Этическая беседа о вежливости. Конспект непосредственной образовательной деятельности

Правила поведения ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее. Для этого можно использовать загадки и игры про вежливые слова представленные ниже.

Загадки

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…

(Добрый день)

Друг другу на прощание

Мы скажем…

(До свидания)

Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее…

(Извинить)

До чего ж оно красиво

Слово доброе…

(Спасибо)

Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста-

(Извините)

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …

(Не перебивай)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…

(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…

(Добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …

(Спасибо)

Мальчик вежливый и ласковый

Говорит, встречаясь…

(Здравствуй)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…

(Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…

(До свидания)

Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…

(Привет)

Письмо маме написал

Я вчера в ответ,

А в конце передавал

Всем друзьям …

(Привет)

Если с другом иль подругой

Долгою была разлука,

Мы при встрече говорим:

«Сколько лет и …»

(Сколько зим)

Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем: «Как…»

(Дела)

***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…

(Здравствуйте)

***
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …

(Добрый день)

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

(Спасибо)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте…»

(Так добры)

***

Щеночек Филя во дворе гулял,

Вдруг старичка бульдога повстречал.

Прошу вас поскорее отгадать:

Кто первым должен «здравствуйте» сказать?

(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)

Вот идет болонка Жулька,

Модница, воображулька…

А навстречу - кавалер,

Симпатичный скотчтерьер.

Отгадаете иль нет:

Скажет первым кто «привет»?

(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин)

А ниже представлены веселые загадки про вежливые слова автора Олеси Емельяновой.

Игры

1. «Учим волшебные слова»

Расскажите ребенку, что означают вежливые слова, что люди в разных странах по-разному друг друга приветствуют, и на всех языках есть такие волшебные слова.

Выучите волшебные слова, которые близки по смыслу — «Здравствуйте» и «Добрый день», «До свидания» и « До скорой встречи» и т.п.

Или же можете выучить слова вежливости на разных языках мира. Например слово «Привет» или «Здравствуйте».

Привет – самое популярное и полезное слово для путешественника. Да и самое простое, поэтому будет совсем не лишним знать, как сказать привет на разных языках мира. Интересно отметить, что не всегда приветствие с другого языка дословно переводится на русский как «привет», часто оно будет означать «добрый день» или «здравствуйте», а порой и вовсе – «мир вам».

Язык Как звучит
Азербайджанский Салам алейкум
Английский Hello, Hi
Арабский (Египет) Ahlan wa sahlan
Арабский (Восток, Северная Африка) Marhaba
Африкаанс Hola
Белорусский Прывитанне
Болгарский Здравейте
Венгерский Jo napot
Вьетнамский Chao
Гавайский Aloha
Голландский Hallo
Греческий Geia sou
Грузинский Гамарджоба
Иврит Shalom
Индонезийский Selamat
Исландский Godan daginn
Испанский Buenas dias
Итальянский Buon giorno
Латинский Ave
Латышский Lab dien, sveiki
Литовский Sveikas
Немецкий Guten Tag
Норвежский Goddag
Польский Dzien dobry
Португальский Ola
Румынский Buna
Сербский Здраво
Словацкий Dobry den
Тайский Sawatdi
Турецкий Merhaba
Узбекский Салам алейкум
Украинский Привіт
Финский Paivaa
Французский Bonjour
Хинди Namaste
Хорватский Zdravo
Чешский Dobry den
Шведский God dag
Эсперанто Saluton
Эстонский Tervist
Японский Konnichi wa

2. «Будь внимателен»

В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Вам нужно попросить детей исполнить задание, но выполнить его надо только тогда, когда Вы назовете «волшебное слово». Ниже представлены примеры команд, можно использовать их, а можно придумать свои.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

3. «Вежливо — невежливо»

Правила игры. Если Вы читаете о вежливом поступке — дети хлопают в ладоши 2 раза. Когда Вы читаете о невежливом поступке — дети топают ногами 2 раза. Также можно придумать другие веселые движения.

Примеры поступков:

Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Свистеть, кричать, шуметь в школе
Уступить место старшим
Не вставать на обращение учителя
Помочь подняться по лестнице
Попрощаться уходя

4. «Вежливые часики»

Это игра-разминка, в нее можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими. Дети изображают часы. Две руки - это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата.

Ведущий : Тики-так, тики-так -

Ходят часики вот так.

Семь утра часы пробили,

Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Ведущий: Утро настало,

Солнышко встало…

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

Дети: Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Ведущий: Вот и день настал, ребята;

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Ведущий: Стрелки тикали-ходили

И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Ведущий: Вечер наступил, ребята.

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый вечер.

Ведущий: Молодцы!

5. «Вежливый трамвайчик»

В эту игру лучше играть большой компанией. Потому что в ней участвуют водитель, кондуктор и пассажиры. Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т. д.). При этом одно и то же слово не должно повторяться дважды.

Билеты можно сделать из бумаги, старых открыток или календариков.

Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово, билет за него может купить кто-то из друзей-пассажиров. Но при этом обязательно знание волшебных вежливых слов.

Если безбилетного пассажира выручить никто не может, кондуктор отправляет его к водителю. Преимущество водителя в том, что он может называть любые вежливые слова, даже те, которые уже звучали. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.

Был сынок у маменьки -
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою -
В медведицу бурую.

Уляжется медведица
Под деревом, в тени,
Сын рядом присоседится,
И так лежат они.

Он упадёт. - Ах, бедненький! -
Его жалеет мать. -
Умнее в заповеднике
Ребёнка не сыскать!

Сыночек дисциплины
Совсем не признаёт!
Нашёл он мёд пчелиный -
И грязной лапой в мёд!

Мать твердит:
- Имей в виду -
Так нельзя
Хватать еду! -
А он как начал чавкать,
Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай,
Мучайся с сынком:
Мой его, приглаживай
Шёрстку языком.

Родители беседуют -
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому
И первый влез в берлогу -
Медведю пожилому
Не уступил дорогу.

Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый
Пришёл домой сынок
И заявляет маме:
- А я валялся в яме.

Ужасно он воспитан,
Всю ночь ревёт, не спит он!

Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пошёл сыночек в гости -
Хозяйку укусил,
А медвежат соседки
Столкнул с высокой ветки.

Медведица бурая
Три дня ходила хмурая,
Три дня горевала:
- Ах, какая дура я -
Сынка избаловала!

Советоваться к мужу
Медведица пошла:
- Сынок-то наш всё хуже,
Не ладятся дела!

Не знает он приличий -
Он дом разрушил птичий,
Дерётся он в кустах,
В общественных местах!

Заревел в ответ медведь:
- Я при чём тут, жёнка?
Это мать должна уметь
Влиять на медвежонка!

Сынок - забота ваша,
На то вы и мамаша.

Но вот дошло и до того,
Что на медведя самого,
На родного папу,
Мишка поднял лапу!

Отец, сердито воя,
Отшлёпал сорванца.
(Задело за живое,
Как видно, и отца.)

А медведица скулит,
Сына трогать не велит:
- Бить детей недопустимо!
У меня душа болит...

Нелады в семье
Медвежьей -
А сынок
Растёт невежей!

Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят.

О. Дриз

«Добрые слова»

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу:

Кузнецу, врачу, ткачу-

«С Добрым утром!» я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

В. Юсупов

«Простите»

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза,

И робко и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»,

Казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

В. Липанович

Вежливая лошадь

Очень вежливая лошадь

Шла, кивая головой,

Поздоровалась со всеми,

Поздоровалась со мной.

Угостил ее печеньем.

Постояли мы чуть-чуть.

И вздохнула грустно лошадь:

На прощание кивнула

И понятно все без слов -

Это лошадь мне сказала:

“До свиданья! Будь здоров!

С. Я. Маршак.

“Ежели вы вежливы”

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без потеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

М. Дружининой

«Что такое «Здравствуй»

Что такое «Здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй» - Значит - будь здоров,

Правило запомни,

Знаешь -повтори:

Старшим это слово

Первым говори.

И. Кульская

“Невежливая вежливость”

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку,
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

С.Брандт.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Владимир Солоухин .

Здравствуйте, Здравствуйте

Валентина Осеева

Волшебное слово

Пословицы, поговорки и загадки про вежливость

ах.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…»

(Благодарю!)

Не дорого ничто - дорого вежество.
В просьбе поклон не в потерю.
Клади крест по писанному, поклон веди по учёному.
На всякие приветы надобно иметь ответы.
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
Не спеши хватать: оботри руки.
Поклоном поясницы не переломишь.
Посади свинью за стол, она и ноги за стол.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
Ласковое слово - что весенний день.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Поклониться - вперёд пригодится.
Смола - не вода, брань - не привет.

Вежливость нужна каждому.

От вежливых слов язык не отсохнет.

Рад не рад, а говори: милости просим.

Где тепло, тут и добро.

Поклониться - вперед пригодится.

Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

Гордым бог противится, а смиренным дает благодать.

Не кичись, лучше в ножки поклонись!

По привету ответ, по заслуге почет.

Спесь не ум.

Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.

Не будет добра, коли меж своими вражда.


Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Жан-Жак Руссо

Прежде чем говорить про уроки вежливости для детей, о том, воспитан ли ваш малыш и умеет ли он здороваться, давайте для начала посмотрим на себя. Здороваемся ли мы со всеми знакомыми и незнакомыми нам людьми? С соседями, с жителями своего дома, в поликлинике, в магазине, на работе…

Первый шаг к тому, чтобы научить ребёнка здороваться — это показать свою вежливость на собственном примере. Бывает так, что вы идёте вместе с ребёнком, здороваетесь со знакомыми, а ребёнок опускает глаза и не хочет сказать «здравствуйте», например, соседям, как бы вы его не уговаривали. Насильно заставить малыша сделать что-либо невозможно, да и совсем не нужно — это знают и педагоги, и родители.

Психологи и педагоги выделяют несколько причин, по которым дети иногда отказываются от слов приветствия и прощания.

  1. Ребёнку не хочется здороваться просто по той причине, что он не понимает, зачем это нужно делать. В этой ситуации от взрослых требуются понимание и терпение. Объясните малышу доступно, приветливо, без назиданий и приказов, для чего люди здороваются.
  2. Если ребёнок услышал, как родители или родные (бабушка, тётя, дядя и так далее) негативно отозвались, например, о соседях или других людях, с которыми он часто видится, а утром родители приветливо здороваются с ними, улыбаются и заставляют поздороваться ребенка. Ребенок находится в недоумении. Он чувствует фальшь и не знает, как правильно поступать: то ли здороваться, то ли нет…
  3. Бывает так, что у ребёнка плохое настроение, он чем-то расстроен и не хочет здороваться именно тогда, когда родители ему говорят: «Ну, поздоровайся с тётей….». Если малыш молчит и не хочет здороваться, значит, что-то случилось. Не заставляйте его. Ведь вы же знаете, что он вежливый ребёнок, он понимает, что нужно здороваться, вы же его учите этому на собственном примере. Через некоторое время, почувствовав себя лучше, он сам, без вашего напоминания, будет здороваться.
  4. Одной из причин может быть неблагоприятная обстановка в семье. Если мама не здоровается с бабушкой и дедушкой, папа никогда не говорит «Доброе утро», бабушка и дедушка не приветствуют друг друга, старшие братья и сёстры не говорят: «Всего доброго. До, свидания», — то в такой семейной атмосфере трудно быть вежливым. Если в семье вместо слов «доброе утро» принято говорить: «А ну-ка, встал и собрался побыстрее!», то где же учиться вежливости ребёнку? Где, если не в семье, ему учиться вежливым словам?

Ваш малыш подрастает, и перед вами обязательно встанет задача научить ребёнка быть вежливым. Этого требуют правила общежития и взаимодействий в коллективе. Сразу возникает вопрос: «Как? Какими должны быть уроки вежливости для детей?». Есть несколько маленьких и совсем нехитрых «секретиков».

Рассказывайте детям чаще о правилах вежливого общения, читайте книги, сочиняйте с ребёнком свои истории, будьте для своего ребёнка образцом поведения.

Однажды, ко мне на занятие пришла очень милая, умная, замечательная девочка пяти лет. Я с ней поздоровалась, она со мной — нет. На мой вопрос, почему же она не здоровается, она ответила: «Не хочу». «А почему?» «Не знаю». Тогда я ей рассказала о значении слова «здравствуйте». Рассказала, как нужно здороваться с детьми, со взрослыми. И она со мной поздоровалась. И самое интересное, с тех пор, она никогда не забывала при встрече сказать это волшебное слово.

Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»,
Значит «будь здоров».

С детьми, которые не хотят здороваться, важно выяснить, почему, например, с бабушкой с первого этажа ваш ребёнок с радостью и улыбкой здоровается всегда, а с соседями, которые живут рядом, не хочет. Как показала практика, в этом конкретном случае, оказывается, соседи всегда делали замечание родителям: «Почему у вас такой нехороший мальчик, никогда не здоровается. Кто же из него вырастет? Грубиян и хулиган». Это было сказано незло, но с назиданием. Малыш не понял значения всех слов, но понял, что о нём говорят плохо и обиделся. Родители тоже поняли причину обиды малыша и не терроризировали ребенка: «Ну, поздоровайся с дядей и тётей». Они просто здоровались сами, показывая пример ребёнку. Пройдёт время, исчезнут обиды, а, может быть, и страхи перед незнакомыми людьми, и ваш малыш, руководствуясь вашим личным примером, будет самым внимательным и воспитанным ребёнком. Показывайте, как нужно здороваться с родными, знакомыми и незнакомыми людьми, а также здоровайтесь всегда лично и с самим ребёнком. Обращайте внимание малыша, как вам приятно, когда он отвечает тем же.

Чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!

Игра «Учим волшебные слова»

Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.

Игра «Эхо»

Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребёнка приветствия, он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша помощь. Нужно помочь ребёнку преодолеть стеснительность. Перед тем, как войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с ребёнком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребёнок повторяет. Расскажите, что такое эхо. Часто бывает такое, когда ребёнок знает, что нужно поздороваться, но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например, вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребёнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

Игра в «Игровые ситуации»

Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтеьс, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.

Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Фрагмент из театрализованного занятия «Вежливые слова»

Звучит песня «Будем знакомы» А. Захаровой.

Педагог: — Какое замечательное слово — здравствуйте. Это слово волшебное. А означает оно вот что. Тот человек, который здоровается, желает здоровья тому, кому предназначено это слово. В ответ, как правило, он слышит пожелания здоровья и для себя. Иногда дети и даже взрослые забывают поздороваться. И чтобы вы не забывали, давайте научим здороваться свои пальчики.

Пальчики правой руки похлопывают поочерёдно пальчики левой руки.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю —
Всех я вас приветствую! (Сложить ладошки вместе.)

(Сикачева Т.)

Педагог: — А знаете ли вы, ребята, что здороваться нужно всегда с улыбкой и хорошим настроением? Посмотрите на меня, как я сейчас поздороваюсь, и скажите, как вам больше понравилось.

«Здравствуйте, ребята», — говорит весело педагог.

«Здравствуйте, ребята», — говорит педагог угрюмо, опустив голову.

Педагог: — Когда я говорила с улыбкой, я желала вам здоровья, подарила вам хорошее настроение. А теперь, чтобы вы поделились хорошим настроением со своими товарищами, давайте поиграем в игру «Передай улыбку».

Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе,
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день!

Проводится игра-упражнение «Передай улыбку» под музыку В. Шаинского «Улыбка».

Педагог: — У меня тоже очень хорошее настроение. Сейчас мы будем передавать улыбку по кругу.

Педагог улыбается, поворачиваясь к рядом стоящему ребёнку. Тот передает улыбку соседу и так далее.

Педагоги понимают, что невозможно научиться чему-либо за одно занятие. Обучая вежливости, невозможно добиться хорошего результата за одно занятие. Поэтому придумайте свой ритуал встречи и прощания. Это очень важно. Ребёнок запомнит, что нужно здороваться и что нужно говорить, соответственно, до свидания.

  • Игра и творчество

Сделайте из солёного теста пальчиковые игрушки. Потом не просто играйте с ними, а играйте целенаправленно. Например, организуйте дидактическую игру «Волшебные слова». Пусть в гости к ребёнку придёт мишка или собачка. Научите ребёнка сначала здороваться с игрушками. Можно научить здороваться с разной интонацией. Потом обсудить, какое приветствие понравилось больше всего. Обучение вежливости в игровой форме положительно скажется на воспитании ребёнка. Известно, что именно по средствам игры дома и игры в детском саду дети познают мир. А следовательно, и учатся быть воспитанными. Как вариант, играя, покажите при помощи игрушки, что значит вежливость и невежливость. В конце игры побеседуйте об увиденном. Дайте ребёнку сделать вывод самостоятельно.

  • Беседа

Что такое культура поведения, надо рассказывать о ней ребёнку с детства. Пусть малыш (чем раньше, тем лучше) усвоит жизненное правило: «Делать людям хорошее – хорошеть самому». Расскажите, что здороваясь, ребёнок желает здоровья, в ответ желают здоровья ему. Проводя уроки вежливости для детей и рассказывая про вежливость, сами помните слова Спинозы: «Всякий раз, делая добро другому существу, мы начинаем чувствовать себя лучше, потому что добрые дела укрепляют нашу природу». Ребёнок должен об этом знать. Правила вежливости и норм поведения в обществе формируют чуткость, открытость и искренность

  • Чтение рассказов, стихотворений и сказок

Подберите список книг о вежливости, о нормах поведения. Выучите наизусть с ребёнком стихотворение «Здравствуй, вежливое слово!». Прочитайте

  • «Мойдодыр» К. И. Чуковского,
  • «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского,
  • русскую народную сказку «Лиса и журавль»,
  • «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака,
  • «Правила поведения для воспитанных детей» О. М. Журавлёвой,
  • «Весёлый этикет» и так далее.

Будет правильно, если вы создадите детскую библиотечку, подберёте книги о вежливости и правилах поведения. Пусть будут в библиотечке ребёнка, например, такие книги:

  • «Уроки вежливости» А. Усачёва,
  • «Очень вежливый индюк» Б. Заходер,
  • «Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб,
  • «О вежливости» С. Я. Маршака,
  • «Вежливый ослик» И. Пивоварова,
  • «Волшебное слово» В. Осеевой и другие.

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем, что мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(Солоухин В.)

  • Мотивация и похвала

Как известно, похвала является мощным стимулом для освоения любых правил, в том числе и правил поведения. Но похвала должна быть уместной, сказанное вовремя ласковое слово останется в памяти ребёнка. Одного, быстро брошенного слова «Молодец» маловато. Похвала должна быть искренней и доброй.

Похвала должна быть заслуженной. Некоторые психологи утверждают, что нельзя хвалить детей за естественные вещи. Согласиться можно, но не с малышами. Поздороваться с родными, друзьями, с воспитателем, нам, взрослым кажется естественным и необходимым, но вот только малыш пока этого не знает. Он ещё учится. Поэтому, такие естественные вежливые слова пока ещё требуют похвалы со стороны взрослых.

Многие педагоги знают, что в работе с детьми существуют маленькие «секретики» похвалы:

  1. Хвалить необходимо только за определённое, конкретное дело. Взрослому к слову «молодец» или «умница» необходимо прибавить объяснение, за что. «Молодец, спасибо тебе за…»
  2. Ребёнок должен знать, от кого исходит похвала. Используйте предложения с местоимениями. «Мне сегодня так понравилось…», «Я так была рада за тебя….»
  3. Хвалите, всегда глядя в глаза ребёнка. Он должен чувствовать ваше искреннее участие в похвале.
  4. Хвалите ребёнка с улыбкой. Не сможет ребёнок воспринять истинно похвалу, если вы будете говорить недовольным и тихим голосом или с хмурым лицом.
  5. Иногда слова похвалы не смогут вызвать радости в душе ребёнка. Необходим физический контакт. Если вы возьмёте своего малыша за руки, обнимите и прижмёте к себе или даже просто погладите по голове, то ребёнок будет сиять от счастья! Не откладывайте слова похвалы на потом. Чтобы ребёнок понял и закрепил своё поведение, похвала должна быть своевременной.
  • Личный пример

Бенджамин Спок, американский педиатр и автор книг о воспитании, написал в одной из своих книг:«Обязанность родителей — вырастить своих детей такими, чтобы их любили другие люди». Это действительно так. Если вашего ребёнка будет окружать пространство любви, вежливости, и он будет отвечать тем же самым окружающим, то ему самому будет легче и проще реализовать себя в обществе, освоить нормы поведения в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми, адаптироваться в новой ситуации.

  • Совместное разучивание песен о вежливости

Уроки вежливости для детей можно дополнить песнями. Разучите и пойте вместе с ребенком, слушайте аудиозапись таких песен:

  • Песенка Красной Шапочки «Здравствуйте, горы вот такой вышины…»,
  • «Здравствуйте мамы планеты Земля»,
  • «Да здравствует дружба!»,
  • «Послать, конечно, здорово кому-нибудь секрет!»,
  • «Четыре таракана и сверчок» и другие.

Для малышей-дошкольников родители — самые родные люди, которым они доверяют и верят, они самые главные в их жизни, и поэтому приоритетным в воспитании детей является слово родителя. Не понимает ребёнок, зачем здороваться? Терпеливо объясните. Просто, по-детски, по-дружески. Не давите, придёт время и ребёнок, наученный вами, будет проявлять вежливость без вашей подсказки. А пока просто напоминайте ему, играйте, читайте книги о вежливости и вежливых людях, пойте песни, смотрите добрые и весёлые мультфильмы (например, «38 попугаев»), ходите на выставки и театры. И ваш малыш, опираясь на опыт и личный пример, непременно быстро усвоит правила этикета. Вам нужно не надеяться, что этому научат в детском саду, или научит бабушка, няня, педагог. Только вы сами, собственным примером, руководствуясь простыми правилами, можете научить своего ребёнка правилам этикета и нормам поведения в обществе. Не скупитесь на слова похвалы. Кроме слова «молодец» и «умница», найдите ещё добрые и нежные слова похвалы для своего малыша.

Соблюдайте нехитрые правила и приёмы и вы будете уверены, что ваш ребёнок будет расти приветливым, вежливым и воспитанным. Ведь «вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты»,- заметил когда-то английский дипломат и писатель Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд.

«Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

(Кривошеева В.)

Памятка для родителей и взрослых «Как помочь ребенку быть вежливым» или «Уроки вежливости для детей»:

  1. Стремитесь всегда в своей речи употреблять вежливые «волшебные» слова сами. Помните, что Вы яркий пример для подражания.
  2. Убедите своих родственников, окружающих ребенка, в том, что вежливые слова в вашей семье – это норма.
  3. Расскажите ребёнку о силе « волшебных слов».
  4. Всегда здоровайтесь и прощайтесь с ребёнком. Старайтесь употреблять различные формы приветствия и прощания (добрый день, доброе утро, всего доброго, до скорого свидания, всех благ и так далее)
  5. Научите ребёнка основному правилу вежливости: здороваться всегда и везде со всеми, кого в этот день видишь в первый раз.
  6. Не забывайте: обучая вежливости, будьте всегда вежливы сами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Мы поговорили о том, как можно наших детей научить Сегодня продолжу эту тему и предложу прочитать детям стихи о вежливости, а также отгадать загадки.

Правила поведения ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее.

А стихи о вежливости станут хорошим помощником. А также помогут детям в воспитании художественного вкуса.

Стихи должны быть красочными, хорошо запоминаться. Наглядный пример-стихотворение Самуила Маршака »Урок вежливости», где на примере медвежонка объясняются правила поведения и как их надо всегда соблюдать.

В стихах есть рифмы, которые быстро и ненавязчиво запоминаются детьми. Ребенок учит правила поведения легко и весело.

Сейчас есть много разных, красочных книг, которые помогут родителям в воспитании детей. Ребенок не всегда понимает, зачем говорить вежливые слова. Тут на помощь придут герои стихов, сказок, мультфильмов и образно покажут, зачем надо быть вежливым.

Стихи о вежливости для детей

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я »здравствуйте » первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово »спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все »до свидания»

Друг другу всегда говорим,

»Пожалуйста»-если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым-обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

С. Маршак. »Урок вежливости’ ‘

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

— В гостях, медведь, нельзя реветь.

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь

А старых уважай.

И бабушку медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу.

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро.

А старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели,

Напрасно время тратили!

Вот такой забавный стишок есть у Самуила Маршака о вежливости.

Загадки

Пишите комментарии, принимайте участие в конкурсе комментаторов. Делитесь информацией с друзьями, нажимайте на кнопочки соц. сетей.

Научить ребёнка быть вежливым и обходительным не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Конечно, можно и нужно использовать для этих целей личный пример, беседы, разговоры, ролевые игры. Но одним из самых простых и интересных способов обучения вежливости могут стать стихи.

Как выбрать стихи?

Выбрать подходящие стихи из всего многообразия довольно просто. Для начала определитесь, чему именно вы хотели бы научить малыша: вежливым словам (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и другим) или поступкам (уступить место, помочь донести маме сумку и прочне). А затем, воспользовавшись любой поисковой системой в интернете, ищите подходящие произведения. Стихов о вежливости очень много - их писали классики (Барто, Маршак), их сочиняют мамы и педагоги. Выбор практически ничем не ограничен.

Как это работает?

Дети с удовольствием слушают стихи и, как правило, очень сопереживают героям, дают эмоциональную оценку их поступкам или словам. Вы можете использовать эту особенность детского восприятия и обсуждать с крохой, что герой стихотворения делал хорошо, а что — не очень. Задавайте наводящие вопросы: «А как надо было поступить?», «Как бы поступил вежливый мальчик?», «Нравится или нет окружающим поведение героя? Приятно ли общаться с таким мальчиком/девочкой?». Кроме того, вы можете использовать стихотворения, в которых последнее слово в четверостишье должен угадать малыш - это и игра, и тренировка, и воспитательный процесс одновременно.

Стихи о вежливости

Стихотворение №1: «Спасибо» (А. Барто)

В ответ на привет
Не молчит он, как рыба.
В ответ на привет
Произносит - спасибо!

Билет на футбол
Вы ему принесли бы,
За это - спасибо,
Спасибо, спасибо!

А если б его
От контрольной спасли бы,
За это - спасибо,
Сто тысяч спасибо!

А если б за ним
Прибежали ребята,
На помощь кому-то
Позвали куда-то?

Ну что ж! И тогда б
Не молчал он, как рыба,
Сказал бы в ответ:
«Удружили! Спасибо!»

Стихотворение №2: «Ежели вы вежливы... » (С. Маршак)

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, —
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы,
То всех благодарите,
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

Стихотворение №3: «Добрые слова» (О. Дриз)

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром! — я кричу.
Добрый день! - кричу я вслед
Всем идущим на обед!

«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Стихотворение №4: «Вежливые слова» (О. Емельянова)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)


Стихотворение №5: «Любочка» (А. Барто)

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну, садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.

Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.


Стихотворение №7: Слово «Пожалуйста»

Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Всё на свете сбудется.