Театр уж полон ложи блещут 1 сентября. «Русская Терпсихора»

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим нашу с Вами тему про великое стихотворное произведение. И будем жечь как и в прошлый раз: :-)
Итак…

Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).

Антраша (он же скрещенный) - это такой прыжок в балетных танцах, при котором танцующий ударяет несколько раз ногою об ногу. Думаю, все это видали хоть раз.
Дальнейшие имена - это герои произведений, крайне модных в те года. Клеопатра - это понятно, а Федра - это Расин, была у него такая трагедия.Или вот Моина - это уже отечественный производитель - героиня трагедии В. А. Озерова «Фингал». В общем, еще раз показывается, что Евгений заядлые театрал, но не из-за того, что ему это очень нравится - просто это…модно:-) такой он модник. Какой театр, спросите Вы? Ну что за вопрос…конечно Александринский:-)

Главное в театре тех лет - это актрисы. Самые вольные и самые смелые нравы там присутствовали, а иметь любовницей, хотя бы временной, какую-нибудь известную певицу или балерину - это было не просто дело престижа, почти что дело чести:-))) Кстати, стойкую подобную «любовь» к балету можно проследить даже у императорской семьи (об этом поговорим особо) :-)))

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Д.И. Фонвизин

Ну в общем, тут идет продолжение темы. Думаю, из всех фамилий Вы наверняка знакомы с Денисом Фонвизиным. Как-никак его «Недоросль» в школьной программе:-)
Драматург и поэт Владислав Александрович Озеров ныне почти забыт. Однако в Александровские годы он был фигурой и очень заметной. Кроме уже упоминавшегося «Фингала» (кстати, это не то, о чем Вы подумали - это кельтское имя. Был такой легендарный герой кельтских мифов III в. н. э. , которого звали Финн МакКулл или Фингал) у него еще на виду были такие работы, как «Димитрий Донской» и «Поликсена» и особенно «Эдип в Афинах», в которой автор легко потроллил самого императора, а тот не понял это:-)

В.А. Озеров

Пушкин, кстати, не разделял восторгов по отношению к автору и намекает, что не столь его произведения были прекрасны, сколь виртуозна игра Екатерины Семеновой - примы Александринского театра, игравшую роли первых любовниц и причем виртуозно. Сам Пушкин был ее преданный, но только платонически, воздыхатель. Дама не его полета была в молодые годы - ее любовником был сам князь Гагарин - сенатор, генерал и знатный масон.

князь Гагарин
Потом и вовсе женился н ней. Так что не Пушкину, не, тем более, Онегину, Семенова была не недостижима:-) Говорят, была чудо как хороша внешне (по тем параметрам), чудесно пела и была действительно очень талантливой актрисой. Кстати, насчет молодости. Ко времени событий Семеновой около 40 - по тем временам дама почти преклонных лет.

Е. Семенова

Павел Александрович Катенин - это наиболее известный переводчик, а главное, если можно так выразится, адаптор иностранных пьес для русской сцены. Блистательное перо, отличный вкус и виртуозное знание языка позволяло этому бывшему офицеру очень ударно работать с театрами. И венцом его работ можно признать адаптацию работ французского драматурга 17 столетия Пьера Корнеля, главной из которых, пожалуй, можно признать «Ариадну» в 1811 году, в которой блистала все та же Семенова.

П.А. Катенин

Яков Борисович Княжнин вообще очень интересный персонаж Екатерининской эпохи с яркой и необычной судьбой. Как-то за растрату его даже казнить хотели, но императрица спасла. Неплохой драматург, самым известной работой которого стала патриотическая пьеса «Вадим Новгородский». Почему Пушкин назвал его предприимчивым - вопрос. Оснований полно, но вот я думаю, из-за чего это могло произойти. То ли из-за того, что Княжнин очень тонко чувствовал конъектуру - женился на дочери самого Сумарокова, (кстати, Екатерина Александровна официально чуть ли первая русская писательница), то становится правой рукой потенциального отца Екатерины II Ивана Бецкого (об этом мы с Вами говорили недавно:), то добивается внимания и покровительства Дашковой. То ли потому, что один из первых копипастеров страны - не просто подражал, а напрямую копировал в свои произведения целые куски из книг других. Не знаю точно:-)

Я. Б. Княжнин

Князь Александр Александрович Шаховской (Рюрикович, кстати) де-факто руководитель городских театров, сам писал комедии и водевили. Насколько удачно - говорить не берусь. Возможно под колкостью Пушкин чуток потролил, причем тонко, князя - он жил в гражданском браке с актрисой Екатериной Ежовой, а та не хотела за него выходить официально. Он был очень своеобразен по внешности - очень тучен, лыс, со странным и писклявым голосом, но пишут, что человек был хороший.

А. А. Шаховской

Ну и, наконец, Карл Людовик Дидло. Француз, родившейся в Стокгольме и сделавший имя в России - это один из китов нашего отечественного балета. Можно сказать, Великий.

К. Л. Дидло

Но пойдем дальше.
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?
Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц на сцене скучной,
И, устремив на чуждый свет
Разочарованный лорнет,
Веселья зритель равнодушный,
Безмолвно буду я зевать
И о былом воспоминать?

Терпсихора - это муза танца (сам их путаю постоянно), а лорнет в те года - этакая модная приблуда для театра в виде очков на рукоятке. Я бы его назвал театральный iphone. Без него было не комильфо в театре. И дело было вовсе не в плохом зрении. Во-первых, это был аксессуар модный, причем унисекс, а во-вторых, его главную функцию автор описал чуть ниже

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.

Авдотья Истомина

Эол - полубог из древнегреческой мифологии, ответственный за определенный ветер. Ну а Авдотья Истомина - это самая блестящая ученица Дидло, окруженная кучей поклонников и обожателей. Одна из первых настоящих прим. При этом неграмотная была и читала с трудом:-) Но ее не просто любили - ее боготворили, и она постоянно попадала в скандальные истории. Веселая мадемуазель была. Из-за нее стрелялся даже Грибоедов и чуть не погиб. Причем, насколько я понимаю, ее любовником он не был, просто дал ввязать себя в поединок чести, зачем то занявшись сводничеством. Эт дуэль закончилась одним убитым и простреленной кистью Александра Сергеевича Грибоедова. А могло быть и хуже.

Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони —
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.

Продолжение следует….
Приятного времени суток.

Влечение к женским ступням. Футфетиш. Встречали такое слово? Герой «F65.0» знает о нем все. Сын состоятельных погибших родителей, скрупулезно описывает свое «отклонение», пытаясь устроиться в жизни – найти любимую женщину, найти работу и примириться с надвигающейся смертью тети. Как и все, наш герой хочет быть счастливым, но его сексуальные наклонности, происходящие вокруг события в современной стране и феминизирующийся мир сводят с ума, заставляя надрезать актуальные лицемерные темы циничным скальпелем. В книге полно жестких сцен и размышлений.Читайте, если у вас хватит смелости.Содержит нецензурную брань.

Издательство: "ЛитРес: Самиздат" (2019)

электронная книга

На Litres

См. также в других словарях:

    F65 - For the Nikon camera, see Nikon F65, for Farman F.65 aircraft, see .F65, pronounced eff sixty five or eff six five, is an occasionally used term to describe a person who suffers from a paraphilia or disorder of sexual preference.The expression… … Wikipedia

    "F65.2" Эксгибиционизм - Периодическая или постоянная наклонность к демонстрации собственных половых органов незнакомым людям (обычно лицам противоположного пола) или в общественных местах, без предложения или намерений более близкого контакта. Обычно, но не всегда, во… …

    F65.0 Фетишизм. - А. Должны выполняться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Фетиш (какой нибудь неживой предмет) является самым важным источником сексуальной стимуляции или необходим для удовлетворительной сексуальной реакции … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.1 Фетишистский трансвестизм. - А. Должны выявляться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Ношение предметов туалета противоположного пола или одежды противоположного пола для воссоздания соответствующей этому полу внешности и ощущения принадлежности к нему … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.2 Эксгибиционизм. - А. Должны выполняться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Периодически возникающая или постоянная тенденция неожиданно показывать свои половые органы незнакомым людям (обычно противоположного пола), что обычно… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.3 Вуайеризм. - А. Должны выполняться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Периодически возникающая или постоянная тенденция подглядывать за людьми во время сексуальных или интимных занятий, таких как переодевание, что сочетается с половым… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.4 Педофилия. - А. Должны выявляться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Постоянное или преобладающее предпочтение половой активности с ребенком или детьми пубертатного возраста. В. Индивидууму по меньшей мере 16 лет и он минимум на 5 лет… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.5 Садомазохизм. - А. Должны выявляться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Предпочтение половой активности в качестве реципиента (мазохизм) или наоборот (садизм), или того и другого, что включает минимум одно из следующих: 1) боль; 2)… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    "F65" Расстройства сексуального предпочтения - Включаются: сексуальные девиации; парафилии. Исключаются: проблемы, связанные с ориентацией по полу (F66.) … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.0 Фетишизм - Использование какого либо неодушевленного предмета в качестве стимула для сексуального возбуждения и сексуального удовлетворения. Многие фетиши являются дополнениями к человеческому телу, такие как предметы одежды или обуви. Другая часть… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.1 Фетишистский трансвестизм - Надевание одежды противоположного пола главным образом для достижения сексуального возбуждения. Диагностические указания: Это расстройство необходимо дифференцировать от простого фетишизма на основании того, что фетишистские предметы или одежда… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

Спустя три дня, понимая,что совершила ошибку,не дав ответы сразу, прошу прощение у читателей. Сейчас я помещаю ответы на все вопросы. Но прежде всего я хочу поблагодарить
тех читателей,кто отозвался,не постеснявшись и ответил. Одними из самых точных ответов
оказались ответы Сергея Булыгина.Если бы я могла наградить этого знатока, вручила бы ему хрустальную сову. Итак, ответы:

ВОПРОС ПЕРВЫЙ.

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

1-ая глава А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Театр-Одесский

ВОПРОС ВТОРОЙ.

Французская мудрость гласит: завтракай как король, обедай, как Х и ужинай, как Y.

Какие слова заменены на Х и Y.
Принц и нищий.

ВОПРОС ТРЕТИЙ.

Что смягчает боль?

Мягкий знак.

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ.

Простужено небо и море простужено.
Вздыхает натужно гортанью натруженной.
Хрипит и сипит, укрывается тучами,
Исходит дождями и брызгами жгучими.

Закатные зори, как зори рассветные,
Cлегка оживляют безжизненно бледные
Короткие дни краснотой лихорадочной –
Высокие скулы алеют загадочно.

Длиннющие ночи - безлико-беззвёздные,
Ветра - беспризорные, злые, морозные:
Стихии старухе-зиме повинуются.
Бесстрастно лишь Cолнце. A море волнуется…

ВОПРОС ПЯТЫЙ.

Несколько дней назад услышала на российском телевидение программу "Власть факта». Ведущий процитировал строки известной песни и заявил, что автор песни Александр Галич.

«Вчера мы хоронили двух марксистов,
Тела одели ярким кумачом.
Один из них был правым уклонистом,
Другой, как оказалось, ни при чем.»

Исправьте,пожалуйста, ошибку ведущего, назвав автора.
Автор песни-Юз Алешковский.

Вот отрывок из этого рассказа:

«…Егерь шел, кулаком горла давя слезы, глотая абразив забившегося вовнутрь камня…..
Чего терзаться… И – сколько можно. И что такое этот лебедь? 15 килограмм мяса и пуха – мяса жесткого как плоть застарелого гуся, и пуха нежного как губы любимой… Пух пухом, но оставалась шипучая глотка и удары клювом в его, Матвея, руки, – наразмах удары, с ревностью и звериным отчаянием, когда Матвей пытался поднять из воды неостывшее тело лебедки, пробороздив мелководье двумя крепкими ручьями сапог.
Лебедь ярился и лупил в него обухом клюва, шипел, раздувал крылья, обнажал веера маховых перьев, наскакивал на Матвея резко, лягушачьи. Его черные ласты неуклюже и глянцево шлепали, пупырились натяжным рельефом на перепонках. Он пах тиной, острым теплом и был бел как хлорный порошок.
Ужасно крупный, с кавказского пса.»

ВОПРОС СЕДЬМОЙ.

Ужаленный уж.

"Бывают в жизни чудеса-
Ужа ужалила Оса.
Ужалила его в живот.
Ужу ужасно больно.
Вот.
А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу,
Но все же, думается мне,
Вам лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот."

ВОПРОС ВОСЬМОЙ.

На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем,
Узнаём и обнимаём
Наших истинных друзей.

Здравствуй время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч!
Свято дружеское пламя,
Да не просто уберечь.
Всё бы жить, как в оны дни -
Всё бы жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.

И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистном
Девятнадцатого дня.
Но судьба своё возмёт,
По-ямщицки лихо свистнет,
Всё по-своему расчислит, -
Не узнаешь наперёд.

Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга,
Да не выдумаешь как.
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий,
Ты наш друг, ты наш учитель -
Славный пушкинский лицей.

Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.

Знаете ли Вы, кому и принадлежат эти строки?
Это стихотворение Юлия Кима.

ВОПРОС ДЕВЯТЫЙ.

Одно - столица одного из государств Северной Африки, другое - улица в Москве. Несмотря на то, что они так далеки друг от друга, происхождение их названий совершенно одинаково, да и написание различается крайне мало. А теперь вопрос: назовите эту улицу и эту столицу.
Рабат

ВОПРОС ДЕСЯТЫЙ.

Как-то утром, солдат, который перед этим был в ночном карауле, подошел к центуриону и сказал, что этой ночью он видел во сне как варвары сегодня вечером будут атаковать крепость с севера. Центурион не очень поверил в этот сон, но меры все-таки принял. Тем же вечером варвары действительно напали на крепость, но благодаря принятым мерам их атака была отбита. После боя центурион поблагодарил солдата за предупреждение, а затем приказал взять его под стражу.
Почему?
Заснул на посту.

ВОПРОС ОДИННАДЦАТЫЙ.

Совсем недавно японские ученые научили ЕЕ требовать деньги. Если ЕЕ владелец вдруг проявит скупость, то ОНА начнет трястись, мигать и издавать ужасные звуки, после чего ОНА с треском раскрывается и выбрасывает наружу все свое содержимое.

Назовите ЕЕ.
Копилка.

ВОПРОС ДВЕНАДЦАТЫЙ.

Цель любого кинорежиссера - найти путь к сердцу зрителя и вызвать эмоциональный отклик. Видимо, в связи с этим Луис Бунюэль говорил: "Если ты хочешь понять, чего ты стоишь как режиссер, попробуй снять фильм без..." Без чего?

Без музыки.

ВОПРОС ТРИНАДЦАТЫЙ.

Когда они появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Многие выступали в то время против них, считая их непозволительной роскошью. У короля Франции Франциска I их бывало по 13600 штук. О чем идет речь?

Пуговицы.

ВОПРОС ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ.

Кому принадлежат слова?

«Чтобы смешной не быть фигурой
среди людской душевной стужи,
мы все припудрены культурой,
но кто – внутри, а кто – снаружи.»

Игорь Губерман.

Всего доброго! До новых встреч!

«Я видела Истомину уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной. Желая казаться моложавой, она была всегда набелена и нарумянена. Волосы у нее были черные, как смоль: говорили, что она их красит», - так описала легендарную танцовщицу Авдотья Панаева, дочь артиста Александринского театра, мемуаристка, гражданская жена Николая Некрасова.

Былая красота «русской Терпсихоры» стала рано покидать ее, вместе со здоровьем. Танцовщица, посвятившая сцене 20 лет жизни, жаловалась на боли в ногах и безуспешно просила императора отправить ее на курорт, на воды, чтобы поправить здоровье. Но Николай I был глух к ее мольбам. Более того, на одно из прошений он ответил письмом, в котором советовал театральной дирекции вовсе уволить Истомину. Так и завершилась в 1836 году карьера «блистательной и полувоздушной» Авдотьи, богемной роковой красотки, воспетой Пушкиным в «Евгении Онегине».

В день рождения ведущей танцовщицы петербургского Большого театра сайт вспоминает ее яркую и трагичную судьбу.

Любимица Дидло

О детстве и юности будущей звезды мало достоверных данных. По одной из версий, шестилетнюю девочку привел в театральное училище некий музыкант. На юное дарование обратил внимание балетмейстер Шарль-Луи Дидло, которого в 1801 пригласил в Петербург сам директор императорских театров Петербурга Николай Юсупов.

Авдотья Истомина дебютировала на сцене в 17 лет. Фото: Public Domain

Именно Дидло произвел настоящий переворот в хореографии, оставив в прошлом тяжелые кафтаны, шиньоны и парики актеров, сделав акцент на технику танца и «систему полетов». Именно прыжки - «полеты» - и стали визитной карточкой Авдотьи Истоминой, одной из лучших учениц Шарля-Луи.

На сцене она дебютировала в 17 лет. Исполнив партию Галатеи в балете «Ацис и Галатея», она буквально ворвалась в мир танца. В свете заговорили о талантливой красавице, поражающей грацией и магией черных глаз. В будущем ее ждали роли в балетах «Зефир и Флора», «Африканский лев», «Калиф Багдадский», «Евтимий и Евхариса», «Роланд и Моргана», «Лиза и Колен», «Лелия Нарбонская».

«Une partie carrée»

Из-за дружбы с Авдотьей Александр Грибоедов оказался замешан в громком скандале и даже лишился пальца.

Роковая красавица из толпы поклонников выбрала кавалергардского штаб-ротмистра Василия Шереметева, чей вспыльчивый нрав и ревнивый характер в итоге стоил ему жизни.

Тихой идиллии в жизни пары не было. Популярность избранницы не давала покоя Шереметеву: он устраивал ей громкие скандалы, болезненно реагировал на любое внимание мужчин к его возлюбленной.

По легенде, после одной из таких ссор Истомина пожаловалась на свою жизнь своему знакомому Александру Грибоедову. Тот предложил ей развеяться, поехав с ним к камер-юнкеру Александру Завадовскому, который слыл ловеласом и покорителем женских сердец. Вскоре Авдотья примирилась с Шереметевым, но мир между ними был нарушен слухами. В свете стали говорить, что Истомина провела у Завадовского в гостях несколько дней. Сама она отрицала любовную связь, заявляя, что разговоры о любви имели место быть, но она была непреклонна. Шереметев не мог оставить это дело и вызвал соперника на дуэль.

Из-за дружбы с Авдотьей Александр Грибоедов лишился пальца. Фото: Commons.wikimedia.org

Роковая встреча состоялась утром 24 ноября 1817 года на Волковом поле. Секундантом штаб-ротмистра стал корнет Александр Якубович, с другой стороны пришел невольный участник любовного многоугольника Александр Грибоедов.

Прозвучали выстрелы, после чего стало ясно - Шереметев серьезно ранен. Его отвезли домой, где на следующий день он умер.

После поединка между Якубовичем и Грибоедовым произошла ссора, закончившаяся тоже вызовом на дуэль. Реализовать свои намерения, правда, они смогли только через год: по делу о гибели Шереметева началось следствие, Якубович уехал на Кавказ, а Завадовский был отправлен за границу.

Через год Якубович пересекся с чиновником Коллегии иностранных дел в Грузии. Стрелялись они в районе Тифлиса. Грибоедов был ранен в руку - противник прострели ему мизинец левой руки. Годы спустя именно по изуродованному пальцу опознали тело писателя после резни, устроенной в Тегеране в январе 1829 религиозными фанатиками.

Эта дуэль вошла в историю как «Une partie carrée» - «четверная дуэль».

«Блистательна, полувоздушна»

По воспоминаниям очевидцев, история с произвела большое впечатление и на Пушкина. В 1834 году, начав работать надо романом «Русский Пелам», в набросках он описывал этот эпизод. В черновиках исследователи встретили фамилии Грибоедова, Истоминой и Завадовского.

По другой версии, Пушкин думал над отдельным романом с рабочим названием «Две танцовщицы».

«Две танцовщицы - Балет Дидло в 1819 году. - Завадовский. - Любовник из райка(Быть может, имеется в виду несчастный Шереметев.). - Сцена за кулисами - дуэль - Истомина в моде. Она становится содержанкой, выходит замуж - Ее сестра в отчаянии - она выходит замуж за суфлера. Истомина в свете. Ее там не принимают - Она устраивает приемы у себя - неприятности - она навещает подругу по ремеслу» - было написано в его черновиках.

Эпидемия холеры, разразившаяся в Петербурге в 1848 году, унесла жизни супругов. Евдокия Ильинична была похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. На ее могильной плите написано: «Евдокия Ильинична Экунина, отставная артистка».


Воспетая Пушкиным.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет
Всем известны эти пушкинские строки, прославившие "русскую Терпсихору". Когда восемнадцатилетний поэт вырвался на волю из Лицея-"монастыря", он попытался стать не только завсегдатаем театральных зал, но и "почетным гражданином кулис". А за кулисами, как известно, открывается не вполне парадная, но столь же увлекательная сторона театральной жизни. Л. Гроссман в своей работе "Пушкин в театральных креслах" писал: "Кулисы, уборные актрис, даже классы театральных воспитанниц - весь этот мир юных, красивых, грациозных и радостных женщин был постоянным источником любовных приключений. Вокруг театра развертывалась особая праздничная жизнь, насыщенная эротикой и окрашенная отважным авантюризмом. Поединки, похищения, необычайные свидания, подкупы прислуги, даже переодевания - все это сообщало любовным нравам эпохи какой-то полу фантастический и часто поистине театральный характер".В Истомину Пушкин в ту пору был влюблен как все, т. е. увлеченно включился в общую погоню за очаровательной нимфой, словно воплощавшей идеал его ранней анакреонтической поэзии.снисходительности". В ту пору Истомина была еще актрисой начинающей, хотя и многообещающей. Она уже блистала в анакреонтических балетах Дидло, изобиловавших особыми воздушными эффектами: он по существу изобрел полеты на сцене, которые стали не просто трюками, а выражением новой балетной поэтики. Эти эффекты очаровали патриарха русской поэзии Г. Р. Державина, который присутствовал на балете Дидло "Зефир и Флора" в 1808 году и выразил переполнявшие его ощущения в следующих строках:

Что за призраки прелестны,
Легки, светлы существа,
Сонм эфирный, сонм небесный.
Тени, лица божества
В неописанном восторге
Мой лелеют, нежат дух?
Не богов ли я в чертоге?

Авдотья Ильинична Истомина родилась в 1799 году. Авдотья Истомина была дочерью спившегося полицейского пристава Ильи Истомина и его жены Анисьи. В шесть лет осталась круглой сиротой. По счастью, попала в императорское театральное училище, куда брали детей на полный пансион, обучая их театральному ремеслу. Широким общим образованием театральная школа не могла похвастаться. Профессия артистов в начале 19 столетия не считалась престижной, и в училище приводили детей, как правило, из низших сословий и из бедной среды. Педагогом юной Авдотьи поначалу была русская балерина Екатерина Сазонова, затем, в старших классах, — Шарль-Луи Дидло, талантливый балетмейстер и педагог, сыгравший огромнейшую роль в истории развития русского балета, но при этом своенравный и жестокий. Его учеников не раз приходилось брать под свою защиту инспектору училища Сергею Ефимовичу Рахманову. Впрочем, жестокостью нравов Россию с ее крепостным правом было не удивить. Училась она в Петербургской балетной школе, и еще будучи ученицей выступала на императорской сцене. Окончив школу в 1816-м, семнадцатилетняя танцовщица дебютировала в балете «Ацис и Галатея» и сразу же заняла первенствующее положение в труппе. Со временем ее амплуа становилось все разнообразнее: Лиза в «Тщетной предосторожности», Луиза в «Дезертире», Кора в «Коре и Алонзо»...
«Мимический дар и техническая завершенность танца, эти идеальные для танцовщицы качества, естественно сочетались в ней», - пишет знаток балетного искусства Вера Красовская.
Истомина была одной из лучших балерин школы Дидло и в высшей степени владела этим искусством невесомой воздушности и "элевации" ("душой исполненный полет"), как тогда говорили. Она была и чрезвычайно музыкальна ("смычку волшебному послушна"), а также наделена яркой красотой, чего не передавали, по мнению современников, ее живописные портреты. Ее описывали как брюнетку среднего роста, с черными огненными глазами и восхитительными темными ресницами, которые могли сообщать ее взору и томность. При этом особую эротическую привлекательность Истоминой придавала пленительная округлость форм. Ее сравнивали с богиней плодов Помоной. Для балерины некоторая склонность к полноте опасна, но в пору юности она ее, в глазах поклонников, и украшает. Ее красота открылась Пушкину в новом свете. И в "Онегине" появляются пленительные строки, ей посвященные и ставшие с той поры своего рода эмблемой русского балета - "душой исполненный полет". Пушкин вспоминал об Истоминой, находясь в южной ссылке, как раз в то время, когда она блистательно танцевала в новых балетах Дидло, созданных по мотивам его произведений - "Кавказском пленнике", где она исполняла роль черкешенки, и в "Руслане и Людмиле"", где она, естественно, была Людмилой. В этих ролях Пушкин ее не видел, а в строках из "Евгения Онегина" воспроизвел неизгладимое впечатление от анакреонтического балета "Ацис и Галатея", где она дебютировала в роли Галатеи в 1816 году. Именно ей он дал почетный титул "русской Терпсихоры". То, что последние строки из известного фрагмента посвящены именно Истоминой, вполне очевидно, потому что она исполняла роль Терпсихоры в пьесе Шаховского "Новости о Парнасе" и об этой ее работе высоко отзывалась критика:

Мои богини! что вы? где вы?

Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?

О премьере балета "Кавказский пленник", состоявшейся 15 января 1823 года на сцене Большого Каменного театра в Петербурге, Пушкин узнал в Кишиневе, получив, вероятно, и афишку, поэтому уже 30 января он написал брату: "Пиши мне о Дидло, об Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику" В мае 1823 года Пушкин начал работать над романом "Евгений Онегин". А год спустя в альманахе "Русская Талия" был напечатан очерк об Истоминой (его автором был Ф. Булгарин), в который были включены строки из пушкинского "Онегина", ей посвященные: "Изображение страстей и душевных движений одними жестами и игрою физиогномии без сомнения требует великого дарования: г-жа Истомина имеет его, и особенно восхищает зрителей в ролях мифологических. А. С. Пушкин мастерски изобразил сию Актрису в новом своем Романе в стихах. Увековечив таким образом покорившую его сердце балерину, Пушкин в сущности лишил ее соперниц. По-настоящему карьера Истоминой началась с того времени, когда Петербург увидел ее глазами Пушкина. М. Цявловский в своей "Летописи" привел любопытный факт: когда в 1825 году граф М. А. Милорадович начал ухаживать за балериной Е. А. Телешовой, то он заказывал различным поэтам стихи в ее честь, требуя при этом непременно, чтобы они были похожи на стихи об Истоминой Пушкина.

Знаменитые строки из "Онегина" буквально сразу разлетелись по России, их часто цитировали в журналах и повторяли наизусть. О степени их популярности свидетельствует такой забавный факт. В сентябре 1829 года Сергей Львович писал из Михайловского дочери: "У барышень Тимофеевых есть нечто вроде горничной; она дочь пастуха (не аркадского), но пастуха Опочецкого уезда, который пасет свиней. Ей лет 14 или 15, толстая коротышка, плечи вздернутые, квадратная, а физиономия дикая, как у всех девок, делающих грубую работу. - Она знает наизусть почти весь Бахчисарайский фонтан и читает стихи Александра, жестикулируя при этом самым комическим образом. Сложенная как я тебе говорю, она произносит отрывки из Онегина, где он говорит об Истоминой, и бьет ногой об ногу, но ноги в пол-аршина в длину и столько же в ширину. - Можешь вообразить, что это такое".
…На двадцатом году службы отяжелевшей и потерявшей былую живость танцовщице в два раза снизили жалованье. Обиженная и ущемленная, Истомина не сдалась. Она продолжала выступать, только перешла на амплуа мимической актрисы. В прошении на имя дирекции она просила разрешения на поездку для поправки здоровья. Необходимость этого лечения подтвердил врач, тем более что травма произошла во время спектакля. Резолюцию на прошении написал сам Николай I, высочайше повелеть изволивший «Истомину уволить ныне совсем от службы». Произошло это в 1836-м. Последнее ее выступление состоялось 30 января этого года. В тот вечер даже не было балетного спектакля: Авдотья Истомина плясала русскую на сцене Александринского театра.

Вскоре после этого Истомина вышла замуж за Годунова, и он быстро растолстел. Его лицо лоснилось от жиру. Когда он сидел в ложе с своей супругой, то самодовольно на всех посматривал, потому что сиял бриллиантами: шарф у него был заколот бриллиантовой булавкой, на рубашке и даже на жилете пуговицы были бриллиантовые. Он не надевал перчатку на ту руку, на пальце которой было надето кольцо с большим бриллиантом. Но недолго Истомина наслаждалась своим поздним супружеским счастием: ее здоровяк-муж схватил тиф и умер. Неутешная вдовица воздвигла дорогой памятник во цвете лет умершему супругу и даже собиралась поступить в монахини».
Уже будучи в возрасте, балерина вышла замуж за драматического актера Павла Экунина - первого исполнителя роли Скалозуба в грибоедовском «Горе от ума», прекрасно танцевавшего мазурку. Не случайно он стал ее партнером на последнем выступлении! Экунин ушел из театра вскоре после отставки своей знаменитой жены.
Той, что вызвала к жизни гениальные строки о «душой исполненном полете», суждено было погибнуть от холеры в 1848 году. Похоронили Авдотью Истомину весьма скромно, а на могильной плите начертали: «Авдотья Ильинична Экунина, отставная артистка». Всего на несколько месяцев пережил ее и муж. Некролог в «Северной пчеле» появился через год после кончины танцовщицы...