Выдающиеся личности латинской америки 20 21 века. Знаменитые французы и латинская америка

В лондонском метро появились оскорбительные для русских постеры

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... бесполезные слова! Русскому они не нужны», - говорится в рекламе на английском языке, которую сфотографировали и выложили в сеть. Эти слова – цитата из опубликованного в 1862 году романа «Отцы и дети» классика русской литературы Ивана Тургенева.

Однако, во-первых, цитата, заимствованная у Тургенева и вырванная из текста, звучит в оригинале совсем иначе: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». То есть смысл цитаты на самом деле другой. Базаров говорит не о том, что русскому человеку не нужны прогресс и принципы, а не нужно все то, иностранное, что под этими этикетками навязывалось тогда России либералами и западниками, против чего и протестовал герой романа. Английские пропагандисты, как обычно, передергивают.

Во-вторых, Евгений Базаров - персонаж романа «Отцы и дети», выведен в нем как студент-нигилист, который отрицает практически все принятые в обществе ценности и традиционные устои. Базаров протестует против либеральных идей дворян Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Он был своего рода предтечей большевиков, которые потом в России захватили власть. Таким образом, получается, что англичане, не подумав об этом, пропагандируют идеи не российского общества, а большевиков, которые позаимствовали, как известно, свои идеи и принципы у европейских мыслителей. Словом, хотели унизить и оскорбить русских, а на самом деле вышел очередной конфуз и глупость.

Русские ведут себя иначе

Будет не лишним напомнить, что в России по отношению к Англии ведут себя совсем по-другому. Так, несмотря на нелепые и несправедливые санкции против России, в петербургском, например, метро сегодня висят постеры с лирическими стихотворениями английских поэтов – Китса и Шелли. В России вообще любят и высоко ценят великую английскую литературу и никому и в голову не придет вывешивать в публичных местах оскорбительные для англичан постеры с неприятными для них цитатами.

Хотя, если покопаться, то и у англосаксонских классиков таких цитат, где жители туманного Альбиона выглядят далеко не в лучшем свете, предостаточно.

«Мы – англосаксы, - писал, например, Марк Твен, - а когда англосаксу что-нибудь надобно, он идет и берет. <...> Если перевести эту выдающуюся декларацию (и чувства, в ней выраженные) на простой человеческий язык, она будет звучать примерно так: «Мы, англичане и американцы – воры, разбойники и пираты, чем и гордимся».

Но мы же не вешаем такие цитаты в нашем метро! А снимаем, например, фильм про Шерлока Холмса. Вспомним, какой замечательный образ проницательного британского сыщика создан в этом фильме русским актером Ливановым. Даже английская королева не устояла и возвела актера в рыцарское достоинство. Так что появление оскорбительных постеров в лондонском метро – свидетельство того, что это современные англичане не вполне знакомы сегодня с благородными принципами аристократизма, которые сами же и создали когда-то.

Часть русофобской кампании

Но главное в этой истории другое. Появление в публичном месте столицы Англии унизительной для русских цитаты, прямо скажем, расистской надписи, в кичащейся своей толерантностью Британии, вовсе не случайно. Это – всего лишь часть спланированной активной русофобской кампании Запада, направленной на ослабление и изоляцию России. Мол, что это за страна, где прогресс и принципы никому не нужны!

«В Великобритании существует русофобия, которая основана на том, что многие россияне якобы тесно связаны с преступным миром», - заявил посол РФ в Великобритании Юрий Федотов в интервью английской газете «Санди таймс». По его мнению, это связано с тем, что англичанам навязывается мысль, будто многие россияне якобы тесно связаны с преступным миром. Посол заявил, что знает несколько случаев, когда россияне подвергались нападениям, а британская полиция никак на это не реагировала.

«Я могу привести примеры, когда россиян в Лондоне избивали подростки. Туристов, бизнесменов, тех, кто приехал в гости. Их всех жестоко избивали, и полиция не начинала расследование по этим конкретным происшествиям», – цитирует дипломата BBC.

Однако, по его наблюдениям, если правонарушения совершают русские, то полиция действует очень жестко. «У меня есть пример, когда женщина нарушила правила дорожного движения. Полиция поместила ее под арест. Приехало много машин, и на нее надели наручники», – сказал Федотов.

На этом фоне англичане не брезгуют и фабрикацией крупных политических провокаций, направленных против нашей страны. Достаточно вспомнить о нашумевшем скандале с отравлением полонием сбежавшего в Англию Александра Литвиненко, который, по версии англичан, якобы был отравлен российскими спецслужбами.

Хотя русские по отношению к Англии ведут себя там иначе. По информации «Санди таймс», сейчас в Великобритании проживают примерно 400 тыс. россиян. Каждый год из России приезжают более 170 тыс. туристов, а в местные университеты поступает около 2 тыс. русских студентов. Объем ежегодной российско-британской торговли составляет более 7 млрд фунтов в год, а с 2000 года россияне потратили на недвижимость в Соединенном Королевстве 2,2 млрд фунтов – больше, чем выходцы из США и с Ближнего Востока вместе взятые. Таким образом, ничего кроме доходов в британскую казну русские Англии не приносят и никак и нигде интересам Британии не угрожают.

Корни русофобии

Впервые термин "русофобия" был применён великим русским поэтом Фёдором Тютчевым в связи с появлением в Европе враждебности к России после подавления царскими войсками венгерской революции 1848-1849 годов в Австрийской империи, после чего Российскую империю стали называть "жандармом Европы".

Однако, как считают историки, русофобия началась еще во времена Карла Великого, который 1200 лет назад создал свою империю и заложил основы того, из чего вышел религиозный раскол в 1054 году. Карл создал свою империю, когда центр цивилизованного мира в то время находился в Византии. При этом считается, что раскольники были из Восточной церкви, которая и откололась от единой христианской. Но на самом деле откололась католическая церковь. А Восточная осталась православной - ортодоксальной.

Чтобы снять с себя вину за этот раскол, западные богословы, теологи начали кампанию по интеллектуальной обработке и обоснованию идеи, как переложить вину за раскол на Восточную церковь. Начали говорить о греческом мире, то есть о Византии, как о «территории деспотизма, варварства», для того, чтобы снять с себя ответственность за раскол.

И когда пал Константинополь, рухнула Византия, против которой вся эта идеологическая кампания и была направлена, а Россия заняла место Византии, как Третий Рим, вся эта ложь была тут же перенесена на Россию. Особенно отличился на этом поприще французский маркиз Де Кюстин со своей русофобской книгой «Путешествие в Россию», ставшей своего учебником для западных политиков. Эти измышления, яростные нападки на Россию заметно усилились после реформ Петра I и Екатерины Великой, когда Россия стала усиливаться.

В результате к концу XVIII века и сформировалась теория русофобии. Она была использована через небольшой промежуток времени Наполеоном, потому что эта теория русофобии обосновывала вражду к России, которая стояла тогда на пути экспансионистской политики Франции. Появилось сфабрикованное «завещание Петра I», где будто бы излагались «агрессивные замыслы России». Фальшивка использовалась Наполеоном в качестве аргумента для его вторжения в Россию в 1812 году.

А в Англии русофобия появилась примерно в 1815 году, когда Великобритания в союзе с Россией смогла победить Наполеона. Общий противник был повержен, и тут же Англия сделала врагом Россию. А позднее Лондон уже использовал ее для того, чтобы обелить свои собственные экспансионистские планы в Средиземном море, Египте, Индии и Китае.

В наши дни, когда Россия стала подниматься после погрома 1990-х гг, русофобия на Западе опять возродилась. Фальсифицируется история, победа в войне с Гитлером приписывается США, а вклад СССР в разгром фашизма преуменьшается. Россия всеми силами западных СМИ изображается, как страна, где будто бы царит диктатура и подавляется демократия, как агрессор, якобы стремящейся к захвату других государств. С этой целью были активно использованы и волеизъявление народа Крыма, пожелавшего воссоединиться с Россией, и события на Украине.

Словом, история сегодня повторяется: для продвижения собственных интересов, для осуществления своих экспансионистских намерений на Западе, который окружает нашу страну военными базами, постоянно говорят об «угрозе», которая якобы исходит из России.

Россию демонизируют для того, чтобы, например, разместить ракеты НАТО в Польше и Румынии, используя совершенно те же аргументы, что и Наполеон 200 лет назад.

Европа, и особенно Англия, а последние десятилетия – США, привыкли господствовать над миром. Но сегодня ситуация уже совсем иная, и Европа чувствует себя особенно некомфортно: мало того, что роль мирового лидера перешла к США, внутри нее самой возникли новые тяжелые проблемы, связанные с эмигрантами, ростом безработицы, Евросоюз на грани развала и т.п. Для этого не находят ничего другого, как свалить все эти беды на Россию - якобы, этот огромный «русский медведь», и виноват. Отсюда и новый расцвет русофобии.

Специально для Столетия

Рекомендую вам подписаться на мой новый телеграм канал об интересных испанский словах t.me/megusto . Там вы найдёте много полезной информации, которую каждый день публикую я и мои друзья. Учите испанский с удовольствием. Вам обязательно понравится!

Сегодня мы перенесёмся из Европы в Латинскую Америку - давно мы туда не заглядывали и поговорим о людях, которые повлияли на ход в истории.

Можно сказать, что в истории Латинской Америке выдающиеся личности встречаются чуть ли не на каждом углу: диктаторы и политики, революционеры и мятежники, художники и поэты. Как выбрать из них самых важных? На мой взгляд, свершения выдающегося человека должны играть огромную роль не только в латинском мире, но и во всём мире (по-моему это логично). Вот мои десять Важнейших, представленные в хронологическом порядке (по дате жизни, естественн0):

1. Бартоломе де Лас Касас (1484-1566)

Хотя он и не был рождён в Латинской Америке, его сердце принадлежало этой земле. Этот доминиканский монах боролся за свободу и права коренного населения Латинской Америки в самом начале завоевания и колонизации, вставая на пути тех, кто хотел эксплуатировать и унижать уроженцев этого континента. Если бы не он, ужасные последствия колонозации были бы неизмеримо масштабнее.

2. Симон Боливар (1783-1830)

"Джордж Вашингтон Южной Америки" прокладывал нелёгкую дорогу миллионов жителей Южной Америки к свободе. Обаяние вместе с военной сообразительностью сделало его самым выдающимся среди лидеров латиноамериканского движения Независимости. Освобождение "современных наций" Колумбии, Венесуэлы, Эквадора, Перу и Боливии - это его рук дело.

3.Ривера Диего (1886-1957)

Диего Ривера был не единственным мексиканским мюралистом, но, конечно же, он был самым известным. Вместе с Альфаро Сикейросом и Хосе Ороско он перенёс искусство из музеев на улицы городов.

Чилийский диктор (1974-1990), Пиночет был ключевой фигурой в Операции "Кондор" (кампания по преследованию и уничтожению политической оппозиции в Чили, Аргентине, Парагвайе, Уругвайе, Боливии и Бразилии с поддержкой со стороны правительства США в 1970-1980 годах: Спецслужбы этих государств, действуя скоординировано, организовывали похищения, пытки и казни без суда и следствия).

5. Фидель Кастро (1926 -)

Пламенный революционер имел сильное воздействие на мировую политику в течение пятидесяти лет. Заноза в попе американских лидеров, начиная с правительства Эйзенхауэра, он был маяком сопротивления для антиимпериалистов.


6. Роберто Гомес Боланьес (по прозвищу Чеспирито) (1929 -)

Не каждый латиноамериканец, которого вы встретите, ответит вам на вопрос "Кто такой Боланьес?", но зато каждый будет знать Чеспирито, изображаемого Гомесом уже на протяжении многих десятилетий. Гомес работает на телевидении уже 40 лет, и между тем успевает сниматься в фильмах, писать книги и сочинять музыку.

7. Габриэль Гарсия Маркес (1927 -)

Он не изобрёл магический реализм, но стал в нём самым главным мастером. Победитель 1982 года Нобелевской премии по Литературе, он - самый знаменитый автор Латинской Америки.

8. Эдсон Арантес ду Насименту или же Пеле (1940 -)

Любимейший сын Бразилии и, возможно, лучший футболист всех времён и народов. Восхищение бразильцев своим кумиром стало одной из причин уменьшения рассизма на территории его страны.
9. Пабло Эскобар (1949-1993)

Легендарный колумбийский наркобарон в одно время был признан почти самым богатым человеком в мире (по версии Форбс - 7 место). В самый разгар своего могущества, он был самым влиятельным человеком в Колумбии и его наркоимперия протянула свои щупальца по всему миру. Стоит отметить, что своему восхождению он отчасти обязан бедному населению Колумбии, которое рассматривала его как своего Робин Гуда.

10. Рогиберта Менчу (1959-)

Представительница коренного населения Гватемалы из народа киче группы майя. Правозащитник, борец за права коренного населения Гватемалы, лауреат Нобелевской премии мира в 1992 г. и Премии принца Астурийского в 1998 г. Посол доброй воли ЮНЕСКО. Автор автобиографических произведений «Я, Ригоберта Менчу» (1983) и «Пересекая границы».

§ 34. Современная цивилизация Латинской Америки

Расовый состав Латинской Америки

Население Латинской Америки сформировалось из трех основных расово-культурных компонентов. Во-первых, это коренные жители региона – индейцы, относящиеся к американской ветви монголоидной расы. Во-вторых, европейские переселенцы, в большинстве своем уроженцы Испании и Португалии, но много было и итальянцев, арабов, немцев, русских, евреев, поляков и др. В-третьих, это негроиды – потомки рабов, завезенных из Африки для работы на плантациях. Все крупные страны Латинской Америки имеют смешанный расовый состав. Помимо представителей больших рас, здесь много людей, относящихся к переходным расам. Напомним, что переходные расы – это метисы, мулаты и самбо.

Население любой латиноамериканской страны представляет собой мозаику различных расовых типов. Белое население, называемое в Латинской Америке креолами , количественно преобладает в странах равнинных, островных и самых южных – в Уругвае, Аргентине, Бразилии, Коста-Рике, на Кубе.

Индейская культура смогла сохраниться лишь в труднодоступных частях континента – в горных странах и бескрайних джунглях Амазонии и Ориноко. Именно сюда были оттеснены европейцами из более комфортных районов проживания индейские этносы. Поэтому сейчас метисы и индейцы преобладают в населении горных и внутриконтинентальных стран Центральной и Южной Америки – это Мексика и Гондурас, Панама и Венесуэла, Колумбия и Чили, Парагвай и Сальвадор. Самые индейские страны – Перу и Боливия. Здесь доля индейцев превышает 40 %, а индейские языки кечуа и аймара, наряду с испанским, имеют официальный статус.

Негроиды и мулаты наиболее распространены в странах, расположенных на Атлантическом побережье в тропическом и экваториальном поясе – в Бразилии, Венесуэле, Колумбии (везде более 15 % населения). Абсолютное большинство они составляют на островах Вест-Индии (кроме Кубы). Всю эту территорию занимает ареал тропического плантационного сельского хозяйства, требующего тяжелого физического труда. Индейцы мало годились на место таких работников, они были маловыносливыми и часто гибли от болезней или физического истощения. Поэтому в бассейне Атлантического океана стала процветать работорговля. Африканцев либо захватывали силой, либо приобретали у местных правителей за ценные дары и везли в Новый Свет. Так как живой товар был скоропортящимся и не все рабы переносили плавание, корабли с невольниками почти никогда не огибали Южную Америку и не появлялись в Тихом океане. Самые крупные и известные рынки рабов действовали на островах ВестИндии, например на Ямайке или Гаити. Уже в XIX в. бывшие рабы стали свободными, но основная их часть продолжает относиться к беднейшим сословиям. Чернокожее население придает Латинской Америке ее неповторимый колорит. Ни красочный карнавал в Риоде-Жанейро, ни сборную Бразилии по футболу нельзя себе представить без негров и мулатов.

Этнический состав Латинской Америки

Большинство стран Латинской Америки имеют разнородный расовый состав, но однородны в этническом и религиозном отношениях. Причиной тому переселенческий характер формирования населения региона. В каждой из стран переселенческая культура (испанская, португальская, французская, британская и др.) почти полностью подавила местную индейскую. Но новые условия проживания, удаленность метрополий и пусть не такое заметное, но зато постоянное влияние культуры коренного населения привели к заметным отличиям в этническом самосознании и культурном багаже сформировавшихся в Латинской Америке народов.

Основу населения каждой страны региона составляет титульный этнос. В Бразилии это бразильцы, в Чили – чилийцы, в Боливии – боливийцы, на Кубе – кубинцы и т. д. Каждый из этих этносов имеет сложный расовый состав. Например, 54 % бразильцев – европеоиды, 20 % – мулаты, 19 % – метисы, и около 6 % – негроиды. Все самые большие этносы Латинской Америки, кроме бразильцев, родственны друг другу. Ведь они сформировались на основе традиций иберийской культуры, испанского языка, католической религии. Аргентинец может легко понять кубинца, а перуанец мексиканца, поэтому так легко проходит культурная интеграция народов региона. Артисты и музыканты, художники и писатели из одной латиноамериканской страны чувствуют себя желанными гостями в другой.

Большую долю в этническом составе населения Гайаны образуют выходцы из Индии и Пакистана, а в Суринаме – яванцы и другие народы Индонезии, попавшие на территорию континента в колониальный период как законтрактованные рабочие.

Испанский язык в Латинской Америке

Ареал распространения испанского языка охватывает не только территорию Испании, но и большинство государств Латинской Америки, кроме Бразилии и группы мелких островных государств. В качестве официального испанский признан в 21 стране, в том числе в Испании, Мексике (только здесь на испанском говорит больше 100 млн), Аргентине, Колумбии, Венесуэле, Перу, Боливии, Эквадоре, Чили, Уругвае, Парагвае, Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Никарагуа, Коста-Рике, Панаме, Доминиканской Республике, на Кубе. Около 40 млн испаноязычных проживает в США, главным образом в юго-западных и южных штатах. Испанский язык – один из рабочих языков интеграционных объединений Латинской Америки: Организации Американских государств, МЕРКОСУР, Центральноамериканского общего рынка и др.

Роль католицизма в Латинской Америке

Ведущее вероисповедание в Латинской Америке – католицизм, этого направления христианства придерживается 86 % населения региона.

Римско-католическая церковь поощряет рождаемость. Это проявляется как в запрете на аборты, признании недопустимости однополых браков, негативном отношении к разводам, так и в стимулировании многодетности. Возрастно-половые пирамиды католических стран часто легко узнать по остроконечным очертаниям и широким основаниям. Страны Латинской Америки, относительно недавно вступившие в стадию демографического перехода, во второй половине ХХ в. резко увеличили свое население. Теперь почти 250 млн католиков проживает всего лишь в двух странах Нового Света – Бразилии и Мексике (табл. 6). Это лишь немногим меньше численности европейских католиков. Демографический центр тяжести Римско-католического мира стремительно смещается через океан, в Латинскую Америку. Не случайно в марте 2013 г. архиепископ Буэнос-Айреса, аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо был избран 266-м Папой Римским. Впервые в истории Римскокатолической церкви понтификом стал неевропеец и иезуит, который также впервые принял папское имя Франциск.

Таблица 6

Распределение католиков по регионам мира, 2005 г.

Таблица 7

Самые крупные католические общины мира

Примечание. Курсивом выделены страны Латинской Америки.

Южная природа – горячее солнце, теплое море, яркая растительность сформировали личные качества представителей католических народов – экспансивность, коммуникабельность, гордость, уверенность в себе, стремление жить широко. Католицизм поддерживает семейные ценности и патриархальные устои, подозрительно относится к новациям в общественной жизни. Именно такой мы и представляем жизнь латиноамериканцев. Жизнь, в центре которой, причем в буквальном смысле – на центральных площадях городов и поселений, находится католический храм. Латинская Америка удивляет в современном, во многом уже атеистическом, мире высоким процентом верующих и массовостью посещения богослужений.

Католицизм в Латинской Америке порой тесно сращен с дожившими до наших дней индейскими и африканскими культами, верой в духов, магическими ритуалами. Например, в Бразилии в ходу афро-христианский культ макумба . Но гораздо более известен в мире мистический афро-христианский культ вуду , распространенный в Гаити и на Кубе. Еще одна афро-христианская система верований – растафарианство – зародилась на Ямайке в среде бывших невольников-африканцев. Приверженцы этого культа – растафари, или растаманы, считают, что представители белой расы неверно восприняли христианское Священное Писание и узурпировали его толкование. Выход им видится в возвращении к «золотому веку» черной расы. Растаманы воспринимают как землю обетованную Эфиопию – древнейшую христианскую страну Тропической Африки, обожествляют эфиопскую императорскую фамилию (династия Соломонидов, считавшая своим родоначальником царя Соломона), широко используют цвета эфиопского флага – красный, желтый и зеленый. Благодаря музыкальному стилю регги движение растафари распространилось по всему миру, во многом утеряв свою религиозную и расистскую основу.

Индейское влияние в культуре Латинской Америки

В последние десятилетия в Латинской Америке стали входить в моду индейские традиции в культуре. Все настойчивее они стали проникать в архитектуру, музыку, живопись. Индейские элементы в живописи впервые закрепились в начале ХХ в. в Мексике. Наиболее ярко они проявились в росписях-муралях. Мураль (от исп. muro – стена) – изображенная на всей плоскости стены картина, выполненная в виде фрески, граффити или другой разновидности монументальной живописи. Непревзойденным мастером настенной живописи признан мексиканский художник Давид Сикейрос (1896–1974). Его гигантские мурали – быть может, самое яркое и самобытное, что отличает Мехико от других городов мира. Всемирную известность получили его соотечественники – живописцы Диего Ривера и Фрида Кало.

Приоритет в изобретении танго оспаривают аргентинцы и уругвайцы, равно как и национальную принадлежность «отца танго», прославленного гитариста и певца Карлоса Гарделя. Его тонкий профиль смотрит со стен ресторанов и баров Буэнос-Айреса и Монтевидео. Танго родилось как мятежный вызов обездоленных, смелых и мужественных людей, которых не сломила жизнь. Ханжеская мораль объявила непристойным танец, исполнявшийся партнерами на дистанции метра друг от друга. Запрещенный властями танец ушел в подполье, вернулся в городские предместья, откуда он начал свое победное шествие. Но в это время танго уже танцевала вся Европа. Высший свет Монтевидео познакомился с танго лишь после гастролей одной парижской труппы.

Источники информации

1. Кайсарова Л.И. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М., 2009.

2. Аргентинское танго в России и странах СНГ: www.nuevo.ru

3. Бразилия и бразильцы глазами русских: www.brasileiro.ru

Вопросы и задания

1. Чем объясняется размещение негроидного населения и мулатов преимущественно вдоль побережья Атлантического океана?

2. Почему негроидов и мулатов так мало в странах Южного Конуса Латинской Америки: Аргентине, Уругвае, Чили?

3. Какие страны Латинской Америки можно отнести к самым индейским? Почему именно там сложился такой состав населения?

4. Сделайте сообщение о каком-нибудь произведении культуры Латинской Америки (литература, музыка, живопись, скульптура, архитектура). Укажите в нем характерные черты культуры региона.

История стран этого континента изобилует яркими историческими личностями

Наши соотечественники, не в пример иностранным гражданам, обожают обсуждать политические темы. О самих себе мы говорим, что, дескать, русские на работе говорят о женщинах, а дома о политике. В годы советской власти местом такой «политической активности» были кухни, где обсуждались все проблемы мироздания. Нынче масштабы кухни выросли до мегаразмеров интернета. И одной из постоянных тем дискуссий остается роль личности в истории, ее влияние на жизнь народа. Тема - бездонная и вечная.

Марксизм трактовал ее просто и безапелляционно, дескать, личность - речь всегда шла о личности, вознесенной на вершину власти - выражает интересы, надежды и чаяния самых широких народных масс, то есть общества, народа. Именно так писал Г. Плеханов в канонической статье «К вопросу о роли личности в истории». Но такая трактовка никак не вязалась с вопиющей правдой жизни, которая неумолимо убеждала нас: личности радикальным образом влияют на ход истории, ускоряя или замедляя его, формируют менталитет целых наций. Масштаб исторической личности оказывается таким фактором, который иной раз воздействует на целые эпохи - Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон, Сталин… Чем измеряется этот масштаб? Почему, как поется в песне, исторические мгновения, «свистящие у виска» одним личностям несут бессмертье, а другим позор и бесчестье?

Наверное, не я один был поражен чудовищным оскудением качества «исторической» личности к концу советской эпохи. По сей день нельзя без недоумения слушать разглагольствования М. Горбачева о политике, в которой он оказался законченным неумехой, отвергнутым народом. Да и практически все тогдашнее Политбюро дало пример политической деградации. Из «коммунистов» все превратились в одночасье в «демократов», из интернационалистов - в жгучих националистов… Разумеется, место им будет отведено на помойке истории. И в то же время такая личность, как Че Гевара, несмотря на неудачу всех его инициатив и трагический конец, стала почти мировым символом молодежи.

Мои друзья и знакомые, знающие, что мне довелось работать почти 15 лет в странах Латинской Америки, общаться, в том числе, и с Че Геварой, нередко спрашивают, почему история стран этого далекого континента изобилует яркими историческими личностями, в то время как другие регионы испытывают их явный дефицит? Иной раз я ограничиваюсь рассказом об одном эпизоде, связанном с Эрнестом Че Геварой, который впервые попал в СССР поздней осенью 1960-го. Мне довелось тогда работать рядом с ним в качестве переводчика. Популярность его зашкаливала все мерки. Мои многочисленные коллеги-«латиноамериканисты» очень просили организовать для них отдельную встречу со знаменитым партизаном. Это совпало с его желанием «посидеть в домашней обстановке с простыми советскими людьми». Однажды мы все собрались за столом в однокомнатной квартире в высотном доме на Котельнической набережной, и главным вопросом к именитому гостю был: «Выстоит ли кубинская революция?». Ответ его запомнился навсегда:

«Я не знаю, выстоит ли она или нет, но я сделаю все, чтобы она победила. Если случится непоправимое, то не ищите меня среди людей, которые найдут убежище в иностранных посольствах. Ищите меня среди тех, кто с автоматом в руках погибнет на баррикадах, защищая свой идеал!».

Вот он, ключ к ответу на вопрос, почему Латинская Америка породила так много героев.

Цельность личности, нераздельность слов и поступков, верность принципам, которыми изначально руководствовалась историческая личность, безоговорочная и бескомпромиссная борьба за высокие, публично заявленные национальные идеалы - основа исторического бессмертия. В странах Латинской Америки больше, чем в других регионах мира, живут в психологии народов традиции благородства коренного населения - индейцев, и занесенные из Европы элементы рыцарства. Население этого огромного и бурно развивающегося континента почти единодушно в отрицании понятия «открытие Америки». В 1992-м, когда мир отмечал 500-летие прибытия каравелл Христофора Колумба к берегам нынешней Доминиканской республики в Латинской Америке, это событие назвали «Встречей двух культур». В 2004-м в Венесуэле было решено назвать день 12 октября - дата высадки моряков Колумба на землю Америки - «Днем сопротивления индейцев», потому что испанцы приплыли в чужую страну отнюдь не с добрыми намерениями, а как завоеватели. В Южной Америке к моменту появления там Колумба существовали развитые государства и сложившиеся цивилизации - инков и ацтеков - со своими законами, нравами и обычаями. Уничтожение их европейскими завоевателями остается величайшим преступлением перед человечеством. Теперь ученые по крохам пытаются восстановить картину варварски разрушенных цивилизаций.

При защите своих отечеств лидеры индейских государств дали образцы, с одной стороны, мужества, а с другой - наивности, вытекавшие из их понимания сущности межчеловеческих отношений.

Например, гибель инкского государства была предопределена тем, что в языке инков даже отсутствовали слова «обман», «вероломство», ибо не было в их жизни таких понятий.

Испанский конкистадор Франсиско Писарро имел под командой «армию» в составе всего 150 пехотинцев, 67 кавалеристов, 2 пушек и 3 солдат с огнестрельным оружием. Ему противостояла армия численностью в сотню тысяч человек. Но он просто обманул императора инков Атауальпу, пригласив его безоружного на переговоры. Тот доверчиво прибыл в испанский лагерь, где его свита была безжалостно изрублена, а сам император оказался пленником. Такое вероломство было просто немыслимо у инков.

За освобождение императора испанцы потребовали, чтобы индейцы наполнили золотом комнату площадью в 35 квадратных метров и высотой в 2,2 метра. Простодушные индейцы почти выполнили ультиматум, но кровожадный Писарро все-таки велел казнить на гарроте 33-летнего Атауальпу, опасаясь, что его освобождение мобилизует индейцев на борьбу. В памяти народа их вождь-страдалец остался умным и благородным узником чести. Он за месяц освоил испанский язык, научился обыгрывать в шахматы своих тюремщиков, стоически принял смерть. А Ф. Писарро стал образцом вероломного предательства и неслыханной жестокости, лжецом. Он был убит там же, в Перу, сыном одного из своих ближайших сподвижников.

Похожая трагедия разыгралась и в Мексике, где завоеватель Эрнан Кортес несколько лет вел войну с ацтеками. Силы были неравными, потому что к испанцам примкнули многие индейские племена, враждовавшие с ацтеками, но защитники города Теночтитлан - так назывался тогда город Мехико - дрались до последней капли крови. Когда их император Монтесума призвал покориться завоевателям, они прикончили его, закидав камнями. Борьбу возглавил его племянник Куаутемок, который и стал национальным героем нынешней Мексики. Он сопротивлялся до конца, но все-таки попал в плен и был подвергнут испанцами жесточайшим пыткам. Его ноги положили на жаровню с раскаленными углями и требовали указать место, где было спрятано золото. Он молчал. Рядом таким же образом пытали его приближенного, который громко стонал и просил выдать испанцам тайну. Куаутемок, презиравший испанцев за их жадность к золоту, только ответил: «Неужели ты думаешь, что я возлежу на розах?». Он был казнен, но его статуя украшает одну из центральных площадей столицы Мексики, а легенды о его борьбе и гибели знает каждый юный житель страны...

Президенты латиноамериканских стран, в жилах которых текла или течет индейская кровь, неизменно доставляют головную боль внешним и внутренним врагам своих народов.

В Мексике, например, в 1861-м президентом был избран Бенито Хуарес, чистокровный индеец из штата Оахака. Он был настолько талантлив, что, несмотря на свое происхождение и необычайно маленький рост в 135 сантиметров, стал одним из самых выдающихся политических деятелей своей страны и всей Латинской Америки. Он прославился тем, что был вынужден противостоять тройственной военной интервенции Англии, Франции и Испании, которые под предлогом принудительного взыскания долгов высадили свои вооруженные силы, оккупировали большую часть страны. А французы даже привезли одного из отпрысков Габсбургов - Максимилиана - и объявили его императором Мексики. Шесть лет упорный Бенито Хуарес вел неравную войну с интервентами, которые не выдержали, наконец, давления и были вынуждены эвакуироваться. Злосчастный «император» был окружен и взят в плен. Суд приговорил его к смерти. Сколько не просили за него европейские монархи и сам папа Римский, Бенито Хуарес был непреклонен: «Мы расстреливаем не личность Максимилиана, а саму идею монархии в Мексике!».

Ныне в Венесуэле пост президента занимает Уго Чавес - тоже индеец по происхождению. Он так же упорен и непреклонен в достижении поставленных задач, как и его далекие предки. Это уже часть национального характера. Секрет его политической живучести заключается в том, что он поднял к общественной жизни подавляющее большинство сограждан, сблизил власть с простыми людьми, положил конец многолетнему разрыву между народом и власть имущими. В ответ на обвинения его в диктаторских замашках Уго Чавес резонно отвечает, что выиграл все выборы - президентские, парламентские, муниципальные, которых на его долю досталось больше, чем любому другому главе какой-либо латиноамериканской страны. Он даже победил на референдуме, который позволяет ему выставлять свою кандидатуру на пост президента страны неограниченное число раз. Такого результата можно добиться, только если политик действительно пользуется поддержкой большинства народа. Он опирается исключительно на демократические процедуры, а вот его многочисленные противники плетут против него заговоры антиконституционного характера.

Под стать ему президент соседней Боливии Эво Моралес - также первый индеец, аймара, который за 400 лет истории страны занял высший государственный пост. Ему выпало решать тяжелейшие застарелые проблемы, унаследованные от предшественников. Тут и иностранное засилье в экономике Боливии, пугающее социальное неравенство, угроза раскола страны, противоречия между коренным индейским населением и влиятельным белым меньшинством. По своей политической нестабильности и числу государственных переворотов Боливия являлась чемпионом среди государств Латинской Америки. Эво Моралес уже шестой год руководит неспокойной страной. Его мандат истекает в 2015-м.

Вместе с Венесуэлой и Кубой Боливия входит в ядро новой политической организации «Боливарианская альтернатива для Латинской Америки» - АЛБА, которая выступает за консолидацию стран континента на основе независимости от США, на базе повышенной социальной ответственности правительств перед своими народами.

Немало героев Латинской Америки вышло из особого этнического слоя, который известен под названием «креолы». Как правило, под ними понимаются испанцы, родившиеся и навсегда оставшиеся жить в странах Латинской Америки.

Среди испанских конкистадоров было немало вульгарных грабителей и жестоких бандитов, которые ставили своей целью только быстрое обогащение. Но, кроме них, в Новый Свет приезжали и те, кто хотел навсегда обосноваться там, подальше от удушающей власти Испании. В течение всего колониального периода, длившегося почти 300 - а для Кубы 400 - лет креолы оставались в Латинской Америке в дискриминируемом положении. На все высшие и наиболее хлебные посты в колониальной администрации приезжали чиновники из метрополии. В то же время вся реальная экономика развивалась усилиями креолов и коренного индейского населения. Креолы были, как правило, образованными людьми, они нередко ездили в Европу, следили за мировой политикой. Для них сильным стимулом для борьбы за свободу стало освобождение Соединенных Штатов от британской колониальной зависимости. Они ждали лишь благоприятного момента, который наступил в 1810-м, когда Испания подверглась наполеоновскому нашествию, и ее власть в колониях пришла в замешательство. Вот тогда креолы подняли знамя национально-освободительной войны. Восстания вспыхивали то там, то здесь. В Мексике их возглавили священники Мигель Идальго и Хосе Морелос, в Аргентине - Сан-Мартин, но все-таки самым знаменитым руководителем борьбы с Испанией стал Симон Боливар, родившийся в зажиточной креольской семье в городе Каракас и в юности поклявшийся посвятить всю свою жизнь делу освобождения Латинской Америки от испанского колониального ига. Проявляя недюжинную энергию и волю, он, начиная с 1810-го, постоянно формировал армии для разгрома испанских сил, терпел поражения и одерживал блистательные победы. Театром его военных и политических операций были территории нынешних Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии - страны, названной в 1825-м его именем.

Ему удалось нанести испанцам решающее поражение и положить конец колониальному периоду в континентальной части Латинской Америки. По ходу борьбы с колонизаторами Боливар стал инициатором отмены рабства на освобожденных территориях, принял закон о наделении землей солдат освободительной армии, стремился создать систему демократического устройства. Во внешней политике его главной целью было создание единой конфедерации всех молодых латиноамериканских государств. Для этого он созвал в Панаме в 1826-м конгресс, к сожалению, окончившийся неудачей. Потому что после освобождения от ига Испании заработали в полную мощь сепаратистские устремления отдельных военачальников и местных вождей, которые обвиняли Боливара в «наполеонстве», «диктаторских замашках». Боливар отказался от всех постов, удалился в провинциальный город Картахена и там умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.

Знаменитый колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркес посвятил последним годам жизни Боливара роман «Генерал в своем лабиринте», где с глубокой симпатией пишет о трагедии великого Освободителя, непонятого своим поколением.

Имя Симона Боливара окружено героическим ореолом, недаром Уго Чавес назвал нынешнюю Венесуэлу «Боливарианской республикой». Однако с его именем, кстати, связаны и трагикомические казусы, в которые попадала советская дипломатия в странах Латинской Америки. Дело в том, что в свое время «Британская энциклопедия» поручила искавшему заработки Карлу Марксу написать несколько статей на букву «Б». В их числе оказались «Боливар», «Бородино» и другие. Не очень шибко подкованный в истории Карл Маркс лихо настрочил требуемые статьи, где нехватку эрудиции компенсировал эмоциональными оценками. Симона Боливара он разодрал в пух и прах, назвав его в итоге «трусливой сволочью». Поскольку советские дипломаты не смели подвергать сомнению оценки «классика», то неосторожно стали цитировать его. Это вызвало массовые уличные протесты у зданий наших посольств в Колумбии, наших дипломатов забрасывали тухлыми яйцами и гнилыми фруктами.

Если бы наш читатель ознакомился со статьей Карла Маркса «Бородино», то у него от обиды появилось бы такое же желание...

Череда героев из числа креолов продолжилась до Фиделя Кастро, отец которого был солдатом испанской колониальной армии, попавшим на Кубу для подавления национально-освободительной борьбы. Но, в конце концов, полюбившим кубинскую землю и кубинский народ и оставшимся там навсегда, где его дети - Фидель и Рауль - стали руководителями глубокой национально-освободительной и социальной революции под лозунгом «Родина или смерть!».

История Латинской Америки окрашена непримиримостью противостоявших сил, что определяло ожесточенность борьбы между ними и обилие трагических развязок. В борьбе за национальное и социальное освобождение патриотическим силам приходилось вступать в схватку с очень сильными, превосходящими их по своей мощи врагами. Сначала это были испанские завоеватели и колонизаторы, а потом США, заявившие через доктрину Монро в 1823-м свои претензии за господство в Западном полушарии. При явном неравенстве сил победу мог принести только героизм, самоотверженность и жертвенность.

Такая ситуация рождает героев. Помните, Владимир Высоцкий сожалел о том, что у нас «буйных мало», то есть героев?

Блестящим примером таких «буйных» в Латинской Америке был, например, Аугусто Сандино, простой, даже неприметный рабочий золотодобывающей шахты на севере Никарагуа. Вся политическая школа его заключалась в шестилетнем проживании в Мексике, где в 1918-м победила довольно радикальная буржуазно-демократическая революция с сильным антиимпериалистическим уклоном, оказавшая на него большое влияние. Когда в 1920-е годы началось движение за освобождение Никарагуа от многолетней американской оккупации, А. Сандино принял в ней активное участие, сформировав вооруженный отряд из крестьян и рабочих. Вскоре выяснилось, что американцам удалось прикормить и припугнуть «штатных» лидеров патриотов, согласившихся на прекращение борьбы с оккупантами. Вот тогда и настал звездный час Аугусто Сандино. Он со своими товарищами отказался от компромисса с американцами и объявил им войну до победного конца. Семь лет партизаны сражались с оккупантами, оставаясь неуязвимыми благодаря поддержке населения и непроходимым джунглям Центральной Америки. Ни угрозы, ни посулы не действовали на этого выдающегося вождя повстанцев. Пришлось американцам убираться из Никарагуа, чтобы спасти свое лицо. Но они оставили там марионеточное правительство, главную роль в котором играл их ставленник Анастасио Сомоса - будущий кровавый диктатор, тогда рядившийся в патриотические перья. А. Сандино поверил, что с уходом армии оккупантов завершена его историческая миссия. Он распустил в 1934-м свою армию, и доверчиво приехал в столицу страны Манагуа для уточнения деталей установления национального мира. Здесь его предательски схватили подручные А. Сомосы и по его приказу убили.

Аугусто Сандино остался примером «химически чистого» патриота. Прошли годы, и в 1979-м в Никарагуа победили его последователи в лице Сандинистского фронта национального освобождения. Сам диктатор А. Сомоса был убит. Это про него даже либеральный Франклин Рузвельт сказал: «Сомоса - сукин сын, но он наш сукин сын!».

Много фильмов и книг посвящены мексиканскому вожаку крестьянских революционных масс Франсиско Вилье, которого чаще всего зовут по-народному «Панчо Вильей». Малограмотный крестьянин сумел сформировать в годы революции 1910-1918 годов мощную «Северную дивизию», наводившую ужас на помещиков-латифундистов. Он был на редкость харизматической личностью, эдаким Робин Гудом, защитником интересов и прав униженных и оскорбленных. Во всех исторических справочниках непременно указывается, что он вторгся на территорию США и атаковал пограничный город Колумбус, но не расскажут, что его толкнуло на это. В 1916-м в этом городишке местный богатый плантатор нанял мексиканцев-гастарбайтеров чистить бензохранилище. Сам американец стоял рядом и бросил в резервуар непотушенный окурок сигары. Раздался взрыв, вспыхнул пожар, в котором сгорели несколько соотечественников Панчо Вильи.

Тогдашнее правительство Мексики ничего не сделало для защиты интересов своих граждан, и Панчо Вилья решил своими силами отомстить американцам за гибель братьев.

Он атаковал Колумбус, убив несколько представителей власти.

Вашингтон пришел в ярость. Наплевал на все нормы международного права и отправил в Мексику карательную экспедицию во главе с генералом Першингом. Целый год колесила американская армия по пустыням северной Мексики в погоне за Панчо Вильей, но население надежно укрывало своего любимца. Так и вернулись американцы с пустыми руками. Панчо Вилья был предательски убит в 1923-м, когда уже отошел от военных забот и занимался строительством сельскохозяйственного кооператива, объединившего 2 тысячи его бывших боевых соратников.

Невероятное политическое мужество и жертвенность проявил и чилийский президент Сальвадор Альенде. Он стал руководителем страны не в результате народного восстания или верхушечного переворота. Нет!

Его избрали совершенно демократическим путем, в строгом соответствии с законами страны. Но как только он посягнул на интересы американских горнорудных компаний, национализировал добычу и переработку меди, на него обрушился шквал ярости Вашингтона.

Чили стала объектом экономической и финансовой блокады, а ее президент - кандидатом на свержение или убийство. ЦРУ накопило большой опыт по части поиска нужных им палачей. В Чили на эту роль был определен генерал Пиночет, который и совершил предательский переворот против законного президента в сентябре 1973-го. Сальвадор Альенде погиб во время штурма дворца Ла Монеда. Официальная версия гласит, что он покончил жизнь самоубийством, хотя не исключено, что его застрелили путчисты.

И вновь, по прошествии времени, Сальвадор Альенде причислен к сонму мучеников за интересы своей родины и народа, а Пиночет оказался в конце жизни под судом за преступления, совершенные им в период его диктатуры.

Мартиролог латиноамериканских патриотов велик. Все они были порождены необычными историческими условиями, в которых формировались страны этого континента, питались его славными традициями, руководствовались великими целями национального и социального блага. Потому без оглядки и шли до самого смертного вздоха. Все они принадлежат к орлиному племени, к тем, кого в Библии называли «солью земли».

Специально для Столетия

Диктатуры, перевороты, революции, жуткая бедность одних и фантастическое богатство других, а вместе с тем - буйное веселье и оптимизм простых людей. Именно так вкратце можно описать большинство стран Латинской Америки в XX веке. Да и не стоит забывать про удивительный синтез различных культур, народов и верований.

Парадоксы истории и буйный колорит вдохновили многих писателей этого региона на создание подлинных литературных шедевров, обогативших мировую культуру. О наиболее ярких произведениях мы и поговорим в нашем материале.

Капитаны песка. Жоржи Амаду (Бразилия)

Один из главных романов Жоржи Амаду , самого известного бразильского писателя XX века. «Капитаны песка» - это история банды детей-беспризорников, промышлявших воровством и разбоем на территории штата Баия в 1930-х годах. Именно эта книга легла в основу фильма «Генералы песчаных карьеров», пользовавшегося огромной популярностью в СССР.

Адольфо Бьой Касарес (Аргентина)

Самая известная книга аргентинского писателя Адольфо Бьой Касареса . Роман, ловко балансирующий на грани мистики и научной фантастики. Главный герой, спасаясь от преследования, попадает на далекий остров. Там он встречается со странными людьми, не обращающими на него ровным счетом никакого внимания. День за днем наблюдая за ними, он узнает, что все происходящее на этом клочке земли - давным-давно записанное голографическое кино, виртуальная реальность. И покинуть это место невозможно... пока работает изобретение некоего Мореля.

Сеньор Президент. Мигель Анхель Астуриас (Гватемала)

Мигель Анхель Астуриас - лауреат Нобелевской премии по литературе за 1967 год. В своем романе автор изображает типичного латиноамериканского диктатора - Сеньора Президента, в котором отражает всю суть жестокого и бессмысленного авторитарного правления, направленного на собственное обогащение за счет притеснения и запугивания простых людей. Эта книга о человеке, для которого править страной - значит грабить и убивать ее жителей. Вспоминая диктатуру того же Пиночета (и других не менее кровавых диктаторов), мы понимаем, насколько точным оказалось это художественное пророчество Астуриаса.

Царство Земное. Алехо Карпентьер (Куба)

В своем историческом романе «Царство Земное» кубинский писатель Алехо Карпентьер рассказывает о таинственном мире жителей Гаити, жизнь которых неразрывно связана с мифологией и магией Вуду. По сути, автор нанес на литературную карту мира этот бедный и загадочный остров, в котором магия и смерть переплетаются с весельем и танцами.

Зеркала. Хорхе Луис Борхес (Аргентина)

Сборник избранных рассказов выдающегося аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса . В своих новеллах он обращается к мотивам поиска смысла жизни, истины, любви, бессмертия и творческого вдохновения. Мастерски пользуясь символами бесконечности (зеркалами, библиотеками и лабиринтами), автор не столько дает ответы на вопросы, сколько заставляет читателя задуматься над окружающей его действительностью. Ведь смысл не столько в результатах поиска, сколько в самом процессе.

Смерть Артемио Круса. Карлос Фуэнтес (Мексика)

В своем романе Карлос Фуэнтес рассказывает историю жизни Артемио Круса - бывшего революционера и соратника Панчо Вильи, а ныне одного из богатейших магнатов Мексики. Придя к власти в результате вооруженного восстания, Крус начинает неистово обогащаться. Чтобы утолить свою алчность, он не брезгует прибегать к шантажу, насилию и террору в отношении всех, кто встает у него на пути. Эта книга о том, как под влиянием власти отмирают даже самые высокие и благие идеи, а люди меняются до неузнаваемости. По сути, это своеобразный ответ «Сеньору Президенту» Астуриаса.

Хулио Кортасар (Аргентина)

Одно из самых известных произведений постмодернистской литературы. В этом романе знаменитый аргентинский писатель Хулио Кортасар рассказывает историю Орасио Оливейры - человека, находящегося в сложных отношениях с окружающим миром и размышляющего о смысле собственного существования. В «Игре в классики» читатель сам выбирает сюжет романа (в предисловии автор предлагает два варианта прочтения - по специально разработанному им плану или по порядку глав), и непосредственно от его выбора и будет зависеть содержание книги.

Город и псы. Марио Варгас Льоса (Перу)

«Город и псы» - автобиографический роман известного перуанского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 2010 года Марио Варгаса Льосы . Действие книги разворачивается в стенах военного училища, где из детей-подростков пытаются сделать «настоящих мужчин». Методы воспитания просты - сперва сломать и унизить человека, а затем превратить его в бездумного солдата, живущего по уставу.

После публикации этого антивоенного романа Варгаса Льосу обвинили в предательстве и пособничестве эквадорским эмигрантам. А несколько экземпляров его книги торжественно сожгли на плацу кадетского училища Леонсио Прадо. Впрочем, этот скандал лишь добавил популярности роману, который стал одним из лучших литературных произведений Латинской Америки XX века. Также он был многократно экранизирован.

Габриэль Гарсиа Маркес (Колумбия)

Легендарный роман Габриэля Гарсиа Маркеса - колумбийского мастера магического реализма, лауреата Нобелевской премии по литературе 1982 года. В нем автор рассказывает 100-летнюю историю захолустного городка Макондо, стоящего посреди джунглей Южной Америки. Эта книга признана шедевром латиноамериканской прозы XX века. По сути, в одном произведении Маркесу удалось описать целый континент со всеми его противоречиями и крайностями.

Когда хочется плакать, не плачу. Мигель Отеро Сильва (Венесуэла)

Мигель Отеро Сильва - один из крупнейших писателей Венесуэлы. Его роман «Когда хочется плакать, не плачу» посвящен жизни троих молодых людей - аристократа, террориста и бандита. Несмотря на то, что у них разное социальное происхождение, всех их объединяет одна судьба. Каждый находится в поиске своего места в жизни, и каждому суждена смерть за свои убеждения. В этой книге автор мастерски рисует картину Венесуэлы времен военной диктатуры, а также показывает нищету и неравенство той эпохи.