Русские христа юрод прокопий устюжский корейша чудотворец. Прокопий, устюжский чудотворец, блаженный

Прокопий Устюжский (+ 1303), Христа ради юродивый, чудотворец, праведный. Память 8 июля (21 июля).

Родом был немец, сын богатых родителей-латинян, прибыл на на корабле, груженном очень большим богатством, с целью торговли из ганзейского Любека в Великий Новгород по поручению своего отца. Он пленился красотой храмов и пением православным, принял крещение, раздал свое имущество нищим, вступил в иноки Хутынского монастыря и начал юродствовать.

Убегая от мирской славы Прокопий благословился у игумена на путешествие в «восточные страны». Зимой, без одежды, претерпевая разные издевательства, он дошел до Устюга Великого, где поселился в убогой хижине.

Житие блаженного Прокопия было таково. Славу мира суетного и мимотекущего он ни во что не ставил. Днем оскорбляемый и избиваемый людьми был истязаем многими обидами, а ночью не давал себе никакого покоя, а ходил по городу и по всем божьим церквям и молился Господу с обильными слезами, стоя на коленях, прося у Бога помощи городу и людям. С утра же опять весь день блаженный Прокопий ходил по городским улицам, пребывая в юродстве. Когда же святой хотел обрести покой от многих своих трудов или немного уснуть, тогда он ложился на улице, на помойке, или на куче мусора, или в ветхой некрытой часовне, не прикрывая свое нагое тело. И зимний мороз, и снег, и летний солнечный жар, и зной и дождь - все это переносил блаженный Прокопий с радостью и благодарностью Бога ради. И так проходили дни его жизни, И как блаженный Прокопий возлюбил Бога всей своей душою и телом, так и Бог его возлюбил и прославил в мире с юного возраста не только в наш век, но и в будущем царствии, сторицею воздав ему превеликую Свою благодать. И принял от Него блаженный Прокопий пророческий дар, а также дар чудотворения.

Затем блаженный Прокопий изволил жительствовать на паперти у соборной церкви Успения пресвятой Богородицы. Здесь блаженный Прокопий бывал постоянно: зимой и летом, днем и ночью, тут же, не входя ни к кому в дом и не беспокоясь о пище и одежде, принимал немного пищи от богобоязненных прихожан и тем питал свое тело (и то не всякий день); от богатых же не принимал никакой пищи.

Свой день смерти святой предвидел заранее, он умер 8 июля 1303 г. вблизи Введенского монастыря, у святых ворот в конце помоста. Через три дня было найдено его мертвое тело под огромным сугробом, нанесенном снежной бурей.

С большими почестями он был похоронен в соборной церкви. Прославление святого последовало на Московском Соборе в 1547 году.

На иконах св. Прокопия изображают с тремя кочергами, которые он носил в левой руке. Когда кочерги святого бывали расположены прямо, это означало, что летом будет обильный урожай хлеба и изобилие других земных плодов, а когда его кочерги не были обращены главами вверх, означало, что ожидается хлебный неурожай и скудость других всяких плодов, и случался большой голод.

глас 4

В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества/ приял еси, блаженне,/ молитвами, бдением и лощением/ тело свое изнурив,/ душу же возвысив на Небесная,/ Царя всех Христа Бога славы зрети сподобися/ и неувядаемым венцем увязеся./ Емуже с лики святых предстоя,/ за люди своя моление предлагая,/ тепле пролия слез источник,/ избавил еси град Великий Устюг и люди своя/ от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти./ Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти:/ о Прокопие чудоносне,/ ходатай нам буди ко Господу/ во дни нашедших печалей, рабом твоим,/ и молися, да спасет души наша.

Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

глас 4

От земли Воззвавый тя к вечным обителем/ соблюдает и по смерти неврежденно тело твое, святе,/ ты бо, в целомудрии и чистоте житие пожив, блаженне,/ не осквернил еси плоти нетлением смертным./ Темже тя любовию чтим, Прокопие.

Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

глас 2

В терпении твоем, святче Божий,/ от Господа мзду восприял еси/ и пожал еси ниву пищи райския,/ безсонным бдением и юродством тело твое изнурил еси/ и мудростию душу твою спасл еси,/ живота земнаго небрегл еси,/ но Небеснаго Царствия зрети возжелел еси,/ и Небеснаго Царя видети сподобился еси,/ и Тому поклонился еси./ Мы же, недостойный раби твой, ко гробу твоему умильно припадающе/ и сокрушенным сердцем взирающе на образ иконы твоей, сице вопием:/ о Прокопие чудный,/ ходатай буди и молитвенник ко Господу о рабех твоих/ и заступник граду нашему/ во дни нашедших печалей/ и молися ко Господу о спасении душ наших.

Ин кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

глас 4

Верою память твою, блаженне, совершающих/ и любовию празднующих святое торжество твое/ соблюдай от всякия злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко всех Владыце,/ Егоже моли избавится от бед рабом твоим, Богомудре Прокопие.

Кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

глас 4

Христа ради юродством/ воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед,/ царскаго достигл еси престола/ и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений,/ многими бо чудесы твоими и знамением страшным/ удивил еси град твой Великий Устюг:/ людем твоим милость испросив,/ миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси/ и недужным подал еси цельбы./ Тем же молим тя, чудоносче Прокопие:/ моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.

Тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

глас 4

Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив/ целомудрием и многим терпением,/ во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего:/ источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Прокопие всеблаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Молитва блаженному Прокопию Устюжскому

О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Прокопие! Тебе молимся и тебе просим: молися о нас ко Всемилости­вому Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да пробавит милость Свою к нам, недостойным, и дарует нам вся, яже к животу и благочес­тию потребная: веры убо и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, земли плодоносие, воздухов благорастворение и во всем благое поспешение. Град твой Устюг и вся грады и веси Российския предстательством твоим соблюди невредимы от всякаго зла. Всем православным христианом, тя молитвенно призывающим, коемуждо по нуждам их, потребная даруй: болящим - исцеление, скорбящим - утешение, бедствующим -поможение, унывающим - ободрение, нищим - снабдение, сирым - призрение, всем же нам дух покаяния и страха Божия испроси, да благочестно скончавше временное сие житие, сподобимся благую христианскую кончину и Царствие Небесное со избранными Божиими наследовати. Ей, праведниче Божий! Не посрами упования нашего, еже на тя смиренно возлагаем, но буди нам помощник и заступник в жизни, в смерти и по смерти нашей, да, твоим предстательством спасение улучивше, купно с тобою прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый святой, первый настоящий юродивый на Руси. О настоящем имени святого Прокопия не известно ничего, оно затерялось несколько веков назад и нет надежды, что когда-либо будет установлено, поскольку в первом житие святого Устюжского чудотворца, написанном в 16 веке, уже называлось имя Прокопий.

Жизнеописание

Имя и фамилия, данные Прокопию Устюжском при рождении, дата его рождения и даже место, где он родился, ничего из этого не удалось установить точно. Есть мнение, что родиной святого является город Любек, что находится на севере Германии, а сам он произошёл принадлежал к знатному прусскому роду купцов, входивших в Ганзейский союз.

В житие говорится, что отец блаженного Прокопия принял смерть, участвуя в сражении пруссов против немцев. После гибели отца Прокопий покинул Восточную Пруссию, отправившись в Великий Новгород. Вместе со всеми своими богатствами на кораблях он следовал по привычному для купцов морскому маршруту Любек-Новгород. В Новгороде был расположен филиал Ганзы, имевший название «Петергоф».

Примерно в 1243 году Прокопий с кораблями прибыл в Великий Новгород. Купца поразило множество церквей, монастырей, их красота, многочисленные колокола с их доброгласным звоном, набожность и усердие народа, посещающего церковные службы. Прокопий не ожидал такого отношения к вере у людей, которые не придерживаются католичества и не признают римского первосвященника.

С большим интересом юный Прокопий отправился в Храм Святой Софии, побывал в других церквях и монастырях, воочию узрел торжественные и благолепные обряды Православной Церкви, восхитился стройным хоровым пением.

Незнакомое Прокопию доныне православие настолько поразило молодого человека, что он решился сменить свою католическую веру. Вдохновлённый подвигом иноков, Прокопий принялся раздавать свои богатства — товары и имущество, оставшееся от отца, нуждающимся людям Новогорода, пожертвовав часть богатство Варлаамо-Хутынскому монастырю, основанному в 1192 году. Старец Варлаам Прокшинич, подражающий основателю монастыря Варлааму Хутынскому, стал наставником Прокопия. Прокопия жители Новгородца почитали и прославляли за его праведную жизнь. Тогда же Прокопий стал юродствовать. Днями и ночами он бродил по улицам и не престанно молился Богу.


Прокопий, в желании совершить более строгий христианский подвиг, любил бродить по местам русского севера. Так однажды он совсем покинул Великий Новгород и направился в город Великий Устюг, полюбившийся ему своим величием, славой и такой же, как в Новгороде, красотой церквей. В Устюге местом жительства он выбрал паперть Храма Успения Божией Матери. Одеждами блаженного стало рубище, добрые горожане подавали ему подаяние, на которое он и жил. Кроватью Прокопию служили сырая земля, камни или кучи мусора. Утешался юродивый общением с одной праведной четой — Иоанном Бугой (ханским баскаком, принявшим православную веру) и его женой Марией, а также с другим блаженным — Киприаном, основавшим Устюжскую обитель в честь Архистратига Михаила.

В одну летнюю ночь к Прокопию спустился белоснежный ангел, напророчивший окончание земного подвига блаженного. Промолвив, что 8 июля Господь заберёт Прокопия к себе, божественный вестник исчез. Прокопий воспринял известие с благоговением и нетерпеливо ожидал предсказанный день, рассказывая горожанам о явлении ему ангела.

В тёплую ночь на 8 июля Прокопий покинул городские стены, вышел в поле, в последний раз преклонил колени и помолился Богу, улёгся на бок, поджав под себя ноги, и смиренно умер во сне. Это был 1303 год. Житие говорит, что сам Господь не оставил тело блаженного без покрова, позаботившись о нём: в ночь 8 июля, в момент смерти юродивого, пошёл снег. Устюжане обнаружили тело Прокопия и выполнили его последнюю волю, похоронив его на берегу реки Сухона, рядом с камнем, на котором любил проводить своё время блаженный и возле которого просил его захоронить .

Чудо святого Прокопия

В житие Прокопия Устюжского сказано, что в 1290 году блаженный сумел предвидеть страшное стихийное бедствие: в 20 верстах от города Великий Устюг упал метеорит. Его падение привело к сильным бурям с грозами, лесным пожарам и разрушительному смерчу, сметавшему всё на своём пути.

Предчувствуя падение метеорита, юродивый Прокопий за неделю до трагедии ходил по Устюгу, со слезами на глазами убеждая жителей города покаяться и помолиться Господу ради спасения города и своих жизней. Прокопий пытался предупредить горожан о Божьем суде, который должен вот-вот свершиться, но над ним лишь смеялись и не верили. Как только загремел гром, засверкала молния и разразилась страшная буря, устюжане в страхе искали спасения с самом укреплённом и безопасном здании города — в соборном храме. Там они застали Прокопия, который на коленях молился за городских жителей и за сам город.

Церковное предание гласит, что в тот страшный час Прокопий возносил молитвы древней иконе Благовещения, которую позднее перенесли в Москву. Эта икона получила название «Устюжское Благовещение», русская церковь установила день празднования этой иконы — 8 июля по юлианскому календарю. Праздник называется «Знамением от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге». Но ни в одном историческом очерке подобных данных о присутствии иконы в Устюге нет .

О чем молятся Прокопию?

Прокопия Чудотворца люди просят о заступничестве перед Богом, о спасении души, о защите городов .

Память о святом

Юродство святого длилось 60 лет. После его смерти церковь причислила блаженного к православным святым. Прославление церковью проводилось в Московском Соборе в 1547 году, день памяти Прокопию установлен 8 июля, в день смерти юродивого.

В историю Прокопий Устюжский вошёл как первый святой, которого церковь прославила в лике блаженных. «Житие Прокопия» составил в 16 веке сын игумена Сольвычегодского монастыря Дионосий, через много веков после смерти юродивого.

В честь Прокопия Устюжского получил своё название город Прокопьевск .

Заключение

Православные свято верят, что у гроба Прокопия Устюжского могут совершиться чудесные исцеления от болезней, прочие чудеса. Некоторые верующие говорят о том, что им являлся сам святой.

Святой Прокопий Устюжский , будучи еще богатым варяжским купцом, по торговым делам прибыв в Великий Новгород, был поражен красотой богослужений восточной Православной Церкви. Пожелав принять Православие, и для того, чтобы больше узнать о христианском учении, он удалился в Хутынский монастырь, где, проникшись духом евангельского учения и глубоко утвердившись в своем намерении, Прокопий принял святое Крещение.

Раздав все свое имущество нищим и презрев блага окружающего мира с его страстями, блаженный Прокопий принял обет юродства Христа ради, связанное с терпением бесчисленного множества различного рода лишений и оскорблений. С великой кротостью перенося удел юродивого, он удалился из Новгорода и нашел приют в Великом Устюге. В любое время года одетый только в грязное, дырявое рубище, святой Прокопий каждый свой день обычно проводил на открытом воздухе, а ночью горячо, со слезами молился, удалившись в один из местных храмов. Твердо следуя в своей жизни учению Христову, Прокопий нисколько не заботился о хлебе насущном: питался скудно, принимая пищу только от добрых, благочестивых людей, для краткого сна устраивался в каком-нибудь грязном строении под открытым небом или прямо на голой земле.

Блаженный Прокопий обладал чудесным даром пророчества. Так, увидев однажды в соборном храме некую трехлетнюю девочку по имени Мария, он поклонился ей до земли и во всеуслышание сказал: «Се идет мать великого Стефана епископа, учителя Пермского». Предсказание блаженного Прокопия впоследствии исполнилось: Мария стала матерью первого епископа Пермского – .

Избрав местом своего постоянного пребывания паперть при Устюжском соборном храме Пресвятой Богородицы, блаженный Прокопий все свое время проводил в пламенных, коленопреклоненных молитвах.

Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию. Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его. Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти.

Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение. Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их греховности, навлекшая Божий гнев, и осознали необходимость покаяния. Все стеклись в храмы и со слезами молили Господа о помиловании и отвращении несчастья. Блаженный Прокопий вместе со всем народом, падши перед иконой Божией Матери, усердно и горячо молился о всех согрешивших. И тогда в соборном храме Великого Устюга от святого образа Благовещения Пресвятой Богородицы было всенародно явлено чудное знамение – из иконы в изобилии источилось благоухающее миро, которым были наполнены все церковные сосуды.

По милосердному заступлению Божией Матери Господь избавил устюжан от верной погибели – грозная туча прошла мимо города и в отдалении на пустынном месте разразилась с ужасающей силой. Дождь из раскаленных камней полностью выжег лес в верстах двадцати от Устюга. В воспоминание этого чудесного избавления, произошедшего в 1290 году, и установлено ежегодное празднование чудотворное иконе Божией Матери.

Другом и собеседником блаженного Прокопия был преподобный Киприан, основатель Устюжского Архангельского монастыря. Еще один современник святого – клирик соборной церкви Симеон, который был свидетелем и очевидцем благочестивой во Христе жизни юродивого, смог усмотреть в нем великую духовную мудрость и почивающую на преподобном несомненную благодать Божию. Симеон записал и сохранил для потомков многие дивные события из жизни праведного Прокопия.

Чувствуя приближение кончины, блаженный пошел к обители и там мирно почил. Только на четвертый день по смерти его запорошенное снегом тело было найдено под мостом. Соборное духовенство, сопровождаемое народом, взяли тело святого угодника Божия и, с почестями препроводив его в храм, совершили отпевание. Святой Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, был погребен в указанном им самим месте, а на могилу его положили камень.

Впоследствии на этом месте была возведена церковь, в которой совершилось немало чудес и исцелений. К лику святых блаженный Прокопий был причислен Московским Собором в 1547 году.

ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ (? - 1303)


Прокопий был иностранный купец и торговал в Новгороде. Пленившись учением Православной Церкви, он отказался от папизма, принял православие и оставил торговлю. Раздав имение бедным, поселился на некоторое время в Хутынской обители (в 10 верстах от Новгорода), но вскоре удалился в Великий Устюг и там вступил на новый путь юродства. Устюг он нашел полузырянским городом с христианскими храмами; соборная церковь была деревянная и очень высокая. На паперти ее Прокопий стал проводить ночи в молитве, а днем ходил по городу, претерпевая насмешки, брань и побои. Отдыхать ложился он то на навоз, то на камне или на голой земле. Одежда на нем была изорванная и в ней он переносил северные морозы, пищу он принимал от нищих и от людей богобоязненных, а от обогащавшихся неправдою не брал ничего. Утешением для блаженного служила праведная чета – Иоанн и Мария. Иоанн Буга, или Багу, был монгольским сборщиком в Устюге. Блаженный Прокопий посещал иногда Иоанна и Марию, но не пользовался удобствами их жизни. Другом и собеседником его был блаженный Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители, но и у него не искал покоя он для плоти своей.

В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «Покайтеся, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога постом и молитвами, иначе город погибнет от града огненного». – «Он не в уме»,– говорили слушавшие Прокопия. Через неделю после первого предсказания Прокопия, в полдень, показалось на горизонте черное облако; приближаясь к городу, оно увеличивалось более и более и наконец легло над ними черною тучею. Молнии бегали огненными полосами и страшные грохоты грома раскатывались в воздухе, не прерываясь ни на минуту. Тогда-то увидели, что городу грозит гибель, вспомнили о проповеди Прокопия и устремились в соборный храм Богоматери. Прокопий был уже здесь и пред иконою Благовещения молился со слезами. И весь народ с рыданием и воплями молился о спасении от гнева Божия: вдруг от иконы потекло миро ручейком, и по храму разлилось благоухание. В то же время произошла перемена в воздухе: не стало удушливого зноя, тучи с громом и молнией ушли вдаль.

Прокопий по-прежнему продолжал юродствовать. Он носил в левой руке три кочерги. Замечено было, что когда носил их вверх «головами», в тот год бывал хороший урожай; когда же оборачивал их «головами» вниз, бывал недостаток во всем.

Блаженный Прокопий преставился в старости 8 июля 1303 года у ворот обители Архистратига Михаила. Согласно его желанию, тело Прокопия похоронили на берегу реки Сухоны, близ соборной Успенской Церкви. Камень, на котором часто сидел он на берегу Сухоны, молясь за плавающих, положен над гробом его. Местное почитание св. Прокопия началось по частной инициативе. Но в 1471 году устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в Нижний Новгород благодатную помощь Прокопия, построили над его могилою церковь во имя его, сделали гробницу, на которой поставили образ блаженного «и от того времени начаша праздновати честно и торжественно праздник блаженного Прокопия месяца июля в 8-й день». Московский Собор 1547 года утвердил местное празднование Прокопию (21 июля по новому стилю). Мощи праведного Прокопия почивают под спудом в храме, посвященном его имени.

Наружность блаженного Прокопия в «Иконописном подлиннике» описывается так: «подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику – стар и сед), волосы на голове русы, борода козмина (т. е. длинная); рубище дико-багряное, с правого плеча спустилось, в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колена голы».

Чудеса блаженного Прокопия начали записывать во второй половине XV века, после построения (1471) во имя его храма, памятника благодарности за спасение устюжской дружины в Нижнем от повальной болезни: праведник явился тогда многим из дружины с обещанием помощи своей против страшной болезни. С того времени чаще стали происходить исцеления по молитве призываемого на помощь праведника.

Много недужных исцелилось у гроба сего праведника: расслабленных всеми членами, бесноватых, слепых, хромых, всякого возраста и звания.


Изложено по: Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец // Русские юродивые и блаженные / [Авт.-сост.: Н. Рубина и А. Северский]. – Челябинск: Аркаим, 2003