Обобщение педагогического опыта "партнерство во имя детства". Государственная грантовая программа Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития Присоединение программе партнерство во имя мира

В январе 1994 года главы государств и правительств стран-членов НАТО на сессии Североатлантического совета в Брюсселе выступили с предложением учредить программы "Партнерство ради мира". Приглашение было направлено государствам, входящим в Совет Североатлантического сотрудничества, учрежденный в 1992 году, а также другим странам СБСЕ. В итоговом документе, принятом в 1994 году, имеется упоминание статьи 10

Вашингтонского договора о том, что "Североатлантический союз остается открытым для членства других европейских государств, способных отстаивать и развивать принципы этого договора и вносить вклад в обеспечение безопасности Североатлантического района". См.: NATO Partnership for Peace.- Brussels: NATO Office of information and Press, 10th January 1994.- P.1

Иными словами, данная программа рассматривалась как своего рода подготовительный этап для стран-кандидатов на пути интеграции в блок НАТО.

На вашингтонской встрече на высшем уровне руководители Североатлантического союза отметили успешную деятельность по программе “Партнерство ради мира” (ПРМ) в течение первых пяти лет. ПРМ представляет собой процесс, объединяющий союзников по НАТО и партнеров в рамках широкой программы совместной деятельности в области обороны и безопасности. Программа ПРМ характеризуется открытостью и гласностью, в ее мероприятиях могут участвовать все страны - члены НАТО и их партнеры.

Суть программы ПРМ - это партнерство между отдельной страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство будет реализовано совместно с НАТО.

НАТО выдвинула программу “Партнерство ради мира” в январе 1994 г. С целью повышения стабильности и безопасности в Европе. За время существования Партнерства ради мира к нему присоединились 30 стран: Австрия, Албания, Азербайджан, Армения, Беларусь, Венгрия, Болгария, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, бывшая югославская Республика Македония, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Швейцария, Швеция, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия и Эстония. Десять из этих государств-партнеров затем стали членами НАТО. См.: Североатлантический Союз и Партнерство во имя мира. Совместная безопасность.- Brussels, Belgium: NATO Office of information and press

Основные цели ПРМ, определенные в 1994 г., сохраняют свою актуальность. Они включают в себя:

повышение уровня открытости относительно национального военного планирования и формирования военного бюджета;

обеспечение демократического контроля над национальными вооруженными силами;

создание в отдаленной перспективе в государствах-партнерах сил с повышенными возможностями взаимодействия с силами государств - членов НАТО;

В настоящее время ПРМ является неотъемлемым элементом архитектуры европейской безопасности. Двухгодичная программа, в которой участвуют союзники и партнеры, в настоящее время предполагает проведение более 2000 мероприятий, от крупномасштабных военных учений до небольших семинаров с участием нескольких человек. ПРМ затрагивает практически все области деятельности НАТО.

Одним из основных принципов программы является использование процесса “самодифференциации”, в соответствии с которым государства выбирают из программы ПРМ те мероприятия, которые поддерживают направления их национальной политики и соответствуют их конкретным требованиям и финансовым возможностям.

Совет европейско-атлантического партнерства (СЕАП) служит общей политической основой отношений НАТО с государствами-партнерами, на котором союзники и партнеры могут обмениваться мнениями по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес.

Роль партнеров значительно возросла в повседневной деятельности ПРМ, особенно в связи с созданием “штабных элементов партнерства" в нескольких штабах НАТО, в которых офицеры стран НАТО и государств-партнеров совместно и на постоянной основе выполняют международные штабные функции. Группа координации программы находится в Бельгии в городе Монс. Она проводит военное планирование учений по программе "Партнерство ради мира".

В 1997 г. Союзники по НАТО приняли решение об углублении ПРМ путем усиления его оперативного аспекта и более широкого участия партнеров в принятии решений и планировании, а также укрепления аспекта политических консультаций.

Это решение было принято частично под влиянием опыта, накопленного в ходе многонационального сотрудничества в ходе миротворческих операций ИФОР (Силы по выполнению соглашения) и затем СФОР (Силы по стабилизации) в Боснии.

На Вашингтонской встрече главами государств и правительств была одобрена “Углубленная и более оперативная программа ПРМ”. Это решение было основано на уже накопленном опыте и обеспечивает направление развития программы оперативного партнерства в XXI веке.

Углубленная и более оперативная программа ПРМ строится на следующих трех элементах:

военно-политические рамки возглавляемых НАТО операций ПРМ;

расширенный и адаптированный процесс планирования и анализа (ППА);

углубленное практическое сотрудничество в военной и оборонной областях, охватывающее весь спектр сотрудничества по ПРМ.

Главным фактором третьего элемента партнерства является “Концепция оперативных сил и средств для возглавляемых НАТО операций ПРМ”, инициатива, в которой еще большее внимание уделяется повышению военной эффективности многонациональных сил. Она направлена на дальнейшее усиление военного сотрудничества с целью оказания содействия партнерам в создании сил, более способных к взаимодействию с силами государств - членов НАТО в ходе ликвидации кризисных ситуаций в будущем. Программа ПРМ продолжает развиваться, и Североатлантический союз рассматривает ее как динамический процесс, который приведет к постепенному сближению между НАТО и партнерами.

Таким образом, после окончания "холодной войны" ключевую роль в изменении стратегической обстановки в Евроатлантическом регионе сыграла политика североатлантического союза, направленная на развитие партнерских отношений с большим количеством стран из Восточной Европы и СНГ См.: Приложение №2, не входящих в НАТО. Партнерство в его различных формах способствует политическому диалогу и сотрудничеству в широком диапазоне направлений и помогает создавать евроатлантическую культуру безопасности, которой свойственна твердая решимость использовать международное сотрудничество в целях решения наиболее серьезных проблем безопасности как в самом евроатлантическом сообществе, так и за его пределами. Евроатлантическое партнерство также вносит свой вклад в процесс демократических преобразований, стимулируя и поддерживая военную реформу во многих государствах-партнерах. Оно способствует строительству современных боеспособных вооруженных сил и других институтов обороны, действующих под демократическим контролем, а также помогает государствам-партнерам преодолевать социальные и материальные последствия реформ.

«Партнерство ради мира» (Partnership for Peace — PfP)

“Партнерство ради мира” (ПРМ)- это программа двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельной страной-партнером, не являющейся членом альянса, на основе индивидуального плана взаимодействия, в соответствии с особыми потребностями данной страны.

История создания ПРМ.
Программа “Партнерство ради мира” была создана в 1994 году в рамках развития Совета североатлантического сотрудничества (ССАС), который первоначально был сосредоточен на многостороннем политическом диалоге и не предоставлял каждой стране-партнеру возможности по развитию индивидуального сотрудничества с НАТО. ПРМ значительным образом изменило данное положение дел. По сравнению с ССАС она имела следующие особенности:
. была открыта для всех государств, включая бывшие нейтральные и неприсоединившиеся страны Европы, а не только бывших членов Варшавского Договора, как это было с ССАС;
. была нацелена не только на диалог и сотрудничество, но и реальное партнерство;
. инициировала расширение НАТО.
Однако так же, как и ССАС, программа "Партнерство во имя мира" не обеспечивала гарантий безопасности государствам, входящим в нее, так как она преследовала более узкие цели. С точки зрения альянса, "Партнерство во имя мира" должно являться средством, позволяющим определить способности каждого партнера выполнять обязательства, которые возлагаются на каждого члена НАТО, и своеобразным полигоном, где эти способности будут подвергаться испытаниям".
В 1997 году был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), который стал преемником ССАС. ПРМ стала основой деятельности СЕАП.
В ноябре 2002 года на встрече в верхах в Праге были предприняты дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий и руководству деятельностью, в которой они участвуют.
За время, прошедшее с момента создания ПРМ, состав участников этой программы менялся. Некоторые государства вступили в НАТО, и перешли из категории «страна-партнер» в категорию «страна-член альянса». В числе таких стран можно назвать Албанию, Венгрию, Словению, Болгарию.

Цели и содержание ПРМ.
Главными целями ПРМ являются следующие:
. достижение прозрачности процесса военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств;
. внедрение демократического контроля над Вооруженными силами;
. обеспечение проведения международных операций;
. достижение уровня подготовки сил и средств, необходимого для помощи операциям, осуществляемым под эгидой ООН или с санкции ОБСЕ;
. повышение уровня знаний и умений, необходимых государствам-парнерам для участия в миротворческих, спасательных и гуманитарных операциях. Для этого в программу включены разделы о развитии военного сотрудничества с НАТО, подразумевающие осуществление совместного планирования; подготовку личного состава и проведение учений;
. расширение и активизация политического и военного сотрудничества в масштабе Европы, повышение стабильности, снижение угрозы миру, а также укрепление отношений путем создания духа приверженности практическому сотрудничеству и демократическим принципам Североатлантического альянса.

Официальной основой программы «Партнерство ради мира» является Рамочный документ, в котором излагаются конкретные положения для каждой из стран-партнеров. В соответствии с этим документом, каждая страна-партнер берет на себя ряд серьезных политических обязательств: сохранять демократическое общество; соблюдать принципы международного права; выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Хельсинкского заключительного акта и международных соглашений о разоружении и контроле над вооружениями; воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств; не нарушать существующих границ государств; разрешать споры мирным путем.

В рамках ПРМ страны-партнеры сотрудничают с НАТО на трех уровнях.

Первый уровень. Программа индивидуального партнерства (ПИП) (IPP - individual partnership programme).
ПИП является первым этапом сотрудничества страны-партнера с НАТО, осуществляемого в рамках ПРМ.
ПИП содержит в себе широкий спектр деятельности, по которому государство-партнер желает строить отношения с НАТО. Ежегодно в рамках ПИП проводится около 1500 мероприятий. Основное внимание уделяется участию военнослужащих государства-партнера в маневрах, проводимых НАТО.
Государства-партнеры на свое усмотрение выбирают деятельность и сообщают об этом руководству НАТО. Альянс в свою очередь изучает предложения и принимает проекты к реализации. Решение вопросов финансирования деятельности в большинстве случаев возлагается на государство-партнера.
ПИП, будучи одним из рабочих механизмов ПРМ, имеет широкие возможности по проведению учений и тренингов. Военнослужащие государств-партнеров приобщаются к военным знаниям в рамках упомянутой программы в учебных центрах в Обераммергау, Любляне, Будапеште, Анкаре и др.

Второй уровень. Программа планирования процессов и анализа (ППА) (PARP- planning and review process).
ППА считается вторым уровнем сотрудничества в рамках ПРМ. Таким образом, ППА преследует цель дальнейшего усиления существующего сотрудничества в рамках ПРМ.
ППА предполагает оценку оборонной сферы, в том числе и Вооруженных сил государства-партнера, который имеет намерение принять участие в многонациональных операциях, учениях НАТО. Цель заключается в достижении соответствия стандартам НАТО в определении и оценке сил, подготовленных к участию в многонациональных учебных, тренировочных и миротворческих операциях. Главное направление деятельности в рамках ППА составляет планирование взаимных действий, новых военных учений, миротворческих операций. С точки зрения качества, сотрудничество в рамках ППА считается выше, чем в ПИП.

Третий уровень. План действий индивидуального партнерства (ПДИП) (IPAP - individual partnership action plan).
ПДИП считается третьим уровнем сотрудничества в рамках ПРМ. ПДИП был объявлен открытым для государств-партнеров на Пражском саммите НАТО в ноябре 2002 года. ПДИП отражает конкретные мероприятия по интеграции в НАТО силового сектора государства-партнера. План в то же время устанавливает сферы, в которых государства - союзники НАТО могут оказать помощь государствам-партнерам, определяет пути повышения их учебных и тренировочных возможностей.
В ПДИП нашли отражение суть реформ в Вооруженных силах сотрудничающих с Альянсом государств, которые стремятся к членству в НАТО, вопросы подготовки необходимых в этом направлении планов и выбора оптимального бюджетного варианта для этой деятельности.

Кто участвует в ПРМ.
На сегодняшний день в программе «Партнерство ради мира» участвуют 22 страны: Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Финляндия, бывшая югославская республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Мальта, Молдова, Черногория, Россия, Сербия, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.


Печать

    Политика

    Павел Кухмиров

    Гонконг: Брендовая война

    Сценарий так называемых «оранжевых революций» одинаково эффективно применялся в разных концах мира. И в Восточной Европе он оказывался не менее действенным, чем в Северной Африке. Возможно, одна из причин такой эффективности заключена в высоком уровне гибкости данной схемы. По сути, классический «оранжевый сценарий» — это базовая, универсальная модель, на которую «накручивается» местный колорит. И дополнительные…

    26.10.2019 16:37 10

    Политика

    Эль Мюрид

    Латиноамериканская весна

    Вчера прошла массовая манифестация еще в одной латиноамериканской стране — Уругвае. Там была своя внутренняя повестка — люди протестовали против закона, позволяющего полиции для пресечения противоправной деятельности и борьбы с преступностью нарушать права людей на неприкосновенность жилища, арестовывать на улицах — все это было названо «мерами по усилению безопасности». Преступность, стоит отметить, в Уругвае выходит…

    26.10.2019 14:02 17

    Политика

    Павел Кухмиров

    Хор с прогибом

    Три самых прекрасных на свете зрелища - это огонь в камине, звёздное небо над головой и то, как разваливаются чужие иллюзии. Особенно тогда, когда есть возможность не слишком благородно, но от этого с не меньшим удовольствием сказать: ну, я же говорил. Или что-нибудь в этом роде. И ведь часто по поводу таких иллюзий заранее бывает…

    26.10.2019 13:49 28

    Политика

    ИА Красная Весна

    Антисоциальная политика ослабляет РФ в новой холодной войне - педагог МГУ

    Противостояние России и США Скопина Ольга © ИА Красная Весна Антисоциальная политика российских властей ослабляет государство и играет на руку противникам России по холодной войне, заявил старший преподавать факультета государственного управления МГУ, кандидат политологических наук Артем Косоруков 25 октября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна. Педагог согласился, что результаты соцопроса АКСИО-8, проведенного Агентством по культурно-социальным исследованиям общества (АКСИО) в…

    26.10.2019 13:39 16

    Политика

    RUPOSTERS

    Нацбанк Украины поместил на самую крупную купюру русского ученого, отказавшегося от украинского гражданства

    Национальный банк Украины презентовал новую банкноту номиналом в 1000 гривен, которая стала самой крупной купюрой в стране. Банкнота, которая поступила в оборот 25 октября, выполнена в голубой гамме - общем цвете для нового поколения украинских купюр. Она имеет более 20 элементов защиты. На лицевой стороне банкноты изображен русский академик Владимир Вернадский. «Избран за выдающийся вклад в историю Украины…

    26.10.2019 12:24 15

    Политика

    Про обыски в компаниях Олега Дерипаски в Великобритании

    фото: Олег Дерипаска В британской компании Terra Services Ltd, которая владеет недвижимостью Олега Дерипаски в Великобритании, на прошлой неделе прошли обыски. Несмотря на то, что Дерипаска переписал ее на своего кузена Павла Езубова и свою мать Валентину Дерипаску, американские власти пытаются получить документы компании, которая подозревается в отмывании денег и уклонения от уплаты налогов. Обыски…

    25.10.2019 23:15 23

    Политика

    Редакция "Народного Журналиста"

    Путин. Год за годом. 2003

    В этой серии: — вoйнa в Ираке; — арест Мавроди, основателя МММ; — дело Юкоса; — российско-украинский конфликт вокруг косы Тузла; — оборотни в погонах или как «Единая Россия» навсегда победила коррупцию в органах; — «зоолетие» Петербурга; — удвоение ВВП. Ранее вышли выпуски: 1999 г и 2000 г Как начинал В.В. Путин? «Год за годом» (видео,…

    25.10.2019 20:25 71

    Политика

    Конституционные оппозиционные чтения. 16.2. Парламент России

    Статья 164. Выборы палат Народного собора России 1. Депутаты Земского собрания избираются в субъектах России на всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании на срок… (Внимание, это новшество. - С.С.) … от двух до пяти лет в соответствии с уставами субъектов России. Депутат Земского собрания начинает осуществлять свои полномочия с момента объявления итогов голосования избирательной комиссией субъекта России. Сами субъекты России сочтут, что для них более правильно:…

    25.10.2019 17:50 13

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Возможна ли война ради рейтинга и усиления диктатуры? — Новости

    Анализс событий со Степаном Сулакшиным. Россия готовится к проведению «широкомасштабной военной агрессии», и эти планы «вполне очевидны», заявил замначальника Генерального штаба вооруженных сил Украины полковник Алексей Таран. По его словам, Киев готовится отразить агрессию по всей украинской границе — пшет изд.Коммерсант. Вторая новость: Глава РУСАДА признал подмену данных московской лаборатории Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА…

    25.10.2019 17:39 28

    Политика

    Русранд Степан Степанович Сулакшин

    Нужно объединяться, но как и с кем?

    ВОПРОС: Почему, как думаете, многим не хватает смелости или воли объединиться? В чем скрытые механизмы препятствующие объединению людей? С.С.СУЛАКШИН: Вопрос актуальный, я о нём постоянно думаю. Смелость - это качество, отмеренное разным людям по-разному. Кроме того, есть ведь обстоятельства, которые делают человека несвободным в использовании своей смелости: ответственность главы семьи, например, госслужащего или росгвардейца обеспечивать своих детей, свою семью. Его смелость в политическом поведении

    25.10.2019 15:02 35

    Политика

    Эль Мюрид

    База

    Центрально-Африканская Республика рассматривает вопрос о строительстве российской военной базы на своей территории. Ожидаем взрыв эмоций на телевидении и воплей о продвижении национальных интересов в клоаках мира. (В скобках стоит отметить, что у империалистического государства нет и не может быть национальных интересов — их полностью подменяют интересы правящей клики). Военная нагрузка на страну растет уже весьма…

    25.10.2019 14:54 29

    Политика

    Анна Коваленко

    ФСБ готовится отключать связь с целыми странами

    фото отсюда ФСБ хочет получить право отключать связь с целыми странами на срок до полугода, если с этих территорий будут поступать звонки с ложными сообщениями о терактах, выяснил РБК. Такие полномочия могут появиться у ведомства после вступления в силу разработанных по поручению Совбеза поправок в закон «О связи». Какой именно вид трафика должен блокироваться до конца не…

    25.10.2019 13:06 14

    Политика

    Любовь Донецкая СНЖ

    «Шагреневые» Народные Республики

    Фото: Мемориальный комплекс на Саур-Могиле, ДНР Я не вижу, какой толк говорить, что «мельницы богов мелют медленно»: это лишь затемняет справедливость и позволяет угаснуть страху за совершенные преступления. (Плутарх) Как известно, магический талисман, который описал Оноре де Бальзак, уменьшался, когда исполнял желания своих хозяев, вплоть до полного исчезновения и самой шагреневой кожи, и ее живущего…

    25.10.2019 0:04 159

    Политика

    Елена Земскова

    Летят рубли в жаркие страны

    Россия обещает никогда не относиться к Африке «по-хищнически».© Фото с сайта www.kremlin.ru Депутаты Госдумы не могут полностью профинансировать горячее питание для российских школьников, но всегда готовы раскошелиться ради новых заморских друзей. В то время как в России звучат возмущенные голоса по поводу списания многомиллиардных долгов странам Африки, в Госдуме взялись отстаивать важность этого внешнеполитического направления….

    24.10.2019 22:51 32

    Политика

    Русранд Степан Степанович Сулакшин

    Университет оппозиции. Политическая программа: что, как и зачем? №17 Внешняя политика и экономика

    24 октября в 20:00 следующая передача цикла, посвященного детальному разбору Программы Сулакшина. Присоединяйтесь. Политическая оппозиция обязана быть умной и просвещенной,только тогда возможна ее победа и оздоровление нашего Отечества! Тема выпуска №17 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА Ведущий: Степан Степанович Сулакшин

    24.10.2019 18:50 17

    Политика

    Российская газета

    Гроб с телом Франко доставили на вертолете под крики «Вива, Франко»

    Фото: Константин Волков, РГ Белый вертолет с надписью Respublica доставил из пантеона в «Долине павших» гроб с останками испанского диктатора Франсиско Франко на кладбище Мингоррубио под крики» Вива, Франко» и франкистские приветствия с вытянутой рукой. У входа на кладбище перед оцеплением полиции собрались порядка двухсот поклонников испанского диктатора. Некоторые надели франкистские пилотки с кисточками или…

    24.10.2019 16:35 49

    Политика

    RUPOSTERS

    Немецкий детектив передумал отдавать следствию доказательства по крушению MH17

    В Германии детектив Йозеф Реш передумал делиться со следствием уникальной информацией по крушению Boeing 777 на Донбассе в 2014 году. Он полагает, что международная группа не предпринимает реальных попыток раскрыть дело. Как сообщает РИА Новости, ссылаясь на адвоката Йозефа Реша, следователь не видит поддержки, о которой он публично просил. Кроме того, у него есть вопросы…

    24.10.2019 16:09 47

    Политика

    ИА СеверПост

    Фото: Pikene po broen Московская комиссия по помилованию рекомендовала президенту помиловать осуждённого за шпионаж гражданина Норвегии Фруде Берга. Об этом сообщила член комиссии, уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева. Берг ранее подал прошение о помиловании. Комиссия его рассмотрела и приняла положительное решение. «Документы направлены в администрацию президента России», — сказала Потяева по информации Интерфакс. Бывшего офицера погранкомиссара…

    24.10.2019 14:26 19

    Политика

    ИА Новороссия

    Сивохо пообещал ментально вернуть дончан на Украину

    Украинский юморист, а ныне советник секретаря СНБО по вопросам «реинтеграции и восстановления оккупированных территорий Донбасса» Сивохо заявил, что намерен предлагать органам власти определенные идеи по гуманитарной политике в отношении ДНР и ЛНР, и принятые к исполнению предложения будут затем доноситься обществу. «Это как раз моя главная задача (ментально вернуть жителей ДНР и ЛНР на Украину….

    23.10.2019 17:41 25

    Политика

    Владимир Викторович Волк Русранд Самое интересное

    «Калибры» отсырели или ждём «дранг нах Остен» с берегов Азова?

    Конгресс США обратился к Госдепартаменту с требованием признать террористической организацией украинский нацистский полк «Азов», базирующийся под Мариуполем. Справедливо, хотя и неожиданно. Неожиданно, прежде всего, для Кремля, который бравируя то советской, то русской, то миротворческой риториками в отношении украинских нацистов, так до сих пор и не назвал официально вещи, события и понятия своими именами. А главное - не предпринял никаких жёстких, усмиряющих разгул нацизма и террора мер. Кроме пресловутого «минского сговора»,…

    23.10.2019 17:31 99

    Политика

    Эль Мюрид

    Фоновая картинка

    У заключенного в Сочи соглашения по Сирии между двумя оккупантами — Россией и Турцией — есть несколько моментов, на которых в угаре телевизионных славословий никто внимания не обращает. Такой фон, который пока заслоняется угаром победных сообщений. И первый же момент весьма очевиден. На сегодняшний момент в Сирии находится от полутора до двух тысяч военных полицейских…

    23.10.2019 16:47 42

    Политика

    Святослав Князев

    Впереди полный запрет образования на Украине на русском языке

    Это игра с прицелом на будущее 29-летняя министр образования и науки Украины Анна Новосад заявила в эфире телеканала «Прямой» о грядущем полном запрете в стране образования на русском языке. «Русскоязычные школы еще есть. Но с сентября 2020 года такие школы переходят на украинский язык обучения… А школы с языками нацменьшинств, которые относятся к языкам Евросоюза, – с…

    23.10.2019 14:37 38

    Политика

    Русранд Степан Степанович Сулакшин

    #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы. №36 ◄22.10.2019

    С чего начинается познание мира и осознание себя в этом мире? Понимание своего положения и своего долга, решения на следующий шаг? С вопроса! Задай себе 1000 вопросов и заработает твоя мысль. Ты переберешь 1000 вариантов и найдешь ответ. В науке говорят - самое сложное это задать вопрос, поставить задачу. Именно об этом передача на канале Сулакшина на ютубе «Страна станет другой! Вопросы и ответы». Свой вопрос можете отправить на…

23 мая 2007 года произошло событие, которое пока глубоко не отпечаталось в массовом сознании и, не исключено, считается многими россиянами малозначительным, хотя в действительности может коснуться буквально каждого. Госдума в срочном порядке ратифицировала соглашение, заключенное с государствами - участниками НАТО и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради мира», о статусе их сил. Исход дела решило традиционное единодушие «единоросов», хотя думские фракции КПРФ и ЛДПР пытались сопротивляться ратификации.

Россия присоединилась к соглашению в апреле 2005 г. Сегодня в нем участвует 41 государство, включая членов Североатлантического блока, а также большинство стран-членов СНГ.

Накануне за ратификацию соглашения и дополнительного протокола к нему высказались два профильных комитета Думы - по международным делам и по обороне. В их аргументации преобладали благостные тона: документы отвечают интересам Российской Федерации, их ратификация позволит усилить переговорные позиции при решении вопросов нахождения российских войск за рубежом, а также при организации российского воинского транзита, в том числе в Калининградскую область. Соглашение позволит гарантировать права российских военнослужащих, принимающих участие в совместных мероприятиях в рамках программы «Партнерство ради мира», значительно упростить организацию въезда-выезда за границу военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей (без оформления загранпаспортов и виз). Кроме того, реализация соглашения обеспечит на принципе взаимности ввоз и вывоз боевой техники, транспорта и других средств, необходимых при проведении мероприятий в сфере военного сотрудничества, без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Бесспорно, кому-то из наших сограждан жизнь облегчится. Но выигрыш для малого числа людей (в самом деле, много ли у нас выезжает в служебные командировки по военной линии, да и надо ли умножать их число?) при ближайшем рассмотрении оборачивается огромным, а то и непоправимым проигрышем для всех. Самое главное: в заключении профильных комитетов ушло в тень: действие соглашения распространяется не только на российских военных на территории других государств, но и на иностранные воинские контингенты на территории России.

В этом положении, как представляется, и зарыта собака. Правда, Комитет по международным делам оговорился, что присоединение РФ к соглашению «отнюдь не предусматривает автоматическое согласие России на прием иностранных контингентов на своей территории». Рассмотрение такого рода просьб и совместных планов военного сотрудничества, мол, будет являться в каждом конкретном случае предметом отдельных договоренностей между заинтересованными государствами - участниками соглашения.

А вот в это что-то не верится. Когда осенью 2006 года сорвалось проведение в Нижегородской области совместных учений российских Вооруженных сил и войск НАТО «Торгау-2006», Сергей Иванов как раз и объяснил его отмену отсутствием юридической базы, а предварительная договоренность-то была. Сегодня такая база создана, и именно она (а не какие-то частные «договоренности») будут решать исход дела. Тем более, что необходимость (как и возможность) пребывания наших воинских контингентов в США, Германии, Великобритании, Бельгии крайне сомнительна, а вот тяга США и НАТО к контролю за российской территорией бросается в глаза.

Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, отвечая на такого рода предположения журналистов, попытался сместить акценты. Речь идет, заявил он, не только о военном сотрудничестве, но и о взаимодействии служб при осуществлении спасательных операций в ходе техногенных катастроф, пожаров, спасательных операций на море. Кто спорит: сотрудничество в этих областях необходимо, но почему нельзя отрегулировать его правовые аспекты без предоставления «зеленого коридора» иностранным войскам?

А кроме того, только г-н Косачев полагает, что соглашение о статусе сил затевалось в основном в гуманитарных целях. Вот западные партнеры придерживаются иной и, сдается, отвечающей их истинным намерениям точки зрения. В представленном на днях сенату США докладе командующий Европейским командованием генерал Бантц Крэддок в открытую заявил: «Наши амбициозные планы по практическому сотрудничеству с Россией не реализованы отчасти из-за отказа Госдумы ратифицировать соглашение о статусе сил "Партнерство во имя мира", которое позволило бы вооруженным силам альянса проводить учения на российской территории (выделено нами. - Ю.Р. )».

Может сложиться ощущение, будто российские законодатели творят в башне из слоновой кости. Было спланировано ратифицировать указанное выше соглашение, - и депутаты настойчиво шли к цели, не обращая внимания на «неудобную» действительность. Ситуация своим абсурдом напоминает ту, что сложилась в последние дни перед войной и даже в ее первые часы: на нашу землю уже падали фашистские бомбы, гибли мирные люди, а к Бресту из глубины страны по-прежнему спешили эшелоны со стратегическими материалами: как же, под ранее подписанные контракты с Гитлером составлены графики и их обязательно надо выполнять. Во что вылилась такая пунктуальность - хорошо известно.

Стремление к обязательности, пунктуальности в политике - вовсе не предполагает близорукости. Линия поведения наших партнеров по программе «Партнерство ради мира» более чем наглядно свидетельствует, что не торопиться ратифицировать соглашение надо, а признать ошибочность присоединения России к этой программе и заморозить свое участие в ней.

Судите сами: несмотря на широковещательность заявлений об эффективности совместной борьбы с международным терроризмом, не пойман ни один террорист, и в то же время ни для кого не секрет поддержка со стороны ряда западных стран и международных организаций террористов, орудующих на территории России. Совместные с натовцами учения и тренировки носят локальный и скорее демонстрационный характер, дающий пользу только Брюсселю, который получает возможность назойливо внедрять в общественное сознание мысль о «транспарентности» и «совместимости» стандартов военных систем на Западе и Востоке. Много, очень много слов о «партнерстве», о необходимости диалога во имя отказа от стереотипов взаимного восприятия.

А на деле - непрекращающееся движение НАТО на восток путем поглощения уже не только бывших стран социалистического содружества, но и бывших советских республик, публичное - впервые после развала СССР - причисление России к странам, представляющим несомненную военную угрозу для США, реализация американских планов по размещению элементов собственной ПРО в Восточной Европе. Совершенно не отвечает духу сотрудничества, декларируемому между Россией и НАТО, ситуация вокруг адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Страны блока открыто заявили, что не ратифицируют договор, пока Россия не ликвидирует свои базы в Грузии и Молдавии.

Большинство указанных событий произошли уже после того, как Россия подписала соглашение о статусе сил, так что поводов задуматься у российских парламентариев было много.

В самый канун ратификации появилась новая пища для размышлений. Упомянутый выше генерал Крэддок, командующий Европейским командованием вооруженных сил США, в докладе сенату прямо заявил, что «российские стратегии последнего времени по расширению влияния идут вразрез с безопасностью США и НАТО». Госсекретарь США Кондолиза Райс, побывавшая в Москве перед ратификацией Думой соглашения о статусе сил "Партнерство во имя мира", также сделала заявление, которое при всем желании «партнерским» не назовешь: Вашингтон, мол, учитывает интересы России, но не собирается отказываться от намерения разместить элементы системы ПРО в Чехии и Польше.

Казалось бы, что еще нужно, чтобы насторожиться и уж, по крайней мере, не форсировать ратификацию соглашения, дающего односторонние преимущества военному блоку, который явно угрожает нашей национальной безопасности. Но - нет: собралась нижняя палата и за несколько часов все решила…

Предположение, будто российские парламентарии творят в башне из слоновой кости, могло бы иметь место, если бы не знать о «податливости» большей части депутатского корпуса. В политической наивности, в оторванности от грешной земли их не заподозришь.

Обращает на себя внимание два обстоятельства. Первое: думские руководители делают акцент на выигрыше от такого соглашения для российских военнослужащих. Преимущества же, которые получают на нашей земле иностранные военные, остаются почему-то «за кадром». Такая акцентировка по меньшей мере странна: законное пребывание иностранных войск на российской земле, тем более представляющих военный блок, ведущий враждебную России политику, далеко не рядовое событие. По крайней мере, новейшая история России (СССР) аналогий не знает.

Второе: западные партнеры не просто лоббировали ратификацию соглашения Госдумой, а прямо давили на российскую сторону. Это следует из слов Сергея Иванова, еще в прежнем статусе вице-премьера - министра обороны РФ принявшего участие в феврале 2007 г. в неформальном заседании Совета Россия - НАТО в Севилье. Их стоит процитировать полностью, учитывая, что Иванов держал речь не перед соотечественниками, а перед своими коллегами из Североатлантического блока: «Несколько слов о состоянии дел относительно ратификации Государственной Думой России Соглашения о статусе сил… Этот вопрос постоянно поднимается на российско-натовских встречах различного уровня. В настоящее время продолжается работа, нацеленная на запуск официальной государственной процедуры ратификации Соглашения. Повлиять на ускорение этого процесса мы не можем по причинам, не зависящим от Минобороны России».

Слышите нотки извинения в словах заместителя главы российского правительства? С чего бы это?

Чем объясняется та настойчивость, с которой натовцы постоянно и на всех уровнях поднимали вопрос об ускорении ратификации соглашения? Неужели причина в трогательной заботе о российских военных, которых, не дай Бог, занесет на чужую территорию? Вряд ли. Их, безусловно, волновало снятие любых юридических преград на пути движения на российскую территорию собственных контингентов.

И тут возникает новая серия вопросов, на которые граждане России вправе получить, но так и не получают исчерпывающие ответы. Традиционное объяснение, к которым прибегает власть (процитируем того же Сергея Иванова) - ратификация соглашения «с юридической точки зрения должна существенно облегчить подготовку и проведение совместных учений как на многонациональной, так и на двусторонней основе» - и слишком лаконично, и отдает лукавством.

Уже не выглядят мифическими догадки, высказываемые левыми силами о том, что воинские контингенты натовских стран, для которых расчищается путь на российскую территорию, будут предназначены не столько для пресловутых учений, сколько для охраны и обороны иностранной собственности, масштабы которой в нашей стране постоянно возрастают.

И еще одно. Напомним: законопроект внес в Госдуму Президент России. Как соотнести этот шаг с той же Мюнхенской речью В.В. Путина? Неужели достаточно одного визита в Москву Кондолизы Райс, чтобы заявленный перед мировым сообществом более самостоятельный внешнеполитический курс обернулся возвращением в обоз Госдепа и Пентагона?