Бурято-монгольская автономная социалистическая советская республика. О признании бурят-монгольского народа репрессированным Бурят монгольская автономная

Украинский и бурятский народы практически одновременно подпали под агрессию и поглощение Московским, а затем Российским царством, в середине XVII века. Истребление, порабощение, отъем исконных земель. Бурятам так же есть, что припомнить России.

«Бурятия праздновала 300-летие так называемого „добровольного присоединения“ к России в те же 1950-е годы, что и Советская Украина — триста лет „воссоединения“ с Россией. Это совпадение не случайно, потому что украинский и бурятский народы практически одновременно подпали под агрессию и поглощение Московского, а затем Российского царства, в середине XVII века. Архивные документы бесстрастно свидетельствуют о том, как Бурятия угнеталась сперва российскими захватчиками — комбатантами, затем армией чиновников, помещиков и налоговиков Российской империи».

Многое в этих историях на удивление похоже — у бурятов и украинцев, как ни странно, много общего, не только желто-синие цвета на национальном флаге, но и опыт борьбы с московскими империалистами. И конечно же, не обошлось без урезания земель, исконно принадлежавших бурятам, в пользу России. Эта политика шла не только при царях, императорах, белых атаманах и генералах, но и при советской власти.

Краткое описание проблемы

Новый освободительный этап бурятского народа начался одновременно с революцией в Российской империи — в 1917 году. Буряты массово создавали свои административно-территориальные единицы — аймаги (более крупные, сравнимые с областями Европейской части России), хошуны — сравнимые с волостями или районами, сомоны — местные общины. Такое разделение было традиционным для бурятов и соседних с ними народов.

Одним из первых, между прочим, в 1917 году был провозглашен Ангарский национальный аймаг, ныне находящийся за пределами Бурятии. О том, как получилось, что бурятские земли оказались за пределами собственно Бурятии, и будет наш краткий обзор.

Во время Гражданской войны здесь пролегали фронты не только между «красными» и «белыми», но и между «державниками» и «автономистами», между «казачьим сословием» и «инородцами» («туземцами»), между претендовавшими на верховную российскую власть и иностранными интервентами.

Ради достижения скорейшего перемирия РСФСР в 1920 году заключил договор с Японией, по которому, в частности, земли нынешней Бурятии были разделены между Российской Федерацией и Дальневосточной Республикой — примерно по реке Селенга.

Дальневосточная Республика (ДВР) уже в 1921 году объявила о создании на своей территории Бурят-Монгольской автономной области (Буряад Монгол Можо). Это земли к юго-востоку от Байкала, столицей была объявлена Чита (бур. Шэтэ-Хото), теперь — столица Забайкальской области РФ.

В свою очередь, в 1922 году РСФСР объявила о создании Монгол-Бурятской автономной области (Монгол Буряад Можо). Столицей был объявлен Иркутск (бур. Эрхэ-Хото) — теперь это столица одноимённой области РФ.

Уже этого упоминания достаточно, чтобы догадаться, что границы двух бурятских республик выходили тогда далеко за пределы сегодняшней Бурятии. Дальше мы увидим, как от этих земель методично нарезались кусочки и целые страны, чтобы разъединить бурятский этнос, а их территории надолго сохранить под колпаком «исконно российских владений Сибири».

После слияния РСФСР и ДВР начался объединительный процесс двух автономных областей — восточной, Бурят-Монгольской, и западной, Монголо-Бурятской — в единую автономную республику Бурят-Монголия.

Официально о его завершении было объявлено в 1923 году. Это стало, несомненно, прогрессивным шагом в истории бурятского народа, столетиями лишенного своей государственности.

Однако «под шумок» из обеих автономных областей (можо) прибрали районы, представлявшие интерес для центрального правительства России.

Вот как это было.

Ампутация от Бурятии восточных земель

При каждом новом преобразовании крупных и средних административно-территориальных единиц России — областей, краев, округов — от национальных автономий «при случае» и под нейтральным поводом отрезали земли.

Сначала рассмотрим, куда делись земли Восточной Бурятии.

Процесс обезземеливания бурятов начался еще в составе ДВР, при территориальном размежевании хошунов и сомонов.

На словах критикуя «белых», вводивших в Бурятии сегрегацию (поселения бурятов и русских при атамане Семенове входили в разные уезды, даже если располагались чересполосицей), дальневосточные «красные» быстро взяли ту же технику себе на вооружение. Перекраивание провозглашенных в 1917 границ привело к тому, что ни один аймаг Бурят-Монгольской области не имел цельной границы, а представлял анклав, окруженный со всех сторон казачьим землевладением.

Цельные границы удерживали за собой только хошуны, но и те стремительно сокращались и в количестве, и в диаметре. Так, если в 1917-1921 — до создания Бурят-Монголии ДВР — в 4 аймаках насчитывалось 25 хошунов, то к концу 1922 года осталось всего 10. Если рядом находились два хошуна по соседству, то их объединяли, но при этом «уточняли» территорию так, чтобы общий диаметр сокращался в разы. Заодно уменьшался удельный вес бурятских органов самоуправления в системе принятия решений.

Бурятия в нынешних границах и с забраными землями

«Освобожденные» от бурятского контроля земли составили, вместе с казачьими владениями, две области ДВР — Прибайкальскую и Забайкальскую, которые после ликвидации ДВР были переименованы в соответствующие губернии. Уже тогда многие «бурят-монголы» оказались за пределами Бурят-Монгольского Можо.

В том числе, выведены из-под контроля восточной автономии такие ключевые города, как Верхнеудинск (бур. Улан-Удэ) и Чита (бур. Шэтэ Хото). Они теперь стали губернскими городами, как до революции. За пределы Бурят-Монголии ушли целые волости, издавна населенные бурятами-эхиритами — в наше время это Шилкинский, Акшинский, Кыринский и Улётовский районы Забайкальского края.

Затем в 1926-27 последовало преобразование Дальневосточной области в Дальневосточный край, и снова были ликвидированы два хошуна (Хоацайский и Хилоко-Бурятский). Поскольку открыто отрицать право бурятов на самоопределение тога еще не отваживались, ликвидированные хошуны, после очередного урезания, были провозглашены «национальными районами», но уже в составе чисто русских образований — Читинского округа и Дальневосточного края, куда он входит.

В 1930, в связи с созданием Восточно-Сибирской области, округа были упразднены, а районы и хошуны переданы непосредственно в управление облсовета. Тот, ссылаясь на трудности управления разрозненными единицами, продолжил «объединение». В 1931 году Хоацайский и Хилоко-Бурятский национальные районы были объединены в Хилоко-Хоацайский район с центром в Могзоне, а в 1932 году был упразднен Хилокский район, территория которого вошла в состав Хилоко-Хоацайского, Петровск-Забайкальского и Красноярского районов.

Так национальная территория восточных бурятов оказалась сокращенной сразу в три раза. Первая столица Бурят-Монголии теперь не только выделилась из бурятских земель, но и отгораживалась от них все новыми русскими районами.

Наконец, в 1938 году все национальные районы и сельсоветы были попросту ликвидированы — по всему СССР, а деятелей, осмелившихся подвергнуть эту фактическую ликвидацию малого национального самоуправления форм, попросту расстреляли за «национализм».

В мае 1923 года Бурят-Монгольская АО вместе с Монголо-Бурятской АО были объединены в одну Бурят-Монгольскую АССР. Каждая половинка «Большой Бурятии» при воссоединении была лишена своей части, которая так и осталась теперь в руках великорусских провинций.

Более того, в 1937 году от самой АССР отрезали три аймака — один, Ононский, без всяких объяснений преобразовали в «русский» район, а затем на всякий случай разделили между соседними районами. Два других — Агинский и Улан-Ононский — включили в состав вновь созданной Читинской области на особых правах — как Агинский Бурят-Монгольский национальный округ-тойрог (АБМНО).

Уже в 1941 году один из двух аймаков тойрога располовинили и вывели земли в состав ненациональных районов Читинской области. А в 1948 и вовсе ликвидировали районы внутри тойрога, морально готовя Агинскую автономию — жалкий кусочек земли, оставшийся от некогда обширной Бурят-Монголии — к превращению в национальный район. Эти действия вызвали тревогу дружественной СССР Монголии, и в 1951 ликвидацию автономии отложили.

Состоящий всего из 3 районов Агинский округ сделал последнюю попытку самоопределения уже после распада СССР — в 1994 году он подписал новый федеральный договор с РФ, в результате которого вышел из состава Читинской области. Впрочем, ненадолго. В 2008 году правительство РФ «объединило» тойрог с областью, образовав из них новую федеральную единицу — Забайкальский край.

Три района Восточной Бурятии, пользовавшиеся призрачным правом на национальное самоуправление, были лишены и этой иллюзии. В то время как еще 9 районов того же края попали в район русификации еще ранее, как было описано выше, всеми мыслимыми правдами и неправдами.

Ампутация от Бурятии западных земель

Теперь рассмотрим, куда отошли земли Западной Бурятии. Здесь, напомним, в 1922 году была образована Монголо-Бурятская автономная область (можо). Имея столицей Иркутск (бур. Эрхүү Хото), автономия с самого начала вынуждена была делить облцентр с более крупной Иркутской губернией.

Автономия состояла из 5 аймаков, изначальное количество хошунов в которых — 34 — за полгода сократилось до 29. Как и в Восточной Бурятии, в западной части сокращения проводились под лозунгом оптимизации, но каждый раз сопровождались сужением их территории. Монголо-Бурятию «готовили» к воссоединению с Бурят-Монголией, «избавляя» её от «ненужных» территорий.

При создании АССР в ее состав не вошли ни Иркутск с прилегающим Иркутским районом, ни Ангарский аймаг — первый центр бурятского автономизма, всего — 6 современных районов Иркутской области.

В 1923 году объединенная АССР имела 72 хошуна, а на 1926 — только 32 хошуна. Территория объединенной Бурят-Монголии продолжала «таять», под видом дробления и разукрупнения аймаков.

В 1937 году Аларский, Боханский и Эхирит-Булагатский (без байкальского побережья) аймаки Бурят-Монгольской АССР были «преобразованы» в Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ и выделены из автономии, включены в состав новообразованной Иркутской области. А Ольхонский аймак и вовсе превращен в ненациональный район и передан той же области.

Созданный таким хитрым образом «корридор» оторвал бывшую Монголо-Бурятию от АССР, и по современному делению насчитывает в своем составе 9 районов Иркутской области. Оставшиеся в Усть-Ордынском тойроге аймаки были поделены на 6 районов, при этом в последующие годы с помощью постоянных преобразований из состава анклава были выведены еще два района.

Наконец, вышедший в 1994 году из состава Иркутской области Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в 2008 году вновь включен в состав Иркутской области, из его названия убрано слово «автономный», дабы поставить бурят на место.

Эвенкский вопрос

Отдельного рассказа заслуживает нахождение в Бурятии части земель эвенков. В основном, это земли хамниган — подгруппы эвенков, в давние времена подпавших под культурное влияние бурятов и в значительной степени ими ассимилированных.

Сознавая (и во многом испытав на собственном примере) важность сохранения национальной самобытности, правительство АССР в первые же годы своего существования выделило обширные участки под национальные аймаки, хошуны и сомоны — всего 173 8 км², что составляет без малого половину всей современной Бурятии.

Национальные автономии эвенков в Бурятии существуют и до сих пор — несмотря на то, что, как мы видели выше, автономия самих бурятов в советские годы неуклонно сжималась в размерах.

В те же годы в соседней Читинской области существовала схожая по структуре автономия эвенков — хамниганов и ороченов, сложившаяся к 1930 году из ряда разрозненных «туземных районов» в отдельный Витимо-Олёкминский округ — площадью 209 800 км². Уже в 1938 году эта автономия была ликвидирована в приказном порядке.

Мы считаем, что в будущем земли ликвидированной Витимо-Олёмкинской автономии эвенков могли быть включены в состав «Большой Бурятии». Природа этих земель — как ландштафтная, так и этнографическая — весьма схожа с условиями, существующими в Северной Бурятии.

Группы эвенков и бурят, проживающих в обеих территориях, родственны между собой и ведут сходный образ жизни. Кроме того, достаточно взглянуть на карту и мы увидим — «Бурятская Эвенкия» прямо связывает Витимо-Олёкминский край с «Большой Эвенкией».

Следует упомянуть, что Эвенкийский автономный округ, созданный тоже в 1930 году, смог надолго пережить Витимскую автономию, однако в конечном итоге его постигла та же судьба. Уже в правление нынешнего режима в РФ, в 2007 году, этот округ был присоединен к Красноярскому краю и лишен всякой автономии, даже бумажной.

За исключением Якутии, где существуют автономные районы эвенков, и Китая, где также уделяется внимание существованию национальных округов для эвенков, Бурятия остается одной из немногих стран, в которой эвенки чувствуют себя полноценными гражданами, а не гостями на собственной земле.

Земельные утраты

За все время преобразований «за бортом» Большой Бурятии осталась территория нынешних 15 районов Иркутской области и 14 районов Забайкальского края.

Отойдя от абстракций, таких как районы, хошуны, аймаги (чьи территории часто изменяются), перейдем к точным цифрам.

Современная, «Малая» Бурятия насчитывает — 351 334 км² площади.

На западе у Бурятии отняли земель: под видом изолированной автономии (Агинский тойрог) — всего 19 592 км², тогда как просто отобрано от бурят и передано русским провинциям 121 тысяча км². Сложив цифры, получим = 140 592 км² утерянных земель на западе.

На востоке у Бурятии обманом под видом автономии (Усть-Ордынский тойрог) отобрано — 22 138 тыс. км², и значительно больше — 152 тысячи км² — просто передано в русские провинции. Итого утрачено земель на востоке = 174 328 км².

Сложив земли на востоке и западе, утраченные Бурятией в разные годы благодаря проворству советских и российских чиновников, получим 314 920 км², что сравнимо с территорией всей оставшейся Бурятии.

Если же считать законными претензии «Большой Бурятии» и на земли родственных эвенков-хамниган уничтоженной Витимо-Олёкминской автономии (209 800 км²), то вместе площадь отсоединенных земель, находящихся в «исконно русских» провинциях Сибири и Дальнего Востока, даже превышает площадь самой современной Бурятии.

Политические акценты

Воссозданное после многовекового порабощения собственно бурятское государство — пусть и в форме автономии, в рамках семьи формально равных «братьев»-народов России, Бурят-Монгольская АССР была подлинно успешным экспериментом.

Несмотря на накопившиеся столетиями взаимные претензии колонистов и туземцев — по сути, эксплуататоров и эксплуатируемого коренного населения — первой команде советских руководителей Бурятии удалось создать на своей территории такой порядок, при котором русские и буряты жили в постоянном мире.

Цена этого, правда, достигалась слишком дорогим путём — выделением района за районом, земли за землёй для русского населения. И эта цена оказалась не только непомерной, но и напрасной.

В 1937 году руководство Бурят-Монгольской АССР попробовало протестовать против отторжения земель с востока и запада, создания из Бурятии трех изолированных анклавов по обе стороны Байкала. Реакция советской империи была молниеносной.

Руководство было вызвано в Москву, так сказать, для консультаций и там расстреляно. Перед смертью НКВД выбило из приговоренных к смерти бурятов «сознание» в том, что они планировали оторвать АССР от СССР и создать здесь «Панмонгольское государство под протекторатом Японии».

Однако полностью подавить сопротивление бурятов — подчас тихое и скрытное, но весьма эффективное — не удалось даже всемогущему НКВД. В 1940 году Сталин начал с бурятами новую игру — пообещал им особый статус, сравнимый с республиками СССР. В качестве подтверждения своих намерений он пригласил единственную из десятков автономий РСФСР на парад союзных республик в Москве.

В планах Сталина действительно было еще большее упрочение формального статуса Бурят-Монголии, но ценой кровопролитной войны за соседнюю Монголию. Бурятам отводилась в этих планах та же роль, что карелам («карело-финнам») в войне против Финляндии.

Напомним, что Сталин выделил Карело-Финнскую ССР как отдельную единицу, намереваясь с помощью этой декорации упрочить свои политические права на Финляндию. После налаживания отношений с Финляндией после войны, советское руководство тихо лишило карелов «союзного» статуса, снизив уровень страны обратно до автономии — больше в услугах «карело-финнов» Кремль не нуждался.

Нечто похожее происходило и с Бурят-Монголией. С той лишь разницей, что Монголия сохраняла дружественные отношения с СССР и на любые провокации Кремля отвечала такой покорностью, что завоевывать ее не было смысла. Тем не менее, призрак «Бурят-Монголии» всегда маячил над режимом Чойбалсана, вздумай тот оступиться. Обвиняя бурятских руководителей в «панмонгольских планах», Сталин фактически приписал им собственные несбывшиеся замыслы.

В послевоенное время, с установлением в Монголии лояльного режима Цеденбала, полностью зависимого от Москвы, с одной стороны, и началом независимой политики КНР, начавшей кампанию претензий на «Внешнюю Монголию», советское руководство решило убрать слово «монгол» из своего внутреннего словаря. Дабы не оттолкнуть руководство МНР и лишний раз не раздражать руководство КНР. Так объясняется то, что в 1959 году «по просьбе бурятов» АССР из Бурят-Монгольской переименована просто в Бурятскую.

Само по себе выделение самостоятельного имени автономии явилось прогрессом, бурят наконец-то перестали использовать в геополитических играх в Центральноазиатском регионе.

Вместе с тем, однако, пропал интерес к Бурятии как национальному явлению, и дробление ее территории продолжилось — теперь уже исходя не из геополитики, а из хищнического аппетита к богатейшим природным ресурсам Бурятии.

Для советских главков было неприемлемо, чтобы буряты даже в виде обрезанной автономии имели право вето на Байкал.

Ситуация повторилась в 2006-2007 годах, на новом этапе «закручивания гаек» уже в постсоветской, путинской России. Тогда под надуманным предлогом, используя на всю мощь обман, подкуп, запугивание и пропаганду, Кремлю удалось не только остановить процесс воссоединения «трех Бурятий» (центральной республики, а также Агинского и Усть-Ордынского тойрогов), но и довести дело до фактической ликвидации двух из них. Агинская и Усть-Ордынская автономии слились с Читинской и Иркутской областями на правах каких-то районов «со специальным статусом», статус этот не работает и спустя скоро десять лет после начала политической аферы.

Бурятия и земли других народов Сибири

Геополитическое будущее территории, унаследованной Кремлем от РСФСР, неясно и многовариантно. И если одни видят в скором будущем «воссоединение» всех советских, а то и романовских земель, то другие уже рисуют катастрофические сценарии, самым безболезненным из которых является «парад суверенитетов» народов и народностей, являющихся коренным или укоренившимся населением Евразии.

В случае подобного сценария вопрос о воссоединении «Большой Бурятии» станет во всей остроте. Выход бурятов к своим естественным границам жизненно необходим бурятам. Это получение границы с Китаем на востоке (полу ликвидированная автономия Агинский тойрог), полный контроль над границей с Халха-Монголией, выход на границу с Казахстаном через установление прочных связей с другими республиками монгольского мира — близкими по духу и культуре Хакассией, Алтаем и Тывой. Всё это становится вопросом выживания Бурятского государства, если оно возникнет в будущем.

Другой важный момент — это плотные, дружественные отношения с эвенками, которые образуют на севере Бурятии и дальше на север гигантский по территории конгломерат. Эвенки могут стать связующим звеном для Бурятии с самыми богатыми, в потенциальном будущем, республиками бывшей РСФСР — Ненецией и Югрой.

А также важным связующим звеном с соседней Саха-Якутией, которая в условиях самоустранения слабого имперского аппарата уже накопила свой уникальный опыт управления «труднодоступными» с точки зрения европейцев территориями, наладила взаимодействие больших и малых народов на своей территории.

Все названные страны в силу своего географического положения будут играть важную роль в торговле, транспортировке энергоресурсов, коммуникаций, а также, вероятно, в военном сотрудничестве.

Также для Бурятии важно вовремя определиться в отчетливо наступающем всемирном кризисе. Стоять ли им, как сейчас, по инерции на страже разваливающейся, но агрессивной империи?

Поставлять ли своих солдат на «пушечное мясо» в далекой Украине, послушно следуя чуждым интересам? Или использовать свой интеллектуальный, культурный и даже оборонный потенциал для выстраивания собственной игры? Хотелось бы, чтобы бурятская элита и активные массы поскорее задумались о втором варианте, как альтернативе. В этом случае Бурятии уготовано место в союзе действительно свободных — освобожденных собственными руками — народов и государств Азии.

Предисловие АРД: Год назад в республике торжественно отметили 90-летний юбилей. За пышными празднествами последовали будни. Открытый еще недавно с помпой Центральный стадион теперь хотят передать Бурятскому госуниверситету - у республики на него денег нет. Команда “Хара морин”, еще недавно представлявшая Бурятию на высшем уровне, уехала в Севастополь. Распрощалась с мечтами о профессиональной лиге футбольная “Селенга”. Банкротятся предприятия, сокращаются рабочие места...Некоторые журналисты и вовсе дописались до того, нужна ли нам республика? Не присоединиться ли нам к Иркутску или Чите? Но - государственность - это не только финансовая состоятельность региона, эффективность управленческого аппарата и строительство дорогостоящих объектов, которые в итоге не на что содержать...

«Уступая требованиям населения»…

В октябре 1922 года из Приморья были изгнаны белогвардейцы и интервенты, советская власть установлена и отпала необходимость в существовании Дальневосточной республики. 14 ноября 1922 года Народное Собрание ДВР вынесло решение о вхождении Дальневосточной республики в состав РСФСР. 16 ноября 1922 года постановлением ВЦИКа республика была объявлена нераздельной составной частью РСФСР.

Областное управление Бурят-Монгольской автономной области ДВР 14 ноября 1922 года постановило о передаче власти Бурят-Монгольскому революционному комитету: «Уступая требованиям населения, выраженным в резолюциях аймачных съездов трудящихся и в постановлении общественных представителей Буравтообласти, собравшихся в Чите, Бурмонавтоупр самораспустился и передал всю принадлежавшую ему власть образованному указанным постановлением Революционному комитету Бурят-Монгольской автономной области».

Вот как пишет о тех годах М.Н. Ербанов, выдающийся политический деятель в истории бурятского народа: «Будучи Председателем БурЦИКа, мне пришлось, под руководством партии, проводить всю подготовительную и организационную работу по созданию автономных областей в Сибири (в РСФСР) и в ДВР, совместно с Бурят-Монгольским ревкомом в Чите, а впоследствии, в 1923 году, Бурят-Монгольской АССР».

8 декабря 1922 года в ВЦИК, Наркомнац, Наркоминдел, Сибревком и Дальревком была представлена докладная записка о необходимости объединения автономных областей и образования Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики.

Таким образом, должно ликвидироваться искусственное, вызванное условиями военного времени, разделение бурятского народа в административном отношении, а также должны сконцентрироваться материальные и культурные силы. Формой национального самоопределения бурят избиралась автономная советская республика.

20 декабря 1922 года Народный Комиссариат по делам национальностей признал необходимость объединения автономных бурят-монгольских областей, а также решил создать особую комиссию для определения территориальных границ и формы объединения. На основании решения Наркомнаца эта комиссия разработала проект границ будущей автономной республики, который был представлен на рассмотрение Сибирского и Дальневосточного бюро ЦК РКП(б).

Всю полноту власти - ревкому Бурреспублики

1. Объединить в одну Автономную Бурят-Монгольскую Советскую Социалистическую Республику автономные области бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока с центром в городе Верхнеудинске.

2. Специальной комиссии в составе представителей Сибревкома, Дальревкома и автономных областей бурят Сибири и Дальнего Востока под председательством представителя Народного Комиссариата по делам национальностей поручить определение точных границ образуемой республики бурят, которые должны быть представлены на утверждение ВЦИК не позже 1 августа 1923 г.

3. До созыва I съезда Советов полноту власти в новой республике предоставить ревкому.

Президиум ВЦИКа предложил комиссии по определению границ республики взять за основу проект, выработанный исполкомом и ревкомом бурят-монгольских автономных областей. Ревком Бурят-Монгольской АССР был обязан организовать центральные органы управления республики и созвать I съезд Советов БМАССР. Параллельно готовится проект «Положения» Бурят-Монгольской АССР.

На совещании, созванном из представителей руководящих органов автономных областей Сибири и Дальнего Востока, было решено создать революционный комитет Бурреспублики, принимающий на себя с 1 августа 1923 года всю полноту власти до созыва I съезда Советов БМАССР. В состав ревкома вошли М.Н. Ербанов - председатель, М.И. Амагаев - заместитель председателя, члены В.И. Трубачеев, М.Д. Берман и др.

24 июля 1923 года была послана ВЦИКу и ЦК РКП(б) телеграмма, в которой Бурисполком Сибири и Бурревком Дальнего Востока ходатайствовали о следующем.

1. Всю полноту власти на территории объединенных в республику областей передать с первого августа ревкому Бурреспублики, который к этому времени должен был опубликовать декларацию к населению областей.

2. Областные органы управления с момента передачи власти ревкому реорганизовать в наркоматы.

3. Ревком Бурреспублики сохранил бы тесную деловую связь с Сибревкомом и Дальревкомом путем непосредственных сношений с последними, наркоматы же Бурреспублики сносились бы с краевыми органами только через ревком республики.

4. Все прежде изданные постановления Сибревкома и Дальревкома оставались бы в силе на территории Бурреспублики вплоть до пересмотра их ревкомом Бурреспублики и отмены центром по ходатайству последнего.

25 июля 1923 года была получена телеграмма из ЦК РКП(б), в которой сообщается, что ЦК санкционирует эти предложения.

На территории БМАССР было решено образовать аймаки

31 июля 1923 года состоялось первое заседание революционного комитета Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики. Ревком вынес постановление о принятии полноты власти с 1 августа 1923 года в объединенных автономных областях бурят Сибири и Дальнего Востока, в связи с чем Бурисполком Сибири и Бурревком Дальнего Востока подлежали роспуску, а прочие областные органы Бурисполкома Сибири и Бурревкома Дальнего Востока реорганизованы в соответствующие наркоматы республики.

Бурревком Дальнего Востока этим постановлением был реорганизован в представительство ревкома Бурят-Монгольской республики на Дальнем Востоке. Аймачные исполкомы, находившиеся в подчинении Бурисполкома Сибири, непосредственно подчинялись ревкому и наркоматам республики, а аймачные ревкомы, находившиеся в подчинении Бурревкома Дальнего Востока, подчинялись ревкому и наркоматам республики через представительство ревкома.

На этом же заседании ревкома было принято «Временное положение» о государственном устройстве БМАССР, назначены народные комиссары и члены коллегий народных комиссариатов.

В августе 1923 года в Верхнеудинске состоялось объединенное заседание ревкома БМАССР, Президиума Прибайкальского губисполкома и комиссии ВЦИКа по определению границ БМАССР при участии наркомов республики и заведующих отделами Прибайкальского губисполкома. На этом заседании передачу аппарата Прибайкальского губисполкома ревкому республики было решено закончить к 10 сентября.

9-11 сентября 1923 года было проведено совещание работников ревкома республики, Прибайкальского губернского исполкома, председателей уездных и аймачных исполкомов и секретарей уездных и аймачных комитетов РКП(б) для установления тесной связи с местными органами власти и ознакомления их с очередными задачами в связи с организацией Бурят-Монгольской республики.

На территории БМАССР было решено образовать аймаки Тункинский, Эхирит-Булагатский, Боханский, Аларский, Хоринский, Троицкосавский, Баргузинский, Агинский и Верхнеудинский уезд. Аймаки делились на хошуны, а уезд - на волости.

В сентябре 1923 года был закончен переезд учреждений и организаций бывших автономных областей из Иркутска и Читы в Верхнеудинск. По постановлению ЦК партии в этом же месяце было создано Бурят-Монгольское областное бюро РКП(б). Секретарем областной партийной организации был избран В.И. Трубачеев.

12 сентября 1923 года ВЦИК утвердил «Положение о государственном устройстве БМАССР», по которому Бурят-Монгольская республика входила в состав РСФСР как ее федеративная часть с центром в городе Верхнеудинске.

В «Положении» указывалось, что аппарат государственной власти БМАССР организуется согласно Конституции РСФСР из местных Советов, их съездов и исполкомов, Совета Народных Комиссаров и Центрального Исполнительного Комитета.

Для управления делами БМАССР учреждались народные комиссариаты: автономные - внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия; директивные - труда, финансов, совет народного хозяйства, рабоче-крестьянская инспекция. Кроме того, были созданы Бурят-Монгольский военный комиссариат, непосредственно подчиненный ближайшему окружному военному комиссариату; орган уполномоченного ГПУ РСФСР при Народном комиссариате внутренних дел Бурреспублики и статистическое управление при СНК БМАССР, действующее по директивам ЦСУ РСФСР.

Бурятский и русский языки являются, как указывалось в «Положении», равноправными на территории Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики.

Постановлением ВЦИКа от 3 октября 1923 года Прибайкальская губерния была упразднена, и большая часть ее вошла в состав Бурят-Монгольской автономной республики.

Президиум ВЦИКа 12 декабря 1923 года утвердил решение комиссии ВЦИКа по установлению границ Бурят-Монгольской АССР. В состав БМАССР из Прибайкальской губернии были включены: Баргузинский уезд полностью, из Верхнеудинского уезда - 22 волости, из Троицкосавского уезда - 11 волостей.

Из оставшихся не включенными в состав БМАССР волостей Верхнеудинского и Троицкосавского уездов Прибайкальской губернии был образован Петровский уезд Забайкальской губернии с центром в городе Петровск-Забайкальский.

Из Читинского уезда Забайкальской губернии в состав БМАССР были включены волости Погромнинская, Романовская и часть Беклемишевской. Были определены также границы Агинского аймака.

Съезд, который имел историческое значение

4 декабря 1923 года открылся I съезд Советов Бурят-Монгольской АССР, на котором были заслушаны доклады о деятельности революционного комитета БМАССР, народных комиссариатов внутренних дел, земледелия, просвещения, здравоохранения и финансов. Съезд сформировал Центральный исполнительный комитет БМАССР.

В протоколе № 1 от 10 декабря 1923 года заседания I-й сессии ЦИК БМАССР значатся решения о передаче власти Ревкомом ЦИКу, о выборе Президиума из 7 человек и утверждении Совета Народных Комиссаров БМАССР. Председателем ЦИКа БМАССР был избран М.И. Амагаев, председателем СНК - М.Н. Ербанов, кроме того, назначены народные комиссары и их заместители, образованы комиссии и комитеты при Совнаркоме и наркоматах.

Таким образом, в декабре 1923 года была окончательно политически и территориально сформирована республика, создание которой имело большое историческое значение для бурятского народа.

Н. Сороковикова, начальник Научно- информационного центра ГБУ «Государственный архив РБ»,

26 сентября 2012 года исполнилось 75 лет со дня трагического раздела Бурят-Монгольской АССР.

Образованная в 1923 году Бурят-Монгольская АССР в составе СССР стала бурно развиваться, становясь одной из передовых республик Советского Союза. В 1936 году за большие достижения в строительстве социализма бурят-монгольская делегация была приглашена правительством СССР и лично товарищем И. Сталиным на торжественный прием в Москве. Многие члены делегации были удостоены высоких правительственных наград СССР. В своем выступлении Сталин назвал 1-го секретаря Бурят-Монгольского обкома ВКП (б) Михея Ербанова восточным орлом.

На одной из самых известных фотографий этого приема запечатлена маленькая девочка - Геля Маркизова из далекой Бурят-Монголии на руках у Сталина. Впоследствии этот снимок растиражировали в миллионах экземпляров, сделав знаменитый плакат с символичным названием «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!».

Но судьба Гели Маркизовой во многом оказалась схожей с судьбой республики.

Отца вскоре репрессировали и расстреляли; мать с детьми бежала в Среднюю Азию, но вскоре была убита неизвестными - убийц никто и не искал. А девочку на плакате переименовали в узбечку Мамлакат.

Также и весь бурят-монгольский народ был обвинен в пресловутом «панмонголизме» и в 1937 году без какого-либо согласования с местными органами власти, то есть антиконституционно центральные власти разделили территорию республики на 5 частей , т.е. собственно на республику Б-М АССР, два бурятских округа, - Усть-Ордынский и Агинский и 2 района - Ольхонский и Улан-Ононский (Ононский), переданные Иркутской и Читинской областям. Таким образом у республики было отторгнуто 40% ее территории.

Рисунок из издания "История Бурятской АССР", том 2, 1959г.

Надо сказать, что бурят-монгольский народ одним из первых в СССР подвергся жестоким жерновам репрессий. Как констатирует выдающийся русский писатель А.Солженицын, в своей книге «Архипелаг Гулаг», что только «в 1929 году из-за восстания репрессировано и расстреляно 35 тысяч бурят-монголов». Около 20 тысяч ушедших от репрессий бурят-монголов расстреляно тройкой НКВД в МНР. А в тридцатых годах репрессирован и уничтожен весь цвет бурят-монгольской нации - почти вся бурятская интеллигенция и руководство республики, а также духовенство. Многие бурят-монголы, обвиненные в пресловутом «панмонголизме», репрессированы и депортированы на Колыму, в Красноярский край, Норильск, Семипалатинск и т.д.

Что это, как не геноцид, в результате которого небольшой по численности (в тридцатых годах бурят-монголов было всего лишь 225 тысяч), бурят-монгольский народ потерял почти половину своего населения. А разделение народа на 5 частей привело к вырождению бурят-монгольского языка и национальной культуры.

Вследствие этого бурят-монгольский народ стал коренным меньшинством на своей родной земле.

Вскоре народ потерял и свое имя - в 1959 году по указанию московского правителя Никиты Хрущева убрали монгольскую часть в названии республики и нации. Бурят-монголы стали просто бурятами.

Политика ассимиляции бурят-монгольского народа шла под видом промышленной индустриализации республики. Начали строить заводы, в основном военного значения, с притоком рабочей силы из других городов.

Помню, что в 50-60-х годах специально вербовали рабочих со всей страны в Бурят-Монголию и семьями селили их в улусы.

После всех этих мер, как и следовало ожидать, бурятский язык признан ЮНЕСКО исчезающим.

Представители бурятского народа неоднократно обращались в высшие инстанции СССР и России о реабилитации бурят как репрессированного народа. Например, в августе 1990 года ветераны ходатайствовали перед Москвой, а также молодежь Бурятии о реабилитации репрессированного бурятского народа. Но, тщетно. Москва остается глухой к чаяниям бурятского народа о воссоединении раздробленного бурятского этноса. Но тогда удивляет то, почему якуты реабилитированы, тогда как их не разделяли территориально, как бурят. И у них не было такого страшного геноцида как у бурят?

Да, действительно, почему в таком случае, не реабилитируется, как репрессированный, бурятский народ? С другой стороны, все ложно обвиненные граждане в пресловутом «панмонголизме» реабилитированы? В таком случае почему же оклеветанная в «панмонголизме» сама республика не реабилитирована, тем более есть закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» (в ред.Закона РФ от 01.07.93 № 5303-1).

Вот что гласит этот закон: «По реабилитации репрессированных в годы советской власти народов, которые подверглись геноциду и клеветническим нападкам» .

Статья 1 - «Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов».

Статья 2 - … «репрессированными признаются народы, в отношении которых по признакам национальности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся насильственным перекраиванием национально-территориальных границ».

Да, действительно, бурят-монгольский народ на государственном уровне был оклеветан («панмонголизм») и над ним был совершен геноцид. К тому же без согласия бурят-монгольского народа произошло кощунственное перекраивание национально-территориальных границ, что противоречило конституции БМАССР.

Значит, исходя из 2-й статьи, которая гласит, что перекраивание национально-территориальных границ, это репрессивный акт, то нет никакого сомнения в том, что бурят-монгольский народ подвергся репрессии и подлежит реабилитации.

Статья 3 : «Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством».

Статья 4: «Не допускается агитация или пропаганда, проводившего с целью воспрепятствованию реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке».

Да, действительно, тогда почему же Москва не решает давно уже назревшего вопроса о реабилитации репрессированного бурятского народа?!

Статья 6 : «Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявление правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения» .

Да, действительно, объединением Усть-Орды с Иркутском и Аги с Читой нарушен закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» , тогда как по справедливости надо было бы реабилитировать репрессированный бурятский народ и восстановить его территориальную целостность, о чем говорится в законе, к тому же это было бы и как укрупнение регионов. И это было бы по справедливости и закону. Так что по всем параграфам закона Российской Федерации «О репрессированных народах», бурятский народ является репрессированным народом и подлежит реабилитации.

Правительство Республики Бурятия и ее глава В. В. Наговицын должны принять все меры по реабилитации репрессированного бурятского народа и Республики Бурятия.

Бакалин Васильев, ветеран труда. Улан-Удэ, сентябрь 2012 года.

Сейчас только старшее поколение помнит о том, что раньше наша республика носила другое название. Март 1958 года. Бюро обкома партии обсудило вопрос о переименовании республики в Бурятскую АССР.

Рассмотрев записку группы научных работников Научно-исследовательского института культуры о переименовании республики в Бурятскую АССР и учитывая пожелания трудящихся по этому вопросу, бюро Обкома КПСС постановляет:

  1. Считать правильным и научно обоснованным переименование Бурят-Монгольской АССР в Бурятскую Автономную Социалистическую Республику.
  2. Утвердить проект записки в Центральный Комитет КПСС.

Об этом гласит протокол заседания.

Есть разные версии того, что послужило основанием этому переименованию. Первая версия времен СССР - за годы Советской власти коренная народность сложилась в бурятскую социалистическую нацию.

Фото: etomesto.ru. Карта Бурят-Монгольской АССР 1930 г.

Первая версия - Румянцев «за»

Через 10 дней в постановлении Верховного Совета уже Бурятской АССР говорилось, что это произошло в соответствии с пожеланиями бурятского народа, всех трудящихся республики по ходатайству Комитета КПСС и Президиума ВС республики. Этому предшествовала записка, подготовленная по заданию первого секретаря Бурят-Монгольского обкома партии Александра Уладаевича Хахалова. По современным понятиям, он был главой республики. Записку подготовила дирекция Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. Сейчас это Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

До этого в дирекцию этого института поступили две записки от ученых-историков Бимбы Доржиевича Цыбикова и Георгия Никитича Румянцева. Однако в основу институтской записки, которая попала на стол партийных боссов, вошли положения, высказанные Румянцевым. Он утверждал, что на бурятской территории нет монголов, при этом признавал бурят одним из монгольских народов.

Сам Георгий Никитич кроме монгольского языка, бывшего для него основным, изучал также маньчжурский и тибетский. В Улан-Удэ он приехал из Ленинграда в 1939 году по приглашению Бурят-Монгольского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Работал в нашей республике 27 лет. За эти годы подготовил и издал большое количество научных трудов по разным проблемам бурятоведения и монголоведения.

Вторая версия - Цыбиков «против»

Бимба Цыбиков, выступая за сохранение названия «Бурят-Монголия», обосновал ошибочность переименования республики. Он отмечал этническую и языковую общность монголов и бурят. Писал, что в состав бурят-монгольского народа в XVII - XVIII веках вошли многочисленные племена и роды - выходцы из Монголии (халха и ойрат Монголии): ашабагаты, атаганы, узоны, сонголы, сартулы, хатагины, табангуты, икинаты, хонгодоры и другие. Число переселившихся на территорию Бурят-Монголии халха и ойратских родов весьма значительно. Другие ученые называют число известных родов от 34 до 80.

По словам Бимбы Цыбикова, многие бурятские летописцы свои сочинения называли историей бурят-монгольских или монголо-бурятских родов. Бурятские рапсоды, рассказывая легенды и предания, часто говорили: мы «монголо-буряты» или «бурят-монголы». Поэтому традиционное название нашей республики должно сохраниться и нельзя одним махом ликвидировать традиции.

Многочисленные научные исследования доказывают монгольское происхождение бурят. Наши предки - бурятские роды и племена - в раннее средневековье составляли единую этническую общность с другими монгольскими племенами, жили в Прибайкалье, на северной окраине монгольского мира. В эпоху Чингисхана и чингисидов бурятские племена входили в состав Их Монгол Улс - Великое монгольское государство.

У всех монгольских народов единая культура, своими корнями уходящая в центральноазиатскую цивилизацию. Единая письменность - классическое монгольское вертикальное письмо «небесная вязь». Ученые-монголоведы отмечали, что бурятская культура и язык должны развиваться на традиционной общемонгольской основе. А если они окажутся в отрыве от своих корней, то не будут иметь перспективы для развития. Об этом, например, говорил Михей Ербанов в 1926 году на совещании монгольских народов по вопросам культурно-национального строительства.

«Вопрос о повышении языковой культуры бурят-монгольского народа должен быть решен не в масштабе одних бурят-монголов, а в масштабе общемонгольском. Отрыв языковой культуры бурят-монгольского народа от остальных монгольских племен путем создания какой-либо самостоятельной письменности считать совершенно недопустимым» - гласила принятая на том собрании резолюция по вопросу языка и письменности.

Решение об изменении названия республики в 1958 году было принято закулисным методом. Как указывают факты, руководство республики не только не сочло нужным обратиться к народу, узнать его мнение, но и не соизволило, как положено, обсудить этот вопрос с участием широкого круга ученых. По существу не было квалифицированной дискуссии, четко сработала партийная машина стопроцентного голосования депутатов.

Только в 1991 году Совет Министров республики (председатель В.Б. Саганов) поддержал инициативу представителей научной и творческой интеллигенции о восстановлении традиционного названия республики. Однако решение было провалено тогдашним Верховным Советом республики.

Эта версия изложена в книге доктора исторических наук, востоковеда Шираба Бодиевича Чимитдоржиева: «Кто мы - бурят-монголы?».

С первых научных работ Шираб Чимитдоржиев демонстрировал умение находить и анализировать исторические документы, открывать новые направления исследований

Третья версия - Хрущев «за»

Есть версии других ученых, что это переименование - продолжение борьбы с так называемым панмонголизмом. Напомним, что это было одно из основных обвинений во время репрессий 30-х годов в нашей республике. Большинство обвиненных в этом были посмертно оправданы и реабилитированы в 50-е годы, когда наступила «хрущевская оттепель». Но, как ни странно, тот же Никита Хрущев, по версии других ученых, способствовал переименованию республики.

Доктор исторических наук Гармажап Санжиев пишет, что Хрущев предложил убрать вторую часть названия республики из-за ухудшения отношений с Китаем.

Сохранение названия «Бурят-Монгольская» могло быть использовано китайским руководством в период возникших осложнений в отношениях СССР с КНР в качестве предлога для своих территориальных претензий на этнические территории монголов Азии, - считает Санжиев.

Маоцзэдуновское руководство Китая претендовало на всю этническую территорию монголов в Азии. Оно заявляло, что Китай и Монголия в свое время составляли единое государство... Видимо, Хрущеву казалось, что название «Бурят-Монгольская АССР» будет служить предлогом для притязания на ее территорию. Поэтому он считал целесообразным убрать эту часть названия, - поддержал эту версию Шираб Бодиевич.

Четвертая версия - ради ООН

Профессор Чимитдоржиев приводил еще одну причину переименования - соседство с Монгольской Народной Республикой. То, что в названии автономной советской социалистической республики было слово «монгольская» мешало соседней Монголии войти в ООН. СССР же хотелось иметь в этой международной организации как можно больше дружественных социалистических стран. Добавим к этому, что еще два бурятских автономных округа после отделения в 1937 году тоже носили названия: Агинский и Усть-Ордынский Бурят-Монгольские национальные округа.

Правительство МНР подало заявление о приеме страны в члены ООН, но при рассмотрении данного вопроса американцы каждый раз применяли право вето, мотивируя это тем, что монголы живут, кроме как в МНР, в КНР и СССР, что это разобщенный народ. Летом 1958 года Хрущев изрек указание: немедленно выбросить из названия Бурят-Монгольской республики вторую часть, - писал Шираб Бодиевич.

Страна расположена в самом сердце Азии. Это территории просторных степей, песчаных дюн, обширных гор, бесконечного синего неба и горячего солнца. Великолепная Монголия владеет сказочными природными богатствами.

Ответы на многие вопросы, касающиеся этой прекрасной страны, можно найти в данной статье. В ней мы расскажем о государственном устройстве (Монголия - республика или монархия); о географическом положении, о населении и многом другом.

Много интересного может рассказать многовековая история Монголии. Особенности древнейших традиций и обычаев довольно любопытны и разнообразны.

Общая информация

Монголия в общей сложности имеет 250 солнечных дней в году.

Эта загадочная страна, часто называемая «Страной голубого неба», является родиной великого Скалистые горы, голубые озера, бескрайние степи и золотые пески пустыни Гоби - все это прекрасные монгольские природные пейзажи. Здесь находится множество буддистских храмов, здесь удивительно гостеприимные местные жители со своей уникальной и самобытной культурой.

Государственное устройство

Высший законодательный орган власти Монголии - Великий хурал (парламент). В насчитывается 76 членов (по Конституции) с полномочиями на четырехлетний срок. избирается парламент, основной формой деятельности которого являются сессии, заседающие лишь при наличии 2/3 и более всех его членов.

В полномочиях парламента - формирование высшей исполнительной власти в Монголии (правительства во главе с премьер-министром). Главой государства является президент, который может быть избран из граждан Монголии, достигших возраста 45 лет на срок 4 года (условие - постоянное место проживания на родине последние 5 лет).

Согласно Конституции, действующей с 1992 года, Монголия - республика парламентская. Основные партии политические: Народно-революционная партия, Демократическая партия, Демократическая религиозная партия и Партия Зелёных.

До 1992 году страна называлась республика.

В 1991 году к власти пришла Демократическая партия в ходе мирной революции. С 2009 года в стране проводилось много реформ.

Географическое положение

Страна эта занимает часть Центральной Азии.

Монголия - республика, не имеющая выхода к морю. Границы имеет с Россией на севере, на юге, западе и востоке - с Китаем. Вся протяженность границ Монголии составляет 8162 километра (в т. ч. 3485 км с Россией).

Площадь территории государства - 1 566 тысяч квадратных километров.

Территориально республика Монголия делится на 21 область (аймак), состоящую из более мелких административных единиц - сомонов. В свою очередь, каждый сомон (всего 342) делится на баги (бригады). Всего их 1539.

3 монгольских города Эрдэнэт, Дархан и Чойр являются по статусу автономными единицами.

Монастырь Гандан.

Культура

Монголия - республика, традиции и культура которой богаты и разнообразны. Кочевники на протяжении многих веков бродили по пустыням и степям Центральной Азии и хранили в неизменном виде определенные обычаи. Каждый июль в Монголии отмечается праздник Наддам с традиционными монгольскими соревнованиями в скачке, стрельбе из лука и борьбе; празднуется окончание зимнего времени и приход Нового года - тоже с соревнованиями.

В Монголии проводятся различные фестивали: Охотничьих орлов; Яка и верблюда.

В заключение об экономике

Монголия в экономическом плане развивается динамично и является одним из перспективнейших рынков сбыта в Северо-Восточной Азии, да и практически во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе.