Э. Шим Сказки, найденные в траве

Контрольные и проверочные работы
для 1-4-х классов

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец учебного года.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1 класс

Пришла весна

Пришла весна, потекли ручьи. Дети взяли дощечки, сделали лодочку. Пустили они лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

(Л. Толстой)

Вопросы и задания

1. Из какого предложения ты узнал, что наступила весна? Прочти его.
2. Расскажи, как играли дети?
3. Какая беда приключилась с ребятами?
4. Какую беду хотел показать Л. Толстой – горькую, со слезами, или «беду» со смехом и радостью? Почему? Расскажи?

Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть, зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть – как бархат,
Хвост – трубой...
До чего ж хорош собой!

Вопросы и задания

1. Какая беда приключилась с котёнком?
2. Кто помог несчастному животному? Как это произошло?
3. Какой ты представляешь себе эту девочку?
4. Каким стал котёнок у своей заботливой хозяйки?
5. Какое чувство ты испытал, когда прочёл это стихотворение?

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и говорит:
– Что же ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!
– Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Почему маленькая Варя приносила ягод больше, чем брат?
2. Как бабушка посмеивалась над Саней? Прочитай слова из текста.
3. Из каких строк видно, что Саня очень любит маленькую сестрёнку? Прочти эти предложения.

Маленьким – холодно

Встречаешь в лесу, в траве, ёлочку-малышку. У неё пожелтела маковка, пожелтели верхние лапки. Будто в огне обгорели.
– Ёлочка, разве был тут пожар?
– Не было.
– А что же случилось?
– Меня зимним морозом обожгло.
– Тебя?!
– Меня.
– Да ты же северное дерево. Стойкое! Выносливое! Неужели ты мороза боишься?
– Пока маленькая, боюсь.

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. О чём подумал человек, когда увидел в траве ёлочку?
2. Как автор сумел показать, что ёлочка была очень маленькой? Прочитай в тексте.
3. Каким словом можно заменить слово маковка?
4. Что же произошло с ёлочкой?
5. Какой вывод мы можем сделать для себя? Что нам подсказывает заголовок текста?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Старик и яблоня

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Вопросы и задания

1. Зачем старый человек сажал яблони?
2. Для кого он старался сделать добро?
3. Каким тебе представляется этот старый человек?
4. Какие слова самые главные в тексте? Почему?
5. Какие слова и чувства возникли в твоём сердце?

2-й класс

Солнце и радуга

(Басня)

Раз после дождя выглянуло солнышко и появилась семицветная дугарадуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвастаться, что она красивее самого солнца.
Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает».
А радуга только смеётся да пуще хвастается. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

(К. Ушинский)

Вопросы и задания

1. Когда на небе появляется радугадуга?
2. Какая бывает радуга? Расскажи.
3. Что случилось с радугой?
4. Как мудрое солнышко учило хвастливую радугу?
5. Как солнышко проучило хвастливую радугу?
6. Твое мнение: подружатся ли солнце и радуга? Почему ты так думаешь?

Дети в роще

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо тенистой рощи.
– Знаешь ли что, – сказал брат сестре. – В школу мы ещё успеем, а в роще должно быть очень весело!
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили книжки в траву и скрылись под кудрявыми берёзками.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
– Поиграй же с нами.
– У меня нет времени, – отвечал жук.
Детям стало стыдно; они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

(По К. Ушинскому)

Вопросы и задания

1. Какую прогулку предложил совершить брат сестре вместо посещения школы?
2. Каким ты себе представляешь этого мальчишку-братишку?
3. Что интересного увидели дети в лесу? Прочитай.
4. Почему детям стало стыдно? Что они поняли после разговора с жучком?
5. Какое решение приняли дети? Почему?
6. Какие поступки детей ты одобряешь, а какие нет? Почему?

Утиные припевки

Вопросы и задания

1. Как развлекались утки в тёплый солнечный день?
2. Расскажи, каким тебе представляется место, где плавали уточки?
3. Какие ещё герои появились у нас в стихотворении?
4. Какое настроение было у всех персонажей этого стихотворения? Как ты думаешь, почему?

Ёлкино платье

Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются:
– Не трогай нас!
– Подумаешь, тихонечко задел.
– И тихонько не задевай. Мы свою одёжку бережём.
– Да что за одёжка у вас такая особенная?
– Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето.
– Так что?
– Вот выросла свеженькая еловая лапка, а иголки на ней сменятся только через семь лет.
– Да, это не скоро.
– Вот и приходится беречь!

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Почему ёлочки так берегут свою одёжку?
2. Найди и прочти предложение, в котором говорится, сколько лет живут иголочки у ёлки.
3. Как называются иголочки у ели?
4. Придумай сам 1–2 предложения к этому тексту. Что может произойти дальше?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Пустые страхи

Шёл Мишка по лесу ночью. Ктото схватил его сзади.
Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся.
Сова закричала.
– Это сова меня держит! – Было дело, сунул лапу в дупло – дом совы сломал.
Думает Мишка, как прощенья просить, – волк завыл.
– Волк меня держит!
Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.
«Что волку-то сказать?» – думает Мишка и чует – по спине что-то бегает, по лапам, по животу.
– Пауки! – ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, – ужас!
Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.
Мишкато как подскочит, как рванётся – и свободен. За сучок шёрсткой зацепился.

(В. Бахревский)

Вопросы и задания

1. Что мерещилось Мишке в ночном лесу?
2. Почему он так боялся совы, волка, пауков?
3. Кто «спас медведя» и «помог» ему выбраться из леса?
4. Объясни, почему автор назвал текст «Пустые страхи».
5. Были ли в твоей жизни «пустые страхи»? Расскажи.
6. Объясни значение словосочетания «пустые страхи».

3-й класс

Ландыш

Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?
– Конечно, я, ландыш!
– Какие же у тебя цветки?
– Цветки у меня – будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!
– А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?
– Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
– Отчего же?
– А они ядовитые!
– Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?
– Чтобы ты, сладкоежка, не съел!

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Видел ли ты ландыш в лесу? С помощью слов автора опиши сам лесной ландыш. Какой он?
2. Что ты скажешь людям, которые собирают целые охапки ландышей? Как ты поведёшь себя в таком лесу?
3. Как выглядит ландыш, когда отцветают белые колокольчики? Почему ландыш опасен?

Сколько живёт пчела

Лежу в траве. Передо мной – лохматые шапочки одуванчиков.
А на них садятся пчёлы.
Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.
– Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?
– Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю – цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всётаки тащит полные свои корзиночки, старается…
Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?
А теперь не боюсь.
Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.
– Правда ведь, пчела?
– Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная…
– Нет, ты живи! Долго живи!
– Не дано мне долгойто жизни...
– И сколько же тебе жизни отпущено?
– Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Что интересного для себя ты узнал о пчёлке?
2. Если ты повстречаешь пчелу, как нужно вести себя, чтобы уберечь себя и пчёлку живой оставить?
3. Какие приёмы использовал автор, чтобы так интересно, красиво, живо рассказать читателю о простой пчёлке?
4. Где ты ощущал себя, когда читал этот текст? Почему было именно так?

Аистята

Один год мы прожили в небольшой станице, среди сплошных вишнёвых садов.
Неподалёку от наших садов росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал.
А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста. Они устраивали гнездо.
Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на суке, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть.
Когда в гнезде вывелись аистята, для старых аистов начались большие хлопоты. Птенцы были очень прожорливы. Они целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.

(Г. Скребицкий)

Вопросы и задания

1. Какое яркое событие произошло весной в станице?
2. Как очаровательные птицы подбирали место и строили своё гнездо?
3. Смог ли автор убедить нас ещё раз, что птицы – очень заботливые родители?
4. Что интересного вы узнали о жизни аистов? Расскажите.

Вопросы и задания

1. Что напоминает тебе этот текст: народную песню, считалку или ещё что-то?
2. Какое чувство вложила поэтесса в свое стихотворение? Кому она его адресовала?
3. Что представлял себе ты, когда читал это стихотворение? Объясни, что этому способствовало?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Весна

Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся…
А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется “Весна”. А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

(А. Аксёнова)

Вопросы и задания

1. Что напомнила музыка детям?
2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-то представилось, напомнило?
3. Почему разным людям представляется разное при слушании музыки? Отчего это бывает?
4. Какую музыку любишь слушать ты? Почему? В чём она тебе помогает?

4-й класс

Кораблики

Как только всходило солнце, Светлана выбегала во двор и тоненько звенела:
Доброе утро, ручеёк! Ты уже проснулся?
– Трюли... – отвечал ручеёк, подпрыгивая и весело поигрывая солнечными зайчиками.
Присев на корточки, девочка зачерпывала ладошками синюю воду, плескала себе в лицо. Разлетаясь,
брызги сыпались обратно в ручей.
Когда мать уходила в лес проведывать старого больного лесника и звала дочь с собой, Светлана отговаривалась:
– Мамочка, я возле ручейка побуду.
Светлана всегда нетерпеливо ждала прихода весны. Выбегала на заснеженное поле перед хатой, прислушивалась.
Каждую весну, лишь только сходили голубые снега, ручей приносил к дому Светланы причудливые кораблики из толстой древесной коры. На них торчали спичечные мачты. Они гордо несли жёлтые, трепещущие под весенним ветром флаги из сухих листьев.
Девочка задерживала флотилию, исправляла всё, что пострадало во время путешествия, и пускала её дальше в путь. Кто посылал кораблики? Кому?

(И. Костыря)

Вопросы и задания

1. Какую радость приносила весна девочке?
2. Как ты думаешь, кто посылал девочке весенние приветы?

Кижи

Лето прошлого года я провёл в Карелии.
Невдалеке от нашей деревни, на одном из соседних островов, находилось селение Кижи – несколько домиков, разбросанных по берегу, пароходная пристань, а прямо над ней на высоком пригорке – старинная, рубленная из брёвен церковь о двадцати трёх куполах.
Эта церковь – замечательный образец древнерусской архитектуры и бережно охраняется как памятник старины.
Селение Кижи было видно прямо из окна, и я, сидя дома, часто любовался им.
Но особенно красиво бывало по утрам, когда я ещё задолго до восхода солнца отправлялся на рыбалку.
На прозрачном нежно-розовом фоне зари чётко вырисовывались контуры древнего храма и силуэты кряжистых северных домов.
И как удивительно всё это гармонировало с огромными серыми камнями на берегу, прозрачной далью, старыми, поредевшими соснами, с плеском воды, криками гагар на озере, со всей картиной угрюмого дальнего севера...
Стоя на берегу, я смотрел, как над озером, над островами, над всем этим суровым краем тихо занималась заря.

(По Г. Скребицкому)

Вопросы и задания

Брусничный кустик

Прижался к старому гнилому пню брусничный кустик.
– Не спеши мимо, – говорит. – Наклонись ко мне.
– Да у тебя ягод мало.
– Не ленись, наклонись... Ягод мало, потому что я старенький.
– Какой же ты старенький? Ростом с вершок!
– Ну и что же... Я давнымдавно родился. Когда тут, на вырубке, ещё подрастал сосновый лесок. Это сотни лет назад было...
– Сотни лет?!
– Сотни... Молодые сосны к небу подымались. Великанами стали. Небо загородили, а я жил. Потом и сосны состарились, начали сохнуть. Их срубили. Остались на вырубке пни-коротышки. А я жил.
– Значит, дольше всех деревьев?
– Дольше. Теперь и пни на вырубке догнивают. И вот уже новые сосенки подымаются...
– Выходит, ты им дедушка?
– Я им прадедушка. И всё равно засыхать не собираюсь. Зимой зелёные листики под снегом прячу. Весной белорозовые цветочки распускаю. Их поменьше теперь. Но сколько могу, столько ягод тебе и протягиваю...
– Спасибо, прадедушка!
– На здоровье, правнучек.

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Как кустик уговаривал прохожего съесть ягодку?
2. Что интересного узнал прохожий о маленьком брусничном кустике?

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

Вишнёвая ветка

Однажды под Новый год Лена принесла в класс длинный тонкий свёрток, закутанный в тёплый платок. Она осторожно развернула свёрток, и все ахнули, потому что увидели чудо: тоненькую вишнёвую ветку с белыми цветами и нежными зелёными листочками. Живая вишнёвая ветка! А на улице мороз, ветер.
Все смотрят, поверить не могут: разве цветут вишни в декабре?
– Не цветут,– ответила Лена.– Мы с мамой поставили веточку в воду и ждали.
Долгодолго ждали, целый месяц. Она и расцвела.
Ольга Сергеевна принесла из учительской кувшин с водой и сказала:
– Давай, Каштанова, поставим веточку на окно. Пусть её солнышко согреет.
Лена загородила веточку и быстро проговорила:
– Нетнет, это Лидии Алексеевне... Я хотела положить на крыльцо, а там снег. Веточка замёрзнет... – От волнения у Лены показались даже слезы, но она договорила, что хотела сказать: – Лидия Алексеевна меня Леной называла.
В классе почти все забыли свою первую учительницу. Ведь она их учила недолго, и с тех пор прошёл целый год, даже больше. После слов Лены все сразу её вспомнили. Вспомнили, как она ходила с ними в лес, как рассказывала про птицу, которая пешком убегает от зимы. Вспомнили и о том, как она каждого называла по имени.
Ольга Сергеевна почемуто вздохнула и сказала не так громко, как говорила обычно:
– Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидии Алексеевне твой новогодний подарок. Она очень обрадуется. Редко кому дарят на Новый год такие подарки. А сейчас давай поставим веточку в кувшин, чтобы она не завяла.
Ольга Алексеевна глядела то на вишнёвую ветку, то на Лену, и глаза её теперь были не просто большие и не просто синие, а добрые, как у Лидии Алексеевны.

(В. Путилина)

Вопросы и задания

1. Какой подарок приготовила Лена своей первой учительнице?
2. Что вспоминали дети о Лидии Алексеевне?
3. Что поняла Ольга Сергеевна, глядя на своих учеников?

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Русский язык: Слова, обозначающие предмет. (Имя существительное).

Литература: С. Махотин “Жук”.

  • Э.Шим “Брат и младшая сестра”.
  • 1. Продолжить работу над распознаванием имен существительных (и.с.) среди других частей речи; учить правильно задавать вопрос к и.с. в зависимости от категории: одушевленности – неодушевленности.

    2. Дать понятие расстановки знаков препинания (запятой) при перечислении слов; доказать ее необходимость на письме.

    3. Развивать внимание, логическое мышление, пространственное воображение, орфографическую зоркость; выразительные средства речи.

    4. На примере художественных произведений воспитывать чуткое и сердечное отношение к окружающим людям.

    Ход урока

    1.Организация класса.

    1.1.Сядете тогда, когда назову одушевленное имя существительное: говорю, пишу, книга, летит, красивая, жук.

    1.2.Оформление тетрадей.

    (Напоминаю, что слово “классная” пишется с двумя буквами С, это слово из словаря, а написание таких слов мы запоминаем, так как они не поддаются проверке).

    2.Сообщение темы.

    • Сегодня на уроке продолжаем работать в новом разделе:

    “Красив тот, кто красиво поступает”.

    • На уроке будем читать произведения из этого раздела, а также говорить о словах, обозначающих предмет, то есть об И.С.
    • Посмотрите, что главное на уроке.

    2.1.Главное на уроке.

    1.Уметь находить и распознавать имена существительные.

    2.Запомнить вопросы, на которые отвечает И.С.

    3.Научиться ставить запятые при перечислении между словами.

    2.2.Минутка чистописания.

    • Вы сели правильно на слово “жук”. Докажите, что это одушевленное И.С.
    • Произнесем слово, назовем первый звук.
    • Покажите, как жужжит жук (ж-ж-ж). Дайте характеристику данному звуку. (ж- согласный, всегда твердый, парный, звонкий – ш).
    • На кого похожа буква? (На жука).
    • Запишем: Жж жу жи уж жж жук (с комментированием).

    3.Работа над темой урока.

    3.1.Закрепление знаний об И.С.

  • Верно ли я скажу, что к неодушевленным И.С . относятся все, кроме людей, животных, насекомых, птиц?
  • Приведите свои примеры И.С.
  • 3.2.Работа над стихотворением

    С.Махотина “Жук”.

    Первичное чтение учителем.

    • Понравилось стихотворение? Что особенно понравилось?
    • Как поступил мальчик? Можно ли его поступок назвать красивым?
    1. Повторное самостоятельное чтение учениками с заданием:
    • Доказать словами из текста, что мальчик поступил красиво.
    1. Выборочное чтение.
    • Согласны ли вы с поговоркой: “Красив тот, кто красиво поступает”?
    • Какие слова, записанные на доске, помогают охарактеризовать мальчика?

    (Запись на доске.)

    Любопытный (т.с. мелочный интерес ко всему, даже несущественным подробностям).

    Любознательный (т.с. склонный к приобретению новых знаний).

    Сердечный (т.с. задушевный, добрый, искренний).

    Равнодушный (т.с. безразличный к людям, окружающим).

    4.Физ. минутка.

    На лужайке, на ромашке
    Жук летал в цветной рубашке.
    Жу- жу-жу, жу-жу-жу.
    Я с ромашками дружу.
    Тихо по ветру качаюсь,
    Низко- низко наклоняюсь.

    5. Продолжение работы над темой урока.

    5.1.А желаете ли вы больше узнать об этом жуке? (Чтение сказки о майском жуке из книги А. Зотова “Лесная мозаика”. Картинка с майским жуком).

    5.2. Подготовка к выразительному чтению целыми словами, проговаривая окончания и делая нужные паузы, а также обращая внимания на знаки препинания, и подчеркнуть слова в тексте с буквой Ж.

    5.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения.

    5.4. Запись слов в тетрадь с комментированием с буквой Ж:

    Жук, жука, даже, живет, жует, расскажу.

    5.5. Теория.

    При перечислении в устной речи делаем паузы между словами, а в письменной - ставим запятую. Запомните! Это главное, что мы должны были узнать сегодня на уроке.

    1.Организация класса.

    • Сядете, когда услышите неодушевленное И.С.: светит, красивый, мальчик, лес.
    • Расскажите все о слове “лес ”, используя таблицу рассуждения.
    • Приведите свои примеры.

    2.Продолжение темы урока.

    2.1. Игра “Воображения”.

    Лето, лето,

    Ай, да лето!

    Лето красное идет

    И подарки несет! (картинка о лете)

  • Представьте себе, что вы находитесь летом в роще или в лесу. Идете по лесной тропинке, а вас окружают деревья, вы слышите их шелест листьев, как будто они вас приветствуют и приглашают в гости.
  • Какие деревья встретились на вашем пути?
  • 2.2. С.10, упр. 7.

    а) Деревья: дуб, ольха, береза, рябина, осина.

    • О каком знаке препинания необходимо помнить при записи слов? Почему? (Проверьте).
    • Кто сможет прочитать слово, которое получилось из первых букв названий деревьев? (Добро).
    • Поставьте к нему вопрос. Какое И.С.?
    • Не удивляйтесь, есть в русском языке И.С., которые обозначают чувства людей: зависть, горе, любовь, счастье…
    • Можно сказать, что если человек приносит людям добро, то он красиво поступает?
    • Писатель В.Гюго говорил: “Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность”.
    • Давайте разберемся, чьи голоса вошли в состав лесного оркестра?
    • Отгадайте загадки и запишите названия птиц. (Отгадку произносят хором).

    Птицы: сова, кукушка, дятел, соловей.

    Птицей я слыву бессонной
    Все ловлю мышей… Я одна
    Сберегла за лето
    Тонну золотистого зерна. (Сова).
    Строить гнезда не люблю я…
    И как с юга прилечу,
    То не раскрывая клюва
    Громче всех в лесу кричу. (Кукушка ).
    Пробудившись ранней ранью
    Дело сразу нахожу:
    Громко клювом барабаню,
    Всех зверей и птиц бужу. (Дятел).
    Про какую птицу говорят:
    “Играет на волшебной дудочке”? (Соловей ).
    (Картинка соловей).

  • Почему так говорят?
  • 2.3. Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте сказку. (Чтение сказки о соловье из книги А. Зотова “Лесная мозаика”).

  • Так почему говорят про соловья, что он играет на волшебной дудочке?
  • 2.4. С. 11, упр. 8.

    • Списываем, проговаривая орфографически по слогам. (Взаимопроверка).
    • Какие слова подчеркнули? Почему?

    2.5. Составление “родословного гнезда” со словом “соловей”:

    • соловей
    • соловушка
    • соловейчик
    • соловейко
    • соловьенок
    • соловьиная
    • Докажите, что данные слова родственники.
    • Найдите “лишнее” слово. (Соловьиная ). Докажите.

    3.Физ. минутка.

    Ваня шел, шел, шел.

    Белый гриб нашел.

    Раз- грибок, два- грибок,

    Положил он в кузовок.

    4.Чтение нового произведения. (С.11-12).

    4.1.Наше путешествие по летнему лесу продолжается. И что?!

    • Кот к нам идет на встречу? (Мальчик и маленькая девочка).
    • Подойдем поближе. Оказывается, это брат и младшая сестра из рассказа Эдуарда Юрьевича Шима.

    4.2. Чтение рассказа Э.Шима “Брат и младшая сестра”.

    • Понравился рассказ? Что особенно понравилось?
    • Что вы можете сказать об отношении Саньки к младшей сестренке?
    • Можно ли назвать его поступок красивым?
    • Да, ребята, не зря говорят: “Красив тот, кто красиво поступает”.

    4.3.Повторное чтение с заданием:

    • Отметьте карандашом те абзацы, в которых рассказывается, как Санька каждый раз помогал своей сестренке?
    • У кого из вас есть младшая сестренка или братик?
    • Помогаете ли вы им? В чем и как?
    • Значит, вы как поступаете? Почему?
    1. Словарная работа.
    • С чем ходят в лес по ягоды и грибы?
    • Чем отличается кузовок от корзинки? (Картинки).

    Т. С. Кузовок – короб, сплетенный из лыка или бересты.

    Корзина – плетеное изделие для переноски из веток ивы.

    Лукошко - небольшая корзинка из лубка или прутьев.

    • Права ли я буду, если скажу, что эти слова обозначают один предмет, но разные по написанию?
    • Такие слова в русском языке называются синонимами.
    1. Резерв. С. 13, упр.10.
    • Мы продолжаем гулять по лесу. Но мы немножко заблудились. Что делать?
    • Сейчас будем записывать слова по рядам, а чтобы правильно поставить ударение, вам надо слово позвать на одном дыхании.

    (Анализ слов при проверке).

    7.Домашнее задание.

    Р.я.- С. 13, упр. 11.(Набрать кузовок ягод).

    Литер. – С.11, 12, чтение по ролям.

    8.Итог урока.

    • Итак, ребята, прочитаем, что было главное на уроке?
    • У каждого на столе карточки с предметами. Встаньте те, у кого И.С. одушевленное, а потом – неодушевленное.
    • Расскажите все, что вы знаете об И.С., используя таблицу рассуждения. Что ставим при перечислении между словами?

    МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Факультет международного образования

    Кафедра ЮНЕСКО

    Лаборатория истории и культуры религий мира

    Разработка урока по курсу

    «Основы религиозных культур и светской этики»

    по теме:

    «Дружба»

    (модуль «Основы светской этики»)

    Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

    Быкова Наталья Викторовна

    учитель начальных классов

    ГБОУ ЦО № 951, СВАО

    Москва 2012

    Тема урока: «Дружба».

    Цель урока: раскрытие понятий «друг», «дружба», определение значения дружбы в жизни каждого человека.

    Задачи урока: показать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями; развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и сверстниками; воспитывать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей на материалах литературных произведений.

    Оборудование: мультимедиа, художественная литература, фотовыстовка.

    1. Организационный момент.

    На доске записано незаконченное высказываниеФрансуа де Ларошфуко:

    Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, - это... .

    1. Актуализация знаний.

    Я предлагаю вам просмотреть замечательный мультфильм М. Лубяникова «Тимка и Димка».

    Из сюжета этого мультфильма вы и узнаете тему нашего урока. Смотрите внимательно.

    Просмотр учащимися мультфильма М. Лубяникова «Тимка и Димка».

    Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? О дружбе.

    Что или кто вам помог догадаться? Медвежонок, который был лентяем, и подводил Котёнка, который всё за него делал. Но в конце мультфильма Медвежонок осознаёт свои плохие поступки и извиняется перед Котёнком, который его прощает и не держит на него зла. Так поступают только настоящие друзья!

    Значит какого слова не хватает в высказывании Франсуа де Ларошфуко? Дружба.

    Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, - это дружба .

    Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, доброте, отзывчивости, понимании – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, т.е. стать настоящим человеком.

    1. Изучение новых понятий и способов действия.

    Продолжите предложение: Друг – это тот, кто …»

    Друг и приятель – одно и тоже значение? Чем отличаются?

    Вы много рассуждали, доказывали, кто такой друг. Давайте посмотрим, как толкуется слово «друг» в словаре Даля.

    «Друг» произошло от слова «другой», которое означает «такой же, как я», «равный мне», «ближний», «всякий человек другому человеку». Самый первоначальный смысл этого слова говорит о том, что все люди должны быть друзьями друг другу, иначе говоря, дружить и любить друг друга.

    Какие слова из песенки, прослушанной в мультфильмеМ. Лубяникова «Тимка и Димка» вам помогли с определением настоящего «друг»?

    Друг в беде не бросит,

    Лишнего не спросит.

    Вот, что значит

    Настоящий, верный друг.

    Какие ассоциации у вас вызывают со словом «дружба»? Ответы детей.

    Действительно дружба - это когда в вашей жизни есть человек, который вам очень дорог и на которого вы всегда можете положиться как на себя самого. Друг никогда не бросит в трудную минуту. Дружба - это святое!

    Дружба это самое дорогое что есть у человека! Если нашёл верного друга, это ещё не значит что вы друзья,нужно ещё самому быть таким же верным.И не важно что об этом думают другие,главное лишь то, что он для вас значит.

    Работа с учебником.

    Откройте учебник на с. 32, найдите второй абзац и прочитайте.

    Работа в группах.

    Предлагаю вам с соседом по парте записать ваше понимание слова «дружба».

    Дружба:

    А теперь каждый прочитает как вы понимаете слово «дружба».

    Рассмотрите иллюстрацию внизу на с. 32.

    Представьте себя героями этих сюжетов. Что вы ощущаете? Ответы детей.

    Прочитайте текст на с. 33.

    Что нового вы узнали из прочитанного текста?

    О каких чертах дружбы вы прочитали? Вы будете называть, а я записывать на доске.

    Рассмотрите иллюстрацию верху с. 33.

    Что вы можете о ней сказать?

    С кем дружит мальчик?

    Что вам подсказало, что они друзья?

    Какое настроение у мальчика и собаки?

    Что отчётливо выраженно на их лицах? Улыбка.

    Улыбка – признак добра, любви, дружбы.

    Не случайно в песне поётся:

    «Дружба начинается с улыбки».

    1. Физкульминутка.
    2. Формирование умений и навыков.

    Э. Шим «Брат и младшая сестра»

    Санька и его младшая сестричка Варя идут по лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

    Моя бабушка поглядела и посмеивается:

    Что же ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!

    Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и собрала больше.

    Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

    Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая-то больше набрала!

    Ещё бы! – отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала!

    В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

    И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыпает…

    Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки – меньше.

    Встречает бабушка.

    Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растет!

    Высоко, - соглашается Санька.

    Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

    Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

    Вопросы:

    Почему же Санька незаметно для маленькой Вари подкладывал ей в кузовок землянику, грибы, малину?

    Понравилось ли вам, как Санька относился к своей маленькой сестре? Почему?

    В. Осеева «До первого дождя»

    Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

    Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

    Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

    В детском саду воспитательница сказала:

    Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

    У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

    Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

    Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

    Вопросы:

    Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

    Почему покраснели Маша и Таня?

    И. Туричин «Дружба»

    Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

    Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.

    Давай, - согласился Вася.

    Сережа вытянул губы, прогудел и промчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

    Пожар! Пожар! – кричит.

    Подбежали другие ребята.

    Мы тоже пожарные!

    Сережа заслонил машину от ребят.

    Я – Васин друг! Мы – друзья! И я один буду в его машину играть!

    Обиделись ребята и ушли.

    На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиком. Подбежал к нему Сережа.

    Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

    Давай, - согласился Боря.

    Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

    И меня примите.

    Не примем, - сказал Сережа.

    Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты вчера говорил!

    То – вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

    Вопросы:

    Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом, Борю?

    Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

    Молодцы! Так какой вывод мы можем сделать?

    Вывод: Дружба – это забота о друге, и готовность придти на помощь ничего не требуя в замен.

    1. Домашнее задание.

    Поднимите руку те, у кого из вас есть настоящий друг?

    Дома, вам надо будет вспомнить ситуацию, которая произошла с вами и вашим другом, и записать её в виде сочинения.

    1. Итог урока.

    Кому понравился наш урок? Почему?

    Какую роль играет дружба в жизни человека?

    Пригодятся ли вам знания полученные сегодня на уроке в жизни?

    Уметь дружить самому и иметь друга – это большое счастье для человека. А самым полезным и правильным правилом для общения между людьми, а тем более для друзей, должно быть следующее: Поступай с другом так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой, то есть делай другому только то, что хотели бы получить сами.

    Спасибо всем за урок.