Зиккураты в уре и вавилоне. Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов

В третьем веке до нашей эры на территории, которую в наше время занимает Ирак, располагалось шумерское государство . В великом городе Уре Халдейском , был построен огромный зиккурат, который посвятили богу Луны Нанне. Зиккурат - переводится, как «гора», по сути, такое здание и является горой, соединяющей землю и небо.

Эти величественные сооружения из камня напоминали гору. Внутри такой постройки нет никаких помещений, лестницы снаружи ведут на вершину здания. Вот на самом верху и располагалось единственное помещение – святилище Нанны . Простым смертным вход в святилище был закрыт, туда допускались только жрецы для проведения религиозных ритуалов и жертвоприношений. Считалось, что бог луны проезжая на своем баркасе по небу, делает остановку в зиккурате. Жрецы приносили туда для него еду и различные напитки.

У шумерских народов луна очень почиталась. Этим они отличались от многих других народов, покланявшихся богам солнца. Жрецы с вершины зиккурата проводили исследования звездного неба . Когда зиккурат был действующим, между его террас росли цветущие кустарники и деревья, а стены выкрашивали в разные цвета. Форма сооружения плохо сохранилась, ведь шумеры использовали для постройки глиняные кирпичи, которые слабо выдерживали давление осадков и теряли свою структуру.


Зиккурат в Уре сохранился лучше других. На нем видны ступени и террасы. Историки предполагают, что Вавилонская башня выглядела, примерно, как зиккурат бога Луны . Этот великий зиккурат привели в порядок в XX веке, когда экспедиция из Британского музея очистила его от наслоений, которые образовывались на протяжении многих веков.

Примерно в это же время зиккурат был частично реконструирован. Во дворе зиккурата найдены остатки от былой роскоши от деятельности жрецов: глиняные таблички с торговыми сделками. Во всех письменах жрецы выступали от имени представителей лунного божества.

Зиккурат Ура, который был посвящен богу луны Нанне, представлял собой трехступенчатую башню монолитной кладки из сырцового кирпича. До наших дней сохранилась величественная нижняя терраса. В 60-е годы XX века она была реставрирована. Первоначально же зиккурат вздымался тремя монументальными уступами, лаконичными по объемам и четкими по силуэту. На верхней из террас находился небольшой храм - «жилище божества».

Массив нижней террасы был окрашен в черное - битумом, вторую облицовывал обожженный красноватый кирпич, третья терраса была побелена, а стены храма, может быть,покрывал снаружи слой синего глазурованного кирпича. Очевидно, расцветка имела символическое значение. На первую террасу, по фасадной ее стороне, ведут три лестницы, встречающиеся на высоте 15 м, где имеется небольшая площадка. Две из них примыкают к боковой плоскости платформы. Мерный ритм ступеней третьей средней лестницы, перпендикулярной к телу зиккурата, продолжается затем в лестничных маршах на вторую и третью террасы, создавая зрительное ощущение бесконечного пути в небесную высоту. Эта устремленность ввысь подкреплена вертикалями лопаток, мерно распределенных по поверхности платформы, а также легким наклоном боковых плоскостей.

В плане зиккурат имеет форму прямоугольника, боковые и задняя стороны которого слегка изогнуты наружу для придания сооружению еще большей массивности. Прямоугольный план его находится в органической связи с архитектурой более ранних храмов на платформах. Однако величественный зиккурат в Уре выражает еще более определенно идею могущества богов и обожествленного царя. Не случайно архитектурная композиция зиккурата оставалась неизменной в культуре Двуречья и даже Ирана многих последующих веков: она воплощала основополагающее начало всех древневосточных деспотий.

65. Комплексы дворцов Саргона II и Ашурбанипала.

Типичнейшим примером ассирийской дворцовой архитектуры является дворец конца 8 в. до н.э. царя Саргона II (Шappу-кена). Его резиденция в городе Дур Шаррукене (современный Хорсабад). Дворец, как и весь этот город, был построен по четкому плану за пять лет. Между 712 и 705 гг. до н.э. Дворец выстроен на краю города, на искусственной террасе, в четырнадцать метров высотой, из кирпича-сырца, облицованного каменными глыбами. Часть дворца, асимметрично размещенного в городской цитадели, выступала за городскую оборонительную стену и также была защищена крепостными башнями, стоявшими на равных расстояниях друг от друга. В комплекс дворца, общая площадь которого была десять гектаров, входило около двухсот помещений - парадных, приемных, служебных, жилых, хозяйственных, распределенных по шумерской традиции вокруг открытых дворов. Помещения были узкими, длинными и высокими. Имелись в нем также три храма с одним зиккуратом из семи уступов. В качестве несущих опор служили деревянные колонны с каменными базами. Входы перекрывали арки, а внизу, по сторонам проходов, были помещены по две монументальные скульптурные фигуры «шеду» - изображения богов - охранителей дворца в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями. Исполнены они в технике высокого рельефа, переходящего на передних частях фигур в круглую скульптуру. Построение и форма этих изваяний подчинены форме блока камня и системе кладки стены (на их спинах лежали блоки следующего ряда кладки входных арок).

Библиотека Ашшурбанипала - крупнейшая сохранившаяся библиотека древнего мира и вообще древнейшая из всех известных библиотек. Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) Служила также государственным архивом. После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине XIX века имело огромное значение для понимания культур Месопотамии и для дешифровки клинописи.












Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в XVIII-XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича-сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов Месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича-сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни - зиккураты. Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше - до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.

В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было «жилищем бога», который почивал в нем по ночам, иногда - в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий - все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.

Одним из самых известных и больших зиккуратов Месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в Уре - древнем городе, известном как «Ур халдеев», или «Ур Халдейский». По преданию, уроженцем Ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н.э.

Пик могущества Ура приходится на 2112-2015 года до н.э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь Урнамму прославился как великий строитель. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем Ура был бог Луны Нанна (вавилоняне называли его Сином). В его честь царь Урнамму на рубеже XXII-XXI веков до н.э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой Вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в Уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д.Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления Набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н.э.). Они повествовали о том, что башня, заложенная царем Урнамму и его сыном Шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь Набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он представлял собой трехступенчатую пирамиду. Основа его была сложена из кирпича-сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей Ура). Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2,5 м. Нижний ярус имеет в основании размеры 60 ? 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога Луны Нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя - черный, средняя - красный, а верхняя - белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей свидетельствует о высоком искусстве шумерских строителей.

И в самом деле, зиккурат в Уре - настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму - фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича-сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич-сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия были явно лишними. Зачем же они были нужны?

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется «фартук». Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя Набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил «Гигпарку» от завала ветвей. «Гигпарку» представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине Луны. Располагался он у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание оказалось заваленным ветвями? Деревья могли расти и в самом Гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя Урнамму не были покрыты кирпичной кладкой - на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых «висячих садов» Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

Если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

Общая высота «Горы бога», на вершине которой стоял храм Нанна, превышала 53 м. Во времена царя Набонида зиккурат был перестроен, вместо трех- он стал семиярусным и очень походил на описанную Геродотом Вавилонскую башню того же периода. Однако она до наших дней не сохранилась, так что сегодня, чтобы ее представить, достаточно вспомнить облик зиккурата в Уре. Несмотря на то что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его высокий холм и сегодня производит огромное впечатление на туристов.
http://vk.cc/4iS2PN

Если бы Вавилонская башня была бы не легендой, а сохранилась до наших дней, то она, вероятно, напоминала бы зиккурат в Уре. Это храмовое сооружение является самым ярким на сегодняшний день образцом древних башен-храмов, которые строили в долине Междуречья тысячи лет назад. И скорее всего, именно это сооружение, по мнению некоторых ученых-библеистов, и стало прообразом знаменитой библейской башни.

Зиккурат – самое величественное сооружение, оставшееся от древнего шумерского города-государства Ур, располагавшегося на землях нынешнего Ирака. Он был построен во время правления Третьей царской династии примерно за 2047 лет до н.э.

Сооружение представляет собой кирпичную башню-пирамиду, составленную из трех блоков-этажей, общей высотой около 30 метров, длиной 64 метра, а шириной 46. Наверх прежде вели три лестницы. В наши дни Саддам Хусейн, прежний правитель Ирака, затеял масштабную реконструкцию памятника, воссоздав монументальную лестницу и фасады здания, что вызвало неоднозначную реакцию в ученых кругах.

Все сооружения в Двуречье строились на каменной платформе. Постепенно эта практика переросла в создание зиккуратов. Самые известные из них находятся в Уре и Вавилоне. Они являет собой башню, в основании которой расположены многоступенчатые террасы. Из - за постепенного уменьшения террас, визуально их можно сравнить с несколькими башнями, наложенными друг на друга. Как правило, количество ярусов составляло 4, но встречались и семиярусные зиккураты. Принято было раскрашивать каждый ярус в естественные цвета. Кроме этого вокруг террас высаживали растения, которые сильно выделяли сооружение среди окружающих построек.

Иногда самую верхнюю башню выкрашивали в золотой цвет. На верхушке башни находился вход в святилище. Для обычного человека он, естественно, был закрыт. Как ни странно, внутреннее убранство святилища было довольно бедным. Вся обстановка ограничивалась ложе и золотым столом.

Часто, на вершине башни проводились астрономические наблюдения. По ним разрабатывался прогноз погодных изменений, которые влияли на экономическую обстановку государства. Есть даже предположение, что эти наблюдения стали началом науки астрологии.

Зиккурат в Уре

Этеменнигуру - самый известный зиккурат, расположенный в Уре и дошедший до современности. Город Ур известен с давних пор. По преданиям, тут родился Авраам. С 2112 года до н.э. Ур достигает вершины своего всемогущества. В это время царь Урнамму принимается за создание великолепного облика города. По его задумке создается зиккурат в честь Бога Нанна. Его размеры сравнимы с башней в Вавилоне. До наших дней он дошел практически в неизменном состоянии. В XIX веке это место начали активно изучать. Первым, кто исследовал зиккурат, стал английский ученый Басре Тейлор. Во время раскопок им была найдена клинопись, повествующая о создании зиккурата. Из клинописи выяснилось, что строительство закончилось только при последнем вавилонском царе Набониде. И именно он приказал увеличить количество ярусов до семи.

Долгое время ученые пытались создать наиболее вероятную реконструкцию зиккурата. Наконец им это удалось. Башня состояла из трех ярусов и являла собой некое подобие пирамиды. Изнутри зиккурат был построен из глины, а снаружи его обложили обожженным кирпичом.

В основании зиккурат имеет четырехугольную форму со сторонами 60 на 45 метров. Самые Верхние ярусы имеют меньшие размеры. Каждый ярус был прокрашен в свой цвет: белый, коричневый и другие. Общая высота зиккурата составляет 53 метра. Для подъема в святилище использовались три длинные лестницы.

Интересные факты

Когда ученые проводили подсчеты, очень часто результаты не сходились. Выяснилось, что мастера специально создавали неровные стены, дабы создать имитацию величия и могущества строения. Это говорит о высоком профессионализме мастеров того времени.

Особое внимание привлекают глубокие узкие пространства в стене. Внутри они заполнены многочисленными черепками. Выяснилось, что это была своеобразная система водоотведения. Долгое время ученые ломали голову над тем, откуда в зиккурат могла попасть вода. Археологи пришли к выводу, что влага поступала на террасы для полива произрастающих там растений.

Зиккурат в Уре со временем очень сильно пострадал. До нас он дошел в полуразрушенном состоянии. Но то, что от него осталось, восхищает и удивляет многих туристов.