Саногенное и патогенное мышление — что это в психологии. Обучение концепции Орлова

Патогенное мышление.

1. Полная свобода воображения, отрыв от реальности. Это способст­вует непроизвольным эмоциональным и инструментальным реакциям. Например: обдумывая обиду, человек невольно разрабатывает планы мести в воображении.

То же происходит с эмоциями стыда, гнева, ущемленного самолюбия и т.д. Эти эмоции причиняют страдание, и непроизвольно включаются механизмы защиты. При этом возникает агрессия, либо в отношении других, либо в отношении себя (аутоагрессия).

Так как эмоции и сопутствующие им мысли не контролируются, то они со временем закрепляются и превращаются в привычку.

2. В свою очередь каждый акт такого размышления и соображения сочетается с определенными переживаниями, то они закрепляются с образами, вызываемыми в воображении. Это способствует накоплению отрицательного опыта: обиженный становится обидчивым, ревнивым – патоло­гическим ревнивцем, естественный стыд перерастает в глубокое чувство неполноценности и т.д.

Ни одно переживание не проходит бесследно, оно увеличивает вероятность того акта мышления, которое происходило накануне или одновременно с переживанием. Если бы каждый из нас научился выполнять акт прекращения мышления, исполнять «стоп-реакцию», то он прекратил бы процесс научения, ведущий к закреплению актов патогенного мышления, порождаемых отрицательной эмоцией.

3. Патогенное мышление характеризуется полным отсутствием реф­лексии, т.е. способности рассмотреть себя со стороны и объективно оценить свои личностных характеристики и поведенческие особенности. Для него характерно полное включение в ситуацию даже после ее разрешения определенным образом.

4. При патогенном мышлении человеку свойственна тенденция лелеять в себе и сохранять отрицатель­ные образы: обиду, ревность, страх, стыд, а это ведет к пато­логии.

5. Неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоцию.

Патогенное мышление воспроизводит в сознании ситуацию стрес­са бесчисленное множество раз, вводит человека в хронический стресс. Усиливается состояние тревожности. Тревога – безобъектив­ный страх. В нее перерастают ожидания неприятных переживаний: боли, обиды, зависти, стыда, неудачи и др. Человек теряет способ­ность конструктивно действовать и мыслить. Повышению уверенности и снижению тревожности способствует саногенное мышление.

Черты саногенного мышления.

1. Динамизм связи нашего «Я» с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации. С одной стороны, способность «Я» полностью срастаться с ними, при необходимости эффективной дея­тельности. С другой стороны, наше «Я» характеризуется отделением от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии, в которой наше «Я» делает объектом рассмотрения именно сами об­разы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их, что освобождает образы от их «эмоциональной энергии». Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если наблюдается со стороны. Переживание всегда «занимает» сознание, а рассмотрение пе­реживания направлено на то, как оно «устроено», и происходит его устранение из сознания.

2. При саногенном мышлении интроспекция или размышление, направленное внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя. При этом происходит приспособление к подобным ситуациям, так что при их повторении острые и сильные чувства уже не возникают (фрустрационная толерантность).

3. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения (структуры) тех психических состояний, кото­рые контролируются. Такое самонаблюдение невозможно без знаний основ психологии чувств и психологии личности. Поэтому необхо­димо подробнее описать строение основных отрицательных эмоций: обиды, вины, стыда, зависти, тщеславия, страха.

Как устроена обида (гнев, агрессия).

1. В основе обиды лежат наши ожидания относительно поведе­ния любимого, значимого, ориентированного на нас человека, которые скла­дываются из опыта общения.

2. Вторым элементом является поведение этого другого человека, отклонявшееся от наших ожиданий в неблагоприятную сто­рону.

3. Наша эмоциональная реакция.

Обида возникает потому, что мы отрицаем право другого на самостоятельные действия. Обижаясь, мы эксплуатируем любовь другого человека, наказывая его чувством вины.

Обида отличается от оскорбления. Оскорбитель не испытывает
вины, ибо имеет цель причинить страдание. Если обиду мы рассматриваем как оскорбление, мы освобождаем другого человека от вины, признаем,
что он нас не любит. Оскорбление перерастает в гнев и агрессию
быстрее, чем обида.

Как устроена вина (элементы структуры).

1. Каким должен быть я в соответствии с ожиданиями другого человека или группы людей.

2. Восприятие собственного состояния «здесь и теперь».

3. Сличение модели ожидаемого и реального поведения и обнаружение несоответствия, усиленного обидой на лице партнера.

Вина – это всегда страдание. Попросив прошения, мы тем самым ослабляем собствен­ные страдания.

Как устроен стыд.

Стыд – эмоция, регулирующая поведение человека в соответст­вии с нормами, зафиксированными в «Я - концепции».

Под ударами стыда человека влечет к добродетели. Элементы структуры стыда.

1. Каким я должен быть «здесь и теперь» согласно «Я – концепции».

2. Каков я «здесь и теперь».

3. Осознание разногласия.

Стыд позволяет определить «Я - концепцию». Если нам стыдно за слабость, значит, мы считаем себя сильными. Осознаем, что это не совсем так, стремимся к совершенствованию. Опасна ложная «я – концепция», зак­люченная в формуле «я всегда должен быть...» А собственно поче­му, для чего и кому должен?

Как устроены зависть, тщеславие, гордыня.

I. Он такой же, как я, по некоторым формальным признакам.

2. Концентрация внимания на объекте сравнения.

3. Сравнение и обнаружение нетождественности: в свою поль­зу испытываем гордость, тщеславие; не в свою пользу – зависть.

Зависть и злорадство имеют одну основу. Злорадство – защита против зависти, ибо всегда найдется тот, у кого дела обстоят хуже, чем у меня. «Зависть порождается идеей равенства; зависть страшнее ненависти, ибо она порождает ее», - гласит афоризм.

Как устроен страх.

Страх порождается прогностической способностью ума пред­видеть неприятности.

Источники страха всегда связаны с субъективным восприятием и оценкой ситуации, обстоятельств или другого человека как угрозы для себя.

1. Предвидение страдания.

2. Осознание неэффективности привычных средств защиты.

3. Эмпатические страхи (бояться вместе с другими).

4. Предвидение потери радости, удовольствия от чего-либо, связанного с кем-либо.

Виды страдания разнообразны, поэтому разнообразны и страхи. Главное в любой ситуации – выявить причину, которая порождает страх, и только после этого возможно определение путей и способов избавления от него. Итак, саногенное мышление – это попытка рационализировать свои переживания. Вербализация чувства сложнее вербализации мысли. Однако именно процесс осмысления переживания сглаживает эмоции, вытесняет их из сознания, снижает интенсивность аффекта, тем самым способствует оптимизации общения. Ибо никому не захочется лишний, раз испытывать чувство вины, общаясь с обидчивым человеком,

Овладение саногенным мышлением предусматривает расшире­ние кругозора, которое состоит в понимании истоков происхождения стереотипов и их актуальности в современных условиях. Саногенное мышление – это гибкое мышление.

Саногенное мышление невозможно и без достаточно разви­того уровня сосредоточенности к концентрации внимания на объек­тах размышления (в нашем случае структуре переживаний), что до­стигается упражнениями. Саногенное мышление признает право человека поступать свободно, не в соответствии с чьими-то ожиданиями. Оно признаем, что к этому есть причины не каждый раз нам известные, оно при­знает, что поведение человека определяется им самим.

Саногенное мышление признает следующие права человека (по К. Келли):

    Право быть одному;

    Право быть независимым;

    Право на успех;

    Право быть выслушанным и принятым всерьез;

    Право получить то, за что платишь;

    Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

    Право просить то, что хочешь;

    Право выражать свои чувства и мысли;

    Право делать ошибки и быть ответственным за них;

    Право не быть напористым;

    Право иметь право.

Усвоение саногенного мышления.

Любое поведение, в том числе умственное, усваивается двумя путями:

1) путем самостоятельного исполнения действия;

2) путем наблюдения моделей желательного поведения и подражания выбранному образцу.

Усвоение культурных стереотипов происходит путем наблюдения моделей поведения и мышления значимых других (в реальной действительности, в письменном описании, в рассказе, в кинофильме). Модели закрепляются в сознании, если подкрепляются положительными эмоциями.

Методика обучения саногенному мышления довольно проста: представляется эмоция и педагог (тренер в специальной группе, где происходит обучение) демонстрирует, как нужно о ней думать в соответствии со знаниями о структуре эмоций и содержании соответствующих социальных стереотипов.

Саногенное мышление – это своеобразный разговор с самим собой (может осуществляться в одиночестве, письменно, в беседе с другими). Это общение между я-управителем и я, идентифицирующим себя с социальными стереотипами (тем, как я воспринимаю себя глазами других).

В процессе обучения саногенному мышлению человек воспроизводит самостоятельно и произвольно те умственные операции, которые, будучи непроизвольными, создавали симптомы невроза или слуховых галлюцинаций.

Чтобы погасить отрицательную эмоцию, ее нужно либо пережить, что чревато осложнениями, ибо вызывает в ответ отрицательные эмоции окружающих; либо проиграть в уме (при этом в ходе обдумывания важно не испытывать повторных переживаний). Благодаря освоению этого действия человек перестает быть пассивным рабом культурных стереотипов, хотя и продолжает подчеркивать их, ибо культура не может существовать без социально-этических норм. Способность отделить себя от стереотипов делает человека индивидуальностью. Умение прощать себя и других – важный акт саногенного мышления. Позвольте себе и другим «иметь право».

Итак, овладение саногенным мышлением – одно из направлений повышения эмоциональной устойчивости и оптимизации педагогического общения.

Самоконтроль позволяет человеку преобразовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитивный: раздражение и гнев заменить спокойствием; зависть – доброжелательностью; коварство – великодушием, скепсис – надеждой и т.п. Это достигается на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки. Это второе направление формирования эмоциональной устойчивости.

В свое время Ч. Дарвин утверждал, что свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков усиливает ее. В то же время подавление, на­сколько возможно, всех внешних проявлений смягчает эмоцию. У. Джеймс считал, что субъект сможет «преодолеть нежелательную эмоцию», если будет использовать внешние движения, противоположные желательной эмоции. В этой связи имеет смысл остановиться на экспрессивных характеристиках основных положительных эмоций: радости, удивления, интереса (по классификации К. Изарда). Умение педагога распознать по поведенческим признакам переживание радости другим человеком и знание того, как он в этом состоянии выглядит со стороны, позволит ему чаще использовать внешние признаки выражения этой эмоции в установлении благожелательных контактов с учащимися и коллегами.

1. Радость : оттягиваются уголки губ, ломается линия губ, собираются морщинки у глаз, выражается и узнается с младенчества. Первый социальный жест ребенка - улыбка.

Ощущение: уверенности, значительности, чувство, что любишь и любим, удовлетворенность. Мир видится "сквозь розовые очки" Радость увеличивает способность признавать мир. Возникает как реакция на успех после усилий, при узнавании – хорошо знакомого, особенно после длительного отсутствия, чело­века или объекта.

Радость усиливает отзывчивость. Улыбка вызывает улыбку, увеличивает устойчивость к фрустрации и боли, успокаивает, снимает напряжение.

2. Интерес : легкое приподнимание или опускание бровей, не­большое расширение или сужение век, открытый рот, наклон головы набок.

Это чувство увлеченности, зачарованности, любопытства, Интерес обусловлен новизной и изменением в человеке, среде, в воображении, памяти, мышлении.

3. Удивление : мимолетное состояние, реакция на внезапное событие.

Выражение: брови приподняты, морщинки на лбу, глаза расширены, рот приоткрыт и принимает овальную форму, колени слегка согнуты, тело устремлено вперед.

Удивление обычно вызывается положительным, иногда и отрицательным событием. Функции его – в выводе нервной системы из прежнего состояния и приспособление к внезапным изменениям. Удивление очищает нервные пути для новой активности, отличающейся от предыдущей.

Эффективность общения и обучения повышается при одновременном проявлении у учащихся радости, интереса и удивления.

Важно не бояться открыто выражать положительные эмоции. Хроническое подавление эмоций, чрезмерная сдержанность ведет к психосоматическим расстройствам.

Путь к овладению эмоциями сложен. Как указывал К.С. Станиславский, он больше похож на выманивание, чем на прямое вызывание нужного чувства. Только косвенно, создавая сложную систему представлений, понятий, образов, в состав которых входит известная эмоция, мы можем вызвать и нужные чувства и придать этим психологический колорит всей системе в целом, в том числе и внешнему выражению эмоции.

Перед любым общением с учащимися и коллегами педагогу нужно психологически «настроиться»: предварительно «проиграть» в уме логику рассуждений, форму предъявления сообщения, эмоциональное состояние, возможные затруднения общения и способы их предупреждения и преодоления, что позволит преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации.

Приемы повышения эмоциональной устойчивости.

    Пытайтесь заменить отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки.

    «Включайте» интеллект, логику между негативным стимулом и вашей ответной реакцией (сосчитайте до десяти и «включите» саногенное мышление).

    Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, добрых слов и дел.

    Будьте тактичны с окружающими, отмечайте похвалой самую маленькую удачу.

    Чаше пользуйтесь добрым юмором.

    Если же случился конфуз, проанализируйте ситуацию, сделайте вывод и прекратите «самобичевание».

    Превратите индивидуально эгоцентрическую ситуацию в типовую. «Развенчание» субъективной значимости переживаний достигается через объективное понимание их закономерностей (структуры эмоций).

    Овладейте системой релаксации (расслабления).

    Занимайтесь профилактикой фрустрирующих ситуаций, прогно­зируйте реакцию собеседников на ваше воздействие, прогнозируй­те трудности и пути их преодоления, используя знания о барь­ерах в общении и защитных формах поведения личности.

Таковы основные составляющие эмоциональной устойчивости – некоего гаранта и фактора оптимального, плодотворного общения, общения без барьеров или с благополучным их разрешением, без защитных механизмов, без срывов и эмоциональных потрясений.

Формирование культуры общения педагога с помощью

тренингового обучения

Опыт наблюдения и анализа особенностей педагогической деятельности показывает, что знаний общего характера о педагогическом общении и специальных (о смысловых и личностных барьерах и защитных формах поведения) недостаточно для успешной адаптации начинающего педагога к профессиональной деятельности. Кроме того, аналогичные затруднения испытывают не только начинающие, но и опытные педагоги. Поэтому одним из путей повышения психологической компетентности начинающих и опытных учителей является разработка специальной программы тренингового обучения общению, то есть специальной программы упражнений по формированию коммуникативных умений и навыков. Программа основывается на двух видах тренинга: аутогенной тренировке (аутотренинге) и социально-психологическом тренинге. Первый предполагает обучение релаксации путем самовнушения. Второй представляет собой совокупность групповых методов форми­рования умений и навыков самопознания и общения, главными из которых является инсценировка педагогических ситуаций (ролевая игра) с последующим анализом и обменом опытом (групповая дискуссия).

Задачей аутотренинга является формирование умения управлять вегетативными функциями. Как уже отмечалось, отрицательные эмоции сопровождаются изменениями в вегетативной системе: учащается дыхание, пульс, наблюдается похолодание конечностей, дрожь в теле (в стрессовых ситуациях) и т.п. Нормализация деятельности вегетативной системы способствует общему расслаблению и успокоению, нейтрализует переживания отрицательной модальности. Аутотренинг – один из возможных путей, способов формирования и повышения эмоциональной устойчивости личности педагога. Однако его недостаточно, чтобы сформировать у себя необходимые умения, направленные на установление продуктивных контактов с другими. Для этого необходимы групповые формы работы, одной из которых является социально-психологический тренинг, в условиях проведения которого отрабатываются умения и навыки внутригруппового и межличностного взаимодействия.

Психологические игры в рамках социально-психологического тренинга дают педагогу бесценный опыт раскрепощения, возмож­ность «снять» привычную ролевую маску учителя, стать на пози­цию другого человека и понять ее, перейти в одной позиции на другую, быть открытым к воздействию другого человека, подверг­нуть сомнению сложившиеся стереотипы профессионального мышления.

Система упражнений нацелена на осознание скрытых психологи­ческих феноменов, «укрощение» непроизвольных проявлений чело­веческой психики, что позволяет педагогу лучше ориентироваться в собственных возможностях и управлять ими. Тренинг мобилизует резервы личности, позволяет пережить радость творческого усилия.

Система упражнений позволит актуализировать когнитивную, аффективную и поведенческую сферы психической жизни педагога.

1. Технологические приемы , позволяющие педагогу глубже понять, познать воспитанника, актуализируют в большей степени когнитивную сферу личности педагога и развивают педагогическую направленность на учащегося.

2. «Эмоциональные технологии» актуализируют аффективную сферу личности педагога.

3. Отработка приемов вербального и невербального поведения актуализирует поведенческую сферу личности педагога и оптимизирует систему его воздействия на учащихся и коллег.

В тренинговой группе создается атмосфера психологической безопасности, эмпатичного понимания и принятия прут друга такими, какие есть, с недостатками и достоинствами, атмосфера игры и спонтанности, конгруэнтности (соответствия) переживаний и поведения, что снижает вероятность психических травм, скованности, неискренности.

Состав группы : 10-12 человек обоего пола, знакомых и не­знакомых друг с другом. Состав группы постоянный.

Пространство и время : замкнутое пространство учебного помещения, свободного от лишней мебели, лишь несколько мягких кресел или стульев для участников. Время каждого занятия не менее 30 минут.

Тренинг позволяет сочетать теоретические знания по общению с практическими упражнениями по развитию коммуникативных умений и навыков.

В современной психолого-педагогической литературе разрабо­тан ряд упражнений по коррекции и развитию тех или иных психичес­ких функций, коммуникативных способностей. Некоторые из них можно использовать и в рамках нашей проблемы. Методику таких знаний для педагогов разработал В.А. Кан-Калик 25 . Предложенная им система упражнений включает два цикла:

1. Упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков в управлении общением.

2. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

Эта система упражнений и взята нами за основу. Нами использованы также некоторые упражнения по педагогическому общению, разработанные психологами А.А. Леонтьевым и Л.М. Митиной 26 .

Социально психологический тренинг
педагогического общения
ПЕРВЫЙ ЦИКЛ

1. Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности (упражнения начинаются с выявления мышечных зажимов).

Упражнение № I

Согните и напрягите указательный палец руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение: в сосед­ние пальцы, в кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука. Постарайтесь убрать излишнее напряжение: держите палец напряжен­ным, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным. Освободите остальные пальцы, а указательный держите напряженным.

Упражнение № 2

Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти освободите свою мускулатуру, начиная от головы и кончая пальцами ног, а затем напрягите ее. По счету до пяти освободите всю мускулатуру, а затем зажмите ее. (Счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала произволь­но, а затем на счет). Напрягите левую ногу – проверьте, не на­пряглась ли правая. Уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела.

Упражнение на мышечное зажатие и освобождение выполняются на различный счет (20, 15, 10, 5).

Упражнение № 3

Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела, задержать зажим, ослабить, по команде «раз» - зажим; по команде «два» - расслабление; освободить все тело и занять только одну группу мышц; сменить зажатую группу (ноги – левая, правая, шея, голова, пальцы – все по очереди).

Упражнение можно выполнять в процессе ходьбы.

Упражнение № 4

Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу (проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение). Пишите на дос­ке, укрепите плакаты, снимите излишнее напряжение, пишите за столом (снимается излишнее напряжение). Упражнения на снятие мышечного напряжения можно выполнять с вводными заданиями. Например, Вы входите в учебное помещение, пишете на доске, шум на последнем ряду, реагируете (проверьте мышечное напряжение при реакции, уберите излишний зажим); Вы сидите за столом, читаете книгу или журнал, раздается стук в дверь - реагируете (снимите излишнее напряжение) и т.п.

Войдите в учебное помещение, встаньте перед учащимися, проверьте, нет ли в мышцах излишнего напряжения, почувствуйте себя свободным и гото­вым к любым педагогическим действиям. Импровизируйте словами, действиями; пройдите между рядами, поправьте воображаемые тетра­ди, учебники, которые неаккуратно лежат на столах (следите за излишним напряжением, пусть работают только те группы мышц, которые необходимы). Представьте, что Вы находитесь в заполнен­ном учащимися помещении - Вы пришли в аудиторию и до начала занятий решили сделать небольшую перестановку. Проделайте это так, как будто это происходит на самом деле: осмотрите помещение, сориентируйтесь (снимите излишнее напряжение). Затем предлагайте задания, следите, руководите, давайте оценку проделанному. Звенит звонок, и Вы начинаете рабо­ту (снимите излишнее напряжение).

Одновременно проводите изучению «физического аппарата» и попытайтесь уст­ранить возможные недостатки: напряженность, распущенности, сутулости, угловатости, манерности и т. п. (за этими недостатками педагог следит постоянно).

2. Выработка умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке

Войдите в воображаемую аудиторию. Откройте воображаемое окно Напишите на доске число, пройдите по помещению, приготовьте воображаемые материалы, сядьте за стол, откройте книгу или журнал учебной группы, приоткройте дверь, выйдите из помещения. Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по аудитории и т.п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей деятельности. Постарайтесь найти ритм наиболее подходящий вам в процессе движения по классу: один ритм движения или быстрая смена ритмов и т.п.

Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) заданиями: сядьте за стол, откройте книгу, неожиданный стук в дверь реагируйте и действуйте; вы пишете на доске, неожиданно открылось окно – действуйте и т.п.

Мы привыкли думать, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии и, наконец от человеческих отношений. Но мало кто знает, что наше здоровье и благополочие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления.

Вступление

Создателем теории и практики саногенного мышления является доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, зав. каф. педагогики и медицинской психологии Юрий Михайлович Орлов .

Он выдвинул предположение, что любая эмоция, которую принято рассматривать в качестве спонтанно возникающей, как проявление бессознательного, на самом деле имеет точное определение на языке умственных операций, и на языке определенной программы, в результате которой бессознательно и возникает некоторая эмоция, а человек осознает только ее результаты. Следуя этой гипотезе, удалось исследовать высшие эмоции, такие, как обида, вина, стыд, зависть, ревность и другие.
Ему удалось описать психическую структуру этих эмоций с точки зрения «поведения ума», операциональных программ поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию.

Система саногенного мышления позволяет постепенно научить человека делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать умственные операции, рождающие нежелательные эмоции. Саногенное мышление расширяет многообразие ходов мысли и раскрепощает мысль, предлагая новые программы, уменьшающие чрезмерное проявление эмоций.

Саногенное мышление оказывает огромное влияние на психосоматические заболевания , которые представляют собой различные болезни тела, вызванные отрицательными эмоциями и состоянием сильного эмоционального стресса. Если, например, на обиду у человека возникает пищеварительная реакция, то, когда он размысливает свою эмоцию, она перестает быть пусковым механизмом этой патогенной реакции. И человек выздоравливает.

Прорыв, осуществленный саногенным мышлением в области духа, состоит еще и в том, что человек сам разбирается со своими проблемами.

Мышление и эмоции

Мы часто благополучны и неблагополучны в зависимости от того, какие, хорошие или плохие эмоции возникают в данный момент в общении с другим человеком. То же может происходить и при отсутствии реального общения, в результате непроизвольного движения наших мыслей, моделирующих общение. Меня, скажем, обидели неделю назад, а сейчас по пустячному движению мысли чувствую, как во мне из глубин души снова всплывают те же переживания, что были тогда. Мне опять становится обидно. Вследствие такого, непроизвольного мышления я оказываюсь в плену бывших чувств, хотя здесь и теперь меня никто и не думает обижать.

Мышление — великое достижение духовной эволюции человека, но оно одновременно и источник нашей боли. Когда мышление протекает непроизвольно, оно может причинять вред. Мышление, таким образом, может быть патогенным, то есть порождающим болезнь. Когда некоторые йоги утверждают: «Убей свою мысль, прекрати ее движение, иначе она тебя самого убьет!» они предлагают прямое требование, так как мысль приносит зло и его уместно прекратить. Это — чрезмерное требование, трудно выполнимое, похожее на такое лекарство от головной боли как обезглавливание. Прямой и грубый подход здесь неуместен. Будет вернее требовать не полного прекращения движения мысли, а сделать это движение правильным и безвредным.

Многие наши болезни и страдания порождаются хроническим эмоциональным стрессом . Говорят, что в плохом мире невозможно без стресса и чтобы быть здоровым нужно улучшить этот мир. Ради этого даже была сделана революция. Можно спорить, какую часть мира следует улучшать или государство, или семью, или быт, или жену или мужа, или друзей и коллег. Но это все равно не разрешит проблемы, так как основная часть эмоционального стресса исходит из головы, из болезнетворного нашего мышления .

Стресс — естественное порождение жизни. Он сам по себе безвреден, а наоборот способствует совершенствованию в приспособлении к стрессу. Однако, если стресс слишком длителен, то он с неизбежностью приводит к болезням адаптации, возникающим вследствие истощения защитных сил организма. Большинство болезней продолжаются и после прекращения стресса. Основными стрессорами, то есть источниками стресса являются стихии природы, общественные отношения и мышление человека. Первые два источника не нуждаются в особом истолковании. Мы остановим свое наше внимание только на мышлении.

Мышление, которое порождает плохие эмоции, создает эмоциональный стресс и болезни адаптации , мы называем патогенным мышлением. Патос — болезнь. Оно таково именно потому, что действует непроизвольно, само по себе, вопреки нашей воле и бессознательно. Вследствие этого мы оказываемся беззащитными перед нашим умом. Продолжение

Признаки саногенного и патогенного мышления

Саногенное мышление

Динамизм, гибкость, рефлексия мышления: наше «Я» (сознание) как бы отстраняется от собственных переживаний и наблюдает их
- Интроспекция: размышления, направленные в глубь себя, осуществляемые на фоне глубокого покоя, релаксации (острые и сильные чувства уже не возникают)
- Человек осознает строение психических состояний: понимает, как устроена обида и другие психологические реальности
- Знание индивидом общественных стереотипов, программ культурного поведения
Концентрация, сосредоточенность внимания: спокойное размышление над своим состоянием

Патогенное мышление

Полная свобода воображения: не контролируемый мыслью отрыв от реальности — отсутствие привычки контролировать и сдерживать свои мысли
- Постоянное переживание ситуации: воображение, размышление, переживания закрепляются, приобретают большую энергию, способствуют накоплению агрессии, отрицательного опыта. Человек не пытается прервать такие мысли
- Полное отсутствие рефлексии, способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны, включенность в ситуацию
- Характерна тенденция лелеять в себе и сохранять обиду, ревность, страх, стыд, непонимание того, что это приводит к формированию патологии
- Неосознанность умственных операций, которые порождают эмоцию — отсюда неумение контролировать, понять самого себя, свое состояние

Надо знать, как работает наша умственная машина

Нетрудно понять, что если мы знаем, как устроена любая машина, мы можем ею управлять. Умственная машина — не исключение. Мышление, как и всякое поведение, осуществляется по определенным программам, которые связывают воедино все умственные действия. Осознание этих программ делает возможным бессознательные акты мышления сделать сознательными и контролировать. Важно понять, что если человек осознает те умственные операции, которые порождают эмоции, то он может контролировать их , и «выключать». Тем самым он может предотвратить последствия того, как обида или стыд, став хроническими, будут сами, во вред организму, поддерживать эмоциональный стресс, нанося ущерб себе и другим. Следовательно, владея саногенным мышлением, мы в состоянии ослабить или вовсе нейтрализовать наши эмоции. Как это происходит, мы опишем на примере эмоции, с которой каждый из нас знаком, на примере обиды. При каких условиях наша умственная машина способна вырабатывать эту эмоцию?

Саногенное мышление

Цели мышления могут быть разбиты на две группы. Наш ум может работать над тем, чтобы уменьшить наши страдания и боль. С другой стороны оно может быть направлено на то, чтобы повысить наше благополучие и счастье.

В основе саногенного мышления лежат две вещи : первое, научное знание о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции и второе, приобретение навыков и умений сознательного контроля умственного поведения, вырабатывающего эти эмоции. Следующей, главной особенностью философии саногенного мышления является ее терпимость . Она не требует отказа от обыденных привычек и принуждения себя к какому-то особому образу жизни и взятия на себя каких-либо особых обязанностей. Принцип саногенного мышления «Усилие на грани приятного» освобождает ученика от всякого насилия над самим собою и борьбы с собственными пороками.

Только знание и правильное употребление знания постепенно обеспечивает успех саногенного мышления и благополучие ученика.

До настоящего времени психологи рассматривали разум, волю и чувство как некоторые самостоятельные функции души, мало связанные между собою. Среди этих трех инстанций души приоритет принадлежит мышлению, так как, во-первых, оно может быть осознано и, во-вторых, оно, в качестве необходимого информационного процесса, включено как в осуществление воли, так и в выработку эмоций и чувств.

Результатом работы ума могут быть не только образы, представления, понятия, но и эмоции и чувства. Нас сейчас интересует связь мышления и чувств.

Умственные акты, как и всякое поведение, вначале сознательные, повторяясь, становятся привычными и, вследствие этого, перестают нуждаться в сознательном управлении. Они уже не осознаются, а протекают автоматически. Поэтому то и получается, что результат работы ума, скажем, обида возникает помимо нашей воли. Наши эмоции включаются автоматически не нами, а обстоятельствами, и нам кажется, что именно обстоятельства создают эмоцию. А на самом деле обстоятельства не создают, а только запускают умственную машину с готовой программой по выработке эмоции. Поэтому то такие вещи как обида, стыд, или вина всплывают из глубин бессознательного сами, вопреки нашему желанию. Мы не можем их устранить, так как не умеем этого делать, по той простой причине, что не знаем, каким образом они вырабатываются. Это похоже на то, что вы включили новый пылесос, машина работает, и вы не знаете, как ее выключить и только стараетесь, как бы он не засосал в себя кольца и сережки, сахар и соль со стола. А оказывается, чтобы унять машину, на ту же кнопку нужно нажать второй раз! Так же и умственная машина включается и действует, и мы не можем ею управлять, а только пытаемся как бы себе и другим не навредить, а иногда и наоборот.

    Полная свобода воображения, (232:) мечтательность, отрыв от реальности. Эта непроизвольность воображения переносится на отрицательные образы, которые способствуют непроизвольным эмоциональным и инструментальным реакциям. Например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков и непроизвольно разрабатывает планы мести: представляет в воображении, какое возмездие должно настичь обидчиков. Аналогично протекает и воображение, связанное с другими чувствами, такими, как ущемленное достоинство, стыд, ревность. Поскольку эти эмоции причиняют страдание, то непроизвольно включаются механизмы защиты, в частности определенный вид мышления, целью которого является уменьшение этого страдания, переключение энергии эмоции в активность мышления, чаще всего агрессивного. Причем если агрессия направлена против других, против обидчика или человека, в глазах которого особенно остро чувствуется ущемленное достоинство, то мысли становятся агрессивными, т.е. содержание их связано с причинением неприятностей этим людям. Если же агрессия направлена против самого себя, то возникают угрызения совести, самоунижение. Обычно в этих случаях энергия мысли переключается на образы, связанные с наиболее ранними эмоциями, в которых происходило разрешение напряжения; чаще всего это жалобы, апеллирование к другим, иногда капризность.

Так как у человека отсутствует привычка контролировать и сдерживать такого рода мысли, поскольку он не знает об их вредоносности, то они полностью овладевают сознанием и насыщаются чувством, что приводит к закреплению такого рода мыслей. Когда человек занят повседневными делами, общается с другими или работает, то он вынужден в это время сосредоточивать внимание и соответственно мыслить о некоторых объективных предметах, что в некоторой степени сдерживает патогенное мышление, не дает ему свободы. Но стоит человеку оказаться наедине с собой, например, перед сном или в состоянии покоя, как патогенные мысли сразу же роем окутывают его сознание. В этом случае человек не в состоянии овладеть своими мыслями и вынужден применять снотворные или вовлекаться в деятельность, отвлекающую его, например, в чтение перед сном. Если вы обнаруживаем в себе эти симптомы, то первое, что нужно сделать, это не позволять себе приятного воображения, а сдерживать его. Тогда легче будет сдерживать и неприятные мысли, контролировать патогенные акты мышления.

    Поскольку каждый акт такого размышления и воображения сочетается с определенными переживаниями, то они по известным читателю закономерностям научения закрепляются с образами, вызываемыми в воображении. Вследствие этого эти образы приобретают большую энергию чувств и способствуют накоплению отрицательного опыта: обиженный становится обидчивым, агрессивный - еще более агрессивным, ревнивый превращается в патологического ревнивца, трусливый - в патологического труса (оттого, что, кроме реальных событий, он и сам постоянно пугает (233:) себя). То же происходит с человеком, который перемалывает в голове ситуации, в которых он, например, испытал стыд и унижение, в результате чего вместо естественного стыда вырабатывает глубокое чувство неполноценности. Мы должны принимать во внимание тот факт, что закономерности научения проявляют себя не только тогда, когда мы хотим чему-нибудь научиться, но и всякий раз, когда испытываем переживания, особенно положительные. Ни одно переживание не проходит бесследно, оно увеличивает вероятность того акта мышления или припоминания, которое происходило перед этим или одновременно с переживанием.

Например, мне очень неприятно вспомнить ситуацию, где я испытал стыд. Казалось бы, этот акт воспоминания, получивший сильное отрицательное подкрепление, должен подавляться и сдерживаться. А на самом деле происходит наоборот, я часто вспоминаю об этом. Однако этот парадокс раскрывается просто. С момента, как возникает чувство стыда, немедленно включаются акты защитного мышления и воображения, приводящие к совершенно другому результату: я получаю приятные переживания, представляя, как я поступлю или поступил бы в этой ситуации, и это представление в конце концов доводится до такой степени, что содержание ситуации преобразуется в свою противоположность. Таким образом, стыд или обида мною даже не осознаются, а осознаются защитные мысли и представления, которые ими вызываются. Когда я спрашиваю агрессивного человека, часто ли он испытывает стыд или обиду, то он отвечает: «Никогда!» Однако, обучившись совершать интроспекцию своего агрессивного мышления и после того, как ему разъяснили, какие трансформации претерпевает его мысль, он был в состоянии обнаружить эти глубинные эмоции. Чаще всего оказывается, что он очень чувствителен к ним и болезненно реагирует на них.

Если бы каждый из нас имел возможность или научился выполнять акт прекращения мышления, исполнять стоп-реакцию, то он прекратил бы процесс научения, ведущий к закреплению актов патогенного мышления, порождаемых отрицательной эмоцией. Но это не решает проблемы, так как наказуемая эмоция не исчезает, а только сдерживается, подавляется, и на сдерживание, так же как и на стоп-реакцию, наша душа должна будет тратить известную часть своей энергии, чтобы противостоять бессознательному. Читатель понимает, почему это происходит. Дело в том, что в этом приеме контроля нашего ума мы применяем первую насильственную парадигму управления: наказание нежелательного акта мышления. Если же применять ненасильственную схему управления, то мы должны открыть путь течению мыслей, с помощью которого происходит ослабление неприятной эмоции. Однако это, как мы показали выше, способствует развитию защитного, чаще всего агрессивного мышления, или мышления самоутверждения. Это противоречие может быть разрешено, и мышление перестанет быть патогенным, если мы в состоянии отделить себя, отстраниться от мыслительного процесса, что без (234:) специального обучения сделать трудно. Но если мы можем отстраниться, то и последующее заключительное переживание устраняется. Отсюда понятно, что:

    Патогенное мышление характеризуется полным отсутствием рефлексии, т.е. способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны. Для него характерна полная включенность в ситуацию даже после того, как она прошла или разрешилась определенным образом; если принять во внимание наше Я, то для патогенного мышления характерно полное слияние Я с образами, которые продуцируются в сознании. Эти образы заражаются энергией от нашего Я, приобретают исключительный «магнетизм», притягивают другие образы и образуют целые комплексы, насыщенные необыкновенной эмоциональной энергией. Эти комплексы приобретают особое значение и проявляют себя в том, что их актуализация в сознании вызывает чрезмерные, «ненормальные» реакции. Несмотря на то, что патогенное мышление причиняет страдания, оно, став стереотипным, привычным, сохраняется, как и всякая привычка.

    Для патогенного мышления характерна тенденция лелеять в себе и сохранять эти образования: обиду, ревность, страх, стыд. Налицо полное отсутствие стремления отделаться от этих переживаний, непонимание того, что именно эта тенденция постепенно приводит к формированию патологии. Эта личностная особенность патогенного мышления обычно сочетается с полным невежеством и иногда неприятием принципов психогигиены.

Мы заметили, что достаточно человеку понять, что практика бесконтрольной фантазии чревата неприятными последствиями, как само это сознание усиливает способность к контролю мышления и воображения. Принципы гигиены внедряются в наше сознание и становятся элементами саногенного поведения, если мы их усвоили.

Ребенок тянет в рот все подряд, чтобы ощупать губами, языком и глубже воспринять предмет, проверить тактильно свои зрительные образы; в этом опыте он насыщает зрение богатством прикосновения и ощупывания. Но в определенном возрасте он узнает, что этого нельзя делать, так как это противоречит принципам гигиены, которой придерживаются родители. Поэтому подросший ребенок не допускает облизывания незнакомых предметов. Он усвоил саногенное поведение, точнее, саногенный запрет, так как его внешнее поведение было доступно восприятию окружающих и определенным образом понималось ими. Однако акты мышления, противоречащие принципам психогигиены, не воспринимаются окружающими не только потому, что они трудно распознаваемы, но и еще потому, что взрослые не понимают патогенного характера этих актов. Когда гигиенист говорит, что условием здоровья является чистота окружения, чистота пищи, чистота мышления, то мало кто придает последнему требованию особое значение. Поэтому патогенное мышление, свойственное данной культуре, является естественным и развивается спонтанно. Действительно, (235:) если окружающие считают, что обида должна быть отомщена, то соответственно работают и мысли человека, даже если он их не выдает внешне в речи, обсуждая с близкими планы мести.

    Следующей и главной особенностью патогенного мышления является неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоцию. Человек, не знающий, как порождается эмоция, не в состоянии ни понять, ни контролировать эти автоматизированные действия нашего ума. Поэтому он относится к эмоции как к реальности, которая не зависит от его души, порождается сама собой, и с ней он не в состоянии справиться. Тысячелетняя традиция считает эмоции самостоятельной сущностью, особой сферой нашей души и идет от платоновских представлений, сохраняясь по сегодняшний день не только в обыденном сознании, но и в научной психологии.

Мы описали в общих чертах особенности патогенного мышления, не касаясь его содержания, лишь по внешним признакам. Содержание патогенного мышления составляет множество программ мышления, приобретающих стереотипный характер, мало зависящих от ситуации и не учитывающих индивидуальные особенности как самого носителя стереотипа, так и обстоятельств, относительно которых высказывается суждение. Этим стереотипам придается значение «объективных законов», над происхождением которых не задумываются. Патогенное мышление культурными стереотипами придает мышлению автоматический характер, в котором выводы не учитывают обстоятельств, конкретности и протекают с механической последовательностью силлогизма, вроде; «Люди должны поступать справедливо, мой муж поступил со мною несправедливо, следовательно, он должен быть наказан»; «Любовь всегда связана с самопожертвованием, в данном случае моя жена не желает жертвовать своим отношением к ребенку, следовательно, она меня не любит, а любит только сына»; «Этот человек невоспитанный, у него плохие манеры, от него нельзя ждать ничего хорошего»; «Она дала слово любить меня до гробовой доски, но она меня не любит; ей нельзя доверять, она не выполняет свое слово и не следует долгу»; «Порок должен быть немедленно наказан, чтобы ему не дать разрастаться» и многое другое. Нетрудно понять, что все эти суждения являются результатом применения первой, насильственной парадигмы управления поведением других; в качестве желательного поведения выступает нечто, соответствующее стереотипу, а отсутствие такового должно обязательно приводить к наказанию.

Посмотри, читатель, какие черты этого мышления есть в тебе. Если ты убедился в том, что это плохие черты, то имеет смысл задуматься на. тем, чтобы устранить их в себе и овладеть с а но-генным мышлением, т. е. таким мышлением, которое способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого. (236:)

Самовоспитание состоит не только в том, чтобы выработать в себе какие-то новые черты или устранить или ослабить дурные привычки, которые обнаруживаются вовне и шокируют других или вас самих, но и в том, чтобы устранить внутренние комплексы, внешне не обнаруживающие себя, но препятствующие хорошему самочувствию, ощущению уверенности в себе. Они повышают тревожность и беспокойство в обстоятельствах, которые разумом мы признаем сносными, например процесс экзаменов.

Самовоспитание не может пройти мимо такой работы, как повышение уверенности и снижение тревожности. Этому может способствовать саногенное мышление, основами которого можно овладеть самостоятельно, хотя под руководством специалиста этот процесс происходит эффективнее. Тревога всегда связана с ожиданием неприятных переживаний. Она - безобъектный страх. Поэтому в тревогу может перерастать ожидание как боли, обиды, так и зависти, стыда, неудачи и многих других эмоций. Если человек приобретает способность управлять своими эмоциями, то значительная часть его тревожности устраняется. Если я спокойно могу размыслить стыд или обиду, то страх перед обидой или стыдом не возникнет и не будет порождать состояния тревоги. Но чтобы уметь «размыслить» свои эмоции, нужно овладеть методами саногенного, оздоравливающего мышления.

Мышление как философия определяет результат человеческой и поведения, отношение к происходящему, мироощущение и состояние души. Мышление, служащее причиной негативных и пагубно влияющее на здоровье, называют патогенным. Его противоположность – саногенное, или оздоравливающее мышление. Автор концепции – Ю. М. Орлов.

Саногенное мышление предполагает самостоятельную регуляцию человеком своих эмоциональных состояний. В результате этого повышается стрессоустойчивость.

Суть саногенного мышления состоит в адекватном переосмыслении прошлого опыта, выявлении и коррекции стратегий поведения и рефлексии, приводящих к страданиям, изменении жизненной философии. Это не бегство от негатива, а сознательное его рассмотрение и проработка.

Для осознания работы концепции важно вспомнить функции :

  • корректировка поведения в связи с изменениями внешних условий (информирование);
  • объяснение причин изменения условий (тут и начинают формироваться эмоции в зависимости от того, как человек характеризует сложившуюся ситуацию).

Важно не подавлять эмоции, а учиться контролировать их силу и не давать перейти в статус хронических. Патогенное мышление не позволяет завершить эмоцию, что вызывает хронический стресс, и окружением. Саногенное мышление предполагает обучение правильному мышлению для завершения каждой негативной эмоции ( , гнев, обида, раздражение).

Не стоит путать позитивное мышление и саногенное. Позитивное имеет краткосрочный характер и совершенно другие характеристики. Среди общего у них только смена взгляда на травмирующую ситуацию.

Сравнительный анализ патогенного и саногенного мышления

  • Патогенное мышление вызывает страдания и болезни. Саногенное ведет к благополучию и счастью.
  • Патогенное мышление основано на привычках и его можно отнести скорее к бессознательному. Саногенное мышление – сознательное. Оно позволяет рационально оценивать преемственность используемого поведения.
  • Каждое мышление предполагает одни и те же операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Но при патогенном типе операции используются неуместно.

Принципы саногенного мышления

  1. Необходимо признать реальность эмоций. Их зависимость от нашего мышления.
  2. Следовать уместности мыслительных операций.
  3. Развивать .
  4. Поддерживать и понимать единство теории и практики, философии и психологии, житейской психологии и научной. Важно понимать психологические особенности эмоций и мышления.
  5. Следовать научности, то есть понимать работу мозга при выработке эмоций.

Структура эмоции как устойчивого переживания

Для распознавания застоявшейся эмоции нужно знать ее структуру:

  1. Наши ожидания в отношении поведения другого человека. Наше восприятие и трактовка его поведения. Разница между этими показателями.
  2. Сила, содержание и продолжительность эмоции.
  3. Сила и специфика, с которой мы говорим о своих эмоциях и принимаем их от других.
  4. Включение в работу гормонов, обеспечивающих поддержание, течение и разрешение эмоции.
  5. Поведение, направленное наружу ради разрешения или усиления эмоции.

Методы саногенного мышления

Саногенное мышление предполагает обучение методам распознавания корней эмоций, выработку умений и навыков этого распознавания, формирование привычек рационального мышления.

Ведение дневника

Освоить саногенное мышление позволит ведение дневника. Рассмотрим ситуацию на примере такой негативной эмоции, как обида.

  1. Вспомните последнюю обиду. Детально запишите условия ситуации, облик обидчика, свои мысли на тот момент.
  2. Составьте список обидчиков. Напротив каждого имени зафиксируйте ситуации, вызывающие обиды.
  3. Каждую ситуацию разберите по следующему плану:
  • Какого поведения вы ждете от этого человека?
  • Опишите реальное поведение, обидевшее вас (в том числе мимику, жесты, речь).
  • «От чего должен отказаться этот человек, чтобы я не обижалась?»
  • Опишите черты характера обидчика, которые вас расстраивают.
  • Каким должен быть обидчик, чтобы перестать быть таковым?
  • Оцените силу обиды по 10-бальной шкале.
  • Определите свой стиль поведения и психологические защиты во время обиды.
  • Возьмите чистый лист и краски. Выберите цвет, который кажется привлекательным, и рисуйте произвольные фигуры. Это лист вашей обиды, негативных эмоций. Вложите его в дневник.
  • Возьмите другой лист. Цветом, который привлекателен, теперь тоже нарисуйте произвольную картину. Сложите лист (как хотите), разверните, добавьте белой краски.
  • Оцените силу обиды теперь.
  • Если значение меньше 3, то вы почти проработали обиду. Повторите действие с другими ситуациями (не обязательно в этот раз).

При значении меньше 3 можно переходить к аутопсихоанализу.

Аутопсихоанализ

Основной метод саногенного мышления – аутопсихоанализ мышления, вызвавшего негативные переживания, то есть угашение эмоции с помощью размышления. Угашение эмоции – это повторное проживание ситуации без подкрепления, то есть отстраненный рассказ об эмоции, высмеивание, взгляд со стороны (проигрывание ситуации). Важно разобрать собственную эмоцию: ее причины, силу.

  1. Вспомните ситуацию, когда вы были счастливы и спокойны.
  2. Выберите одну из проработанных в дневнике ситуаций.
  3. Прочитайте ее и оцените свои эмоции. Если вы смогли остаться спокойным, то можно анализировать. Если обида снова проснулась, то нужно вернуться к четвертому пункту из предыдущего списка.
  4. Проанализируйте ситуацию по плану:
  • Как человек должен был вести себя, чтобы я не обиделась?
  • Откуда берутся мои ожидания?
  • Они реальны? Партнер может им соответствовать?
  • Он знает о них?
  • Какие стереотипы руководят мной?
  • Какие проекции я использую?

Повторюсь, что это актуально не только для обиды, но и любой другой негативной эмоции: злости, гнева, зависти. Подробнее о проработке обид можно прочитать в статьях и .

1. Полная свобода воображения, мечтательность, отрыв от реальности . Эта непроизвольность воображения перенос на отрицательные образы, которые способствуют непроизвольным эмоциональным и инструментальным реакциям. Например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков и непроизвольно разрабатывает планы мести: представляет в воображении, какое возмездие должно настичь обидчиков. Аналогично происходит и воображение, связанное с другими чувствами, такими, как ущемленное достоинство, стыд, ревность.

2. Поскольку каждый акт такого размышления и воображения сочетается с определенными переживаниями, то они по известным читателю закономерностям научения закрепляются с образами, вызываемыми в воображении.

Вследствие этого эти образы приобретают большую энергию чувств и способствуют накоплению отрицательного опыта: обиженный становится обидчивым, агрессивный - еще более агрессивным, ревнивый превращается в патологического ревнивца, трусливый - в патологического труса (оттого, что, кроме реальных событий, он и сам постоянно пугает себя). То же происходит с человеком, который перемалывает в голове ситуации, в которых он, например, испытал стыд и унижение, в результате чего он вместо естественного стыда вырабатывает глубокое чувство неполноценности.

3. Патогенное мышление характеризуется полным отсутствием рефлексии, т. е. способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны. Для него характерна полная включенность в ситуацию даже после того, как она прошла или разрешилась определенным образом; если принять во внимание наше Я, то для патогенного мышления характерно полное слияние Я с образами, которые продуцируются в сознании. Эти образы заряжаются энергией от нашего Я, приобретают исключительный «магнетизм», притягивают другие образы и образуют целые комплексы образов, насыщенные необыкновенной эмоциональной энергией.

4. Для патогенного мышления характерна тенденция лелеять в себе и сохранять эти образования: обиду, ревность, страх, стыд. Налицо полное отсутствие стремления отделаться от этих переживаний, непонимание того, что именно эта тенденция постепенно приводит к формированию патологии. Эта личностная особенность патогенного мышления обычно сочетается с полным невежеством и незнанием, а иногда неприятием принципов психогигиены.

Посмотри, читатель, какие черты этого мышления есть в тебе. Если ты убедился в том, что это плохие черты, то имеет смысл задуматься над тем, чтобы устранить их в себе и овладеть саногенным мыш лением, т. е. таким мышлением, которое способствует оздоровлению психики снятию внутренней напряженности, в ней, устранению застарелых обид, «комплексов» и многого другого.

Самовоспитание состоит не только в том, чтобы вырабатывать в себе какие-то новые черты или устранить или ослабить дурные привычки, которые обнаруживаются вовне и шокируют других или вас самих, но и в том, чтобы те внутренние "комплексы", внешне не обнаруживающие себя, но препятствующие хорошему самочувствию, ощущению уверенности в себе. Они повышают тревожность и беспокойство в обстоятельствах, которые разумом мы признаем сносными, например процесс экзаменов.

Самовоспитание не может пройти мимо такой работы, как повышение уверенности и снижение тревожности. Этому может способствовать саногенное мышление, основами которого можно овладеть самостоятельно, хотя под руководством специалиста этот процесс происходит эффективнее.

Основные черты саногенного мышления. Прежде чем перейти к описанию этого мышления, нужно сделать предварительные замечания, которые избавили бы нас от возможных недоразумений в понимании этого термина. В психологии мышлением принято называть совокупность умственных действий, с помощью которых в уме решается определенная проблема, задача. Мышление включается с того момента, когда под влиянием потребности определяется цель и в определенной ситуации возникает препятствие к ее достижению: не хватает или средств, или знаний, или способностей для того, чтобы достичь цели и удовлетворить потребность. Это мышление представляет собою оперирование в уме образами, символами, знаками, для того чтобы принять правильное решение. Когда вы решаете задачи вроде «Из пункта А в пункт Б» или какую-либо другую, то мышление как раз должно выработать тот порядок действий, который приведет к желаемому результату. В данном случае цель этого мышления определяется и нашей потребностью и ситуацией, задачей.

Но когда мы решаем проблемы внутренние (например как ослабить боль и страдания от обиды, или ревности, или от пережитой неудачи), то это тоже мышление , но оно имеет другой характер. К сожалению, в психологии это мышление недостаточно исследовано. Те защитные механизмы, с которыми читатель познакомился ранее, выступают как «непроизвольное мышление», целью которого является снижение страдания. В саногенном же мышлении этот процесс протекает сознательно, произвольно; цель такого мышления также определена сознательно. Я, например, могу размышлять над ситуацией с целью не обижаться на других или не ревновать жену. Но все дело в том, что этому мышлению нас никто никогда не обучал. Поэтому для читателя важно ознакомиться с тем, как устроено саногенное мышление.

Но чтобы лучше это понять, давайте повторим наши представления о патогенном мышлении, чтобы легче было определить различия.

Образное представление ситуаций, в которых происходили определенные события жизни, позволяет «проигрывать» их в голове. Тот, кто часто «проигрывает» в голове ситуацию неудачи, которую он, например, испытал на прошедшем экзамене, невольно повторно переживает напряжение. Такое отрицательное подкрепление собственных мыслей является проявлением патогенного мышления, порождающего болезнь, невроз. Патогенное мышление умножает страдания, человека: ведь с помощью своего мышления он воспроизводит ситуацию стресса бесчисленное множество раз, вводит себя в состояние хронического стресса, разрушающего организм.

Саногенное же мышление угашает «отрицательный заряд», заключенный в воспоминаниях о ситуациях, в которых человек переживал страдание. Оно освобождает образы от этого заряда и тем самым снимает напряженность, вызываемую им.

Более того, саногенное мышление способствует приспособлению к таким ситуациям, которые ранее были травмирующими, а в настоящее время вследствие работы саногенного мышления перестают быть таковыми. Это не значит, что человек, овладевший им, станет подобен дереву и на него обычные стимулы не будут действовать. Но его особенность состоит в том, что в ситуации, когда ему обидно, он будет переживать обиду, но зато после он устранит эту.обиду намного быстрее, чем тот, кто не владеет этим мышлением.

Для саногенного мышления характерны следующие особенности. Во-первых, самосознание характе ризуется отделе нием Я от ситуаций и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии или интроспекции, в которой наше Я делает объектом рассмотрения именно сами образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их. Это отделение Я от чувств способствует ослаблению переживаний, освобождает образы от их «эмоциональной энергии». В самом деле, попробуйте представить со стороны, как у вас протекает радость, и вы почувствуете, что радость у вас ослабела или исчезла вовсе. Разумеется, когда дело касается радости, мы огорчаемся тем, что она исчезла. Но важен сам факт, что переживание исчезло. Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если мы сделаем его объектом умственного наблюдения «со стороны».

Почему это происходит? Ответ лежит в признании того, что переживание всегда «занимает» сознание , а в момент рассмотрения своей, например, обиды, сознание, направлено не на обстоятельства и образы, которые ее вызывают, а на то, как она у вас «устроена», и, естественно, происходит ее устранение из сознания.

Во-вторых, при саногенном мышлении интроспекция или размышление, направленное внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя, в результате чего субъект воспроизводит, «проигрывает» ситуации стресса, пережитые ранее, на фоне релаксации (расслабления). Такого рода мышление создает угасающий эффект. Образы, ранее насыщенные страхом, стыдом или обидой, постепенно освобождаются от своего эмоционального содержания, и воспроизведение их в сознании не вызывает реакцию стресса.

Когда мы на фоне покоя воспроизводим стрессовую ситуацию, происходит приспособление к подобным ситуациям, так что когда они повторяются, то острые и сильные чувства уже не возникают.

В-третьих, саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании «строения» тех психических состояний, которые контролируются. Так, размышление об обиде предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура. Такого рода самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности . Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции и саногенного мышления. Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды. Поэтому изучение методов интроспекции должно происходить под наблюдением психолога-учителя, помогающего устранить грубые ошибки, которые поначалу допускает ученик. Лишь усвоив основы саногенного мышления, приобретая соответствующие умственные навыки, человек может в дальнейшем самостоятельно продолжать работу по самосовершенствованию и оздоровлению своей психики.

В-четвертых, овладение саногенным мышлением предусматривает приобретение навыков погружения самого себя в состояние покоя и мира . Каждый с большой пользой для себя сможет применять аутотренинг как существенный элемент саногенного мышления. Погружение в состояние покоя способствует более легкому отделению Я от ситуации, угашению эмоционального заряда, заключенного в образах ситуаций, а также более глубокой концентрации внимания. Аутотренинг сам по себе принесет меньше пользы, если он не связан с саногенным мышлением.

В-пятых, саногенное мышление невозможно без достаточно развитого уровня сосредоточенности, концентрации внимания на объектах размышления. Процесс интроспекции невозможен, если наше внимание «плавает», рассеивается и не может сосредоточиться на умственных объектах интроспекции. Поэтому формирование саногенного мышления имеет своей предпосылкой концентрацию внимания.

Читателю понятно, что тренировка сосредоточенности важна именно для развития саногенного мышления. Но поскольку процесс саногенного мышления невозможен без знания «устройства» того, о чем мы должны мыслить, то приведу несколько справок о том, как устроены, например, наша обида на другого человека или чувство вины перед ним.


Похожая информация.