Типы восприятия у детей. Какой тип восприятия у вашего ребёнка? Семинар типы восприятия информации у детей

Вы знаете тип восприятия у вашего ребенка? Мы все по-разному воспринимаем получаемую информацию: у кого-то хорошо развита визуальная память, у кого-то слуховая. От того, к какому типу восприятия относится ваш ребенок, зависит, в каком виде ему лучше преподносить информацию. Если вы легко запоминаете стишки, а ребенок нет, это не значит, что он бестолковый. Измените подход и вы удивитесь, как легко и быстро ваш ребенок схватывает информацию.

Большую часть информации мы получаем через три канала: аудиальный, визуальный и кинестетический.

Аудиальный канал восприятия окружающего мира - это слух. Людей, у которых данный вид восприятия выходит на первое место, в психологии принято называть аудиалами .

Визуальный канал восприятия - это зрение. Людей, которые большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор, называют визуалами .

Кинестетики воспринимают мир в большей мере через чувства, эмоции, движения, отношения.

В отдельную группу также выделяют так называемых дискретов - людей, воспринимающих информацию через логику, при помощи цифр, знаков, доказательств, но среди детей данный тип практически не встречается, поэтому о них мы не будем говорить.

Как распознать, какой тип восприятия преобладает у вашего ребенка.

В данном случае воспользоваться какими-то стандартизованными методиками не получится, придется воспользоваться возможностью наблюдать за поведением ребенка.

Во-первых, обратите внимание на речь. Аудиал чаще использует в речи слова, так или иначе касающиеся звуков, звучания, голосов, говорения - громко, тихо, шумно, кричать, послушайте, я где-то слышал, говорят и т. д. Часто может что-то мурлыкать себе под нос или отбивать ему одному ведомый ритм. Для визуала важно видеть и в речи чаще слова, описывающие внешнюю сторону предметов, событий, - видеть, ярко, точка зрения, видимость, прозрачность, красочность и т. д. Для кинестетика важны ощущения, движения, чувства - мягко, удобно, быстро, прикоснуться, скакать и т. д.

Во-вторых, обратите внимание на движения глаз ребенка, когда он что-то рассказывает. З адайте ребенку любой вопрос, отвечая на который, ему придется что-то вспомнить или придумать, например, спросите, что он делал в прошлые выходные? Визуалы чаще невольно смотрят вверх, особенно если что-то припоминают. Они рассказывают, а перед их глазами за доли секунды буквально проносится кинолента, на которой отображается все, что впоследствии они скажут. Аудиалы чаще смотрят вбок, движения глаз на средней линии, примерно на уровне ушей. Кинестетики чаще смотрят вниз.

В-третьих, обратите внимание на внешний вид ребенка. Визуалу важно хорошо выглядеть, важно, чтобы рядом с ним все было аккуратно и красиво. Он не терпит, чтобы его трогали, в разговоре держит дистанцию. Кинестетик любит удобство - удобную одежду, мебель, позу, для него очень важен комфорт. В разговоре много жестикулирует, использует мимику, пантомимику, может касаться собеседника, дергать его за рукав или крутить пуговицу на его пиджаке. Аудиал в этом отношении будет вести себя усредненно, никогда не доходя до крайностей, которые могут быть присущи и визуалу, и кинестетику.

Ну, надеюсь, более или менее определились, хотя сделать это довольно непросто, так как все же чистые виды - это скорее редкость. Кроме того, порой дети, приспосабливаясь к нам, взрослым, просто вынуждены вести себя не так, как им хотелось бы. Например, очень требовательная мама-визуал будет очень много уделять тому, чтобы приучить ребенка-кинестетика к порядку, и рано или поздно, но ребенку придется научиться выполнять определенные требования, как бы внутренне он не протестовал.

Зачем нужно знать тип восприятия вашего ребенка?

Прежде всего потому, что все три типа по-разному воспринимают окружающую их действительность, а, следовательно, обучая их, стоит использовать приемы, непосредственно воздействующие на ведущие каналы.

Визуалу важно образное представление материала - схемы, таблицы, наглядные пособия, образцы. Важное выделять цветом, «рисовать» конспект. В речи стараться использовать слова, описывающие информацию визуально. Если ребенок испытывает необходимость, нужно ему разрешить чиркать, рисовать во время осмысления или запоминания материала. При заучивании стихотворения или пересказе текста для визуала желательна зарисовка основных моментов.

Аудиал больше реагирует на звуковое оформление. Обучая его, используйте возможности голоса - паузы, громкость, различный тембр и высоту. Особо важный материал можно спеть. Если требуется заучить большой объем информации, можно воспользоваться магнитофоном, на который предварительно наговорить запоминаемый материал (например, иностранные слова или стихотворение).

Кинестетику важно включить мышечную память. Используйте жесты, мимику, прикосновения. Позволяйте ребенку по возможности проводить опыты и эксперименты, дайте возможность добывать знания самому. Пусть сам делает выводы, заключения, пытается найти проблему и задает вопрос. Можно использовать преувеличения, проигрывать те или иные элементы изучаемого материала. В речи старайтесь использовать слова, настроенные на кинестетическую модальность. О том, как подавать информацию ребенку-кинестетику, читайте в этой статье .

Конечно, строить обучение ребенка в рамках только одной модальности невозможно, да и не нужно. Тем более что время от времени все мы проявляем себя по-разному, но все же знание о ведущем типе восприятия ребенка может быть весьма полезным. Способы запоминания наиболее трудного, важного материала, приемы работы с информацией все же лучше использовать такие, которые максимально подходят каждому конкретному ребенку.

P.S. Мамам стоит посмотреть сарафаны оптом от производителя . Это качественный домашний трикотаж от Юнион-Текс по выгодным ценам.

Четыре типа восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты.

Очень интересным стало для меня открытие 4 типов восприятия информации у детей и взрослых. А как учителя заинтересовало вдвойне. Ведь школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
На что обязательно обращают внимание?
Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
Специалисты говорят:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Для более точного определения ведущего типа восприятия существуют различные тесты.
Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам.
1 – люблю наблюдать за облаками и звёздами
2 – часто напеваю себе под нос
3 – не признаю неудобную моду
4 – обожаю ходить в сауну
5 – в автомобиле для меня важен его цвет
6 – узнаю по шагах, кто вошёл в комнату
7 – меня развлекает копировать чей-то диалект
8 – много времени уделяю своей внешности
9 – очень люблю массаж
10 – когда есть время, люблю рассматривать людей
11 – плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой
12 – рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо
13 – когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое
14 – часто читаю во время еды
15 – очень часто говорю по телефону
16 – я считаю, что у меня есть склонность к полноте
17 – отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению
18 – после сложного дня моё тело находится в напряжении
19 – с удовольствием и очень много фотографирую
20 – долго помню, что мне сказали друзья и знакомые
21 – с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь
22 – вечером люблю принимать горячую ванну
23 – стараюсь записывать свои дела
24 – часто разговариваю сам с собой
25 – после длительной поездки в машине долго прихожу в себя
26 – по тембру голоса я могу многое узнать о человеке
27 – очень часто оцениваю людей по манере одеваться
28 – люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы
29 – слишком жёсткая или мягкая кровать – мучение для меня
30 – мне нелегко найти удобную обувь
31 – очень люблю ходить в кино
32 – могу узнать человека в лицо даже через много лет
33 – люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику
34 – умею слушать то, что мне говорят
35 – люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом
36 – когда слышу стук часов, не могу заснуть
37 – у меня качественная стерео система
38 – когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами
39 – на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры
40 – не выношу беспорядка
41 – не люблю искусственных тканей
42 – считаю, что атмосфера дома зависит от освещения
43 – люблю ходить на концерты
44 – рукопожатие многое может рассказать о человеке
45 – с удовольствием посещаю музеи и выставки
46 – серьёзная дискуссия – это увлекательное занятие
47 – прикосновение может рассказать гораздо больше слов
48 – в шуме не могу сосредоточиться
Аудиал 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48
Визуал 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45
Кинестетик 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47
Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов.
Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип – дигитал (или дискретный).

Тест №2 (короткий)

(А) - аудиал
(К) - кинестетик
(В) - визуал
(Д) –дискрет
1.Вы принимаете важные решения опираясь на...
- чувства и интуицию; (К)
- то, что лучше звучит; (А)
- то, что лучше выглядит и более красиво; (В)
- точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д)
2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет...
- тон и интонации голоса; (А)
- могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В)
- логика его аргументации; (Д)
- насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К)
3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда...
- смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В)
- ловите свои ощущения; (К)
- выражаете это словами; (Д)
- прислушиваетесь к тону своего голоса. (А)
4. Для вас самое простое...
- подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А)
- работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д)
- выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К)
- подобрать идеальные сочетания цветов. (В)
5. Лучше всего вы запоминаете...
- мелодии и звуки; (А)
- логические построения; (Д)
- ароматы и вкус (К)
- лица, цвета, картины. (В)
6. Вы...
- настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А)
- хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д)
- очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К)
- всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В)
Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал - как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия?
Аудиалы
Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами - типичный аудиал.
Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.
Нередко аудиалы обладают мелодичным голосом. В незнакомой компании они быстро заводят себе друзей и становятся лидерами.
Визуалы - это дети, постигающие мир глазами
В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.
По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью - около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.
Как работать с детьми-визуалами?
Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее - так визуал легче воспримет информацию.
Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.
При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.
Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.
Кинестетики
Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения.
В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.
В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.
Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры.
Как работать с детьми-кинестетиками?
Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.
Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.
Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения - и ребенок-кинестетик опять готов к работе.
Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение - для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев - успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.
Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".
Дигиталы
Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.
Как работать с учениками-дигиталами?
В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику - успех будет обеспечен.

Тест №3 (для первоклассников)

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников: Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка. Тестовый материал.
1.Общение. Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…
Визуал - Он говорит, используя самые простые обороты речи - Он неправильно произносит некоторые слова и звуки - Он пропускает наречия и предлоги
Аудиал - Он использует те же обороты речи, что и взрослые - Он использует грамматически правильные предложения - Он рассказывает тщательным образом продуманные истории
Кинестетик - Его речь тяжело понять - Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями - Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них
2. Любимые игрушки в свободное время. Во время игры мой ребенок…
Визуал - Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм - Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором - Узнает о новых вещах, наблюдая
Аудиал - Любит слушать аудиозаписи - Любит книги и игру фантазии - Учится новому, читая инструкции
Кинестетик - Любит играть на свежем воздухе - Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке - Почти каждой игрушке находит полноценное применение
3.Сложные двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…
Визуал - Он пишет старательно - Его художественные изделия очень аккуратны и красивы - Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает Аудиал - Он пишет достаточно неплохо - Во время работы он разговаривает сам с собой - Его художественные изделия достаточно привлекательны
Кинестетик - Ему очень тяжело писать - Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми – Его художественные работы неопрятны
4.Простые двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает двигаться…
Визуал - Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе - Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается - Любит игры с четко установленными правилами
Аудиал - Он больше разговаривает, чем играет - Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения - Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой
Кинестетик - Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр - Имеет хорошую координацию - Не ходит спокойно, а носится
5.Общественные навыки. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…
Визуал - Даже в толпе остается одиноким - Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие - Долго привыкает к новым людям
Аудиал - Буквально расцветает в кругу друзей - Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает - Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно
Кинестетик - Коллективистский, но не очень разговорчивый - Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям - Любит пошалить
6.Эмоции. Когда ребенка что-то тревожит, то он…
Визуал - Вообще не очень эмоционален - Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других
Аудиал - Свободно рассказывает о своих ощущениях - Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений
Кинестетик - Эмоционально зависим и легко обижается - Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь
7.Память. Когда мой ребенок занимается, он…
Визуал - Может воспроизводить буквы и цифры по памяти - Помнит о том, что ему показывали
Аудиал - Лучше всего учится, заучивая наизусть - Знает звуки, соответствующие буквам алфавита
Кинестетик - Плохо запоминает - Легко отвлекается
8.Школьные навыки. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он…
Визуал - Следит за опрятностью своей одежды - Следит за чистотой своего рабочего места - В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел - Медленно привыкает к новой ситуации
Аудиал - Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен - Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место - Он внимательный и послушный - Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении
Кинестетик - Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен - Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут - Проявляет большую активность во время игр - Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается

Аудиал, визуал, кинестетик.
(диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева
Адаптирован для диагностики младших школьников 2-4 класс)
Инструкция к тесту.
Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным
утверждением, и знак "-", если не согласны.
Тестовый материал.
Утверждения «Да» «Нет»
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю одежду, которая мне неудобна.
4. Люблю ходить в бассейн
5.Цвет моей авторучки, сумки, пенала для меня не имеет значения.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам, разница в произношении слов жителями разных областей.
8. Внешнему виду я придаю серьезное значение.
9. Мне нравится гладить кошку, собаку.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда нет возможности подвигаться.
12. Когда вижу новую одежду в магазине, всегда, знаю, что мне подойдет.
13. Когда слышу знакомую мелодию, обычно легко вспоминаю, при каких
обстоятельствах слышал её в первый раз.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16 .У меня есть склонность к полноте, если много ем.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После тяжёлого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу потратить деньги на красивые, но не очень нужные вещи, потому что
они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ароматную ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела, чтобы не забыть и не запутаться.
24. Часто разговариваю с собой.
25.После длительной езды в машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27.Придаю значение тому, как человек одеваться, обращаю на это внимание.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Могу узнать лица, которые когда-либо видел, даже если больше их не встречал.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные
упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. Не могу слушать плохую стереоаппаратуру.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39.На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей, которые электризуются и треща
42. Считаю, что атмосфера и уют в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о личности человека
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия, спор – это интересно.
47.Через движение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.
Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.
Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):
13 и более – высокий;
8-12 – средний;
7 и менее – низкий.
Интерпретация результатов: Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Какой тип восприятия у вашего ребенка?

Каким образом (через какие каналы) ваш ребенок познает окружающий мир (воспринимает информацию)? И как лучше до него донести что-то важное или как ему легче запомнить что-то новое.

Итак, все мы знаем, что от природы у человека пять источников получения информации извне. Это уши - аудиальный источник, глаза - визуальный источник, кожа - тактильные ощущения, или кинестетические, вкусовые рецепторы, расположенные во рту, и обонятельный канал восприятия – нос. С самого рождения человек получает сведения об окружающей среде по этим каналам восприятия. Постепенно под воздействием воспитания и среды у каждого человека выделяется один-два ведущих канала. Чаще всего, главными становятся аудиальный, визуальный и кинестетический канал. Конечно, это не говорит о том, что человек не воспринимает другие виды информации, просто первостепенно обрабатывается та, которая получена из ведущего источника. В психологии каждого человека, в зависимости от его главной системы восприятия, так и называют: аудиал, визуал, кинестетик (или кинестет). В чистом виде аудиалов, визуалов и кинестетиков практически не бывает. К основному виду почти всегда примешивается еще какой-либо.

Виды каналов восприятия:

  1. Аудиальный
    То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Аудиал – прежде всего, слышит, а потом видит и чувствует, такой человек может абсолютно не смотреть на собеседника, но очень хорошо воспринимать то, что ему говорят. Иногда может специально отвернуться от говорящего, чтобы лучше расслышать. Обладая не очень хорошей памятью на лица, он безошибочно определяет людей по голосу. Если человек, который с тобой разговаривает, смотрит по сторонам - это не значит, что он тебя игнорирует, скорее всего, это явный аудиал.

Как распознать: В речи аудиал употребляет слова «слышишь», «слушай». Поворачивает к собеседнику ухо, а не лицо. Легко произнесет: «Слушай, какая картина».

  1. Визуальный .
    То, что мы видим: образы, картинки, кино.

Визуал – человек, который видит. Он заметит каждую пылинку, крошку, незначительный оттенок цвета, при разговоре всегда старается смотреть собеседнику в глаза. Обладает прекрасной памятью на лица, а по голосу может и перепутать. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист».
Как распознать: Визуал чаще всего говорит «смотри», «видишь», «посмотрим». Легко может сказать: «Видишь, какая музыка».

  1. Кинестетический .
    (От греч. « кинес» – движение). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся запах и вкус. То, что мы чувствуем в теле удобно разделить на 3 части:
    - тактильные ощущения: ощущения кожи, осязание;
    - внутренние: мышечные, ощущения в желудке, тепло;
    - мета - ощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр.

Кинестетик . Он слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей». Одежду кинестетики выбирают мягкую, приятную к коже, колючие шерстяные свитера исключены. Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен записать его,
Как распознать: слова «чувствую», «мягкий», «приятный». Легко произнесет: «Чувствуешь, какая мягкая музыка». Всегда старается сократить дистанцию в разговоре, потрогать или вас, или вашу сумочку, молнию, пуговку и т.д

Очень важно с раннего возраста распознать кто ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик. Поскольку это позволит построить занятия, игры, учебный процесс таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка. Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.
Отличия между кинестетиками, визуалами, аудиалами касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Степень риска в обучении у детей с разной модальностью различная.

Степень риска учащихся визуального типа по мере их обучения в школе изменяется, так как школьники старших классов становятся все более визуально-ориентированными. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо «видеть» ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Их заставляют смотреть в свою тетрадь, говоря, что ответы не на потолке. Они лучше воспринимают письменные инструкции, и им становится трудно, если им дают вербальные указания к текстам. Им нужно зрительно представить математические задачи, а от них требуют устного выполнения задания в соответствии с программными требованиями. Изучая иностранные языки, они должны видеть новые слова, но в школе они часто сталкиваются с представлением новых слов в видеофильмах или аудиозаписи, в виде примеров учителя в обсуждении.

Степень риска учащихся аудиального типа. В процессе обучения в школе объем информации, получаемый через аудиальные каналы, практически сводится к нулю. После того, как учащиеся научились хорошо читать, от них автоматически ожидают, что они будут воспринимать информацию визуально. Учащиеся аудиального типа легче воспринимают информацию на слух, а им предлагают инструкции. Им нужен звук, а они получают тишину.

Степень риска учащихся кинестетического типа связана с тем, что их заставляют сидеть смирно, когда им для лучшего усвоения требуется движение. Им нужны физические упражнения в перерыве между уроками, а они имеют лишь пять минут, чтобы пройти от одного класса к другому. Им нужно стоять, а они вынуждены сидеть. Им необходимо дотрагиваться до предметов, а их заставляют держать руки на парте. Насколько эти учащиеся группы риска смогут выполнять то, что им велено, развивать в себе основные стили обучения или адаптироваться к превалирующему учебному стилю класса, настолько они станут успевающими учениками. И если они не смогут приспособиться, то вне зависимости от того, насколько они талантливы, они будут получать свои «двойки», пока учитель не адаптирует учебный план, совместные виды деятельности на уроке и способы тестирования. Труднее всего приходится ученикам с кинестетическим типом обучения. Классные комнаты не рассчитаны на необходимый им объем физической активности и уровень шума. А оставаться в покое эти дети не могут просто физически. У них не хватает терпения сидеть за ручкой и бумагой, а это – основное времяпрепровождение в классе.

Положение учеников аудиального типа несколько лучше, но и они не получают нужного им количества звуков, разве что в младших классах, где преподавание носит преимущественно аудиальный характер.

Ученики визуального типа попадают в затруднительное положение в классах, где учительница – аудиальщик и большую часть материала подает вербально, рассчитывая на устное восприятие. Дети визуального типа чаще всего не могут развивать в себе навыки восприятия на слух в уроки, соответствующие принятым требованиям. И, как правило, не успевают на таких уроках, если только заблаговременно не воспользуются каким-либо видом шпаргалок, текстом упражнения и т.д.


Ваш ребенок ‒ визуал, аудиал, кинестет или дигитал? Самое время выяснить это с помощью теста, подготовленного педагогом-психологом Екатериной Широковой! Ведь понимание типа восприятия ребенка помогает увеличить качество и скорость его обучения и развития.

Деление людей на основе ведущего канала восприятия предложил британский психолог Эдвард де Боно. Согласно этому подходу людей можно разделить на четыре категории:

    визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;

    аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;

    кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание, вкус и др.) и с помощью движений;

    дигитал - те, у кого восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Однако не следует думать, что доминирование одного канала означает слабость другого. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Ответьте на вопросы и узнаете, какой канал восприятия является основным у вашего ребенка, а также какие методы лучше использовать в общении с ним.

Вопрос 1 из 10

Какую игрушку (игру) ваш ребёнок предпочёл бы получить в подарок:

Аудиалы

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.