Тема урока: Многообразие кольчатых червей. Технологическая карта интегрированного урока биологии и географии на тему: «Многообразие и значение кольчатых червей Тема: Многообразие кольчатых червей

Урок 20 (§17-18). Тип кольчатые черви. (2часа)

Тема урока: Общая характеристика типа Кольчатые черви. Класс Малощетинковые.
Целевые ориентации урока Личностные: -воспитание экологической грамотности.

Метапредметные:

- формирование УУД учащихся

Продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, рисунками, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.Предметные: -сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей;- выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.
Планируемые результаты

Личностные:

- экологическая грамотность учащихся;

Метапредметные: Познавательные

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

Умение вести наблюдение;

умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные

Умение формулировать высказывание;

Умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Умение работать в парах.

Предметные Ученик должен знать: - особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; роль кольчатых червей в природных сообществах. Ученик должен уметь: - устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве.- обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.-использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проектао роли кольчатых червей в почвообразовании.-наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.
Средства обучения: Информационный материал : раздаточный материал, рисунки учебника.Демонстрационный материал : таблицы по темам «Строение дождевого червя» Интерактивный материал : презентация « Тип кольчатые черви»

Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения

Формы работы

    самостоятельная

    индивидуальная

3. работа в парах

4. учебный диалог


Ключевые точки содержания урока: места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образомжизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.
Термины и понятия: сегмент, вторичная полость тела, метанефридии, брюшная нервная цепочка, муфта.

Технология урока, направленная на реализацию

системно-деятельностного подхода


I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание

У. Отгадав, что находится в "черной коробочке" вы узнаете тему сегодняшнего урока

Прослушайте подсказку

Они живут в тиши подземной,

Тихонько двигаясь, шурша. Едят листву, опад бесплодный, Ее глотают неспеша. У. Молодцы, это дождевые черви. Учитель : Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, что мы можем нового узнать?
-
Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей. -Как связано строение с их образом жизни?
- В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?

- В 1881 году за год до своей кончины, всемирный известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место”.

Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

1. Рассказ (беседа) учителя . Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Определенные черты строения личинок кольчатых червей (тело не разделено на сегменты и покрыто ресничным эпителием) позволяет предположить, что кольчатые черви произошли от плоских червей. Это произошло более 600 млн. лет назад.
Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, почву.
Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.Кольчатые черви, подобно плоским и круглым червям, трехслойные животные с двусторонне - симметричным телом. Тело дождевых червей очень сильно вытянуто; состоит из большого числа похожих друг на друга сегментов, образованных кольцевидными перетяжками. Сегменты иначе называют кольцами, отсюда и название класса кольчатые или кольчецы. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых.

2.Работа с текстом «Этот удивительный дождевой червь» с использованием методики «Пометки на полях»

Задание по освоению систематических знаний: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, осмысливая его содержание, останавливайтесь на значке*. Ответьте на вопросы 1- 3, а затем обсудите ответы на вопросы сначала с соседом по парте и потом с учителем.

Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
- я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Они перемешивают почву, снижают ее кислотность, повышают плодородие. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью.* Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. * Дождевые черви живут во влажной почве. Особенно много червей на поверхности земли бывает после дождя, т.к. вода заливает воздухоносные поры в земле . Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев*. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см*.

Вопросы:

1. Почему это животное получило такое название?(1 балл)

2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность

земли? 2 балла

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? 3 балла

Эталон ответа:

1. тело состоит из ряда колец т.е разделено перетяжками на членики.

2. дождевых червей можно увидеть на поверхности земли после дождя,

потому что нечем дышать.3. в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы.

Индивидуальная работа учащихся;

рассказ учителя. Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.

Особенности кожно-мускульного мешка. Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок . Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.
Полость тела. У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы , а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом .
Пищеварительная система устроена значительно сложнее.
Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.
У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система . Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.
Органов дыхания нет . Он дышит всей поверхностью тела.
Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы. Органы чувств – глазки, обонятельные ямки, усики и щетинки - осязание. Половая система . Дождевые черви – гермафродиты . Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.
Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.
Задание самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний: взаимопроверку с соседом по парте.

1. Особенности кожно-мускульного мешка______________________________________

2. Полость тела______________________________________________________________

3.Характеристика:


Эталон: 1. кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц. 2. имеют вторичную полость тела. (целома).
3.

а) ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие.

б) представлена метанефридиями ( выделительные воронки) , которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу. в) продольные сосуды, кольцевые сосуды, сердце, замкнутая к/с г) органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела.

д) окологлоточное нервное кольцо,брюшная нервная цепочка

е) глазки, обонятельные ямки, усики и щетинки - осязание.

ж) Дождевые черви – гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи, бесполое размножение – редко.

Первичное закрепление.

Задание:

Системы органов Функции

1. Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

питательные вещества

3. Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

Эталон:

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

(инструктивная карточка)

(см. Приложение 4 к уроку)

Задание на умение осуществлять контроль своей деятельности : Рассмотрите внимательно рисунки и выполните задания лабораторной работы в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод об особенностях внешнего строения дождевого червя, основа которого дана в инструктивной карточке.

Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»

Цель:

Оборудование: живой дождевой червь, лист бумаги, лупа, стекло, стеклянная палочка, репчатый лук

Ход работы


Определите:

- окраску тела,
- длину тела,
- толщину тела,

- поясок. (2 балла) Сделайте рисунок червя. ( 2 балла)

    Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.


    -сделайте рисунок щетинки. (3 балла)

    Вывод:
    (2 балла)

IV . Оценивание учащихся

Критерии оценки за урок: « 5» - 26-22 балла;«4» -21-18 баллов;«3» -17-13 баллов«2» - менее 12 баллов.
V этап. Рефлексивная деятельность (см Приложение 5)Что мы узнали на уроке (по цепочке отвечает каждый ученик)1.Тело всегда сегментировано.2.Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.3.Имеют вторичную полость тела(целом).4.Полость тела разделена перегородками.5.Кровеносная система замкнутая.6.Выделительные органы открытого типа.7.Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел- «головной мозг».8.Органы чувств у многощетинковых червей расположены на головных сегментах.9.Органами передвижения у малощетинковых являются щетинки (по 8 на каждом сегменте), у многощетинковых- параподии с пучками щетинок.Выводы: Кольчатые черви имеют более высокую организацию по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.
Самоанализ
    Оцените свою работу на уроке в баллах:
    «4» - не все успел понять; «3» - кое-что понял;
    на самооценку урока. С помощью смайликов
- урок понравился- урок заставил задуматься- урок не понравился.
Домашнее задание. (см Приложение 6) 1)Если остались трудности
2) Если трудностей нет, или заполните таблицу «или

Технологическая карта Дата______________


Тема урока: _____________________________________________________________________


Цель: ____________________________________________________________________________.

Приложение 1

Работа с текстом с использованием методики «Пометки на полях»

Задание: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
- я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.
Составление таблицы, выписываются основные положения из текста+

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью.* Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. * Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц*. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев*. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см*.

Вопросы

1. Почему это животное получило такое название?_______________________________(1 балл)

2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли? ________________________________________________________________________2 балла

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? ______________________3 балла

Приложение 2

Просмотр презентации « Тип кольчатые черви»

Задание: внимательно слушайте, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному плану. Произведите взаимопроверку с соседом по парте.

1. Особенности кожно-мускульного мешка____________________________________________

2. Полость тела____________________________________________________________________

3.Характеристика:

а)пищеварительной системы______________________________

б)выделительной системы________________________________

в)кровеносной системы__________________________________

г)дыхательной системы__________________________________

д)нервной системы______________________________________

е) органы чувств________________________________________

ж)половой системы______________________________________


Критерии оценки: За каждый правильный ответ по 1 баллу, итого- 9 баллов.

Приложение 3


Первичное закрепление. Ребята, проверьте свои знания без текста учебника.

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

1. Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

2. Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

питательные вещества

3. Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов обмена

4. Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

5. Система размножения Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

(3 балла )

Приложение 4


Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Ход работы

Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

    Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

Определите:

- окраску тела,
- длину тела,
- толщину тела,
- передний и задний концы тела,
- поясок. (2 балла) Сделайте рисунок червя. ( 2 балла)

2.Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.
- чем она отличается от спинной?
- найдите щетинки. Какова их функция?
-сделайте рисунок щетинки. (3 балла)

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .
(2 балла)


Критерии оценки за урок: « 5» - 27-23 балла;«4» -22-19 баллов;«3» -18-12 баллов«2» - менее 12 баллов.
Оценка за урок________________________________________

Приложение 5

Что мы узнали на уроке .
Выводы: Самоанализ Оцените свою работу на уроке в баллах:
    «5» - все понял, было интересно; «4» - не все успел понять; «3» - кое-что понял; «2» - ничего не понял – ТАКОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
самооценку урока. С помощью смайликов - урок понравился
- урок заставил задуматься - урок не понравился.

Приложение 6

Домашнее задание. 1)Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте § 17- 18 и выполните задание в тетради § 17-18
2) Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса Кольчецов.или заполните таблицу «Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей» 3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?или приготовить презентацию «Многообразие кольчатых червей»

Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей

Используя полученные знания и материал учебника, заполните таблицу:

Характеристика типов червей

Характеристика

ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ЧЕРВИ

УРОК № 19

Тема. Разнообразие и значение кольчатых червей.

Цель: рассказать о роли червей в экосистемах и жизни человека.

Оборудование и материалы: учебник , тетрадь , фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать роль червей в экосистемах и жизни человека.

Базовые понятия и термины: кольчатые черви, багатощетинкові черви, малощетинкові черви, пиявки, роль червей.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I этап.Організаційний

ІІ.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Вы уже много что знаете о кольчатых червей. Как вы думаете, какую роль они играют в природе?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Значение кольчатых червей в природе

Школьники, отвечая на вопрос, поставленный в начале урока, отметят, что дождевые черви, например, передвигаясь в почве, разрыхляют и перемешивают его. Затягивая в норки растительные остатки, они обогащают ее перегноем. На 1 га почв может жить почти 4,5 млн дождевых червей. Они ежесуточно пропускают через себя примерно 250 кг почвы. Установлено, что при высокой численности дождевых червей на участке хорошо растут растения и дают высокие урожаи. Дождевые черви - пища многих наземных животных. их поедают кроты, ежи, лягушки, жабы, скворцы.

Учитель продолжает рассказ о том, какое значение имеют другие кольчатые черви.

Много видов пресноводных малощетинковых червей, например обычные трубочники, что живут в иле рек, прудов и озер, имеют большое значение в питании карпа, карася и других рыб. В немалой роль этих червей в биологической очистке воды. Пропуская через свой пищеварительный канал ил, они освобождают водоемы от избытка органических веществ. Количество трубочників в водоемах значительная, особенно в реках и прудах, находящихся в пределах города. Здесь на 1 м 2 дна может скопиться почти 100 тысяч этих червей. Массовые скопления трубочника бывают заметны с берега водоема, как ярко-красные пятна на буром фоне ила. Трубочник - хороший корм для аквариумных рыб. Добывают его способом промывки ила, взятого вместе с червями, на дрібночарункових ситах.

Нереиды и другие морские черви - основная пища многих видов рыб, крабов и других обитателей моря.

2. Значение кольчатых червей для человека

Плоские и круглые черви приносят человеку только вред, вызывая различные болезни. А вот спасает человека представитель типа Кольчатые черви - медицинская пиявка. В сороковых годах XIX века во Франции вживалимайже 25 миллионов пиявок. Перед тем как использовать пиявок для лечения, их заставляют голодать три-четыре месяца. При «укусе» пиявка надрезает кожу, после чего остается характерная треугольная ранка.

Есть кольчатые черви, которых человек использует в пищу. Так, жители островов Фиджи и Самоа с нетерпением ждут поры, когда начнется размножение червя палоло.

Вот как описывает эту ситуацию Игорь Акимушкин: «Первые палоло появляются перед рассветом. Волны кишат палоло. их миллионы! Вода стала желто-бурой. Черви начиненные икрой. А с островов спешат к палоло люди: на лодках-катамаранах, под парусами, плывут на плотах, на бревнах, везут с собой большие корзины. Ловят палоло сетками, черпаками, руками. Спешат наловить побольше: через час-два наступит конец роїнню, палоло пойдут на дно. На берегу уже горят костры, и начинается пир! Палоло жарят, сушат, квасят, солять. едят и сырыми. Говорят, что вкусом палоло напоминает нежнейшие устрицы с приправой из мускатного ореха».

Использует человек для своих целей и дождевых червей. их с успехом расселяют в разные соответствующие для них места с целью улучшения структуры почвы. Это явление получило название зоологической мелиорации.

В Финляндии дождевых червей используют для переработки сточных вод вместе с отходами деревообрабатывающих предприятий. Также «работают» дождевые черви и на переработке навоза. Экскременты дождевых червей обогащают почву органическими веществами. А самих червей человек использует в качестве хорошего корма для промысловых рыб и птиц.

IV .Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 77, 78, знакомясь с разнообразием кольчатых червей.

Потом они читают текст параграфа на с. 76-79 и отвечают на вопросы 1-3 на с. 79.

После этого учащиеся заполняют таблицы 6, 7 на с. 80.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради .

V .Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 79, при необходимости записывают выводы в тетрадь. Затем школьники самостоятельно знакомятся с рубрикой «Наука и ученые» и выполняют задания рубрики «Готовимся к тематическому оцениванию». В тетради [Из, с. 28-29] ученики выполняют задачи.

VI Итоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII .Домашнє задачи

В тетради выполнить задание.


Дневник наблюдений

1. Мы плывём уже третьи сутки на юг, подплываем к Меланезии, а именно к островам Вануату. На небе уже взошла луна, но то, что мы увидели, нас очень удивило. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причиной этому явлению стал ____________________________________ . Его фотография:

2. Мы прибыли к берегам Австралии. Пришлось высадиться на берег, чтобы закупить продукты для нашего путешествия. И вот, что мы узнали: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это животное называется _____________________________________ . Вот его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

3. И вот мы у берегов Баренцева моря, но всё ещё в лодке. Здесь мы встретили ___________________________ . Вот что для него характерно: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПИЯВКА

Пиявки (лат. Hirudinea) – подкласс кольчатых червей из класса поясковых (Clitellata). Большинство представителей обитают в пресных водоёмах. Некоторые виды освоили наземные и морские биотопы. Русское слово «пиявка» образовано от глагола «пить». Пиявки питаются кровью позвоночных, моллюсков, червей и т. д., встречаются также виды-хищники, питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком (например, личинку комара, дождевого червя). Некоторые едят кровь земноводных и растительную пищу.

Пиявка медицинская (Hirudo officinalis) - водится на севере России, так в особенности на юге, на Кавказе и Закавказье. Пиявки составляли в XIX веке выгодный предмет вывоза: за ними приезжали на Кавказ греки, турки, итальянцы и др. Сверх того производилось искусственное размножение пиявок в особых бассейнах или парках по системе Сале в Москве, Петербурге, Пятигорске и Нижнем Тагиле. Россия поставляла в Европу около 70 миллионов пиявок в год.

Гирудотерапия – метод нетрадиционной медицины, лечение различных заболеваний человека с использованием медицинской пиявки. Лечение пиявками ранее использовалось в общепринятой медицине, но в XX веке вышло из употребления, в связи с появлением синтетических антикоагулянтов, в том числе, гирудина. Лечебные свойства медицинской пиявки известны людям на протяжении тысячелетий. Наиболее широкое применение медицинские пиявки получили в XVII–XVIII веках в Европе для кровопусканий в связи с концепцией «дурной крови», господствовавшей тогда в медицине. В наше время лечение с помощью медицинских пиявок переживает второе рождение.

В пиявках могут длительное время сохранять жизнедеятельность патогенные микроорганизмы. Например, возбудитель брюшного тифа выживает в организме пиявки до 30 дней, паратифа B - до 90 дней.

Источники: ,

ПАЛОЛО

Своеобразной пищей служит крупный (30 - 40 см) многощетинковый кольчатый червь - палоло. Обычно в течение года он прячется в расщелинах скал, среди рифов, но в строго определенное время всплывает на поверхность океана для совершения брачного танца. В районе архипелага Самоа это происходит в октябре и ноябре, когда луна вступает в последнюю четверть. В Атлантике, у берегов Флориды и Вест-Индии, родственный палоло червь размножается в течение 3 дней в последнюю четверть луны, между 29 июня и 23 июля. В Амбоине, на Малайском архипелаге, подобный червь, называемый «ва-во», роится на вторую и третью ночь после полнолуния в марте и апреле. А японский палоло «бачи» появляется в октябре и ноябре после новолуния и полнолуния. Эта связь половой цикличности с фазами луны весьма примечательна. Но что особенно интересно, в роении участвует лишь его задняя часть. Разбухшая от яиц или молок, она отрывается от тела и всплывает. Передняя же еще глубже забивается в расщелину. Несметная масса палоло покрывает порой обширные пространства в десятки квадратных километров. Самки отличаются от светло-коричневых самцов своим серовато-индиговым или зеленоватым цветом. Вода становится опаловой. Ветер и течения образуют из икры длинные полосы, которые даже опытными моряками не раз принимались за буруны. Палоло ловят, вычерпывая сеткой, банкой или черпаком прямо из воды. Эту густую, извивающуюся клубками коричневато-зеленую массу можно есть сырой без всяких приправ, завертывать в листья хлебного дерева или отваривать . Вкусом и запахом палоло напоминает свежую рыбью икру и считается у жителей Полинезии, Меланезии, Микронезии и Вест-Индии большим деликатесом.

Источник:

«Эти черви достигают полуметровой длиной, живут очень скрытно, не показываясь на поверхности рифов. Там, на глубине, с ними происходят не совсем обычные преобразования: у каждого червя отрастает длинный "хвост", который состоит из отдельных члеников, начиненных икрой или молоками. А дальше, по неизвестной науке причине, палоло начинает вести себя совершенно загадочно.

Ежегодно, в октябре и ноябре, во время полнолуния, в "хвостах" палоло заканчивается созревание икры и молок. Далее, по мере уменьшения луны, скрытников-палоло охватывает трепетное, все растущее "волнение", в их организме происходят еще более резкие изменения: палоло начинают подчиняться таинственному, странному призыву луны, и чем сильнее становится этот призыв, тем больший "страх" охватывает переднюю часть палоло. Тогда они забиваются поглубже в расселины, а задняя, хвостовая, их часть так же неудержимо начинает рваться из расщелины на волю, в открытое море, к лунному свету.

Дважды в год, в октябре и ноябре, но обязательно за день до наступления последней четверти луны, напряжение среди палоло достигает предела, и тела их разрываются на две части: передняя съеживается в расщелине, а задняя вырывается на волю и всплывает к поверхности. Здесь членики "хвоста" лопаются, молоки смешиваются с икрой, а чехольчики тонут. Это происходит сразу со всеми палоло и называется их роением.

Для полинезийцев палоло - настоящее лакомство; они едят их сырыми прямо во время ловли, жарят, завернув в пальмовые листья, солят, делают запасы…

Исполнив свое назначение, кусочки червей дождем падают на дно, но еще налету становятся добычей рыб и ракообразных. Те же, что достигают дна, большей частью достаются камбалам, бычкам, крабам, морским звездам и другим донным хищникам и трупоедам».

Отрывок из произведения Игоря Забелина «В погоне за ихтиозаврами»

АВСТРАЛИЙСКИЙ ГИГАНТСКИЙ ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

Когда рыбак копает червей для предстоящей рыбалки, то ему, конечно, хочется найти кого-нибудь побольше. Но что бы он сказал, если бы обнаружил под землей червя длиной в 3 метра? А, между тем, такие черви водятся в Австралии. Правда, на крючок их никто не насаживает - их численность и так слишком мала, поэтому они находятся под охраной государства.

Австралийский гигантский дождевой червь - самое крупное из всех известных подземных беспозвоночных в мире. Он обитает исключительно в Гиппсленде - сельском районе штата Виктория площадью всего в 1000 кв. км. Да и то, встретить его тут можно далеко не на каждом углу - как настоящий дождевой червь, он выбирает для жизни глинистую и влажную почву недалеко от водоемов. Взрослая особь гигантского австралийского червя достигает в длину 2,5-3 метров при толщине тела в 2-3 см и весе около 700 г. Неудивительно, что издалека ее можно перепутать с длинной исхудавшей змеей. Гигантские дождевые черви крайне редко выползают на поверхность - всю свою жизнь они проводят в длинных подземных туннелях, которые самостоятельно выкапывают. Обычно червь роет землю передней частью своего тела, однако, если грунт слишком твердый, он пропускает его через кишечник и кучками выбрасывает на поверхность. За сутки одна особь способна переработать 500-700 г почвы.

Забавно, что при движении под землей гигантский червь ведет себя очень шумно - причмокивает, булькает или жужжит. А все потому, что стенки его туннелей покрыты специальным секретом, который облегчает скольжение. Жители Австралии очень почитают своих необычных соседей. В их честь даже учредили ежегодный международный фестиваль «Кармаи» (название червя на наречии местных аборигенов). Кроме того, в 1985 году был выстроен стометровый аттракцион-музей, посвященный гигантскому дождевому червю.

ПЕСКОЖИЛ

Морской пескожил (лат. «обитатель песка морской») - вид многощетинковых червей. Крупные черви длиной до 20 см, обитающие в U-образных норках, которые роют в илисто-песчаном грунте. Питаются, пропуская через кишечник донный осадок. Пескожилы населяют приливно-отливную зону и верхнюю сублитораль морей Северной Атлантики и Северного Ледовитого океана, где образуют плотные поселения на обширных территориях - «пескожильные пляжи».

Эти черви могут образовывать целые огромные колонии, в которых на один квадратный метр может их быть до 300000 особей. Рыба может полакомиться лишь хвостом пескожила. Но это не является проблемой для червя. Проходит некоторое время и задняя часть пескожила снова отрастает. Кроме рыб любят полакомиться пескожилом чайки, иглокожие и разные ракообразные. Используют для своих целей рыбаки, они гибнут тысячами из-за плохой окружающей среды, но их популяции ненамного уменьшаются благодаря хорошей плодовитости. Кроме того, что эти черви используются в рыболовной отрасли, им нашли достойное применение в медицине. В их тканях нашли отличное вещество, которое обладает широким спектром антимикробного действия.

Источники: ,

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашняя работа § 14

Слайды

Класс Многощетинковые

Этот класс представлен морскими животными. Многие из них ведут активный образ жизни, ползая по дну, зарываясь в грунт или плавая в толще воды. Есть прикрепленные формы, живущие в защитных трубках. Обычно тело подразделено на голову, туловище и анальную лопасть. Нередко кольчатые черви – хищники. Их глотка снабжена хватательными придатками, острыми шипами или челюстями. Присутствуют параподии, имеющие разнообразную форму в зависимости от среды обитания и способа передвижения. Дышат жабрами. Многощетинковые раздельнополые, оплодотворение наружное.

Типичные представители этого класса – нереида и пескожил. Они являются кормовыми объектами для ряда промысловых рыб. Нереида успешно акклиматизирована в Каспийском море.

Класс Малощетинковые

Его представители – в основном обитатели почвы, но известны и пресноводные формы. Строение малощетинковых в значительной степени определено почвенным образом жизни, благодаря чему организация червей упростилась. Головной отдел имеет простое строение, лишен органов чувств. Параподии отсутствуют, хотя в ограниченном числе сохранились щетинки. Все малощетинковые – гермафродиты. Половая система сосредоточена в немногих сегментах передней части тела, оплодотворение внутреннее.

Дождевые черви живут во влажной, богатой перегноем почве. Тело вытянутое, сегментация однородная. На каждом сегменте оставшиеся восемь щетинок располагаются двумя рядами по бокам тела. Цепляясь ими за неровности почвы, червь с помощью мышц мощного кожно-мускульного мешка продвигается вперед.

Пищеварительная система имеет ряд существенных особенностей строения. Ее передний отдел дифференцирован на мускулистую глотку, пищевод, зоб и мышечный желудок. В полость пищевода открываются протоки известковых желез. Их секреты нейтрализуют кислоты, которыми богата потребляемая червями пища. В средней кишке пища переваривается и всасывается.

Движение крови в замкнутой системе кровообращения осуществляется сокращением пяти передних Мальцевых сосудов (“сердец”).

Дышат дождевые черви всей поверхностью своего влажного тела благодаря наличию густой подкожной сети кровеносных сосудов.

Дождевые черви – гермафродиты. Оплодотворение перекрестное. Для этого два червя прикладываются брюшными сторонами друг к другу, в результате чего происходит обмен семенной жидкостью, которая попадает в мешковидные кожные впячива-ния – семяприемники. Обменившись спермой, дождевые черви расходятся. После этого области пояска (32–37-й сегменты) у каждой особи начинают образовывать слизистую муфту, в которую черви откладывают яйца. При продвижении муфты через сегменты, содержащие семяприемники, яйца оплодотворяются сперматозоидами, принадлежащими другой особи. Муфта с оплодотворенными яйцами движением мышц червя сбрасывается с переднего конца тела, уплотняется и превращается в яйцевой кокон, где и развиваются молодые черви.

Для дождевых червей характерна высокая способность к регенерации.

Почвенные кольчатые черви – полезные животные. Еще Ч. Дарвин отметил их значение для плодородия почвы. Затаскивая в норы опавшие листья, они обогащают почву перегноем, а прокладывая в почве ходы, рыхлят ее и способствуют проникновению воздуха, воды к корням растений. Количество почвы, пропускаемой через пищеварительный тракт червей, в Европе колеблется от 6 до 84 т/га, а в Камеруне может достигать 210 т/га.

Пресноводные малощетинковые играют значительную роль в питании донных рыб.

Кольчатые черви ведут свое начало, по-видимому, от низших сегментированных червей, обладающих паренхимой. Наиболее древними из кольчатых червей являются морские многощетинковые черви. От них при переходе к пресноводному и наземному образу жизни произошли малощетинковые, а от них и пиявки.

Урок № 10

Тема: Многообразие кольчатых червей.

Тип урока: изучение и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: комбинированная.

В процессе обучения использовались следующие приемы и методы:


  • Методы диалога и полилога

  • Рефлексивные приемы

  • Приемы создания ситуаций успеха и индивидуального выбора

  • Методы самодиагностики

  • Словесный метод (беседа с элементами самостоятельной работы)

  • Наглядно-образный метод (мультимедийная презентация)

  • Частично-поисковый метод (решение проблемных вопросов,)

  • Работа с учебником, дополнительной литературой (помогает определить правильность ответов и выводов, используется как источник новой информации).
Формы работы учащихся:

*индивидуальная (отрабатываются умения анализировать, высказывать свою точку зрения)

*работа в группах (отрабатываются умения общения и умения совместной работы)

*фронтальная

Планируемые результаты: учащиеся узнают о многообразии кольчатых червей, особенностях их строения и приспособленности к жизни в различных средах обитания, их роли в природе.

^ Цели урока:


  1. Предметные: Расширить и закрепить знания об особенностях строения, жизнедеятельности разных классов кольчатых червей, связанные со средой их обитания; выявить более сложное строение по сравнению с изученными типами червей; показать их роль в природе и практическое значение для человека.

  2. Личностные: Развивать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками при групповой работе; содействовать формированию интереса к предмету; содействовать развитию личностных качеств: ответственности, целеустремленности.

  3. Метапредметные: Уметь определять понятия: вторичная полость (целом), паренхима, параподии, диапауза, анабиоз, герудин, полихеты, пиявки. Устанавливать аналогии при сравнении плоских, круглых и кольчатых типов червей; устанавливать причино-следственные связи: среда обитания и приспособленность к жизни. Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в группах, аргументировать и отстаивать свое мнение., развивать межпредметные связи с географией, показывать на физической карте мира места распространения полихетов.
Оборудование:

Для учителя: проектор, презентация « Многообразие кольчатых червей», таблица « Тип круглые черви» ,»Физич. Карта мира»

Для ученика: листы для индивидуальной работы (со схемами внутреннее строение дождевого червя, таблицы сравнения, проверочный тест « Тип плоские, круглые и кольчатые черви».

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Ребята сегодня у нас немного необычны урок, присутствует много гостей, я попрошу не волноваться и настроится на работу. Слайд №1

Слайд №2- 3Есть красота, которую не увидеть просто невозможно. Это и тенистый лес, и красочный луг с ароматом цветов. Среди этих красот встречаются удивительные животные, покоряющие наши сердца своей грацией, изяществом, стремительным полетом. Слайд 4-5.

Но у человека к разным животным отношение бывает предвзятое. Как часто в повседневной жизни мы встречаемся с « вредными», « опасными», и « противными» животными. С каким пренебрежением мы к ним относимся, хотя не редко они приносят пользу. И вот о них сегодня мы продолжим свой разговор: о « безобразных» и « прекрасных».

На протяжении трех уроков мы знакомились с интерсными и необычными беспозвоночными животными. Какими?

На прошлом уроке мы рассмотрели особенности внешнего, внутреннего строения кольчатых червей, на примере дождевого червя, как представителя класса малощетинковые черви (олигохеты), выявили их более сложное строение по сравнению с плоскими и круглыми червями; особое внимание уделили образу жизни олигохетов и биологической роли в природе.

Сегодня мы закрепим полученные знания, познакомимся с другими представителями классов кольчатых червей и проведем контроль знаний по типам: плоские, круглые и кольчатые черви. Новые понятия. Слайд №8

Проверка дом. Задания.


  1. Какие классы выделяет тип Кольчатые черви. Слайд №9.

  2. В каких средах обитают кольчацы?

  3. Расскажите о внешнем строении кольчатых червей на примере дождевого червя как представителя класса малощетинковые.
Сравнить с представителями плоских и круглых червей. Слайд №10

  1. Какой образ жизни ведут малощетинковые черви? Сравнение с плоскими и круглыми.

  1. Слайд №11
Из каких слоев клеток состоит тело кольчатых червей? Сравнение с плоскими и круглыми

  1. Внутреннее строение.
Чем представлены органы чувств, дыхание?

Фронтально

Прогрессивная группа, двусторонняя симметрия тела преимущественно свободнодвижущие, на теле: головной, туловище и хвостовой отдел. Туловище из сегментов длина от 0,5 до 3 м., движение обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц, а также особые парные выросты по бокам каждого сегмента –параподии, которые есть не у всех червей.Среди олигохет есть от 0,5 мм до 40 см. Вместо параподий на теле имеются щетинки 4 пучка по кругу (табл), их тело покрыто слизью.

Почве, пресных соленых водоемах, не прихотливы к содержанию кислорода, передний конец в ил, задний улавливает кислород, пит заглатывают ил переваривая органич. Вещества.

Диапауза- защитная капсула.

3 слоя, перегородки вдоль и поперек на отдельные сегменты, внутри жидкость. Вторичная полость тела в которой находятся внутренние органы.

У плоских паренхима, кожно-мускульный мешок, у круглых внутри жидкость, которая придают упругость.

Зрение, осязание, вкуса, обоняния, равновесия, слуха

Через влажную поверхность тела, жаберные выросты.


7)Слайд №12 Системы внутренних органов.

К доске 4 человека распределяют правильно цифры и называют органы. Остальные подписывают в путеводных листах. Приложение №1

Происходит усложнение?

8)Слайд №13 . Ребята, какой вопрос я должна задать? Половое размножение. Сравнение с плоскими и круглыми.

9) Какова роль дождевого червя в природе? Слайд №14

10) выводы: Слайды №15-16


- пищеварительная-глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка.

Нервная- окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка

Кровеносная- спинной, брюшной кровеносный сосуд, « сердца»

Выделительная- трубочки метанефридии.

Есть раздельнополые, есть гермафродиты. Соприкасаясь обмениваются половыми клетками, яйца поступают в специальное образование на теле – поясок, сползает с перед. Конца в почву. Фрагментация.

Развитие: прямое.


  1. Новая тема.
1)Слайд №17 -18 Познакомимся с представителями класса многощетинковые черви (полихеты)

Что вы думаете о внешнем строении?

Работа в группах. Слайд №19

Полихетов свыше 6 тыс видов обитает в морях. Пресные воды п-в Таймыр, оз. Байкал, рек Северной Америки проникли представители одного рода. Членистое тело полихет состоит из трех отделов: головной лопасти, сегментированного туловища и задней анальной лопасти. На голове-щупальцы « антенны» несут мелкие глазки, также расположен рот. На втором и последующими члениками – параподии, со с щетинками несут жаберные выросты. Замкнутая кровеносная система, сердца нет, кровь движется за счет сокращения основных сосудов, капилляры подходят к жабрам, гдеи кровь насыщается кислородом, кровь – бесцветная, зеленая, красная. Остальные системы как у дождевого червя.Большинство раздельнополые, развитие происходит с чередованием жизненных форм, у некоторых наблюдается забота о потомстве. Слайд №20.

2)Слайд №21Серпула

Слайд №22 Афродита

Слайд №23Нереис

Из семейства нереид самый большой представитель 60-70 см. в длину.

Слайд №24

Из полихет особого упоминания заслуживает палоло. Туземцы ловят их – палоло считается здесь изысканным лакомством. Для местных жителей время массового всплытия червей – « праздник палоло»

Слайд №25 Эти крошечные монстрики похожи на пришельцев с другой планеты, но на самом деле это просто существа из глубин океанов. Они обитают под огромным давлением моря, куда не проникает солнце.

Физ. минутка.

На доске названия червей, молча глазами найти правильный ответ.

Слайд №26

Класс пиявок невелик –около 400 видов. У них постоянное число сегментов -33, реже -30. Тело вытянуто, сплюснуто в спинно- брюшном направлении, на переднем конце – присоска, ротовая, на заднем другая, у них нет параподий и щетинок. Пиявки плавают волнообразно изгибая тело, или «шагают» по грунту, переменно прикрепляясь передней и задней присосками. Главное отличие пиявок от олигохет – исчезновение вторичной полости, целома, она зарастает рыхлой соединительной тканью паренхимой. Гермафродиты.

Обитают в основном в пресных водоемах, но могут жить в слабосоленых, в почве и на поверхности суши. Обитатели холодных водоемов могут вступать в анабиоз – такое состояние организма, при котором жизненные процессы замедляются.

Значение: Большую пользу приносит медицинская пиявка. Велико ее значение пи лечении заболеваний, связанные с гипертонией, развитию тромбов, склерозе. В слюне пиявок находится белок гирудин, препятствующий свертыванию крови. Медицинские пиявки ценятся, в наших водоемах можно встретить большую ложноконскую пиявку, но она кровь не сосет.

Общая характеристика. Слайд №27


Фронтально

Работа в группах. Составить общую характеристику полихетов.


Общую характеристику вы запишите дома при заполнении таблицы. Слайд №28.

Проведение физ. минутки.


А сейчас групповая работа. На закрепление ранее полученных знаний, на внимательность по новой теме. Приложение №2

Ученику каждой группы задается вопрос. Ответ должен быть аргументирован.

Работа в группах. Дом. Задание творческие вопросы от каждой группы.

Индивидуальная работа. Тестирование. Приложение №3.

Самооценка. Приложение №4.


Оценка учителя за урок.

Оценка урока учениками « смайлики»

Вопросы для групповой работы.

Группа №1


  1. Большинство многощетинковых червей раздельнополые.

  2. Кровеносная система дождевого червя замкнутого типа.

  3. Медицинские пиявки используются для снижения артериального давления, растворение тромбов.

  4. Размножение палоло происходит на дне моря.
Группа №2.

  1. Упрощение в строении малощетинковых кольчатых червей связано с роющим образом жизни.

  2. Дождевой червь способен к регенерации.

  3. Все представители кольчатых червей дышат поверхностью кожи.

  4. У всех кольчатых развитие прямое.
Группа №3.

  1. Все пиявки используются в медицине.

  2. Засуха опасна для дождевых червей.

  3. У всех представителей кольчатых червей имеется вторичная полость тела.

  4. Нервная система кольчатых состоит из парных надглоточных узлов и брюшной нервной цепочки.
Группа №4

  1. Пиявки имеют постоянное число сегментов.

  2. Некоторые представители многощетинковых червей являются деликатесом.

  3. При неблагоприятных условиях дождевой червь вступает в диапаузу.

  4. У многощетинковых червей может проявляться забота о потомстве.
Группа №5.

  1. Тело червя уплощенное, состоит из сегментов (33), без щетинок, с двумя присосками.

  2. Кольчатые черви наиболее прогрессивный тип червей.

  3. Пиявки чувствительные к загрязнению водоема

  4. Кто из представителей кольчатых может впадать в анабиоз.
Творческие вопросы.

  1. Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?

  2. В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком
    поместили несколько дождевых червей. В течение 3-х месяцев червей кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажнялипесок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный внесколько миллиметров слой. Каково его происхождение? Из чегоон состоит?
В 1939-1941 гг. из Азовского в Каспийское море было перевезено 60 тыс. червей нереид. Через три года после этого рыбакамКаспия в уловах рыбы стали попадаться более крупные осетры,севрюги, чем прежде. С какой целью акклиматизировали нереид?
4. Если на кожу дождевого червя попадает стиральный порошок, то содержащиеся в нем вещества образуют на кожи червя непроницаемую для воздуха пленку. К каким последствиям это может привести? Свой ответ поясните. Почему садоводам и огородникам: нельзя поливать растения водой, в которой стиралось белье.

Изучая особенности образа жизни дождевых червей, юные зоологи установили: в сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Почему?

7. Крот – любитель дождевых червей, как он их отлавливает?
8.Гирудин,который пиявки впрыскивают в ранку при укусе вместе со слюной. После укуса пиявки ранка долго кровоточит. Какое значение имеет гирудин для питания пиявки?

^ Тестирование по теме « Плоские, круглые, кольчатые черви»

Вариант 1

1. В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

2. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени?

а) около 25 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

а) рыбья пиявка, лошадиная пиявка

^ 4. Тип Кольчатые черви включает классы…

в) в тонком кишечнике человека

г) в мышцах

^ 6. В организм человека яйца аскариды попадают с…

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

7. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…

а) медуза

б) черепаха

в) малый прудовик

^ МОЯ САМООЦЕНКА НА УРОКЕ

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ
.

Вариант 2

1. В какой тип объединяют гермафродитных животных, имеющих трёхслойное уплощённое двусторонне-симметричное тело, пищеварительную систему, представленную ртом, глоткой и кишечником?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

^ 2. Сколько видов кольчатых червей известно зоологам к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

^ 4. Тип Круглые черви произошли от…

а) кишечнополостных

б) древних плоских червей

в) кольчатых червей

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

г) в мышцах

^ 6. Многощетинковые черви преимущественно обитают в…

а) прибрежной полосе морей

в) небольших водоёмах

7. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении ими людей играют…

а) комары

б) комнатные мухи
^ МОЯ САМООЦЕНКА НА УРОКЕ
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

Вариант 3

Правильный вариант ответа обведите кружочком!

1. В какой тип объединяют раздельнополых животных, имеющих веретёнообразное тело (круглое на поперечном разрезе), жидкостную полость тела с расположенными в ней внутренними органами?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

^ 2. Сколько видов круглых червей описано зоологами к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

^ 3. Из перечисленных видов червей отметьте кольчатых червей.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

^ 4. Тип Плоские черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком отделе кишечника человека

г) в мышцах

6. В организм человека финна бычьего цепня человека попадает с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами.

МОЯ САМООЦЕНКА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.