Коррекционно оздоровительные игры. Дошкольное воспитание

Лилия Баляева Николаевна
УМК как средство обучения детей основам татарского языка для русскоязычных и русского для татароязычных детей

Выступление на педсовете на тему :

«УМК –как средство обучения детей основам татарского языка для русскоязычных и русского для татароязычных детей ».

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды , проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.

Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30 .12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г . г. «Килчк» , в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческими группами, созданными Министерством образования и науки Республики Татарстан , разработаны учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан .

В связи с новыми подходами в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, творческими группами городов Казань и Набережные Челны были разработаны :

1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык » , творческая группа под руководством Гаффаровой Сабили Муллануровны;

2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сйлшбез » - «Говорим по-татарски » , творческая группа под руководством Зариповой Зифы Мирхатовны, Кидрячевой Р. Г;

3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Туган телд сйлшбез» , творческая группа под руководством Хазратовой Файрузы Вакилевны, Зариповой Зифы Мирхатовны;

4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «Мктпкч яшьтгелр лифбасы : авазларны уйнатып» (для татароязычных детей ) автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку ) автор Шаехова Резеда Камилевна.

Показ слайдов.

Инновация учебно-методических комплектов в обращении к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр , сказок,мультфильмов. Основная цель учебно-методических комплектов - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста.

Главной задачей освоения учебно-методических комплектов является обучение детей правильно и красиво говорить (формирование грамматического строя речи, фонетического и лексического уровней языковой системы , развитии связной речи).

Показ слайдов. (что входит в УМК)

В средней группе-67 ,старшей-107,подготовительной группе-167 слов. (показ слайдов) .

В нашем детском саду работает программа УМК. УМК-это не только использование словесных методов,а также практическая работа в индивидуальных тетрадях. Используются в работе аудиодиски (мультфильмы,музыкальные сказки,аудиоуроки на татарском языкедля каждой возрастной группы).

Провелась выставка наглядного материала,показаны способы использования игр при закреплении пройденного материал

Внедрять новую систему начали в первых классах, сейчас преподавание по методике Мещеряковой ведется и во вторых классах. Особенность новой системы в том, что обучение русскоязычных детей начальных классов татарскому языку ведется в непринужденной игровой форме. «Знаем, что не всем детям удается заговорить на татарском языке. И проблема, как раз, в методике преподавания. Но коммуникативные технологии, если их правильно использовать, конечно, помогают. Нам говорят, что учебники не те. Но учебники – это лишь инструмент для работы учителя, самое главное – методика преподавания предмета, то есть правильные приемы, методы и технологии», – отметила начальник отдела развития дополнительного профессионального образования Минобрнауки РТ Роза Шаяхметова. По ее словам, промежуточные итоги подтвердили эффективность методики. «Эту технологию надо использовать. Методика неплохо работает, потому что детям и их родителям нравятся такие уроки. Раньше они просто списывали упражнения, занимались грамматикой, выучивали наизусть длинные стихи или прозу, но плохо говорили на татарском языке. Учителя тоже рады, что есть эффект», – заметила собеседница информагентства. По словам учителя татарского языка и литературы казанской гимназии № 102 им. М. С. Устиновой Тулкунай Абдулбариевой, уроки проходят очень динамично, интересно и весело. «Урок полностью построен на игровых моментах. Причем, все игры разные – на развитие внимания, коммуникативных навыков. Я своим детям сказала: “А вы верите, что мы с вами довольно скоро будем говорить по-татарски, и вы будете все понимать и даже сможете мне ответить?” И потом они убеждаются, что так оно и есть, потому что это очень естественный процесс. Сначала бывает достаточно трех слов – эйе, юк и тугел. Как и все дети в силу своего возраста, они заинтересованы в изучении чего-то нового. Изучая иностранный для себя язык, дети познают мир», – поделилась она. Тулкунай Абдулбариева считает, что система интересна еще и тем, что она коренным образом меняет отношение родителей к такому предмету, как татарский язык, формирует особое восприятие детей к обучению и позволяет учителю развиваться. «Я бы назвала такие даже чудесные моменты в моей десятилетней практике, когда русскоязычные дети заявили, что хотят стать учителями татарского языка. Естественно не все, но есть те, кому стала интересна эта профессия. Это очень приятно слышать от маленького ребенка, видеть его восторженные глаза. То есть, идет некоторая популяризация нашей профессии пусть и среди детей, – сказала она. – Мне одна родительница призналась, что ее ребенок татарский язык делает с большей радостью, чем какой-либо другой предмет. Такие слова – одна из самых высоких оценок нашей работы в данной системе». Главная цель занятий – научить детей разговаривать на неродном для них языке. «То есть, мы не изучаем лингвистические знаки, мы учимся говорить, формируем речь. А речь у ребенка формируется непосредственно во время игры. Это наиболее приемлемая для ребенка сфера. Нужно уметь коммуницировать», – добавила учитель. На уроках, которые длятся 45 минут, ребенок, например, берет на себя роль учителя, а педагог становится учеником. Или, к примеру, разыгрывается ситуация в магазине, где кто-то играет роль продавца, а кто-то – покупателя. «За основу берутся простые жизненные ситуации. Речь формируется от начала до конца. При этом система позволяет не только развивать речь, но и открывает артистические способности, дарования ребенка», – заверила Тулкунай Абдулбариева. «В процессе игры у ребенка вырабатываются глагольные формы, которые помогают составлять предложения, – поддержала Роза Шаяхметова. – Пока только небольшое число учителей задействованы в этом проекте. Педагогов надо готовить, обучить работать по данной системе. Система повторяет естественный путь овладения родным языком, формирует у детей правильное произношение, учит, “играя”, вызывая любовь к татарскому языку и желание разговаривать на нем. В ходе обучения педагоги изучают методику преподавания татарского языка как неродного. Учителю необходимо подготовиться к каждому уроку очень тщательно. Учитель, погрузивший детей в языковую среду (уроки ведутся полностью на татарском языке), становится для детей истинным носителем языка и транслятором культуры татарского народа. Формируется у учеников позитивное отношение к татарскому языку и культуре. Количество часов в неделю на изучение татарского языка такое же – три плюс один». Она сообщила, что специфика методики заключается в том, что ее автор еженедельно встречается с учителями, просматривает их видео-уроки, дает консультации для совершенствования преподавания. Учитель начальных классов и татарского языка казанской гимназии № 8 Альбина Ваганова также работает по данной системе второй год. «Система отличается от традиционной, классической, тем, что здесь нет перевода. Мы не пользуемся словарями, но дети понимают лексику через образы. У нас на уроках очень много наглядных материалов, игрушек. Также у нас большое количество аудирования. Ребенок слушает диск дома, на уроке этот же материал прослушивает через учителя. Изо дня в день, играя, ребенок повторяет ситуативные упражнения, то, что происходит на самом деле у нас в жизни. То есть, игры в магазин, буфет, школу – это то, с чем они сталкиваются каждый день. А на уроке ситуации просто проигрываются», – проинформировала она. Особенно радует, по словам Альбины Вагановой, что дети не замечают, как проходит урок. «За целый урок используем по 12 – 13 игр. И все это так системно, последовательно, одна игра из другой вытекает, и герои сказочные к нам приходят. Учителю на уроке приходится быть и актером, и певцом. У нас используются и музыка, и окружающий мир, и математика. Мы уже считаем до ста. И результаты детей нас окрыляют, они с желанием ходят на урок, родители тоже довольны», – рассказала она. Помогают детям в изучении татарского языка специально разработанные по этой системе рабочие тетради, которые дети получают в школьной библиотеке. «Рабочие тетради очень наглядные, они идут вместе с аудиодиском. Дети, прослушивая диск, выполняют задания, могут разукрасить в тетради, соединить что-то стрелочками. Много письма здесь нет. И нет такого, что мы даем грамматику», – заметила Альбина Ваганова. Учитель татарского языка и литературы казанской школы № 117 Фания Гаязова тоже убеждена, что заинтересовать русскоязычных школьников изучению татарского языка можно, правильно используя на уроках коммуникативные технологии. «Мы обучаем детей общению, а не структуре языка. У нас очень много лексики, и мы мало времени уделяем письму. Дети очень охотно ходят на уроки, занимаются с интересом, потому что они не устают, не боятся ошибиться. Наши дети не сидят за партами, они располагаются на стульях, которые выставляются полукругом. Для чего это необходимо? Так им удобно вставать во время игры, двигаться, – поделилась она. – Если ребенок не понял вопрос, не может ответить, то учитель наводящими вопросами помогает ему или же спрашивает другого ученика. Мы часто на уроке используем жесты, мимику и движения». Фания Гаязова подчеркнула, что всю необходимую лексику и грамматику ребенок получает в ходе игры, и дети все запоминают без перевода. «Еще на занятиях мы много поем. Лексику дети запоминают, в том числе, по песням. Только в первом классе выучили 24 песни. Причем дети с таким желанием поют, – заключила она. – Мы очень благодарны, что нам дали возможность поучаствовать в этой системе. Мы теперь знаем, как нужно работать в русскоязычной аудитории, потому что татарский язык для русскоязычных детей – это иностранный язык. И мы сейчас преподаем его как иностранный». Справка В целях повышения качества преподавания татарского языка как неродного с 2016 – 2017 учебного года начата реализация проекта «Методическая сертификации учителей татарского языка, работающих в русскоязычных группах школ Республики Татарстан». 100 учителей татарского языка, работающие в русскоязычных группах первых классов (1363 обучающихся) 78 школ Казани и Набережных Челнов стали участниками данного проекта. Утверждена «Дорожная карта» методической сертификации учителей татарского языка, работающих в русскоязычных группах школ Татарстана. Оператором проекта выступает государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан». В 2017 – 2018 учебном году расширилась география участников проекта, соответственно, увеличилась количество учителей татарского языка, работающих по нему. Это пять городов и два района. Новых участников проекта 200 человек: Набережные Челны – 70 человек, Альметьевск – 15 человек, Нижнекамск – 15 человек, Казань – 70 человек, Зеленодольский район – 20 человек, Верхнеуслонский район – 5 человек, Лаишевский район – 5 человек. Таким образом, в 2017 – 2018 учебном году по авторской системе В. Мещеряковой преподают татарский язык 300 учителей республики. Участвуют 5733 школьника первых и вторых классов (4370 человек – 1 классы, 1363 – 2 классы) школ Татарстана. Например, это лицеи №№ 116, 121, гимназии №№ 6, 52, 19, 3, 122, 102, школы №№ 33, 117, 161, 72, 64 Казани.

Обучение татарскому языку русскоязычных детей в ДОУ

Обучение татарскому языку русскоязычных детей в ДОУ

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Учитывая возрастные особенности детей, и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, в саду проводятся занятия по изучению татарского языка с русскоязычными детьми. В конспектах НОД ставятся такие задачи:

*повышение у детей словарного запаса;

*участие детей в диалогах, развитие у детей памяти, воображения;

*вызвать у детей интерес к татарскому языку;

*воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

*познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями Нижнекамска и т.д.

Данная методика была разработана специально для детей - облегчённый вариант, в игровой форме. Они будут учить разговорный язык. Есть норма - к первому классу ребёнок должен знать 167 татарских слов. По мнению разработчиков программы, этого будет достаточно для погружения ребёнка в языковую среду и начала изучения татарского языка по-взрослому - в школе.

В средней группе работаем по проекту «Минем өем» («Мой дом»), который включает в себя следующие темы: «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар», «Саннар», «Кабатлау». На занятиях используется информационно- коммуникативные технологии, игры- ситуации, наглядные материалы, аудиозаписи, мультфильмы по сказкам татарских писателей. Так же дети выполняют задания на рабочих тетрадях.

Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

В старшей и подготовительной группе расширяются и углубляются знания по темам. Проекты называются в старших группах «Уйный-уйный үсәбез» («Растём, играя»), в подготовительных - «Без инде хәзер зурлар-мәктәпкә илтә юллар» («Скоро в школу»). У детей формируются умения:

* различать речь на татарском и родном языках;

* понимать речь на татарском языке в пределах изученных тем;

* задавать вопросы;

* выражать просьбу, желание, потребности, необходимость чего-либо;

* пересказывать небольшие по объёму тексты;

* составлять рассказ по картине и наблюдениям;

* рассказывать стихотворение, считалки, петь песенки, сказки.

Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.

Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей.

Лексический минимум по учебно - методическому пособию для русскоязычных детей по татарскому языку.

Страница 1 из 3

На 4-м году жизни здорового ребенка имеются возможности для развития более точного выполнения движений. Ребенок охот-но подчиняется ритму движения, становится более самостоятель-ным в практической деятельности. Он не боится спрыгнуть с вы-соты 30-40 см, в длину прыгает на 60 см и без страха взбирается по лестнице, особенно если уже был к этому подго-товлен. Задача родителей — развивать у ребенка ловкость и бы-строту реакции, вырабатывать у него правильную осанку и легкую, красивую походку. В этом возрасте уместно начать (в игровой форме) обучение ходьбе на лыжах и плаванию.

На 5-м году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмически согласованные про-стые движения, делает большие успехи в прыжках, метании и бе-ге и, чтобы не отстать в развитии, нуждается во все более слож-ных заданиях.

На 6-м году жизни ребенок должен показать, что им освоены все основные виды движений. Его нужно подготовить не только умственно, но и физически к школьному образу жизни, к сосре-доточенной работе. Его двигательные способности, если их разви-тие сознательно направлялось родителями, уже достаточно вели-ки. Ребенок, не испытывая затруднений, быстро бегает, прыгает в длину на 100 см и в высоту на 50 см; у него относительно силь-ные ноги и руки, он не так быстро устает. Во время игры ребе-нок ведет себя честно, не пытается добиться победы обманным путем, признавая превосходство взрослых или старших братьев и сестер. Он уже выработал правильную осанку; умеет преодолевать страх в необычных положениях; ловок, изобретателен в дви-жении и дисциплинирован; умеет слушать музыку и двигаться ей в такт.

Но чтобы ребенок всего этого достиг, следует в течение до-школьного периода систематически направлять его двигательную деятельность, ключ к которой (особенно если ребенок не посеща-ет детский сад) есть только у родителей. Из числа предлагаемых упражнений родители выбирают те, которые они могут использо-вать в условиях семейной среды с учетом уровня развития, тем-перамента, способностей и интересов ребенка. Некоторые упраж-нения, рекомендуемые для занятий в домашних условиях, изображены на рисунках 1-4.

Оздоровительные упражнения

Оздоровительные упражнения требуют тщательного выбора. Нельзя, к примеру, включать их в занятия в той последователь-ности, в какой они приведены ниже. Тогда мы не смогли бы обес-печить ребенку полноценную тренировку, поскольку упражнения расположены с учетом их воздействия на отдельные мышечные группы, как говорится, «от головы до пят». Для занятия следует выбрать 1-2 упражнения для укрепления плечевого пояса (шеи, плеч, предплечий, рук), туловища (мышц спины, груди и живота) и тазобедренной области (мышц таза, бедер, ступней). Низкое ис-ходное положение (сидя, стоя на коленях, лежа) более целесооб-разно при выполнении оздоровительных упражнений, так как при этом у ребенка сохраняются правильные изгибы позвоночника. В положении стоя ребенок может согнуться по-разному, поэтому упражнение не всегда выполняется правильно. Прежде чем при-ступать к оздоровительным упражнениям, ребенку рекомендуется тренировать выпрямленное положение, прижавшись спиной к по-лу, двери, стене, — тогда во время выполнения упражнений он сможет сохранять правильное положение головы, спины, таза.

Основой являются оздоровительные упражнения для младшего возраста, поэтому ребенок предварительно должен их освоить и часто повторять по требованию родителей. Дети более старшего возраста с удовольствием будут стараться выполнить перечисленные ниже игры и упражнения на занятиях физического воспитания.

Птичка. Ребенок в положении сидя ноги скрестно сгибает ру-ки в локтях, касаясь пальцами плеч (крылышки). Взрослый помо-гает ребенку выпрямить спину, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти назад как можно ближе к телу. Затем ребе-нок выполняет прыжки на месте.

Подсвечник. Ребенок стоит на коленях, руки в стороны. За-тем сгибает руки в локтях; при этом предплечья направлены вер-тикально вверх, а локти отведены как можно больше назад. Вра-щение туловища поочередно вправо и влево.

Дирижер. Дирижирующие движения руками в ритме 2/4: на «раз» всегда показывайте вниз (сильная доля), на «два» — всегда вверх (слабая доля). Выполняйте упражнения стоя, на ко-ленях, сидя, лежа на спине (поочередно одной и другой рукой).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3


Рис. 4

Посмотри на носки! Ребенок лежит на спине, вытянув пря-мые сомкнутые ноги. Затем поднимает носки и, одновременно приподнимая голову, смотрит на них. Взрослый контролирует по-ложение позвоночника: ребенок должен всей спиной прижимать-ся к подстилке. Спустя 1-2 секунды ребенок медленно опускает голо-ву на пол и затем постепенно опускает носки. Повторить 6 раз.

Часы. В положении сидя ноги скрестно, руки на коленях ре-бенок покачивает головой вперед и назад, вправо и влево (бим-бом, тик-так, тики-таки). Взрослый следит за тем, чтобы спина оставалась прямой.

Кто сумеет? Лежа на спине, ребенок пытается сесть без по-мощи рук. Взрослый помогает ему, прижимая ступни к полу. За-тем в положении сидя ребенок низко наклоняется вперед, опус-кая лицо на колени и руками дотягиваясь до носков.

Ноги за голову! Из положения сидя ноги врозь ребенок пере-ходит в положение лежа, затем поднимает ноги вверх и стремит-ся коснуться носками пола за головой. Махом ног ребенок воз-вращается в исходное положение, спина прямая. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не перевернулся назад: выполнение кувыр-ка назад в дошкольном возрасте недопустимо. Упражнение повто-рить 4 раза.

Ножницы. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги почти на 20 см над полом и выполняет напряженно выпрямленными нога-ми скрестные махи: ноги в стороны, затем вверх и вниз. Взрос-лый придерживает ребенка за плечи и прижимает его к полу. Уп-ражнение повторить 6 раз и затем после короткого отдыха (лежа на спине) — еще б раз.

Окошко. Ребенок в положении сидя соединяет руки, образуя «окошко», через которое поочередно просовывает то одну, то дру-гую ногу. «Окошко» не должно «разорваться». Упражнение по-вторить до четырех раз.

Сядь на пятки! Ребенок, стоя на коленях, садится на пятки, взрослый следит за тем, чтобы осанка была правильной.

На носки — на пятки. Ребенок чередует стойку на носках вы-тянувшись со стойкой на пятках.

Плавание на спине. Лежа на спине, ребенок поднимает руки вверх (вдох) и затем движением рук по полу через стороны вниз опускает их вдоль туловища (выдох). Упражнение сочетать с ин-тенсивным дыханием.

Вытянуться — свернуться. В положении сидя ноги скрестно ребенок поднимает руки и максимально вытягивается вверх (взрослый корректирует выпрямленное положение ребенка, поз-воляя ему опираться о голень спиной). Затем наклоняется впе-ред, опускает голову между коленей и обхватывает ноги под ко-ленями.

Кошечка. Стоя на четвереньках, ребенок откидывает голову назад и прогибается; потом наклоняет голову вперед и выгибает спину. Взрослый следит за тем, чтобы руки были постоянно на-пряжены. Упражнение способствует подвижности позвоночника.

Собирание предметов. Учите ребенка захватывать пальцами ног камешки, палочку, шар и подбрасывать их (сначала одной, за-тем другой ногой). Упражнение укрепляет свод стопы.

Большие и маленькие. Ребенок чередует ходьбу на носках с ходьбой в приседе, стараясь держать спину прямо. Это очень трудное упражнение, но после многократного повторения присед без помощи взрослого могут освоить все дети.

Самолет планирует. В положении сидя ноги скрестно ребенок разводит руки в стороны и наклоняется поочередно вправо, вле-во, касаясь рукой земли. Взрослый придерживает ребенка сзади за плечи и следит за тем, чтобы наклон в сторону не перешел в наклон вперед.

Небо — земля. Ребенок, стоя на коленях, прогибается назад, потом выполняет наклон вперед и выгибает спину. Упражнение способствует лучшей подвижности позвоночника. Когда ребенок освоит его в положении на коленях, следует усложнить упражне-ние, повторяя в положении стоя.

Собачка такса. Ходьба на внешнем своде стопы в качестве профилактической меры против плоскостопия. Взрослый показы-вает ребенку упражнение, ребенок его повторяет. Упражнение вы-полнять босиком.

Марионетка. Освоив расслабление тела в положении лежа на спине (при правильном расслаблении пассивное движение перехо-дит с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка пока-чивается, как у тряпичной куклы), следует осваивать расслабле-ние, лежа на животе, а также из приседа, положения стоя и стоя на коленях. Взрослый демонстрирует свободное сползание на пол, чтобы ребенку было понятно выполнение упражнения, показыва-ет ему марионетку.