Организаторские способности лидера тест. Психологический тест на выявления лидерских способностей

Тест "Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)"

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Назначение теста:

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту:

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал:

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

a. да;
b. нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
a. да;
b. нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
a. да;
b. нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
a. да;
b. нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
a. да;
b. нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
a. да;
b. нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
a. да;
b. нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
a. да;
b. нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
a. да;
b. нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
a. да;
b. нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
a. да;
b. нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
a. да;
b. нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?
a. да;
b. нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
a. да;
b. нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
a. да;
b. нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?
a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?
a. с покорными людьми;
b. с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
a. да;
b. нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
a. да;
b. нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
a. да;
b. нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
b. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
a. да;
b. нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
a. да;
b. нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
a. да;
b. нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
a. самый компетентный человек;
b. тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
a. да;
b. нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?
a. да;
b. нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
a. тот, который все решает сам;
b. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
a. коллегиальный;
b. авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
a. да;
b. нет.

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
a. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
b. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
a. промолчите;
b. будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
a. да;
b. нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
a. да;
b. нет.

36. Что бы вы предпочли?
a. работать под руководством хорошего человека;
b. работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
a. согласен;
b. не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
a. да;
b. нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
a. да;
b. нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
a. опускаете руки;
b. появляется сильное желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
a. да;
b. нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
a. да;
b. нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
a. введу нужные изменения немедленно;
b. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
a. да;
b. нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
a. да;
b. нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
a. да;
b. нет.

47. Кем бы вы предпочли стать?
a. художником, поэтом, композитором, ученым;
b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?
a. могучую и торжественную;
b. тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
a. да;
b. нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
a. да;
b. нет.

Ключ к тесту:

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов .
Интерпретация результатов теста

* Если сумма баллов оказалась менее 25 , то качества лидера выражены слабо.
* Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 , то качества лидера выражены средне.
* Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 , то лидерские качества выражены сильно.
* Если сумма баллов более 40 , то данный человек как лидер склонен к диктату.

Быть лидером – важное умение, которое может существенно облегчить жизнь своему обладателю, а уж на руководящих позициях без этого качества и вовсе не обойтись. Поэтому при трудоустройстве на топовые позиции в анкетах содержатся вопросы на выявление лидерских качеств, некоторые компании для этой цели используют психологические тесты. Но даже если на руководящие должности вы не претендуете, развитие лидерских качеств не повредит. А тест на определение лидерских качеств, поможет с выявлением фронта предстоящей работы.

Тест на определение лидерских качеств

Эта методика направлена на выявление лидерских качеств человека, включает в себя 50 вопросов, на которые вам нужно отвечать только «да» или «нет».

  1. Вы часто находитесь в центре внимания?
  2. Многие ли из окружающих вас людей имеют более высокое служебное положение, чем вы?
  3. Если вы находитесь на собрании с людьми равными вам по служебному положению, чувствуете ли вы желание не высказываться даже, когда это потребуется?
  4. В детстве вам нравилось руководить играми друзей?
  5. Вам приносит большое удовольствие, когда вы переубеждаете своего оппонента?
  6. Вас называли ?
  7. Считаете ли вы, что самому полезному в мире мы обязаны лишь небольшой группе выдающихся людей?
  8. Требуется ли вам советчик, чтобы он мог направлять вашу профессиональную активность?
  9. Случалось ли вам терять хладнокровие при общении с людьми?
  10. Нравится ли вам чувствовать, что окружающие вас побаиваются?
  11. Стараетесь ли вы всегда занять центральное место за столом, чтобы контролировать ситуацию?
  12. Полагаете ли вы, что на людей производите внушительное впечатление?
  13. Вы считаете себя мечтательницей?
  14. Вы легко теряетесь, если окружающие с вами не соглашаются?
  15. Занимались ли вы по личной инициативе организацией спортивных, рабочих коллективов и команд?
  16. При неудаче мероприятия, организацией которого вы занимались, вы будете рады сделать виновным в этом кого-то другого?
  17. Вы считаете, что настоящий руководитель, прежде всего, должен сам уметь выполнять работу, которой руководит и участвовать в ней?
  18. Вам больше нравиться работать с покорными людьми?
  19. Вы стараетесь избегать острых дискуссий?
  20. Будучи ребенком, вы часто ощущали властность вашего отца?
  21. В дискуссиях на профессиональную тему умеете ли вы склонить на свою сторону тех, кто с вами не соглашался?
  22. Представьте, что вы потеряли дорогу, прогуливаясь с друзьями по лесу. Вы предоставите возможность принять решение самому компетентному из вас?
  23. Вы согласны с пословицей: «Лучше быть первым на деревне, чем в городе вторым»?
  24. Вы считаете, что оказываете влияние на других?
  25. Неудача в проявлении инициативы может у вас навсегда отбить охоту так поступать?
  26. Вы считаете истинным лидером того, кто проявляет наибольшую компетентность?
  27. Вы всегда стараетесь оценить по достоинству и понять людей?
  28. Вы уважаете ?
  29. Вы предпочли бы иметь руководителя, который все решает сам, не прислушиваясь ни к чьему мнению?
  30. Вы считаете, что для учреждения, в котором вы трудитесь, коллегиальный стиль руководства лучше авторитарного?
  31. Часто ли вы ощущаете, что другие злоупотребляют вами?
  32. Вам больше подходит характеристика «Громкий голос, выразительные жесты, за словом в карман не полезет», чем «Спокойный тихий голос, сдержанный, неторопливый, задумчивый»?
  33. Если на собрании с вашим мнением не согласны, но вам оно кажется единственно верным, вы предпочтете промолчать?
  34. Вы подчиняете поведение других людей и свои интересы делу, которым занимаетесь?
  35. Вы ощущаете тревогу, если на вас возложено ответственное и важное дело?
  36. Вы предпочтете трудиться под началом хорошего человека независимой работе?
  37. Вы согласны с тем, что для удачной семейной жизни, решение должен принимать один их супругов?
  38. Покупали ли что-нибудь поддавшись убеждениям других людей, а не по собственной потребности?
  39. Вы считаете, что ваши организаторские способности выше средних?
  40. Трудности вас обычно обескураживают?
  41. Вы делаете резкие упреки людям, которые этого заслуживают?
  42. Вы считаете, что ваша нервная система может выдержать жизненные нагрузки?
  43. Если вам потребуется провести реорганизацию вашего учреждения, вы введете изменения немедленно?
  44. Вы сумеете прервать излишне болтливого собеседника, если это потребуется?
  45. Вы согласны, что для счастья нужно жить незаметно?
  46. Полагаете ли вы, что каждый человек обязан сделать что-то выдающееся?
  47. Вы предпочли бы стать художником (композитором, ученым, поэтом) нежели руководителем коллектива?
  48. Вам больше нравится слушать могучую и торжественную музыку, чем лирическую и тихую?
  49. Вы ощущаете волнение, ожидая важную встречу?
  50. Вы часто встречаете людей с волей сильнее вашей?

После того, как тест на выявление лидерских качеств пройден, пора приступать к подсчету баллов. Поставьте себе по одному баллу за положительные ответы на вопросы под номерами: 1-2, 4, 5, 7, 10-12, 15, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 31-34, 37, 39, 41-43, 46, 48. Также оцените одним баллом ответы «нет» на вопросы: 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16-19, 22, 25, 27, 29, 30, 35, 36, 38, 40, 44, 56, 47, 49, 50. За не совпавшие ответы баллы не начисляйте. Подсчитайте общую сумму баллов и знакомьтесь с оценкой своих лидерских качеств.

  1. Меньше 25 баллов: лидерские качества выражены слабо, их следует развивать.
  2. От 25 до 35 баллов: лидерские качества развиты средне, этот уровень достаточен для руководителей среднего звена.
  3. От 36 до 40 баллов: лидерские качества хорошо развиты, вы идеальный топ-менеджер.
  4. Более 40 баллов: вы несомненный лидер, склонный к диктату. Возможно, пора что-то менять.

Если диагностика лидерских качеств показала их недостаток, не огорчайтесь, при желании их можно развить.

Цели психологического теста:

1. Раскрытие личностного потенциала участников группы.

2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.

Тест “Лидер ли я?”

Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.

Тестовый материал

1. Что для вас важнее в игре?

А) Победа.

Б) Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А) Да.

Б) Нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А) Да.

Б) Нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А) Да.

Б) Нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А) Да.

Б) Нет

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А) Да.

Б) Нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А) Нет.

Б) Да.

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) Да.

Б) Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А) Да.

Б) Нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Тест «Я – лидер» для 5-8 кл.

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».

Вопросы к тесту «Я – лидер»

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.

10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую своё время и работу.

12.Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18.Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда всё получается.

23.Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31.В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступал так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48 .Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ребенок был неискренним в самооценке.

Большинство людей мечтает о лидерстве, но, к сожалению, добиваются его лишь немногие. Лидерство может дать все – статус, титул, должность, успех и … Этот список можно продлить до бесконечности. Поэтому и люди во все века стремились и стремятся быть лидерами. Одних из них прельщает возможность влиять на поведение других людей, другим наличие этой власти тешит самолюбие, третьи таким образом самоутверждаются. Одни пытаются «играть» лидера в коллективе, а другие действительно ими являются.

Итак, как же определить являетесь ли вы лидером в вашем коллективе? Для этого предлагаю вам пройти следующий тест. Главные правила теста:

1. Ваши ответы на вопросы должны быть максимально искренними.

2. Тест необычный и состоит из утверждений. Вам нужно либо с ними согласиться, либо их опровергнуть.

А – я согласен,

Б – я не согласен.

2. "Если коллектив, в котором я нахожусь, обсуждает какую-либо проблему, то больше всего прислушиваются к моему мнению, и последнее слово всегда остается за мной".

А – я согласен,

Б – я не согласен.

3. "Я считаю, что могу оказывать влияние на других людей?

А – я согласен,

Б – я не согласен.

4."В ситуациях, когда необходимо какое-либо действие то имени всего коллектива, то люди из коллектива чаще всего следуют моему призыву".

А – я согласен,

Б – я не согласен.

5. "В детстве я был главным заводилой среди ребят и инициатором всех детских игр".

А – я согласен,

Б – я не согласен.

6. "Большинство целей в жизни, которые я ставил перед собой, были достигнуты".

А- я согласен,

Б – я не согласен.

7. "Я умею брать на себя ответственность и делаю это довольно-таки часто".

А – я согласен,

Б – я не согласен.

8." Внимание со стороны людей ко мне и то, что они придают большую важность моему мнению, приносят мне удовлетворение и довольство самим собой".

А – я согласен,

Б – я не согласен.

9. "Я люблю шумные и веселые компании, так они дают мне дополнительный шанс привлечь к себе внимание и быть в центре него".

А – я согласен,

Б – я не согласен.

10. "Мне часто приходят в голову интересные идеи активного времяпрепровождения, которые я с радостью могу предложить моему коллективу"

А – я согласен,

Б – я не согласен.

Ключ к тесту: за каждый ответ, с которым вы не согласились, поставьте 1 балл, а за каждый ответ «я согласен» поставьте 0 баллов.

Подведем итоги. Подсчитайте количество полученных баллов.

Вы набрали от 0 до 5 баллов. Вы хотели бы быть лидером в своем коллективе, но, к сожалению, пока вам это не очень удается. Вам необходимо немного поработать над собой… Или может, лидерство вам и не нужно, а «скромная» позиция в коллективе вас просто-напросто устраивает?

Вы набрали 6 - 8 баллов. Иногда вы можете взять инициативу на себя и направить коллектив в нужное русло, но, к сожалению, бывает так, что некоторые люди из коллектива не хотят идти по вашим призывам и прислушиваться к вам. Может, дело в том, что вы еще не нашли правильного подхода к каждому из них?

Вы набрали 9 – 10 баллов. Вы – прирожденный лидер. За вами люди идут, вашим мнением дорожат, вы имеете большой вес в своем коллективе. Люди ждут от вас решений проблем коллектива и полностью доверяют вам его судьбу. Они знают, что вы их никогда не подведете. Что ж, и это весьма похвально. Ставим вам пятерку за ваше лидерство!

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.

Инструкция : Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его.

Опросник

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да, б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей? а) да, б) нет.

5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-то кто вам до этого возражал? а) да, б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да, б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся людей»? а) да, б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? а) да, б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми? а) да, б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? а) да, б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (на собрании, в компании и т.п.) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом чтобы оно позволяло вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? а) да, б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет.

14. Легко ли вы теряетесь, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? а) да, б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет.

16. Если мероприятие, которое вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; б) возьмете на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

17. Какое из этих двух мнений вам ближе: а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать? а) с покорными людьми, б) со строптивыми людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да, б) нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите? а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас; б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Справедлива ли она? а) да, б) нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? а) да, б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? а) да, б) нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? а) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? а) да, б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? а) тот, который все решает сам; б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? а) коллегиальный, б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? а)да, б) нет.

32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас? а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый, неторопливый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.

36. Что бы вы предпочли в своей профессиональной деятельности? а) работать под руководством хорошего человека; б) работать независимо.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была удачной, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»? а) согласен, б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности выше средних? а) да, б) нет.

40. Как вы обычно ведете себя, столкнувшись с трудностями? а) трудности обескураживают; б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы резкие упреки людям, если они этого заслуживают? а) да, б) нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? а) да, б) нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения? а) введу нужные изменения немедленно; б) предложу медленные, эволюционные изменения.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? а) да, б) нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да, б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? а) да, б) нет.

47. Кем (из предложенных профессий) вы предпочли бы стать? а) художником, поэтом, композитором, ученым; б) руководителем коллектива.

48. Какую музыку вам приятнее слушать? а) могучую и торжественную, б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными людьми? а) да, б) нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? а) да, б) нет.

Оценка результатов и выводы

В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.

Ключ : 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17б, 18б, 19б, 20а, 21а, 22б, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33а, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44б, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае - 0 баллов.

Если сумма баллов оказалась

до 25 баллов , то качества лидера выражены слабо.

от 26 до 35 , то качества лидера выражены средне.

от 36 до 40 , то лидерские качества выражены сильно.

свыше 40 , то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Испытуемым, имеющим довольно низкие оценки тестирования, целесообразно подумать над своими индивидуальными качествами, определить пути развития лидерских способностей и использовать соответствующие упражнения и тренинги. Даже если Вы не стремитесь стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит Ваше влияние на окружающих.

Источник : Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 153-161). Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285с. (с. 132-138). Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с. (с. 138-143)