой, не так-то просто, даже при солидной поддержке славного имени предков.

Тетя Жанель подала маленькому Анри идею, каждый может загадать желание и увидеть волшебный вещий сон в Сочельник, если Господь ниспошлёт ему благословение, а как раз и был Сочельник. Она предложила ему пораньше лечь спать и хорошенько помолись перед сном.

Утро пришло солнечное, с ясным голубым небом и бодрящей прохладой. Все в семье получили подарки и собрались за праздничным завтраком. Подкладывая на тарелку маленького Анри гусиного паштета, старая Жанель, словно невзначай, поинтересовалась, что он увидел во сне? Малыш ответил, что видел незнакомый, весь заваленный снегом огромный город. Он не знает, как он называется, но это очень далеко от Парижа. И еще он видел странный букет цветов: от них шёл неземной аромат, от которого легко и приятно кружилась голова. Отец поинтересовался, запомнил ли он этот запах, но мать попросила не лишать мальчика сказки.

Анри рос смышленым и предприимчивым молодым человеком. Он получил хорошее образование, разбирался в химии, парфюмерном деле и коммерции, но, как и говорила Жанель, во Франции пробиться на вершину оказалось невероятно трудно. Тогда молодой Анри Брокар решил рискнуть: он попросил денег у отца и сообщил, что уезжает. Отец поинтересовался куда?

И Анри поведал отцу, что его друг Жорж Николь едет в Россию: он намеревается основать в Санкт-Петербурге магазины модного платья. И он решил составить ему компанию в дороге и открыть в Москве парфюмерное дело с производством и собственной торговлей.

Отец подумав, согласился с поездкой, надеясь, что сын не посрамит славного имени Брокаров.

В Москве Андрей Афанасьевич (так по-московски порой величали уроженца Франции, сына парижского лавочника Атанаса Брокара) прожил 39 лет - с 1861 года почти до самой смерти в 1899 году. Именно здесь он добился фантастической популярности и стал одним из самых удачливых предпринимателей пореформенной России.

Россия для парфюмеров выглядела действительно чрезвычайно привлекательно. На Руси были древние банные традиции.
Представители всех сословий неизменно раз в неделю (как правило, в субботу) обязательно посещали бани и парились до изнеможения. Но большинство россиян мылось в ту пору щелоком, изготавливаемым кустарным способом из печной золы. Хорошее мыло завозилось из-за рубежа и было доступно лишь представителям высшего сословия. А народ попроще в лучшем случае пользовался помывочным средством, внешний вид которого вошел в пословицу: "Мыло черно, да моет бело".

Обосновавшись в России, Анри Брокар около полутора лет проработал наёмным технологом в представительстве одной из французских парфюмерных фирм и изобрел новый способ изготовления концентрата духов. Это было очень перспективное открытие, сулившее автору солидные премиальные. Но он совершил непостижимый для коллег поступок - продал изобретение парфюмерной компании "Рур Бертран" за 25 тысяч франков и на вырученные средства, да с секретами от отца и деда, открыл мыловаренную фабрику в Москве. Так Брокар нашел свою рыночную нишу.

Необходимо отметить, что в Москве Анри Афанасьевич совершил и другой крайне важный в своей жизни поступок. Он женился на московской барышне Шарлотте Реве, бельгийке по рождению. С первой же минуты Анри был очарован ею, но вот беда - сердце девушки было уже занято известным певцом. И что же, Брокар отступился? Ничуть не бывало! С видом агнца он приносит на домашний концерт корзину восковых фиалок и просит поставить их на рояль. О эти парфюмеры! Еще Таис Афинская знала тайны привораживающих запахов. А чего стоят духи из жимолости с капельками пота короля, которые заказала своим химикам маркиза Помпадур, чтобы удержать Людовика ХV... Даже Наполеон, просивший Жозефину не мыться перед их встречами, использовал в день по два флакона одной только Кельнской воды (отсюда и название - одеколон), изобретенной флорентийскими монахами еще в 1608 году. Но духи могли стать и ядом, как во времена царственных отравителей семейства Медичи. Правда, в случае с Анри Брокаром до этого, слава богу, не дошло. Как оказалось, запах фиалок пагубно влияет на связки, в результате возлюбленный мадемуазель Шарлотты... опозорился, дав петуха. После чего, естественно, исчез в неизвестном направлении. Через пару месяцев непрерывных ухаживаний хитрый парфюмер признался девушке в любви. Но жалованье жениха в сто двадцать рублей Томаса Равэ совсем не устраивало: «Лотта вам не по средствам!» Однако не тот человек Анри Брокар, чтобы остановиться на полпути. Он едет во Францию и, как уже было сказано, продает там свое ноу-хау французской фирме «Рур Бертран» за двадцать пять тысяч франков. Анри Афанасьевич возвращается в Россию богачом, и осенью 1862 года девятнадцатилетняя Шарлотта выходит замуж.

Возможно, это был самый удачный шаг в жизни Брокара, сильно повлиявший и на его бизнес. Шарлотта Андреевна прекрасно владела русским языком, органично вписалась в московскую действительность. Всю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала новые брэнды, названия товарных групп, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами.

Фабрика 25-летнего коммерсанта Анри Брокара открылась в 1864 году в Теплом переулке, в Москве. Впрочем, фабрика - громко сказано. Под производственные нужды было спешно подготовлено помещение бывших конюшен. И первые партии мыла выходили из стен, пропахших конским навозом. Сам хозяин непосредственно руководил технологическим процессом и не боялся испачкать руки (сказались уроки американского бизнеса). Кроме него в варке мыла участвовали еще двое - ученик Алексей Бурдиков, будущий известный мастер, и рабочий Герасим.

Детище Брокара выпускало поначалу до 60 кусков мыла в день. Сохранились фамилии первых покупателей - купцов Смирнова,
Дунаева и Дамтина. Но как ни старался новоиспеченный фабрикант, мыло спросом не
пользовалось. Выручка составляла два-три рубля. Что делать? В дело вмешалась Шарлотта. На примере своей приятельницы Долли она знала, что аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции... Значит, решает жена парфюмера, будем ориентироваться на простых людей. Но вот беда - они вовсе не берут мыла. И тогда Шарлотта придумывает рекламно-маркетинговый ход: она предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше - с буквами алфавита! По свидетельствам очевидцев, многие юные москвичи выучились читать по "азбуке Брокара". Для взрослых Брокар также приготовил немало интересного. Изначально он сделал ставку на выпуск мыла для всех социальных групп. "Народное" стоило всего копейку, но это были не устрашающие черные бесформенные куски, а вполне современное душистое мыло аккуратной прямоугольной формы.
Быстро поняв, что борьбы с конкурентами не избежать (из-за границы в Россию начали завозить французское и германское мыло), Анри Афанасьевич освоил выпуск фигурной продукции, дав ей странноватые, но запоминающиеся имена. Кроме того, для взрослых Шарлотта придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокары впервые стали использовать экологически чистые красители растительного происхождения). Такое мыло вполне могло служить, к примеру, гостинцем для мужиков, торгующих на ярмарке... Согласитесь, даже в наши дни парфюмерного изобилия необычное мыло - отличный сувенир, причем как для ребенка, так и для взрослого

Стоило же такое сокровище у Брокара всего одну копейку.

«С этой копейки ты и получишь свой миллион!» - сказала Шарлотта, и оказалась права. Копеечное мыло стало пользоваться неслыханной популярностью. А за ним и дедушкино кокосовое по пять копеек. Кроме того, Брокар придумал круглое мыло «Шаром», которое вместе с «Народным» получило в 1865 году серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве. Мыло "Шаром" изготавливалось в виде шара в 1 вершок диаметром, "Огурцом" по форме представляло собой самый настоящий огурец и к тому же имело зеленый цвет. На рынок в разное время вышли такие сорта, как "Янтарное", "Медовое", "Розовое", "Греческое" и "Спермацетное". Последние два были подороже (40-60 копеек за кусок) и стали популярны среди наиболее обеспеченной публики. Довольно быстро стены бывшей конюшни стали тесны для растущего бизнеса. Брокар перенес производство сначала на Зубовский бульвар, затем на Пресню. А в 1869 году за Серпуховской заставой открылась специально построенная фабрика для выпуска косметической и парфюмерной продукции. Душистый товар там производят и по сей день. Сейчас это хорошо известное в стране АО "Новая заря".

Успех брокаровского начинания был фантастическим. Оптовики дневали и ночевали около ворот фабрики, стремясь быстрее заказать новую партию мыла, шампуня или помады (эту продукцию Анри Афанасьевич также начал производить для широких покупательских масс). Продукция московской фабрики начала завоевывать общероссийский рынок. Неудивительно, что появились подделки. Брокар быстро придумал, как с ними бороться, введя особую этикетку для всех видов своих товаров. Это был первый случай использования маркировки в России.

Уже в 70-е годы Анри Брокар задумался о расширении своего бизнеса. В его мыслях все четче вырисовывался проект выпуска духов и одеколона. Это был качественно иной бизнес. Обеспеченные покупатели давно уже привыкли к иностранной продукции, а простолюдинам одеколон был не по карману. Нужно было решить две задачи: снизить себестоимость производства и оттеснить иностранных конкурентов, придумав какую-то необычную акцию. С первой задачей Брокар справился довольно легко, использовав полученные в США знания по модернизации технологического процесса.

Еще один эффектный прием принес Анри Брокару массу новых покупателей.

Ему стало известно, что в Москву прибывает дочь императора Александра II, великая княгиня и герцогиня Эдинбургская Мария.
Брокар не без труда пробился на прием в Большом Кремлевском дворце и преподнес аристократке необычный подарок. Изготовленный на его предприятии букет нарциссов, роз и фиалок был неживым. Все детали - лепестки, стебли, цветки - оказались сделаны из...воска и украшены драгоценностями. Но восковый букет источал тонкое благоухание. Фиалки пахли фиалками, розы - розами, а нарциссы, как нетрудно догадаться, - нарциссами. Свое ноу-хау промышленник так и не раскрыл. Да и не нужно это было. Мария Александровна была чрезвычайно тронута подарком. Через небольшой промежуток времени Анри Брокар стал официальным поставщиком двора герцогини Эдинбургской, позднее - российского императорского дома и испанского королевского двора.

В 1869 году предприятие Брокара превратилось в мощную фабрику: котлы, машины.
Начинается выпуск «Румяной» помады и пудры «Лебяжий пух». У Брокаров рождаются дети - дочь Женечка, сыновья Александр и Эмилий. Анри Афанасьевич с раннего утра работает в лаборатории. Парфюмер он действительно великолепный, но его абсолютно не интересуют продажи. И тут Шарлотта решает, что можно обойтись и без посредников (ведь они только наживаются на таланте ее мужа), поэтому необходим свой магазин. В 1872 году на Никольской улице пышно открывается первый фирменный магазин Брокаров. Шарлотта неутомима. Она придумывает бумажную обертку для товара, сама рисует эскизы (ну чем не дизайн-бюро!), даже привлекательные рекламные объявления в газеты - дело ее рук.

Тем временем производство продолжало расширяться: Шарлотта Андреевна с увлечением занимается обустройством двух новых зданий. Но этого ей мало - нужен второй магазин, и по настоянию жены в 1887 году Душистый Анри, как его прозвали, открывает еще один магазин в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию Шарлотта придумала сюрприз-новинку: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем - всего десять изделий в одной коробке. А главное - фантастическая цена в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не снесла только что открывшийся магазин. До приезда полиции было продано две тысячи наборов! «Это же успех», - радовалась жена. «Это слава...» - ответил довольный муж. И супруга как настоящий рекламист назвала набор ни много ни мало «Слава». Но настоящая слава обрушилась на дом Брокаров, когда Анри Афанасьевич изобрел одеколон «Цветочный».

А вот со второй... Сенсацией Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставки (1882 г.) стал фонтан, который бил в центре павильона. Его струи испускали необычный аромат. Анри Брокар, вложив в создание фонтана немалые деньги, не прогадал. Его новая продукция - одеколон "Цветочный" - была презентована чрезвычайно эффектным и эффективным способом. Струи одеколона, образно говоря, промыли мозги потенциальным потребителям. Газеты того времени много писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а наиболее раскрепощенные окунали в фонтан пиджаки. Выставка закончила работу, а по Москве еще долго бродили, благоухая "Цветочным", магазинные приказчики, средние и мелкие чиновники, купцы и ремесленники - основной контингент потребителей продукции Брокара.

С помощью этой необычной акции одеколон "Цветочный" быстро завоевал Москву, а впоследствии и Россию. Газеты того времени писали о фонтане, как о чуде из сказки о царе Салтане! Вслед за "Цветочным" последовали другие марки. Брокар умело использовал политическую конъюнктуру в своих целях. Так, в разгар русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. стали весьма популярны помада и мыло "Букет Плевны".

Анри Афанасьевич, помимо удивительного дара маркетолога, обладал незаурядными организаторскими способностями. На его предприятиях практически не было забастовок. Во взрывоопасной Российской Империи, где социальный пар не стравливали принципиально, он легко находил общий язык с рабочими. Самый низкооплачиваемый работник у Брокара получал ежемесячно 15 рублей. Чтобы понять масштаб отчислений на зарплату, сообщим, что тогда в Москве можно было плотно пообедать всего за 10 копеек. Кроме того, все сотрудники брокаровских предприятий ежемесячно бесплатно получали наборы собственной продукции по числу членов семьи. Более того, если вдруг работник отдавал предпочтение иному парфюмерно-косметическому брэнду, Анри Афанасьевич оплачивал ему 75% трат на мыло и одеколон.

Он привлекал всеобщее внимание, тянул к себе как магнит, и люди снимали с себя верхнюю одежду, чтобы окунуть ее в ароматные воды. Дело опять дошло до конной полиции, но стражам порядка было не до людей - они сами норовили попробовать новинку. Реклама добилась своего - «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России. Сколько его ни выпускали - все было мало. В 1883 году на Всероссийской выставке в Москве одеколон получил золотую медаль... В 1899 г. творение Брокара опять получили "Гран-При". Но, несмотря на великолепие и явную признанность парфюмерного дома Брокаров, позиции французской парфюмерии были в России слишком сильны. Что делает в таких неразрешимых случаях директор по маркетингу и рекламе? Намеренно идет на скандал. И Шарлотта решилась на подмену: свои духи она разлила в пузырьки известной французской фирмы «Любен». «Парижские» духи на следующий день буквально смели с прилавка, а настоящие французские в брокаровской упаковке нюхали и отворачивались. Через неделю Шарлотта «покаялась» в газетах в намеренном обмане - плохой запах был... у французских духов.

Скандал получился немыслимый, Брокар даже спрятался в своей лаборатории. И только Шарлотта Андреевна была счастлива: иностранка по происхождению, она была русской по духу и доказала самим россиянам, что их парфюмерия ничуть не хуже, а то и лучше иностранной! Скандал принес свои плоды и в финансовом выражении - по бухгалтерским книгам оборот подходил к миллиону. Хороший получился подарок к их серебряной свадьбе! Анри Афанасьевич тоже не сидел сложа руки: он создал великолепные духи с запахом сирени - «Персидская сирень». А это произведение уже по-настоящему оценили французы: духи получили не только популярность, но и наивысшую награду - Большую золотую медаль по разделу изящной и гигиенической парфюмерии на Всемирной выставке в Париже. Так Брокар по-своему вернулся во Францию... Шарлотта как-то спросила мужа, хотел бы он вернуться в Париж. На что тот ответил: «Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России». Так и случилось - по настоянию врачей Анри Брокар уехал в Канны, где и умер в декабре 1899 года.

В 1891 – 1892 годах в Верхних торговых рядах была открыта выставка коллекции картин Анри Афанасьевича, которая была
устроена на высшем уровне. Известный журналист В. А. Гиляровский написал об этом событии стихи: «Что ж, по рюмке повторим и посмотрим снова, спьяна Рафаэля, Тициана. Под влияньем полугара все мы - редкости Брокара...».

«Товарищество Брокар и К» с оборотом в два с половиной миллиона рублей перешло вдове Шарлотте Андреевне. А в 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы», от которых, кстати, пришла в восторг не только царская семья. Духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва», но первый в России профессиональный директор по маркетингу и рекламе Шарлотта Брокар не дожила до этого. Не узнала она и того, что семейное детище национализировали и назвали «Новая заря». И только бюсты мужа и жены Брокаров скульптора Анны Семеновны Голубкиной красуются в Третьяковской галерее, увековечивая память об этих замечательных людях.

Сегодня многие иностранные производители гордятся своей принадлежностью к России. Кто-то ограничивается выходом на российский рынок, кто-то стремится получить гражданство нашей страны. Генрих Брокар, оставаясь французским подданным (потом - гражданином), был истинным патриотом России. Именно благодаря ему российская парфюмерия получила международное признание.

Генрих Брокар родился в 1837 году в Париже в семье парфюмера Атанаса Брокара. Однако конкуренция на ароматном рынке во Франции на тот момент была довольно высока. В итоге Атанас продал парфюмерную лавку, расположенную в самом центре Парижа - на Елисейских полях, и уехал с семьей в Америку. Однако бизнес не заладился и там. В 1850 году, когда Генриху еще не исполнилось и 14 лет, отец решил вернуться на родину во Францию, фактически бросив бизнес на своих сыновей. Некоторое время Генрих вместе с братьями постигал азы парфюмерного дела и управления производством. Но в начале 1860-х годов он вышел из семейного бизнеса и уехал в Россию. До сих пор остаются тайной мотивы столь радикального поступка. Однако результат, что называется, налицо...

Приехав в Россию, молодой Брокар быстро оценил потенциал тогда только зарождавшегося в стране ароматного рынка. Около полутора лет он проработал наемным технологом в представительстве одной французской парфюмерной компании. Спустя год Генрих женился на бельгийке Шарлотте Реве - женщине волевой, с хорошей коммерческой хваткой. Тогда же он изобрел новый способ концентрата духов. Возможно, именно женитьба на Шарлотте стала самым удачным бизнес-решением француза и предопределила будущий успех всего его дела. Шарлотта Андреевна прекрасно владела русским языком, органично вписалась в московскую действительность. Всю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала названия для новой продукции, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами.

Женитьба на бельгийке Шарлотте стала самым удачным бизнес-решением француза и предопределила будущий успех всего его дела. Именно жена, прекрасно осведомленная о том, что русские аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции, предложила сделать ставку на массовость и создать недорогое мыло разных сортов.

Чтобы жениться на Шарлотте, Генрих продал свое ноу-хау парфюмерной компании «Рур Бертран» за 25 тыс. франков. На оставшиеся средства Брокар, по совету своего отца, открыл в Москве, в Теплом переулке, собственную мыловаренную фабрику. Впрочем, фабрику - это громко сказано: под производство было спешно переделано помещение бывших конюшен Фаворских. Ее оборудование состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. Сырья было в достатке, а вот при регистрации предприятия француз столкнулся с проблемой: в российских реестрах не оказалось соответствующей позиции. Но Брокару удалось выкрутиться, записав свое мыловаренное производство как «фельдшерский цех». От деда Генрих получил рецепт изготовления кокосового мыла, которое и стал производить на своей фабрике. На предприятии работали всего двое рабочих (помимо самого хозяина), которые изготавливали от 5 до 10 дюжин кусков мыла в день. Сохранились даже фамилии первых покупателей - купцов Смирнова, Дунаева и Дамтина. Но, как ни старался новоиспеченный парфюмер, мыло спросом не пользовалось. В итоге Шарлотта, прекрасно осведомленная о том, что русские аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции, предложила сделать ставку на массовость и создать недорогое мыло разных сортов и форм: для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше - с буквами алфавита, а для взрослых - в виде овощей. Это был отличный маркетинговый ход, а мыло для детей Брокар по совету жены, не мудрствуя лукаво, назвал просто «Детское». Надо ли говорить, что товар стал пользоваться большой популярностью?!

Первая фабрика Генриха Брокара располагалась в Теплом переулке, бывших конюшнях Фаворских. Ее оборудование состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки, а производительность составляла от 5 до 10 дюжин кусков мыла в день.

От народного к элитному

Вскоре Брокар стал выпускать фигурное мыло, давая своей продукции необычные, но запоминающиеся названия. Так например, мыло «Шаром» изготавливалось в виде шара, а мыло «Огурцом» по форме представляло собой самый настоящий огурец и к тому же имело зеленый цвет. На рынок в разное время вышли такие сорта мыла, как «Янтарное», «Медовое», «Розовое», «Греческое» (оно стоило около 60 копеек за кусок), и стали популярны среди наиболее обеспеченной публики. «Это мыло, - говорилось в фирменной рекламе Брокара, - своим внешним видом производит полную иллюзию настоящего огурца и в то же время является хорошим туалетным мылом». За ними последовало кокосовое мыло, созданное по рецепту дедушки Брокара. Именно эти марки в 1865 году были отмечены малой серебряной медалью на московской выставке русских мануфактурных изделий. Однако вскоре на рынке появилось огромное количество подделок, так что фирме Брокара пришлось всерьез заняться защитой своей продукции. В Департаменте торговли и Министерстве финансов была утверждена особая этикетка (прообраз современных торговых марок), которую наклеивали на всю продукцию знаменитого француза. Брокар и его супруга также тщательно следили за тем, чтобы дизайн этикеток и название товара соответствовали духу времени. Так, на события русско-турецкой войны фабрика Брокара ответила выпуском мыла и помады «Букет Плевны».


В итоге за Брокаром утвердилась слава производителя мыла исключительно для простого народа. Это не устраивало честолюбивого коммерсанта, и он начал активно ездить за рубеж, узнавая тайны и секреты мастерства у других именитых парфюмеров. И его поиски увенчались успехом: в 1870 году из Брюсселя Генрих привез секреты, позаимствованные у известного мыловара Экларса. И вскоре наладил выпуск туалетного мыла. Довольно быстро стены бывшей конюшни стали тесны для растущего бизнеса и Брокар перенес производство сначала на Зубовский бульвар, а затем на Пресню. А в 1869 году за Серпуховской заставой открылась специально построенная фабрика для выпуска косметической и парфюмерной продукции. Душистый товар там производят и по сей день. Сейчас это хорошо известное в стране ОАО «Новая заря».

В 1872 году Брокар задумался о возможности производства одеколона и духов. Это был качественно иной бизнес. И Генрих с удвоенной энергией стал осваивать новый рынок. Нужно было решить две задачи: снизить себестоимость производства и оттеснить иностранных конкурентов, придумав какую-то необычную акцию. С обеими задачами он справился просто блестяще. Именно он первым предложил на рынок концентрированные духи, в ассортименте производимых товаров появились одеколон и пудра, завоевывая симпатии покупателей и рынки сбыта. Настоящей сенсацией стал фонтан из цветочного одеколона на первой Всероссийской промышленно-художественной выставке (1882 год). Генрих Брокар, вложил в создание фонтана немалые деньги и не прогадал. Его новая продукция - одеколон «Цветочный» - быстро покорила сердца и обоняние москвичей. Газеты того времени много писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а наиболее раскрепощенные окунали в фонтан пиджаки. Так что еще долго по Москве ходили, благоухая «Цветочным», магазинные приказчики, средние и мелкие чиновники, купцы и ремесленники.

Еще один эффектный прием принес Генриху Брокару массу новых покупателей: открывая очередной магазин в Москве (всего их было около десятка), он сообщил через газеты, что весь день набор из 10 предметов - мыла, одеколона, шампуня и др. - будет продаваться за... 1 рубль. Властям приходилось вызывать дополнительные силы полиции, чтобы предотвратить давку.

Став состоятельным человеком, Брокар построил усадьбу недалеко от подмосковного села Пушкино. А также приобрел дома и земли в Левково, Невзорово Грибово и Комягино - именно там высевались семена растений и разводились новые селекционные сорта для создания новых, более стойких ароматов.

Все усилия обрусевшего француза были оценены по достоинству: «империя Брокара» обладала восемью золотыми медалями, полученными на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах парфюма. Только об одном сожалел известный парфюмер: в коллекции высоких наград его «империи» не хватало звания «Поставщика двора Его Императорского Величества». Даже два золотых российских герба, украшавших этикетки фирмы и пожалованных Брокару в знак признания его заслуг и качества продукции, не могли утешить обрусевшего француза. К тому же на тот момент Генриха Афанасьевича уже привлекал другой сегмент рынка парфюма - элитные духи. Надо сказать, в данном сегменте никогда не было представителей России. Но предприимчивый парфюмер не опускал рук. И в день рождения вдовствующая императрица Мария Федоровна получила от знаменитого московского парфюмера весьма необычный подарок: хрустальную вазу с изумительно сделанными восковыми цветами, каждый из которых источал свой натуральный аромат. Подарок пришелся по сердцу императрице, и она повелела назвать новые духи «Любимый букет императрицы», а Брокар получил наконец вожделенное звание «Поставщика двора Его Императорского Величества». Маркетинговыми талантами парфюмера-иностранца восхищались еще его современники-конкуренты. Как и его продукцией: одеколон «Цветочный», который Брокар вывел на рынок, выпускается до сих пор.

Генрих Брокар, помимо удивительного дара маркетолога, обладал незаурядными организаторскими способностями. Он легко находил общий язык с рабочими, и на его предприятиях практически не было забастовок. Самый низкооплачиваемый работник у Брокара получал ежемесячно 15 р. (тогда в Москве плотно пообедать можно было всего за 10 коп.). Кроме того, все сотрудники брокаровских предприятий ежемесячно бесплатно получали наборы собственной продукции по числу членов семьи. Более того, если вдруг работник отдавал предпочтение иному парфюмерно-косметическому бренду, Брокар оплачивал ему 75% трат на мыло и одеколон.

Русский по духу

Андрей Афанасьевич (так по-московски порой величали уроженца Франции) прожил в Москве 39 лет. Именно здесь он добился фантастической популярности и стал одним из самых удачливых предпринимателей пореформенной России. «Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России», - говаривал Генрих Брокар. Так и случилось. По настоянию врачей Генрих Брокар уехал лечиться в Канны, где и умер в декабре 1900 года. Похоронили «парфюмерного короля» в местечке Провен близ Парижа. «Товарищество Брокар и К°» с оборотом в 2,5 млн р. перешло его вдове. Шарлотта Андреевна мужественно перенесла удар судьбы - она не только вступила в управление наследством и фабрикой, но и увековечила память супруга, создав музей Г.А. Брокара, а в 1901 году выпустила в свет брошюру «Памяти Г.А. Брокара». Вплоть до революции дело Брокара продолжали их сыновья.

В 1917 году «империя Брокара» была национализирована и переименована в «Замоскворецкий мыловаренный комбинат № 5». Главный парфюмер Брокара не стерпел такого безобразия и в 1922 году предложил назвать фабрику «Новая заря». Большевики согласились. А духи «Букет Императрикс» получили соответствующее времени название «Красная Москва». Пушкинская усадьба была приспособлена под детский дом, а в послевоенные годы - под санаторно-лесную школу. На территории усадьбы со временем построили кирпичный дом и переселили туда воспитанников. Усадебный дом стал никому не нужен. Парк обветшал и зарос. Некогда роскошный сад с коллекцией сирени выродился, а затем и исчез. Теперь трудно поверить в то, что парфюмерная российская фабрика выступала наравне с французскими и была отмечена высшими наградами на престижных выставках. Технология изготовления на «Новой заре», естественно, изменилась: советская парфюмерная промышленность не смогла сохранить легендарные рецепты.

Сегодня практически никто не знает, что замечательный меценат и коллекционер зарубежного искусства собрал несколько тысяч художественных произведений. В то время частные коллекции были весьма велики и не умещались в рамках традиционной домашней галереи. Но Брокар и тут нашел блестящий маркетинговый ход - он не стал тратиться на строительство дорогостоящего особняка, а разместил собственный музей в Верхних торговых рядах на Красной площади (ныне - ГУМ). Но, главное, он сделал туда свободный доступ для всех желающих и тем самым дал возможность всем и каждому наслаждаться творчеством великих французских и голландских мастеров. После революции часть коллекции разошлась по государственным музеям без указания каталогов и инвентарных номеров. Кстати, в этом году в музее частных коллекций прошла выставка из собрания Г Брокара, которая называлась удивительно красиво и емко «Парфюмер - друг искусств».

Людмила Михайлова, журнал Business Excellence, 2011 г. № 5