Что такое спортивный результат. Факторы, определяющие результативность соревновательной деятельности в избранном виде спорта, методы и способы регистрации показателей

  • 2.1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие внешней среды на организм человека
  • 2.2.Физическая и умственная деятельность человека. Утомление и переутомление при физической и умственной работе
  • 2.3.Основные факторы производственной среды в строительстве и их неблагоприятное влияние на организм человека
  • 2.4. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к физической и умственной нагрузке
  • 2.5. Совершенствование обмена веществ под воздействием направленной физической тренировки
  • 2.6. Воздействие физической тренировки на кровь и кровеносную систему
  • 2.6.1. Кровь
  • 2.6.2. Кровеносная система
  • 2.6.3. Сердце
  • 2.7. Физическая тренировка и функция дыхания. Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 2.8. Двигательная активность и функции пищеварения, выделения, терморегуляции и желез внутренней секреции
  • 2.9. Опорно-двигательный аппарат
  • 2.9.1. Кости, суставы и двигательная активность
  • 2.9.2. Мышечная система и ее функции
  • 2.9.3. Сенсорные системы
  • 2.9.4. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма
  • 2.9.5. Рефлекторная природа и рефлекторные механизмы двигательной деятельности
  • 2.9.6. Образование двигательного навыка
  • 2.10. Резюме
  • Глава 3. Здоровье и физическая культура здоровый образ жизни студентов
  • 3.1. Здоровье человека как ценность
  • 3.2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни
  • 3.3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в их образе жизни
  • 3.4. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 3.4.6. Закаливание
  • 3.8. Выводы
  • Глава 4. Основы спортивной тренировки
  • 4.1. Подготовка спортсмена: разделы спортивной тренировки
  • 4.2. Принципы спортивной тренировки
  • 4.3. Основные средства и методы спортивной тренировки
  • 4.4. Планирование и построение спортивной тренировки
  • 4.5. Соответствие содержания этапов спортивной тренировки механизмам самореализации личности
  • Самосознание
  • Соревновательный
  • 4.6. Формы организации спортивной тренировки
  • 4.6.1. Учебно-тренировочные занятия (тренировочные уроки)
  • 4.7. Физические качества и их воспитание
  • 4.8. Спортивные соревнования – главный составной элемент спортивной тренировки
  • 4.9. Соревнования и их виды
  • Глава 5. Массовый спорт и спорт высших достижений
  • 5.1. Цели и задачи массового спорта
  • 5.2. Спорт высших достижений
  • 5.3. Международное спортивное движение
  • 5.4. История олимпийского движения
  • 5.4.1 Олимпийские Игры Древней Греции
  • 5.4.2. Возрождение современных Олимпийских Игр
  • 5.4.3. Пьер Де Кубертен и его вклад в современное олимпийское движение.
  • Глава 6. Самостоятельные занятия физическими упражнениями
  • 6.1. Актуальность самостоятельных занятий физическими
  • 6.2. Особенности целеполагания самостоятельных занятий
  • 6.3. Формы и организация самостоятельных занятий
  • 6.4. Построение самостоятельного тренировочного занятия
  • 6.5. Выбор систем физических упражнений и видов спорта для самостоятельных тренировочных занятий
  • 6.6. Организация, содержание и методика самостоятельных занятий
  • 6.6.1. Средства и методы занятий избранным видом спорта
  • 6.6.2. Занятия системой физических упражнений
  • 6.6.3. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
  • 6.6.4. Планирование самостоятельных занятий
  • 6.7. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 6.8. Содержание самостоятельных занятий
  • 6.9. Выводы
  • Глава 7. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • 7.2.1. Медицинское обследование занимающихся
  • 7.2.2. Медицинское обеспечение физического воспитания студентов
  • 7.2.3. Врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий
  • 7.2.4. Профилактика травматизма, заболеваний и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 7.3. Методы определения и оценки состояния функциональных систем организма и тренированности занимающихся
  • 7.3.1. Сердечно-сосудистая система. Физическая работоспособность
  • 7.3.2. Дыхательная система
  • 7.3.3. Нервно-мышечная система
  • 7.3.4. Опорно-двигательный аппарат
  • 7.3.5. Анализаторы
  • 7.4. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 7.4.1. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
  • 7.4.2. Самоконтроль за физическим развитием
  • 7.4.3. Самоконтроль за функциональным состоянием
  • 7.4.4. Самоконтроль за физической подготовленностью
  • 7.4.5. Самоконтроль за тренированностью
  • 7.4.6. Ведение дневника самоконтроля
  • 7.4.7. Динамика функционального состояния в процессе тренировки
  • 7.5. Выводы
  • Глава 8. Физическая культура как учебный предмет. Студенты и физкультурно-спортивная деятельность в вузе
  • 4.8. Спортивные соревнования – главный составной элемент спортивной тренировки

    Спортивная тренировка и спортивная деятельность без своего главного составного элемента – соревнования, полностью утрачивает свой смысл и свою специфику.

    Установлено, что в развитии человеческой культуры различные виды противоборства, состязаний, игр первичны: лишь позже начали появляться и закрепляться в практике элементы, формы, методы подготовки к их участию. Стало быть, генетически и субординационно спортивные состязания «старше» спортивной тренировки и других форм подготовки спортсменов. Спортивное соревнование выступает как причина, породившая тренировку, а не наоборот.

    «Соревнование – одно из древнейших общественных отношений. Оно возникает между людьми по поводу успехов в их деятельности».

    «Качественную определенность соревнования … образует противоречивое двуединство: стремление превзойти других и стремление помочь им в сфере одного и того же объективного аспекта деятельности. В основе стремления превзойти других лежит потребность отличить себя от других по отношению к одному и тому же объективному аспекту деятельности; в основе готовности помочь – потребность в отождествлении себя с другими участниками соревнования как представителями одного и того же целого – трудового коллектива…» .

    По сути своей соревнование в развитии способностей к спортивной деятельности таково, что в нем нет антогонизма. «Проигравшая сторона» не теряет здесь тех потенций, с которыми она вступила в соревнования, напротив, существует тенденция к их непременному увеличению, поскольку сам процесс их сопоставления с потенциями другого деятелен. Поэтому у индивида имеется существенный интерес к самому процессу соревнования, а не только к его результату. .

    Потребность в самоутверждении во многом влияют на эффективность соревновательной деятельности и высокий спортивный результат .

    Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования используются такие термины, как «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех» и др. Наиболее широкими среди данных понятий является понятие «спортивный результат». Поэтому в начале попытаемся критически проанализировать его объем и содержание.

    Спортивный результат – это качественный или количественный уровень показателей в спорте. Общим для всех видов спорта положением, определяющим истинность спортивного результата является его достижение в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.

    В зависимости от специфических особенностей вида спорта спортивный результат может быть выражен различными показателями: победой, одержанной в отдельном состязании или их серии (бокс, борьба, фехтование, спортивные игры и др.); единицами измерения времени, пространства и массы (плавание, тяжелая атлетика, легкая атлетика и др.); числом баллов, набранных спортсменом по оценкам судей (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.). .

    По Л.П.Матвееву, спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям. Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумевается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний.

    Спортивные достижения это не одно и тоже, что спортивный результат. Хотя нередко эти понятия отождествляют, считая синонимами. Вместе с тем это не так. Л.П.Матвеев полагает, что спортивное достижение означает, строго говоря, не каждые из результатов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в процессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые превосходят предыдущие. В каждом конкретном случае спортивные достижения определяются одаренностью спортсмена, эффективностью реализованной системы подготовки. Спортивные достижения являются показателем, отражающим максимальные возможности человека в данном виде спорта, на конкретном этапе его развития.

    Кроме того, величина и социальное значение спортивных достижений зависят от величины доступного спортивного усилия, совершенствования технических средств спорта и эффективности спортивной техники и тактики. Моральный их эффект определяется характером спортивной этики. Количественное отношение этих моментов в спортивном результате образуют органическое строение спортивных достижений. Строение спортивных достижений определяет совокупность социальных функций спорта, которые реализуются в процессе спортивного совершенствования человека. Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений в отдельных видах спорта на данный момент времени используется понятие «спортивный рекорд ». Как известно, слово «рекорд» (от английского слова record) означает высший показатель, достигнутый в какой либо деятельности.

    В толковом словаре спортивных терминов «спортивный рекорд» определяется как наивысшее достижение (результат), показанное в отдельном виде соревнований в стандартных условиях». Различают рекорды мировые, олимпийские, региональные (континентальные) и т.д. Отдельно фиксируются рекорды для женщин и мужчин, девушек и юношей, мальчиков девочек, а также для отдельных возрастных групп. Только в тех видах спорта, результаты в которых оцениваются точными единицами измерения (времени, массы (веса), длины и т.д.) - в велосипедном спорте (трек), конькобежном спорте, легкой атлетике, плавании, стрелковом спорте, тяжелой атлетике. В гребном, парусном, лыжном и других видах спорта, в которых на результат соревнования влияет рельеф трассы, сила ветра, плотность воды, но и другие природные условия, спортивные рекорды официально не регистрируются. Однако, например, для конкретно гребного канала и дистанции могут рассматриваться наилучшие (неформальные) результаты – рекорды дистанции. Это же относится и координационно-сложным видам спорта (акробатика, фигурное катание, спортивная гимнастика и др.)

    Необходимо отметить, что спортивный рекорд – это не просто не просто высшее абсолютное достижение спортсмена или команды. Он выступает в качестве объективной оценки совместной деятельности многих людей (тренера, спортсмена, врача, психолога и т.п.) в сфере спорта и обладает целым рядом ценностных характеристик.

    Важной чертой результативности соревновательной деятельности, на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или не успешность выступления спортсменов или команды в соревнованиях. В качестве спортивного успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или квалификационного норматива и т.д. Иногда успехом является ничья или даже проигрыш с определенной разницей в результатах, если этот итог обеспечивает достижение цели на более высоком уровне состязаний, выход в финал и др.

    Если конечный результат совпадает в какой-то мере с поставленной целью, такую соревновательную деятельность называют рациональной, в противном случае – ее можно назвать нерациональной.

    Человеку, ориентированному исключительно на личный успех, постоянно оценивающему события спортивной борьбы с точки зрения их влияния на этот успех, часто очень трудно отрешиться и в ходе самого соревнования и при подготовке к нему от переживания предполагаемых последствий удачи или поражения в соревновании для его личной судьбы. Это делает ту «внутреннюю позицию», с которой он подходит к соревнованию и действует в нем, непродуктивной.

    Чрезмерное тщеславие и честолюбие, как явные, так и скрытые, могут стать существенным препятствием в достижении высоких результатов на всех этапах становления спортсмена. Для человека, ориентированного эгоцентрически, характерны такого рода стрессовые переживания, психические состояния, которые особенно тяжелым грузом ложатся на его физиологические и психологические функциональные системы, вызывая их преждевременный износ .

    Как и в любом виде человеческой деятельности, в спорте во время разнообразных соревнований на разных уровнях – от первенства спортивного клуба, до чемпионатов Мира и Олимпийских игр, - ведется непрерывная и бескомпромиссная борьба за звание самого быстрого, сильного, ловкого, выносливого и техничного спортсмена.От уровня соревнований зависит и спортивный результат.

    По особенностям определения спортивного результата (по Келлеру)

    Спортивный результат является количественной мерой итогов со-ревновательной деятельности спортсмена или команды. Все виды спорта по способу определения соревновательного результата могут быть объединены в четыре группы:В первую группу можно выделить спортивные дисциплины, в ко-торых результаты измеряются метрическими величинами: временем, расстоянием, массой снарядов, точностью попадания в цель. Данная группа может быть разделена на две подгруппы: - спортивные дисциплины с относительно постоянными внешними условиями соревнований (легкая и тяжелая атлетика, плавание, вело-сипедный спорт на треке, стрельба и др.); - спортивные дисциплины, связанные с непостоянными внешними условиями соревнований, с изменчивостью профиля трасс и внешних погодных условий, течениями водных потоков (лыжный, горнолыж-ный, парусный, конькобежный спорт, велосипедный спорт на шоссе, гребля, спортивное ориентирование, триатлон и др.).Во вторую группу можно включить виды спорта, в которых спор-тивный результат определяется судьями субъективно в условных еди-ницах по внешнему восприятию сложности и красоты выполненных комбинаций или отдельных упражнений. Данная группа может быть также разделена на две подгруппы: - виды спорта, в которых выставляется одна суммарная условная оценка в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акроба-тика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.); - виды спорта, где окончательная оценка складывается из двух различных показателей. Например, прыжки на лыжах (оценка даль-ности полета и стиля прыжка); фигурное катание (оценка упражнения в баллах и сумма занятых мест, присужденных судьями по общему впечатлению).В третьей группе можно выделить три подгруппы: - виды спорта, в которых результат определяется конечным эф-фектом (счетом) за определенное, лимитированное регламентом, вре-мя (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и др.); - виды спорта, в которых, несмотря на лимитированное регламен-том время поединка, возможно ускоренное достижение победы (борьба, бокс, фехтование, шахматы и др.); - виды спорта, в которых победа определяется лимитированным конечным счетом, но сам поединок не ограничен временем проведения (теннис, настольный теннис, волейбол, городки и др.).Четвертая группа объединяет комплексные виды спорта - много-борья, в которых оценка результатов происходит по правилам сорев-нований, предусмотренным для составляющих их спортивных дисци-плин.

    СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

    Спортивное достижение, как правило, выражено победой над со-перником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией ре-зультатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д. Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) дости-жениям, которые являются как бы эталонами оценки резервных воз-можностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных дос-тижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достиже-ния под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через не-сколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте Спортивное достижение определяется многими факторами: 1. Индивидуальная одаренность спортсмена Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявле-ния определенных способностей, которые выражаются индивидуаль-ными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность . Она обеспечивает человеку возможность успешного вы-полнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных шко-лах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга. В основе развития определенных способностей к видам спорта ле-жат и определенные задатки , под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако выс-ший уровень различных способностей человека всегда является ре-зультатом его развития в процессе рационально построенной деятель-ности, а в спорте - системы подготовки. Сами по себе задатки челове-ка могут только содействовать развитию способностей , а для этого необходимо направленное воспитание, развитие и обучение.2. Степень подготовленности к спортивному достижению Если индивидуальная одаренность спортсмена - достаточно кон-сервативный фактор, поскольку в его основе лежат природные задат-ки, то второй фактор динамичен. Отсюда решающее значение, опре-деляющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные за-датки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в определенном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсме-на, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении глав-ной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных усло-вий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда. В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты вре-мени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблет-ся в пределах от 800 до 1500 часов в год. В отдельных спортивных дисциплинах практикуются Зх- и 4х-разовые тренировочные занятия в день. Все это предъявляет высокие требования к психическим качест-вам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивирован-ный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе. Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от осознания важности общественной и личной спор-тивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельно-сти, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.3. Эффективность системы подготовки спортсмена. Научно-технический прогресс современного общества непрерывно влияет на совершенствование всей системы подготовки, предусматри-вает выведение ее на новый качественный уровень. Первое место в этой группе факторов, влияющих на уровень спортивных достижений, занимают научно-методические основы системы спортивной подго-товки. Только на основе современных научных данных, переработан-ных в методические разработки и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подго-товки спортсмена. Важным моментом в вопросах внедрения совре-менной системы спортивной подготовки является информационное обеспечение всех участников этого процесса: спортсменов, тренеров, врачей и др. В большей степени эффективность системы подготовки спортсмена зависит от выбора высококачественного оборудования, обуви, одеж-ды, защитных приспособлений. История развития спорта показывает, что постоянно происходит поиск новых образцов спортивного снаря-жения, его качества, условий эксплуатации, создается качественный и добротный инвентарь, различные конструкции тренажеров (механиче-ских, электромеханических, электронных), которые помогают решать в спортивной тренировке как общие, так и частные задачи. Значи-тельную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и сорев-новательных нагрузок, а также приемы повышения его спортивной работоспособности. Важную роль в повышении эффективности системы подготовки спортсменов отводится проблемам совершенствования тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта они являются доми-нирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей систе-мы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.4. Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, это в свою очередь повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах. Однако увеличение массовости занятий спортом связано с соци-альными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, ра-ботников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специа-листов во многом будет способствовать повышению спортивных дос-тижений в общей массе занимающихся, а также и у выдающихся спортсменов.5. Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение Социологические исследования показывают, что уровень спортив-ных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Как показы-вают исследования, совокупный уровень дос-тижений во многих видах спорта, культивируемых в различных стра-нах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния на-рода, а также с показателями средней продолжительности жизни, об-щей численности и грамотности человека. В то же время развиваю-щиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успе-хом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Амери-ки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих по-пулярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества. В целом спортивные достижения отражают успехи человека в совершен-ствовании своих способностей и являются одним из показателей раз-вития спорта, физической культуры и культуры общества в целом. Спортивные результаты, превышающие ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга, фиксируются как рекорды. Рекорды регистрируются в тех видах спорта, в которых спортив-ный результат может быть определен в единицах измерения веса, дли-ны, расстояния, высоты, числом попаданий, временем и т.п. Уровень рекордов у мужчин и женщин медленно сближается. В настоящее время рекордные скорости в циклических видах спорта у женщин составляют от 89 до 93% от мужских.Тенденции развития спортивных достижений Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортив-ных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или от-дельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблю-дается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачками результатов, на других с временным плато, на третьих - с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов, описанных в предыдущем разделе: внедрением но-вых методов тренировки, экономическими стимулами системы сорев-нований, совершенствованием инвентаря, оборудования, одежды, обуви, использованием новых приемов повышения работоспособно-сти спортсмена (психологической и физиологической направленно-сти). Однако в общих чертах динамику роста спортивных достижений в любом виде спорта можно описать в виде логистической кривой (рис.1), впервые обоснованной польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли. Уровень достижений I II III Фазы Рис.1 Логистическая кривая развития спортивных достижений в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности. В определенной мере эта кривая отражает историю ста-новления вида спорта, а также отражает и индивидуальный рост мас-терства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортив-ных дисциплинах различна.Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, раз-работкой правил и регламента проведения соревнований, четкого оп-ределения предмета соперничества спортсменов или команд, создани-ем специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению. В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с нача-лом занятий определенным видом спорта, овладением азами техники, тактики, физической подготовленности.Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и дос-таточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повыше-нием количественных и качественных параметров тренировочных на-грузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в целом в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную "вспышку" результатов. Такую же "вспышку" может дать и использование за-прещенных препаратов (допингов). В индивидуальном плане замедление роста спортивных резуль-татов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, перехо-дом его в группу "ветеранов".Спортивная квалификация определяется званиями и разрядами, которые присваиваются за выполнение норм и требований вида спорта. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) является нормативным документом в сфере физической куль-туры и спорта, определяющим требования, условия и поря-док присвоения спортивных званий и разрядов в Российской Федерации.I . Задачи Единой всероссийской спортивной классификации 1. Способствовать привлечению граждан России к актив-ным занятиям спортом, повышать уровень всесторонней фи-зической подготовленности и спортивного мастерства зани-мающихся спортом. 2. Устанавливать разрядные нормы и требования, а также условия их выполнения. 3. Определять порядок присвоения спортивных званий и разрядов в соответствии с уровнем развития спорта в стране и в мире и задачами, стоящими перед конкретным видом спорта. 4. Содействовать развитию видов спорта, совершенствовать систему проведения соревнований.II . Общие положения Спортивные звания и разряды присваиваются по видам спорта, включенным в установленном порядке в Государствен-ный реестр видов спорта, признанных на территории Россий-ской Федерации. По национальным видам спорта, получившим развитие в отдельном субъекте Российской Федерации, разрядные нор-мы и требования, условия их выполнения определяются клас-сификациями, разработанными соответствующими органами -исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации и согласованными с Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.Чемпионат - соревнования среди сильнейших спортсме-нов (команд), возраст которых определяется положением о соревнованиях.Первенство - соревнования среди спортсменов (команд) различных возрастных групп, возраст которых определяет-ся положением о соревнованиях.Официальные соревнования - соревнования, включенные в Единый календарный план всероссийских и международ-ных спортивных мероприятий, календарный план всероссий-ских обществ, ведомств, по согласованию с федерациями по видам спорта, а также в перечень дополнительных соревно-ваний, определяемых комиссией по ЕВСК.Ранг соревнований: Олимпийские игры, чемпионат мира, Кубок мира, первенство мира, чемпионат Европы, Кубок Ев-ропы, первенство Европы, международные соревнования по перечню, утвержденному комиссией ЕВСК, универсиады, все-мирные игры по неолимпийским видам спорта, чемпионат России, Кубок России, первенство России, всероссийские сорев-нования, чемпионат субъекта Российской Федерации, Кубок субъекта Российской Федерации, первенство субъекта Рос-сийской Федерации, соревнования федеральных округов, спортивных организаций, имеющих право присваивать пер-вый и массовые разряды.Разрядные нормы - выражены в мерах длины, веса и вре-мени Международной системы единиц (СИ).Разрядные требования - выражены в очках, баллах, за-нятом месте командных или личных соревнованиях, в побе-дах над соперником, достижением определенного рейтинга.Спортивные массовые разряды - II разряд, III разряд, юношеские разряды. В соответствии с разрядными нормами и требованиями классификации спортсменам присваиваются спортивные зва-ния и разряды.

    и интегральный продукт соревновательной деятельности,

    Критерии их измерения и оценки

    Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования ис­пользуются такие термины, как «спортивный результат», «спортивное до­стижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех» и др. Наиболее широким среди данных понятий является понятие «спортивный резуль­тат». Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной ко­манды, оцениваемый по установленным в спорте критериям (Л.П. Матве- ев)- Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумева­йся совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которая в комплексе позволяет осуществлять принятые в избранном виде спорта со­ревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретно- го спортсмена (команды) исхода состязаний.


    Спортивные достижения - это не одно и то же, что спортивный ре­зультат. Хотя нередко эти понятия отождествляют, считая синонимами. Спортивное достижение означает, строго говоря, не каждый из результа­тов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в про­цессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые пре­восходят предыдущие.

    Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений в от­дельных видах спорта на данный момент времени используется понятие «спортивный рекорд». Как известно, слово «рекорд» (от англ. слова record) означает высший показатель, достигнутый в какой-либо деятельности.

    В толковом словаре спортивных терминов (1993, с. 246) «спортив­ный рекорд» определяется как «наивысшее достижение (результат), пока­занное в отдельном виде соревнований в стандартных условиях». Различа­ют рекорды мировые, олимпийские, региональные (континентальные) и т.д. Отдельно фиксируются рекорды для женщин и мужчин, девушек и юношей, мальчиков и девочек, а также для отдельных возрастных групп. Только в тех видах спорта, результаты в которых оцениваются точными единицами измерения времени, массы (веса), длины и т.д. - в велоси­педном спорте (трек), конькобежном спорте, легкой атлетике, плавании, стрелковом спорте, тяжелой атлетике, в гребном, парусном, лыжном и других видах спорта, в которых на результат соревнований влияет рельеф трассы, сила ветра, плотность воды, но и другие природные условия, спортивные рекорды официально не регистрируются. Однако, например, для конкретного гребного канала и дистанции могут регистрироваться наи­лучшие (неофициальные) результаты - рекорды дистанции. Это же отно­сится и к координационно-сложным видам спорта (акробатика, фигурное катание, спортивная гимнастика и др.)

    Дело в том, что рост спортивного мастерства в них во многом зави­сит от сложности соревновательных программ и высокого класса их ис­полнения. К примеру, в акробатических прыжках лидирующее положе­ние в престижных международных соревнованиях занимают, как правило, те спортсмены, которые выполняют прыжки высшей и рекор­дной сложности (В.Н. Курысь, 1991). Под упражнением высшей слож­ности понимаются прыжки со сложнейшей координацией движений, выполняемые ограниченным числом исполнителей, а под рекордным - еще более сложный прыжок, доступный только его автору. Показате­лями рекордности могут быть количество сальто, выполненных в одном прыжке, поворотов вокруг продольной оси, усложненная форма дина­мической осанки.

    М.В. Гришина (1986, с. 52), рассматривая спортивные результаты у фигуристов в произвольном катании с точки зрения «рекордных» (наивыс­ших) показателей, пишет: «Если поставить вопрос, а можно ли говорить о «рекордах» в этом неизмерямом виде спорта, то ответ на него можно дать положительный».

    Своеобразным «рекордным» достижением с качественной стороны, по мнению М.В. Гришиной, являются многолетние выдающиеся спортив­ные результаты в парном катании Ирины Родниной - трехкратной чемпи­онки Олимпийских игр, десятикратной чемпионки мира и Европы. Что же касается количественных характеристик рекордов, то при оценке про­извольных программ фигуристов одиночного катания могут быть использо-


    ваны показатели технического мастерства: количество элементов, количе­ство прыжков, их координационная сложность и др.

    Важной чертой результативности соревновательной деятельности, на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или неуспешность выступления спортсмена или команды в соревнова­ниях. В качестве спортивного успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или ква­лификационного норматива и т.д. Иногда успехом является ничья или даже проигрыш с определенной разницей в результатах, если этот итог обеспечивает достижение цели на более высоком уровне состязаний, выход в финал и др.

    Если конечный спортивный результат совпадает в какой-то мере с по­ставленной целью, такую соревновательную деятельность называют раци­ональной. Если же результат соревнований не совпадает с целью, дея­тельность можно назвать нерациональной.

    Проведение спортивных соревнований немыслимо, если невозможно определить и сравнить результаты их участников. Спортивные результаты измеряются и оцениваются при помощи определенных критериев (показа­телей). Разумеется, в зависимости от специфики соревновательной дея­тельности эти критерии будут иметь свои отличия. Перечень этих критери­ев в спорте весьма разнообразен (табл. 22.1).

    Хотелось бы подчеркнуть, что выбор того или иного показателя в каж­дом конкретном случае зависит от целей и методики оценки результатов, особенностей вида спорта, наличия или отсутствия технических устройств регистрации спортивных достижений и других условий.

    Таблица 22.1 Критерии, по которым определяются спортивные результаты

    Признаки классификации Виды критериев
    1. По способу измерения результатов Объективные, выраженные в физи­ческих единицах (преимущественно в системе СИ); субъективные, выра­женные в безразмерных величинах (очки, баллы, ранги); смешанные
    2. По способу сравнения результатов Популяционные, индивидуальные, должные
    3. По применению для оценки готов­ности к высокому достижению Представительности, прогрессирова-ния, стабильности, плотности и на­дежности результатов
    4. По стадии определения Промежуточные (процессуальные) и конечные
    5. По характеру достигнутого эффекта Внешние и внутренние
    6- По количеству характеризуемых па­раметров при оценке Единичные и комплексные

    Объективные, субъективные

    Страница 7 из 14


    Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов

    Критерии спортивных результатов - это уровень и степень развития различных физических свойств и качеств обучающегося, во многом определяющие его будущие спортивные достижения.

    Они раскрывается в трехступенчатой системе взаимосвязанных нормативных требований к уровню физического развития и физического образования.

    Спортивные результаты во многом определяются результатами учебной деятельности, успехами в овладении содержанием учебного материала по физической культуре.

    В учебных программах установлены основные средства и нормативные требования к показателям физического развития и физического образования с учетом возраста, пола и типа учебного образовательного учреждения.

    Всероссийский комплекс «Физическая культура и здоровье» является программно-нормативной основой требований к физической подготовке учащихся, студентов и молодежи, определяющей уровень физической их готовности к труду и обороне Родины. Комплекс охватывает лица обоего пола. Некоторые его составляющие и нормативные требования входят в государственные программы физического воспитания. В этом проявляется их взаимообусловленность.

    Поступательное развитие системы физического образования и воспитания сопровождается постоянными изменениями содержания, структуры и нормативных требований комплекса.
    В этих изменениях отражаются объективные условия жизни, трудовой и творческой деятельности граждан страны, реальный уровень физических возможностей всех социальных групп населения.

    В соответствии с возрастными возможностями учащихся нормативные требования комплекса позволяют поддерживать их физическое состояние на должном уровне. Нормативные требования комплекса определяют критерии достижений в наиболее важных для человека действиях
    (бег, прыжки); жизненно важных двигательных умениях, необходимых человеку для полноценной жизнедеятельности; объем теоретических сведений об основных положениях системы физического воспитания, о правилах личной и общественной гигиены. В соответствии с возрастными возможностями комплекс требует выполнения определенного спортивного разряда по любому виду спорта.

    Состав видов спорта и нормативные требования в отдельных видах спорта пересматриваются через каждые четыре года, как правило, в первый послеолимпийский год. Таким образом, создается требуемая перспектива развития каждого вида спорта к очередным олимпийским играм.

    Спортивные разряды и звания установлены для тех видов спорта, которые имеют официальные правила и календарь соревнований. В их число вошли виды, получившие международное признание, национальные виды спорта народов нашей страны, а также военно-прикладные и профессионально-прикладные виды спорта.

    В спортивной классификации предусмотрены два вида нормативных требований: разрядные нормы для видов спорта, в которых результаты оцениваются по объективным показателям в мерах времени, веса, расстояния, и разрядные требования для видов спорта, в которых достижение оценивается по факту и значению победы, одержанной в соревновании лично или в составе команды (бокс, спортивные игры).

    Для некоторых видов спорта (лыжный, велосипедный) введены одновременно и разрядные нормы, и разрядные требования.

    Положением о Единой всероссийской спортивной классификации предусмотрены правила, обязывающие спортсмена повышать свою теоретическую и общую физическую подготовку. Это создает условия для всестороннего развития человека и устанавливает преемственность с комплексом «Физическая культура и здоровье».


    Оглавление
    Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту, методов проектирования и контроля обучения
    Дидактический план
    Классификация методов педагогического исследования
    Теория педагогического проектирования
    Методология выбора содержания программ по физической культуре и спорту на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения и тренировок
    Спортивные результаты как атрибуты спорта
    Оценка основных критериев (показателей) спортивных результатов

    Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивная деятельность, результат, сложнокоординационные виды спорта, успешность, экспертная оценка.

    Key words: expert estimation, coordinating sports, psychological preparation, result, sports activity, successfulness.

    Резюме. Проведен анализ используемых критериев оценки успешности спортивной деятельности, обосновано использование метода экспертных оценок. Разработанная методика экспертной оценки спортивной успешности позволяет учитывать как объективные, так и субъективные показатели деятельности спортсмена для проведения психографического анализа, необходимого при организации психологической подготовки. Стандартизированы разнородные оценки качественных сторон спортивной деятельности, что позволяет сопоставлять успешность с личностными свойствами спортсмена.

    Summary. The realized analysis used standard of judgement to successfulness to sports activity. Motivated use the method expert estimation. The methods of the expert estimation was designed to sports successfulness. She allows to take into account as objective, so and subjective factors to activity of the athlete. It is important when undertaking psychographic analysis and organizations of psychological preparation. Heterogeneous evaluation of qualitative aspects of sports activities has been standardized. This allows to match successfulness with particularities of personality of the athlete.

    В спорте высокий уровень подготовленности, в том числе и психологической, отождествляется с успешной деятельностью, итогом которой является достижение поставленной цели, оцениваемое показанным соревновательным результатом (занятым на соревнованиях местом). Для управления подготовкой спортсмена необходима ее количественно-качественная оценка, которая определена для физической и технической подготовок, и является не менее значимой для психологической подготовки. При изучении спортивной деятельности данная проблема в основном решается на уровне изучения количественных параметров, а успешность рассматривается как процесс, отличающийся кратковременностью протекания . Не учитывается, что спортивная деятельность является многосторонним процессом активности, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно формирует физические и психические качества человека, требуемые спецификой вида спорта .

    В настоящее время для решения задач различного характера, установления специфики вида спорта, структуры деятельности, своеобразия целей, мотивов, способов и результатов, содержания, внешних и внутренних условий и др. в спортивной психологии используется метод экспертных оценок. Понятие «эксперт» в переводе с латинского означает «опытный», «сведущий». Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении анализа проблемы с количественной характеристикой качеств, суждений на основе личного опыта и последующей формализованной обработкой результатов, что важно для выделения критериев интегральной оценки успешности спортивной деятельности.

    Несмотря на разнообразие классификаций видов спорта и соревновательных упражнений при выделении критериев успешности спортивной деятельности целесообразно рассматривать три группы: циклические, сложнокоординационные и противоборства . Взаимосвязь объективных и субъективных показателей успешности показывает необходимость учета основных признаков «прямо или косвенно выражающих полезные и вредные качества элементов деятельности... уровень квалификации, степень выраженности психофизиологических свойств индивидуальности в их взаимосвязи с успешностью деятельности» . В циклических видах спорта преобладают объективные критерии оценки соревновательной деятельности (время, дистанция, дальность прыжка и т. д.); в сложнокоординационных - субъективные, выявление победителя осуществляется на основе сравнения сложности, качества и эстетичности исполнения двигательных действий спортсменами (баллы, очки и т. д.). А.Л. Попов, Н.С. Шумова (2006) определили, что «сложнокоординационные виды в значительной степени «продвигают» развитие координационных возможностей, опирающихся на ловкость, гибкость, и зависимы от развития методики и психологического обеспечения в освоении принципиально новых сложных движений, наработанных в культуре и искусстве. при оценке спортивных результатов используются в основном субъективные критерии (баллы, ранжирование)» .

    С точки зрения теории спорта успешность спортивной деятельности отождествляется с понятием результативность. Спортивный результат - количественный или качественный уровень показателей, в зависимости от особенностей вида спорта выраженный: победой в состязаниях; единицами измерения времени, пространства и массы; числом набранных спортсменом баллов при оценке судей; количеством набранных очков и др., которые являются критериями судейства . Однако такой подход позволяет очень узко оценивать деятельность спортсмена. Отмечено, что «спортивный результат, будучи главным итогом тренировки спортсмена, тем не менее не всегда отражает качество и эффективность тренировочного процесса» . Как критерий успешности результат может выступать в сравнении с разрядными коэффициентами, с результатами других спортсменов, с динамикой выступлений спортсмена за определенный промежуток времени. Результат сам по себе еще не полностью характеризует успешность спортивной деятельности, что требует необходимости рассмотрения его в совокупности с другими критериями.

    Если сопоставить спортивную деятельность с учебной, то оценка спортивной успешности по результативности (набранным очкам, баллам, секундам, метрам.) равнозначна оценке учебной успешности только по показателям успеваемости (отметок за устные ответы, письменные работы, набранные баллы при тестировании...). Такой подход нивелирует психологические показатели, которые влияют на формирование гармоничной личности ребенка.

    Встречаются попытки разработки диагностических коэффициентов или зависимостей успешности спортивной деятельности от других показателей: занятого места, рейтинга, и др. Так, М.И.Брегер (1986) определил критерии количественной оценки соревновательной деятельности, среднее значение спортивных результатов определялось отношением их суммы к количеству боев. ЕАГрозин в соавт. (1984) разработали коэффициент спортивного мастерства и интегральный показатель атакующих (защитных) действий в соревновательной деятельности. Г.П.Семенов (1982) выразил успешность спортивной деятельности в математической зависимости, в которой важную роль играют: занятое место; количество спортсменов, стартов, занятых мест; стаж занятий спортом и возраст. В.Н.Мурзинков, А.В.Медведь (1994) выявили унифицированные критерии оценки соревновательной деятельности борцов: результативность в данном соревновании, рейтинг спортсмена, модельные характеристики результативности, соревновательная устойчивость.

    В этих концепциях спортивная деятельность описывается как последовательность сменяющихся друг друга операций или действий, изучение которых позволяет наиболее объективно отражать технику и тактику вида спорта. Но не учитываются такие показатели психологической подготовленности спортсменов как уровень развития специальных свойств личности, психомоторных показателей, отношение к деятельности, активность и др.

    Все рассмотренные выше показатели оценивают успешность спортивной деятельности и вслед за ней психологическую подготовленность только по внешним критериями. Однако, «любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне; вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее; .изучая «внешнюю сторону» деятельности можно раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психики в деятельности» . Что указывает на необходимость учитывать внешнюю и внутреннюю стороны деятельности, которые неразрывно связаны.

    Особое значение для спортсмена имеют такие особенности, которые влияют на спортивную деятельность, от которых зависят результаты соревнований и является основой индивидуализации. В спортивной психологии успешность деятельности рассматривается в связи с такими понятиями как способности, индивидуальный стиль деятельности, надежность, готовность и др. Успешность в условиях повышенной напряженности связывается с понятием надежность, под которой понимается «такое комплексное внутреннее свойство, которое позволяет спортсмену стабильно и эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени», критерием надёжной деятельности спортсмена является «безотказная работа, то есть действия, выполненные без ошибок, без срывов с качественно высокой результативностью» . Для представителей различных видов спорта характерны сочетания психических качеств, играющих большую роль в обеспечении надёжности деятельности спортсменов. В.Л.Марищук, Л.Н.Серова (1983) выделили критерии успешности соревновательных действий, которые оцениваются непосредственно в процессе наблюдения за соревнованиями в условных баллах (от 1 до 5). Так, при высокой успешности спортсмены «действуют с учетом вероятностных ситуаций по оптимальной тактической схеме, легко и своевременно концентрируют, переключают или распределяют внимание; движения точные по форме и условиям, хорошо координированные», о низкой успешности свидетельствует «преобладание ошибок, ведущих к невыполнению действий, движения неадекватные заданным, хаотичные или же ступор» . Д.В.Попов (2001) успешность деятельности изучал в связи с субъективной оценкой ее результата в сравнении с запланированным, который определялся в соответствии с возможностями индивида, сопровождающаяся определенными переживаниями.

    Показатели успешности важны при составлении психоспортограммы спортсмена в любом виде спорта, которая раскрывает «внешние взаимосвязи и взаимоотношения, диктуемые правилами и условиями данного вида спорта, и внутренними субъективными отношениями спортсмена к выполняемой деятельности, определяемые особенностями его личности» . Проведение психографического анализа спортивной деятельности, выявление «модели сильнейшего спортсмена» позволяет учитывать разнообразные стороны тренировочного и соревновательного процессов, и может рассматриваться интегрирующим подходом в оценке успешности спортивной деятельности .

    Необходимость разработки интегральной оценки успешности спортивной деятельности приобретает особую актуальность в связи с высоким уровнем субъективизма в судейской оценке технического и артистического компонентов мастерства спортсменов, занимающихся сложнокоординациоными видами спорта. Можно привести множество примеров из спортивной практики, когда наблюдается явное расхождение внутренней, субъективной оценки спортсмена, его тренера, болельщиков с экспертным мнением судейской бригады по поводу выступлений сильнейших спортсменов на соревнованиях различного уровня. Так, выступление белорусского гимнаста И.Иванкова было признано лучшим по итогам зрительских симпатий, однако судейской бригадой на Олимпийских играх оценено только вторым местом, прыжок фристайлиста Д.Дащинского по результатам судейских оценок на Олимпийских играх в Турине также оценен вторым, однако сам спортсмен своим выступлением был доволен и внутренне ощущал себя победителем. Такая ситуация встречается не только с нашими белорусскими спортсменами. В этой связи не изученной остается проблема личности спортсменов, так и не сумевших в своей спортивной карьере завоевать золотую медаль, но по уровню своей подготовленности, имеющих реальные шансы претендовать на звание победителей Олимпийских игр.

    Изучая психологию успеха и неудачи спортсмена успешность соревновательной деятельности Н.А. Батурин (1988) рассматривал как «... интегральную оценку собственного результата, которая зависит от того, равен или выше (ниже) достигнутый результат уровня личной цели того, что ожидал или хотел достичь человек» .

    Спортивными федерациями во всех сложнокоординационных видах спорта (фристайл, спортивная акробатика, прыжки на батуте, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.) проводилась большая работа по повышению объективности судейства: разрабатывались новые правила, создавались отдельные судейские бригады, вводились новые критерии оценки, использовались современные технические средства (компьютерная техника и видеозапись) для анализа спорных моментов выступлений спортсменов.

    Однако, как в практической сфере спорта, так и в научных исследованиях мало внимания уделяется психологическому фактору успешности спортивной деятельности, основанному на индивидуальной субъективной оценке результативности спортсмена, степени реализации физических и психических возможностей личности, в соответствии с поставленными целями.

    С целью создания унифицированной системы изучения успешности спортивной деятельности была разработана методика ее экспертной оценки. Структурные компоненты успешности спортивной деятельности, были занесены в протокол, в котором по 10-бальной шкале предполагается измерение отдельных ее признаков (табл. 1, 2, 3).

    Таблица 1 - Внешняя (объективная) оценка спортивной успешности

    Спортивный разряд, звание

    Спортивный стаж

    Лучшее занятое место с учетом ранга соревнований

    Чемп. Европы

    Чемп. мира

    Кубок мира

    Олимп. игры

    Спортивный статус)

    Не член сборной команды

    национальной команды

    основной

    Кол-во соревн. за год

    Наивысший ранг соревнований и занятое место

    Чемп. Европы

    Чемп. мира

    Кубок мира

    Олимп. Игры

    Внешнюю, объективную оценку составили девять показателей: спортивный разряд, звание; спортивный стаж; лучшее занятое место с учетом ранга соревнований; рейтинг в РБ; перспективность (спортивный статус) - от не члена сборной команды до основного состава национальной команды; количество соревнований за год; наивысший ранг соревнований и занятое место.

    В спортивной деятельности основным критерием оценки успешности спортсмена, общим для всех видов спорта, является спортивное достижение, как показатель мастерства и способностей спортсмена в условиях соревнований, отраженный в результате и его стабильности. Высшим спортивным достижением является победа в соревнованиях крупного масштаба, как показатель, отражающий максимальные возможности человека в данном виде спорта, на конкретном этапе его развития.

    Спортивная квалификация - «устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая итоги выступлений на спортивных соревнования за определенный отрезок времени» . Ее оценивают по среднему уровню спортивных результатов, их количеству, по особенностям соревнований, на которых достигнуты эти результаты. Стабильность, как многократное, относительно одинаковое по эффективности выполнение деятельности, выступает одной из основных предпосылок надежности деятельности в условиях соревнований. Стабильность результатов связана с психологическими особенностями спортсмена, что позволяет говорить о психической стабильности спортсмена, обеспечивающей его способность к созданию необходимого уровня готовности к соревнованию, к управлению психическим состоянием.

    Таблица 2 - Внутренняя (субъективная) оц енка спортивной успешности

    Показатели

    Показатели

    Негативное отношение к спорту

    Положительное отношение к спорту

    Недисциплинированность (нарушение режима.)

    Дисциплинированность

    Не успешность выступлений

    Успешность выступлений

    Низкий уровень сложности (трудности) упражнений

    Высокий уровень сложности (трудности) упражнений

    Не стабильность выступлений

    Стабильность выступлений

    Ошибочность выполнения соревновательных упражнений

    Безошибочность выполнения соревновательных упражнений

    Плохая физическая подготовленность

    Хорошая физическая подготовленность

    Плохое «чувство времени»

    Хорошее «чувство времени»

    Плохое «чувство темпа», «чувство ритма»

    Хорошее «чувство темпа», «чувство ритма»

    Низкая быстрота реакции

    Высокая быстрота реакции

    Низкий уровень мотивации

    Высокий уровень мотивации

    Низкий волевой самоконтроль (настойчивость, самообладание)

    Высокий волевой самоконтроль (настойчивость, самообладание)

    Эмоциональная неустойчивость

    Эмоциональная устойчивость

    Не способность к саморегуляции

    Способность к саморегуляции

    Индивидуальный стиль не выражен

    Ярко выраженный индивидуальный стиль

    Латентную оценку успешности составил интегральный показатель, также выраженный в 10 балльной шкале, который рассчитывался с учетом оценок судей, коэффициента трудности, разрядного коэффициента, сбавок, результата Олимпийского
    чемпиона (или чемпиона мира), лучшего результата прошедшего сезона, ранга соревнований, занятого места в определенном виде программы.

    Таблица 3 - Латентная оценка спортивной успешности по результатам анализа протоколов соревнований (на примере синхронных прыжков на батуте)

    Луч-
    ший
    резуль-
    тат
    про-
    шед-
    шего
    сезо-
    на,
    ранг
    соревн.,
    заня-
    тое
    место,
    вид
    про-
    грам-
    мы

    Оцен-
    ка
    судей
    тех-
    ники
    Оцен-
    ка
    судей
    син-
    хрон
    КТ Оцен-
    ка
    ОУ
    Оцен-
    ка
    судей
    тех-
    ники
    Оцен-
    ка
    судей
    син-
    хрон
    КТ Оцен-
    ка
    ПУ
    Сум-
    ма
    Сум-
    ма
    с разр.
    коэф.
    Рез-т
    Олимп.
    чем-
    пи-
    она
    м ж

    Экспертная оценка широко используется в спортивном судействе «в виде суммы баллов, выставляемых бригадой судей, каждый из которых оценивает спортивный результат по какой-либо шкале... за отдельные признаки качества соответствующие баллы включаются в сумму, будучи умножены на определенные коэффициенты (например, за сложность упражнения при прыжках в воду с трамплина)» .

    Итоговый показатель успешности рассчитывается по формуле:

    ЭОУсд= Оу/9 + Су/15 + Лу, где Оу, Су и Лу - объективный, субъективный и латентный компоненты успешности.

    Таким образом, разработанная экспертная оценка успешности спортивной деятельности позволяет учитывать множество показателей (25), отражающих субъективную и объективную стороны деятельности, а также количественно их оценивать, в стандартизированной 10 балльной системе (стенов). Для всех сложнокоординационных видов спорта общими выступают первые два аспекта успешности, а латентный показатель, учитывает специфику судейской оценки в конкретном виде спорта, несмотря на его интегральную оценку.

    Измерение количественно-качественных характеристик успешности спортивной деятельности позволяет научно-обоснованно подойти к разработке психоспортограммы вида спорта в целях совершенствования психологической подготовки спортсмена в целом, а также ее внешнего и внутреннего аспектов. Внешний аспект психологической подготовки проявляется в реализации определенной системы психомоторных процессов, которые характеризуют специфику вида спорта, внутренний - в многоуровневой системе свойств личности, общих и специальных, обеспечивающих гармоничное развитие спортсмена и реализацию потенциальных возможностей.

    Литература:

    1. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: учеб. пособие / Н.А. Батурин. -Омск: ОГИФК, 1988.
    2. Данилина Л.Н. Проблема психической надёжности в спорте: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.Н. Данилина, В.А. Плахтиенко. - М.: Гос. центр. ин-т физ. культуры, 1980.
    3. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: учеб. пособие для вузов по спец. «Физ. воспитание и спорт»: В 3 ч. / Е.И. Иванченко. - Минск: Четыре четверти, 1996.
    4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984.
    5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1997.
    6. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие для ст-ов пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / В.Л. Марищук [и др.]. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 1990.
    7. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997.
    8. Попов А.Л. Преемственность субъективности и объективности оценок результатов в избранном виде спорта при освоении психологии студентами физкультурного вуза / А.Л. Попов, Н.С. Шумова // Теория и практика физической культуры. - 2006 - № 6. - С. 12-14.
    9. Проблема комплексной интегральной оценки для управления спортивной деятельностью / Е.А. Грозин [и др.] // Спорт - науке, наука - спорту: Тез. докл. Всесоюз. конф., Новосибирск, 20-24 авг. 1984 г. / Акад. наук СССР Сиб. отделение. - Новосибирск, 1984.
    10. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь справочник / сост. Е.Н. Сурков; под ред. В.У. Агеевца. - М.: Физкультура, образование, наука, 1996.
    11. Психология спортивной деятельности: сб. ст. / науч. ред. П.А. Жоров и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1985.
    12. Психографический анализ спортивной деятельности и классификация психических качеств, определяющих уровень выступлений спортсменов на соревнованиях: метод. рекомендации / сост. М.В. Ермолаева, Н.А. Худадов; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физической культуры. - М., 1983.
    13. Психология и современный спорт // Междунар. сб. науч. работ по психологии спорта; сост.: А.В. Родионов, Н.А. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
    14. Суходольский ГВ. Основы психологической теории деятельности / ГВ. Суходольский. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.